Правоохранительные органы - это особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотренном законом порядке с применением в необходимых случаях юридических мер воздействия в целях укрепления законности, предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону .
Органы выполняющие правоохранительную деятельность и их функции:
- · Суд - правосудие;
- · Прокуратура - прокурорский надзор;
- · Органы предварительного расследования - выявление и расследование преступлений;
- · Органы юстиции - организационное, материально - техническое обеспечение судов и управление в области юстиции и др.;
- · Нотариат - совершение нотариальных действий.
Правоохранительной является и деятельность адвокатуры, ее также включают в систему органов правоохраны, хотя она и не является государственным учреждением, но ее деятельность носит публично-правовой характер, имеет конституционное значение и обеспечивает охрану прав и законных интересов физических и юридических лиц. Основной правоохранительной функцией адвокатуры является оказание юридической помощи и защиты .
Ведущее место в осуществлении правоохранительной деятельности занимает суд.
От имени государства с соблюдением определенной юридической процедуры суд окончательно разрешает споры (конфликты), связанные с применением или исполнением норм права, применяет в необходимых случаях меры государственного воздействия (принуждения) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы. Ведущая функция суда - всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст.5 судебную систему РБ составляют:
- · Конституционный суд РБ - орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
- · Общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;
- · Хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства;
В соответствии со ст. 3 : «Правовую основу судоустройства и статуса судей составляют Конституция РБ, данный Кодекс и иные законодательные акты РБ».
Именно суд - единственный из всех органов, занимающихся правоохранительной деятельностью, окончательно судит о праве, окончательно от имени государства решает вопрос о виновности привлеченных к уголовной ответственности лиц и их наказании. Суд завершает процессуальную деятельность органов дознания и предварительного расследования, определяет конечный результат. Суд восстанавливает нарушенное право, возмещает причиненный противоправной деятельностью ущерб, обеспечивает неотвратимость ответственности за содеянное .
Прокуратура Республики Беларусь - это система органов, на которые Конституцией РБ возложено осуществление особой формы государственной деятельности - надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов .
Прокурорский надзор - основная функция органов прокуратуры, это осуществляемая от имени государства деятельность уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения законов путем выявления и своевременного устранения нарушений законов, привлечения виновных к установленной законом ответственности .
Особенности деятельность прокуратуры, определяющие ее специфику:
Во-первых, прокурорский надзор осуществляется от имени государства . В отличие от контрольной деятельности других государственных органов, прокурорский надзор за исполнением законов распространяется и на законность деятельности контролирующих и правоохранительных органов и осуществляется с использованием полномочий, которыми наделяются только органы прокуратуры.
Во-вторых, ограниченность полномочий, организационная либо процессуальная подконтрольность основным ветвям власти. Основное правомочие прокурора - выявить нарушение закона - поставить вопрос об ответственности нарушителя, защитить невиновного.
Основные направления прокурорской деятельности :
- 1)Надзор:
- · За исполнением законов органов власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);
- · За исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- · За соответствием закону судебных решений, за соблюдением законодательства при их исполнении;
- · За исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
- 2) Координация правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью;
- 3) Предварительное следствие в случаях, предусмотренных УПК;
- 4) Участие в рассмотрении дел судами, поддержание государственного обвинения .
Организация и порядок деятельности органов прокуратуры, и полномочия прокуроров определяются Конституцией РБ, Законом РБ «О прокуратуре» РБ, другими законодательными актами РБ (УПК, ГПК, ХПК и др.), а также приказами и указаниями Генерального прокурора РБ.
Статья 16 устанавливает в РБ трехзвенную систему органов прокуратуры, образуемую территориальными и специализированными прокуратурами.
Система территориальных прокуратур РБ соответствует административно-территориальному делению РБ и включает прокуратуры областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением нормативных правовых актов на территории нескольких районов.
К числу специализированных прокуратур относятся: военная и транспортная прокуратура.
Органы дознания и следствия.
Органы предварительного расследования - специальные государственные органы и должностные лица, содержанием деятельности которых является выявление, раскрытие и расследование преступлений, их предупреждение и пресечение .
Предварительное следствие по уголовным делам с учетом подследственности в РБ производится следователями прокуратуры органов внутренних дел РБ, Комитета государственной безопасности и органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ.
Органы дознания - уполномоченные законом государственные органы и должностные лица, задача которых - раскрытие преступлений, выявление и розыск виновных лиц, предупреждение и пресечение преступлений. Они осуществляют вспомогательное по отношению к предварительному следствию расследование.
В соответствии со ст.37 УПК органами дознания являются: органы милиции; органы государственной безопасности, командиры воинских частей, соединений; начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов; органы пограничной службы; таможенные органы; органы финансовых расследований; органы государственного пожарного надзора; капитаны морских или речных судов; командиры воздушных судов, находящихся вне пределов РБ; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РБ .
Уголовно-процессуальный закон определяет два вида дознания:
- - дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Согласно ст. 186 УПК орган дознания при наличии признаков преступления возбуждает уголовное дело.
- - дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, а также ускоренное производство, предусмотренное УПК 1999г. Орган дознания производит расследование в полном объеме, заканчивая вынесением постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд или постановления о прекращении производства по уголовному делу (ст.187, ст.191 УПК).
Органы юстиции.
В совокупности суд и правоохранительные органы образуют юстицию государства, правоведы широко используют также и понятие «уголовная юстиция». Под ней подразумевают всю систему государственных органов и должностных лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, реализации уголовного закона, начиная с получения информации о совершенном или готовящемся преступлении и заканчивая исправительными учреждениями и судебными исполнителями, исполняющими назначенное судом наказание и судебные решения.
Назначение органов уголовной юстиции - обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное преступление .
Министерство юстиции РБ является органом исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере юстиции. Свою деятельность оно строит на основе Конституции РБ и Положения о Министерстве юстиции РБ от 1 декабря 1995г.
В систему Министерства юстиции входят:
- · Управления юстиции областных и Минского городского исполкомов;
- · Государственные нотариальные конторы;
- · Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы.
В соответствии с п.3 Положения на Министерство юстиции возложены следующие основные задачи: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента и Правительства РБ; обеспечение необходимых условий для функционирования областных, Минского городского, районных (городских) судов при соблюдении принципа независимости судов и подчинения их только закону; организация исполнения судебных и иных решений, исполнение которых в соответствии с законом возложена на судебных исполнителей; государственная регистрация нормативных актов министерств, иных центральных органов управления и Национального банка РБ; представление интересов РБ в пределах своей компетенции в деятельности на международном уровне; регистрация политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, осуществление контроля за соблюдением ими их уставов; организация и развитие системы юридических услуг, работы по совершенствованию правовой информации; обеспечение кадрами судов и других органов юстиции, повышение квалификации кадров и другие .
Адвокатура - это добровольное объединение юристов, имеющих специальное разрешение (лицензию) на занятие адвокатской деятельностью и оказывающих правовую помощь на профессиональной основе гражданам и организациям, всем, кто в этом нуждается.
Согласно адвокатура определяется как независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией осуществлять профессиональную правозащитную деятельность.
Задачи адвокатуры:
- 1) Оказание квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов.
- 2) Участие в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан.
- 3) Служение принципам законности, справедливости и гуманизма.
Основные виды юридической помощи, оказываемой адвокатами:
- · Дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству;
- · Составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;
- · Осуществление представительства в судах и других органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях. Участие в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, гражданских истцов, гражданских ответчиков и иная правовая помощь . Нотариат удостоверяет сделки и имеющие правовое значение факты в целях придания им юридической достоверности (бесспорности), совершающий иные, предусмотренные законом и связанные с гражданским оборотом действия.
Согласно ст.3 Закона РБ от 18.07.2004г. № 305-З «О Нотариате и нотариальной деятельности», с изм. и доп. на 15.07.2009г. №43-3 основная задача нотариата - обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь. Нотариальная деятельность основывается на принципах законности, беспристрастности, независимости, тайны нотариального действия.
В компетенцию нотариата входит:
- · Удостоверение сделок (договоров, завещаний и др.);
- · Принятие мер по охране наследства и управлению им;
- · Выдача свидетельств о праве на наследство и о праве собственности на долю имущества в период брака;
- · Свидетельствование верности копий документов и выписок из них, подлинности подписи на документах и т.п.;
- · Удостоверение факта нахождения гражданина в живых, нахождения гражданина в определенном месте и т.п.;
- · Передача заявлений граждан и юридических лиц другим гражданам и юридическим лицам;
Совершение исполнительных надписей, протестов векселей др. .
Во все исторические периоды посредником в отношениях человека и общества выступало и выступает государство, генезис и развитие которого со всей очевидностью обнаруживают возникновение у него своеобразного «инстинкта самосохранения». Стремление государства обеспечить статус-кво существующего режима, безопасность общества и правящей элиты вызвало появление специальной функции - обеспечение правопорядка и безопасности, а в последующем повлекло организационное оформление государственных и общественных правоохранительных структур, ответственных за это важное дело. Характерной чертой органов, обеспечивающих безопасность и правопорядок, стала опора в необходимых случаях на меры государственного принуждения и насилие.
Основанием для применения насилия являлось и является право, под которым понимается любая непротиворечивая система императивов, каждый из которых подкреплен реальной силой. Право содержит особый принцип причинности, в соответствии с которым запрещенные действующим законодательством действия, если они становятся известными органам власти, вызывают их реакцию в виде наказания. Поэтому человек должен либо не совершать такие действия, либо совершать так, чтобы органы безопасности и правопорядка не узнали о них. Последние же стараются раскрыть любые действия, за совершение которых предусмотрены наказания, и сделать эти наказания неотвратимыми, как если бы они были естественными последствиями, вызванными естественными причинами.
На протяжении истории человечества проблемы обеспечения правопорядка и безопасности всегда находились в центре внимания историков, правоведов, философов, политиков, общественных деятелей и руководителей правоохранительных органов. Концепции, ключевые понятия, организационно-структурные образования и правовая основа деятельности правоохранительных структур многократно изменялись в зависимости от конкретных социально-экономических условий, криминальной ситуации, развития научно-технического прогресса, политической конъюнктуры и других факторов. Однако в современной научной литературе по многим позициям отсутствует единый терминологический ряд теории обеспечения правопорядка и безопасности, что приводит к разным пониманию и трактовке содержания тех или иных понятий. Поэтому, прежде чем приступить к изложению материала об органах, обеспечивающих правопорядок и безопасность, следует определиться с ключевым понятийным аппаратом.
Под правопорядком следует понимать закрепленный правовыми нормами порядок общественных отношений. Это одна из основных составных частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни, различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей (обычаи, нормы морали, внутренние правила организации и др.) . Правопорядок регламентируется правовыми нормами, принятыми в соответствии с установленным в данном государстве порядком. Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.
Термин «безопасность» как спокойное состояние человека, уверенного в своей защищенности от любой опасности, со стародавних времен использовался государственными деятелями и учеными.
Томас Гоббс в известном произведении «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного или гражданского» указывал, что обеспечение безопасности является главной целью государства Подобное отношение к проблеме обеспечения безопасности было присуще не только Гоббсу. В VII-XVIII вв., несмотря на определенные различия философско-правовых теорий и взглядов, в большинстве европейских стран утвердилась точка зрения, согласно которой государство имеет своей главной целью общее благосостояние и безопасность. Причем именно государство посредством системы юридических предписаний и механизма их реализации является гарантом безопасности. Поэтому безопасность стала пониматься как обеспечение состояния отсутствия реальной опасности соответствующими органами и организациями.
К XIX в. сложились две основные концепции обеспечения безопасности: первая имела в своей основе постоянный и тотальный надзор за гражданами со стороны политической полиции, наделенной широкими правами, позволявшими ей вмешиваться во все сферы жизни общества, зачастую нарушая права и свободы личности; вторая отражала буржуазные отношения и сводилась к тому, что государство обязано создавать условия для безопасности и благосостояния своих граждан и достигать подобного состояния за счет инициативы каждого из них.
В начале XX в. появляется термин «национальная безопасность», который впервые был использован в послании Президента США Конгрессу в разделе об обосновании захвата зоны Панамского канала. В дальнейшем национальная безопасность стала трактоваться как способность страны сохранять территориальную целостность, суверенность, политические, экономические, социальные и другие основы общества и выступать в качестве самостоятельного субъекта системы международных отношений.
Современное определение национальной безопасности было дано в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24; утратил силу): «Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации».
В советский период истории России получил распространение термин «государственная безопасность». Он отражал состояние незыблемости политических и экономических основ государства и общества, неприкосновенности границ страны. Авторы данного понятия исходили из того, что в СССР интересы личности были подчинены интересам общества и государства, поэтому обеспечение безопасности пролетарского государства должно было содержать надежную защиту прав и интересов трудящихся, т. е. класса, которому принадлежит власть. Любое покушение на государственные интересы, как и в эпоху Петра I, преследовалось согласно закону более сурово по сравнению с аналогичными действиями против личности. Законодательное закрепление в июле 1934 г. понятия «государственная безопасность» стало ярким признаком огосударствления общества.
В XX в. был выработан ряд определений безопасности, касающихся различных сфер:
- - безопасность внешняя - состояние защищенности жизненно важных интересов государства, т. е. конституционного строя, территориальной целостности, суверенитета, неприкосновенности и обороноспособности, от внешних угроз;
- - безопасность внутренняя - состояние защищенности от негативных социальных процессов, сил и явлений, создающих опасность для функционирования государственной власти, гармоничного развития общества, самореализации личности, экологии;
- - безопасность военная - способность государства и общества развиваться в условиях возникновения и разрешения военных конфликтов, угроз применения военной силы, развязывания военной агрессии;
- - безопасность информационная - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства в информационной среде, т. е. в сфере деятельности субъектов, связанное с созданием, преобразованием и потреблением информации (среда включает информационно-вычислительные системы разного уровня, а сфера - информационные процессы в обществе);
- - безопасность культуры - состояние защищенности системы ценностей (идей, идеалов, традиций, норм поведения и т. д.), играющих ведущую роль в процессах формирования безопасности в целом;
- - безопасность общественная - способность и возможность гражданского общества развиваться в условиях конфликтов, неопределенности, риска и реализация этих способности и возможности в реальной действительности;
- - безопасность экономическая - способность экономики нормально функционировать и развиваться в неблагоприятных условиях;
- - безопасность экологическая - сохранение и обеспечение для человека и общества здоровой окружающей среды;
- - безопасность собственная - состояние защищенности правоохранительных органов, армии, органов власти и т. д. от противоправной деятельности спецслужб иностранных государств, организованных преступных формирований и отдельных лиц во всех ее формах, способность противостоять внешним и внутренним угрозам, сохраняя работоспособность, оперативный и технический потенциал.
Если не принимать во внимание отдельные незначительные изменения, подобные подходы к определению понятия безопасности просуществовали до марта 1992 г. С принятием Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» безопасность стала трактоваться как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Таким образом, личность, ее права и жизненно важные интересы были выдвинуты на первое место, а лишь затем следуют интересы общества и государства. Жизненно важные интересы представляют совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
28 декабря 2010 г. в Российской Федерации принят новый Федеральный закон № 390-ФЗ «О безопасности». Данный Закон определил основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности РФ. В самом Законе не дано понятия безопасности. Вместе с тем по смыслу Закона можно сделать вывод, что законодатель придает одинаковое значение понятиям «безопасность Российской Федерации» и «национальная безопасность Российской Федерации».
В п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, под национальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства.
25 декабря 2014 г. Президентом РФ утверждена Военная доктрина Российской Федерации (№ Пр-2976), в которой закреплено понятие военной безопасности РФ как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.
В указанных документах понятие безопасности получило более полное толкование. По смыслу данных документов получается, что граждане РФ могут быть защищены, их конституционные права и свободы могут быть гарантированы только в суверенном, имеющем свою территориальную целостность и постоянно развивающемся государстве. От уровня экономического развития государства зависит достойное качество и уровень жизни его граждан.
В Конституции РФ - Основном законе страны употребляются термины «безопасность государства» и «государственная безопасность». Так, отмечается, что одна из важных задач Президента РФ - принятие мер по охране независимости и государственной целостности РФ (ч. 2 ст. 80). Принося присягу, вновь избранный Президент РФ клянется защищать безопасность и целостность государства (ч. 1 ст. 82). Правительство РФ обязано осуществлять меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ (п. «д» ч. 1 ст. 114). Безопасность государства представляет собой систему таких его свойств, которые обеспечивают ему возможность для развития и процветания в условиях конфликтов, неопределенности и рисков. Данные свойства охватывают все сферы жизнедеятельности государства: духовную, политическую, экономическую, военную, национальную, общественную, экологическую. Объектом безопасности государства является система ценностей, целей и интересов государства, которые отражают объективные потребности в духовном, политическом, социальном и экономическом развитии с сохранением экологического равновесия. К постоянным жизненно важным интересам государства относятся целостность территории и неприкосновенность границ, стабильность государственного и политического строя, суверенитет, гармоничное развитие общества, военная достаточность, возможности для всесторонней реализации личности.
В содержательном плане безопасность государства раскрывается через свойства составных частей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной власти), его функций (внутренних и внешних) и их реализацию в различных сферах, а также свойства процессов, обеспечивающих государству суверенитет, стабильность конституционного строя, территориальную целостность. Составными элементами безопасности государства являются военная, государственная, информационная, политическая, экономическая, общественная и экологическая безопасность.
- См.: Большой юридический словарь / под ред. Л. Я. Сухарева и др. М., 1998.С. 526.
- См.: Гоббс Т. Соч.: в 2 т. М„ 1991. Т. 2. С. 129.
Понятие и общая характеристика органов правопорядка в РФ
Важнейшей задачей любого государства, воспринятой им на себя на самом высоком законодательном уровне, выступает задача обеспечения общественной безопасности и общественного порядка. При этом с учетом сложности такой задачи, для современных государств характерно наличие сложной, разветвленной системы органов правопорядка, деятельность которых преимущественно направлена именно на обеспечение обозначенных выше задач.
Определение органов правопорядка, или как их принято наименовать в специальной литературе – правоохранительных органов, может быть сформулировано следующим образом:
Определение 1
Правоохранительные органы – относительно самостоятельная система органов государственной власти, законодательно установленная компетенция которых сопряжена с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, обеспечению режима законности, а также защите прав и свобод человека и гражданина в стране.
В наиболее общем виде система органов правопорядка дифференцирована исходя из тех целей и задач, которые решаются каждым из органов-элементов такой системы. В этой связи, представляется целесообразным в рамках представленной статьи обратить внимание на то, что функциями органов правопорядка в РФ на современном этапе выступают:
- Контрольно-надзорная деятельность в сфере обеспечения прав и свобод граждан, и исполнения норм действующего законодательства, в т. ч. прокурорский надзор;
- Расследование, раскрытие и пресечение общественно-опасных и общественно-вредных деяний, в том числе, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- Обеспечение государственной безопасности и безопасности высших должностных лиц в стране;
- Обеспечение обороноспособности и государственного суверенитета.
Иными словами, органы правопорядка в нашей стране – это преимущественно военизированные органы, в ведении которых находится отправление оперативных, следственных и надзорных функций, в силу непосредственного указания действующего законодательства. О специфике отдельных из них подробнее будет сказано ниже.
Органы предварительного расследования преступлений
В системе органов правопорядка значительное место принадлежит так называемым органами предварительного расследования преступлений, к числу которых в нашей стране относятся Следственный комитет РФ, Следственные управления органов внутренних дел, отделы дознания, и т.д.
Замечание 1
Кроме того, отдельные полномочия в сфере предварительного расследования (преимущественно в форме дознания) могут быть осуществлены должностными лицами непрофильных органов правопорядка, например, таможенными органами, органами МЧС, Федеральной службы судебных приставов, и т.д.
Функцией соответствующих органов, как следует из их названия, выступает осуществление предварительного расследования преступлений, которое в нашей стране может быть реализовано в форме дознания или в форме предварительного следствия.
При этом само по себе предварительное расследование признается досудебной стадией производства по уголовному делу, следовательно, судебное следствие, и все те процессуальные моменты, которые происходят в процессе разбирательства уголовного дела в суде, стадией предварительного расследования не охватываются, и, соответственно, не входят в сферу компетенции соответствующих правоохранительных органов.
Органы обеспечения правопорядка и безопасности
Продолжая характеристику органов правопорядка в Российской Федерации невозможно не остановиться на анализе признаков и особенностей деятельности ключевого органа обеспечения правопорядка и безопасности – полиции РФ.
Данный орган в настоящее время признается составным элементом единой централизованной системы Министерства Внутренних Дел.
В качестве целей деятельности органов полиции провозглашается защита жизни и здоровья, а также всех иных прав и свобод физических лиц, противодействие преступности, охрана общественного порядка, и т.д.
Для достижения обозначенных целей и задач в структуре Полиции образуются различные Главные управления, дифференцируемые по содержательному признаку.
Пример 1
Так, например, в настоящее время в структуре российской полиции выделяются управления по обеспечению безопасности дорожного движения, по противодействию экстремизму, по вопросам миграции, управление уголовного розыска, по контролю за оборотом наркотических средств, и т.д.
Кроме того, выделяются различные департаменты и управления, совместная деятельность которых, направлена на обеспечение общественного порядка, и достижение целей законности и социального благополучия.
Адвокатура как орган правопорядка
Достаточно интересной представляется точка зрения о том, что наряду с элементами обозначенными выше, в системе органов правопорядка целесообразно выделять органы, оказывающие юридическую помощь, поскольку, с одной стороны, право на получение соответствующей квалифицированной помощи гарантируется на уровне действующей Конституции РФ, а с другой – участие адвокатов и профессиональных юристов в большинстве случаев способствует обеспечению более качественной защиты прав и законных интересов граждан от их реального или потенциального нарушения (оспаривания).
При этом особое значение в рассматриваемом вопросе принадлежит именно адвокатуре, поскольку она, как известно, выступает важнейшим правозащитным институтом гражданского общества, определение которого может быть сформулировано следующим образом:
Определение 2
Адвокатура – социально-правовой институт, призванный обеспечивать защиту прав, свобод и интересов граждан во взаимоотношениях с юрисдикционными органами, иными органами государственной власти (включая органы предварительного расследования), органами местного самоуправления, а равно в отношениях с иными гражданами и юридическими лицами.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник кафедры
уголовного процесса, доцент,
полковник полиции
« ___» _____________ 2012 г.
Статус и полномочия совета безопасности РФ.
Законодательное решение о создании Совета безопасности было принято одновременно с учреждением поста президента РСФСР: законами «О Президенте РСФСР» от 01.01.01 года и соответствующими поправками к конституции от 01.01.01 года. 25 июля 1991 года была сформирована подготовительная комиссия по созданию Совета безопасности. Статус Совета и порядок его формирования были установлены соответствующим разделом закона России «О безопасности» от 5 марта 1992 года. В связи с вступлением в силу новой Конституции Российской Федерации статус Совета безопасности должен был быть определён Федеральным Законом в пределах, не противоречащих ей. После его принятия ключевые статьи предыдущего закона (о составе СБ и порядке назначения в его состав) были признаны недействительными указом президента от 01.01.01 года № 000.
После принятия закона России «О безопасности» 3 июня 1992 года указом президента был создан Совет безопасности России и утверждено первое положение о нём.
Полное название:
Совет безопасности РСФСР (август - декабрь 1991 года);
Совет по делам Федерации и территорий (25 декабря 1991 года - 3 апреля 1992 года);
Основным документом, определяющим статус СБ, является Положение о Совете безопасности Российской Федерации, утвержденное указом президента России от 7 июня 2004 года № 000. До этого действовали положения об СБ, утвержденные соответственно указами от 2 августа 1999 года № 000 и от 01.01.01 года № 000, ещё раньше - положение о СБ от 3 июня 1992 года.
В соответствии с законом 1992 года заседания Совета безопасности должны проводиться на регулярной основе не реже одного раза в месяц; в случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях определяет председатель Совета по представлению секретаря Совета.
Совет безопасности России разрабатывает важнейшие концептуальные документы и вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения национальной безопасности, а именно:
рассматривает стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения;
ведёт подготовку проектов прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.
Решения Совета безопасности принимаются на его заседаниях постоянными членами простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совбеза.
Состав совета безопасности РФ.
Порядок формирования Совета безопасности определяется президентом России в соответствии с Конституцией и Законом Российской Федерации «О безопасности». Постоянные члены и члены Совета безопасности назначаются президентом - председателем Совета безопасности. Ему непосредственно подчинен секретарь Совета безопасности, который обеспечивает деятельность Совета безопасности, руководит его аппаратом и проводит рабочие совещания с членами Совбеза. В остальном вопросы деятельности СБ решает президент.
В настоящее время постоянные члены и члены Совета безопасности назначаются на персональной основе (а не по должности). Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам оформляются Указами Президента, иные решения - протоколами. Число непостоянных членов Совета безопасности в разное время составляло от 7 (лето 1996 года) до 19 (в 2001-2002 годы) человек; все они имеют право совещательного голоса на заседаниях.
Структура Совета Безопасности Российской Федерации и его аппарата.
Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет статус Управления Президента.
В соответствии с основными задачами и направлениями деятельности Совет Безопасности образует межведомственные комиссии - основные рабочие органы Совета. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе.
В целях научного обеспечения деятельности Совета Безопасности при нём образован научный совет.
Структура аппарата Совета Безопасности
В соответствии с Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 года № 000, структурными подразделениями аппарата Совета Безопасности являются департаменты. Эта структура была подтверждена и Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 000. Действующая структура аппарата, в соответствии с Положением, была утверждена Руководителем Администрации Президента Российской Федерации и не была опубликована.
Секретарь Совета Безопасности
Первый заместитель Секретаря Совета Безопасности
Заместители Секретаря Совета Безопасности
Помощники Секретаря Совета Безопасности
Начальники департаментов аппарата Совета Безопасности
Межведомственные комиссии Совета Безопасности (с мая 2011 года).
Положения о комиссиях утверждены Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 года № 000, составы комиссий по должностям утверждены Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 года № 000. Новые положения о межведомственных комиссиях утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 000.
Межведомственная комиссия по безопасности в экономической и социальной сфере
Межведомственная комиссия по военной безопасности
Межведомственная комиссия по информационной безопасности
Межведомственная комиссия по общественной безопасности
Межведомственная комиссия по проблемам Содружества Независимых Государств
Межведомственная комиссия по проблемам стратегического планирования
Межведомственная комиссия по экологической безопасности
Научный совет при Совете Безопасности
Деятельность научного совета регламентируется Положением о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 000.
В состав научного совета включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования , а также отдельные специалисты.
Научный совет формируется в составе председателя научного совета, его заместителя, руководителей секций научного совета и членов научного совета. Председателем научного совета по должности является Секретарь Совета Безопасности.
Для оперативного рассмотрения вопросов деятельности научного совета его председатель, заместитель и руководители секций образуют президиум научного совета, возглавляемый председателем научного совета.
2. Органы внутренних дел занимают одно из центральных мест в государственном механизме Российской Федерации. Они действуют на всей территории государства и объединяют самый многочисленный отряд блюстителей правопорядка. Главными задачами борьба с преступностью и иными правонарушениями, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны законных интересов органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.
В области борьбы с преступностью: оперативно-розыскную деятельность (ОРД); раскрытие и расследование преступлений в рамках своей компетенции; экспертно-криминалистическую деятельность; розыск лиц, скрывшихся от органов расследования или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, без вести пропавших, похищенного имущества; содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей в изоляторах временного содержания (ИВС).
В области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: поддержание правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах; контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, оборота гражданского и служебного оружия, взрывчатых материалов; лицензирование отдельных видов деятельности ; контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории России; охрану особо важных и режимных объектов, имущества физических и юридических лиц по договорам; производство по делам об административных правонарушениях , отнесенных к компетенции ОВД.
Органы внутренних дел, кроме того, в целях выполнения поставленных задач совместно с другими органами власти обеспечивают режим чрезвычайного положения и военного положения, государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких; оформление и выдачу документов о реабилитации жертв политических репрессий, возложенные на нормативными правовыми актами .
В состав: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения (Академия управления, Академия экономической безопасности , Московский университет, Санкт-Петербургский университет, академии, институты, колледжи , лицеи), научно-исследовательские (Всероссийский научно-исследовательский институт, Всероссийский институт повышения квалификации), медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на ОВД.
Систему территориальных органов МВД России образуют:
1) на окружном уровне (на уровне федеральных округов) - главные управления МВД России по федеральным округам, управления на транспорте МВД России по федеральным округам;
2) на межрегиональном уровне - оперативные бюро МВД России, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте ;
3) на региональном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам РФ;
4) на районном уровне - управления, отделы МВД России по районам, городам, и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям , управления, отделы МВД России по ЗАТО, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление МВД России на комплексе «Бай - канур».
Важнейшей составной частью полиция и органы предварительного следствия.
Управление системой МВД России, которое действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». В соответствии с данным Положением основными задачами МВД России являются:
1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
4) управление и внутренними войсками МВД России;
5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников ОВД, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в ОВД и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства РФ возложено на МВД России.
В систему МВД России кроме того входят: органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, а также иные организации и подразделения, созданные для реализации задач, возложенных на внутренние войска.
Центральный аппарат МВД России состоит из:
Департаментов: следственного, государственной службы и кадров, делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций, информационных технологий , связи и защиты информации , по материально-техническому и медицинскому обеспечению, по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий , договорноправового, организационно-аналитического;
Главных управлений: вневедомственной охраны , по обеспечению безопасности дорожного движения, по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, по противодействию экстремизму, собственной безопасности, на транспорте, уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции;
Управлений: контрольно-ревизионного, оперативного, организационно-штатного, по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации, по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий, оперативно-розыскной информации, по организации дознания, а также Главного командования внутренних войск МВД России и Национального центрального бюро Интерпола.
МВД России подведомственно ФМС России, в отношении которого Министерство осуществляет координацию и контроль1.
Министерство внутренних дел России возглавляет министр внутренних дел РФ, который руководит системой ОВД, вправе издавать нормативные правовые акты МВД России, заключать международные договоры РФ межведомственного характера, касающиеся деятельности ОВД, назначать на должности лиц начальствующего состава ОВД. Министр и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
В качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти, подконтрольного МВД России, ФМС России образована в 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ.
В МВД России действует коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, директора ФМС России, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ.
Министерство внутренних дел, главные управления, управления МВД России по субъекту РФ осуществляют полномочия территории соответствующего субъекта РФ. Названные органы управления на основании Типового положения, утвержденного Указом Президента РФ, а также положений о них, утверждаемых МВД России. В подчинении МВД, главных управлений, управлений МВД России по субъекту РФ находятся территориальные органы МВД России на районном уровне (управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям и т. д.), а также иные подразделения и организации, созданные для осуществления задач, стоящих перед ОВД, в порядке, установленном российским законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Главные управления МВД России по федеральным округам выполняют следующие основные задачи: выявление, предупреждение, пресечение и предварительное расследование преступлений, отнесенных к их компетенции МВД России, носящих межрегиональный характер, совершенных преступными сообществами (преступными организациями) и организованными преступными группами; выявление, предупреждение и пресечение экономических преступлений, носящих межрегиональный характер; осуществление взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по входящим в их компетенцию вопросам деятельности ОВД.
Руководители главных управлений по федеральным округам назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ.
Полиция, ее структура и полномочия
Главной и неотъемлемой частью полиция, которая предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
Полиция представляет собой не обособленный орган и не конкретное подразделение МВД России, МВД, главных управлений, управлений МВД России по субъекту РФ, горрайорганов, а совокупность структурных подразделений ОВД. Основные направления деятельности, обязанности и права полиции определены Законом о полиции (ст. 2):
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности..
В области борьбы с преступностью и административными правонарушениями полиция обязана, принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством РФ, прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, осуществлять розыск лиц, совершивших преступления, устанавливать имущество, подлежащее конфискации и выполнять другие предусмотренные законодательством функции.
Важнейшей обязанностью полиции является обеспечение правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения; спасение людей и оказание им первой медицинской помощи; охрана по договорам имущества граждан и юридических лиц.
Полиция обязана оказывать помощь другим органам власти в осуществлении ими своих функций. На нее, в частности, возложена обязанность исполнять решения суда (судьи) об административном аресте; охранять, конвоировать и содержать задержанных и лиц, заключенных под стражу, в ИВС; участвовать в обеспечении режима чрезвычайного положения и в зоне проведения контртеррористической операции, применять меры безопасности в отношении судей, должностных лиц контролирующих и правоохранительных органов, потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также их близких; участвовать в пределах своей компетенции в обеспечении авиационной безопасности в гражданской авиации, осуществлять другие функции.
Для выполнения своих обязанностей полиция вправе: проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении; осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на полицию.
Пресекая совершаемое преступление, полиция вправе задерживать подозреваемых в его совершении, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки , на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
Одним из условий несения службы полиции является предоставленное ей право использовать в случае служебной необходимости транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан; средства связи, принадлежащие организациям, общественным объединениям и гражданам; возможности средств массовой информации для установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда.
Полиция наделена правом применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на условиях и в пределах, предусмотренных ст. 18-24 Закона о полиции, ст. 43-47 Закона о содержании под стражей подозреваемых и др.
Прием на службу и увольнение, а также прохождение службы сотрудниками полиции, до принятия федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками ОВД, осуществляется в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ -1.
На службу в полицию принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, владеющие государственным языком РФ, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. На сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 01.01.2001 «О противодействии коррупции» и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 01.01.01 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих выполнению сотрудником полиции обязанностей по осуществлению ОРД.
Усиливая требования к полиции в части обеспечения общественного порядка и безопасности личности, оказания физическим и юридическим лицам помощи в защите их прав и интересов, законодатель одновременно повышает требования к лицам, изъявившим желание служить в полиции.
Согласно ч. 3 ст. 35 Закона о полиции гражданин не может быть принят на службу в полицию в следующих случаях:
1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;
2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;
3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии , в связи с деятельным раскаянием;
4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;
5) наличие заболевания, включенного в утверждаемый Правительством РФ перечень заболеваний, препятствующих прохождению службы в полиции, и подтвержденного заключением медицинской организации;
6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
7) выход из гражданства Российской Федерации;
8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;
9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию, а также если он:
а) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
б) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;
в) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;
г) не согласен соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции Законом о полиции и другими федеральными законами.
Одновременно повышена ответственность сотрудников полиции за грубые и неоднократные нарушения служебной дисциплины (см. Федеральный закон от 01.01.2001).
Руководство полицией в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники главных управлений, управлений МВД России по субъектам РФ, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Назначение на иные должности в системе МВД России, замещение которых предусмотрено лицами высшего начальствующего состава ОВД, и освобождение от этих должностей также осуществляются Президентом РФ.
Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяется Указом Президента РФ «Вопросы организации полиции». В состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:
а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;
б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;
в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;
д) обеспечение безопасности дорожного движения;
е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством РФ к подведомственности полиции;
ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;
з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;
и) обеспечение собственной безопасности;
к) осуществление лицензионно-разрешительной работы;
л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;
м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;
н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;
о) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации;
р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;
с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;
т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола
Иные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации
Внутренние войска МВД России. Внутренние войска МВД России (далее - внутренние войска) входят в его систему МВД России и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств.
В соответствии с Законом о внутренних войсках их задачами являются: участие совместно с ОВД в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы РФ; участие в территориальной обороне РФ.
Многие задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности они решают в тесном взаимодействии с ОВД и другими государственными органами. В частности, совместно с войска решают задачи по охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в населенных пунктах; обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятий; по локализации и блокировании районов чрезвычайного положения, контртеррористической операции или районов вооруженных конфликтов, пресечения в указанных районах вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон.
Вместе с тем законом определены задачи в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, которые внутренние войска осуществляют самостоятельно, в их числе несение боевой службы по охране общественного порядка.
Военнослужащие внутренних войск имеют право:
Пресекать преступления и административные правонарушения, требовать от граждан соблюдения общественного порядка; проверять у них документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или правонарушения;
Составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их лицам, которые уполномочены рассматривать дело;
Осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушение, с передачей задержанных в милицию;
Принимать необходимые меры по обеспечению сохранности следов преступления до прибытия представителей органов дознания;
Задерживать и доставлять в полицию лиц, совершивших преступление или административное правонарушение либо покушающихся на их совершение;
Задерживать на срок до трех часов и содержать в служебных помещениях внутренних войск до передачи в полицию лиц, посягавших на охраняемые объекты;
Производить досмотр указанных лиц, их транспортных средств и вещей, изъятие у них документов и предметов, запрещенных для хранения и использования;
Входить беспрепятственно в любое время суток на территории и в помещения охраняемых объектов и осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, угрожающих общественному порядку и безопасности граждан, поиска и задержания лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их, розыска осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны караулов внутренних войск.
Военнослужащие внутренних войск также вправе:
Производить оцепление (блокирование) участков местности и других объектов при розыске бежавших осужденных и лиц, заключенных под стражу; преследовании лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их; пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка; ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств и плавучих средств (судов);
Временно запрещать или ограничивать при несении боевой службы по обеспечению режима чрезвычайного положения движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, осуществлять их досмотр; не допускать граждан (в целях защиты их жизни, здоровья и имущества) на отдельные участки местности и объекты.
Реализация основных задач, стоящих перед любым государством, осуществляется при помощи функций государства. Для выполнения своих функций государство создает всевозможные органы государственной власти. Для реализации задач государства в сфере охраны правопорядка, безопасности государством создаются исполнительные органы власти, которые и призваны реализовывать функции государства в данной сфере.
Под органами обеспечения правопорядка и безопасности в Российской Федерациипонимают специально созданные государственные органы, задачами которых являются охрана законности и правопорядка, защита прав и законных интересов человека и гражданина, борьба с правонарушениями и их предупреждение.
Для всех органов обеспечения правопорядка и безопасности в РФ характерно следующее:
1) общее руководство органами обеспечения безопасности и правопорядка осуществляется Президентом РФ. Непосредственное руководство и контроль выполнения мероприятий по обеспечению правопорядка и безопасности возложены на Правительство РФ;
2) каждый государственный орган в сфере обеспечения безопасности и правопорядка наделен всевозможными полномочиями в той или иной сфере деятельности;
3) основной задачей всех органов обеспечения правопорядка и безопасности является борьба с преступностью и другими, правонарушениями, которые создали угрозу безопасности личности, обществу и государству;
4) деятельность любого органа, обеспечивающего правопорядок и безопасность в государстве, определена нормативно-правовыми актами.
Все органы, осуществляющие обеспечение правопорядка, и безопасности в РФ, имеют следующую систему органов;
· Совет Безопасности РФ;
· органы внутренних дел и внутренние войска МВД РФ;
· органы Федеральной службы безопасности РФ;
· органы Службы внешней разведки РФ;
· органы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков;
· органы Федеральной службы охраны РФ;
· органы Федеральной таможенной службы;
· Министерство юстиции РФ.
Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся:
– личность – ее права и свободы;
– общество – его материальные и духовные ценности;
– государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность;
– иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Для реализации задач по защите важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в Российской Федерации создана и функционирует система органов безопасности.
Под органами безопасности понимаются специализированные федеральные органы исполнительной власти в сфере обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Органы обеспечения безопасности имеют следующие общие признаки:
– общее руководство органами безопасности осуществляется Президентом РФ, непосредственное руководство и контроль за выполнением мероприятий но обеспечению безопасности возлагается на Председателя Правительства РФ;
– каждый орган безопасности наделен конкретными функциями и полномочиями в сфере своей деятельности;
– основной задачей любого органа безопасности является борьба с преступностью и другими правонарушениями, которые создают угрозу безопасности личности, общества и государства;
– органы, обеспечивающие безопасность, создаются и функционируют на основе Конституции РФ, законов Российской Федерации и других нормативных правовых актов.
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:
– прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
– определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
– правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
– разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
– применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
– разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
– организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
– координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
– финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
– международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
– осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 3 Закона о безопасности).
В систему органов обеспечения безопасности в широком плане практически включаются все государственные органы, независимо от их принадлежности к ветвям власти. Однако в России созданы и функционируют специализированные органы, которые непосредственно обеспечивают защиту граждан, общества и государства от различных угроз. К этим органам относятся:
– Совет Безопасности РФ;
– Минобороны России и Вооруженные Силы РФ;
– органы внутренних дел и внутренние войска МВД России;
– МЧС России и его органы;
– органы ФСБ России;
– органы СВР России;
– органы ФСКН России;
– органы ФСО России;
– таможенные органы ФТС России;
– Минюст России.
В настоящей главе будут рассмотрены преимущественно вопросы, связанные со структурой, задачами и полномочиями Совета Безопасности РФ, органов ФСО России, органов СВР России. Структура, задачи и полномочия других органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства, рассматриваются в других главах учебники или в источниках по другим учебным дисциплинам.