Полезно знать - Автомобильный портал

Конституционное судебное процессуальное право. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс Конституционное правосудие судебно конституционное право и процесс

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 01.08.2014

2. О Конституционном суде Российской Федерации: ФКЗ РФ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2015) // СЗ РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.

Основная литература:

1. Конституционный контроль в зарубежных странах: Учебное пособие – 2-е изд. испр. и доп. /Маклаков В.В. М.: ИНФРА-М, 2010. 672 с.

2. Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. 3-е изд. перераб и доп. – М: Норма, 2011. – 592 с.

3. Чиркин В. Е. Органы конституционного контроля: Россия и международный опыт // Журнал российского права. 1998. № 4/5. С. 145–155.

Конституционное развитие в современном мире (на национальном и наднациональном уровнях) свидетельствует о существенном возвышении судебной власти, о серьезном расширении ее юрисдикции и увеличении роли в разрешении конституционных и иных правовых конфликтов (споров, коллизий и т. п.) Одной из важнейших причин наращивания правового и политического могущества судебной власти, как представляется многим современным исследователям, является распространение в новых регионах мира (в Центральной, Восточной Европе, странах СНГ и Балтии и др.) судебного конституционного контроля.

В современных цивилизованных государствах конституционный контроль наряду с другими политико-правовыми институтами выступает важнейшим средством обеспечения реального существования конституционализма . По признанию современных исследователей, конституционный контроль законов, принятых парламентом, является в наши дни сущностной характеристикой конституционного государства .

По мере того как писаные конституции, особенно кодифицированного характера, становились неотъемлемым требованием, а зачастую условием и основополагающей юридической гарантией развития демократического и правового государства, возникала потребность в обеспечении их особым механизмом правовой охраны. Некоторые исследователи полагают, что судебный надзор не является жизненно необходимым для сохранения целостности и эффективности писаной конституции. Хотя, по их мнению, бесспорным стал факт распространения в Западных странах, независимо от их специфической системы права, системы надзора, наделяющей суды полномочиями отменять законодательство, которое противоречит конституции . Другие исследователи подходят к обоснованию судебного надзора с позиций условий демократии. Они рассматривают проблему соотношения демократического правления и судебного надзора и считают, что легитимность судебного надзора за законодательством является отважно неувядаемой в конституционной юриспруденции . При этом Дж. Уолдрон в полемике с Р. Дворкиным приходит среди прочего к выводу об ограниченном влиянии судебного надзора на справедливое осуществление демократического правления. Он считает, что не существует причин думать, что судебный надзор улучшает качество дебатов о политическом участии в обществе, он оставляет открытым вопрос делает ли судебный надзор любое общество (а не только США) более справедливым по сравнению с тем, где отсутствует такая практика .

Наличие писаной конституции, которая возглавляет иерархию правовых норм, делает необходимым проверку вновь издаваемых правовых актов на непротиворечивость ее положениям. Оказывая влияние на весь процесс применения права, конституционный контроль, в свою очередь, испытывает воздействие правовых, геополитических, социально-экономических, морально-этических факторов, определяющих в значительной мере своеобразие его системы и порядка осуществления. Контроль за конституционностью законов и иных правовых актов является разновидностью реализации контрольной власти в государстве . Такая контрольная деятельность может находиться в ведении различных государственных органов: судов общей юрисдикции, специальных квазисудебных органов, парламента или президента. Во многом это зависит от принадлежности к романо-германской или англосаксонской правовой системе, конституционной модели разделения властей, специфики организации судебной власти (основанной на принципе единства или полисистемности). Однако именно на конституционную юстицию возлагается особая миссия поддержания конституционной законности и правопорядка. Со второй половины ХХ века в западноевропейских государствах получают широкое развитие специальные судебные и квазисудебные органы конституционного контроля, которые в настоящее время стали восприниматься как неотъемлемая часть европейской правовой традиции. При различии конкретных формулировок и национальных особенностей под конституционным контролем понимается деятельность государственных органов, направленная на проверку соответствия конституционным нормам правовых актов и действий органов государственной власти и местного самоуправления, а в некоторых странах и деятельности общественных объединений, принимающих участие в осуществлении публичных функций.

На формирование российской системы конституционного контроля повлияли обстоятельства различного характера, среди которых важнейшими являются три: тип правовой системы; специфика сложившейся к началу 90-х гг. судебной системы; особенности территориальной организации российского государства.

В настоящее время происходит трансформация правовой системы России, которая длительный период времени принадлежала и была ядром семьи социалистического права. Пока процесс преобразований не завершен. Однако он свидетельствует о постепенной реинтеграции России наряду с другими европейскими постсоциалистическими государствами в романо-германскую правовую семью, к которой все они некогда принадлежали и сохраняли к ней предрасположенность в условиях социалистической правовой системы . В связи с этим при организации российской системы конституционного контроля, прежде всего конституционной юстиции, учитывался европейский опыт и правовая традиция. Поэтому судебный конституционный контроль в России приобрел многие черты европейской модели, разработчиком которой стал известный австрийский юрист, автор чистого учения о праве Г. Кельзен (Hans Kelsen) . Характерными чертами этой модели являются следующие: осуществление конституционного контроля специально учрежденными судебными или квазисудебными органами; сочетание конкретного и абстрактного конституционного судопроизводства; признание правового акта неконституционным означает по существу его юридическую отмену.

Развитие судебной системы в России с начала 90-х гг. шло в рамках европейской тенденции стремления к полисистемности в организации судебной власти, когда наряду с системой общих судов создаются специализированные суды . В советский период суды составляли единую систему, отвечавшую требованиям централизованного управления. В настоящий период федеральная судебная система включает, во-первых, систему общих судов, подсистемой которой являются военные суды; во-вторых, систему арбитражных судов; в-третьих, конституционную юстицию, которая стала основным институтом конституционного контроля.

В современной российской правовой системе, подвергающейся кардинальному реформированию, можно выделить три основных разновидности конституционного контроля в зависимости от того, каким органом государства он осуществляется. Это контроль, осуществляемый на территории всего федеративного государства Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ и Президентом РФ. По мере формирования конституционных (уставных) судов в субъектах федерации (их создание предусмотрено Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации») их конституции и уставы, являющиеся по существу основными законами 85 субъектов РФ, будут иметь собственные органы конституционного (уставного) контроля. К началу 2000 года конституции и уставы 35 субъектов РФ предусмотрели возможность создания подобных судов . Причем корректировка «региональных» конституций продолжается. Следовательно, действующее российское законодательство предполагает реализацию конституционного контроля на федеральном уровне в отношении Конституции РФ и на уровне субъектов федерации в отношении их конституций и уставов. Целесообразность развития такого двухуровневого контроля объясняется федеративным характером российского государства, в котором конституции и уставы субъектов РФ призваны играть ту же роль с определенными различиями, что и федеральная конституция в отношении всех других правовых актов. К тому же контроль за конституционностью, осуществляемый Конституционным Судом РФ, не носит универсального характера, т. к. не распространяется на все виды нормативных правовых актов .

Формирование действенной системы конституционного контроля немаловажно для эффективного функционирования любого демократически организованного государства. Как отмечает А. Бланкенагель, конституционный контроль – это деятельность, заключающаяся в ограничении власти и разрешении конфликтов . В России эта задача приобретает особую значимость в связи с процессом реформирования всех отраслей права, развитием федеративных отношений и созданием в субъектах федерации собственных государственно-правовых систем. Придание этим процессам цивилизованного характера не под силу одним только органам конституционного контроля, однако, они могут указывать правовые границы проводимым преобразованиям, контролируя нормотворческую деятельность различных государственных органов. Потребность в устранении из правовой системы неконституционных правовых актов была связана и с проблемой «войной законов», которой сопровождалось государственно-правовое строительство в субъектах Федерации.

Основным органом, несущим бремя конституционного контроля в России является Конституционный Суд РФ, действующий после принятия новой федеральной Конституции на основании Федерального конституционного закона (в дальнейшем – ФКЗ) от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации» .

Полномочия Конституционного Суда РФ по осуществлению конституционного контроля можно разбить на две группы:

1) полномочия по реализации абстрактного контроля;

2) полномочия по реализации конкретного контроля.

Истоки судебного надзора. Возникновение судебного контроля связывают с деятельностью Тайного совета при британском монархе в XVII веке. Ему принадлежало право признавать недействительными статуты, изданные легислатурами колоний, в случае их противоречия колониальным хартиям или общему праву. В основе такой практики лежали идеи судьи и государственного деятеля Англии Э. Коука, который в 1610 году, ссылаясь на принципы общего права, признал недействительным закон, принятый парламентом Британии. Деятельность Тайного совета повлияла на возникновение конституционного контроля в США, где еще до конституционного оформления федерации суды штатов практиковали проверку законов штата с точки зрения их соответствия конституции штата.

Американская модель судебного конституционного надзора. В рамках американской модели конституционные споры рассматриваются судами общей юрисдикции при осуществлении судопроизводства по конкретным делам – уголовным, гражданским, административным.

В некоторых государствах проверку конституционности законов и других правовых актов осуществляют все суды страны от низших до высшего (например, в США, Аргентине, Мексике, Японии), в других такое право принадлежит только Верховному Суду, а в ряде федеративных государств – также высшим судебным инстанциям субъектов Федерации (например, в Австралии, Индии, Канаде).

Признание судебным решением при децентрализованном контроле акта или его отдельного положения неконституционным является, как правило, обязательным только для сторон по делу. Если дело доходит до Верховного Суда, то его решение о конституционности акта становится обязательным для всех судов страны. Признанное неконституционным положение акта воспринимается судами как бы уже не существующим, фактически утратившим силу, хотя формально оно сохраняется в правовой системе до возможной отмены парламентом. В странах, где нижестоящие суды не вправе проверять конституционность правовых актов, в случае возникновения такого вопроса в ходе рассмотрения конкретного дела, оно передается в высшую судебную инстанцию для решения вопроса о конституционности применяемого правового акта.

Американский конституционный надзор имеет следующие черты.

1) Надзор за конституционностью имеет универсальный характер и охватывает законы, другие нормативные акты, принимаемые различными органами публичной власти. Не соответствующим Конституции может быть объявлено любое нарушение обязательной иерархии юридических норм или действие, не имеющее под собой правовой основы, а потому нарушающее надлежащую правовую процедуру (due process of law). Надлежащая правовая процедура предусматривается V (1791 г.) и XIV (1868 г.) поправками к Конституции США.

2) Конституционный надзор осуществляется децентрализовано, т. к. может производиться любым судом при рассмотрении любого дела, и деконцентрированно, т. е. время от времени, когда возникает конституционный вопрос в ходе рассмотрения конкретного дела.

3) По форме конституционный надзор является казуальным, привязанным к конкретному делу. Рассмотрение такого дела происходит с обязательным решением вопроса о конституционности применяемой нормы или положения правового акта. Проблема конституционности решается попутно в ходе рассмотрения дела по существу.

4) Надзор за конституционностью является относительным, т. к. решения суда имеют обязательную силу только для спорящих сторон (inter partes) и не распространяются на всех субъектов правоприменительной деятельности. Признавая неконституционность юридической нормы, суды трактуют ее как несуществующую (null and void) и не принимают ее во внимание при вынесении соответствующего решения по существу спора. Но такая норма и не отменяется специально как норма общего значения (erga omnes) .

В современных исследованиях отмечают следующие недостатки американской модели. Во-первых, суд связан при разрешении конституционных вопросов фактическими обстоятельствами рассматриваемых им гражданских и уголовных дел. Во-вторых, попутное решение вопросов конституционности правовых актов, применяемых при разрешении дела по существу удлиняет время судопроизводства. В-третьих, обязывающий характер принимаемых решений распространяется только на стороны в конкретном деле. В-четвертых, право оспаривать неконституционность нормативных правовых актов и действий государственных органов предоставляется только частным лицам . Основанная на идеях Г. Кельзена европейская модель была нацелена на преодоление недостатков американской модели.

Европейская модель судебного конституционного контроля. Основные черты европейской модели:

1) для разрешения конституционных споров создается специализированный орган конституционной юстиции, не входящий в систему судов общей юрисдикции и занимающий автономное положение в судебной системе страны;

2) осуществление конституционного контроля для такого органа основная функция;

3) особое правовое положение конституционных судов, их компетенция и порядок деятельности определяются конституцией страны и специальными законами о них;

4) комплектование конституционных судов происходит на основе более высоких требований к кандидатам в судьи, которыми становятся профессора права, профессиональные судьи, государственные чиновники высокого ранга; в формировании этих органов, как правило, участвуют несколько ветвей власти;

5) решения органа конституционного контроля носят общеобязательный характер, т. е. обязательны для всех субъектов права, а не только для сторон по делу; как отмечает испанский профессор конституционного права, особенность европейской модели – абстрактный контроль приводит к признанию закона недействительным с общим эффектом (erga omnes), если закон противоречит конституции ;

6) учреждение специализированного органа конституционной юрисдикции не лишает иные суды полномочия контролировать конституционность актов государственных органов за пределами юрисдикции конституционного суда .

Виды контроля. В зависимости от содержания выделяются материальный и формальный конституционный контроль. Материальный контроль предполагает проверку органами конституционной юрисдикции на соответствие конституции правового акта или отдельного его положения по содержанию. Формальный контроль означает проверку на соответствие конституции процедуры принятия, порядка опубликования и введения в действие правового акта, а также формы правового акта.

Формы контроля. В современном мире существуют две основные формы конституционного контроля с точки зрения стадии правотворческого процесса, на которой он осуществляется – предварительный (превентивный, предупредительный) и последующий (репрессивный) контроль.

Предварительный контроль означает проверку конституционности законов (законопроектов) после их принятия парламентом, но до промульгации и вступления в силу.

Последующий контроль означает проверку конституционности вступивших в силу и действующих правовых актов.

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс

1. Судебно-конституционное право и процесс в системе отраслей российского права. Наука конституционного правосудия.

2. Судебный конституционный контроль: понятие и модели.

3. Виды проверок при осуществлении судебного конституционного контроля.

4. История развития конституционного правосудия в России.

5. Источники (формы) судебно-конституционного права и процесса.

6. Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права как источники судебно-конституционного права и процесса.

7. Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации и его место в системе высших органов государственной власти.

8. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

9. Состав, порядок формирования и структура Конституционного Суда Российской Федерации.

10. Особенности правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

11. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, виды, юридическая сила.

12. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, виды, юридическая сила.

13. Конституционное судопроизводство как самостоятельный вид судопроизводства, его особенности.

14. Принципы конституционного судопроизводства: понятие, классификация, содержание.

15. Классификация участников конституционного судопроизводства. Процессуальное положение участников, содействующих осуществлению конституционного судопроизводства.

16. Процессуальное положение сторон и их представителей в конституционном судопроизводстве.

17. Особенности доказательств и доказывания в конституционном судопроизводстве.

18. Стадии судебного конституционного процесса.

19. Внесение обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Требования, предъявляемые к обращению в Конституционный Суд Российской Федерации.

20. Предварительное рассмотрение обращения Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации. Предварительное изучение обращения судьёй (судьями) Конституционного Суда Российской Федерации.

21. Принятие или отказ в принятии обращения к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. Назначение и подготовка дел к разбирательству в Конституционном Суде Российской Федерации.

22. Порядок заседания Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела по существу.

23. Принятие итогового решения Конституционного Суда Российской Федерации, его оглашение, вступление в силу и опубликование. Особое мнение и мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации.



24. Исправление неточностей в решении Конституционного Суда Российской Федерации. Разъяснение решений Конституционного Суда Российской Федерации.

25. Действие и исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации.

26. Виды производств в Конституционном Суде Российской Федерации.

27. Особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел без проведения слушания (письменное производство).

28. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними.

29. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

30. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел по спорам о компетенции.

31. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

32. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о конституционности законов по запросам судов.

33. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о толковании Конституции Российской Федерации.

34. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дела о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

35. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел, связанным с реализацией инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума.

36. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: состав, порядок формирования, полномочия.

37. Особенности судопроизводства в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации.

Вопросы утверждены на заседание кафедры. Протокол № __ от «___» __________ 2012 г.

Зав. кафедрой конституционного права В.Е. Сафонов

  • формат doc
  • размер 319.06 КБ
  • добавлен 23 сентября 2009 г.

Москва. - "Закон и право". -Издательское объединение "ЮНИТИ", 1998. - 376 стр.

Содержание
Вместо введения
Вводная тема. Правовое государство и судебная власть
1. Развитие идей правового государства
2. Судебная власть в правовом государстве
3. Слом тоталитаризма, формирование правового государства и судебные реформы в странах Центральной и Восточной Европы
4. Содружество Независимых Государств: сотрудничество в проведении правовых реформ и в обеспечении прав и свобод человека и гражданина
5. Государства молодой демократии Центральной и Восточной
Европы в общеевропейском правовом пространстве

Общая часть
Тема
1. Конституционное правосудия как высшая форма конституционного контроля в правовом государстве
1. Принцип верховенства конституции, его действие.
Охрана конституции
2. Конституционный контроль как функция властей в правовом государстве. Виды конституционного контроля
3. Судебный конституционный контроль как разновидность конституционного контроля
4. К истории развития судебного конституционного контроля
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
2. Конституционное правосудие как отрасль права и законодательства, как наука и учебная дисциплина
1. Конституционное правосудие как отрасль права
2. Конституционное право и судебное конституционное право и процесс
3. Судебное конституционное право и процесс и другие отрасли права
4. Конституционное правосудие как отрасль законодательства
5. Конституционное правосудие как наука
6. Конституционное правосудие как учебная дисциплина
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
3. Нормативное регулирование конституционного правосудия. Источники судебного конституционного права и процесса
1. К истории нормативного регулирования судебного конституционного контроля. Система источников судебного конституционного права и процесса
2. Источники права, регламентирующие организацию и деятельность конституционных судов в посттоталитарных государствах
3. Система источников права, регламентирующих организацию и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
4. Конституционное правосудие
и общественная практика: действие судебного конституционного права и процесса
1. Механизм действия судебного конституционного права и процесса
2. Соотношение права и политики в деятельности
конституционных судов
3. Конституционное правосудие и общественное мнение.
Конституционный суд и средства массовой информации
4. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в общественной и государственной жизни
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Особенная часть
Раздел I. Судебное конституционное право
Тема
5. Природа конституционного суда, его место в механизме действия государственной власти
1. Конституционный суд как орган государственной власти
2. Конституционный суд в судебной системе
3. Политико-правовая природа Конституционного Суда Российской Федерации
4. Конституционное правосудие в федерациях.
Конституционное (уставное) правосудие в субъектах Российской Федерации
5. Официальные символы конституционного суда.
Местопребывание конституционного суда
6. Независимость конституционного суда, ее гарантии
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
6. Состав, структура и организация деятельности конституционных судов
1. Состав конституционных судов
2. Порядок формирования конституционных судов
3. Структура конституционных судов
4. Председатель и другие должностные лица конституционного суда
5. Аппарат конституционных судов
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
7. Статус судьи конституционного суда
1. Содержание статуса судьи конституционного суда
2. Срок полномочий судьи конституционного суда
3. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи конституционного суда
4. Основные права и обязанности судьи конституционного суда
5. Независимость судьи конституционного суда и ее гарантии
6. Неприкосновенность судьи конституционного суда
7. Приостановление полномочий судьи конституционного суда
8. Прекращение полномочий судьи конституционного суда
9. Статус судьи конституционного суда, пребывающего в отставке
10. Этические нормы поведения судьи конституционного суда
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
8. Компетенция (юрисдикция) конституционных судов
1. К истории формирования компетенции (юрисдикции) конституционных судов
2. Проверка конституционности законов и других нормативных правовых актов
3. Проверка конституционности международных договоров
4. Разрешение споров о компетенции
5. Защита прав и свобод человека и гражданина
6. Проверка конституционности проведения референдумов и выборов, осуществления права народной инициативы
7. Конституционный контроль правосудия за нарушениями конституции (импичмент)
8. Проверка конституционности организации и деятельности политических партий и общественных объединений
9. Толкование конституции
10. Иные полномочия конституционных судов
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Раздел II. Судебный конституционный процесс
Тема
9. Конституционное судопроизводство - самостоятельный вид судопроизводства
1. Предмет рассмотрения и другие особенности конституционного судопроизводства
2. Принципы конституционного судопроизводства
3. Организационно-правовые формы конституционного судопроизводства
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
10. Стадии конституционного судопроизводства и общие правила рассмотрения дел в конституционном суде
1. Понятие и виды стадий конституционного судопроизводства. Процессуальные сроки
2. Внесение обращений в конституционный суд
3. Предварительное рассмотрение обращений в конституционных судах
4. Принятие конституционными судами обращений к рассмотрению. Отклонение обращений
5. Подготовка к судебному разбирательству
6. Судебное разбирательство. Отложение заседания
7. Принятие итоговых решений конституционными судами. Особое мнение судьи
8. Провозглашение, опубликование и вступление в силу решений конституционных судов
9. Исполнение решений конституционных судов
10. Прекращение производства по делу
11. Пересмотр конституционными судами ранее вынесенных ими решений
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Раздел III. Особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел
Тема
11. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними

2. Право на обращение
3. Допустимость запроса
4. Пределы проверки

Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
12. Рассмотрение дел о соответствии
Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации
1. Полномочие Конституционного Суда
2. Право на обращение
3. Допустимость запроса
4. Пределы проверки
5. Итоговое решение и его юридические последствия
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
13. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
1. Полномочие Конституционного Суда
2. Право на обращение
3. Допустимость ходатайства
4. Пределы проверки
5. Итоговое решение и его юридические последствия
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
14. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
1. Полномочие Конституционного Суда
2. Право на обращение
3. Допустимость жалобы
4. Последствия принятия жалобы к рассмотрению
5. Пределы проверки

Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
15. Рассмотрение дел о конституционности
законов по запросам судов
1. Полномочие Конституционного Суда
2. Право на обращение
3. Допустимость запроса
4. Последствия внесения запроса
5. Пределы проверки
6. Итоговое решение и его юридические последствия
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
16. Рассмотрение дел о толковании
Конституции Российской Федерации
1. Полномочие Конституционного Суда
2. Право на обращение
3. Допустимость обращения
4. Пределы толкования
5. Итоговое решение и его юридические последствия
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
17. Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
1. Полномочие Конституционного Суда

3. Пределы проверки

Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
18. Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении требований, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации, до назначения Президентом Российской Федерации референдума Российской Федерации
1. Полномочие Конституционного Суда
2. Право на обращение и допустимость запроса
3. Пределы проверки
4. Заключение и его юридические последствия
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Заключительная тема: Сотрудничество конституционных судов в общеевропейском и мировом пространстве
1. Новый этап в развитии судебного конституционного контроля
2. Организационные формы сотрудничества конституционных судов
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Список основных нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации
Решения Конституционного Суда Российской Федерации, принятые на основании Закона РСФСР от 12 июля 1991 года "О Конституционном Суде РСФСР"
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, принятые на основании Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации"
Определения Конституционного Суда Российской Федерации, принятые на основании
Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде
Российской Федерации"
Программа учебного курса "Конституционное правосудие (Судебное конституционное право и процесс)"
Литература
Приложение № 1
Приложение № 2

Смотрите также


Авакьян С.А. Конституционное право России. Методическое пособие по подготовке к семинарам

  • формат html
  • размер 83.7 КБ
  • добавлен 08 февраля 2009 г.

М., 2002.- 96 c Общие положения. Конституционное право России - отрасль права и наука. Конституционное развитие России. действующая Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Конституционно-правовое закрепление непосредственной и представительной демократии в РФ. Гражданство Российской Федерации. Конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации. Федеративное устройство России. Избирательное право и изби...


Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс

  • формат pdf
  • размер 3.99 МБ
  • добавлен 12 апреля 2011 г.

Учеб. пособие. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2010. - 592 с. ISBN 978-5-91768-112-2 (Норма) ISBN 978-5-16-004318-0 (ИНФРА-М) В учебном пособии в соответствии с действующим законодательством на базе судебной практики и современных процессуально-правовых концепций освещены основные институты конституционного судопроизводства. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, практических работников правоохранительных органов, госу...


Капыш В.П. Конституционные гарантии обеспечения экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Дисертация
  • формат jpg
  • размер 16.97 МБ
  • добавлен 06 сентября 2010 г.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Часть первая. Теория и история судебного конституционного контроля
Тема 1. Судебно-конституционное право и процесс как отрасль права и
законодательства как наука и учебная дисциплина. . . . . . . . . . . . . . . 23
1. Судебно-конституционное право и процесс как отрасль права. . . . . . . . .23
2. Судебно-конституционное право и процесс в системе российского права. . . .28
3. Судебно-конституционное право и процесс как отрасль законодательства. . . 31
4. Судебно-конституционное право и процесс как наука. . . . . . . . . . . . .32
5. Судебно-конституционное право и процесс как учебная дисциплина. . . . . . 36
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . 38
Тема 2. Конституционное правосудие как высшая форма конституционного
контроля в правовом государстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
1. Конституция и конституционность в правовом государстве. . . . . . . . . . 39
2. Охрана конституции и общий конституционный контроль. . . . . . . . . . . .47
3. Судебный конституционный контроль: понятие, модели, виды. . . . . . . . . 50
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . 57
Тема 3. Возникновение и основные этапы развития судебного конституционного
контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
1. Развитие судебного конституционного контроля до и после Второй мировой
войны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
2. Формирование органов конституционного правосудия в странах молодой
демократии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
3. Создание и основные этапы деятельности Конституционного Суда Российской
Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . 86
Тема 4. Источники судебно-конституционного права и процесса. . . . . . . . . 87
1. К истории нормативного регулирования судебного конституционного контроля. 87
2. Конституционные основы судебно-конституционного права и процесса. . . . . 92
3. Законодательное регулирование организации и деятельности конституционных
судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
4. Иные источники судебно-конституционного права и процесса. . . . . . . . .101
5. Общепризнанные принципы и нормы международного права как источник судебно-
конституционного права и процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102
Вопрос для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . 112
Тема 5. Решения и правовые позиции конституционных судов. . . . . . . . . . 113
1. Итоговые решения конституционных судов. Итоговые решения Конституционного
Суда Российской Федерации: понятие, виды, юридическая сила и действие. . . .113
2. Правовые позиции конституционных судов. Правовые позиции Конституционного
Суда Российской Федерации: понятие, виды, юридическая сила и действие. . . .119
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .128
Тема 6. Конституционное правосудие и общественная практика: действие судебно-
конституционного права и процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129
1. Механизм действия судебно-конституционного права и процесса. . . . . . . 129
2. Общесоциальные функции конституционного правосудия в переходный период. .134
3. Соотношение права и политики в деятельности конституционных судов. . . . 143
4. Конституционное правосудие и общественное мнение. Конституционные суды
и средства массовой информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .145
Тема 7. Сотрудничество конституционных судов в общеевропейском и мировом
пространстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
1. Новый этап в развитии судебного конституционного контроля. . . . . . . . 148
2. Организационные формы сотрудничества конституционных судов. . . . . . . .148
3. Сотрудничество конституционных судов на постсоветском пространстве. . . .152
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .156
Часть вторая. Судебно-конституционное право
Раздел I. Судебно-конституционное устройство. . . . . . . . . . . . . . . . 159
Тема 8. Природа конституционного суда, его место в системе органов
государственной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
1. Конституционный суд как орган государственной власти. . . . . . . . . . .159
2. Конституционный суд как орган судебной власти. . . . . . . . . . . . . . 161
3. Независимость конституционного суда, ее гарантии. . . . . . . . . . . . .164
4. Официальные символы и местопребывание конституционного суда. . . . . . . 166
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .168
Тема 9. Состав и формирование конституционных судов. . . . . . . . . . . . .170
1. Состав конституционных судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .170
2. Порядок формирования конституционных судов. . . . . . . . . . . . . . . .172
3. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей
конституционных судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .179
4. Принесение присяги судьей конституционного суда. . . . . . . . . . . . . 182
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .185
Тема 10. Структура и должностные лица конституционных судов. . . . . . . . .186
1. Структура конституционных судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
2. Председатель и другие должностные лица конституционного суда. . . . . . .194
3. Аппарат конституционного суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .209
Тема 11. Статус судьи конституционного суда: структура и виды. . . . . . . .210
1. Статус судьи конституционного суда: структура и виды. . . . . . . . . . .210
2. Срок полномочий судьи конституционного суда. . . . . . . . . . . . . . . 212
3. Основные права и обязанности судьи конституционного суда. . . . . . . . .215
4. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи конституционного
суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .218
Тема 12. Основные принципы статуса судьи конституционного суда. . . . . . . 220
1. Несменяемость судьи конституционного суда. . . . . . . . . . . . . . . . 220
3. Независимость судьи конституционного суда. . . . . . . . . . . . . . . . 220
3. Неприкосновенность судьи конституционного суда. . . . . . . . . . . . . .224
4. Этические нормы поведения судьи конституционного суда. . . . . . . . . . 228
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .229
Тема 13. Приостановление и прекращение полномочий судьи конституционного
суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
1. Приостановление полномочий судьи конституционного суда. . . . . . . . . .230
2. Прекращение полномочий судьи конституционного суда. . . . . . . . . . . .232
3. Статус судьи конституционного суда, пребывающего в отставке. . . . . . . 239
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .241
Раздел II. Конституционная юрисдикция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .242
Тема 14. Функции и полномочия конституционных судов. . . . . . . . . . . . .242
1. Цель, задачи и функции конституционных судов. . . . . . . . . . . . . . .242
2. Полномочия конституционных судов, их обусловленность, динамика и виды. . 247
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .254
Тема 15. Основные полномочия конституционных судов. . . . . . . . . . . . . 255
1. Толкование конституции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .255
2. Проверка конституционности законов и иных нормативных правовых актов,
внутригосударственных и международных договоров. . . . . . . . . . . . . . .258
3. Защита прав и свобод человека и гражданина. . . . . . . . . . . . . . . .266
4. Разрешение споров о компетенции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .280
Тема 16. Дополнительные полномочия конституционных судов. . . . . . . . . . 281
1. Реализация конституционной ответственности высших должностных лиц
государства, парламента, политических партий и общественных объединений
за нарушения конституции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
2. Проверка конституционности функционирования институтов прямой демократии
(референдума, выборов, народной инициативы) . . . . . . . . . . . . . . . . .288
3. Содействие конституционных судов законодательным органам
в законотворчестве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
4. Иные полномочия конституционных судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .300
Часть третья. Судебно-конституционный процесс
(конституционное судопроизводство)
Раздел I. Общие правила конституционного судопроизводства. . . . . . . . . .303
Тема 17. Конституционное судопроизводство - самостоятельный вид
юрисдикционного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
1. Понятие и особенности конституционного судопроизводства. . . . . . . . . 303
2. Виды производств и их особенности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .307
Тема 18. Субъекты конституционного судопроизводства. . . . . . . . . . . . .308
1. Конституционный суд как орган судебной власти, осуществляющий
конституционное правосудие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
2. Стороны в конституционном судопроизводстве и их представители. . . . . . 309
3. Участники конституционного судопроизводства, содействующие осуществлению
конституционного правосудия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .313
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .317
Тема 19. Принципы конституционного судопроизводства. . . . . . . . . . . . .318
1. Общая характеристика принципов конституционного судопроизводства. . . . .318
2. Легальные принципы конституционного судопроизводства. . . . . . . . . . .320
3. Иные принципы, вытекающие из природы конституционного судопроизводства. .329
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .330
Тема 20. Стадии и общие правила рассмотрения дел в конституционном
судопроизводстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
1. Стадии конституционного судопроизводства. . . . . . . . . . . . . . . . .332
2. Доказывание и доказательства в конституционном судопроизводстве. . . . . 334
3. Процессуальные сроки. Судебные расходы. . . . . . . . . . . . . . . . . .337
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .343
Раздел II. Стадии судебно-конституционного процесса. . . . . . . . . . . . .344
Тема 21. Внесение обращений и предварительное их рассмотрение
в конституционном суде. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
1. Внесение обращения в конституционный суд. . . . . . . . . . . . . . . . .344
2. Рассмотрение обращения секретариатом конституционного суда. . . . . . . .349
3. Предварительное изучение обращения судьей. . . . . . . . . . . . . . . . 352
4. Принятие или отказ в принятии обращения к рассмотрению. . . . . . . . . .354
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .360
Тема 22. Судебное разбирательство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .361
1. Назначение и подготовка дела к слушанию. . . . . . . . . . . . . . . . . 361
2. Организация судебного заседания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366
3. Подготовительная часть судебного разбирательства и рассмотрение дела
по существу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .373
4. Отложение заседания и прекращение производства по делу. . . . . . . . . .379
5. Принятие итогового решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .381
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .385
Тема 23. Решения конституционного суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386
1. Виды решений конституционного суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .386
2. Требования, предъявляемые к итоговым решениям. . . . . . . . . . . . . . 389
3. Оглашение и вступление в силу итоговых решений. . . . . . . . . . . . . .390
4. Исправление неточностей и разъяснение итоговых решений. . . . . . . . . .392
5. Особое мнение судьи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .396
Тема 24. Исполнение решений конституционного суда. . . . . . . . . . . . . .397
1. Различие действия и исполнения итоговых решений. . . . . . . . . . . . . 397
2. Повышение эффективности исполнения решений Конституционного Суда
Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .405
Раздел III. Особенности производства в Конституционном Суде Российской
Федерации по отдельным категориям дел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .406
Тема 25. Рассмотрение дел о толковании Конституции Российской Федерации. . .406
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .406
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .406
3. Допустимость обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .407
4. Пределы толкования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .409
5. Итоговое решение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . .410
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .411
Тема 26. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации
нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними. . .412
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .412
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .413
3. Допустимость запроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .415
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .417
5. Итоговое решение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . .418
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .419
Тема 27. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам
на нарушение конституционных прав и свобод граждан. . . . . . . . . . . . . 421
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .421
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .421
3. Допустимость жалобы. Возможные последствия принятия жалобы к рассмотрению 424
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .427
5. Итоговое решение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . .428
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .429
Тема 28. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов. . .430
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .430
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .430
3. Допустимость запроса. Последствия внесения запроса. . . . . . . . . . . .431
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .434
5. Итоговое решение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . .435
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .436
Тема 29. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации
не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. . . . . .437
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .437
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .438
3. Допустимость запроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .438
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .441
5. Итоговое решение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . .442
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .443
Тема 30. Рассмотрение дел по спорам о компетенции. . . . . . . . . . . . . .445
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .445
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .446
3. Допустимость ходатайства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .447
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .450
5. Итоговое решение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . .451
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .451
Тема 31. Рассмотрение дела о соблюдении установленного порядка выдвижения
обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .453
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .453
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .454
3. Допустимость запроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .454
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .454
5. Заключение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . . . . .455
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .456
Тема 32. Рассмотрение дела о соответствии Конституции Российской Федерации
инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному
вопросу (предложенным вопросам) референдума. . . . . . . . . . . . . . . . .457
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .457
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .458
3. Допустимость запроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .458
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .458
5. Заключение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . . . . .460
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .460
Часть четвертая. Конституционно-уставное правосудие в субъектах Российской
Федерации
Раздел I. Теория и история конституционно-уставного правосудия в субъектах
Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 463
Тема 33. Возникновение и основные этапы развития конституционных и уставных
судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .463
1. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской
Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .464
2. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской
Федерации" о конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации 466
3. Перспективы учреждения и создания конституционных и уставных судов
в субъектах Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 467
Тема 34. Нормативное правовое регулирование организации и деятельности
конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации. . . . . .470
1. Конституционно-уставное регулирование организации и деятельности
конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 470
2. Законы субъектов Российской Федерации о конституционных (уставных) судах.471
3. Иные нормативные акты, регулирующие организацию и деятельности
конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472
Тема 35. Решения и правовые позиции конституционных и уставных судов
субъектов Российской Федерации и общественная практика. . . . . . . . . . . 473
1. Итоговые решения конституционных (уставных) судов: понятие, виды,
юридическая сила и последствия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 473
2. Правовые позиции конституционных (уставных) судов: понятие, юридическая
сила, виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 474
3. Общесоциальные функции конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . 475
Вопросы для повторения и самостоятельной работы (к разделу I) . . . . . . . .477
Раздел II. Судебное конституционно-уставное право. . . . . . . . . . . . . .479
Тема 36. Судебное конституционно-уставное устройство. . . . . . . . . . . . 479
1. Природа конституционных (уставных) судов, их место в системе
государственной власти субъектов Российской Федерации. Официальные символы
и местопребывание конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . . . . . 479
2. Состав и формирование конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . .481
3. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей конституционных
(уставных) судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 482
4. Структура конституционных (уставных) судов. Должностные лица и аппарат
конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483
Тема 37. Статус судей конституционных и уставных судов. . . . . . . . . . . 484
1. Права и обязанности судей конституционных (уставных) судов. Принципы
статуса судей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .484
2. Занятия и действия, не совместимые со статусом судьи конституционного
(уставного) суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 486
3. Приостановление и прекращение полномочий судьи конституционного
(уставного) суда. Статус судьи в отставке. . . . . . . . . . . . . . . . . .487
Тема 38. Конституционно-уставная юрисдикция. . . . . . . . . . . . . . . . .489
1. Общая характеристика юрисдикции конституционных (уставных) судов. . . . .489
2. Основные полномочия конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . . .490
3. Дополнительные полномочия конституционных (уставных) судов. . . . . . . .492
4. Разграничение полномочий конституционных (уставных) судов,
Конституционного Суда Российской Федерации и судов общей и арбитражной
юрисдикции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 494
Вопросы для повторения и самостоятельной работы (к разделу II) . . . . . . . 502
Раздел III. Судебный конституционно-уставный процесс (конституционно-уставное
судопроизводство) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .504
Тема 39. Общие правила конституционно-уставного судопроизводства. . . . . . 504
1. Самостоятельность конституционно-уставного судопроизводства. Виды
производств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .504
2. Субъекты конституционно-уставного судопроизводства. . . . . . . . . . . .505
3. Принципы конституционно-уставного судопроизводства. . . . . . . . . . . .505
4. Доказывание и доказательства в конституционно-уставном судопроизводстве.
Процессуальные сроки. Госпошлина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 506
Тема 40. Стадии и процедура рассмотрения дел в конституционных и уставных
судах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .507
1. Основные стадии конституционно-уставного судопроизводства. . . . . . . . 507
2. Обращение в конституционный (уставный) суд и предварительное его
рассмотрение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 507
3. Подготовка дела к слушанию и судебное разбирательство. . . . . . . . . . 509
4. Вынесение итогового решения. Исправление, разъяснение и пересмотр решений
Особое мнение судьи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .509
5. Особенности рассмотрения дел в отдельных видах производств
в конституционных (уставных) судах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 511
6. Действие и исполнение итоговых решений конституционных (уставных) судов. 514
Вопросы для повторения и самостоятельной работы (к разделу III) . . . . . . .516
Список основных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и
деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. . . . . . . . . . .518
Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации
и их комментарии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 520
Рекомендуемая литература к частям I-I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .522

Создание и функционирование специализированных органов судебного конституционного контроля обусловили формирование новой отрасли права - судебно-конституционного права и процесса. Предметом регулирования данной отрасли права является совокупность однородных общественных отношений, связанных с организацией и функционированием нового вида государственной деятельности - конституционного контроля, осуществляемого специализированными судами, т. е. конституционного правосудия.

Указанные общественные отношения носят публичный характер. Специализированные судебные органы конституционного контроля обладают надлежащими полномочиями по разрешению дел о проверке конституционности законов и других объектов контрольной деятельности. Они принимают решения властного характера, имеющие обязательную силу для всех субъектов права без исключения. Эти решения окончательны и обжалованию не подлежат.

Отношения в сфере организации и функционирования конституционного правосудия объективно требуют правового регулирования в конституции и на ее основе - в текущем (отраслевом) законодательстве, в иных формах.

Право - это согласованная и взаимосвязанная целостная система, в которой нормативные установления выстраиваются в определенном порядке. Право есть сложное иерархически построенное образование, пронизанное процессами дифференциации и интеграции.

Нормативные установления различаются по предмету и методам регулирования, характеру и сферам действия, целям и задачам, которые они преследуют, осуществляемым функциям, форме выражения, способам обеспечения и т. д. Поэтому право, будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием, одновременно подразделяется на отрасли, каждая из которых играет самостоятельную роль в упорядочении, регулировании общественных отношений. Каждая отрасль права есть подсистема нормативных установлений, осуществляющих регулирование общественных отношений определенного вида и их охрану специфическими, правовыми средствами. Самостоятельность отрасли права в общей нормативно-правовой системе определяется предметом, методом, целью и задачами, принципами и значимостью правового регулирования тех или иных однородных отношений.

Предмет является ведущим, определяющим критерием разграничения отраслей права. В структуру предмета правового регулирования входят: субъекты общественных отношений; их поведение; объекты, на которые направлено поведение субъектов; факты (события, действия и др.), с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений между субъектами.


Он служит дополнительным критерием разграничения нормативных установлений по отраслям права. В число средств входит определение субъектов права с их правовыми качествами, прав и обязанностей субъектов права и правоотношений, гарантий реализации, охраны и защиты от правонарушений, включая меры поощрения и меры юридической ответственности, и др. Метод правового регулирования характеризуется сочетанием различных по характеру предписаний - императивных, диспозитивных, рекомендательных и иных. От метода во многом зависит результативность правового регулирования, эффективность достижения выдвигаемых при этом целей.

Существенными факторами, определяющими однородность общественных отношений, их самостоятельность и потребность в специфическом правовом регулировании, служат также цель задачи, принципы, общественная значимость этих отношений. Несомненно, конституционное правосудие имеет особые цель и задачи,

играет в жизни общества и государства существенную роль.

Судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права - это система нормативных установлений, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования судебного конституционного контроля, осуществляемого специализированными судами в форме конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводств, в целях охраны и защиты конституции на всей территории государства.

По структуре судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права делится на

две подотрасли: судебно-конституционное материальное право и судебно-конституционное процессуальное право.

Судебно-конституционное материальное право есть совокупность нормативных установлений, регулирующих устройство, организацию специализированных органов конституционного правосудия (состав и способ формирования конституционного суда, его структуру, принципы и гарантии деятельности, статус судей и др.) и устанавливающих их юрисдикцию, полномочия.

Реализация компетенции органов конституционного правосудия облекается в процессуальную форму, при этом материальное отношение как бы отходит на второй план, взаимодействует и переплетается с процессуальными правоотношениями.

Судебно-конституционное процессуальное право есть совокупность нормативных установлений, определяющих принципы, общие правила конституционного судопроизводства и регулирующих процедуру по стадиям конституционного судопроизводства, особенности рассмотрения отдельных категорий дел в органах конституционного правосудия. Иными словами, предметом регулирования судебно-конституционного процессуального права является судебно-конституционный процесс (конституционное судопроизводство).

Судебно-конституционный процесс (конституционное судопроизводство) направлен на обеспечение реализации компетенции, юрисдикции органов конституционного правосудия. Одновременно судебный конституционный процесс (конституционное судопроизводство) имеет собственное юридическое содержание, свою логику развития и закономерности бытия.

Судебно-конституционное право и процесс как отрасль российского права наряду с вышеназванными подотраслями включает еще одну - судебное конституционно-уставное право и процесс как совокупность нормативных установлений, регулирующих организацию и функционирование органов конституционно-уставного правосудия в субъектах Российской Федерации.

Каждая подотрасль судебно-конституционного права и процесса состоит из правовых институтов, представляющих собой совокупность нормативных установлений, регулирующих качественно

однородные группы общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования органов

конституционного правосудия.