Полезно знать - Автомобильный портал

О Таинстве покаяния - Что такое епитимия? Кто может снять епитимию? За какие грехи какая епитимья

Много лет тому назад я была в Троице-Сергиевой Лавре, исповедовалась. По моим грехам на меня была наложена епитимия: в течение всей жизни читать ежедневно канон и по возможности класть определенное количество поклонов. Тогда я не запомнила священнослужителя в лицо, не знаю ни его имени, ни сана. Недавно прочла в книге, что надо при жизни снять епитимию, иначе после смерти душе придется очень тяжело. Как же мне быть в моем положении?

Раба Божия Антонина

Епитимия - это средство исцеления и очищения души, именно для этого она дается человеку. Может показаться, что епитимия - это наказание за совершенный грех, служащее удовлетворению Правосудию Божию, но это неверное понимание, так осознают епитимию католики. Неправильность такого видения вещей состоит главным образом в том, что в этом случае Бог предстает перед нами не как Милостивый Спаситель, а как некий карающий деспот, которого утешает созерцание наших самоистязаний.

Православное понимание епитимии другое. Епитимия - это приложение бальзама, а не подзатыльник. По Своей неизреченной милости Господь вразумляет Церковь и дает нам средства для исцеления души и уврачевания душевных ран. Их принимают с радостью, как больной принимает лекарство.

У каждого человека есть те или иные пороки, особенные - свойственные ему - страсти, и для борьбы с ними нужны особые средства: молитвенные правила, поклоны, посты, паломничества, молитвы, вкушение просфоры и святой воды.

К сожалению, вы в своем письме очень мало написали о той епитимии, которую вам дали: какой конкретно канон, сколько поклонов. Но в строках вашего письма ощущается тревога. Не надо бояться, данная вам епитимия небольшая: один канон и несколько поклонов - это очень просто выполнить. Хочу вам посоветовать, чтобы вы не оставляли данной вам епитимии. Хотя бы старайтесь читать каждый день канон (вероятно, это покаянный канон Господу Иисусу Христу), но если даже вы пропустите один или два раза в неделю, это не так страшно. Поклоны делать очень хорошо - они подсекают страсти под корень и уничтожают их! Хорошо делать поклоны утром перед началом молитв с Иисусовой молитвой или с молитвой мытаря: "Боже, милостив буди ми грешному (грешной)". Делайте хотя бы по 10 поклонов (в монашеских правилах указано до 300, но это монастырский устав). Полезно делать поклоны и в продолжение дня - нет-нет да и положите один-два поклона, это очень хорошо поддерживает молитвенное состояние и не допускает страсти в сердце. Так советует Игнатий Брянчанинов в книге "Аскетические опыты", и причисленный недавно к лику святых отец Алексий Мечев также учил: если придут страсти или грешные помыслы, сделай два-три поклона.

Проявите послушание и сохраните его на всю жизнь - это очень хорошо, что вам дали такую епитимию! Молитесь и наследуйте спасение души. Храни вас Бог! священник Дионисий Толстов 02.11.2001

У ранних христиан грехи, согласно евангелиям, можно было простить через апостольское посредничество. Были перечислены двенадцать возможных основных грехов, упомянутых в Новом Завете. Все они являлись различными нарушениями Десяти Библейских

Вконтакте

Одноклассники

Христиане в ранних общинах получали прощение за эти грехи, при этом практикуя молитву, добрые дела, пост и милостыню. Эта покаянная дисциплина в наше время получила имя публичного покаяния или епитимьи, которую иногда ошибочно путают с публичным заявлением об отлучении из-за серьёзного и общественного греха.

Епитимья - это покаяние в грехах, а также название римско-католического, восточного православного и лютеранского таинства покаяния и примирения, исповеди. Она также играет большую роль в исповеди среди англиканцев, методистов и других протестантов. Слово происходит от латинского слова paenitentia, что означает покаяние, желание быть прощённым.

С таинством епитимьи верующий, если искренне раскаялся, получает от бога прощение грехов. Это таинство, которое обязательно проводит епископ или священник также называется именем примирения или исповеди. Это одно из двух таинств, называемых «исцеление» вместе с помазанием больных, поскольку они предназначены для облегчения страданий верующего.

Епитимия как религиозное отношение в христианстве

Аугсбургское исповедание делит покаяние на две части: «Одно - это раскаяние, то есть страх , поражающий совесть посредством познания греха, а другое - это вера, рождённая от Евангелия или отпущение грехов. Вера, что, ради Христа, грехи прощаются, успокаивает совесть и избавляет её от страха».

Отношение епитимии может быть как экстернализация в действиях, которые верующий накладывает на себя. Эти действия, сами по себе называются покаяниями. Покаянная деятельность особенно распространена в период Великого поста и Страстной недели. В некоторых культурных традициях эта неделя, посвящённая Страсти Христовой, может быть отмечена покаяниями и даже добровольным псевдо-распятием.

При более лёгких актах епитимии время отводится молитве, чтению библии или других духовных книг. Примерами более сложных актов являются:

  • воздержание;
  • воздержание от алкоголя или табака или другие лишения.

В древние века часто использовали самобичевание. Такие действия иногда назывались умерщвлением плоти и были также связаны с епитимией. В раннем христианстве общественная епитимия налагалась на кающихся , тяжесть которых варьировалась в зависимости от серьёзности их проступков. Сегодня акт покаяния, налагаемый в связи с таинством для одной и той же терапевтической цели, может быть установлен молитвами, определённым количеством поклонов или поступком или бездействием. Наложенный акт сам по себе называется покаянием или Епитимией.

Покаяние как причастие или обряд в Восточной Православной Церкви

В Восточной Православной Церкви покаяние обычно называют Священной Тайной Исповеди. В Православии намерение сакраментальной тайны Священного исповедания состоит в том, чтобы обеспечить примирение с Богом посредством покаяния.

Традиционно кающийся человек стоит на коленях перед иконой Христа. Это потому, что в православном сакраментальном богословии исповедь не совершается священнику, а Христу; священник присутствует там как свидетель, друг и советник. По аналогии перед кающимся помещается книга евангелия и распятие. Кающийся почитает Евангелие, крест и преклоняет колени. Как только они готовы начать, священник говорит: «Блажен наш Бог, всегда, сейчас и всегда и во веки веков», читает Три святые молитвы и Псалом 50.

Затем священник советует кающемуся, что Христос невидимо присутствует и кающийся не должен смущаться или бояться, но должен открыть своё сердце и раскрыть свои грехи, чтобы Христос мог их простить. Кающийся затем обвиняет себя в грехах. Священник слушает, задавая вопросы, чтобы побудить кающегося не скрывать никаких грехов из страха или стыда. После того, как исповедник раскрывает все свои грехи, священник предлагает советы.

Епитимья не является ни наказанием, ни просто благочестивым действием, но специально нацелена на исцеление исповеданного духовного недуга. Например, если кающийся нарушил Восьмую Заповедь, украв что-то, священник мог бы прописать , возвращение украденного, и милостыни бедным на более регулярной основе. Противоположности обрабатываются противоположностями. Если кающийся страдает от , правило пересматривается и, возможно, увеличивается. Намерение исповеди никогда не наказывать, а исцелять и очищать. Исповедь также рассматривается как «второе крещение» и иногда упоминается как «крещение слёз».

В Православии исповедь и епитимья рассматривается как средство обеспечения лучшего душевного здоровья и чистоты. Исповедь не включает в себя просто указание на греховные вещи, которые делает человек; также обсуждаются добрые поступки, сделанные этим человеком. Этот подход является целостным, исследуя всю жизнь исповедника. Хорошие труды не получают спасения , но являются частью психотерапевтического лечения, чтобы сохранить спасение и чистоту. Грех рассматривается как духовная болезнь или рана, только излечивается через Иисуса Христа. Православная вера заключается в том, что в исповедании греховные раны души должны подвергаться воздействию и лечить на «открытом воздухе» (в этом случае, в Духе Божьем).

Как только кающийся принял терапевтический совет, священник говорит молитву прощения над кающимся. В молитве прощения священники просят Бога простить совершённые грехи.

Ребёнок и исповедь

Считается что ребёнок должен исповедоваться в возрасте семи лет, но нужно понимать, ребёнок и в шесть лет может обладать ясным сознанием ответственным за поступки. А бывает что ребёнок и в восемь лет остаётся ничего не смыслящим ребёнком. Поэтому при определённых условиях можно допускать детей к исповеди несколько раньше. Нужно помнить что формализм в духовной жизни нельзя допускать, тем более по отношению к ребёнку.

Англиканство

Частное исповедание грехов священнику, сопровождаемое отпущением грехов, всегда было предусмотрено в Книге общей молитвы.

Статус признаний как таинства изложен в англиканских формулярах, таких как Тридцать девять статей. Статья XXV включает её среди «Те пять обычно называемых таинств», которые «не должны учитываться в Таинствах евангелия, за то, что у них нет никакого видимого знака или церемонии, посвящённой Богу».

Несмотря на предоставление частной исповеди в каждом издании Книги общей молитвы, практика епитимьи часто оспаривалась во время ритуалистических споров в конце девятнадцатого века.

Методизм

В Методистской Церкви, как и в случае с англиканским причастием, покаяние определяется статьями религии как таковыми которые обычно называются таинствами, но не считаются таинствами евангелия.

Многие методисты, как и другие протестанты, регулярно практикуют исповедание своего греха самому Богу, утверждая, что «когда мы исповедуемся, наше общение с Отцом восстанавливается, он простирает своё родительское прощение. Он очищает нас от всей не праведности, тем самым устраняя последствия из ранее невидимого греха. Мы снова на пути к реализации лучшего плана, который Бог имеет для нашей жизни».

Лютеранство

Лютеранская церковь учит двум ключевым частям покаяния (раскаяние и вера). Лютеране отвергают учение о том, что прощение достигается через епитимью.

Римский католицизм

Римско-католическая церковь использует термин «епитимья» в нескольких отдельных, случаях:

  • как таинство;
  • как акты удовлетворения веры.

как те конкретные действия, назначенные кающимся исповедником в контексте таинства.

Они имеют общее понятие о том, что грешник должен покаяться и, насколько это, возможно, возместить божественную справедливость.

Моральная добродетель

Покаяние - это нравственная добродетель, согласно которой грешник настроен на ненависть к своему греху как преступлению против Бога. Главное действие в осуществлении этой добродетели - ненависть к собственному греху. Мотивом этой ненависти является то, что грех оскорбляет Бога. Богословы, следуя Фоме Аквинскому, считают покаяние действительно добродетелью, хотя они несогласны относительно своего места среди добродетелей.

В покаянии провозглашается недостойность человечества перед лицом снисхождения Бога. Ибо, хотя освящающая благодать только прощает и очищает грехи от души, необходимо, чтобы индивидуум согласился на это действие благодати благодаря работе покаяния. Покаяние помогает уничтожить греховные привычки и приобрести такие как:

  • щедрость;
  • смирение;
  • терпение.

Таинство епитимьи

Процесс покаяния и обращения был описан Иисусом в притче о блудном сыне. В католической церкви таинство покаяния (также называемое примирением, прощением, исповеданием и обращением) является одним из двух таинств исцеления. Иисус Христос пожелал, чтобы таким образом, Церковь продолжала, силой Святого Духа, его работу исцеления и спасения. Примирение с Богом - это и цель, и действие этого таинства.

Через священника, который является служителем таинства, действующим от имени Бога, исповедание грехов сделано для Бога, и от Бога получено отпущение грехов. В этом таинстве грешник, ставя себя перед милостивым судом Бога, предрекает определённым образом, суд, которому он подвергнется в конце земной жизни.

Существенным для таинства являются действия грешника:

  • рассмотрение совести;
  • раскаяние с решимостью не грешить снова;
  • исповедание священнику;
  • исполнение какого-либо действия для исправления ущерба, причинённого грехом.

И священника (определение акта возмещения, подлежащее исполнению и отпущение грехов). Серьёзные грехи, смертные грехи должны признаваться в течение не более года и всегда до получения Священного

Обряд таинства требует, чтобы вид и степень удовлетворения соответствовали личному состоянию каждого кающегося. Любой может восстановить порядок, им нарушенный, и через соответствующее средство исцелить болезнь, от которой он страдал.

Епитимья за грехи

В апостольской конституции 1966 года Папа Павел VI сказал: «Покаяние - это религиозный, личный поступок, который имеет своей целью любовь к Богу: пост, для Бога, а не для себя». Церковь подтверждает первенство религиозных и сверхъестественных ценностей покаяния. Это может быть молитва, милосердие, служение ближнему, добровольное самоотречение и жертвы.

Преобразование сердца может быть выражено многими способами. «Писание и отцы настаивают, прежде всего, на трёх формах: пост, молитва и милостыня, которые выражают обращение по отношению к самому себе , Богу и другим». А также упоминаются усилия по примирению со своим ближним и практика благотворительности, которая охватывает множество грехов.

Например, епитимья за прелюбодеяние предполагает отлучение от таинства причащения на многие годы или месяцы, с чтением канонов, с поклонами. Соответствующая епитимья за абортированных детей назначается священником, но нужно помнить , что никакой «молитвы от аборта», снимающей грех, не существует. Имеет значение возраст, состояние здоровья, степень веры и другое, включая внешние обстоятельства. Молитва может быть назначена если аборт случился в связи с болезнью или случайностью.

Епитимия также накладывается за такой грех, как пьянство. Пьянство приводит к стремительной деградации человека, превращая его в сотообразное существо. Пьянство, как правило, приводит к совершению других более тяжких грехов, например, такого как блуд, при котором люди, не состоящие в браке, допускают физическую близость.

Блуд является второй из восьми человеческих страстей и отличается от прелюбодеяния тем что при блуде не совершается супружеская измена. Так же, как и в случае других грехов, епитимья за блуд накладывается по усмотрению священника.

В Литургический год во времена Пришествия и Великого поста особенно подходят такие покаянные упражнения, как добровольное самоотречение. В соответствии с каноном 1250 «Покаянные дни и времена в универсальной Церкви - каждая пятница года и сезона Великого поста». Канон 1253 заявил: «Конференция епископов, может, более точно определить соблюдение воздержания, а также заменить другие формы покаяния, особенно благотворительные и упражнения благочестия, полностью или частично, за воздержание и пост».

XIII век

Из "Двух правил монахам"

XIV век
Из "Вопрошанья-исповеданья".

Сзади блуд сотворив - 40 дней сухояста.

С кумом или с ближним игра до семени - 40 дней сухо есть.

Пересекавшимся струями, когда мочились, - 12 дней (сухо есть).

А это великие грехи

Содомский грех - 3 года.

Мужеложество - 3 года.

Из "Правила о верующих в гады"

XV век
Вопрос мужам

Или содомский блуд сотворил? Пост - 3 дня.

Если содомский блуд сотворил, в свой проход или в чужой, да если жену давал другому, епитимьи - 3 лета или 4.

Если со скотиною се же чрез естество блудил, епитимьи - год или два.

Если в свою руку блудил или в чужую - 3 месяца епитимьи.

Из "Некоторой заповеди" - худого номоканона

Если кто поп со скопцом обрящется в блуде, да будет извержен (отречен от своего сана). Если же одумается, то 5 лет да покается, а причастие да возьмет от Пасхи до Пасхи, понеже обращается на блуд, и да поклоняется 12 раз утром и 12 - вечером...

Всяк человек, который семя свое пускает во зло, нарекается душегубцем (т. е. всякий, согрешивший рукоблудием, убил человека?).

Вопрос женам

Или на подругу взлазила, или подругу на себя вспускала и в лоно свое перстом действовала, пост - 40 дней.

XVI век

Господине, отче, прости меня тако же, что, взирая на мужеский пол, и на жены, и на девицы, и на отрочата, на инокиня, и на младенцы, осязаю их, и обнимая, и целуя с помыслы блудными и до истицания (скверны семенной). [...] И над самим мною тоже случился содомский грех, когда я пребывал в разуме и не в разуме.

Грех есть в лоно свое тыкать, что мужу, что жене. Епитимья - 12 дней, поклонов - по 60 на день.

Грех есть целоваться, язык в рот воткнув жене или другу. Епитимья - 12 дней, поклонов - по 60 на день.

Грех есть пуститься рукою блудить. Епитимья - 6 дней, поклонов - по 30 на день.

Грех есть ручной блуд в свою руку или в чужую. Епитимья - 3 года, поклонов - по 100 на день.

А иные с присными беззаконство творят - в рот дают лобзати уды свои, и сами лобзают срамные же уды. Епитимья - 3 года, поклонов - по 100 на день.

Грех есть мужам в женской одежде ходить, играя, или женам в мужской. Епитимья - 7 недель, поклонов по 150 на день.

Если кто впадет в блуд с двумя сестрами или два брата с одной женой, пост - 5 лет, не причащаться, сухояст, а поклонов - по 150 в день.

Из "Правила с именем Максима"

Если кто сам на себе блуд сотворит - 40 дней поста ему.

Из "Вопрошания апостольского"

Апостолы спросили: а если скотом осквернит свое тело? Как ответить тому? Рече Господь: лето одно да постится, сухо ест, в церковь не входит 3 лета.

А прелюбодей или со скотом творящий блуд - 8 лет поста, а держати им тако ж поклонов по 1000.

Вопрос к мужам

Если содомский блуд сотворил, епитимьи - 3 лета.

Если в руку блуд сотворил, епитимьи - 3 недели.

Если со скотиною - 40 дней поста.

Вопрос мужам и отрокам

Или в женском платье плясал?

Без надписания

·блудил со другом, пуская на себя, и сам на друга;

·содомским грехом, в любодеянии и со ближними своими во сваре, и в казнях без милости, и в срамословии, и в мигании;

·в бане мылся, и зря на свое тело, и осязал уды свои срамные;

·ручным блудом безчисленно;

XVII век
Из "Заповедей святых отец"

Если чернец с мужеским полом или со скотом, беззаконие творя, обличится (разоблачится), епитимьи - 8 лет, а причастие - от Пасхи до Пасхи. А поклонов - по 25 в день.

·господине отче, в содомском блужении во стегноблудии и со иноки и спротивно падался;

·многих совещал на блудные дела, наипаче же отроков, и в бани мыл тело свое грешное многажды, и обнажал его пред многими бесстыдно, и падался, и мылся;

·на друга взлазя люблением страстным;

·некогда ниц лежа в воде и стоя, и на земле ниц лежа, истекание рукою спустил, и в губу, сиречь в гриб, истекание сотворил, надувая кишку не помню какого животного, и тем в свой проход блудил.

·Содомский блуд сотворил с мужеским полом, и над самим мною такое зло случилось в неразумии и в разуме;

·С пьяными отроки и с мужи блудил, а им то неведомо, злокозненный блуд над ними и в неведании, и исповедание не положил, но аз, окаянный, повинен в тех грехах;

·Частым омыванием банным тело свое бесстыдно обнажал пред многими, и зрел, и осязал срамные уды свои, и истечение делал. И чужие уды срамные тако ж зрил наги, и осязал, и неумовенными руками ел, и пил, и иным подавал;

·Осязал срамные уды свои, и приносил к ноздрям, и обонял нечистоту скверность тела своего, и руками держался за срамоту женскую, и так же и свои уды давал осязати многим, многажды ножом обривал уды своя, и свещою палил, и прочий вред телу деял, и помазывал дегтем и иным зелием нужды ради, и во всем том согрешил;

Чужих жен (сверху надписано: мужей) и девиц с помыслом нечистым не целовал ли? Осязания между вами нечистого не было ли?

Малакий не делаешь ли?

Канонические церковные памятники XIII-XVIII вв. (стр. 13-116).

Или содомский блуд сотворил?
(сексуальные извращения по каноническим
памятникам XIII-XVIII вв.)

Канонические церковные памятники XIII-XVIII веков дают представление о том, что считали в те времена грехами и какое наказание за них накладывали. Все тексты имеют разные адресаты. Одни из них предназначены для мирян, отдельно мужчин и женщин, другие для чернецов, иноков и священнослужителей. Интересно, что мужчинам-мирянам (XVIII век) на исповеди надлежало рассказать о том, не грешат ли они сребролюбием, лицемерием, не имеют ли на кого зла, а о содомском грехе спрашивали только в случае, если мужчина грешил малакией (мастурбацией). Если такового греха не было, то дальше его и не расспрашивали. По-иному дело обстояло с чернецами и иноками. Их подробнейшим образом расспрашивали о гомосексуальных контактах, включая взаимную мастурбацию и половой акт. Рассказывать о подобных грехах на исповеди им надлежало в подробностях, например, "многих совещал на блудные дела, наипаче же отроков, и в бани мыл тело свое грешное многажды, и обнажал его пред многими бесстыдно, и падался, и мылся". Один и тот же грех предполагал разное по тяжести наказание для мирян и иноков. На них накладывалась более строгая епитимья.

В данной подборке основой упор сделан на записи, связанные с мастурбацией, мужеложеством и другими "содомскими" грехами. Для того чтобы было с чем сравнить тяжесть наказания за "голубые" грехи, мы привели несколько выписок, касающихся скотоложества. Любопытно, что за скотоложество предполагалось меньшее наказание, чем за мужеложество, в то же время некоторые "гетеросексуальные" грехи наказывались строже, чем "голубые". Интересно также, как от века к веку менялось отношение к одному и тому же греху. Так, в XIV веке за содомский грех предполагали 3 года "сухояста", а в XVIII веке за мужеложство – 26 лет епитимьи и 300 поклонов в день.

Есть, конечно, и забавные с точки зрения морали XXI века грехи. Например "Если кто на восток помочится стоя, да поклонится 300 раз", а "Пересекавшимся струями, когда мочились, – 12 дней (сухо есть)". В целом, если вчитываться внимательно, то можно сделать довольно много интересных выводов – о том, насколько распространенным был такой грех как мужеложество, о том, каким "изощренным" подчас был "содомский грех". То, в чем каялись иноки XVII века, иногда просто поражает богатством фантазии: "некогда ниц лежа в воде и стоя, и на земле ниц лежа, истекание рукою спустил, и в губу, сиречь в гриб, истекание сотворил, надувая кишку не помню какого животного, и тем в свой проход блудил".

КАНОНИЧЕСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ XIII-XVIII вв.

Особая редакция "Вопрошания Кирика".
Из "Двух правил монахам".

Если два чернеца лягут на единую постель, то да нарекутся блудниками.

Из "Вопрошанья-исповеданья".

Сзади блуд сотворив – 40 дней сухояста.
С кумом или с ближним игра до семени – 40 дней сухо есть.
Пересекавшимся струями, когда мочились, – 12 дней (сухо есть).

А это великие грехи
Содомский грех – 3 года.
Мужеложество – 3 года.

Из "Правила о верующих в гады".

О малакии. Малакию деющий и этим блудящий да приимет запрещение на 3 года по 24 поклона. Малакия же два различия имеет: одни это делают руками, другие же бедрами своими. И злее малакия руками, а не бедрами, но и обои они злы и лукавы.
Есть же и женская малакия, когда жены деют друг другу. О том же добро есть отцу духовному это искоренять и дать им запрещение на лето едино.
Мужеложницы да запретятся на 5 лет с прочим покаянием. Различие же мужеложества написаны в конце писания Иоанна мниха.

Вопрос мужам

Или содомский блуд сотворил? Пост – 3 дня.
Если содомский блуд сотворил, в свой проход или в чужой, да если жену давал другому, епитимьи – 3 лета или 4.
Если со скотиною се же чрез естество блудил, епитимьи – год или два.
Если в свою руку блудил или в чужую – 3 месяца епитимьи.

Из "Некоторой заповеди" – худого номоканона

Если кто поп со скопцом обрящется в блуде, да будет извержен (отречен от своего сана). Если же одумается, то 5 лет да покается, а причастие да возьмет от Пасхи до Пасхи, понеже обращается на блуд, и да поклоняется 12 раз утром и 12 – вечером...
Всяк человек, который семя свое пускает во зло, нарекается душегубцем.

Из "Правил Халкидонского собора"

Мужам не достоит в женском портище ходить, ни женам в мужском.

Вопрос женам

Или на подругу взлазила, или подругу на себя вспускала и в лоно свое перстом действовала, пост – 40 дней.

Из "Исповедания попом и дьяконом"

Не пался ли от своея жены с мужеским полом, или с мужнею женою, или со вдовою, или с рабою в дьяконстве?

Из "Поновления священноинокам"

Господине, отце, прости меня тако же, что, взирая на мужеский пол, и на жены, и на девицы, и на отрочата, на инокиня, и на младенцы, осязаю их, и обнимая, и целуя с помыслы блудными и до истицания (скверны семенной). [...] И над самим мною тоже случился содомский грех, когда я пребывал в разуме и не в разуме.

Из древнерусских переводов номоканона Иоанна Постника

Если мирской человек займется рукоблудием – 40 дней не причащаться и мяса не есть, разве только масла. Да упражняется в молитвах и кладет поклоны. Если же такое случится с иноком, пусть 60 дней сухо есть, без причащения пребывая, постяся каждый день и непрестанно моляся. Тако же и священник.

Если инок впадет в истицание (семенной скверны) – 60 дней сухо да ест, строгий пост до 30 дней и по 300 поклонов ежедневно, пока не упадет до усталости.

Из "Правила святых (отец) о епитимьях"

Грех есть в лоно свое тыкать, что мужу, что жене. Епитимья – 12 дней, поклонов – по 60 на день.
Грех есть целоваться, язык в рот воткнув жене или другу. Епитимья – 12 дней, поклонов – по 60 на день.
Грех есть пуститься рукою блудить. Епитимья – 6 дней, поклонов – по 30 на день.
Грех есть ручной блуд в свою руку или в чужую. Епитимья – 3 года, поклонов – по 100 на день.
А иные с присными беззаконство творят – в рот дают лобзати уды свои, и сами лобзают срамные же уды. Епитимья – 3 года, поклонов – по 100 на день.
Грех есть мужам в женской одежде ходить, играя, или женам в мужской. Епитимья – 7 недель, поклонов по 150 на день.
Если кто впадет в блуд с двумя сестрами или два брата с одной женой, пост – 5 лет, не причащаться, сухояст, а поклонов – по 150 в день.

Из "Правила с именем Максима"

Мужам не достоит в женских портах ходить, а жене в мужних.
Если кто сам на себе блуд сотворит – 40 дней поста ему.

Из "Вопрошания апостольского"

Апостолы спросили: а если скотом осквернит свое тело? Как ответить тому? Речь Господь: лето одно да постится, сухо ест, в церковь не входит 3 лета.

Из "Правила "Аще двоеженец..."

Правило святых апостол и святых отец
... А прелюбодей или со скотом творящий блуд – 8 лет поста, а держати им тако ж поклонов по 1000.

Вопрос к мужам

Если содомский блуд сотворил, епитимьи – 3 лета.
Если в руку блуд сотворил, епитимьи – 3 недели.
Если со скотиною – 40 дней поста.

Вопрос мужам и отрокам

Или свой проход рукою щупал, или у парубков?
Или уд свой вздвигал рукою на блуд?
Или в женском платье плясал?

Из "Вопросы игуменам и священноинокам"

Не пался ли с мужеским полом или с младым чернецом?

Без надписания

Согрешил ли на небо и пред тобою, отче, каюсь, много беззаконствовал. Согрешил:
блудил со другом, пуская на себя, и сам на друга;
содомским грехом, в любодеянии и со ближними своими во сваре, и в казнях без милости, и в срамословии, и в мигании;
в бане мылся, и зря на свое тело, и осязал уды свои срамные;
ручным блудом безчисленно;

Из "Заповедей святых отец"

Если чернец с мужеским полом или со скотом, беззаконие творя, обличится (разоблачится), епитимьи – 8 лет, а причастие – от Пасхи до Пасхи. А поклонов – по 25 в день.

Из "Иноческого без надписания" и из "Поновления инокам"

Вот мои согрешения пред Богом и пред тобою, господине отче:
господине отче, в содомском блужении во стегноблудии и со иноки и спротивно падался;
многих совещал на блудные дела, наипаче же отроков, и в бани мыл тело свое грешное многажды, и обнажал его пред многими бесстыдно, и падался, и мылся;
на друга взлазя люблением страстным;
некогда ниц лежа в воде и стоя, и на земле ниц лежа, истекание рукою спустил, и в губу, сиречь в гриб, истекание сотворил, надувая кишку не помню какого животного, и тем в свой проход блудил.
Содомский блуд сотворил с мужеским полом, и над самим мною такое зло случилось в неразумии и в разуме;
С пьяными отроки и с мужи блудил, а им то неведомо, злокозненный блуд над ними и в неведании, и исповедание не положил, но аз, окаянный, повинен в тех грехах;
Частым омыванием банным тело свое бесстыдно обнажал пред многими, и зрел, и осязал срамные уды свои, и истечение делал. И чужие уды срамные тако ж зрил наги, и осязал, и неумовенными руками ел, и пил, и иным подавал;
Осязал срамные уды свои, и приносил к ноздрям, и обонял нечистоту скверность тела своего, и руками держался за срамоту женскую, и так же и свои уды давал осязати многим, многажды ножом обривал уды своя, и свещою палил, и прочий вред телу деял, и помазывал дегтем и иным зелием нужды ради, и во всем том согрешил;

XVIII век

Вопросы из сборной рукописи XVIII в.

О блудниках

ВОПРОСЫ
ЕПИТИМЬЯ/ЛЕТ
ПОКЛОНОВ/ДЕНЬ
Мужеложник?
26
300
Не играл ли с кумами до излияния скверны?
40
80
Не блудил ли рукою или ногою сквозь портно?
21
200
Не чесался ли с похотью до излияния скверны?
40
60
Не помышлял ли на скот с блудным похотением?
7
20
Не рукоблудствовал ли своеручно?
40
50
Не рукоблудствовал ли друг с другом, ты – его, а он – твой уд?
80
50
Не хватал ли кого за срамной уд?
3
100

"Общие вопросы мирянам без надписания"

Чужих жен (сверху надписано: мужей) и девиц с помыслом нечистым не целовал ли?
Осязания между вами нечистого не было ли?
Малакий не делаешь ли?
И если это случится, вопрошает о содомском, о скотоложестве, о птицеложестве обстоятельно.

Публикуется по Канонические церковные памятники XIII-XVIII вв. (стр. 13-116).
"А се грехи злые, смертные..." Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России. Тексты, исследования. М.: "ЛАДОМИР", 1999. С. 335-344.

Бывает, что к священнику приходят люди, на которых в каком-то монастыре, где они были в паломничестве, некий иеромонах наложил епитимию. Но прошло какое-то время и исполнять её становится тяжело. Как священнику поступать в таком случае?

Иногда и прихожане, которые поисповедовались в паломничестве у кого-то из монахов, потом приезжают с неожиданными благословениями и мнениями по поводу духовной и церковной жизни. Что делать священнику?

Если незнакомый человек приходит на исповедь, священник в первую очередь должен выяснить, не было ли у него тяжких грехов. Если есть какой-то тяжкий смертный грех, то священник не может дать ему какую-то тяжелую епитимью и отправить восвояси. Но он так же и не может просто его отпустить, тут важно как-то инициировать процесс его исцеления. Это похоже на то, как пациент с тяжелым заболеванием приходит к врачу. Если у врача нет в данной ситуации средств (возможности) его сейчас лечить, то тогда он должен отправить его в какую-то больницу. Но он не может его просто бросить. Так и здесь, больного необходимо отправить к какому-то духовнику и сказать, что тебе необходимо пройти «курс лечения».

Если паломник, имевший на совести смертный грех, возвращается из монастыря, где ему назначили серьезную епитимью и с ней отправили из монастыря на все четыре стороны, - это похоже на случай, когда у человека сломался позвоночник, а проходившая мимо медицинская сестра сделала ему обезболивающий укол морфия и оставила лежать без памяти у дороги. Серьезно это воспринимать нельзя. Следуя 102-му правилу Трулльского Собора, священник может налагать епитимью только в том случае, если он имеет возможность и собирается в дальнейшем следить за её исполнением и духовной пользой и, при необходимости, корректировать.

Если священник не взял на себя руководство над этим человеком, он может только сказать, что причащаться ему сейчас нельзя. Кроме того, он должен настоятельно рекомендовать такому человеку найти духовника, с которым он сможет регулярно общаться (например, по месту жительства), и уже с ним пройти необходимый «курс лечения».

Если епитимья наложена на человека священником, который заведомо не мог следить за её исполнением, её можно считать недействительной. Т. е.если к священнику на исповедь пришел человек, регулярно у него исповедающийся, но получивший от другого священника такую епитимью, то батюшка, разобравшись в обстоятельствах, может разрешить эту епитимью не исполнять полностью или частично.

Если к священнику пришёл человек, исполняющий епитимью(наложенную в монастыре), а священник его впервые видит, то он должен объяснить ему важность регулярной исповеди у одного священника и то, что именно тот священник, у которого кающийся будет духовно окормляться, может помочь ему в решение вопроса с данной епитимьей.

Наложение епитимьи очень похоже на то, как врач прописывает лекарство. Если болезнь серьезная и требуется сильнодействующее лекарство, то врач должен позаботиться о том, чтобы больной был под наблюдением опытного и сведущего в данном заболевании доктора. Если врач сам ведет больного, то, давая ему сильнодействующее лекарство, он сам следит за его применением и, оценивая его действие, корректирует его дальнейший прием. Дать же сильнодействующее лекарство и оставить больного без наблюдения преступно, т.к. такое лекарство может стать даже причиной смерти.

«Епитимийные» каноны предполагают безусловно, что наказание налагает глава местной общины (в первые столетия церковной истории таковым являлся епископ, что хорошо видно из канонов святителя Василия Великого) на члена этой же самой общины . Немыслима ситуация, когда наказание налагается человеку, мимоходом посетившему местную церковь(или монастырь). Канон 102 Трулльского («Пято-Шестого») Собора требует, чтобы епитимья назначалась на тот срок, в течение которого духовник мог бы следить за этим духовным чадом, при этом епитимия образно(но очень точно) сравнивается с лекарством, духовник - с врачом, а кающийся - с немощным человеком, который уже встал на путь выздоровления. Как врач при назначении терапии не просто должен, а обязан следить за ее действием на пациента, чтобы вовремя ее заменить или отменить или порой продлить еще немного, так и пастырь не имеет права налагать епитимью незнакомцу, с которым он видится первый и последний раз. Об этом говорит и наш Требник в чине Покаяния, где говорится о власти епископа (а также и любого священника, которому епископ эту власть перепоручает) «или умножити, или умалити запрещения; да рассматривается прежде всего их житие, - целомудренно или расслабленно живут и леностно, и таким образом пусть отмеряется человеколюбие». Как может «случайный» священник, наложив отлучение, затем внимательно «рассматривать житие» кающегося?

Да, в самом деле, есть каноны, которые строго наказывают таких духовников, которые принимают в общение отлученных (например, кан. Апост. 12), однако там идет речь об отлученных, которые отходят из своей общины , где он получили наказание от своего духовника , в другую.

Более того, если члены данной общины куда-либо отлучались, им выдавалась специальная «представительная грамота», в которой извещалось, что ему разрешено причащаться в другой епархии (либо наоборот - не разрешено). С этой грамотой он мог приходить и причащаться в любом другом месте (либо наоборот, просто молиться, но не причащаться). Такая практика была достаточно древней, - ее зачатки мы видим уже в посланиях апостола Павла, который говорит об «одобрительных письмах», требовавшихся при сообщении разных церквей между собой (2 Кор. 3. 1). В дальнейшем эта практика развивается и получает каноническую регламентацию, становясь общеобязательной(см. например Ап. кан. 12; IV Всел. Собор. кан. 11). Нынче такая практика сохранилась только для клириков, - без отпускного письма он служить в другом приходе не может. До начала 2-го тысячелетия это требование соблюдалось строго не только в отношении клириков, но и мірян.

Таким образом, идеальный канонический порядок в наложении епитимий(который не так трудно восстановить и поддерживать и в наше время) таков: во-первых, епитимию может налагать только действительный духовник , если под «действительностью» понимать как минимум его возможность постоянного духовного общения с кающимся человеком; во-вторых, при необходимости отъехать, пастырь должен выдать пасомому письмо(в свободной форме?) за своей подписью (хорошо бы также с контактными данными для обратной связи), где кратко говорилось бы о возможности причащаться в другой епархии (приходе). Из этих условий важнейшим является, очевидно, первое, отсутствие которого делает недействительной епитимию с самого ее начала.

Я Вам сейчас открою страшную тайну. Я эту епитимью тут же отменяю. Да простит меня Господь; и этот духовник, который её уже давно забыл и имени её не помнит. Именно в силу того что епитимью может налагать исключительно духовни́к человека. А делать это так, «в слепую», - это всё равно, что без анализов делать операцию. Это самонадеянность.

Ну вот бывает, юридический процесс нарушен процедурными ошибками, и толковый адвокат на этом основании отменяет решение. Также и здесь: раз этот иеромонах нарушает процедуру - то я, грешный протоиерей, это всё отменяю.

Но отменяю не совсем. Исследую вопрос. В точение одной минуты. И советуюсь с этим человеком обязательно, чтобы участвовала его воля. Потому что я за всю свою жизнь встретил человека грешнее себя только три раза. Поэтому, что я буду? Кто я такой? У меня есть определённая функция в Церкви, но эта функция сама по себе не спасает. Он может быть гораздо ближе к Богу, чем я. Я над ним ни царь, ни Бог, ни начальник. Административно в приходе - я начальник; когда кто-то что-то нарушает, могу выпереть за шиворот из храма. Но это административно. А по духовной части - извините, мы все перед Богом равны.

«Что такое епитимья? Я слышала, что, после того как покаешься, батюшка может эту епитимью на тебя наложить, и никто потом, кроме этого батюшки, снять ее не сможет. А что будет, если ее не исполнишь?» – спрашивает читатель «Нескучного сада». За разъяснениями мы обратились к авторитетным священникам.

На острове Патмос есть целая роща, высаженная теми, на кого налагали епитимью – посадить дерево («старец Амфилохий († 1970), подвизавшийся на острове Патмос, крестьянам в качестве епитимьи на исповеди давал повеление посадить дерево. «Там, где на фотографиях начала нынешнего столетия, запечатлевших холмы возле пещеры Откровения, мы видим только голые и бесплодные склоны, сегодня буйствует лесная чаща» (Еп. Каллист Диоклийский. Через творение к Творцу. М., 1998. С. 3-4)».

Показания к применению

Для многих православных людей епитимья — это какое-то дисциплинарное взыскание, налагаемое на провинившегося. Такая трактовка верна лишь отчасти.

Само слово пришло к нам из греческого, где оно звучало как епитимИя , с ударением на предпоследнем слоге, и действительно означало в том числе и кару, взыскание. Но в духовном смысле это не наказание, а скорее лекарство, чтобы рана, оставленная грехом, быстрее затянулась.

Лекарство, которого человек ищет сам, обличаемый совестью. «Епитимья рождается из некоего позыва к правильному действию, которым бы зачеркивалось мое прошлое, — объясняет духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий БРЕЕВ . Помните евангельский эпизод с мытарем Закхеем? Господь сказал ему: “…сегодня надобно Мне быть у тебя в доме” (Лк.19: 5). Мытарь в глазах правоверных людей того времени был человеком презренным, полностью потерявшим совесть и отверженным Богом. И вот понимая, как он облагодетельствован, Закхей неожиданно говорит: “Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо”. Господь ничего ему не советовал и не приказывал. Просто посетил его, а в мытаре родилось ответное чувство. Потому что он посмотрел на свое прошлое — да, действительно, оно достойно осуждения. Действительно, с таким тяжким грузом невозможно жить. Бог пришел к нему навстречу, посетил его дом, возвысил его, и естественно ответное святое желание переменить свою жизнь. Некая справедливость требовала от него, чтобы он понес какую-то епитимью, и он сам ее себе провозглашает. Епитимья — это такое средство, которое человек, имея глубокую веру в Бога и понимая свою неправду пред Ним, дополнительно принимает на себя, чтобы показать, что его покаяние не поверхностно. Что он благодарит Бога за милость, но хочет дополнительно понести некое праведное воздаяние по своим делам».

В 1999 году исторический центр Хоры с монастырем святого Иоанна Богослова и пещера Апокалипсиса на острове Патмос были провозглашены ЮНЕСКО памятниками мирового наследия

Душа томится и страдает от нанесенной грехом раны. Совесть обличает, и нам становится тяжело нести этот груз. Сокрушаясь о своем грехе, мы идем на исповедь, чтобы получить прощение. Мы верим, что Господь принимает наше искреннее раскаяние, но иногда возникает потребность сделать еще что-то, что очистило бы нашу душу и сняло бы с нее тяжкий грех. «Практика давать епитимью существует с древности, — объясняет о. Георгий. — На человека возлагаются такие обязательства, исполнение которых было бы ему по силам и исправляло его. Святые отцы говорили, что совершенный грех врачуется как бы противоположным воздействием. То есть если ты был скупой — прояви милосердие. Если не был целомудренным, то оставь прежний образ жизни и живи целомудренно. Ради последнего многие даже брали на себя подвиг иночества».

Особые указания

Так же как и обычное лекарство, лекарство духовное должен назначать только «врач», обладающий необходимой компетенцией и полномочиями. «Священник, налагающий епитимию, должен “плоды покаяния испытывать, и мудро управлять человеком”, в случае необходимости ослабляя и сокращая епитимью или, наоборот, ужесточая ее. Поэтому налагать ее может только тот, кто неусыпно следит за духовным состоянием кающегося, его духовник, — поясняет старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ иерей Димитрий ПАШКОВ . Если незнакомый священник наложил на вас епитимью, то нужно рассказать о ней своему духовнику. Духовник сможет оценить меру ее духовной пользы и, соответственно, целесообразность ее назначения». На практике же далеко не всякая епитимья служит делу врачевания души. В первую очередь, может быть, потому, что назначает ее не «лечащий врач», а «практикант», случайно заглянувший в палату. Председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Димитрий СМИРНОВ регулярно сталкивается с подобными случаями в своей приходской практике. «Когда раздают епитимьи направо и налево людям, которых видят первый раз в жизни, — это просто дикость», — считает батюшка. Этим летом его прихожанин Иван Н. ездил в паломническую поездку в монастырь и вернулся оттуда в унынии и растерянности. Он хотел причаститься, а исповедовавший его иеромонах не только не допустил его до причастия, но и наложил непосильную епитимью — 300 поклонов ежедневно. Иван болен артрозом, и его сил едва хватит на один поклон, а если попытаться положить все 300, последствия для здоровья могут быть необратимые. Сам же отец Димитрий дает иногда такую епитимью: читать каждый день по главе из Евангелия.

На Патмосе около пятисот церквей на три тысячи жителей

С осторожностью следует назначать епитимью пришедшим в Церковь недавно. «О какой епитимье можно говорить, если человек не чувствует своего греха? — говорит о. Георгий Бреев. — Ему нужен не один год, чтобы разобраться — верит ли он, и как он верит. Выработать какое-то живое отношение к Богу, научиться молиться. И только потом, по мере постепенного вхождения в духовную жизнь человек начинает видеть свою неправду, свою ограниченность, падшесть своей природы. Тогда у него рождается и ответный отклик — “я хочу потрудиться”. Некоторые, прожив десять лет в Церкви, вдруг говорят: «Батюшка, я все-таки хочу пойти в монастырь поработать”. Они созрели, они увидели. Это всегда и приятно, и радостно, и самому человеку на пользу. А люди, которые еще не приобщились к духовной жизни, редко принимают епитимью со смирением. Хотя, естественно, на совести у них может быть множество тяжких грехов, за которые, если подходить формально, полагается епитимья». По мнению о. Георгия, таких людей надо не наказывать, а подвигать на работу над собой: «Надо помочь человеку дойти до того, чтобы он, читая Священное Писание, молясь, знакомясь с духовной жизнью, с практикой, постепенно открывался самому себе».

Передозировка

«Понятие “я грешен” может разниться в пределах от формального согласия с фактом до глубочайшего переживания себя как человека, облеченного в падшую природу, — считает о. Георгий. — Вот здесь и открывается Любовь Божия к человеку, открывается глубокое самопознание, рождается добродетель и отклик в душе — мне не хочется никого осуждать, потому что я вижу себя в состоянии, достойном всякого осуждения. Так рождается истинное покаяние. Это, собственно, и есть конечная цель и молитв, и епитимий — привести человека к пониманию того, что он не только не чужд греха, но и изнутри весь не соответствует тому высокому предназначению, к которому Господь призывает его как христианина». Но даже если человек сам ищет себе епитимьи, соответствующей совершенному греху, это еще не значит, что он до нее дорос, — убежден отец Георгий. «Я таких “энтузиастов” обычно останавливаю. Начинать надо с малого: исправлять себя в мыслях, в словах, следить за собой. А уж потом, когда человек почувствует некоторую духовную крепость, он, может быть, сможет взять на себя нечто более серьезное».

Если больной хочет вылечиться, он должен выполнять рекомендации врача, даже когда те ему не очень нравятся. Похожая ситуация и в духовном врачевании: наложенную духовником епитимью лучше исполнить, а снять ее может только сам духовник. «И если епитимья вам не по силам, нужно просто обсудить это с духовником, — говорит о. Георгий. — В крайнем случае, если по каким-либо причинам поговорить с духовником не получается, можно обратиться к епископу. Он имеет власть снять любую епитимью, наложенную священником».

Традиция вместо закона

В настольной книге священнослужителя говорится, что епитимья должна помочь согрешившему христианину, во-первых, осознать меру своего греха и почувствовать его серьезность, во-вторых, придать ему силы снова встать, окрылить надеждой на Милосердие Божие, в-третьих, дать ему возможность проявить решимость в своем покаянии. К такому пониманию епитимьи Церковь пришла далеко не сразу.

Во второй половине IV века, после того как гонения на христиан прекратились и Церковь наводнили вчерашние язычники, святые отцы стали вырабатывать определенные нормы и правила общинной жизни. В том числе Василий Великий выводит ряд дисциплинарных канонов, показывающих, какие требования предъявляются к человеку, желающему исправиться. В те времена исповедь была публичной и касалась только наиболее важных проступков (в отличие от современной исповеди, которая часто превращается в «откровение помыслов»). Именно публичной исповеди посвящены каноны IV века. Они предусматривают в основном один вид воздействия — отлучение от причастия на 10, 15 и даже 20 лет за убийство, кражу, прелюбодеяние и тому подобные тяжкие грехи. В конце IV века возникает институт тайной исповеди. Первоначально и там продолжали использоваться установленные канонами санкции, но постепенно подход к кающемуся смягчается. Иоанн Златоуст, например, в своих творениях советует не подходить к назначению епитимьи формально, призывает руководствоваться скорее духовным состоянием человека, чем тяжестью его прегрешений.

Трулльский собор 691 года своим последним (102-м) каноном также рекомендует духовникам индивидуальный подход и закрепляет возможность как ужесточать, так и смягчать епитимью, предписанную канонами. «Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и многообразен». На рубеже VI-VII веков начинает складываться специфический сборник — каноникон, предназначенный для регламентации тайной исповеди. Он вводит два важных новшества: с одной стороны, дифференциацию греховных деяний по степени их тяжести, с другой — различие самих грешников в зависимости от индивидуальных особенностей. Например, он мягче относится к совершившему блуд женатому юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке. Именно в канониконе происходит резкое сокращение сроков отлучения от причастия и появление новых форм епитимьи. Скажем, вместо десяти лет новые правила предписывают отлучать от причастия на два года, но эти два года кающийся должен соблюдать более строгий пост, читать молитвы, класть поклоны и т. д.

Сборник постепенно распространяется в Византийской Церкви; в поздней Византии появляется целый ряд его переработок или самостоятельных сборников похожего характера (так называемых «покаянных номоканонов»). Примерно в то же время эти сборники проникают в славянские страны, здесь переводятся и начинают применяться в духовнической практике.

«В советское время церковно-правовая наука практически перестала существовать, а место закона заняла традиция, — говорит Альберт БОНДАЧ, преподаватель истории источников церковного права ПСТГУ . — Сегодня нет четких предписаний, устанавливающих меру церковной ответственности за грехи. Эта область, как и многие другие вопросы, полностью регламентируется обычаями, которые могут различаться от прихода к приходу. Но так или иначе, епитимья, как правило, сводится к санкциям аскетического характера (дополнительный пост, поклоны, молитва) и неформальному отлучению от причастия на небольшой срок. А такие суровые наказания, как длительное отлучение от причастия или анафематствование, налагаются только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола».