Полезно знать - Автомобильный портал

Педагогическое образование с двумя профилями подготовки бф. Педагогическое образование (2 профиля подготовки). Особенности педагогической профессии

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - БАКАЛАВРИАТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК - общекультурные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).

3.2. Обучение по программе бакалавриата в организациях осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

Объем программы бакалавриата составляет 300 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.3. Срок получения образования по программе бакалавриата:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 5 лет. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;

при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану, определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

3.4. При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает образование, социальную сферу, культуру.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

педагогический;

проектный;

научно-исследовательский;

культурно-просветительский.

При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский вид профессиональной деятельности как основной (далее - программа академического бакалавриата);

ориентированной на педагогический (практико-ориентированный) вид профессиональной деятельности как основной (далее - программа прикладного бакалавриата).

4.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

педагогическая деятельность:

изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;

обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей;

организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями (законными представителями), участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности;

формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;

проектная деятельность:

проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые учебные предметы;

моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования;

использование в профессиональной деятельности методов научного исследования;

изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

организация культурного пространства;

разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);

готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);

способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования (ОПК-4);

владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);

готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6).

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

педагогическая деятельность:

готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);

способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (ПК-4);

способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);

готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7);

проектная деятельность:

способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);

способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);

способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);

научно-исследовательская деятельность:

готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12);

культурно-просветительская деятельность:

способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);

способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).

5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.

5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

6.1. включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее - направленность (профиль) программы).

6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации.

Структура программы бакалавриата

Структура программы бакалавриата

Объем программы бакалавриата в з.е.

программа академического бакалавриата

программа прикладного бакалавриата

Дисциплины (модули)

Базовая часть

Вариативная часть

Практики

Вариативная часть

Государственная итоговая аттестация

Базовая часть

Объем программы бакалавриата

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;

элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, и практики определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы бакалавриата и практик, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы, набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.

6.7. В Блок 2 "Практики" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.

Тип учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Способы проведения учебной практики:

стационарная;

выездная.

Типы производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

педагогическая практика;

научно-исследовательская работа.

Способы проведения производственной практики:

стационарная;

выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.

6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.9. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".

6.10. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 40 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки (как на территории организации, так и вне ее), в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата.

7.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 50 процентов.

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 10 процентов.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы бакалавриата.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)

Третьим экзаменом выступает профильный общеобразовательный предмет, который зависит от выбранной специализации.
При поступлении на некоторые специальности возможен дополнительный экзамен в виде творческого конкурса (художественное или музыкальное образование, также образование в области декоративно-прикладного или изобразительного искусства) или испытания на проверку физической подготовки (физкультурное образование).

Сроки обучения

Обучение происходит на базе среднего (полного) общего образования - 11 классов. Существует две формы обучения: очная - 5 лет, очно-заочная и заочная - на 6-12 месяцев дольше.
Очно-заочное обучение возможно только, если у студента есть возможность проходить практику по месту своей работы.

Основные предметы при обучении на специальности

К основным предметам можно отнести следующие:

  • психология;
  • педагогика;
  • педагогическая риторика;
  • методика обучения предметам;
  • философия;
  • основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
  • информационные технологии;
  • иностранный язык;
  • естественнонаучная картина мира.

Описание специальности

Современный учитель - это, в первую очередь, человек, который занимается организацией и проведением уроков, в процессе которых он обеспечивает учеников новой информацией, а также, параллельно, закрепляет уже пройденный материал, контролирует уровень знаний учеников, организовывает их самостоятельную и групповую работу. Кроме того, преподаватель занимается подготовкой и составлением сценариев уроков, участвует в организации воспитательных мероприятий для учеников, именно поэтому педагог - это не просто человек с высшим образованием, это всесторонне развитый человек.

На сегодняшний день, согласно постановлению Министерства образования, педагог-бакалавр - это учитель, который организовывает и проводит учебный процесс для учеников средней школы - 5-8 класс.

Стоит отметить, что в нашей стране сложилась ситуация, что учитель - это одна из самых востребованных профессий.

Работа по специальности педагога имеет свои преимущества, среди который самое приятное - длительный отпуск. Не стоит забывать и о том, что преподаватель проводит на своем рабочем месте гораздо меньше времени, чем работники других специальностей, за счет того, что в большинстве случаев уроки проводятся в первой половине дня. Необходимо учитывать, что одна полная ставка учителя - это всего 18-20 уроков в неделю, остальное же время необходимо для проверки работ, а также подготовки к следующим урокам, что может отнимать достаточно много времени и сил. Несмотря на это у преподавателя все же больше свободного времени, чем, например, у офисных работников, да и четкого графика для проведения такой работы не существует.

Не стоит забывать и о том, что преподаватель также отвечает за здоровье и жизнь доверенных ему школьников, и это огромная ответственность. Более того, педагог всегда должен идти в ногу со временем, это значит, что без самообразования и повышения квалификации никак, ведь учебное оборудование периодически обновляется, появляются и новые педагогические приемы и методы.

Профессия педагога принадлежит к типу «Человек-Человек», то есть, в первую очередь, она связана с общением с другими людьми. Именно поэтому для учителя так важно уметь не только устанавливать, но и правильно поддерживать контакты, быть активным, общительным, грамотно разговаривать, знать основы вербального и невербального общения, обладать устойчивостью в эмоциональном плане, и этому всему, помимо основной специальности, обучают в университете.

Навыки, приобретаемые в ходе обучения

  • Проведение грамотной педагогической, и что не менее важно психологической диагностики учащихся для определения методов и приемов воспитания и обучения;
  • Создание и проведение элективных курсов, используя новейшие разработки науки;
  • Воплощение базовых и элективных курсов, соответствуя календарному плану уроков;
  • Проведение уроков с использованием новых методов, подходов, а также новых технологий, с учетом возрастной категории учеников;
  • Создание и поддерживание дисциплины, порядка и уважения внутри коллектива как во время урока, так и за пределами образовательного заведения;
  • Ведение соответствующей документации;
  • Правила поведения внутри учебного заведение, контроль за их соблюдением;
  • Квалифицированный контроль знаний учеников;
  • Предоставление психологической помощи ученику в случае необходимости, а также осуществление помощи с самоопределением школьника;
  • Организация внеучебной деятельности, воспитательных и развлекательных мероприятий;
  • Разработка современных методов и технологий педагогики с учетом поставленных задач в воспитании и развитии личности;
  • Участие в «жизни школы».

Профессии

Перед выпускником вуза открыто немало вакансий, из которых он может выбрать наиболее подходящую.
Будущий специалист может рассамтривать следующие профессии:

  • воспитатель детского сада;
  • тьютор (репетитор);
  • учитель по различным предметам (родного языка и литературы, русского языка и литературы, иностранного языка, литературы, БЖД, биологии, географии, информатики, математики, музыки, начальных классов, технологии, физики, физической культуры, химии);
  • школьный психолог.

Выпускник, получивший квалификацию «бакалавр» по направлению подготовки , должен быть готовым к педагогической и культурно-просветительской профессиональной деятельности:

Бакалавр по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) должен уметь решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

педагогическая деятельность:

Изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;

Обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

Использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей;

Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями (законными представителями), участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности;

Формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;

проектная деятельность:

Проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые учебные предметы;

Моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

научно-исследовательская деятельность:

Постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования;

Использование в профессиональной деятельности методов научного исследования;

культурно-просветительская деятельность:

Изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

Организация культурного пространства;

Разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

Выпускник, получивший квалификацию бакалавр по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) в своей профессиональной деятельности должен руководствоваться:

Конституцией Российской Федерации;

Законами Российской Федерации, Решениями Правительства Российской Федерации и органами управления отечественной системой образования;

Конвенцией о правах ребенка.

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ОК-4 - способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

ОК-6 - способностью к самоорганизации и самообразованию;

ОК-7 - способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности;

ОПК-1 - готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;;

ОПК-4 - готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования;

ОПК-5 - владением основами профессиональной этики и речевой культуры;

ОПК-6 - готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся;

ПК-1 - готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

ПК-2 - способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики;

ПК-4 - способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов;

ПК-6 - готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса;

ПК-11 - готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования;

СПК-1 - владеет психолого-педагогическими, медико-биологическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств обучающихся;

СПК-2 - использует ценностный потенциал физической культуры для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

СПК-3 - готов к реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительно-реабилитационных, спортивных, профессионально-прикладных и гигиенических задач;

СПК-4 - способен оценить физическое и функциональное состояние обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их двигательных способностей.

Бакалавр по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Физическая культура и Дополнительное образование (Спортивная подготовка)» должен иметь представление:

О роли и месте физической культуры и спорта в обеспечении здоровья нации и содействии социально-экономическому развитию общества;

Об основах информационно-технологического обеспечения образования, науки и техники;

О проектировании, строительстве, эксплуатации объектов физкультурно-спортивной деятельности, затратах и источниках финансирования;

О принципах организации трудовых процессов в сфере физической культуры и спорта, методике расчета необходимых ресурсов для выполнения работ, о контроле качества работы;

О процедуре разработки, принятии и реализации управленческих решений в процессе профессиональной деятельности педагога по физической культуре и тренера по виду спорта;

Об основах законодательства о труде, методах организации, оплаты и нормирования труда, оценки условий труда специалиста физической культуры и спорта;

Об интеграционных процессах наука-производство, наука-образование, междисциплинарных связях в учебном процессе;

О закономерностях формирования профессионализма;

О профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, о защите от неблагоприятного влияния социальной среды, об опасных и чрезвычайных ситуациях среды обитания природного, техногенного и социального происхождения;

О правовых, нормативно-технических и организационных основах безопасности жизнедеятельности.

должен знать:

Основные этапы развития системы физического воспитания своего народа в контексте развития мировой культуры;

Эстетические, нравственные и духовные ценности физической культуры и спорта;

Дидактические закономерности физического воспитания:

Методику оздоровительных физкультурно-спортивных занятий с различными группами населения;

О возрастно-половых закономерностях развития физических качеств и формирования двигательных навыков;

Анатомо-физиологические, гигиенические и психолого-педагогические основы физического воспитания;

Методы и организацию комплексного контроля в физическом воспитании и физической подготовке;

Методы организации и проведения урока по физической культуре;

Основы методической деятельности в сфере физической культуры;

О биологической природе и целостности организма человека; анатомо- физиологические особенности организма детей, подростков и взрослых;

О взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма;

О функциональных нарушениях и их коррекции в разные периоды онтогенеза;

Научно-теоретические и прикладные основы детско-юношеского спорта и спорта высших достижений;

О сущности и содержании профессиональной деятельности тренера;

должен уметь:

Формулировать конкретные задачи в физическом воспитании различных групп населения и в спортивной подготовке для различных контингентов спортсменов;

Планировать и проводить основные виды физкультурно-оздоровительных занятий с детьми дошкольного и школьного возраста, взрослыми людьми с учетом санитарно-гигиенических, климатических, региональных и национальных условий:

Оценивать эффективность физкультурно-спортивных занятий;

Осуществлять медико-биологический и психолого-педагогический контроль состояния организма в процессе проведения физкультурных занятий с использованием инструментальных методов;

Планировать и проводить основные виды учебно-тренировочных занятий по избранному виду спорта с учетом этапа спортивной подготовки и особенностей мезоцикла;

Планировать и проводить мероприятия по профилактике травматизма и оказывать первую медицинскую помощь;

Использовать различные средства и методы физической реабилитации организма;

Формировать потребности в занятиях физическими упражнениями детей и взрослых, их физическую активность и здоровый стиль жизни;

Формировать потребности различных контингентов населения к занятиям избранным видом спорта, осуществлять его популяризацию;

Проводить научно-исследовательскую и методическую работу по проблемам физического воспитания, оздоровительной физической культуры, спортивной тренировки;

Осуществлять консультационную деятельность по вопросам организации и проведения индивидуальных и коллективных физкультурных занятий и учебно-тренировочных занятий по виду спорта с лицами различного возраста;

В процессе самообразования и самосовершенствования овладевать новыми видами физкультурно-спортивной деятельности;

Применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе проведения физкультурных и спортивных занятий;

Применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности;

Оказать первую помощь при несчастных случаях и травмах в процессе выполнения физических упражнений;

Определять причины ошибок в процессе освоения обучаемыми двигательных действий и развития физических качеств и подбирать методики их устранения.

должен владеть:

Технологией обучения различных категорий людей двигательным действиям и развития физических качеств в процессе физкультурных занятий и спортивной тренировки;

Техникой речи (профессиональным языком) в процессе физкультурных и учебно-тренировочных занятий, владеть навыками общения, воспитательной и консультационной работы, корректно выражать, аргументировано обосновывать различные положения;

Навыками рационального применения учебного и лабораторного оборудования аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе различных видов занятий физической культурой и спорта;

Средствами и методами формирования навыков здорового образа жизни, умений использовать физические упражнений, гигиенические и природные факторы с целью оздоровления и физического совершенствования.

РАЗДЕЛ 2 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

К видам итоговых аттестационных испытаний выпускников по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Физическая культура и Дополнительное образование (Спортивная подготовка)» относятся:

Междисциплинарный государственный экзамен (решение Ученого совета Института физической культуры, спорта и здоровья, протокол № 3 от 25.11.2014 г.);

Защита выпускной квалификационной работы.

К итоговым аттестационным испытаниям допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Для обеспечения работы государственной экзаменационной комиссии секретарь ГЭК готовит следующие документы:

Приказы о составе государственных экзаменационных комиссий;

Приказы о допуске студентов к итоговой государственной аттестации;

Расписания государственных экзаменов, консультаций и графики защиты выпускных квалификационных работ, утвержденные в установленном порядке;

Сводные экзаменационные ведомости;

Экзаменационные билеты, утвержденные на заседании Ученого совета института;

Сводные ведомости о выполнении студентами учебного плана;

Книги протоколов заседания государственных комиссий о приеме итоговых экзаменов, защите выпускных квалификационных работ и присвоении степени (квалификации).

РАЗДЕЛ 3 ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

Итоговый междисциплинарный экзамен включает вопросы, раскрывающие теоретико-методические, психолого-педагогические, медико-биологические, организационно-управленческие аспекты физической культуры и спорта, а также практикоориентированные задания, в совокупности позволяющие оценить уровень сформированности общепрофессиональных и специальных компетенций, профессионально значимых качеств личности выпускников и их готовности к наиболее полной реализации в избранной сфере профессиональной деятельности.

Итоговый междисциплинарный экзамен включает следующие оценочные средства:

1) задания для оценки знаниевого компонента результатов обучения (ответы на вопросы, стандартизированные тесты);

2) задания, направленные на оценку готовности обучающихся решать задачи будущей профессиональной деятельности (задачи, проекты в области учебно-методической деятельности, задания учебной или педагогической практики).

3.1 Объемные требования, раскрывающие теоретико-методические, психолого-педагогические, медико-биологические, организационно-управленческие аспекты физической культуры и спорта, примерный перечень вопросов и список литературы для подготовки к междисциплинарному экзамену

Теоретико-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие основы физической культуры и спорта. Введение в предмет. Отправные понятия теории физической культуры. Предметные контуры теории физической культуры. Понятия, частично совпадающие и смешанные с понятием «физическая культура» (сжатый анализ и формулирование определяющего смысла этих понятий).

Предмет и место общей теории физической культуры в системе смежных научно-образовательных знаний. Проблемные «блоки» общей теории физической культуры. Уровни системы специализированных научных знаний о физической культуре по степени обобщенности и конкретной прикладности. Роль общей теории физической культуры в системе высшего профессионального физкультурного образования.

Системообразующие начала физкультурной практики общества и их воплощение в отечественной системе физической культуры.

Физическая культура как общественное явление. Ее социальные функции и формы. Характеристика специфических функций физической культуры.

Общие основы теории и методики физического воспитания. Средства и методы в физическом воспитании. Принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию.

Обучение двигательным действиям и воспитание (управление развитием) физических способностей – специфические стороны физического воспитания; их особенности, единство и органическая связь с другими сторонами целостного процесса воспитания. Основы обучения двигательным действиям. Структура процесса обучения двигательным действиям и логика его этапов, их характеристика.

Методические особенности воспитание двигательно-координационных и силовых способностей, гибкости, быстроты, общей и специальной выносливости.

Направленное воздействие в процессе физического воспитания на осанку, гибкость и некоторые компоненты телосложения. Задачи, решаемые в процессе физического воспитания по обеспечению формирования, предупреждения и исправления нарушений осанки.

Регулирование массы тела при занятиях физическими упражнениями. Представления о критериях нормального веса и пропорциональности телесных объемов на различных этапах возрастного развития организма.

Задачи по оптимизации веса тела, соотношения парциальных компонентов его массы и объемов.

Взаимосвязь различных сторон воспитания в процессе физического воспитания.

Формы построения занятий в физическом воспитании. Планирование и контроль в физическом воспитании. Особенности форм занятий урочного и неурочного типов. Типы уроков в физическом воспитании. Особенности постановки и реализации задач в урочных занятиях. Простая и сложная структура урока. Способы распределения материала и организации деятельности занимающихся в уроке физического воспитания («круговой», «линейный» способы; «фронтальный», «групповой», «индивидуальный» способы и т. д.). Правила нормирования и регулирования нагрузки в урочных занятиях. Педагогический анализ урока.

Отличительные черты неурочных занятий в физическом воспитании (самостоятельные индивидуальные занятия, самостоятельные групповые занятия, состязания и другие).

Понятие планирования в физической культуре. Основные аспекты планирования. Виды планирования – перспективное, этапное (по этапам, четвертям, семестрам и т. п.) и оперативное.

Контроль . Понятие контроля в процессе занятий физическими упражнениями. Объекты педагогического контроля; исходные данные, необходимые для планирования и рационального построения занятий; данные о характере, объеме и интенсивности воздействий, осуществляемых в процессе занятий физическими упражнениями; данные о ближайших, следовых и кумулятивных эффектах занятий.

Самоконтроль как необходимое условие эффективности физического воспитания. Основные показатели самоконтроля, методика его регистрации и анализа. Единство педагогического, врачебного и самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.

Социальная значимость физической культуры в системе воспитания детей раннего, дошкольного возраста и молодежи школьного возраста.

Социальная значимость физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студенческой молодежи, людей молодого и зрелого возраста.Значение, цель и основные задачи физической культуры студентов.

Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре.

Введение в теорию спорта. Особенности предмета теории спорта. Общая характеристика системы подготовки спортсмена. Основные понятия, относящиеся к спорту; спорт в узком и широком смысле слова; подготовка спортсмена, система подготовки спортсмена, спортивная тренировка, спортивная деятельность, спортивное движение и др.

Характеристика функций спорта в современном обществе: престижной; соревновательно-эталонной; эвристически-достиженческой; личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативной; эмоционально-зрелищной; коммуникативной; экономической и т. п.

Основные стороны подготовки спортсмена (содержание и основы методики). Подготовка спортсмена как многолетний процесс (основные стадии и этапы). Планирование, контроль и учет в подготовке спортсменов. Определяющая направленность в формировании спортсмена как личности. Специальная психическая подготовка спортсмена к экстремальным тренировочным нагрузкам и ответственным состязаниям. Интеллектуальная подготовка спортсмена. Техническая и тактическая подготовка спортсмена. Специфическое содержание физической подготовки; её роль, подразделы и соотношение с другими разделами подготовки спортсмена.

Общая характеристика основных стадий многолетнего процесса занятий спортом. Социальные и биологические факторы, обуславливающие особенности спортивной подготовки на различных стадиях многолетнего пути спортивного совершенствования.

Современные подходы к прогнозированию спортивных результатов, разработке «модельных характеристик» спортсмена и программированию его многолетней тренировки. Объекты тренерского контроля и самоконтроля спортсмена. Особенности текущего и поэтапного контроля в процессе подготовки спортсмена.

Методика обучения предмету в содержании подготовки педагога физической культуры. Основные понятия дисциплины. Функция дисциплины в профессиональной подготовке педагога по физической культуре.

Физическая культура – учебный предмет в системе общего и профессионального образования. Место и значение предмета «Физическая культура» в содержании общего образования. Основные концепции учебного предмета «Физическая культура».

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования как инструмент социального управления развитием школы. Концептуальные основы ФГОС. Стратегические цели образования. Методологические основы ФГОС.

Цель, задачи, и содержание предмета «Физическая культура». Характеристика комплексной программы «Физическая культура»: блоки, разделы, темы, дидактические единицы. Вариативность содержания образования по предмету. Дифференцирование содержания образования предмета по ступеням и годам обучения.

Педагогическая система учебно-воспитательного процесса предмета. Системный подход в построении учебного процесса по предмету «Физическая культура».

Дидактические процессы, типовая структура и механизмы действия дидактических процессов в предмете «Физическая культура». Особенности и требования к педагогической деятельности учителя физической культуры. Психолого-физиологические и педагогические основы дидактических процессов.

Урок в структуре дидактических процессов по предмету. Становление и развитие форм организации учебного процесса по предмету. Отличительные признаки урока от других форм организации занятий физическими упражнениями в общеобразовательной школе. Классификация уроков. Содержание и структура урока физической культуры в общеобразовательной школе. Формы организации деятельности педагога и учащихся на уроке физической культуры. Требования к уроку физической культуры в школе.

Дидактическое взаимодействие учителя и учащихся на уроке физической культуры. Педагогическое общение как форма взаимодействия между учителем и учеником. Сущность и стиль педагогического взаимодействия. Подходы к определению «стиля педагогического общения». Специфика педагогического общения на уроках физкультуры. Факторы, повышающие эффективность педагогического общения на уроках. Формы организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках физической культуры. Выбор форм организации взаимодействия процессов «учения» и «преподавания» на основе учета особенностей возраста учащихся, цели, задач, содержания урока и других факторов. Содержание, структура и технология подготовки учителя к уроку физической культуры. Конструирование урока физической культуры.

Технологический подход к учебному процессу по дисциплине «Физическая культура». Технология преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе. Содержание методики предмета «Физическая культура». Компоненты технологии учебно-воспитательного процесса: целеполагание, селекция, программирование, стимулирование и мотивация, оперативно-деятельностный, оценочно-аналитический.

Особенности психологии физического воспитания и спорта. Предмет психологии физического воспитания и спорта. Педагогическая направленность психологии физического воспитания. Отличительные и общие черты психологии физического воспитания и психологии спорта. Задачи психологии физического воспитания и задачи психологии спорта.

Психологические подходы: деятельностный, личностностный.

Деятельность в физическом воспитании и спорте. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте: специфические условия, цели, мотивы, средства и результаты. Структура спортивной деятельности. Психологическая систематика видов спорта.

Психологические особенности развития и функционирования познавательных процессов на уроках физической культуры. Ощущение. Восприятие. Внимание. Мышление. Память. Воображение.

Факторы повышения активности учащихся на уроках физической культуры. Познавательная и двигательная активность школьника во время занятий физическими упражнениями. Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся.

Деятельность учителя физической культуры. Функции педагога по физической культуре. Особенности условий деятельности. Способности и умения педагога по физической культуре. Личностные и профессиональные психологические особенности педагога.

Школьник как субъект учебной деятельности. Понятие о субъекте деятельности. Возрастные особенности проявления субъективных качеств школьников: мотивационная сфера, эмоциональная сфера, волевая сфера. Самосознание школьника. Понятие об индивидуальности.

Психологическая характеристика спортивной деятельности. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований. Психологическая подготовка: общая и специальная подготовка к соревнованиям. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям.

Психологические особенности двигательных навыков. Стадии формирования двигательных навыков. Двигательные ощущения. Специализированные восприятия. Представления в управлении движениями.

Механизмы регуляции психического состояния: эмоциональная и волевая регуляции. Предсоревновательные психические состояния. Причины динамики предсоревновательного психического напряжения.

Психологические особенности личности тренера. Личностные качества тренера. Общие педагогические требования. Специальные требования к тренерской деятельности. Современный тренер как творческая личность.

Значение и методы исследования личности спортсмена. Методики изучения структурных компонентов личности спортсмена. Психодиагностика психических процессов, психических состояний и психических свойств. Исследование личности спортсмена в системе общественных отношений. Психологические требования к отбору в спорте.

Основы психологического обеспечения тренировки и соревнований. Компоненты психологического обеспечения спортивной деятельности: психодиагностика, психолого-педагогические и психологические рекомендации, психологическая подготовка, управление состоянием и поведением спортсмена. Психологические особенности спортивного соревнования.

Психологическое обеспечение тренировок и соревнований. Психологическая подготовка: общая и специальная подготовка к соревнованиям. Социально-психологический климат в спортивной команде. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям.

Психорегуляция и психогигиена в спорте. Понятие о психорегуляции в спорте. Методы гетерорегуляции: беседа, убеждение, приказ, внушение, гипносуггестия, аппаратурные и безаппаратурные методы невербальной гетерорегуляции. Методы ауторегуляции: аутогенная тренировка, «наивные» методы, простейшие методы, идеомоторная тренировка. Понятие о психогигиене в спорте. Методы психогигиены: внушение, гипносуггестия, аппаратурные методы и психофармакологические средства.

Современная педагогическая наука об учителе и учащихся, тренере и спортсменах как основных участниках процесса воспитания и обучения. Объект и предмет педагогики. Функции педагогической науки: объяснительная; преобразовательная, прикладная, практическая; прогностическая.

Образование, просвещение, воспитание, обучение – основные педагогические категории. Образование как системообразующее понятие. Соотношение понятий «образование», «воспитание» и «обучение»: традиция и современные подходы.

Целеполагание в образовании. Культурно-исторический характер целей образования.

Документы, регламентирующие содержание образования на современном этапе. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса: Конституция РФ, Закон об Образовании, Закон о физической культуре и спорте, ФГОС, Профессиональный стандарт педагога (Е. Ямбург), Конвенция о правах ребенка, локальные акты, типовое положение об образовательном учреждении, СанПины, устав образовательного учреждения, акты по технике безопасности. Образовательный стандарт, образовательная программа и учебная программа по предмету. Содержание образования и содержание обучения.

Участники процесса образования. Ребенок, семья, учитель, государство как основные участники процесса воспитания и обучения. Учитель как человек и его должностные обязанности.

Результаты образования. Умение пользоваться нравственными нормами и знаниями, умениями, навыками, способностями в повседневной деятельности.

Методы педагогики. Психолого-педагогические основы изучения личности ученика. Типические особенности личности школьников.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и реализация здоровьесберегающих технологий.

Методы психолого-педагогического изучения педагогом по физической культуре личности школьника: метод наблюдения, метод беседы, метод анкетирования, метод моделирования, метод тестирования. Правила исследования личности школьника.

Педагогические условия организации проблемного обучения.

Методы научного исследования в педагогике: анализ, синтез, моделирование, индукция, дедукция, идеализация, мысленный эксперимент, сравнение, обобщение, ранжирование, классификация, шкалирование, качественные методы.

Образовательные учреждения, организации, реализующие программы спортивной подготовки.

Направленность деятельности и организационная структура учреждений дополнительного образования в сфере детско-юношеского спорта.

Основные черты и функции тренерской деятельности: обучающая (эксᴨертно-консультативная; проектировочная; административная; воспитательная; представительство; информационная; познавательная (гностическая); секундантская.

Профессиональные знания и умения тренера: гностические; конструктивные; организаторские; коммуникативные; творческо-исследовательские.

Правовое, организационно-методическое, документационное обеспечение деятельности тренера по виду спорта.

Профессиональная функция учителя: реализация Федерального государственного образовательного стандарта; требования к составлению программ формирования универсальных учебных действий, учебного предмета, воспитания и социализации обучающихся, включая их духовно-нравственное развитие.

Профессиональная функция учителя: воспитание и социализация учащихся – одно из важнейших направлений реализации ФГОС.

Профессиональная функция учителя: осуществление личностно-ориентированного обучения, реализация учителем индивидуальных учебных планов; психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося; помощь ребенку в развитии его индивидуальных возможностей и способностей.

Профессиональная функция учителя: выявление и поддержка талантливой молодежи; организация работы с талантливыми учащимися и их сопровождение в учебном процессе.

Профессиональная функция учителя: коррекционная работа учителя с учащимися, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии; реализация здоровьесберегающих программ и инклюзивного обучения.

Профессиональная функция учителя: постоянное изучение учащихся через продукты их учебной и внеучебной деятельности.

Профессиональная функция учителя: организация внеурочной деятельности учащихся в образовательном учреждении и вне его; общие принципы организации мероприятий различного рода и требования к их проведению.

Профессиональная функция учителя: осуществление консультирования учащихся; тьюторство в деятельности учителя.

Профессиональная функция учителя: духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся; реализация Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Профессиональная функция учителя: организация взаимодействия с родителями учащихся с целью развития личности ребенка и его педагогической поддержки; организация индивидуальных и общих консультативных встреч учителя (классного руководителя) и родителей учащихся.

Профессиональная функция учителя: ведение современной школьной документации, общие принципы и правила; перечень документов, относящихся к компетенции учителя (классного руководителя); требования к их заполнению; электронный журнал как новая форма документации учителя.

Профессиональная функция учителя: деятельность учителя в органах школьного самоуправления, взаимодействие с коллегами, администрацией образовательного учреждения; принципы и условия выстраивания благоприятных отношений, направленных на развитие личности ребенка.

Профессиональная функция учителя: оптимизация отношений между участниками процесса образования; управление конфликтами, причинами их возникновения и реализация путей их решения; конструктивное самоуправление поведением учителя в конфликтных педагогических ситуациях.

Профессиональная функция учителя: владение правовыми аспектами деятельности учителя, освоение правовых актов и системы норм, регулирующих деятельность учителя.

Профессиональная функция учителя: оказание психолого-педагогической поддержки и профилактика саморазрушающего поведения среди подростков; разностороннее изучение личности каждого подростка в целях распознавания саморазрушения личности, в том числе суицидального поведения; проявление к подростку внимания, заботы и желания помочь со стороны педагогов;обсуждение с учащимися популярных в подростковой среде новых книг и фильмов на социальные темы; «расстановка акцентов» учителем в действиях и поступках главных героев; демонстрация роли положительных примеров в формировании любви к жизни; объяснение назначения жизни человека, ее важности и значимости для других; снятие эмоционального напряжения в проблемной ситуации.

Профессиональная функция тренера: осуществление тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе; осуществление тренировочного процесса на этапе начальной подготовки.

Профессиональная функция тренера: осуществление тренировочного процесса, руководство состязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации).

Профессиональная функция тренера: проведение тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства.

Профессиональная функция тренера: проведение тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства.

Профессиональная функция тренера: подготовка спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине).

Профессиональная функция тренера: оказание консультационной поддержки тренерам и спортсменам на всех этапах спортивной подготовки.

Профессиональная функция тренера: организация работы тренеров спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине.

Профессиональная функция тренера: руководство пополнением резерва спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине).

Системе образования важны инновационные подходы. Актуален вопрос о подготовке профессиональных кадров с обновленным набором форм, методов обучения, воспитания. А также определить, какие педагогические специальности самые востребованные.

Педагогический образовательный процесс изучает такие науки как: педагогика, социология, физиология, теория управления... Количество педагогических профессий, специальностей увеличивается и становится более актуальным. Педагогическая психология изучает соотношение между воспитанием, обучением и общим развитием учеников. В школах возникла необходимость введения должности педагога-психолога, владеющего специфическими знаниями.

Поступление на педагогические специальности, в частности психолого практического направления, самые престижные. Способствует осуществлению инклюзивного образования, совмещая обучение, воспитание здоровых детей и детей с проблемами со здоровьем.

У студентов есть возможность получать знания в области управления персоналом, менеджмента, а не только обучаться педагогическим и психологическим навыкам. Изучив иностранный язык можно работать по призванию за рубежом.

Специальности в педагогическом университете (институте)

Специальность педагогическое образование - это подготовка учителей - предметников . Будущие специалисты получают следующие специальности педагогических ВУЗов:

  • учитель начальных классов;
  • воспитатель детского сада;
  • учитель - предметник (математики, физики, географии, химии, биологии, русского языка и литературы, информатики, музыки и пения, иностранного языка и литературы, рисования, БЖД , технологии, естествознания, экономики, физической культуры;
  • школьный психолог;
  • логопед;
  • руководитель кружков.

Педагогический колледж - специальности

Окончив педагогический колледж после 9-го класса специальности будут такими:

  • дошкольное образование (учитель дошкольного воспитания, воспитатель логопедических групп, организатор физического воспитания с дошкольниками);
  • музыкальное искусство (учитель музыки, музыкальный руководитель);
  • начальное образование (учитель начальных классов, преподаватель иностранных языков в начальных классах, организатор по образовательной и воспитательной части, преподаватель информатики в начальных классах, руководитель студии изобразительного искусства).

Педагогическое образование дошкольное образование специальность, которая занимается обучением, воспитанием и развитием детей дошкольного возраста. У слушателей курса обучения формируются профессиональные навыки в процессе систематического обучения необходимых дисциплин для становления специалиста системы дошкольного образования. Специалист может быть задействован не только в образовательном процессе, но и в инновационном, просветительном.

Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция.

В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати ее", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи ее!" - восклицает учитель.

Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира.

Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.

Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя .

Эта профессия была для него "превосходна, как никакая другая под солнцем". Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества .

1 См.: Коменский я.А. Избранные педагогические сочинения. - м., 1995. - с. 248-284.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов.

Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Все - для других, ничего - для себя".

Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский - отец русских учителей.

Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "Родное слово" переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня.

Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, - одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения" .

1 Ушинский к.Д. Собрание сочинений: в 11 т. - м., 1951. - т. 2. - с. 32.

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко.

Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека.

Теоретическое наследие и опыт А. С. Макаренко приобрели всемирное признание.

Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, "возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей".

2 Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. V. - С. 178.

2. Особенности педагогической профессии

Своеобразие педагогической профессии. Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления.

По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек.

Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.