Полезно знать - Автомобильный портал

Начальное образование с двумя профилями. Педагогические специальности. Основные предметы при обучении на специальности

    Бакалавриат
  • 44.03.01 Педагогическое образование
  • 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
  • 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
    Специалитет
  • 44.05.01 Педагогика девиантного поведения

Будущее отрасли

Педагогика работает на будущее. Ее основная задача - сформировать человека, который это будущее будет строить, активно в нем жить и работать. Экономика любого государства постоянно преобразовывается вслед за достижениями научно-технического прогресса, и молодые люди должны выйти из школы готовыми освоить и усовершенствовать новый технологичный мир.

Современный педагог представляет собой сумму специализаций. Он должен быть и хорошим предметником, и психологом, и социальным работником. В нашу повседневную жизнь невозможно представить без компьютерных технологий, поэтому педагог будущего должен быть компетентен и в этой области.

Самое вероятное будущее педагогики – повсеместное внедрение эвристической педагогической системы, основой которой является воспитание творческой и созидательной личности. Педагогика будущего будет направлена на подготовку универсалов, которые знают и умеют делать почти всё (спроектировать, рассчитать, начертить, создать макет в компьютерной программе, рассчитать себестоимость, защитить проект, принять участие в исполнении, то есть довести идею до результата). Всеми этими компетенциями педагог должен владеть сам и уметь передать их ученикам.

Теоретическая часть обучения все больше будет отводиться на самостоятельное освоение. Домашний компьютер – как часть образования и возможность самоконтроля усвоенных знаний.

Учителю возвращается воспитательная функция. Педагогика будет вновь объединять две ипостаси – обучающую и воспитывающую. Вместе с техническим прогрессом изменяется не только качество жизни людей, но и отношения в семье и обществе. Ожидается, что молодой человек из стен школы выйдет не только хорошо обученным и компетентным во многих вопросах, но и гуманитарно-развитым человеком.

Сам подход к ученикам, скорее всего, изменится: на смену сотни лет применявшемуся в педагогике «менторству» (я сказал – ты сделал, фокус на общее развитие) приходит «коучинг» (как решить ту или иную задачу при имеющихся способностях и возможностях, фокус на достижение конкретной жизненной или профессиональной цели).

Педагогика существовала у человечества на всех этапах его развития – от каменного века до наших дней. И представить будущее без передачи знаний, опыта и основ морали и этики, невозможно.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)

Третьим экзаменом выступает профильный общеобразовательный предмет, который зависит от выбранной специализации.
При поступлении на некоторые специальности возможен дополнительный экзамен в виде творческого конкурса (художественное или музыкальное образование, также образование в области декоративно-прикладного или изобразительного искусства) или испытания на проверку физической подготовки (физкультурное образование).

Сроки обучения

Обучение происходит на базе среднего (полного) общего образования - 11 классов. Существует две формы обучения: очная - 5 лет, очно-заочная и заочная - на 6-12 месяцев дольше.
Очно-заочное обучение возможно только, если у студента есть возможность проходить практику по месту своей работы.

Основные предметы при обучении на специальности

К основным предметам можно отнести следующие:

  • психология;
  • педагогика;
  • педагогическая риторика;
  • методика обучения предметам;
  • философия;
  • основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
  • информационные технологии;
  • иностранный язык;
  • естественнонаучная картина мира.

Описание специальности

Современный учитель - это, в первую очередь, человек, который занимается организацией и проведением уроков, в процессе которых он обеспечивает учеников новой информацией, а также, параллельно, закрепляет уже пройденный материал, контролирует уровень знаний учеников, организовывает их самостоятельную и групповую работу. Кроме того, преподаватель занимается подготовкой и составлением сценариев уроков, участвует в организации воспитательных мероприятий для учеников, именно поэтому педагог - это не просто человек с высшим образованием, это всесторонне развитый человек.

На сегодняшний день, согласно постановлению Министерства образования, педагог-бакалавр - это учитель, который организовывает и проводит учебный процесс для учеников средней школы - 5-8 класс.

Стоит отметить, что в нашей стране сложилась ситуация, что учитель - это одна из самых востребованных профессий.

Работа по специальности педагога имеет свои преимущества, среди который самое приятное - длительный отпуск. Не стоит забывать и о том, что преподаватель проводит на своем рабочем месте гораздо меньше времени, чем работники других специальностей, за счет того, что в большинстве случаев уроки проводятся в первой половине дня. Необходимо учитывать, что одна полная ставка учителя - это всего 18-20 уроков в неделю, остальное же время необходимо для проверки работ, а также подготовки к следующим урокам, что может отнимать достаточно много времени и сил. Несмотря на это у преподавателя все же больше свободного времени, чем, например, у офисных работников, да и четкого графика для проведения такой работы не существует.

Не стоит забывать и о том, что преподаватель также отвечает за здоровье и жизнь доверенных ему школьников, и это огромная ответственность. Более того, педагог всегда должен идти в ногу со временем, это значит, что без самообразования и повышения квалификации никак, ведь учебное оборудование периодически обновляется, появляются и новые педагогические приемы и методы.

Профессия педагога принадлежит к типу «Человек-Человек», то есть, в первую очередь, она связана с общением с другими людьми. Именно поэтому для учителя так важно уметь не только устанавливать, но и правильно поддерживать контакты, быть активным, общительным, грамотно разговаривать, знать основы вербального и невербального общения, обладать устойчивостью в эмоциональном плане, и этому всему, помимо основной специальности, обучают в университете.

Навыки, приобретаемые в ходе обучения

  • Проведение грамотной педагогической, и что не менее важно психологической диагностики учащихся для определения методов и приемов воспитания и обучения;
  • Создание и проведение элективных курсов, используя новейшие разработки науки;
  • Воплощение базовых и элективных курсов, соответствуя календарному плану уроков;
  • Проведение уроков с использованием новых методов, подходов, а также новых технологий, с учетом возрастной категории учеников;
  • Создание и поддерживание дисциплины, порядка и уважения внутри коллектива как во время урока, так и за пределами образовательного заведения;
  • Ведение соответствующей документации;
  • Правила поведения внутри учебного заведение, контроль за их соблюдением;
  • Квалифицированный контроль знаний учеников;
  • Предоставление психологической помощи ученику в случае необходимости, а также осуществление помощи с самоопределением школьника;
  • Организация внеучебной деятельности, воспитательных и развлекательных мероприятий;
  • Разработка современных методов и технологий педагогики с учетом поставленных задач в воспитании и развитии личности;
  • Участие в «жизни школы».

Профессии

Перед выпускником вуза открыто немало вакансий, из которых он может выбрать наиболее подходящую.
Будущий специалист может рассамтривать следующие профессии:

  • воспитатель детского сада;
  • тьютор (репетитор);
  • учитель по различным предметам (родного языка и литературы, русского языка и литературы, иностранного языка, литературы, БЖД, биологии, географии, информатики, математики, музыки, начальных классов, технологии, физики, физической культуры, химии);
  • школьный психолог.

Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция.

В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати ее", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи ее!" - восклицает учитель.

Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира.

Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.

Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя .

Эта профессия была для него "превосходна, как никакая другая под солнцем". Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества .

1 См.: Коменский я.А. Избранные педагогические сочинения. - м., 1995. - с. 248-284.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов.

Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Все - для других, ничего - для себя".

Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский - отец русских учителей.

Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "Родное слово" переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня.

Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, - одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения" .

1 Ушинский к.Д. Собрание сочинений: в 11 т. - м., 1951. - т. 2. - с. 32.

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко.

Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека.

Теоретическое наследие и опыт А. С. Макаренко приобрели всемирное признание.

Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, "возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей".

2 Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. V. - С. 178.

2. Особенности педагогической профессии

Своеобразие педагогической профессии. Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления.

По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек.

Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Системе образования важны инновационные подходы. Актуален вопрос о подготовке профессиональных кадров с обновленным набором форм, методов обучения, воспитания. А также определить, какие педагогические специальности самые востребованные.

Педагогический образовательный процесс изучает такие науки как: педагогика, социология, физиология, теория управления... Количество педагогических профессий, специальностей увеличивается и становится более актуальным. Педагогическая психология изучает соотношение между воспитанием, обучением и общим развитием учеников. В школах возникла необходимость введения должности педагога-психолога, владеющего специфическими знаниями.

Поступление на педагогические специальности, в частности психолого практического направления, самые престижные. Способствует осуществлению инклюзивного образования, совмещая обучение, воспитание здоровых детей и детей с проблемами со здоровьем.

У студентов есть возможность получать знания в области управления персоналом, менеджмента, а не только обучаться педагогическим и психологическим навыкам. Изучив иностранный язык можно работать по призванию за рубежом.

Специальности в педагогическом университете (институте)

Специальность педагогическое образование - это подготовка учителей - предметников . Будущие специалисты получают следующие специальности педагогических ВУЗов:

  • учитель начальных классов;
  • воспитатель детского сада;
  • учитель - предметник (математики, физики, географии, химии, биологии, русского языка и литературы, информатики, музыки и пения, иностранного языка и литературы, рисования, БЖД , технологии, естествознания, экономики, физической культуры;
  • школьный психолог;
  • логопед;
  • руководитель кружков.

Педагогический колледж - специальности

Окончив педагогический колледж после 9-го класса специальности будут такими:

  • дошкольное образование (учитель дошкольного воспитания, воспитатель логопедических групп, организатор физического воспитания с дошкольниками);
  • музыкальное искусство (учитель музыки, музыкальный руководитель);
  • начальное образование (учитель начальных классов, преподаватель иностранных языков в начальных классах, организатор по образовательной и воспитательной части, преподаватель информатики в начальных классах, руководитель студии изобразительного искусства).

Педагогическое образование дошкольное образование специальность, которая занимается обучением, воспитанием и развитием детей дошкольного возраста. У слушателей курса обучения формируются профессиональные навыки в процессе систематического обучения необходимых дисциплин для становления специалиста системы дошкольного образования. Специалист может быть задействован не только в образовательном процессе, но и в инновационном, просветительном.