Полезно знать - Автомобильный портал

Государственные и негосударственные органы выполняющие правоохранительные функции. Государственные и негосударственные органы, занимающиеся правоохранительной деятельностью. Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосудар

Законы

Деятельность организаций всегда подпадает под действие многочисленных правовых ограничений. Каждая организация имеет определенную организационно-правовую форму: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальные предприниматели. Именно это определяет,как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить.

Число и сложность законов, непосредственно посвященных бизнесу, в XX-XXI веках резко возросли: законы о безопасности и охране здоровья на рабочем месте, о защите окружающей среды, о защите прав потребителей, о преследовании за уклонение от уплаты налогов, о формах и сроках предоставления финансовой отчетности во внешние инстанции, акцизах на алкогольную продукцию и т.д.

Например, требования к качеству, составу, особенностям производства продукции, к деятельности в сфере обеспечения безопасности здоровья граждан и окружающей среды в обязательном порядке определяются множеством государственных стандартов (ГОСТ).

В некоторых случаях предприятия могут оптимизировать влияние законов , с целью, например, снизить себестоимость своих услуг. Так, McDonald"s, "Кофе-хаус", "Спортмастер" и многие другие владельцы магазинов и кафе, в которых звучит музыка, должны по закону об авторских правах делать отчисления в пользу авторов музыкальных произведений, но не хотят работать с аккредитованными при Минкультуры РАО и ВОИС, считая их расценки необоснованно завышенными. У главных сборщиков отчислений для правообладателей появляется все больше конкурентов ‑ небольших компаний, которые выходят на правообладателей и заключают с ними прямые договоры .

Состояние законодательства часто характеризуется не толькоего сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. Например, в очередной раз появилась информация о возможности введения госмонополии на производство табака и алкоголя , что, конечно, делает ситуацию для этих видов бизнеса напряженной и неопределенной.

Организации обязаны соблюдать не только федеральные и региональные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.

К этим органам относятся налоговая инспекция, санэпидемстанция, пожарная охрана, различного рода комиссии, которые могут выдавать и отменять лицензии на радио- и телевещание, на предоставление транспортных услуг, комитеты по охране окружающей среды и др. Существуют контролирующие организации, работающие в конкретной отрасли, например, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).



Важным регулятором деятельности организаций является судебная система, а именно система арбитражных судов. Арбитражные суды ‑ это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это ‑ налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей .

С судебной системой тесно взаимодействуют полиция, следственный комитет, прокуратура, которые могут также предпринимать определенные действия в отношении организаций и их владельцев. Права предпринимателей защищает бизнес-омбудсмен. Отдельной проблемой Российской практики правового регулирования бизнеса является большое количество уголовных дел в отношении бизнесменов по «экономическим» статьям, например, по статье 159-й статьи УК «Мошенничество». Бизнес-омбудсмен Борис Титов, лоббируя идею экономической амнистии в июне 2013 г., приводил неутешительную для бизнеса статистику: только с 2000 по 2009 год 39% бизнесменов подвергались уголовному преследованию .

Вот как описывает типовую ситуацию взаимоотношений российских правоохранительных органов и бизнесменов заслуженный юрист РФ Михаил Барщевский: «…есть классический хозяйственный спор. Я взял кредит – вовремя не вернул. Так вот, если я взял кредит у вас, а у вас есть хорошие связи, то вы устраиваете мне уголовное дело, потому что это называется мошенничество. И я пошел по мошенничеству трубить. Хотя, на самом деле никакого мошенничества не было, а так сложилась конъюнктура рынка, что я не продал товар, который купил на кредитные деньги и не сумел вовремя вернуть. Классическая чисто хозяйственная схема. Очень многие сидят по этим хозяйственным схемам.» .

Как известно, все обязанности, связанные с защитой прав и законных интересов граждан, а также надзором за соблюдением норм законодательства, предписанных в действующих нормативных актах, возлагается на правоохранительные органы. Российская структура предусматривает два вида правоохранительных органов: негосударственные и государственные. К числу государственных относятся все представители силовых структур. Обеспечение их производится за счет государственных денежных средств. Кто является негосударственными правоохранительными органами? Какие особенности им свойственны и какими полномочиями обладают представители таковых структур? Рассмотрим все это далее.

Общая характеристика

Рассматривая государственные и негосударственные органы, выполняющие правоохранительные функции, можно заметить одно существенное различие между ними, которое заключается в источниках финансирования. Как упоминалось выше, органы, занимающиеся охраной правопорядка, которые относятся к группе государственных, финансируются за счет бюджетных средств. Что касается негосударственных структур, то своим обеспечением они занимаются самостоятельно. В некоторых случаях для такой цели создается специализированный фонд, откуда и черпаются материальные ресурсы.

Следует отметить, что в своей работе круги государственных и негосударственных правоохранительных органов тесно взаимосвязаны. Практика показывает, что на деле они ведут деятельность, оказывая содействие друг другу. В некоторых случаях даже могут делегировать свои полномочия негосударственным структурам. Ярким примером такового может стать процесс передачи правоохранительными органами своих непосредственных функций частному детективному агентству или, например, охранной организации.

В некоторых случаях функции государственных и негосударственных правоохранительных органов в существенной степени расходятся, так как, в силу своих полномочий, первые просто не имеют возможности исполнять определенные действия. Негосударственными структурами, которые обладают особыми функциональными возможностями являются, например, нотариат и адвокатура.

Государственные структуры

Свою деятельность негосударственные правоохранительные органы осуществляют в тесном взаимодействии с государственными службами. К числу тех структур, которые относятся законом к таковым, в первую очередь, принадлежат полиция и прокуратура. Данные структуры обязаны следить за соблюдением законности в отведенном регионе, а также предотвращать преступность всеми законными методами.

Кроме полиции и прокуратуры, к группе государственных органов относят службы внутренней внешней разведки, а также таможенные органы. Кроме этого, нормативными актами определяются федеральные и региональные комиссии, комитеты, деятельность которых финансируется за счет государства, а также уголовно-исполнительные учреждения.

Адвокатура и нотариат, по большей части, относятся к негосударственным органам. Правоохранительная деятельность ими ведется, как правило, на частной основе, однако в некоторых регионах все же еще функционируют государственные нотариусы и адвокаты. Как правило, они находятся при конкретных государственных учреждениях, в частности, при судах.

Государственные и негосударственные правоохранительные органы выполняют сродные функции. Вся деятельность, которую проводят их представители, направлена на достижение единой цели - обеспечение правопорядка в стране.

Перечень негосударственных структур

Список функционирующих в РФ негосударственных правоохранительных органов относительно небольшой. Все права и обязанности представителей упомянутых ниже структур прописаны в законодательных актах, которые полностью регламентируют их деятельность.

В списке негосударственных правоохранительных органов, как уже упоминалось выше, находятся адвокатура и нотариат. Безусловно, в России есть и государственные нотариусы, однако их наличие - это, скорее, исключение из правил, так как преобладающее их большинство относится к группе частных. Наряду с нотариусами в группе негосударственных правоохранительных органов также функционируют адвокаты и детективные службы, а также охранные агентства частного типа. В одном ряду с ними стоят народные дружины, а также органы юридической помощи.

В России активно функционируют третейские, а также товарищеские суды, которые также относятся к числу негосударственных правоохранительных органов. Практика показывает, что данные структуры не особо пользуются популярностью среди тех, чьи права и законные интересы могут нарушаться, однако указанные органы имеют место быть. Следует отметить, что данные структуры напрямую относятся к категории которые функционируют с целью защиты прав людей.

Вместе со всеми вышеперечисленными, к числу негосударственных правоохранительных органов относятся и различные комиссии, которые создаются для рассмотрения различных юридических вопросов. В РФ в настоящее время активно функционируют наблюдательные комиссии, административные, которые создаются при органах местного самоуправления, а также те, которые занимаются защитой законных интересов и прав несовершеннолетних лиц.

Судейское сообщество

К судейскому сообществу относятся несколько видов негосударственных правоохранительных органов, которые выполняют защитную функцию. В их числе выступают общие собрания судов, которые могут создаваться при учреждениях различных инстанций. Отдельное внимание в данной группе правоохранительных органов следует уделить Совету судей России и Всероссийскому съезду судей. Данные органы ведут активную правозащитную деятельность, причем состоят они исключительно из высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции, имеющих огромный опыт и большой стаж практики.

Высшая квалификационная РФ также входит в структуру рассматриваемого негосударственного правоохранительного органа. Данный элемент также является очень важными в правозащитной деятельности, так как лица, которые составляют Высшую коллегию, являются большими профессионалами в своем деле, а также очень часто занимаются толкованием нормативных актов, по которым впоследствии осуществляется правозащитная деятельность.

Отдельное внимание в данной структуре следует уделить упомянутым ранее третейским судам. Данные органы могут быть созданы исключительно в соответствии с Законом "О третейских судах". Следует отметить, что данный орган действует на постоянной основе, он представляет собой отельное лицо, которое является специалистом в вопросе, относительно которого возникает спорная ситуация. На постоянной основе суды такого типа создаются торговыми палатами, предпринимателями в различной сфере, группами специалистов в определенных областях, а также некоторыми потребителями. Среди простого населения практика обращения в суды подобного типа не развита, так как их деятельность больше направлена на урегулирование вопросов в какой-либо конкретной отрасли хозяйствования или предпринимательства. Некоторые федеральные органы власти также образуют при своих структурах третейские суды. В таком случае о его создании должно быть составлено и подписано специальное положение, в котором обязательно прописываются все особенности деятельности органа.

Что касается то деятельность данного органа не регламентируется ни одним современным нормативным актом - собственно, в этом и заключается его особенность. Что касается задач и особенностей ведения деятельности, то данные положения предписаны в Положении о рабочих дисциплинарных товарищеских судах, которое было создано еще во времена существования РСФСР. Образовываются такие органы при отделениях профсоюзов, которые функционируют на отдельных предприятиях. На заседаниях такого органа решаются вопросы относительно ситуаций, касательных работников, ведущих свою трудовую деятельность на данном предприятии.

Все негосударственные правоохранительные органы из списка, представленного выше, имеют перед собой определенный ряд задач. В частности, они заключаются в совершенствовании судебной системы во вех отраслях, а также содействии защите законных интересов и прав как самих судей, так и остальных категорий лиц. Представители данных органов занимаются способствованием в обеспечении кадрами и ресурсами судебных органов, а также строго следят за соблюдением судейской этики профессиональными работниками судов, осуществляющими правосудие в России.

Адвокатура

Адвокатура - это добровольное объединение граждан государства, которые на профессиональной основе осуществляют правозащитную и правоохранительную деятельность. Ее ведение заключается в том, что адвокаты, которые признаны таковыми в установленном законом порядке, занимаются ведением предварительного следствия по тем делам, в которых одной из сторон являются подзащитные, а также предоставляют компетентную правовую защиту в процессе предварительного следствия. В делах, которые ведутся в порядке гражданского судопроизводства, адвокаты имеют право выступать в качестве представителей сторон.

Вся деятельность, которая осуществляется адвокатами, должна производиться исключительно в строгом соответствии с положениями Закона РФ "Об адвокатуре" Следует отметить, что на основании данного нормативного акта представители общества адвокатуры обязаны оказывать профессиональную правовую помощь населению касательно решения всех вопросов. А также предоставлять консультации.

Следует отметить то, что представители адвокатуры очень часто, действуя в интересах своих клиентов, подают ходатайства и жалобы на действия некоторых государственных правоохранительных органов, тем самым корректируя их работу и устраняя ошибки, которые могут быть допущены по рассматриваемому делу.

Нотариат

Негосударственным правоохранительным органом является и нотариат. Особенность данной структуры заключается в том, что ее представители занимаются деятельностью, связанной с подтверждением законности сделок и иных юридических процедур. Что касается нормативного регулирования деятельности то это производится на основании Закона "О нотариате".

Что касается особенностей деятельности нотариусов, то она заключается не только в удостоверении сделок. Частные нотариусы также занимаются выдачей свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество. Кроме этого, в область деятельности нотариусов входит выдача удостоверений о факте нахождения лица в живых или о признании его умершим, о тождественности конкретного гражданина с лицом, которое изображено на фото, о времени предъявления документов и т. п. Нотариусы также имеют возможность принимать документы на хранение, а также депозиты в виде материальных ценностей и бумаг.

Занимаясь осуществлением своей профессиональной деятельности, нотариусы осуществляют непосредственную защиту законных интересов и прав лиц, которые являются сторонами заключаемых соглашений. Кроме этого, представители нотариата также осуществляют защиту интересов целых организация и предприятий.

Что касается прав нотариуса, то он может составлять проекты сделок, а также некоторых документов, создавать копи документов, а также производить официальные выписки из них. Что касается прав нотариусов, которые могут осуществляться ими в отношении юридических и физических лиц, то представители данной структуры могут затребовать у них документы, а также некоторые сведения, которые нужны для ведения их профессиональной деятельности.

Детективные и охранные агентства

Эта группа негосударственных правоохранительных органов РФ имеет особое значение в юридической практике. Вся особенность их работы состоит в том, что представители указанных структур ведут охранную деятельность на частной основе, по специальным договорам.

В современной практике встречаются несколько видов организаций рассматриваемого типа. Наиболее часто среди них встречаются объединения частных детективных предприятий и ассоциации охранных организаций. Кроме этого, представители данной системы правоохранительных органов зачастую функционируют в виде обособленных организаций. Отдельное внимание в данной группе следует уделить образовательным учреждениям, которые занимаются профессиональной подготовкой специалистов для данной структуры. Все они функционируют на частной основе.

Для осуществления профессиональной деятельности в сфере охраны или частного сыска специалист обязательно должен иметь лицензию. Законодатель отмечает, что такие лицензии не могут быть выданы лицам, которые страдают психическими заболеваниями, а также различными зависимостями. Данная лицензия выдается на пять лет. За месяц до истечения назначенного срока сыщик или охранник, при желании продолжать заниматься прежней деятельностью, обязан подать ходатайство об ее продлении. Для того, чтобы лицо, имеющее лицензию на ведение охранной деятельности, могло выполнять свои обязанности, оно должно заключить временный контракт с предприятием или организацией. В случае с частными детективами это могут быть отдельные лица.

Что касается обязанностей, то частные охранники должны обеспечивать сохранность имущества, материальных ценностей на предприятии, с которым они заключили контракт. Также в число их обязанностей входит и поддержание надлежащего порядка по месту осуществления своей деятельности. В некоторых случаях на представителей данной группы негосударственных правоохранительных органов, выполняющих правоохранительную деятельность в отношении частных лиц возлагается обязанность оберегать жизнь и здоровье конкретных личностей.

На лиц, которые являются представителями рассматриваемой группы негосударственных органов, не распространяются многие привилегии, которыми могут пользоваться государственные служащие. В частности, они не имеют права производить допросы или личные досмотры, требовать у третьих лиц какие-либо объяснения в отношении конкретной ситуации, досматривать транспортные средства, проникать в жилые или частные помещения и т. п. Кроме всего этого, частные охранники и детективы не имеют права совмещать свою деятельность с государственной службой - работа, на которую дает им право полученная лицензия и заключенный с клиентом договор, должна быть основной.

Судебно-экспертные учреждения

Следует отметить, что в систему негосударственных правоохранительных органов входят и судебно-экспертные учреждения, которые функционируют на частной основе. Практика показывает, что их деятельность является очень важной для ведения правозащитной и правоприменительной деятельности, так как она зачастую позволяет установить истинный ход событий, которые являются предметом рассмотрения в судебном разбирательстве.

Функции негосударственного правоохранительного органа данного вида, в основном, сводятся к проведению различных исследований в различных областях. По результатам проведенной работы специалист обязан составить акт, в котором будет отражен весь ход операций, а также полученный результат. На деле данное заключение является источником доказательств, который имеет весомое значение при рассмотрении дела любого характера.

Не секрет, что судебно-экспертные учреждения могут существовать как государственные и негосударственные правоохранительные органы. Следует отметить, что те организации специалистов, которые ведут свою деятельность на частной основе, пользуются гораздо большим спросом, нежели те, что работают под началом государства. В чем секрет? Прежде всего, он состоит в более высокой квалификации специалистов, работающих в учреждениях, созданных на частной основе. Данные лица, как правило, имеют узкую специализацию и являются наиболее компетентными в рассматриваемых вопросах.

Что касается рассматриваемых материалов, то, как правило, специалисты частных экспертных организаций занимаются рассмотрением материалов по арбитражным и гражданским делам.

Для осуществления экспертной деятельности лицо обязано иметь лицензию, которая позволяет ему заниматься соответствующей работой, а также образование и опыт в определенной сфере.

Органы по защите прав потребителей

Отдельное место среди видов государственных и негосударственных правоохранительных органов занимают и те организации, которые занимаются защитой прав потребителей. Это негосударственные организации, которые, чаще всего, создаются на уровне местного самоуправления. Они функционируют наряду с теми органами, которые создаются на государственном уровне (например, Роспотребнадзор), а также имеют функции, схожие с теми, которые выполняют ранее упомянутые образования. Однако на деле финансирование их работы производится не из средств бюджета, а исключительно из собственных фондов.

Ярким примером таких организаций являются общественные органы, которые создаются для проведения контрольных действий в определенной потребительской сфере. На деле такие организации имеют особые права и полномочия, которые заключаются в возможности проведения надзорных функций, а также контроля. В пределах своих полномочий они также имеют право разрабатывать и вносить новые требования относительно качества продукции и уровня предоставления услуг. Представители данных органов имеют право на проведение экспертиз независимого характера, а также осуществлять проверку фактических качеств продукции, предложенной продавцами тем, которые заявлены в инструкции по ее изготовлению. Представители таких негосударственных правоохранительных органов нередко выступают в судах в роли защитников прав гражданской стороны, в качестве которой могут выступать как отдельные лица, так и целые их группы.

Практика показывает, что правозащитная деятельность данными специалистами осуществляется вполне добросовестно, так как они заинтересованы в качестве выполненной ими работы. Возможно, именно поэтому услуги общественных организаций, которые представляют собой негосударственные органы по защите прав потребителей, пользуются огромной популярностью по всей России.

Негосударственные комиссии

Для обеспечения контроля за действиями в определенных сферах, а также оказания правовой помощи по отдельным вопросам могут создаваться отдельные комиссии, в состав которых входят специалисты отдельных сфер, в том числе, и правовой. В современной практике, судя по количеству обращений, большой популярностью среди гражданского населения и юридических лиц пользуются комиссии и комитеты по защите детей, а также те, которые занимаются защитой прав акционеров. Следует отметить, что члены данных организаций могут выступать в качестве представителей в суде.

Рассматриваемые организации относятся к категории саморегулируемых. Именно на основании этого они имеют право вводить определенные санкции в отношении нарушителей норм, относящихся к сфере ведения данных лиц, но только в таком виде, которые предусмотрены уставом структуры. В случае поступления жалобы в комиссию, содержание которой будет касаться непосредственно вопроса, относимого к ее ведению, члены организации обязаны передать ее на рассмотрение в правоохранительные органы для принятия более ужесточенных мер.

Народные дружины

Рассматривая вопрос, связанный с тем, какие существуют негосударственные правоохранительные органы, ведущие активную защитную и охранную деятельность, следует обязательно упомянуть о народных дружинах. Данные структуры действуют исключительно на правах членства, на добровольных основаниях. Представители данной структуры принимают активное участие в обеспечении охраны общественного порядка как во время проведения городских мероприятий, так и в обычные дни. Данная структура самым активным образом взаимодействует с представителями других силовых структур, которые относятся к категории государственных, в частности, с полицией и прокуратурой. Кроме этого, группы, созданные в виде народных дружин, постоянно поддерживают тесную связь с органами местного самоуправления, а также с иными представительствами государственной власти.

Дружинником признаются граждане страны, которые изъявляют активное желание принимать участие в обеспечении порядка в населенном пункте, а также состоять в числе членов организации.

Отдельное внимание необходимо уделить тому, что наряду с дружинниками с полицией тесно взаимодействуют и внештатные сотрудники, которые привлекаются для решения определенных вопросов по делам.

Какие функции могут выполнять рассматриваемые лица? В первую очередь, к их числу относятся действия по поиску лиц, которые пропали без вести, а также по обеспечению общественного порядка. В некоторых ситуациях группы дружинников устанавливаются для охраны муниципальных учреждений.

Следует отметить то, что любая деятельность, которая ведется дружинниками или внештатными сотрудниками органов внутренних дел, должна проводиться исключительно под ведомом сотрудников полиции, но не всегда при их присутствии. Законодательством запрещено использовать лиц, которые являются членами дружинных организаций, для обеспечения правопорядка в тех ситуациях, которые являются заведомо опасными, а также тогда, когда необходимо использование оружия или мер государственного принуждения - данные представители такими правами не обладают. Применение физической силы ими возможно исключительно в том случае, когда в отношении дружинника или окружающих лиц возникает внезапная опасность жизни или здоровья.


Целью применения административных санкций является предупреждение, пресечение и раскрытие административных правонарушений. Превентивная функция заключена в осуществлении первых двух действий, эффективность профилактического воздействия сказывается на частотности проступков и рецидивах.
Предупреждение административных правонарушений обеспечивается усилиями государственных и негосударственных органов. Деятельность органов законодательной власти создает необходимые правовые предпосылки противодействия правонарушению. В процессе законотворчества разрабатываются новые нормативные акты, вносятся коррективы в действующее законодательство об административных правонарушениях, устраняются лакуны правового регулирования. Об эффективности законодательной деятельности можно судить по состоянию КоАП. Правовые нормы Кодекса подразделяются на действующие предписания, не отмененные, но не применяемые правоохранительными органами нормы (например, ст. 151 «Мелкая спекуляция»), а также утратившие силу нормы. Многие из действующих норм КоАП изменены или дополнены, неприменение отдельных статей Кодекса свидетельствует о фактической утрате силы предписания. Некоторые действующие правовые нормы КоАП применяются по аналогии, при этом необходимо установить соответствие между фактически утратившими силу предписаниями и действующими правовыми категориями; например, в ст. 1 - 9 КоАП упоминаются упраздненные государственные образования (Союз ССР, РСФСР, АССР и др.) и правовые институты (советские законы, социалистическая законность и др.). Применение метода аналогии позволит установить соответствие утраченной категории и реально существующей. Примером тому может служить приводимая ниже таблица:

Упоминание о несуществующем понятии (категории) Соотносимое реальное понятие (категория) действующего права Союз ССР Российская Федерация Местные советы народных депутатов Представительные органы местного самоуправления Исполнительные комитеты местных советов народных депутатов Исполнительно-распорядительные муниципальные органы РСФСР, АССР Российская Федерация, автономная республика Социалистическая законность Законность В некоторых случаях допускается частичная аналогия. Например, невозможно установить абсолютное тождество понятий «местный совет» и «представительный орган местного самоуправления», поскольку в некоторых субъектах Федерации советы не упразднены.
Органы исполнительной власти и их должностные лица осуществляют все императивные (властные) полномочия, они применяют санкции и иные принудительные действия. Среди действующих федеральных органов исполнительной власти участвуют в административном производстве и налагают административные взыскания большинство министерств, госкомитетов, федеральных служб, федеральных комиссий, органов российских и федеральных надзоров. Указанные органы участвуют в превентивной деятельности и в раскрытии административных правонарушений. К органам исполнительной власти, которые не вправе налагать взыскания, относится Правительство РФ, а также некоторые госорганы, отнесенные к «иным федеральным органам исполнительной власти»: Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ.
Властные полномочия осуществляются всей системой органов федеральной исполнительной власти (и их должностными лицами): федеральными органами и их территориальными подразделениями, органами исполнительной власти субъектов РФ. Некоторые из органов исполнительной власти действуют по специальному полномочию, они наделяются специальной компетенцией временно, впредь до отмены или признания утратившим силу акта, наделяющего их властными полномочиями, - например, специально уполномоченный государственный орган в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки (ст. 224|2 КоАП).
Органы судебной власти и Прокуратуры Российской Федерации представлены Верховным Судом РФ (высшая судебная инстанция при рассмотрении административных дел), федеральными судами, военными су-

Дами, судьями указанных судов, мировыми судьями, а также Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.
Судебные органы, участвующие в раскрытии административных правонарушений, осуществляют превентивные функции. К таким органам следует отнести Конституционный Суд Российской Федерации, который также наделен полномочиями в сфере административной юрисдикции.
Негосударственные органы административной юрисдикции представлены тремя разновидностями: а) исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления; б) органами глав администраций муниципальных образований и в) специализированными органами при местных администрациях.
К ведению специализированных органов, создаваемых при исполнительно-распорядительных муниципальных органах, отнесены основные полномочия по предупреждению, пресечению и раскрытию административных правонарушений. Об объеме их работы свидетельствует следующая таблица: Вид специализированного органа Подведомственность дел об административных правонарушениях (количество административных проступков (конкретных видов), отнесенных к ведению специализированного органа) Административные комиссии 101 Комиссии по делам несовершеннолетних 21 Приведенные в таблице показатели примерно в 2,5 раза превышают количество административных проступков (46 составов), дела по которым рассматриваются органами внутренних дел (милицией). Несоизмеримы и соответствующие количественные показатели деятельности исполнительно-распорядительных муниципальных органов (30 составов) и глав администраций муниципальных образований (один состав). Более обширна административная юрисдикция судов (свыше 50 составов).
Таким образом, рассмотрение подавляющего большинства дел об административных правонарушениях отнесено к ведению муниципальных органов, административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних.
В отдельных случаях к ведению муниципальных органов исполнительной власти отнесено рассмотрение одних и тех же видов административных проступков. Подведомственность различается в зависимости от места совершения проступка или объективной стороны противоправного

Деяния: например, административные комиссии рассматривают все проступки, нарушающие регистрационный и паспортный режимы (ст. 178-182 КоАП), за исключением таких же правонарушений, совершаемых в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, дела по которым рассматриваются милицией.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях следует различать с другими видами процессуальных действий, прежде всего с исполнительными действиями. Во многих случаях дела об административных правонарушениях рассматриваются одними органами, а исполняются другими в зависимости от видов налагаемых административных взысканий: например, взыскания в виде административного ареста налагаются только судом, а рассматриваются органами внутренних дел или судом (см. ст. 202, 203 КоАП).

Еще по теме § 8. Государственные и негосударственные органы административной юрисдикции:

  1. 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
  2. Глава I. Конституционный Суд России: место в механизме государственной власти, пределы юрисдикции, виды решений

Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», ее соотношение с другими юридическими дисциплинами.

Понятие курса "Правоохранительные органы РФ":

Дисциплина правоохранительные органы РФ - вводный курс в специальность "Юриспруденция", в котором содержаться основные сведения о правоохранительной деятельности различных субъектов общественных отношений. А также об органах осуществляющих правоохранительную деятельность, в частности, их организацию, полномочия, принципы осуществления деятельности.

Предмет курса «Правоохранительные органы РФ»:

Объектом исследования курса правоохранительные органы РФ является государственно-правовая действительность Российской Федерации.

Предметом исследования курса выступают отношения в сфере правоохранительной деятельности. Государственные и негосударственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, принципы их организации и деятельности. Системы связи в области осуществления правоохранительной деятельности.

Система курса «Правоохранительные органы РФ»:

Систему курса можно разделить на следующие разделы:

Общие понятие о дисциплине Правоохранительные органы РФ

Общее понятие о правоохранительной деятельности.

Судебная система РФ

Прокуратура РФ и прокурорский надзор

Органы исполнительной власти РФ, осуществляющие правоохранительную деятельность.

Негосударственные организации, осуществляющие правоохранительную деятельность.

Соотношение дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими науками.

Дисциплина «Правоохранительные органы» не является юридической наукой в общепризнанном смысле этого понятия. А является только юридической учебной дисциплиной, целью которой выступает задача представить студентам начальные знания в сфере правоохранительной деятельности, дать общее понятия об органах осуществляющих правоохранительных деятельности, поспособствовать процессу формирования правовой культуры будущих «государевых людей» - юристов. Не смотря на это дисциплина «Правоохранительные органы» связана, также с иными юридическими науками и дисциплинами. В частности с Конституционным правом Российской Федерации, Теорией государства и права, Административным правом Российской Федерации, с дисциплиной «Прокурорский надзор». Каждая из этих дисциплин, чаще всего, расширяет или конкретизирует сведения, представленные в дисциплине «Правоохранительные органы».



Правоохранительная деятельность: ее понятие и основные направления (функции).

Правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, основной функцией которых является: выявление, пресечение и предупреждение правовых нарушений, восстановление нарушенных прав или наказание правонарушителя, если восстановление нарушенных прав невозможно.

Эта деятельность осуществляется в целях:

охраны личности, ее прав и свобод;

охраны общества, его материальных и духовных ценностей;

охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.

Признаки правоохранительной деятельности:

правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования этих органов;

эта деятельность направлена на защиту прав личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

правоохранительная деятельность осуществляется в строгом, установленном законом порядке, отступление от этого порядка само по себе может являться правонарушением;

правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения юридических мер воздействия, к которым относятся меры государственного принуждения, взыскания и восстановления;

меры юридического воздействия должны строго соответствовать закону, который устанавливает основание и конкретность мер.

Направления правоохранительной деятельности:

1. Конституционный контроль (проверять применяемые законы на соответствие Конституции) ;

2. Осуществление правосудия (рассмотрения дел, вынесения по ним решений );

3. Организационное обеспечение деятельности судов (материальные, кадровые ресурсы) ;

4. Прокурорский надзор (деятельность прокуратуры по предотвращению преступлений, преследование);

5. Выявление и расследование преступлений;

6. Предупреждение преступлений и правонарушений;

7. Исполнение судебных решений;

8. Оказание юр. помощи.

Система государственных и негосударственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.

2. Основные государственные органы :

· Прокуратура;

· Следственный комитет;

· Уполномоченный по правам человека;

· Совет безопасности РФ;

· Служба внешней разведки;

· Федеральная служба охраны;

· МЧС России;

· Таможенные органы;

· Налоговая служба;

· Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков;

· Органы внутренних дел;

· Федеральная служба исполнения наказаний;

· Федеральная служба судебных приставов.

3. Негосударственные структуры :

· Адвокатура;

· Частный нотариат;

· Частные детективные и охранные предприятия;

· Экспертные мероприятия;

· Юридические фирмы;

· Органы по защите прав потребителей;

· Правозащитные организации;

· Третейские суды;

· Товарищеские суды.

· 4.Общая характеристика законодательства и иных правовых актов о правоохранительных органах, их организации и деятельности. Классификация этих актов.

Познание основ организации и функций правоохранительных ор­ганов требует изучения значительного количе­ства законодательных и иных правовых актов. Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных правовых предписаний объясняется следующим:

  1. массив правовых актов о правоохранитель­ных органах касается многих государствен­ных и негосударственных организаций и должностных лиц;
  2. требуется особо тщательная правовая регламентация по­строения соответствующих организаций, их полномочий и полномо­чий работающих в них должностных лиц, с целью сведения к минимуму вероятности произвола, судебных или следственных ошибок.

Для характеристики правовых актов о правоохранитель­ных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы):

  • Конституция РФ;
  • федеральные законы с положениями конституций, уставов и иных законов субъектов РФ;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Пра­вительства РФ;
  • положения международных соглашений с положения­ми ведомственных нормативных актов и т. д.

У названных и других документов - свой юридический статус, свое значение. И данное об­стоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение правовой базы, на которую опирается система правоохранительных органов.

Группы правовых актов в зависимости от их содержания (предмета):

1. общего характера;

2. о судебной власти, правосудии и судах;

3. об организационном обеспечении деятельности судов и орга­нах, его осуществляющих;

4. о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;

5. об организации выявления и расследования преступлений;

6. об организации юридической помощи.

Сгруппированный по такой схеме перечень основных (не всех) ак­тов мог бы выглядеть следующим образом.

Акты общего характера - акты, которые по своему содержанию имеют непосредственное значение для определе­ния сути и направленности всех правоохранительных функций и уст­ройства соответствующих органов.

Перечень актов общего характера

Акты о судебной власти, правосудии и судах относятся к двум правоохранительным функциям - конституционному контролю и пра­восудию.

Перечень актов о судебной власти, правосудии и судах

Акты об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих содержат ряд уже знакомых актов по вопросам организации и основ дея­тельности судов, поскольку в них содержатся также положения, име­ющие отношение к регламентации сложного комплекса действий по осуществлению такой правоохранительной функции, как организаци­онное обеспечение нормального функционирования судов.

Перечень актов об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих

Акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры детализируют все основные вопросы понятия и содержания прокурорского надзора и иных направлений деятельности прокуратуры, ее организации и пол­номочий, статуса работников прокуратуры.

Перечень актов о прокурорском надзоре и органах прокуратуры

Акты об организации выявления и расследования преступлений регламентируют неоднородную деятельность, в составе которой раз­личают три компонента: осуществление оперативно-розыскных меро­приятий, дознание и предварительное следствие. С другой стороны, особенностью реализации этой неоднородной деятельности является то, что она возлагается на многие органы с учетом их профиля. Какие-то из них призваны выполнять все три разновидности такой дея­тельности (органы внутренних дел, федеральной службы безопаснос­ти и госнаркоконтроля), какие-то - две (например, уполномоченные должностные лица Федеральной таможенной службы, начальники уч­реждений Федеральной службы по исполнению наказаний), а какие-то - только одну (следственный аппарат прокуратуры, судебные при­ставы, капитаны судов, находящихся в плавании).

Перечень актов об организации выявления и расследования преступлений

Для выполнения направлений (функций) правоохрани­тельной деятельности существуют конкретные органы, которые именуются пра­воохранительным и. Вопрос о круге правоохранительных органов в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован, рав­но как не решен и вопрос о понятии правоохранительной деятельнос­ти. Последнее обстоятельство в значительной мере предопределяет заметное многообразие подходов к определению круга государственных или негосударственных органов, называемых правоохранительными.
Правоохранительными органами считаются только те, которые:

    • непосредственно ведут борьбу с пре­ступностью;
    • искореняют преступления и иные посягательства;
    • поддерживают поря­док в общественных местах, и т. д.

Такому разнобою в значительной мере способствуют - наряду с отсутствием четкой законодательной регламентации - т.н. ведом­ственные интересы, а нередко и непрофессиональное словоупотреб­ление, исходящее от средств массовой информации (и не только от них).

От понятия «правоохранительные органы» необходимо отличать поня­тие «правоприменительные органы» , являющееся более широким. Приме­нять право - это значит действовать на основании норм закона, без этого невозможна жизнедеятельность граждан , государства и современного об­щества. Право применяют все юридические и физические лица. Но о пра­воприменительных органах речь идет лишь тогда, когда право применяют государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы - это только часть правоприменительных .

Задачи правоохранительных органов

Правоохранительные органы составляют определенным образом обо­собленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи:

  • восстановление нарушенного права (например в области гражданских правоотношений);
  • наказание правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении неко­торых преступлений, например при убийстве);
  • восстановление на­рушенного права и наказание одновременно, когда возможность восстано­вить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество , их собственность, собственность государст­ва, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфи­ческими чертами , реализация которых призвана обеспечить полноту, все­сторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся:

  • начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или дру­гое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранитель­ные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;
  • правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом , а в некоторых случаях - и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недо­пустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохра­нительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответст­венность;
  • правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица , состоящие на службе в правоохранительных органах , имеющие специ­альную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими ли­цами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступ­ление;
  • решения правоохранительных органов во всех случаях являются ме­рами юридического воздействия , основанными на законе и соответствую­щими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;
  • законные и обоснованные решения , принятые правоохранительными ор­ганами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции;
  • все связанные с преступлениями и иными правонарушениями реше­ния правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государствен­ных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.

С учетом определения правоохранительной деятель­ности и характеристики ее функций (направлений) к правоохранитель­ным органам можно относить :

  1. суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрис­дикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Фе­дерации);
  2. учреждения, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Федеральная служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные федеральные службы этого Мини­стерства, а также другие органы и должностные лица);
  3. прокуратуру;
  4. некоторые из учреждений и должностных лиц, призванных выявлять и расследовать преступления.

Перечисленные органы (учреждения, должностные лица):

    1. наделяют­ся соответствующими полномочиями государством;
    2. содержатся за счет государственного бюджета;
    3. выполняют свои функции от имени госу­дарства и должны действовать в интересах как граждан, так и обще­ства в целом.

В силу этого их нередко именуют правоохранительными органами государства или государственными правоохранительными органами.

Такая функция правоохранительной деятельности как оказание юридической помощи осуществляется, как правило, негосударственными организациями либо обладающими соответствующими полномочия­ми (лицензиями) частными лицами-профессионалами. В этой сфере призваны действовать, как правило, адвокатура , нотариат и неко­торые другие структуры.

Их можно называть правоохранительными органами лишь с боль­шой долей условности - с оговоркой, что они ни в коей мере не вхо­дят в структуру государственных органов и при принятии решений, связанных с оказанием юридической помощи (в том числе защиты по уголовным делам), должны действовать независимо, отстаивая с ис­пользованием всех дозволенных средств законные интересы тех, кто обращается к ним с различного рода просьбами, в том числе с просьба­ми об обжаловании действий и решений государственных учрежде­ний и должностных лиц.

Соответствующие негосударственные организа­ции и частнопрактикующие профессионалы вносят существенный вклад в надлежащую реализацию государственной функции - право­охранительной деятельности.

В особом пояснении нуждается вопрос об отнесении к числу правоохранительных тех из назван­ных государственных органов и соответству­ющих должностных лиц, которые уполномо­чены выявлять преступления и расследовать их . Таких органов и должнос­тных лиц насчитывается почти два десятка. К ним относятся:

  • следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (госнаркоконтроля);
  • органы и должностные лица , уполномоченные вести дознание и оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам (например, соответствующие подразделения и их работники органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, Государственной проти­вопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской оборо­ны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), Федеральной таможенной службы Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы внеш­ней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной служ­бы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказа­ний, а также командиры воинских частей);
  • должностные лица , которым дозволено выполнять неотложные следственные действия по обнаруженным преступлениям (капитаны находящихся в плавании кораблей, начальники зимовок и геологораз­ведочных партий, главы российских дипломатических представи­тельств и консульских учреждений).

Вряд ли будет логично все эти и некоторые другие органы (и со­ответствующих должностных лиц) относить полностью к числу пра­воохранительных только потому, что на них возлагается осуществле­ние какой-то одной из правоохранительных функций (участие в выяв­лении и расследовании преступлений). Причем эта функция для ряда из них не считается главной или даже одной из основных.

Для названных и некоторых других органов и должностных лиц рассматриваемая правоохранительная функция- крайне незначитель­ная и отнюдь не первостепенная часть того, что они обязаны делать. Поэтому было бы неправильно всех их (без реальной оценки главного и неглавного, существенного и несущественного в возложенных на них полномочиях) безоговорочно и целиком относить к правоохранитель­ным.

Из числа органов и должностных лиц данной группы, т. е. органов и должностных лиц, уполномоченных выявлять и расследовать пре­ступления, полностью правоохранительными можно было бы считать, пожалуй, лишь органы внутренних дел (главным образом полицию) и подразделения госнаркоконтроля , для которых борьба с преступлени­ями и иными правонарушениями, их выявление и расследование - основная задача. Именно они сталкиваются непосредственно с подав­ляющим большинством преступлений, административных и иных пра­вонарушений.

В связи с характеристикой правоохранительных органов, их сис­темы требует особого комментария и вопрос о допусти­мости отнесения к числу таких органов судов .

В течение длительного времени считалось бесспорным, что суд является одним из правоохранительных органов, причем основным. Однако в последние годы это положение нередко оспаривается. Выс­казывается мнение, что суды не следует относить к правоохранитель­ным органам. Они-де являются органами судебной власти, и их нельзя включать в одну “команду” со всеми правоохранительными органа­ми, в том числе с прокуратурой, органами внутренних дел, юстиции, службой судебных приставов и т. д. Суды должны быть независимы­ми от них, поскольку в соответствии с Конституцией РФ судебная власть должна быть независимой и от законодательной, и от исполни­тельной властей. Кое-кто из тех, кто не видит разницы между право­охранительной деятельностью и деятельностью по борьбе с преступ­ностью, добавляет к доводам такого рода еще и ссылку на то, что суд- орган правосудия, основная функция которого состоит в объективном и беспристрастном разбирательстве дел, а не в борьбе с какими-то не­гативными явлениями; ему, якобы, нужно не “бороться”, а принимать справедливые решения.

В рассуждениях такого рода есть свой резон. Но их сторонники упускают из виду по крайней мере четыре существенных обстоятель­ства:

    1. отнесение того или иного органа к числу право­охранительных отнюдь не означает лишения его независимости и под­чинения другим однородным органам;
    2. исключение судов из числа правоохранительных неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены и дол­жны заниматься охраной права. Отрицание того, что суды являются правоохранительными органа­ми, т. е. органами, охраняющими (защищающими) право, элементарно противоречит широко признаваемому положению о том, что суд - лучшее средство защиты прав и свобод человека и гражданина;
    3. стремление исключить суды из числа правоохра­нительных органов вполне можно расценивать как результат весьма упрощенного понимания сущности правоохрани­тельной деятельности, практически необъяснимого отождествления ее с деятельностью по борьбе с преступностью, охране порядка в обще­ственных местах и т. п.

Однако правоохранительная деятельность - это многое другое из области охраны права с помощью юридических средств, реально осу­ществимых, как правило, судами и только ими.

При характеристике круга и системы правоохранительных орга­нов следовало бы иметь в виду и предусмотренное п. “е” ч. 1 ст. 103 Конституции РФ особое должностное лицо - Уполномоченного по правам человека. В соответствии с Федеральным конституцион­ным законом “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации ” от 26 февраля 1997 г. эта должность учреждена “в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граж­дан, их соблюдения и уважения государственными органами, органа­ми местного самоуправления и должностными лицами”. В Законе так­же отмечено, что его деятельность “дополняет существующие сред­ства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пере­смотра компетенции государственных органов, обеспечивающих за­щиту и восстановление нарушенных прав и свобод”. Его главная функция - рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и находящихся на ее территории иностранцев или лиц без гражданства после того, как эти лица обращались со своими жалобами в россий­ские суды или иные компетентные органы, но не получили там соот­ветствующей защиты. Самостоятельно он правоохранительную дея­тельность не осуществляет .