Полезно знать - Автомобильный портал

Актуальные проблемы опеки и попечительства moluch. Опека и попечительство над несовершеннолетними: отдельные сложные правовые вопросы. Кто сможет выступить в роли опекающего лица

В современных условиях формирования гражданского общества и правового государства основной задачей является защита прав и свобод человека, его социальное благополучие. Особую актуальность в этой связи приобретают надежная охрана и защита интересов детей.

Между тем одна из самых тяжелых проблем России последнего времени – сиротство, особенно социальное, не связанное с такими катаклизмами как война, уносящая миллионы жизней.

Увеличивается число алкоголиков, наркоманов и лиц, страдающих иными формами зависимости, что не позволяет им быть полноценными участниками гражданских правоотношений. Все это не только не снижает, но напротив, усиливает актуальность как самого института опеки и попечительства, так и проблем, связанных с его дальнейшим развитием.

Взять ребенка под опеку решается далеко не каждый россиянин. А ведь те, кто все же решил стать приемными родителями или усыновителями, спасают малыша от большой психологической травмы и помогают ему избежать «душевной инвалидности». Психологи утверждают, что давно пришло время попрощаться с такой системой воспитания детей, как интернаты и детские дома.

Моя статья посвящена формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опека и попечительство

Шульга Инна Павловна, социальный педагог

МКОУ Митрофановская СОШ

Организация обучения и воспитания детей, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности учебных заведений естественно главная задача педагогических коллективов. Но есть ещё ряд вопросов, которые системе образования приходиться решать. Это и проблемы сиротства и проблемы детей – инвалидов, и организация отдыха несовершеннолетних, их оздоровления, и решение споров по воспитанию и многое другое, что вкладывается в понятие «охрана прав детей».

Проблемы, связанные с охранной детства, в последние годы осложнились. Растет число социальных сирот, резко снижается уровень здоровья детей. Увеличивается количество брошенных детей. Возрастает тенденция неблагополучия в семье.

Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. Опека и попечительство устанавливается для защиты прав и интересов детей, для их полноценного воспитания. Под опекой согласно закона № 48 «Об опеке и попечительстве» понимают «форму устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными гражданами, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнения обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотребления со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса РФ».

Опекуны и попечители подбираются органом опеки и попечительства. При этом тщательно оценивают намерения лиц, предпочтение отдаётся более близким родственникам. Опекунами (попечителями) могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные качества опекуна (попечителя), способности его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут исполнять обязанности по воспитанию ребенка.

Работая социальным педагогом в МОУ Митрофановской сош, я осуществляю определенную деятельность с лицами данной категории. Для оказания своевременной помощи детям, оставшимся без попечения родителей важное значение имеет их точный учет. С этой целью в школе ведется «Журнал первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей», в который заносятся сведения о каждом ребенке, выявленном в микрорайоне и проживающем не у родителей.

В школе проводится работа по защите личных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в частности обеспечивается выполнение закона РФ «Об образовании», организовывается проведение два раза в год углубленного медицинского осмотра детей.

Защищаются имущественные права несовершеннолетних: выявляется и описывается имущество, принадлежащее осиротевшим, а в дальнейшем ведётся контроль над сохранностью этого имущества путем сверки наличия вещей в соответствии с первоначальной описью. В работе по защите жилищных прав детей за осиротевшими детьми в установленном порядке закрепляется право на проживание в семьях опекунов. Осуществляется контроль за сохранностью имущества жилых помещений, принадлежащих детям в соответствии со ст. 37, 38 Гражданского кодекса РФ. Мною составляются акты о сохранности жилья детей-сирот.

Личные дела подопечных детей дополняются два раза в год следующими документами:

  1. Актом контрольного обследования условий жизни. При изменении подопечным места жительства к акту обследования прилагается справка из жилищных органов о том, куда выбыл ребенок. При выявлении неблагоприятных условий жизни и воспитания подопечного семья берется на особый контроль и посещается чаще.
  2. Справками о здоровье, успеваемости подопечного, выплате на них алиментов или пенсии по случаю смерти родителей.

Орган управления образованием выплачивает опекунам (попечителям)

денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным. Назначение данных выплат регулируется Положением о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) , утвержденным приказом Министерства образования РФ от 16.02.93 № 50.

По достижению подопечным 14-летнего возраста опека прекращается, а лицо, выполнявшее обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего; по достижению подопечным 18 –летнего возраста попечительство прекращается без принятия по этому поводу какого-либо решения. Снижение брачного возраста и вступление подопечного в брак является также основанием для прекращения попечительства. При прекращении опеки к личному делу приобщаются сведения об образовании подопечного, занятости, обеспечении жилплощадью.

В последнее время на территории микрорайона нашей школы наблюдается тенденция к росту количества детей, находящихся на опеке и попечительстве. Так за последние пять лет с 6 человек их количество увеличилось до 12. Большее распространение приобретает институт приемной семьи, который был введен Семейным кодексом РФ. Положение о приёмной семье было утверждено постановлением Правительства РФ 17 июля 1996 года. Статус приёмной семьи после заключения органами опеки и попечительства договора с родителями приобретают ранее созданные семейные детские дома.

Граждане, желающие взять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, именуются приёмными родителями; ребёнок, передаваемый на воспитание в приёмную семью, именуется приёмным ребёнком, а такая семья – приёмной семьёй. Приёмные родители по отношению к приёмному ребёнку обладают правами и обязанностями опекуна. Общее число детей в приёмной семье, включая родных и усыновлённых, не должно превышать 8 человек. Устройство детей в приёмную семью не влечет за собой возникновения между приёмными родителями и приёмными детьми алиментных и наследственных правоотношений.

Приёмная семья образуется на основе договора о передаче ребёнка на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства выдаёт приёмным родителям удостоверение установленного образца. Со стороны органа опеки и попечительства приёмным родителям оказывается необходимая помощь и осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания детей.

В случае, если лицо изъявляет желание взять на воспитание ребёнка с ослабленным здоровьем, больного ребёнка, ребёнка с отклонениями в развитии, ребёнка-инвалида в заключении должно быть указано наличие у приёмных родителе необходимых для этого условий. Заключение о возможности быть приёмными родителями является основанием для подбора ребёнка с целью передачи его в приёмную семью.

Органы опеки и попечительства предоставляют приемным родителям информацию о ребёнке, который может быть передан на воспитание в приёмную семью, и выдаёт направление для посещения ребёнка по месту жительства (нахождения). При подборе ребёнка из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений орган опеки и попечительства знакомит лиц, желающих взять ребёнка на воспитание, с личным делом ребёнка и заключением о состоянии его здоровья.

Договор о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребёнка и приёмными родителями. Он должен предусматривать срок, на который ребёнок помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребёнка, права и обязанности приёмных родителей, обязанности по отношению к приёмной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Ребёнок, переданныё в приёмную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством РФ на счета, открываемые на его имя в банковском учреждении. За ребенком сохраняется также право собственности на жилое помещение или право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Ребёнок в приёмной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит его интересам, нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребёнком допускаются с согласия приёмных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребёнком, его родителями, родственниками и приёмными родителями определяется органами опеки и попечительства.

На содержание каждого ребёнка приёмной семье выплачивается ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книги предоставляются льготы, установленные законодательством РФ для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На ребёнка, передаваемого на воспитание в приёмную семью на один год и более, выдаются средства на приобретение мебели.

Приёмные родители ведут учёт в письменной форме расходов и прихода денежных средств, выделяемых на содержание ребёнка. Сведения об израсходованных средствах предоставляются ежегодно в органы опеки и попечительства.

В данный момент на территории Митрофановского поселения проживает три приемные семьи. Пять лет назад областная газета «Коммуна» рассказала об одной из них. Хочется процитировать корреспондента газеты А. Гашимову: «Чужих детей не бывает, так считают Елена и Сергей Поспеловы. И не просто считают, но ежедневно доказывают это собственным примером. В октябре прошлого года в семье Поспеловых появилась ещё одна дочка. Четырнадцатилетняя Элла. С её приходом семья перестала быть такой же, как сотни и тысячи других, превратившись в приёмную.

Прежде чем стать частичкой новой семьи, Элла успела пожить вместе с мамой в Митрофановке и в Москве, побывать в социальном приюте «Доброта» в Кантемировке и в Верхнем Мамоне. Она не «подсела» на наркотики, и не потянулась к пиву и чему покрепче, не бросила школу. Потому что рядом оказались надёжные и добрые люди.

У Эллы очень сильный характер, мы знаем её практически с рождения, - рассказывает Елена Васильевна. – Вместе с её мамой беременными ходили, вместе девочек растили, в садик, школу отдали. Потом она поехала в Москву работать, а дочку отдала в приют. Мы сначала забрали девочку на зимние каникулы, потом и на все остальные. Чего только не наслушались, когда решили забрать её в семью. Многие нас отговаривали, зачем вам нужен чужой ребёнок, у неё есть сёстры и прочая родня, пусть, дескать, и берут к себе. Мы же никого не слушали, родственники были на нашей стороне. Не чужая она нам давно уже своей стала. Разве можно её в интернат отправить, как жить-то потом после такого».

В данный момент в семье Поспеловых воспитывается еще один приемный ребенок – племянница Эллы – Даша.

Подводя итог, обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что институт приёмной семьи, опеки и попечительства являются гражданско-правовым институтом. Общие вопросы установления, прекращения опеки и попечительства, исполнения опекунами, попечителями, приёмными родителями, а также органами опеки и попечительства своих обязанностей урегулированы ГК.

В большинстве случаев приёмная семья, опека и попечительство применяется к малолетним и несовершеннолетним, поэтому этот институт играет важную роль в создании условий для воспитания в семье детей, лишенных родительской заботы. Благодаря этим формам устройства несовершеннолетние получают возможность осуществлять принадлежащие им права, а также приобретать права и нести обязанности, предоставленные любому гражданину.

Список использованной литературы

Специальная литература:

Шишковец Т.А. Справочник социального педагога («ВАКО», Москва, 2005)

Гашимова А. Поселилось счастье в доме («Коммуна», 2008)

Нормативный материал:

Гражданский кодекс РФ. М., 2000.

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Семейный кодекс РФ. Ростов-на-Дону, 2000.


Выпускная квалификационная работа

"Опека и попечительство над несовершеннолетними: отдельные сложные правовые вопросы"

Введение

Глава 1. Опека и попечительство над несовершеннолетними: понятие, цели, значение

1.1 Понятие, цели и основные задачи опеки и попечительства над несовершеннолетними

1.2 Виды и формы опеки и попечительства над несовершеннолетними

Глава 2. Субъекты института опеки и попечительства несовершеннолетних

2.1 Несовершеннолетние как субъекты института опеки и попечительства

2.2 Органы опеки и попечительства: понятие и функции

2.3 Правовой статус опекунов и попечителей несовершеннолетних

Глава 3. Порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними

3.1 Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними

3.2 Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность исследования. Одним из приоритетных направлений государственной политики, определяющей в настоящее время административные и экономические реформы, является забота о формировании здорового поколения, гармонично развивающегося общества.

В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, имеет очень большое значение. В ст.20 Конвенции о правах ребенка, к которой Россия присоединилась в 1990 г., записано, что государства, подписавшие ее, в том числе и Россия, берут на себя обязательство, согласно которому "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством".

Основной целью Федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 гг. является "создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей. государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Не так давно прошел 2008 год, объявленный в России годом семьи, в течение которого было много сделано и в теоретическом и в практическом плане. Достаточно символичным является и тот факт, что один из самых важных актов в области защиты законных интересов несовершеннолетних принят именно в 2008 году.

В России дети являются одной из самых незащищенных социальных групп. В поддержке государства и социальных органов нуждаются не только дети, оставшиеся без попечения родителей, но и дети из семей, которые кажутся вполне благополучными. Для снижения количества беспризорных и безнадзорных детей, улучшения условий жизни детей, оставшихся без родительского попечения, необходимо более активно, проводить работу по выявлению и устройству этой категории детей.

Состояние научной разработанности проблемы. Много лет занимались проблемами опеки и попечительства Александров И.Ф., Барков А.В., Кирилловых А.А., Яковлева Н.В. Изучением сиротства, как социального явления занимались и ученые нашей страны, и зарубежные специалисты. Большой вклад в разработку проблем опеки и попечительства внесли Михеева Л. Ю, Михайлова И.А., Черемухина Ю., Фетисова О.В., Нечаева А.М., Шерстнева Н.С. и другие.

Объектом исследования является правовой институт опеки и попечительства. Предмет исследования: сложные правовые вопросы опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ сложного правового института опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации.

В соответствии с целью в процессе исследования были сформулированы и решены следующие задачи:

Раскрыть сущность и содержание опеки и попечительства над несовершеннолетними

Провести классификацию по видам и формам опеки и попечительства над несовершеннолетними

Проанализировать субъектный состав опеки и попечительства несовершеннолетних

Вывести особенности порядка установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними

Исследовать наиболее проблемные и сложные вопросы опеки и попечительства.

Гипотеза исследования. С принятием федерального закона "Об опеке и попечительстве" произошло необходимое совершенствование и доработка законодательства, которая хотя и привела к появлению множества новелл в социальном законодательстве, значительно улучшающих регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними, однако, не по всем вопросам является логически обоснованной и детально продуманной и, вследствие чего, требуется тщательная доработка действующего законодательства об опеке и попечительстве.

При написании работы, раскрывая тему по данному вопросу, использовался метод качественного анализа научной литературы и законодательства в области опеки и попечительства над несовершеннолетними, а так же статистический анализ выявления и устройства детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.

Данная работа имеет следующую структуру: состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников литературы. В первой главе уделяется внимание формулированию понятия, а так же исследованию целей и задач опеки и попечительства. Затем автор останавливается на классификации видов и форм опеки и попечительства над несовершеннолетними. Во второй главе рассмотрены правовые статусы субъектов института опеки и попечительства несовершеннолетних. Третья глава посвящена анализу порядка установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними. В заключении представлены итоговые выводы по всей теме исследования.

Глава 1. Опека и попечительство над несовершеннолетними: понятие, цели, значение

1.1 Понятие, цели и основные задачи опеки и попечительства над несовершеннолетними

Каждый ребенок согласно ст.54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) имеет право жить и воспитываться в семье. "Жизнь ребенка в семье предпочтительна со всех точек зрения. Конечно, "имеется в виду семья, - правильно уточняет А.М. Нечаева, - не приносящая вреда воспитанию несовершеннолетнего". Но это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав, и тогда ребенок остается вне семьи, без попечения родителей. В случае, когда ребенок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он может оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к атмосфере семьи кровных родителей.

В полном соответствии с нормами международного права в ст.1 СК РФ провозглашен в качестве одного из основополагающих принципов российского семейного законодательства приоритет семейного воспитания детей. Российский законодатель выделяет в ст.123 СК РФ такие правовые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

) усыновление (удочерение);

) передача под опеку или попечительство;

) приемная семья;

) патронатная семья;

) при отсутствии вышеперечисленных возможностей, устройство в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов

Что же такое опека и попечительство над несовершеннолетними? В научной литературе высказываются различные соображения в отношении понятия опеки и попечительства. Однако, автор настоящей работы разделяет точку зрения Ершовой Н.М., которая определяет опеку и попечительство как комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав.

Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.

Однако между опекой и попечительством существуют и определенные различия. Из-за того, что опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия. Попечитель же является лишь помощником своего подопечного. Учитывая возраст наступления дееспособности в гражданском праве, опеку над несовершеннолетним устанавливают до достижения им 14-ти лет, с 14-ти до 18-ти лет над несовершеннолетним устанавливается попечительство.

Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними регулируется нормами гражданского и семейного права. Однако если Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) определяет общие положения, касающиеся опеки и попечительства, то СК РФ уделяет внимание вопросам опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Положения статьи 60 Конституции Российской Федерации и статьи 21 ГК РФ говорят о том, что с 18 лет гражданин становится полностью дееспособным и может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности. Лица не эмансипированные и не достигшие возраста наступления полной дееспособности, не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. Таким образом, несовершеннолетние граждане нуждаются в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки и попечительства. Выше обозначенная цель достигается при помощи следующих задач:

Защита прав и законных интересов подопечных;

Обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

Контроль за сохранностью имущества и управление имуществом граждан, находящихся под

Поскольку несовершеннолетние не обладают полной дееспособностью, для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства.

В настоящее время основополагающие нормы этого института содержатся в Гражданском кодексе (ст. 31–40), который устанавливает, что деятельность опекунов и попечителей, относящаяся к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой и попечительством, является предметом ведения семейного права (п. 1 ст. 15 °CК РФ). Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ст. 36–38 ГК РФ.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет (п. 1 ст. 32 ГК РФ). Ее сущность состоит в том, что вместо ребенка, не достигшего 14 лет, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо – опекун. Опекуны полностью заменяют своих подопечных в имущественных отношениях, они являются их представителями в силу закона.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо – попечитель помогает осуществлять принадлежащие частично дееспособному лицу права и исполнять обязанности путем дачи согласия на совершение такими лицами сделок и других юридически значимых действий (помимо сделок, которые несовершеннолетний вправе совершать самостоятельно).

Опека и попечительство находятся в ведении органов местного самоуправления. Выполнение функций в области опеки и попечительства возлагается на отделы (управления) образования. Наиболее важные вопросы (например, издание постановления о назначении конкретного гражданина опекуном или попечителем) решает непосредственно глава районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя).

По общему правилу, опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка (п. 1 ст. 35 ГК РФ). Согласно ст. 20 ГК РФ, п. 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, считается место жительства его родителей. То же самое можно сказать и о детях более старшего возраста. Таким образом, опека (попечительство) устанавливается не по фактическому местонахождению ребенка, а там, где зарегистрировано место его жительства.

Постановление главы местной администрации об установлении опеки (попечительства), действия (бездействие) лиц, занимающихся повседневной работой по опеке (попечительству), могут быть обжалованы на общих основаниях в соответствии с п. 2 ст. 46 Конституции, ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866‑1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Правом на обжалование обладают следующие заинтересованные лица:



родители (один из них);

близкие родственники ребенка, подлежащего устройству на опеку (попечительство);

воспитательные, медицинские учреждения, учреждения социальной защиты населения и др.

Жалоба подается непосредственно в суд или в вышестоящий орган в порядке подчиненности органов исполнительной власти.

Установление опеки (попечительства) Гражданский кодекс связывает с определенным сроком – один месяц с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка (ст. 35). Тем самым сводится к минимуму возможность его оставления без заботы со стороны лиц, управомоченных на защиту его прав и интересов. Если почему‑либо в этот срок не удается оформить опеку (попечительство), органы опеки и попечительства действуют в соответствии с п. 2 ст. 123 Семейного кодекса.

Согласно п. 2 ст. 35 ГК РФ опекунами (попечителями) не могут быть несовершеннолетние граждане, недееспособные, а также лишенные родительских прав лица.

После установления опеки (попечительства) опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение. Одновременно заводится личное дело подопечного, где хранится вся документация по опеке (попечительству), а также акты обследования условий жизни подопечного. Орган опеки и попечительства, выполняя требования п. 3 ст. 34 ГК РФ, осуществляет постоянный надзор за деятельностью опекунов (попечителей) с помощью контрольных проверок, проводимых этим органом не менее двух раз в год. Надзор за выполнением обязанностей опекуна (попечителя) сочетается с оказанием ему различного рода помощи в воспитании подопечного, улучшении его быта, материального обеспечения и т. д.

Опека прекращается по достижении малолетним подопечным 14 лет. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем без всякого дополнительного на этот счет решения (п. 2 ст. 40 ГК РФ). Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении подопечным 18 лет, а также в случае вступления его в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ) либо в случае его эмансипации (ст. 27). Кроме того, опека и попечительство могут прекратить свое существование вследствие освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей (ст. 39).

Утрата попечения со стороны родителей может не всегда носить постоянный характер (родители (один из них) возвращаются из мест лишения свободы, восстанавливают свое здоровье и т. п.). В таких случаях возвращение ребенка к родителям и прекращение вследствие этого опеки (попечительства) не всегда соответствует интересам ребенка. При этом может возникнуть спор между не лишенным родительских прав родителем и опекуном (попечителем), который нужно рассматривать по аналогии со ст. 68 СК РФ. При отказе родителям (одному из них) в иске опека (попечительство) сохраняется. После удовлетворения иска родителей (одного из них) опека (попечительство) прекращается с момента вступления решения суда в законную силу.

Опека (попечительство) может прекращаться и при усыновлении подопечного опекуном (попечителем) или другими лицами. Выносить специальное постановление об освобождении опекуна (попечителя) при этом не требуется.

Иногда опекун (попечитель) не может справиться со своими обязанностями по причинам как объективного, так и субъективного свойства. В этих случаях ребенок может быть помещен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения. Если подопечный по решению органа опеки и попечительства передается в данные учреждения на полное государственное попечение, существовавшая ранее опека (попечительство) прекращается. Выполнение обязанностей опекуна (попечителя) в таких случаях возлагается на администрацию детского учреждения.

Опекун (попечитель) может по уважительным причинам (серьезная болезнь, инвалидность, тяжелые семейные обстоятельства и т. п.) отказаться от заботы о ребенке.

От прекращения опеки (попечительства) путем освобождения опекуна (попечителя) следует отличать его отстранение от исполнения им своих обязанностей вследствие нежелания заботиться о подопечном, защищать его права и интересы, выполнять опекунские обязанности. Отсутствие всяких усилий опекуна (попечителя), направленных на заботу о несовершеннолетнем в любых ее проявлениях, обязывает органы опеки и попечительства отстранить такого опекуна (попечителя) и вынести при этом соответствующее постановление. То же самое должно произойти, если опекун (попечитель) не просто бездействует, но совершает поступки, противоречащие интересам подопечного (при этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия неправомерного поведения опекуна (попечителя), и если опекун (попечитель) оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи, когда его жизнь и здоровье в опасности.

Прекращая опеку (попечительство) в таких случаях, орган опеки и попечительства не только отстраняет опекуна (попечителя), но и вправе все имеющиеся у него материалы направить прокурору. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию подопечного ребенка опекун (попечитель) может быть привлечен к административной ответственности (ст. 5.35 КоАП РФ), а если это связано с жестоким обращением с ребенком – к уголовной ответственности (ст. 156 УК РФ).

В рамках действующего законодательства широкий спектр обязанностей возлагается на опекунов и попечителей несовершеннолетних лиц. В их обязанности также состоят в совместном проживании с ребенком и постоянном с ним общении, заботе о его воспитании и обучении, обеспечении не только материальных, но и духовных условий для физического, интеллектуального и нравственного развития (п. 3 ст. 36 ГК РФ). Надлежащее исполнение названных обязанностей возможно только при условии внутреннего желания, твердой установки опекуна, осознания им своего духовно-нравственного долга перед подопечным или, например, перед его умершими родителями.

Одной из наиболее актуальных проблем социальной политики России является проблема места детей-сирот в обществе. На всем жизненном пути ребенка, лишенного семьи, поджидают трудности. Актуальным для современной России является вопрос о ликвидации такого явления, как детские дома, интернаты и приюты. Ведь подобные социальные учреждения не могут воспитать полноценную личность. Единственным выходом для становления ребенка является усыновление, опека и попечительство. Но и здесь несовершеннолетнего ребенка и его будущих родителей ждет ряд нормативно-правовых проблем, с которыми не каждый готов столкнуться.

Практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института. Действующие нормы Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации не позволяют разрешить целый ряд вопросов, связанных с назначением опекунов и попечителей, с выдачей разрешений на отчуждение жилых помещений и иного имущества подопечных, с привлечением опекунов и попечителей к ответственности и пр.

Кроме того, на данном этапе коренным образом изменились социальные отношения по устройству граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Например, развитие отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, повлекло возникновение в регионах России новых форм опеки и попечительства, которые не получают пока необходимого законодательного оформления.

В настоящее время в коррекции нуждаются правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах. Несоизмеримость бюрократической направленности процедуры опеки и возможностей большинства желающих стать опекунами ставит ребром необходимость упрощения процедуры опеки и попечительства. Несмотря на принятие новых законов в 2013 году ситуация по прежнему остается критической.

В рамках дипломной работы необходимо особенно выделить проблему коллизионности норм в сфере нормативно-правового регулирования опеки и попечительства. Например, в ч. 4 ст. 29 Закона "Об опеке и попечительстве" указывается: "Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя". Совершенно иное содержание имеет ч. 2 п. 2 ст. 39 ГК РФ после внесения в нее соответствующих изменений: "Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно". Буквальное толкование данной нормы дает основание утверждать, что освобождение в силу данных обстоятельств возможно только по инициативе органа опеки и попечительства. Здесь имеет место нарушение правил юридической техники, в связи с чем целесообразно привести в соответствие нормы ГК РФ и Закона "Об опеке и попечительстве".

В условиях современной России возникла острая необходимость расширения перечня лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве. В частности, в опеке нуждаются лица, не могущие быть признанными недееспособными в силу психического расстройства, в то же время не могущие самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности, например, находящиеся в коматозном состоянии, в состоянии амнезии и т.п. В попечительстве нуждаются лица, страдающие токсикоманией, игроманией или иной пагубной зависимостью и тем самым ставящие свою семью и /или себя самих в тяжелое материальное положение. В связи с этим необходимо дополнить ст. 31 ГК РФ и ст. 13 ФЗ РФ "Об опеке и попечительстве" нормами, предусматривающими возможность назначения опеки или попечительства по заявлению самого лица, нуждающегося в попечительстве, либо по заявлению членов его семьи; в последнем случае опека или попечительство должны назначаться судом.

Поскольку в настоящее время закон предоставляет возможность осуществления опеки и попечительства различным организациям, в которых находится подопечный в связи с лечением либо оказанием ему социальных, образовательных или иных услуг, существенно повышается вероятность злоупотреблений либо некомпетентности при осуществлении этих функций.

Требует уточнения гражданско-правовой статус органов опеки и попечительства. С одной стороны, как и любые органы публичной власти, они не могут обладать статусом юридического лица и действуют от имени и в интересах соответствующего публичного образования; в частности, органы опеки и попечительства действуют от имени соответствующего субъекта РФ. С другой стороны, они вправе и обязаны участвовать в гражданском обороте и защищать интересы подопечных в период, когда опекун или попечитель еще не назначен, а также заключать договоры о возмездном осуществлении опеки или попечительства.

Существование договорной и внедоговорной форм опеки и попечительства связано с безвозмездной и возмездной опекой (попечительством), что относится не к форме, а к сути. Другое дело, что безвозмездная опека облекается во внедоговорную форму, т.к. для ее назначения достаточно акта публичной власти - акта органа опеки и попечительства. Возмездная опека (попечительство) помимо такого акта требует облечения в частно-правовую, договорную форму. Более детальная классификация форм опеки и попечительства позволила автору детально рассмотреть договор об осуществлении опеки и попечительства в обычном ее понимании ("классическая") опека, договор о приемной семье и договор о патронатной семье (о патронате, о патронатном воспитании). Характеризуя современное состояние правового регулирования этих договоров, диссертант обращает внимание на "экспансию" гражданского права в регулирование семейных отношений, хотя нередко это противоречит самому существу семейных отношений. Создается впечатление, что таким "волевым" способом законодатель решил положить конец научной дискуссии о комплексном характере правового института опеки и попечительства, а заодно и об отраслевой самостоятельности семейного права. Особенно тяжело это отразилось на патронатной семье, т.к. превращение ее в разновидность опеки повлекло утрату ее внутренней сущности, а именно, возможности оказывать помощь детям, оказавшимся не обязательно без попечения родителей, а в любой трудной жизненной ситуации, при одновременном сохранении для них кровной семьи как de facto, так и de iure. По существу свернутой оказалась инициатива субъектов РФ, которые широко использовали возможности, предоставленные им ч. 2 ст. 123 СК РФ и предусмотрели различные формы патронатного воспитания.

В рамках действующего законодательства широкий спектр обязанностей возлагается на опекунов и попечителей несовершеннолетних лиц. В их обязанности также состоят в совместном проживании с ребенком и постоянном с ним общении, заботе о его воспитании и обучении, обеспечении не только материальных, но и духовных условий для физического, интеллектуального и нравственного развития (п. 3 ст. 36 ГК РФ) . Надлежащее исполнение названных обязанностей возможно только при условии внутреннего желания, твердой установки опекуна, осознания им своего духовно-нравственного долга перед подопечным или, например, перед его умершими родителями.

Одной из наиболее актуальных проблем социальной политики России является проблема места детей-сирот в обществе. На всем жизненном пути ребенка, лишенного семьи, поджидают трудности. Актуальным для современной России является вопрос о ликвидации такого явления, как детские дома, интернаты и приюты. Ведь подобные социальные учреждения не могут воспитать полноценную личность. Единственным выходом для становления ребенка является усыновление, опека и попечительство. Но и здесь несовершеннолетнего ребенка и его будущих родителей ждет ряд нормативно-правовых проблем, с которыми не каждый готов столкнуться.

Практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института. Действующие нормы Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации не позволяют разрешить целый ряд вопросов, связанных с назначением опекунов и попечителей, с выдачей разрешений на отчуждение жилых помещений и иного имущества подопечных, с привлечением опекунов и попечителей к ответственности и пр.

Кроме того, на данном этапе коренным образом изменились социальные отношения по устройству граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Например, развитие отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, повлекло возникновение в регионах России новых форм опеки и попечительства, которые не получают пока необходимого законодательного оформления.

В настоящее время в коррекции нуждаются правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах. Несоизмеримость бюрократической направленности процедуры опеки и возможностей большинства, желающих стать опекунами ставит ребром необходимость упрощения процедуры опеки и попечительства. Несмотря на принятие новых законов в 2013 году ситуация по-прежнему остается критической.

В рамках курсовой работы необходимо особенно выделить проблему коллизионности норм в сфере нормативно-правового регулирования опеки и попечительства. Например, в ч. 4 ст. 29 Закона «Об опеке и попечительстве» указывается: «Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя» . Совершенно иное содержание имеет ч. 2 п. 2 ст. 39 ГК РФ после внесения в нее соответствующих изменений: «Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно» . Буквальное толкование данной нормы дает основание утверждать, что освобождение в силу данных обстоятельств возможно только по инициативе органа опеки и попечительства. Здесь имеет место нарушение правил юридической техники, в связи с чем целесообразно привести в соответствие нормы ГК РФ и Закона «Об опеке и попечительстве» .

Поскольку в настоящее время закон предоставляет возможность осуществления опеки и попечительства различным организациям, в которых находится подопечный в связи с лечением либо оказанием ему социальных, образовательных или иных услуг, существенно повышается вероятность злоупотреблений либо некомпетентности при осуществлении этих функций.

Требует уточнения гражданско-правовой статус органов опеки и попечительства. С одной стороны, как и любые органы публичной власти, они не могут обладать статусом юридического лица и действуют от имени и в интересах соответствующего публичного образования; в частности, органы опеки и попечительства действуют от имени соответствующего субъекта РФ. С другой стороны, они вправе и обязаны участвовать в гражданском обороте и защищать интересы подопечных в период, когда опекун или попечитель еще не назначен, а также заключать договоры о возмездном осуществлении опеки или попечительства.

Существование договорной и внедоговорной форм опеки и попечительства связано с безвозмездной и возмездной опекой (попечительством), что относится не к форме, а к сути. Другое дело, что безвозмездная опека облекается во внедоговорную форму, т.к. для ее назначения достаточно акта публичной власти - акта органа опеки и попечительства. Возмездная опека (попечительство) помимо такого акта требует облечения в частноправовую, договорную форму. Более детальная классификация форм опеки и попечительства позволила автору детально рассмотреть договор об осуществлении опеки и попечительства в обычном ее понимании («классическая») опека, договор о приемной семье и договор о патронатной семье (о патронате, о патронатном воспитании). Характеризуя современное состояние правового регулирования этих договоров, диссертант обращает внимание на «экспансию» гражданского права в регулирование семейных отношений, хотя нередко это противоречит самому существу семейных отношений. Создается впечатление, что таким «волевым» способом законодатель решил положить конец научной дискуссии о комплексном характере правового института опеки и попечительства, а заодно и об отраслевой самостоятельности семейного права. Особенно тяжело это отразилось на патронатной семье, т.к. превращение ее в разновидность опеки повлекло утрату ее внутренней сущности, а именно, возможности оказывать помощь детям, оказавшимся не обязательно без попечения родителей, а в любой трудной жизненной ситуации, при одновременном сохранении для них кровной семьи как «de facto», так и «de iure». По существу, свернутой оказалась инициатива субъектов РФ, которые широко использовали возможности, предоставленные им ч. 2 ст. 123 СК РФ и предусмотрели различные формы патронатного воспитания.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать ряд выводов.

В условиях современной России возникла острая необходимость расширения перечня лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве. В частности, в опеке нуждаются лица, не могущие быть признанными недееспособными в силу психического расстройства, в то же время не могущие самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности, например, находящиеся в коматозном состоянии, в состоянии амнезии и т.п. В попечительстве нуждаются лица, страдающие токсикоманией, игроманией или иной пагубной зависимостью и тем самым ставящие свою семью и /или себя самих в тяжелое материальное положение. В связи с этим необходимо дополнить ст. 31 ГК РФ и ст. 13 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» нормами, предусматривающими возможность назначения опеки или попечительства по заявлению самого лица, нуждающегося в попечительстве, либо по заявлению членов его семьи; в последнем случае опека или попечительство должны назначаться судом.