Полезно знать - Автомобильный портал

Собственность публично-правовых образований – что это такое? Публичные земли Что значит участок собственность публичная

Сегодня многими участками земли владеет государство, как самостоятельный субъект гражданского права, наравне с юридическими и физическими лицами. Государство не может распоряжаться этой землей по прямому назначению, но вправе извлекать материальную выгоду от передачи частным лицам или коммерческим структурам в аренду.

При этом, органы власти муниципалитетов или иных государственных структур, владеющих землей и передающих её в распоряжение по договору аренды, могут регламентировать порядок пользования (согласно Гражданскому кодексу, в исключительно общественных интересах). Хотя принципиальных отличий права собственности государства от частного нет, но все же имеются некоторые ограничения. Что же это такое и чья эта собственность, рассмотрим ниже.

Собственность публично-правовых образований: что это означает

Поскольку публично-правовое образование, то есть государство, является собственником некоего имущества, то оно и распоряжается этим имуществом в интересах граждан страны. Земли в государственной собственности являются достоянием народа, но могут принадлежать физическим или юридическим лицам на особых условиях.

Земельные участки публичного имущества обладают рядом особенностей:

  • они могут быть переданы только по договору аренды и не могут стать объектом залога;
  • арендатор не вправе распоряжаться участком от своего имени.

Государству могут принадлежать не только земельные участки, но и такие объекты недвижимости, как жилые квартиры или дома.

Публичную форму собственности можно разделить по типам:

  • государственная, принадлежащая отельным субъектам РФ и государству в целом;
  • муниципальная, в том числе имущество поселений, городских образований и других подобных субъектов.

Законодательная база

До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом процесса приватизации многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.

Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ.

Глава 3 ЗК РФ регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17.

Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

  • в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
  • путем получения земли, не имеющей собственника;
  • при образовании нового надела в результате объединения или разделения.

Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК РФ – это безвозмездное выделение из федерального имущества.

Особенности реализации права

Публично-правовые образования могут пользоваться, владеть и распоряжаться собственностью в пределах своей компетенции. Все правила, касающиеся данного вопроса, должны регулироваться в официальном порядке на уровне издания соответствующих нормативных актов.

Все права на государственное или муниципальное имущество принадлежат правительству, которое может, в свою очередь, передавать полномочия другим органам исполнительной власти. Это могут быть различные ведомства, министерства, а также региональные и местные органы власти. Все свои полномочия относительно прав на имущество они реализуют, издавая свои нормативные документы.

Участки сельских и городских поселений относятся к муниципальной собственности и реализацией прав собственности на них занимаются органы местного самоуправления. Как правило, государство передает муниципалитетам земли безвозмездно. Аналогично в их ведомство переходят участки, если имеется официальный отказ прежних собственников. Они могут перейти:

  • унитарным предприятиям;
  • муниципальным учреждениям;
  • некоммерческим учреждениям;
  • юридическим или физическим лицам.

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

  1. Правоотношения публичной собственности . Объектом выступает принадлежащее субъекту имущество. Существенным отличием публичной от частной собственности является использование ее только по целевому назначению.
  2. Приватизация и деприватизация. Публично-правовые образования участвуют в процессах приватизации, а также изымаются из частных владений в публичную собственность путем конфискации, национализации.
  3. Обязательственные отношения. Публично-правовые образования в соответствии с Федеральными законами участвуют в таком виде правоотношений относительно исполнения обязательств по договорам, где выступают заказчиками работ и услуг для государственных нужд.
  4. Корпоративные отношения. Публично-правовые образования вправе принимать участие в уставном капитале организаций. Это происходит на основании законодательства и является вкладом государства в увеличение объема капитала.

Распоряжение и управление недвижимым имуществом и земельными участками, принадлежащими государству, осуществляется уполномоченным органом Росимущества и его территориальными единицами.

Плюсы и минусы

К преимуществам такой формы собственности относятся:

  1. Защита от мошеннических действий . Ни квартиру, ни участок земли, которые переданы гражданину государством по договору аренды, непросто перевести в частную собственность. Это отпугивает мошенников, поскольку заниматься такими объектами становится не выгодно и даже опасно.
  2. Не нужно платить ежегодный налог . Арендатор оплачивает только сумму, выставленную по договору, а уплата налогов в бюджет – обязанность собственника. Наниматель жилья не принимает участие в финансовых расчетах.
  3. Утрата имущества влечет за собой замену . Это значит, что при наступлении неких форс-мажорных обстоятельств (вследствие пожара, наводнения, аварийного состояния) государственное жилье может быть утрачено, но взамен гражданину обязаны предоставить другое жилье.
  4. Возможность улучшить условия проживания . При увеличении семьи и несоответствии санитарных норм жилплощади на одного человека государство обязано предоставить жилье, большее по размерам.

К минусам публичной формы собственности отнесем:

  1. Невозможность совершать любые сделки с недвижимостью, поскольку не являетесь собственником. Ее нельзя подарить, поменять, продать и прочее.
  2. Существует риск лишиться объекта недвижимости. Наниматель обязан неукоснительно соблюдать все нормы и требования, которые предъявляет государство к пользованию имуществом. При нарушении их гражданину грозит выселение без предоставления другого взамен.

Распоряжение государственной и частной собственностью в этом существенно отличаются. Все моменты относительно федерального или муниципального имущества диктуют соответствующие законодательные акты. Частным же имуществом гражданин распоряжается самостоятельно в полном объеме и в рамках установленных норм.

В. Земельные участки, приобретенные публичными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Такими основаниями согласно Гражданскому кодексу РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ), в частности, являются:

  • договоры купли-продажи, мены, дарения или иная сделка об отчуждении имущества (ст. 218 ГК РФ);
  • отказ от права собственности (ст. 236 ГК РФ);
  • реквизиция и конфискация земельных участков у собственников (ст. 242, 243 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. 284, 285 ГК РФ).

Частная земля может принадлежат как гражданину, так и группе лиц, имеющих статус юрлица, товарищества или НКО. Но также определенная часть земель по 9 ст.Конституции сохранилась во владении государства и муниципалитетов (местных властей). Допускается и смешанный вариант.

В зависимости от формы собственности в отношении оборота участков действуют разные правила. Узнать какая форма собственности действует в отношении конкретного ЗУ сегодня может каждый желающий. Такая информация доступна на публичной кадастровой карте от Росреестра. Для получения необходимой информации нужно знать кадастровый номер или точный адрес участка.

Частная собственность

Любые участки на российской территории можно оформить в частную собственность. Исключения составляют те, которые изъяты из оборота (например, территории заповедных зон) или ограничены в обороте (земли из лесного фонда).

Приобрести землю в частную собственность можно несколькими способами:

  1. В результате ее приватизации: перехода из государственной/муниципальной в частную собственность. Данная процедура позволяет узаконить свои права на участок лицам, которые получили его безвозмездно в пользование еще в советское время, когда частной собственности не существовало. В частности, приватизировать землю и стать ее полноправным владельцем бесплатно можно сегодня в рамках программ дачной и лесной амнистии.
  2. В результате дарения или наследования участков. Земля входит в перечень имущества, которое можно включать в завещание или передавать по наследству в законном порядке. Также она может стать предметом дарения (сделки по отчуждению прав собственности в безвозмездном порядке).
  3. По сделке купли-продажи. Приобрести землю в собственность можно как у другого частного лица, так и у государства, выкупив ее из аренды или путем участия в торгах.
  4. В рамках сделок по обмену или других гражданско-правовых процедур.

Частное право собственности в России должно быть должным образом зарегистрировано. Для этого уполномоченной организацией ведется единый реестр недвижимости, в который вносятся кадастровые данные об участке и сведения о правообладателях.

Оформить права собственности можно через Росреестр, куда нужно принести правоустанавливающий документ (договор дарения, свидетельство о наследстве, договор купли-продажи и пр.) и написать заявление на вступление в права собственности. Без должного юридического закрепления прав собственности владелец утрачивает право эксплуатации участка.

Земля может быть приобретена в собственность частным лицом за свои деньги или с использованием заемных средств. Сегодня нередко практикуется бесплатное выделение земель государством в рамках целевых программ поддержки различных социальных слоев или развития территорий.

Земельные участки могут выступать объектом залога по ипотечным кредитам или прочим займам с обеспечением, а также в качестве взноса в уставной капитал юрлица.

Помимо участка земли частному лицу могут принадлежать постройки на нем, деревья, водоемы и растительность.

Кому может принадлежать?

Помимо юрлиц право собственности может принадлежать садоводческим товариществам, дачным кооперативам, фермерским хозяйствам – т.е. объединениям граждан, созданным для решения конкретных задач: содействия в ведении дачного хозяйства, ЛПХ и пр.

Право частной собственности физлиц и юрлиц в отношении участков обговаривается в статье 15 Земельного кодекса. Здесь также приводится весь спектр прав собственника, к которым относится не только владение, но и свободное распоряжение участком. В частности, его право отчуждать землю по своему усмотрению. Так, только владелец земли может продавать, дарить, обменивать, завещать участки. Арендаторы подобных прав лишены.

Собственник вправе отчуждать участки только совместно с принадлежащими ему зданиями и постройками. Такое требование прописано в Земельном кодексе. Также допускается продажа не всего участка, а долей в собственности.

Для того чтобы владелец мог беспрепятственно распоряжаться земельным участком земля не должна быть изъята или ограничена в обороте.

Так, могут возникнуть ситуации, когда принадлежащая частному лицу земля потребуется для государственных нужд (строительства автотрассы федерального значения, олимпийских объектов и пр.).

В этом случае собственник лишен права на продажу участка, но он вправе рассчитывать на денежную компенсацию от государства за изъятую землю.

Земельные участки могут быть ограничены в обороте из-за наложенного на них ареста в рамках исполнительного производства. Причиной ареста могут быть долги собственника по налогам или иным обязательным платежам, а также процедура банкротства.

Отличие в эксплуатации участка юридическим лицом от физического состоит в том, что только оформленная по нормам закона компания или индивидуальный предприниматель могут получать прибыль от пользования землей. Например, строить там коммерческую недвижимость или выращивать урожай для его дальнейшей продажи.

Тогда как физлицо вправе пользоваться землей для личных целей. Например, для выращивания урожая для семейных целей. С другой стороны, законом не запрещено физлицам извлекать прибыль из ренты, сдавая участок в аренду.

Определенные ограничения содержит Земельный кодекс в части передачи участков в собственность иностранных граждан, лиц без гражданства и компаний с иностранным участием.

Обязанности собственника

Помимо прав собственность на земельный участок накладывает на владельца целый ряд обязанностей. Так, например, он должен использовать его только по своему целевому применению (под индивидуальное строительство, овощеводство, дачное или личное подсобное хозяйство); соблюдать границы участка; способствовать поддержанию плодородного слоя в отношении сельскохозяйственных земель; своевременно приступить к эксплуатации участка.

Если собственник использует участок нецелевым образом, загрязняет окружающую среду, нарушает границы, либо просто не пользуется участком, то он может быть привлечен к административной ответственности со стороны контролирующих инстанций.

Иногда может стоять вопрос о лишении его права собственности.

Земля, которая находится в частной собственности, накладывает на ее владельца обязательства по уплате земельного налога. Он рассчитывается на основании кадастровой стоимости участка, а налоговые ставки по налогу определяются на уровне МО.

Публичная форма собственности земельного участка

В соответствии с нормами российского законодательства, существует несколько форм собственности земельных участков. Особое внимание заслуживает публичная форма, так как к ней относится существенная часть территории нашей страны.

Что означает публичная форма собственности земли?

Если земельный участок относится к публично-общественному образованию, то есть принадлежит государству, отдельным субъектам РФ или муниципальным властям, речь идёт о публичной форме собственности.

Граждане способны получить такой объект недвижимости в частное владение, подобный процесс называется приватизацией.

Публичная форма собственности земельного участка имеет две разновидности:

В последнем случае объект недвижимости принадлежит государству в целом, то есть всей Российской Федерации. Государственная собственность имеет 2 уровня – федеральный и относящийся к отдельным субъектам РФ (областям, республикам и т. п.).

Государство вправе сдавать такие объекты недвижимости в аренду частным лицам, организациям и муниципалитету.

Собственность муниципальных властей не относится к разновидности государственного владения, так как муниципальные образования имеют отдельный правовой статус и обладают определёнными правомочиями.

К муниципальным территориям относятся фермерские и крестьянские хозяйства, земли садоводческих товариществ и различных кооперативов, территории, необходимые для жизнеобеспечения населённых пунктов. От имени муниципалитета объектами недвижимости распоряжаются органы местного самоуправления.

Как оформить муниципальную или государственную землю в собственность?

Законодательство РФ предусматривает несколько способов передачи муниципальной или государственной территории в частное владение – с помощью заключения договора купли-продажи, путём приватизации интересующего участка или его арендования. На практике чаще всего встречается последний вариант.

Процесс получения прав на землю, находящуюся во владении муниципалитета либо государственных властей, не ограничивается подписанием соответствующего договора.

Новый хозяин имущества должен обратиться в территориальное отделение единого Росреестра и зарегистрировать факт перехода прав на землю. Только после получения выписки из ЕГРН лицо становится официальным владельцем объекта недвижимости.

Сотрудник проконсультирует вас по интересующему вопросу и сообщит, какой список документации требуется для оформления сделки (при необходимости).

Минусы и плюсы такой формы собственности

Граждане, имеющие во владении частное строение (жилой дом или дачу), часто задумываются о приватизации земельного участка под постройкой.

Однако публичная форма собственности обладает как преимуществами, так и существенными недостатками, с которыми рекомендуется ознакомиться перед принятием окончательного решения о переводе земли в частное владение.

Плюсы публичной формы

К положительным чертам такой формы собственности относят:

  • отсутствие необходимости оплачивать обязательный налоговый сбор на объект недвижимости (после получения прав на участок гражданин становится полноценным налогоплательщиком, арендаторы освобождаются от оплаты налога);
  • защита от мошенников (недоброжелатели способны получить права на землю, находящуюся в собственности гражданина, путём обмана или введения лица в заблуждение).

Кроме этого, если речь идёт о квартире или доме, находящемся во владении государственных либо муниципальных властей, приватизация объекта будет означать потерю некоторых привилегий.

  • Во-первых, лица, проживающие в муниципальном жилье, вправе претендовать на улучшение жилищных условий. Если квартира не соответствует тем или иным нормам, гражданин может получить более просторное жилое помещение, отвечающее его требованиям.
  • Во-вторых, если жилое помещение будет серьёзно повреждено в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, государство и муниципалитет обязуются предоставить гражданину новое жильё.

Минусы публичной формы

Граждане, арендующие участок или жилое помещение, находящиеся во владении муниципалитета либо государственных властей, могут столкнуться с двумя существенными недостатками такой формы собственности.

  • Во-первых, лицо, арендующее землю или проживающее в квартире по договору социального найма, не имеет прав на данные объекты недвижимости. Иными словами, гражданин не сможет полноценно распоряжаться и владеть этим имуществом (подарить, завещать, обменять, оставить под залог и т. д.). Для получения прав на объект необходимо его приватизировать или выкупить у государства либо местных властей.
  • Во-вторых, в любой момент гражданин может быть выселен из муниципальной квартиры или лишиться участка, не находящегося в его владении. Чаще всего это невозможно без наличия существенной причины (например, при нарушении арендаторами норм законодательства или условий заключённого ранее договора).
  • Данные для сайта тщательно собирали со множества различных источников. После всю информацию обрабатывали и выкладывали на сайт в полном объеме. Перед применением данных с данного сайта необходима обязательная консультация со специалистом.

Помимо подробно описанных прав граждан и юридических лиц в отношении имущественного права, в Российской федерации выделяют право на владение и распоряжение имуществом для государственных субъектов.

Собственность публично-правовых образований – что это значит и какие правовые аспекты применимы в отношении имущественных прав этих субъектов?

Понятие публично-правовое образование (ППО) часто встречается в законодательных актах, но его трактовка часто неоднозначна.

Действительно, термин употребляется в Гражданском и Бюджетном кодексах РФ при уточнении аспектов участия ППО в гражданско-правовых отношениях, но не имеет четко прописанной формулировки.

В юридической практике под публично-правовыми образованиями понимают некоторые субъекты Российской Федерации.

Согласно статье 124 Гражданского кодекса РФ, в список субъектов гражданского права включены не только граждане и юридические лица, но и государство.

Субъекты гражданско-правовых отношений делят на несколько категорий:

  • республики;
  • автономные области;
  • автономные округа;
  • края;
  • области;
  • города федерального значения.
  • Муниципальные образования (городские или сельские поселения и другие территориальные единицы, прописанные в ст. 2 ГК РФ).
  • Любой из перечисленных субъектов территориально, юридически, законодательно и конституционно обладает особым публичным статусом и считается публично-правовым образованием.

    Право собственности

    Статья 212 ГК РФ наделяет ППО правом собственности наравне с другими субъектами, если иное не установлено законодательством.

    Владение, управление и распоряжение имуществом субъектами признаются и защищаются Конституцией, если это удовлетворяет нескольким условиям:

    • не причиняет ущерба окружающей среде;
    • не нарушает прав и законных интересов членов публично-территориального коллектива и других лиц.

    Имущественные отношения публично-правовых образований регулируются так же, как у гражданских субъектов и юридических лиц.

    Что такое собственность публично-правовых образований на простом языке и какими нормами она устанавливается? В соответствии с подразделом 3 ГК РФ, под определением понимают имущество (объекты гражданских прав), принадлежащие государственным субъектам.

    В определении имущественных прав есть строгая иерархия. Право собственности в Российской Федерации (в его составе и субъектах РФ), а также муниципальных образованиях возникает на основании Федерального закона № 52-ФЗ от 30.11.1994 г и ст. 218 ГК РФ.

    Правовое обоснование права государственной собственности закреплено ст. 214 ГК РФ. Согласно законодательству, государственной собственностью признается имущество, которое:

    Имущественные права государственных публично-правовых образований закрепляются за унитарными предприятиями и учреждениями . В обязанности предприятий входит владение, управление, пользование и распоряжение государственной собственностью на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК РФ).

    В список также включена казна, которую составляют средства федерального бюджета и бюджетные средства (казна) субъектов РФ.

    Государство имеет право владение всеми типами федерального имущества, в том числе ограниченного и изъятого из оборота.

    Существует ряд объектов гражданских прав, законодательно закрепленных за государственными публично-правовыми образованиями Постановлением ВС РФ №3020-1 от 27.12.1991 года (под ред. от 24.12.1993 года, далее Положение*).

    Федеральная публичная собственность включает следующее имущество:

    • земля, не принадлежащая гражданам, юридическим лицам или муниципальным образованиям;
    • недра и ископаемые ресурсы;
    • лесной фонд;
    • водные ресурсы (в том числе территориальных вод);
    • ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны;
    • железные дороги;
    • производственные мощности по производству и использованию ядерных и радиоактивных материалов (атомные станции, ядерное оружие);
    • исторически значимые объекты на федеральном балансе;
    • объекты культурного наследия федерального значения;
    • монетные дворы и другие предприятия по изготовлению государственных знаков и др.

    Перечисленные объекты изъяты из оборота и не могут принадлежать частным или юридическим лицам. Государство вправе распоряжаться собственностью в соответствии с собственными нуждами, с учетом получения пользы заинтересованными лицами.

    Муниципальная форма собственности регламентируется ст. 215 ГК РФ . Имущественные права этого субъекта гражданских правоотношений распространяются на объекты гражданских прав, которые принадлежат публично-правовым образованиям на правах муниципальной собственности.

    Имущество закрепляется за муниципальными предприятиями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК РФ).

    Положение* причисляет к собственности муниципальных публично-правовых образований следующие объекты в рамках ответственности местной исполнительной власти:

    • жилищный и нежилой фонд;
    • объекты инженерной инфраструктуры городов;
    • учреждения образования и здравоохранения;
    • социально-бытовые объекты и т. д.

    Собственность также составляют средства местного бюджета и иные средства, не распределенные между муниципальными учреждениями и предприятиями (муниципальная казна).

    Как любая собственность, имущество публично-правовых образований может использоваться для извлечения пользы владельца. Осуществление прав собственности происходит посредством участия этих образований в гражданских правоотношениях (ст. 124 ГК РФ).

    Управление имуществом осуществляется в соответствии со ст. 125 ГК РФ и выполняется следующим образом:

    Поскольку имущественные права государственных и муниципальных ППО построены по принципу раздельности имущества, эти образования не отвечают по обязательствам друг друга (ст. 126 ГК РФ).

    Передача прав собственности публично-правовых образований

    В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущественные права государственных и муниципальных собственников можно передать гражданским и юридическим лицам. Особенно часто это право интересует потенциальных собственников в отношении земли.

    Передача объектов выполняется в соответствии с законами о приватизации. Приватизация ограничена для некоторых юрлиц и некоммерческих организаций.

    Помимо земельных участков, в рамках приватизации можно приобрести:

    • предприятия;
    • промышленные и гражданские здания и сооружения, в том числе незавершенные);
    • акции открытых акционерных обществ.

    Как собственность публично-правовых образований перевести в частную и как выкупить земельный участок? Порядок приобретения и прекращения права собственности государственных и муниципальных публично-правовых образований регулируется соответствующими статьями Гражданского и Земельного кодекса (если законодательством для объектов собственности не предусмотрено другое).

    Гражданско-правовые отношения в отношении такой части имущества публично-правовых образований, как земля, дополнительно регламентируются Земельным кодексом.

    В 2020 г. права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, можно приобрести следующим образом:

    • возвести на арендованной земле жилой дом или другое капитальное строение;
    • организовать на арендованной земле сельского поселения крестьянско-фермерское хозяйство;
    • выиграть тендер по продаже земельных участков.

    Чтобы убедиться, что земля находится в собственности публично-правового образования, нужно найти свободный от застроек, но сформированный по требованиям ЗК РФ (статья 11) участок на кадастровой карте РосРеестра.

    Если сведения на электронном ресурсе не соответствуют действительности, точную информацию можно получить при запросе выписки из ЕГРН.

    Имущественное право публично-правовых образований четко регламентируется законодательством РФ. Собственность ППО – это имущество государства, его субъектов и муниципальных образований, которыми владельцы имеют право распоряжаться в интересах публично-территориального коллектива.

    Порядок управления публичными объектами гражданско-правовых отношений в РФ определяется Гражданским и Земельным кодексами, а также соответствующими законами и подзаконными актами.

    Понятие «публичные земли»

    Под «публичными землями» понимают земли (земельные участки), не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частной собственности). Условно их можно разделить на две группы:

    • земельные участки, не отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, т.е. земли, государственная собственность на которые не разграничена. Следует подчеркнуть, что субъект права собственности на такие земли (которых в настоящее время большинство в РФ) пока не определен и до момента разграничения прав на них ими распоряжаются органы власти, уполномоченные на то законодательством;
    • земельные участки, отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, то есть земли, государственная собственность на которые разграничена.

    В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее - ЗК РФ) содержится исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности публичными образованиями (ст. 17-19 ЗК РФ): Российская Федерация (федеральная собственность), субъекты РФ и муниципальные образования далее совместно будут именоваться «публичными образованиями».

    А. Земельные участки, которые признаны федеральными законами собственностью соответствующих публичных образований.

    Пока данное основание применимо только к федеральной собственности. Начиная с 1992 г. был принят ряд федеральных законов, в которых в той или иной форме провозглашалась федеральная собственность на землю (например п. 10 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. "Об обороне"). В ЗК РФ также содержится нормы, признающие земли федеральной собственностью, в частности п. 4 ст. 87 ЗК РФ, согласно которому земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

    Для возникновения права собственности РФ на земельные участки недостаточно одного провозглашения этого в федеральном законе. Необходима также государственная регистрация права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 12796/04).

    Б. Земельные участки, право собственности на которые возникло у публичных образований при разграничении государственной собственности на землю.

    ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства предусматривают разграничения государственной собственности на землю на: собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. Правовое основание и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (пп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», принятие которого предусмотрено пп. 9 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 16 ЗК РФ, был подписан 17 июля 2001 г. и введен в действие на всей территории России 20 января 2002 г. Процесс разграничения государственной собственности на землю вышеуказанных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г. №745 «Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» предполагалось завершить к 2008 г. Однако по данным Минэкономразвития России, подсчитано, что если существующие темпы разграничения государственной собственности на землю будут сохранены, то процесс будет завершен к 2023 г. Поэтому в настоящее время рассматривается вопрос об упрощении и ускорении процедуры разграничения.

    В. Земельные участки, приобретенные публичными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    Такими основаниями согласно Гражданскому кодексу РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее - ГК РФ), в частности, являются:

    • договоры купли-продажи, мены, дарения или иная сделка об отчуждении имущества (ст. 218 ГК РФ);
    • отказ от права собственности (ст. 236 ГК РФ);
    • реквизиция и конфискация земельных участков у собственников (ст. 242, 243 ГК РФ);
    • изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ);
    • изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. 284, 285 ГК РФ).

    Собственниками земельных участков по гражданско-правовым договорам как правило становятся муниципальные образования и субъекты РФ (например, в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения).

    Важность деления публичных земель на: разграниченные и неразграниченные определяется прежде всего тем, что в зависимости от этого обстоятельства определяется орган власти, уполномоченный на распоряжение ими. Именно этот орган власти принимает заявления лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, предварительно согласовывает место размещения объекта, предоставляет земельные участки для строительства, а также инициирует процесс предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

    Субъекты публичной собственности

    В отечественном законодательстве государство (как публично-правовое образование) традиционно рассматривается как особый, самостоятельный субъект права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может выступать и субъектом права собственности (собственником) на землю, земельный участок.

    Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:

    Во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, регламентирующих порядок осуществления принадлежащего им права собственности;

    Во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

    Публичная собственность в соответствии с российским законодательством может быть как государственной, так и муниципальной. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

    Субъектами права государственной собственности выступают государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

    Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

    Субъектами права муниципальной собственности согласно с п. 1 ст. 215 ГК признаются городские и сельские поселения и иные муниципальные образования в целом. От имени муниципального образования-собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ), что не делает их однако собственниками данного имущества. Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа. Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Например, приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы. Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

    В современном российском законодательстве не используется понятие «всенародное достояние» («неотъемлемое достояние народов») или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры). Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима. Так, это зафиксировано в частности в п. 1 ст. 3 ЗК РФ.

    Публичная собственность на землю (собственность публичных образований)

    Содержание права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Кроме традиционного перечня правомочий, установленного в отношении любого собственника (триада) собственник публичных образований имеет полномочия и по управлению собственностью. В ЗК РФ выделены 3 статьи, посвященные вопросам регулирования прав собственности на публичные земли в России - ст. 17 «Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю», ст. 18 «Собственность на землю субъектов РФ», ст. 19 «Муниципальная собственность на землю».

    Сегодня многими участками земли владеет государство, как самостоятельный субъект гражданского права, наравне с юридическими и физическими лицами. Государство не может распоряжаться этой землей по прямому назначению, но вправе извлекать материальную выгоду от передачи частным лицам или коммерческим структурам в аренду.

    При этом, органы власти муниципалитетов или иных государственных структур, владеющих землей и передающих её в распоряжение по договору аренды, могут регламентировать порядок пользования (согласно Гражданскому кодексу, в исключительно общественных интересах). Хотя принципиальных отличий права собственности государства от частного нет, но все же имеются некоторые ограничения. Что же это такое и чья эта собственность, рассмотрим ниже.

    Собственность публично-правовых образований: что это означает

    Поскольку публично-правовое образование, то есть государство, является собственником некоего имущества, то оно и распоряжается этим имуществом в интересах граждан страны. Земли в государственной собственности являются достоянием народа, но могут принадлежать физическим или юридическим лицам на особых условиях.

    Земельные участки публичного имущества обладают рядом особенностей:

    • они могут быть переданы только по договору аренды и не могут стать объектом залога;
    • арендатор не вправе распоряжаться участком от своего имени.

    Государству могут принадлежать не только земельные участки, но и такие объекты недвижимости, как жилые квартиры или дома.

    Публичную форму собственности можно разделить по типам:

    • государственная, принадлежащая отельным субъектам РФ и государству в целом;
    • муниципальная, в том числе имущество поселений, городских образований и других подобных субъектов.

    Законодательная база

    До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.

    Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

    • Земельный кодекс РФ;
    • Гражданский кодекс РФ.

    Глава 3 ЗК РФ регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17.

    Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

    • в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
    • путем получения земли, не имеющей собственника;
    • при образовании нового надела в результате объединения или разделения.

    Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК РФ – это безвозмездное выделение из федерального имущества.

    Особенности реализации права

    Публично-правовые образования могут пользоваться, владеть и распоряжаться собственностью в пределах своей компетенции. Все правила, касающиеся данного вопроса, должны регулироваться в официальном порядке на уровне издания соответствующих нормативных актов.

    Все права на государственное или муниципальное имущество принадлежат правительству, которое может, в свою очередь, передавать полномочия другим органам исполнительной власти. Это могут быть различные ведомства, министерства, а также региональные и местные органы власти. Все свои полномочия относительно прав на имущество они реализуют, издавая свои нормативные документы.

    Участки сельских и городских поселений относятся к муниципальной собственности и реализацией прав собственности на них занимаются органы местного самоуправления. Как правило, государство передает муниципалитетам земли безвозмездно. Аналогично в их ведомство переходят участки, если имеется официальный отказ прежних собственников. Они могут перейти:

    • унитарным предприятиям;
    • муниципальным учреждениям;
    • некоммерческим учреждениям;
    • юридическим или физическим лицам.

    Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

    1. Правоотношения публичной собственности . Объектом выступает принадлежащее субъекту имущество. Существенным отличием публичной от частной собственности является использование ее только по целевому назначению.
    2. Приватизация и деприватизация. Публично-правовые образования участвуют в процессах приватизации, а также изымаются из частных владений в публичную собственность путем конфискации, национализации.
    3. Обязательственные отношения. Публично-правовые образования в соответствии с Федеральными законами участвуют в таком виде правоотношений относительно исполнения обязательств по договорам, где выступают заказчиками работ и услуг для государственных нужд.
    4. Корпоративные отношения. Публично-правовые образования вправе принимать участие в уставном капитале организаций. Это происходит на основании законодательства и является вкладом государства в увеличение объема капитала.

    Распоряжение и управление недвижимым имуществом и земельными участками, принадлежащими государству, осуществляется уполномоченным органом Росимущества и его территориальными единицами.

    Плюсы и минусы

    К преимуществам такой формы собственности относятся:

    1. Защита от мошеннических действий . Ни квартиру, ни участок земли, которые переданы гражданину государством по договору аренды, непросто перевести в частную собственность. Это отпугивает мошенников, поскольку заниматься такими объектами становится не выгодно и даже опасно.
    2. Не нужно платить ежегодный налог . Арендатор оплачивает только сумму, выставленную по договору, а уплата налогов в бюджет – обязанность собственника. Наниматель жилья не принимает участие в финансовых расчетах.
    3. Утрата имущества влечет за собой замену . Это значит, что при наступлении неких форс-мажорных обстоятельств (вследствие пожара, наводнения, аварийного состояния) государственное жилье может быть утрачено, но взамен гражданину обязаны предоставить другое жилье.
    4. Возможность улучшить условия проживания . При увеличении семьи и несоответствии государство обязано предоставить жилье, большее по размерам.

    К минусам публичной формы собственности отнесем:

    1. Невозможность совершать любые сделки с недвижимостью, поскольку не являетесь собственником. Ее нельзя подарить, поменять, продать и прочее.
    2. Существует риск лишиться объекта недвижимости. Наниматель обязан неукоснительно соблюдать все нормы и требования, которые предъявляет государство к пользованию имуществом. При нарушении их гражданину грозит выселение без предоставления другого взамен.

    Распоряжение государственной и частной собственностью в этом существенно отличаются. Все моменты относительно федерального или муниципального имущества диктуют соответствующие законодательные акты. Частным же имуществом гражданин распоряжается самостоятельно в полном объеме и в рамках установленных норм.

    Видео: Право публичной собственности

    Рассказывает юрист с большим опытом в конфликтных ситуациях, Иван Медведев. Если нужно полностью разобраться в данной теме, то просмотрите данную лекцию до конца.

    В которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

    Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.


    Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права. Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.

    Публичная форма собственности подразумевает принадлежность имущества к следующим публично-общественным образованиям:

    • государству в целом;
    • конкретному субъекту РФ (в лице его органов исполнительной власти);
    • отдельному муниципалитету.

    Публичное право собственности делится на две группы:

    Долгое время (практически все прошлое столетие) именно публичная собственность (а конкретно государственная) была основной и, в большинстве случаев, единственной формой владения таким видом недвижимости, как земля.

    И только пару десятилетий назад был начат , то есть оформления на государственное или муниципальное имущество частных прав со стороны юридических и физических лиц.

    Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.

    Основания для возникновения

    В ЗК РФ предусмотрена отдельная глава 3, которая регулирует вопросы, связанные с . В частности, в данной главе предусмотрены статьи с основаниями для их возникновения в различных случаях, среди которых стоит выделить:

    1. Ст. 17 ЗК РФ, посвященную основаниям возникновения на землю (то есть принадлежащей Российской Федерации). Данный вид права охватывает такие участки:
    • признанные таковыми в соответствии с действующими федеральными законами;
    • право на которые возникло при ;
    • приобретенные по основаниям, предусмотренным в гражданском законодательстве.

    В соответствии со ст. 218 ГК РФ, к основаниям для возникновения прав собственности относятся:

    • осуществление законной сделки ( , дарения, мены или другого вида договора по отчуждению имущества);
    • (если последний неизвестен, добровольно отказался или был лишен прав на него);
    • создание нового участка (например, путем его разделения или объединения).

    Каждое из этих оснований обязательно должно находиться в соответствии с требованиями законодательства (преимущественно гражданского).

    1. Ст. 18 ЗК РФ предусматривает те же основания для возникновения собственности субъектов РФ, что и в предыдущем случае, а также еще одно дополнительное:
    • выделение безвозмездно из федеральной собственности.

    В совокупности собственность РФ и субъектов РФ представляет собой государственную собственность.

    1. Ст. 19 ЗК РФ содержит те же основания для образования муниципальной собственности, что уже были перечислены.

    Очевидно, что данные основания являются практически идентичными, лишь в некоторых случаях существуют свои особенности. Стоит учесть, что для отдельных видов земельных наделов законом допускается только публичная форма собственности, в они находиться не могут.

    Более подробно такие особенности будут рассмотрены далее.

    Какие участки могут находиться в публичной собственности?

    Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям , которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:

    • наличие ;
    • определенное месторасположение или точный адрес;
    • постановка на государственный кадастровый учет.

    В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:

    • земли лесного и водного фондов (в последнем случае водные объекты должны находиться в федеральной собственности);
    • особо охраняемые территории, которые имеют федеральное значение;
    • земли обороны и безопасности;
    • земли запаса, при условии размещения на них федерального недвижимого имущества;
    • земли населенных пунктов, транспорта, связи, промышленности, сельскохозяйственного назначения, телевидения и радиовещания, природоохранного и культурного значения, информатики, энергетики и космического назначения;
    • участки, под поверхностью которых находятся недра федерального значения.

    Этот перечень не является исчерпывающим, поэтому федеральными и региональными законами РФ могут быть определены и другие дополнительные основания для нахождения земли только в государственной собственности.

    Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).

    Права и обязанности участников

    Публичные земли могут в отдельных случаях предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам ( , или владения). При этом конкретный набор прав и обязанностей у этих лиц будет напрямую зависеть от того, на каком именно праве он получает недвижимость. К общим правам можно отнести:

    • возможность использовать землю по своему усмотрению (в том числе выращивать различные растения, разводить животных, заниматься иными видами хозяйственной деятельности);
    • право возводить на ней постройки;
    • возможность осуществлять предпринимательскую деятельность;
    • право передавать землю в пользование третьим лицам (но далеко не всегда).

    Стоит учитывать, что все эти права ограничены видом разрешенного использования участка, с которым владельцы обязательно должны считаться при его эксплуатации.

    Например, если земля предназначена для сельского хозяйства, но не допускает возможности строительства жилых зданий, то возвести их законным путем не получится. Поэтому основной обязанностью каждого владельца является использование предоставленной ему публичной земли только в рамках целевого назначения.

    К другим обязанностям можно отнести:

    • соблюдение законодательства при эксплуатации надела;
    • внесение платы за него (если его предоставление носило не безвозмездный характер);
    • предоставление права ограниченного использования земли другим гражданам (то есть ) в случаях, установленных законом;
    • обеспечение сохранности отдельных объектов, расположенных на территории надела (если они подлежат особой охране);
    • другие обязанности, установленные действующим законодательством.

    При выделении участка на правах аренды или безвозмездного пользования данная сделка обязательно закрепляется документально , при помощи соответствующего договора. Именно в этом документе и будут официально закреплены взаимные права и обязанности обеих сторон.

    Составление Главная разница состоит в том, что при публичной собственности отсутствуют конкретные лица, которые владеют или могут распоряжаться недвижимостью.

    Для большей наглядности основные отличия можно представить в виде таблицы:

    Критерий Публичная Частная
    Субъект Государство или субъект РФ (в лице государственных органов исполнительной власти), муниципалитет Юридическое или физическое лицо (гражданин или предприниматель)
    Налогообложение Отсутствует Присутствует - собственники обязаны уплачивать такой местный сбор, как земельный налог
    Возможность передачи конкретным частным лицам На правах аренды или пользования, а также путем приватизации (но только в случаях, когда это допускается законом, и в отношении не всех видов земель) На основании любой законной сделки по отчуждению имущества
    Возможность передачи иностранным лицам Практически отсутствует (земли могут быть переданы только с целью обустройства посольств или консульств) Имеется - собственник может свободно продавать свое имущество иностранцам (кроме некоторых видов земель, установленных ЗК РФ)
    Получение благ от пользования землей Блага предназначаются народу и в целях выполнения государством (муниципалитетом) своих обязанностей перед гражданами Собственник может использовать их лично и в любых целях, не противоречащих закону
    Срок владения В большинстве случаев ограниченный (речь идет о случаях, когда земля предоставляется в пользование частным лицам) Не имеет сроков (право может прекратиться только после передачи его другим лицам)
    Цели использования Только те, которые предусмотрены законодательством и договором Любые, не противоречащие закону

    Очевидно, что больше прав и преимуществ для землевладельца имеется в том случае, когда участок принадлежит ему на праве частной собственности. Однако и публичная имеет определенные выгоды - например, отсутствие необходимости платить налоги, а также некоторая защищенность со стороны государства (например, эту землю не смогут отобрать мошенники или незаконно захватить соседи). Поэтому получение таких наделов является достаточно выгодной сделкой, тем более что при наличии оснований участок может быть со временем приватизирован.

    Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.