Полезно знать - Автомобильный портал

Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц 9 действие гражданского законодательства в пространстве

Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц - важный вопрос. Несмотря на кажущуюся легкость его разрешения, не все так просто, о чем свидетельствует судебная практика.

Понятие гражданского законодательства

Гражданское законодательство - совокупность актов разной иерархии, обеспечивающих регулирование общественных отношений, построенных на равенстве сторон, свободе договора и других принципах, которыми характеризуется гражданское право.

В понятие законодательства включается широкий перечень документов:

Конституция.

Гражданский кодекс.

Законы, частично или полностью относящиеся к гражданскому праву.

Указы президента.

Акты правительства (постановления, распоряжения и т. д.).

Акты региональных властей (законы и постановления законодательных собраний, акты исполнительной власти).

Акты муниципальных органов власти.

Как видно, действие гражданского законодательства во времени - значимый вопрос, т. к. оно представляет собой обилие документов, затрагивающих права множества людей.

Частью законодательства являются и акты, отменяющие или изменяющие ранее принятые законы и подзаконные акты. На них распространяются те же правила действия.

Из-за чего возникают проблемы

Нормативные акты принимаются в разное время, вначале законы, затем подзаконные акты. Периодически приходится менять что-то в уже имеющихся актах. Порой документ еще не вступил в силу, и выявляются его недостатки. Поэтому от того, как решается вопрос действия гражданского законодательства во времени, зависит, какой нормативный акт применять. Чаще всего сложности возникают из-за невозможности в полной мере отслеживать изменения в текущих актах и правила вступления их в силу.

Приобретение законом силы

Если говорить кратко, под во времени имеются в виду временные сроки его применения.

Проект становится законом через 10 дней после его публикации в одном из нескольких печатных органов, отдельный порядок публикации предусмотрен и в интернете на «Портале правой информации», принадлежащем государству.

Аналогичный порядок предусматривается для регионов. Закон подписывается главой субъекта и отправляется для опубликования в местное учреждение печати, ответственное за выпуск официальной информации.

На территории страны применяются лишь законы, которые были официально обнародованы.

Отсрочка действия

Действие гражданского законодательства во времени может переноситься. Законы приобретают силу с момента, оговоренного в законе, например, через 6 месяцев после публикации. Подобное часто происходит с Кодексами и другими значимыми законами. Их вступление в силу нередко связано с необходимостью перестроить работу государственного аппарата.

Акты налогового законодательства, например, начинают действовать не ранее чем через полгода после принятия.

Благодаря этому, участники налогового процесса избавлены от резких изменений и риска допустить нарушения, влекущие штрафы и иные санкции.

Отсрочка свойственна и подзаконным нормативным актам. Например, с целью исполнения закона издается акт, утверждающий форму нового документа или описывающий порядок действий обязанных лиц после изменений, которые вступят в силу.

«Переживание» норм закона

Порядок действия гражданского законодательства во времени имеет еще одну особенность.

Закон могут отменить, но продлить действие его норм на некоторые случаи. Например, сохранился порядок установления отцовства согласно КОБС, отмененному в 1996 году, на детей, которые родились с 01.10.1968 до 01.03.1996 г. Это несмотря на то, что сейчас действуют нормы нового СК. И таких примеров немало.

Законодательные акты продолжают регулировать отношения, возникшие до их отмены. Например, заключение брака произошло до того, как был отменен в 1996 году КоБС и получил силу новый СК. Это значит, что законность заключения брака будет оцениваться при подаче иска с точки зрения ранее действующего закона.

Обратное действие

Действие норм гражданского законодательства во времени направлено исключительно на будущее. Так, например, основная масса норм ГК отсчитывает свое действие с 01.01.1995 года. Могут предусматриваться исключения, однако они возникают редко. Выстроенная таким образом система регулирования позволяет непрерывно существовать правовому полю и избегать путаницы.

Подзаконные акты

Президентские акты получают силу немедленно или с иной даты, которая там указана.

С документами Правительства и ведомств такая же ситуация. Кроме того, если нормативный акт затрагивает права и интересы граждан или издается совместно несколькими ведомствами, он должен пройти регистрацию в Министерстве юстиции. Она включает в себя проверку на соответствие Конституции и законам.

Проверка обязательна для всех актов, кроме его распоряжений, постановлений и распоряжений Правительства.

Таким образом, действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц, если говорить о подзаконных актах, подчиняется тем же правилам, что и законы.

Нормативный акт, прошедший регистрацию, но не опубликованный, также не имеет законной силы.

Действие в пространстве

Воля законодателя ограничена границами государства. Кроме того, к территории страны относят морские, речные и воздушные суда. На них продолжает действовать законодательство страны, к порту которой они приписаны. Это одна из причин, по которой капитан судна имеет широкие полномочия в разных сферах.

Частью территории государства считаются шельф и особая морская экономическая зона, когда рассматриваются морские границы. Особый статус имеют здания, используемые в качестве представительств в иностранных государствах.

В их пределах продолжают действовать законы представляемой страны. Граждане, выехав за пределы своей родины, продолжают нести перед государством ряд обязанностей, и оно взамен предоставляет некоторые услуги, касающиеся вопросов брака, оформления наследства и др.

Таким образом, действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц имеет некоторые нюансы.

Дифференциация законодательства по лицам

Одни нормативные акты затрагивают всех без исключения, другие распространяются лишь на указанную в документе группу.

Например, одни нормы предусмотрены для граждан, занимающихся самостоятельной предпринимательской деятельностью, другие - для тех, кто занимается ею в составе юридических лиц.

Имеет место разделение граждан по возрастному признаку (малолетние и несовершеннолетние). Отличаются ограничения их дееспособности. Некоторые нормы затрагивают лишь тех, кто оказался в чрезвычайной ситуации (например, упрощенный порядок составления завещания).

Рассмотренные выше примеры показывают, что действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц - единая категория. Её понимание помогает правильно решать вопрос, в отношении кого какой нормативный акт применять.

Прекращение действия законодательства

Нормативный акт перестает действовать в нескольких случаях:

Принят новый акт по тому же вопросу;

Производится отмена акта без принятия нового документа;

Ранее принятый акт отменяется частично;

Ранее принятый акт частично заменяется новым актом.

В заключительных положениях вновь принимаемых актов даются перечни нормативных документов, которые отменяются.

Реже издается акт с перечислением документов, по которым принято решение об их отмене. Замена при этом не производится с целью устранить избыточное регулирование. К сожалению, подобные изменения приносят пользу.

Частичная отмена акта означает, что он перестает действовать частично без внесения изменений. Пример такого действия гражданского законодательства во времени и по кругу лиц - отмена закона о регистрации прав на недвижимость. Некоторые его положения все еще работают.

Взамен части отмененных положений может быть принят новый, отдельный нормативный акт.

В практической деятельности органов власти встречаются случаи, когда принимается новый документ, но старый формально не отменяется. С точки зрения закона данное событие означает автоматическую отмену ранее действовавшего документа, но не всем это известно. Поэтому возникают вопросы их соотношения на практике.

Отмена акта судом

Нормативный документ может быть отменен и судом из-за несоответствия Конституции и другим законам. Решение по актам, принятым Госдумой, принимает Конституционный суд. Он может оценивать и конституционность региональных законов, если иное не указывается уставами или конституциями субъектов. В этом случае жалобы подаются в суды уровня субъектов (областные, республиканские, краевые и т.д.).

ВС РФ рассматривает в 3 инстанциях заявления на законность актов органов федеральной власти. Надо сказать, что имеются случаи согласия суда с жалобами граждан. Система формирования законодательства далека от совершенства.

Таким образом может прекращаться действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по лицам решением судьи.

Под действием гражданского законодательства во времени понимается определение начального и конечного момента действия правового акта, регулирующего гражданские отношения. По общему правилу акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Придание обратной силы допустимо только в случаях, прямо предусмотренных законом. Различают даты принятия акта гражданского законодательства, опубликования и вступления в силу. Так, датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой РФ в окончательной редакции. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в официальных источника (Российская газета или Собрание законодательства Российской Федерации) в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Эти законы должны вступать в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в силу.

Подзаконные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ также подлежат официальному опубликованию (в тех же печатных изданиях) в течение 10 дней после их подписания. Стоит заметить, что они вступают в силу в течение 7 дней после дня их первого официального опубликования либо со дня их подписания. Как в указах, так и в постановлениях может быть предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Действие гражданского законодательства в пространстве означает, что по общему правилу гражданско-правовые акты распространяют ϲʙᴏе действие на территорию Российской Федерации. При этом орган, издавший такой акт, может ограничить территорию действия данного акта. Исключая выше сказанное, законодательство одной страны может применяться на территории другой (при наличии ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего положения в договоре)

Правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц состоит по сути в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах кᴏᴛᴏᴩой действует гражданское законодательство. При этом в самом правовом акте может быть прямо или косвенно установлен круг лиц, на кᴏᴛᴏᴩых распространяется данный правовой акт.

Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 в ред. Указа Президента РФ от 16 мая 1997 г."О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их регистрация. СЗ РФ 1997 N 20 ст. 2242

Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации СЗ РФ 1997 N 1009

Важно четко определить, с какого момента вступает в действие та или иная норма гражданского права, и на какие отношения она распространяется. Введение в действие гражданских законов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». С соответствии со ст. 1 указанного закона на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течении семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

Гражданские законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу. Как правило, другой порядок вступления в силу гражданских законов устанавливается тогда, когда возникает необходимость немедленного введения в действие нового гражданского закона.

Статья 4 ГК устанавливает общее правило, в соответствии с которым, правовые акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Вместе с тем из общего правила: «закон обратной силы не имеет» может быть сделано исключение, когда действие закона распространяется и на отношения, возникшие до введения его в действие.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ публикуются и вступают в действие в соответствии с Указом Президента РФ № 302 от 26 марта 1992 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ» с изменениями от 23 апреля 1993 года.

Указы Президента РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их опубликования. Постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания. Однако эти правила не применяются в тех случаях, когда Президентом РФ или Правительством РФ при принятии правового акта установлен другой срок введения его в действие.

Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, вступают в действие в соответствии с Указом Президента РФ № 104 от 21 января 1993 . «О нормативных актах центральных органов государственного управления РФ». Гражданско-правовые акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти вступают в действие со дня их официального опубликования в газете «Российские вести», если иное не установлено нормативным актом. Наряду с вступлением в действие гражданско-правового нормативного акта важное значение имеет также момент прекращения его действия.

Поскольку гражданское законодательство находится в ведении РФ, гражданско-правовые нормативные акты распространяют свое действие на всей территории РФ. Однако орган, издавший гражданско-правовой нормативный акт, может ограничить территорию действия данного акта. Например, действие нормативного акта может быть ограничено районами Крайнего Севера.

Точно так же действует гражданское законодательство и по кругу лиц. Когда действие гражданско-правового нормативного акта ограничивается определенной территорией РФ, то указанный акт действует только в отношении тех лиц, которые находятся на данной территории.

Толкование норм ГП.

Высшие судебные органы вправе давать судам «руководящие разъяснения» по вопросам применения законодательства. Такие разъяснения обычно принимаются ими в форме постановлений их пленумов, содержащих обязательное толкование действующих правовых норм. Эти акты не должны содержать новых норм права, однако закрепленное ими толкование содержания правовых норм является обязательным для соответствующей судебной системы. Несмотря на то, что формально они не являются источниками права, их роль в установлении единообразного понимания и применения гражданско-правовых норм, безусловно, весьма велика.

Применение норм ГП.

Широта и сложность регулируемых гражданским правом отношений могут вызвать к жизни ситуации, прямо не урегулированные гражданско-правовыми нормами. Такой пробел, не восполняемый ни условиями заключенного договора, ни обычаями делового оборота, устраняется с помощью аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК).

Аналогия закона выражается в том, что к соответствующим отношениям применяются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения. Она допустима при наличии определенных условий :

· существование пробела в законодательстве, не восполняемого с помощью предусмотренных законом средств;

· наличие законодательного регулирования сходных отношений;

· применение аналогичного закона к регулируемым отношениям должно не противоречить их существу.

При отсутствии сходного правового регулирования для конкретного отношения может использоваться аналогия права (п. 2 ст. 6 ГК). Смысл ее состоит в определении прав и обязанностей сторон правоотношения на основе общих начал и смысла гражданского законодательства. Под общими началами гражданского законодательства следует понимать основные принципы гражданско-правового регулирования, а под его смыслом - отраслевые особенности.

Таким образом, аналогия права допустима при наличии пробела в законе, невосполнимого с помощью аналогии закона (т. е. при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения), а также с соблюдением названных выше критериев. При этом реальное применение аналогии права в судебной практике является крайне редким случаем.

Правила об аналогии закона и аналогии права используются в гражданском праве только при применении законодательства в строгом смысле слова, т. е. федеральных законов. Они не могут распространяться на действие подзаконных нормативных актов, а имеющиеся в них пробелы не могут восполняться подобным образом.

Нормативные акты, содержащие нормы гражданского , под-лежат обязательному официальному опубликованию. Такое опублико-вание важно и для определения момента вступления соответствую-щего акта в силу, и для ознакомления с содержанием его правил всех участников правоотношений. Кроме того, официальное опубликова-ние содержит и официальный (общеобязательный) текст такого акта, которым надлежит руководствоваться.

Гражданско-правовые нормативные акты, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей территории РФ. При этом по общему правилу они не имеют обратной си-лы и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК).

Это традиционное для всякого развитого правопорядка положение имеет, однако, и ряд необходимых исключений:

    1. сам гра-жданский закон может предусмотреть распространение своего действия и на отношения, возникшие до вступления его в силу;
    2. если закон изменил продолжительность давностного срока по какому-либо требованию, возникшему до введения его в действие, но предъявленному в суд после этого момента, то соответствии с общим правилом п. 2 ст. 4 ГК новый закон применяет-ся к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его в действие, но на основе существовавших до этого момента правоот-ношений. Следовательно, требование, предъявленное в суд после введе-ния в действие нового закона, подпадает под действие новых давностных сроков, хотя его основой и служит ранее возникшее правоотношение.

Особые правила предусмотрены для договоров, заключенных до вве-дения в действие нового закона (устанавливающего в этом отношении обязательные, императивные предписания), но исполняемых после этого момента. С тем чтобы обеспечить точное, надлежащее исполнение взя-тых на себя сторонами договора обязательств, отражающее важнейший принцип договорного права, закон сохраняет здесь силу за условиями ранее заключенного договора (п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 422 ГК), несмотря на их противоречие новым императивным правилам. Тем самым в сущности как бы продлевается действие старого, ранее действовавшего законода-тельства, на котором основывались условия заключенных договоров.

Конечно, в новом законе может быть прямо предусмотрено распро-странение его действия и на отношения, вытекающие из ранее заклю-ченных договоров. Например, Закон о введении в действие части вто-рой ГК РФ в ч. 1 ст. 8 распространил действие правил Кодекса об ос-нованиях, последствиях и порядке расторжения договоров отдельных видов на все действующие договоры независимо от даты их заключе-ния. В этом случае общее правило п. 2 ст. 422 ГК не применяется.

Действие гражданского законодательства в пространстве и по кругу лиц

Федеральный характер гражданского законо-дательства предопределяет его действие на всей территории РФ. Ограничение территориального действия правил, регулирующих имущественный оборот, может вводиться лишь феде-ральным законом и только в случаях, когда это необходимо для:

    • обес-печения безопасности государства;
    • защиты жизни и здоровья людей;
    • охраны природы и культурных ценностей (абз. 2 п. 3 ст. 1 ГК).

Правила гражданского законодательства распространяются на со-ответствующие отношения российских субъектов гражданского права:

    1. , юридических лиц и публично-правовых образований;
    2. иностранцев, лиц без и иностранных юридических лиц (применяются также к гражданским правоотношениям с учас-тием данных лиц,если иное не предусмотрено федеральным законом - абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК; условия и порядок такого применения регулируются нормами меж-дународного частного права - см. разд. VI ГК).

Федеральный закон сам может установить ограничения сферы сво-его применения определенным кругом лиц. Так, Федеральный закон «Об акционерных обществах» до определенного им момента не распространяет действие ряда своих правил на акционерные общест-ва, созданные в результате

Отправившись в тернистый путь по изучению источников гражданского права , кто Вы ни были, студент, абитуриент, поставьте, перед собой вопрос: «Что есть - , его значение?».

Длительное время в советской и российской юридической литературе идут дискуссии по вопросу возможности признания источником права прецедента, судебной практики.

В понятие судебной практики входят постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов (судебные прецеденты), а также постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ. Су-дебные решения по конкретному делу являются обязательными для всех лиц, участвующих в данном деле, для учреждений и организаций, должностных лиц и граждан , подлежат обязательному исполнению на всей территории России. Постановления судебных пленумов обяза-тельны для соответствующих органов суда и арбитражного суда в смысле понимания и истолкования закона.

В литературе доминирует точка зрения, что судебные постановления не являются источниками права, т.к. в ст. 126, 127 Конституции РФ определены полномочия судов РФ, в том числе и высших, исходя из которых суды не обладают правом принимать нормы права, а лишь только их применяют при рассмотрении и решении конкретного гражданского дела, Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ толкуют, разъясняют нормы гражданского права.

Сторонники иного подхода исходят из того, что в современных условиях суды вынуждены «творить право».

Состав гражданского законодательства

Акты первой группы, как отмечалось, охватываются понятием гражданского законодательства. Акты второй группы охватываются понятием «иные правовые акты». Акты третьей группы составляют понятие «нормативные правовые акты федеральный органов исполнительной власти ».

Данное деление подчеркивает различие в юридической силе гражданско-правовых актов и устанавливает ограничения по подзаконному нормотворчеству в сфере гражданского права . Так, если ГК предусматривает возможность решения вопроса «законом» или «законодательством», то это означает возможность конкретизации, установления особенностей, изъятий только посредством норм федеральных законов.

Основным законом РФ является Конституция РФ , которая закрепила основы различных отраслей права , в том числе и гражданского права .

Например, ст. 8 Конституции РФ закрепляет основные формы собственности , ст. 35 - право частной собственности , право наследования, ст. 34 - право на свободное использование своих способностей, в том числе, на осуществление предпринимательской деятельности , а также определяет вопросы ведения Российского государства и субъектов РФ в области гражданского законодательства, что является вопросом исключительного права только федерального государства. Также важно отметить, что значимость Конституции РФ как России состоит в том, что с 1993 г. она является законом прямого действия.

Таким образом, основополагающее значе-ние для гражданско-правового регулирования имеют конституцион-ные нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 9, 34 — 36 и др. Конституции РФ), параметры правоспособности граждан (ст. 17—25, 35, 44 и др. Конституции РФ).

Гражданские законы как основная группа источников отечест-венного гражданского права представляют собой систему норматив-ных актов, состоящую из Гражданского кодекса Российской Федера-ции и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения.

Следует заметить, что в последние годы ставится вопрос о признании в качестве источников гражданского права также и законов субъектов Российской Федерации, так как многие правовые институты являются комплексными, по целому ряду вопросов, затрагивающих «традиционные» гражданско-правовые отношения, уже сегодня приняты законы субъектов РФ. Однако признание их в качестве таковых требует изменений в законодательстве РФ, включая Конституцию РФ.

Центральное место в системе гражданского законодательства зани-мает отраслевой кодифицированный нормативный акт — Гражданский кодекс. Он имеет высшую юридическую силу среди гражданских зако-нов (важно отметить, что данное правило действует только в отношении федеральных законов и подзаконных актов, принятых на основании и во исполнении ГК РФ). Нормы гражданского права , содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу (п. 2 ст. 3 ГК). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК РФ, других фе-деральных законах и тем более других источниках гражданского права, правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК, если только в самом Кодексе не предусмотрено иное (см., например, п. 3 ст. 22, п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 197 и др. ГК). Нередко ГК именуют также «равным среди равных», подчеркивая его роль и авторитет как кодифицированного акта.

Исторически доказано, что наиболее совершенной формой правового регулирования однородных общественных отношений, в том числе и гражданско-правовых, является кодификация. Она позволяет строить все законодательство на однородных началах, с учетом внутреннего единства его составных частей, правовых институтов и отдельных правовых норм. При этом учитывается юридическая значимость правовых идей свободы, равенства, недопустимости вмешательства в частные дела, неприкосновенности собственности. Основные начала гражданского законодательства (равенство участников регулируемых гражданским правом отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора , недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав , обеспечение восстановления нарушенных прав, судебная защита) реализуются в конкретных правовых нормах и институтах с учетом баланса частных и публичных интересов, определяемого законодателем.

В настоящее время действуют части первая (общая часть), вторая (особенная часть) и третья Гражданского кодекса РФ. Это три кита, фундамент гражданского права, без которых невозможно в настоящее время регулирование отношений, складывающихся в современной России.

Гражданский кодекс регулирует имущественные и личные неиму-щественные отношения, входящие в предмет гражданского права, уста-навливает принципы их правового регулирования, оставляет возмож-ность в ряде конкретных случаев для дополнительного их урегулиро-вания иными федеральными законами и правительственными актами, содержащими нормы гражданского права, четко очерчивая границы этого дополнительного урегулирования и показывая соотношение этих законов и правовых актов с самим Кодексом.

Таким образом, нормы ГК РФ призваны решить следующие взаимосвязанные задачи : исключить регулирование соответствующих общественных отношений «по усмотрению»; оптимизировать сферу прямой законодательной регламентации важнейших имущественных и неимущественных отношений (относящихся к предмету правового регулирования); создать четкую и согласованную систему, опирающуюся на единую законодательную базу.

Гражданское право регулирует широкий спектр общественных отношений, поэтому при разработке Гражданского Кодекса РФ невозможно было предусмотреть весь объем жизненных ситуаций для их правового регулирования. Нормы Гражданского Кодекса РФ содержат положение, что часть вопросов регулируется дополнительно принятыми на основе кодекса федеральными законами. Например, в соответствии с п. 6 ст. 116 ГК правовое положение потребительских кооперативов , а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с Гражданским Кодексом и законами о потребительских кооперативах.

Круг отношений, регламентация ко-торых осуществляется федеральными законами, определил ГК РФ (п. 3 ст. 1, п. 1,2 ст. 2 ГК). По общему правилу, это специальные законода-тельные акты, регулирующие определенный вид гражданско-правовых отношений. В соответствии с предусмотренными в Гражданском кодексе положениями (ст. 96, 107, 117, 291 и др. ГК) приняты федеральные законы: «Об общественных объединениях », «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об акционерных обществах », «О некоммерческих организациях », «О потребительской кооперации», «О государственной регистрации юридических лиц », «О лицензировании », «О несостоятельности (банкротстве)» и другие.

Как уже отмечалось, главное требование, предъявляемое к данным федеральным законам, их соответствие Гражданскому Кодексу РФ. Но на практике дело обстоит не так просто. Нередко имеются пробелы, дублирование норм, коллизии, противоречия. Недостатком складываю-щейся системы гражданского за-конодательства являются все более частые случаи отступлений в при-нимаемых новых законах от норм ГК. Например, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 8 мая 1996 г. "О производственных кооперативах " (с изменениями от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.) имущество кооператива образуется за счет паевых взносов членов кооператива, предусмотренных его уставом, прибыли от собственной деятельности, кредитов , имущества, переданного в дар физическими и юридическими лицами, иных допускаемых законодательством источников. В соответствии со ст. 107 ГК РФ производственный кооператив является коммерческой организацией . Следовательно, основываясь на ст. 575 ГК РФ невозможно формирование имущества кооператива за счетов подарков со стороны коммерческих организаций, т.к. не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), в отношениях между коммерческими организациями.

Усложняют в известной мере систему источников гражданского права нормативные акты Союза ССР и РСФСР , принятые до введения в действие ГК РФ и действующие полностью или в части по настоящее время. Федеральные законы о введе-нии в действие части первой и части второй Гражданского кодекса РФ сохранили юридическую силу за нормативными актами Союза ССР и РСФСР применяются впредь до их приведения в соответствие с ГК постольку, поскольку они не противоречат ГК. С учетом применявшегося ранее понятия гражданского законода-тельства установлено, что впредь до приведения в соответствие с ГК и постольку, поскольку они не противоречат ГК, применяются все зако-ны и иные правовые акты Российской Федерации независимо от их видов, принятые до 1 января 1995 г. Например, до сих пор действует Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г. (в редакции от 28 марта 1998 г.с изм. и доп. от 17 апреля 2001 г., 25 июля, 24, 31 декабря 2002 г.).

Нормы гражданского права содержатся не только в Гражданском кодексе и иных федеральных законах, но и в подзаконных актах — указах Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК), постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной влас-ти (п. 7 ст. 3 ГК).

В соответствии со ст. 90 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 ГК РФ Указы Президента РФ должны соответствовать ГК и иным федеральным законам, Постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК РФ), иным федеральным законам и указам Президента РФ, наконец, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3 ГК РФ), иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановле-ниям Правительства РФ. Нормативные акты федеральных органов ис-полнительной власти приводятся в соответствие с вновь принятыми законами Российской Федерации и Правительства Российской Феде-рации в течение 30 дней после вступления их в силу, если в законе или ином правовом акте не указан другой срок.

Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному феде-ральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. 80—90 Конституции РФ), за исключени-ем случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК или иному федеральному закону могут быть урегулированы только законом.

Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.

Наконец, акты министерств или иных федеральных органов ис-полнительной власти, содержащие нормы гражданского права, могут издаваться только в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, други-ми законами и иными правовыми актами.

Особым источником гражданского права являются нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Впервые действующая Конституция 1993 г. утвердила в качестве основы российской правовой системы ратифицированные международные акты.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) и ГК (ст. 7) общепризнанные принципы и нормы международного права, и между-народные договоры Российской Федерации являются составной час-тью правовой системы Российской Федерации. В нормах ГК и ряда других источников гражданского права РФ восприняты многие положения международного права и междуна-родных договоров. Нормы международных документов обычно приме-няются к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их гражданско-правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории РФ, порядок совершения внешнеэкономических сделок , порядок при-менения гражданско-правовых последствий причинения вреда ино-странцам и иностранцами на территории РФ и т.п. Иногда они подлежат применению и к отношениям между российскими физичес-кими и юридическими лицами, например, при международных пере-возках грузов, пассажиров и багажа.

Международные договоры имеют приоритет перед националь-ным законодательством в случае коллизии между ними. Следует особо отметить, что международные договоры, заключенные ранее СССР, по общему правилу, обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если не было объявлено о прекращении действия этих договоров.

В ряде норм ГК и в некоторых других гражданско-правовых актах отражены положения, содержащиеся в международных договорах, по-лучивших широкое признание в современном мире (Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980 г., Оттавская конвенция 1988 г. «О международном финансовом лизинге» и другие).

Многообразие нормативно-правового материала в ряде жизненных ситуаций ставит вопрос об иерархии соответствующих источников и отдельных правовых норм. Наибольшие сложности на практике вызывает решение вопроса горизонтальной иерархии гражданско-правовых норм. Здесь на помощь приходят такие правила как: «приоритет новой нормы»; «приоритет специальной нормы по отношению к общей» и другие. Многие из возникающих вопросов несмотря на наличие существующих правил остаются не до конца разрешенными, что влечет за собой споры. Окончательную точку в этих спорах ставят суды высших инстанций или законодатель.

Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

Можно сделать вывод, что потребность в глубоких знаниях в какой-либо отрасли права существовала издревле и была удовлетворена . Способы, подходы к решению данного вопроса, как мы видим, различны: это и непосредственное использование правовых знаний в процессе установления обстоятельств конкретного дела через институт экспертизы, и дуализм представительства, позволяющий вести одно дело двум юристам с учетом категории суда, рассматривающего дело, уровня подготовки и специализации.

В английском процессе установление содержания обычая входит в предмет доказывания , следовательно, могут применяться общепринятые средства доказывания, в том числе и заключение эксперта (лица, обладающего знаниями в определенной отрасли права). В России продолжает доминировать принцип «судьи знают право». Поэтому суд вынужден выяснять содержание обычной нормы самостоятельно. Практика же свидетельствует о том, что суды склонны относиться ко всякому обычному правилу поведения как к сложившейся практике сторон и не ставят этот вопрос на обсуждение. В отдельных случаях ограничиваются кодификациями, опубликованными влиятельными организациями (МТП, УНИДРУА).

Действующее законодательство в настоящее время содержит отдельные нормы, касающиеся данной проблемы. Согласно п. 2 ст. 1191 ГК РФ, с целью установления содержания норм иностранного права, лица, участвующие в деле, могут представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду в установлении содержания этих норм. Законодатель закрепляет соответствующее право за сторонами с учетом расширения сферы действия принципов диспозитивности и состязательности. Однако обязанность уяснения существа содержания нормы (в том числе и обычного права) возложена законодателем на суд. В то же время применительно к уяснению содержания норм иностранного права по спорам, возникшим между субъектами (сторонами) - профессиональными участниками гражданского оборота (предпринимателями) - законодатель предоставляет суду возможность «переложить» бремя установления содержания такого рода норм на заинтересованные в разрешении спора стороны.

Данное положение свидетельствует о сближении правовых систем и выработанных ими правил применительно к исследуемым вопросам.

На наш взгляд, несмотря на различные подходы к имеющейся проблеме, нет непреодолимых препятствий для использования правовых знаний (в качестве специальных), как сторонами (что нередко и делается официальными или неофициальными способами), так и непосредственно судом. Тенденции развития отраслей права и законодательства, практика свидетельствуют, на наш взгляд, о наличии необходимости в использовании знаний правового характера, находящихся за пределами профессиональной подготовки судьи, для целей правосудия.

Может возникнуть закономерный вопрос о том, какова же роль судьи (суда) в ситуации, когда у него «на руках» не заключение или мнение специалиста в области права, а экспертное заключение по вопросам права? Здесь следует отметить следующее. Во-первых , данное заключение - только одно из доказательств по делу и оценивается по существующим правилам. Во-вторых , правовая экспертиза - это исследование, т.е. установление искомого факта по заданию судьи в определенных пределах, поэтому она не может предвосхитить окончательную оценку и выводы суда (судьи).

Необходимо также четко различать результат исследований и их интерпретацию. Так, Е. Карлсон проводит различие между сведущими лицами по фактам и сведущими лицами по оценкам. По его мнению, когда тема касается «реальности» (например, выше ли заболеваемость людей, живущих возле завода по производству химического оружия , чем остальных?), то сведущее лицо может предоставить доказательства, подтверждающие его выводы, например, результаты исследований, методики и проч. Когда тема касается оценок, идентификация и роль сведущего лица (эксперта) гораздо сложнее.