Полезно знать - Автомобильный портал

Тот кто знает границ. Эссе на тему тот кто не знает границ своим желаниям никогда не станет. важнейших принципов воспитания

Черникова Дарья

Работа участницы областной олимпиады по избирательному праву (8 класс)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное

Учреждение Орловская средняя

Общеобразовательная школа №3

Ул. Коммунальная 158

Тел.: (8 863 75) 5 12 33

Олимпиадная работа по граждановедческим дисциплинам

И избирательному праву

Выполнила ученица 8 Б класса

Черникова Дарья Александровна

347 510

Ростовская обл., п. Орловский

Пер. Садовый 55

Тел. дом. (8 863 75) 3 27 45

Тел. моб. 8 903 48 56 211

Учитель - Марьянина Людмила Михайловна

Демократия и гражданское общество.

  1. Возможно ли существование демократии и монархии в одном государстве?

Я считаю, что существование демократии и монархии в одном государстве невозможно. Потому что эти два способа осуществления власти противоречат друг другу.

При демократии главным источником власти является народ, так же одной из распространённых целей демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Глава государства ограничен в своих правах и возможностях. Он избирается народом. В отличие от демократии в монархии абсолютной властью обладает единоличный глава государства - монарх. Власть передаётся по наследству. Хотя существуют различные виды монархии, в которых монарх почти не наделён никакими правами, я всё равно считаю, что в одном государстве должна быть либо демократия, либо монархия.

  1. Что общего и в чем различия становления демократии в России и зарубежных странах?

Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов и до сих пор находится в развитии. Первый подъём относится к ранней стадии феодализма , когда во многих городах Новгородской Руси получила распространение прямая демократия , и в них важнейшие решения принимались на вече . В Московском государстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала Боярская дума и созывались Земские соборы . Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих и общегосударственных выборных органов. Установившийся после революций и гражданской войны коммунистический режим имел внешние атрибуты народовластия, хотя фактически был авторитарным . В конце 1980-х и начале 1990-х были проведены масштабные демократические реформы. На сегодняшний день большинство в стране относится к демократии позитивно и видит в ней необходимость. Но к полноценной демократии нашему государству предстоит пройти еще долгий путь. Нам нужно стремиться к совершенствованию гражданского общества. Очень уж долго наш народ находился в состоянии и фактического и духовного «рабства».

  1. Нередко к понятию «демократия» добавляют определение «либеральная». Как, по-вашему мнению, может ли демократия быть либеральной?

Я считаю, что демократия не может быть нелиберальной. В либеральной демократии воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность , неприкосновенность личной жизни, свободу слова , свободу собраний и свободу вероисповедания.

  1. Как соотносятся гражданское общество и государство?

"Гражданское общество" и "государство" представляют собой понятия, которые отражают различные стороны жизни общества и противостоят друг другу. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т.д. Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Поэтому гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей. Кроме того, противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечить условия для реализации прав и свобод автономной личности также невозможно без государства.

  1. Как Вы понимаете слова педагога В. А. Сухомлинского «Тот, кто не знает границ своим желанием, никогда не станет хорошим гражданином»?

Я думаю, что Сухомлинский хотел сказать, что всему нужны границы. Человек, не знающий предела своим желаниям вряд ли чего- то добьётся в жизни. Мы все должны понимать, что наши желания не должны нарушать права других людей. По - моему мнению, только морально слабый человек не знает границ своим желаниям. Сильный же человек очерчивает границы дозволенного, он точно знает, чего он хочет добиться и понимает, что некоторые желания нарушат права других, и он ими жертвует ради того, чтобы оставаться хорошим гражданином, но в первую очередь хорошим и честным человеком. Человек, не знающий границ своим желаниям, идёт на всё ради их достижения: на подлость, предательство, обман, и даже на преступление. Он не различает, что такое хорошо, а что такое плохо. Он стремится добиться своей цели всеми возможными вариантами, даже если это может причинить вред другому человеку. Именно поэтому этот человек не может стать хорошим гражданином.

Права человека

  1. Связаны ли права человека с нравственностью и экономическим развитием страны? Каким образом?

С экономическим развитием страны права человека связаны напрямую. Чем выше экономическое развитие страны, тем больше возможностей у государства обеспечить благосостояние народа. О нравственности государственной власти говорить странно, государство осуществляет власть через законы, а законы не всегда опираются на нормы морали. Хотя можно сослаться на главу 2 Конституции, которая содержит широкие права и свободы, которые гарантируются гражданам. Такую заботу о людях со стороны государства можно считать нравственной. Можно вспомнить правителей, высших чиновников – ведь они тоже государство. Это помимо всего ведь и обычные живые люди, поэтому их нравственный облик либо вызывает уважение (как действующего Президента РФ или министра МЧС), или неприязнь и неуважение (как бывшего мэра Москвы). Важно, чтобы государство вызывало доверие и уважение у граждан. В этом, я считаю основа нравственности государства.

  1. Есть ли необходимость возвратить применение в России смертной казни?

Смертная казнь - это один из наиболее древних видов наказания. Изначально она возникла в ходе реализации принципа талиона : «око за око, зуб за зуб». Согласно данному принципу, справедливым наказанием за причинение смерти другому человеку являлась смертная казнь. Кроме того, свою роль сыграл и существовавший во многих обществах обычай кровной мести , который была призвана заменить смертная казнь, осуществляемая от лица государства.

С одной стороны, человек, отнявший много жизней, и совершивший ужасные преступления, заслуживает смерти, ведь никто не наделял его правом лишать жизни других. Но с другой стороны, государство не должно подавать пример гражданам, и становиться похожими на этих преступников. Само государство не должно нарушать правила, которые оно установило. Я считаю, что нет необходимости возвращать применение смертной казни.

  1. Почему Всеобщая декларация прав человека не наделяет людей свободой, а признает её за ними?

Всеобщая декларация прав человека – международный документ. Она не может навязывать общечеловеческие ценности государствам мира. Она лишь призывает все государства, всех людей помнить, что нет ничего дороже человеческой жизни, свободы личности. Декларация признаёт за нами свободу, а гарантировать нам - своим гражданам - ее может только государство, у которого есть на это полномочия.

4. Что такое рабство в понимании международного права?

Рабство – это система устройства общества, где человек является собственностью другого человека. Конвенция «О рабстве» принятая Лигой Наций в 1926 году ввела в международный оборот следующие определения раба и работорговли:

  1. Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности.

2. Под работорговлей понимаются все действия, связанные с захватом, приобретением какого–либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретенного с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов.

Эти определения отражали реалии тех лет, когда рабовладельцами были собственники. Рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 году и во Всеобщей декларации прав человека. Рабство, практически повсеместно в Европе было заменено крепостничест-вом.

19 февраля 1861 года император Александр II издал "Манифест об отмене крепостного права", а также "Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", сделавших российских крестьян свободными и впервые в истории нашей страны, уравнявшие в правах со всеми остальными жителями страны. В этом году исполняется ровно 150 лет с момента отмены крепостного права в нашей стране.

5. Какие права и обязанности Вы бы включили в декларацию своей школы? В Уставе нашей школы учтены все важные права и обязанности учеников, такие как: выражение своего личного мнения, участие в классных и школьных мероприятиях, уважение своего достоинства, проявление инициативы, получение помощи и т.д.

Я бы хотела включить в декларацию нашей школы право учеников посещать школу в любой, свободной одежде, соответствующей нормам приличия, право на выбор предметов для углубленного изучения и факультативов, т.к. реальной возможности выбора у нас нет. За нас все решают школа и учителя.

Конституция и государство

  1. Как изменился характер государственной власти после принятия основных государственных законов в 1906 году?

Принятие Свода Основных Государственных законов - значительное событие в истории отечественного государства и права. В результате революции 1905 г. Россия сделала еще один шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Основные законы Российской империи были приняты 23 апреля 1906 г. Они подвели своеобразный итог проведенных преобразований всех звеньев верховной власти. Императорская власть определялась как «верховная самодержавная». Монарх сохранил всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, армией и флотом. Он мог издавать в перерывах между сессиями Думы законы, если того требовали чрезвычайные обстоятельства. Согласно Основным законам, законодательная власть распределялась между императором, государственным советом и Государственной Думой. Теперь любой законопроект утверждался сначала Думой, затем Государственным советом и только потом поступал на подпись к царю. Хотя Основные законы не именовались Конституцией, они вполне могут считаться первой конституцией России.

2. Что означает норма о прямом действии Конституции РФ?

Важнейшая черта Конституции – то, что она является актом прямого и непосредственного действия. Данное положение закреплено в Конституции РФ и, в соответствии с ним, любой гражданин нашей страны имеет право требовать защиты своих прав и свобод в суде, опираясь только на положения Конституции, даже если закона, который специально посвящен регулированию того или иного правоотношения, еще нет.

Суды в своей работе должны применять нормы Конституции не только тогда, когда, когда закрепленное нормой Конституции положение не требует дополнительной регламентации или когда нормы закона противоречат нормам Конституции, но и тогда, когда норма Конституции РФ содержит требование принять соответствующий закон, а он еще не принят.

3. «Народ – единственный источник власти»: раскройте смысл и значение данной конституционной нормы.

У нас в стране демократия. Это значит, что власть принадлежит народу. Народ выбирает президента, депутатов, этим самым народ участвует в управлении страной. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Какие вопросы решают органы местного самоуправления? Каков статус органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти?

Сущность местного самоуправления состоит в гарантированном государством праве территориальной общины, граждан и их органов в интересах населения решать в пределах действующего законодательства и под свою ответственность значительную часть местных вопросов (распоряжение муниципальной собственностью; охрана общественного порядка; организация транспортного обслуживания населения, строительство и содержание дорог; благоустройство и озеленение территории муниципального образования; охрана памятников истории культуры, использование муниципального жилищного фонда; организация предоставления бесплатного дошкольного, школьного, дополнительного образования; организация оказания медицинской помощи; охрана общественного порядка и др.)

Территориальная организация самоуправления основывается на объединении общегосударственных и местных интересов.

Среди самых важных признаков органов местного самоуправления выделяют их правовую, организационную, материальную и финансовую автономии.

Правовая автономия означает, что органы местного самоуправления наделены собственными, присущими только им полномочиями, которые закреплены Конституцией и действующим законодательством. В пределах этих полномочий органы местного самоуправления обладают полной свободой действий.

Организационная автономия органов местного самоуправления проявляется в их возможности самостоятельно определять и строить свою внутреннюю структуру, с тем, чтобы она соответствовала местным условиям и обеспечивала эффективное управление. Действуя в рамках закона, органы местного самоуправления не подчиняются другим органам. Контроль же за ними осуществляется лишь с целью обеспечения законности их действий.

Материальная и финансовая автономия органов местного самоуправления проявляется в их праве владеть и распоряжаться средствами и имуществом для реализации своих функций и полномочий.

Местное самоуправление имеет свою систему, которая состоит из территориальной общины, сельского, поселкового и городского совета, сельского, поселкового и городского головы, исполнительных органов сельского, поселкового, городского совета, районных и областных советов.

Местное самоуправление осуществляется территориальной общиной как непосредственно, так и через органы местного самоуправления - сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы.

5. Как обеспечить безопасность свидетелей, дающих в суде показания против организованной преступности?

Для того чтобы защитить свидетелей, дающих показания, государству нужно создать специальные условия для этих людей: скрывать его имя, внешность, вести судебное заседание в закрытом режиме. Так же при необходимости защищать его жилище и имущество. Предусматривать выдачу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, временное перемещение в безопасное место, замену удостоверяющих личность и иных документов, изменение места работы или учебы. Самое главное, нужно так организовывать защиту свидетелей, чтобы они чувствовали себя в полной безопасности и чтобы у других людей не возникало ощущения незащищенности и нежелания помогать следствию.

Выборы.

1. Нужно ли ввести правило об отзыве депутата? Обоснуйте ответ.

Отзыв выборного лица местного самоуправления как институт непосредственной демократии представляет собой форму ответственности выборного лица перед населением, содержанием которой является возможность досрочного прекращения полномочий выборного лица по воле избирателей.

Решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенных уставом муниципального образования к его ведению, зависит во многом от того, насколько эффективно организована работа органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, насколько инициативны и предприимчивы они в своей деятельности. Поэтому в случае неудовлетворительного решения вопросов местной жизни претензии населения муниципального образования должны быть обращены к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также к себе, ибо население самостоятельно формирует муниципальные органы. Все это обусловливает необходимость функционирования и использования в системе местного самоуправления института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, различных форм контроля их деятельности. Конституцией РФ установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Отсюда следует, что граждане осуществляют свою власть прежде всего через своих представителей в этих органах. Это право нарушается, если избиратели утрачивают доверие к депутату и выборным должностным лицам. Поэтому право на их отзыв жизненно необходимо и является неотъемлемым элементом народовластия.

  1. Как и при каких условиях, по-вашему, выборы могут способствовать повышению эффективности государственной власти и местного самоуправления?

Испанский полководец 16 века Альварес Толедо Фернандо сказал: «Каждый народ имеет того правителя, которого он заслуживает». Я согласна с этим высказыванием. Мы очень любим ругать власть, винить чиновников в том, что у нас не так хорошо устроена жизнь, как бы нам этого хотелось. А давайте зададимся вопросом: «Откуда же взялись эти недобросовестные чиновники, депутаты, главы?» Не мы ли сами вручили им огромные полномочия и власть? Что мы знаем о них? Где же мы были в день выборов? Почему сделали именно такой выбор? У нас в стране избирательное право соответствуем всем демократическим принципам: выборы всеобщие, равные, прямые, тайные. У нас не только есть право избирать, но и идти во власть. Кто же мешает нам стать таким народным избранником, чтобы нами гордились? Демократия дает нам возможность также контролировать выборных представителей, требовать их отчетов о том, как выполняются наши наказы. Электронные средства связи облегчают общение с государственными людьми. Таким образом, от граждан зависит очень многое. Нужно только обладать активной жизненной позицией, обладать правовой культурой.

3. Какая из двух избирательных систем – пропорциональная и мажоритарная – справедливее?

Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательных систем , применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер . Мажоритарная избирательная система - система выборов в коллегиальный орган (парламент ) или должностного лица , при которой избранными считаются кандидаты , получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу , где они баллотируются.

Я считаю более справедливой пропорциональную избирательную систему, потому что в результате учитывается мнение и интересы меньшинства, при мажоритарной же системе выигрывают те избиратели, чей кандидат получил большинство голосов на выборах, получается, что интересы остальных избирателей защищать некому.

4. Докажите демократизм выборов в средневековом Новгороде.

Большое значение в жизни древнего Новгорода имело вече. В основе решений веча лежал принцип единогласия . Для принятия решения требовалось согласие подавляющего большинства присутствующих. Однако достигнуть такого согласия удавалось далеко не всегда и не сразу. При равном распределении голосов, зачастую происходила физическая борьба и повторение собраний, пока не будет достигнуто соглашение. Например, в Новгороде в 1218 году после битв одного конца против других, веча по одному и тому же вопросу продолжались целую неделю, пока не «сошлись братья все единодушно». На вече решались самые существенные вопросы внешней и внутренней политики Новгородской земли. В том числе были случаи приглашения и изгнания князей, вопросы войны и мира, союза с другими государствами - всё это входило иногда в компетенцию веча. Вече занималось законодательством - на нём утверждена Новгородская Судная грамота .. Этим и доказывается демократизм выборов в средневековом Новгороде.

5. Избирательное право - важнейшее из политических прав граждан в демократическом государстве. Как, по-вашему, несут ли граждане ответственность за свой выбор? Если да, то в чем она состоит?

Граждане несут ответственность за свой выбор. Мы сами выбираем себе правителей. Кто будет главой нашего государства, кто будет создавать законы, зависит только от нас. Поэтому, нужно хорошо обдумать, за кого проголосовать, учесть все плюсы и минусы того или иного кандидата. Не доверять пустым громким обещаниям. Делать осмысленный выбор. Обязательно ходить на выборы, не давать возможность манипулировать неиспользованными бюллетенями. И голосовать за того, кто уже делами доказал свою состоятельность. Будущее нашей страны зависит от нас и от нашего выбора.

Эссе

Какие из гражданских прав вы считаете самыми важными и почему?

К личным или гражданским правам относятся право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на частную жизнь, тайну переписки, телефонных переговоров и сообщений, право определять и указывать свою национальную принадлежность, неприкосновенность жилища, свобода передвижения, свобода, совести. Безусловно, самым ценным является право человека на жизнь. Но я считаю также очень важным право на частную жизнь. Каждый из нас имеет собственный мир, в который не хочет допускать никого. Эта область нашей жизни и называется частной. Частная жизнь по Конституции РФ неприкосновенна. Это значит, что сбор, хранение, распространение какой-либо информации о частной жизни человека без его на то разрешения запрещены. Более того, лицам, которые в силу своих профессиональных обязанностей могут узнать наши тайны (врачи, нотариусы, адвокаты, священники), закон запрещает нарушать профессиональную тайну и предоставлять кому-либо сведения о личной жизни человека. Мы не обязаны предоставлять кому-либо сведения о себе, наших родных и близких, о наших личных антипатиях. Честь и доброе имя защищаются законом. За оскорбление, распространение клеветы или сведений, порочащих человека, предусмотрена юридическая ответственность. Но, к сожалению, в нашем обществе нет культуры частной жизни. Окружающие могут не только задавать неудобные вопросы о личной жизни человека, ставя его в неловкое положение, прилюдно обсуждать события частной жизни людей, но и вторгаться в личное пространство. Частыми в нашей жизни стали факты публикации недостоверной информации в СМИ, порочащей достоинство человека, публичных оскорблений, хамства, сплетен, которые становятся достоянием общественности. Очень редко люди также прибегают к судебной защите своего доброго имени. Считается, что в суд с таким «незначительным» делом обращаться неудобно. Вот и переживает человек несправедливость в душе, теряет покой, здоровье. А безнаказанный обидчик ведет себя как победитель и может уже выбирает следующую «жертву». Хочется сказать и себе и окружающим: «Стоп! Посторонним вход запрещен!»

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия. «Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде». (Г. Гегель)

29.2 Экономика. «Пока вы не поняли потребителя, вы не сможете понять cyщества деятельности вашего предприятия». (Т. Питерс, Р. Уотермен)

29.3 Социология, социальная психология. «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - мысли его спутаются, характер ожесточится психология, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря». (Д. Дидро)

29.4 Политология. «Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином». (B.A. Сухомлинский)

29.5 Правоведение. «Наследующий почести наследует и бремя». (Павел)

Пояснение.

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер , прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.1. Раздел обществознания , в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

2. Структура мини-сочинения:

2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий , их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно , чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер , которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников . В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.). Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

Иоффе и заведующий кабинетом истории и общественных дисциплин Орловского института усовершенствования учителей Л. Учительская Газета Все занятия проходили в активной интерактивной форме. Участники выразили желание использовать полученные материалы идеи в самых различных формах: Отмечали разнообразие форм работы, компетентность и профессионализм преподавателей, доброжелательную обстановку: Семинар показал, что интерактивные методы можно и нужно использовать и при слабой технической оснащенности школ.

Очень вдохновила, удивила система подачи материала. Радовало отсутствие нудных лекций, время пролетало незаметно, а главное - с толком. Вместе с тем для преподавателей остаются актуальными и некоторые вопросы, связанные с гражданским образованием в современной России: Как использовать полученный материал при отсутствии времени для изучения многих вопросов?

  1. Как проводить интерактивные занятия, если в классе более 30 учеников?
  2. Учитель обращает внимание на тему урока.
  3. Что вы о них знаете название, страна и т.

Каково соотношение активных интерактивных методов с единым государственным экзаменом? Как проводить интерактивные занятия, если в классе более 30 учеников?

Каковы возможные варианты планирования по курсу гражданского образования?

Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда н

Как в учебном плане будет представлена программа гражданского образования? Участники семинара разработали уроки с использованием активных интерактивных методов. В ходе мозгового штурма выясняется первоначальное понятие.

Каждой предлагается нарисовать символ гражданина. Работа в группах с документами: Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином В. Работа в группах по ситуациям в каких ситуациях проявил себя как гражданин. Учитель обращает внимание на тему урока. Какое высказывание может служить эпиграфом к уроку и почему? Этапы поведения до вступления в брак: Закончился период ухаживания, молодые люди решили оформить свои отношения и заключить брак.

Что же такое брак как социальный институт общества? Какими понятиями характеризуется современная семья текст учебника Салыгина?

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Фиксируем на доске Нуклеарная: Назовите известные вам проблемы. Создание модели идеальной семьи по группам: Общие параметры выбираются как параметры идеальной семьи.

За последние 10 лет количество браков уменьшилось, разводов - увеличилось. Все больше становится людей, не желающих официально регистрировать отношения, и тех, кто хочет жить в одиночестве. Это тенденция нового времени или деградация общества? На 1000 браков - 600 разводов. По данным переписи, замужних женщин больше, чем женатых мужчин. Ход урока Как Некрасов понимает патриотизм? Как Пушкин понимал патриотизм? Давайте познакомимся с некоторыми подходами к этому понятию. В чем состоит смысл каждого из них?

В чем автор видит суть патриотизма? С какими мыслями автора вы согласны, а с какими могли бы поспорить? Получат возможность соотнести понятия смертная казнь и неотъемлемое право человека на жизнь, высказать собственное мнение по этой проблеме. Спустя некоторое время после казни выяснилось, что он совершенно невиновен. С тех пор перед началом каждого суда в Венецианской республике специальный глашатай громко выкрикивал, обращаясь к судье.

Что подразумевается под этой фразой?

Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином

Какую проблему мы будем рассматривать на уроке? На магнитной доске вывешивается ватман с таблицей.

Каждый ребенок подходит и голосует: Сообщение учителя А Историческая справка. Периоды в истории России, когда смертная казнь применялась. В Конституция РФ 1993 г. Д Отношение к смертной казни в других государствах. Е Методы смертной казни гильотина, электрический стул, газовые камеры, инъекции. Ж Примеры судебных ошибок во время процесса над Чикатило выяснилось, что многие люди несправедливо были осуждены за его преступления. Класс делится на 4 группы можно использовать результаты диагностики.

Вступление к следующему этапу.

Зарплата учителя

Мы знаем, что законы появились в глубокой древности и сохранились до сих пор. По усмотрению учителя по степени готовности класса можно это вступление заменить вопросами: Когда появились первые законы? Что вы о них знаете название, страна и т. Работа с документами по группам: Конституция РФ 1993 г. Чем это можно объяснить? Учитель записывает на доске, ученики - в тетрадях.

Выдающийся советский педагог, писатель, человек, внесший огромный вклад в развитие педагогики, чьи высказывания и строки из книг стали крылатыми выражениями - Василий Александрович Сухомлинский. Он создал такую систему образования, в основе которой находится личность ребенка. Он считал, что именно она обладает высшей ценностью, и она должна стать основой процесса образования и воспитания. Сухомлинский огромное значение уделял формированию мировоззрения ребенка через труд, познание красоты окружающего мира, творческой деятельности, чтения книг и сочинения сказок вместе с детьми.

В своих известных произведениях «Письма к сыну», «Сердце отдаю детям», «Воспитание человека» он сформулировал базовые принципы воспитания ребенка. И несмотря на то, что эти принципы были обозначены им около полувека назад, они и сегодня не теряют актуальности, а скорее даже наоборот.

50 важнейших принципов воспитания

  1. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
  2. Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.
  3. Каждый твой шаг в конце концов отражается на твоем ближнем, потому что идешь ты куда-то и с какой-то целью; каждое твое слово в душе другого отзовется, но, как оно отзовется, это зависит от тебя. Уже то, что ты смотришь на окружающий мир и видишь его, таит в себе и добро, и зло: всё зависит от того, что ты увидишь и как увидишь.
  4. На каждом шагу перед ребенком, подростком, юношей - камень, который можно обойти, но можно и убрать с дороги, освободив ее для других людей и расчистив тропинку к собственной совести.
  5. Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно подстегивать ленивую лошадь, а в четверке и пятерке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут и пряник.
  6. Лучше всего чувствуют себя те, кто рано ложится спать, спит достаточно времени, рано пробуждается и занимается интенсивным умственным трудом в первые пять-десять часов после пробуждения (в зависимости от возраста). В последующие часы бодрствования интенсивность труда должна ослабевать. Совершенно недопустим напряжённый умственный труд, особенно заучивание, в последние 5-7 часов перед сном. На многих фактах мы убедились, что, если ребёнок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим.
  7. Искусство и мастерство воспитания заключается в том, чтобы ни один камушек не остался обойденным, чтобы совесть не давала человеку покоя, если в душе зашевелится мягкое, с первого взгляда безобидное существо, имя которому - лень.
  8. Малыш плохо выполняет работу не потому, что не хочет, а потому, что не имеет представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, – за что же ему ставить оценку?
  9. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее.
  10. Кое-кто из родителей (к сожалению, и отдельные педагоги) считают, что в разговоре с детьми надо всегда придерживаться какого-то детского тона; в этом тоне чуткое ухо ребенка улавливает сюсюканье. На детский лепет взрослого человека неискушенное детское сердце откликается капризами. Я всегда остерегался опасности сбиться на этот тон и, ни на мгновенье не забывая, что передо мной дети, видел в маленьком человеке будущего взрослого гражданина.
  11. Самое плохое, что нередко сопровождает труд детей, это мысль, что они делают большое одолжение взрослым и поэтому заслуживают большой похвалы, даже награды….
  12. Трудно представить что-либо другое, в большей мере уродующее душу ребенка, чем эмоциональная толстокожесть, порожденная несправедливостью. Испытывая безразличное к себе отношение, ребенок теряет чуткость к добру и злу. Он не может разобраться, что в окружающих его людях доброе и что злое. В его сердце поселяется подозрительность, неверие в людей, а это - самый главный источник озлобленности.
  13. Мышление начинается с удивления.
  14. Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином. Эгоисты, шкурники, люди, равнодушные к горю и невзгодам других, как раз и вырастают из тех, кто в детстве знает лишь свои желания и не обращает внимания на интересы коллектива.
  15. Умение управлять желаниями - в этой, казалось бы, самой простой, а на самом деле очень сложной человеческой привычке - источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека.
  16. Воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека.
  17. Если ты слышишь порицание, осуждение от старших, от своих товарищей, помни, что, порицая и осуждая, они хотят тебе добра. Чрезвычайно широк диапазон человеческого отношения к злу - от нахмуренных материнских бровей и тяжелого молчаливого вздоха до многолетнего заключения в тюрьму - всё это направлено на то, чтобы спасти человека. Пусть же пробудят в твоей душе угрызения совести тревожные глаза матери и непролитые, засохшие от обиды слезы, тогда не нужны будут строгие приговоры судей и тюрьмы. Развивай чуткость своей совести.
  18. Самое главное, чтобы маленький человек устыдился, - вот тогда он и убоится. Стыд - это, образно говоря, воздух, на котором держатся крылья человеческой ответственности. Чувствуя ответственность, человек боится - боится оказаться плохим. Этот страх не сковывает силы, а стимулирует их, порождая мужество, бесстрашие, моральную стойкость и несгибаемость.
  19. Не иди на компромисс со своей совестью, только так можно выковать характер.
  20. Самое страшное для человека - это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно; проходить спокойно мимо зла и неправды. Опасайся этого, сын, больше смерти, больше любой самой страшной опасности.
  21. Человек без убеждений - тряпка, ничтожество. Раз ты убежден, что на твоих глазах творится зло, пусть сердце твое кричит об этом, борись против зла, добивайся торжества правды.
  22. По-настоящему добрый, человечный человек умеет глубоко ненавидеть - ненавидеть зло, ненавидеть наших врагов - поджигателей войны, растлителей душ молодого поколения. Ненависти же нам нужно учить так же, как и доброте.
  23. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться.
  24. В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу…
  25. Учение - не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения. Отношение ребенка к знаниям, к учению в огромной мере зависит от того, как он относится к учителю.
  26. Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его горе, его обиды и страдания разделяют.
  27. Для ребенка наибольшей несправедливостью со стороны учителя является то, что учитель, поставив несправедливо, по его глубокому убеждению, неудовлетворительную оценку, стремится еще и к тому, чтобы за эту оценку его наказали родители. Если ребенок увидел, что учитель обязательно хочет сообщить родителям о двойке, он ожесточается и против учителя, и против школы. Умственный труд становится для него ненавистным. Огрубение чувств переносится на отношения с другими людьми и, прежде всего, с родителями.
  28. Родители знают: если у сына или дочери в дневнике нет оценок - значит не все благополучно. Знают они и то, что отсутствие оценок - это не вина ребенка, а его беда. А в беде надо помогать.
  29. Я убедил родителей, чтобы они никогда не требовали от детей самых высоких оценок, не рассматривали неудовлетворительную оценку как показатель лени, нерадивости, недостаточного усердия.
  30. К каким только ухищрениям не прибегают дети, чтобы скрыть от матери и отца свои неудачи в школе, а от учителя - нерадивость. Чем больше недоверия к ученику, тем больше ребенок проявляет изобретательности в обмане, тем благоприятнее почва для лени и нерадивости.
  31. Тот, кого я учу, - это прежде всего живой человек, ребенок, а потом - ученик. Оценка, которую я ставлю ему, - это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку.
  32. Смысл жизни - в служении людям.
  33. Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания - наука о нравственности, этика.
  34. Призвание - это не что-то приходящее к человеку извне. Если бы в средней школе, начиная, наверное, со второго класса, ты не сидел над схемами радиоприемников, если бы не трудился - вряд ли появилось бы это призвание. Призвание - это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню.
  35. Меня очень беспокоит потребительское отношение некоторой части нынешней молодежи к духовным ценностям, особенно к музыке. Не хотят учиться играть на скрипке или на кобзе, не хотят петь. Довольствуются музыкой, записанной на пленку. Нажал кнопку - и музыка есть, не надо учиться, не надо думать. Так легко дойти до полного отупения.
  36. Где зубрежка - там и шпаргалка. Это самое страшное, это гибель для творческого разума. Прибегающий к шпаргалкам обрекает себя на ограниченное скольжение по поверхности фактов и явлений, превращает сам себя в ленивое, малоразвитое существо. Шпаргалки в вузах - это дитя лени мысли. Они как раз и появляются в результате того, что человек не рассуждает, не размышляет; у него нет ничего непонятного, он стремится запомнить, запомнить, запомнить…
  37. Инженером можно стать за 5 лет, учиться же на человека надо всю жизнь.
  38. У тебя будут дети, ты будешь озабочен тем, чтобы они стали настоящими людьми; так знай же, что самое главное в творении человека - это воспитание способности дорожить человеческой жизнью как самым дорогим, бесценным богатством.
  39. Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.
  40. Настроить самую тонкую струну в человеческой душе - человечность - это значит прежде всего научить маленького человека творить радость для другого человека и испытывать в связи с этим высшую человеческую радость.
  41. Чем меньше у человека культуры, чем беднее его умственные, эстетические интересы, тем чаще просыпаются инстинкты и дают о себе знать грубостью.
  42. Не должно быть людей незаметных, людей - безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных. Быть неповторимой личностью - это зависит в большей мере от самой личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным.
  43. Надо тонко чувствовать три вещи: можно, нельзя и надо. Тот, кто чувствует эти вещи, обладает важнейшей особенностью гражданина - чувством долга
  44. Ты имеешь право говорить о зле в родном доме только тогда, когда ты сделал что-то хорошее. Право сказать одно слово о плохом добывается десятью добрыми делами.
  45. Самое важное и самое трудное для человека - всегда, во всех обстоятельствах оставаться человеком.
  46. Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданные для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор, пока не почувствовал, не пережил на собственном опыте (а опыт сам к нему никогда не придет), что важнейший источник его личной радости - это труд и пот старших, он будет убежден, что мать и отец существуют лишь для того, чтобы приносить ему радости и счастье. С первого взгляда это кажется парадоксальным: в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети иногда вырастают бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет: ребенок вырастает лишь потребителем радостей, а это самое страшное, что может быть в воспитании, потому что величие и красоту добра переживает лишь тот, кто знает высшую человеческую радость - радость творения добра для людей. Только эта, поистине бескорыстная и поэтому подлинно человеческая радость является силой, облагораживающей юное сердце.
  47. Жалость к самому себе - вот душевное состояние, которое я без преувеличения называю неисчерпаемым источником эгоизма. Не допускай, чтобы у детей зародилось это состояние, оно породит ожесточенность. Пусть человек умеет жалеть себя лишь поскольку, поскольку он умеет быть добрым и жалостливым к другим.
  48. Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, - настоящий человек.
  49. Труд - это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.
  50. Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость - радость потребления.