Полезно знать - Автомобильный портал

Концепция реформирования бюджетного процесса. Организация бюджетного процесса в российской федерации Бюджетный процесс на региональном уровне

Бюджетный процесс на уровне субъекта РФ - это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность субъекта РФ по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета субъекта РФ, его исполнению, а также составлению и утверждению отчета о его исполнении.

Бюджетный процесс на уровне субъектов РФ осуществляется по принципам и стадиям, присущим бюджетным процессам других уровней: 1) составление проекта бюджета; 2} рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Детальное регулирование бюджетного процесса на региональном уровне осуществляется нормативными правовыми актами субъекта РФ в соответствии с федеральным законодательством. Законодательный (представительный) орган власти субъекта РФ разрабатывает на своей территории порядок и условия представления проекта соответствующего бюджета, рассмотрения проекта бюджета, утверждения бюджета, его уточнения в ходе исполнения. Названный порядок закрепляется в законе о бюджетном процессе соответствующего субъекта РФ, нормы которого не должны противоречить федеральным нормативным финансово-правовым актам (например, Закон Омской области от 08.10.2007 № 952-03 «О бюджетном процессе в Омской области»; Закон Забайкальского края от 07.04.2009 № 155-ЗЗК «О бюджетном процессе в Забайкальском крае» и др.).

1. Составление проекта бюджета. Составлению проекта бюджета субъекта РФ предшествует разработка прогнозов, планов развития и целевых программ соответствующего региона. На основании этих расчетов исполнительный орган государственной власти составляет проект бюджета субъекта РФ и вносит его на рассмотрение соответствующего представительного органа власти согласно п. 1 ст. 185 БК не позднее 1 ноября текущего года. Конкретные сроки внесения проекта бюджета устанавливаются представительным органом власти субъекта РФ самостоятельно. Правительство РФ до начала очередного финансового года доводит до законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на следующий год. Минфин России организует работу по доведению до законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ инструктивных писем об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год. Федеральные органы власти устанавливают единые для всех территорий нормативы отчислений от регулирующих налогов и объемы финансовой помощи по каждому нуждающемуся субъекту РФ. В свою очередь, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ предоставляют федеральным исполнительным органам государственной власти отчеты об исполнении бюджетов за прошлый финансовый год, а также утвержденные бюджеты на текущий финансовый год. Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе вносить свои предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом государственной власти показателей. В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджетов субъектов РФ исполнительный орган государственной власти предоставляет в федеральный орган исполнительной власти необходимые расчеты для обоснования размеров финансовой помощи.

Рассмотрение этих предложений первоначально производится в соответствующем исполнительном органе государственной власти. В случае их полного или частичного отклонения федеральный орган исполнительной власти обязан совместно с заинтересованным органом исполнительной власти субъекта РФ составить протокол об имеющихся разногласиях. Для их рассмотрения законодательные (представительные) органы государственной власти на паритетных началах образуют согласительную комиссию. Результаты работы согласительной комиссии доводятся до сведения законодательных (представительных) органов государственной власти всех уровней. Окончательное решение принимается федеральным законодательным (представительным) органом государственной власти.

Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ доводят до органов местного самоуправления соответствующие указания по разработке проектов бюджетов.

2. Сгладил рассмотрения и утверждения бюджетов субъектов РФ в каждом регионе осуществляется различно. Единым правилом является постатейное рассмотрение проекта бюджета законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Как правило, предварительное рассмотрение проекта закона о бюджете субъекта РФ проходит в комитетах законодательного (представительного) органа государственной власти региона. Для более тщательного предварительного обсуждения законопроекта о бюджете комитеты могут проводить открытые депутатские слушания. Затем комитет по бюджетным вопросам в установленный региональным бюджетным законодательством срок анализирует и обобщает заключения комитетов и выводы депутатских слушаний и готовит сводное заключение по проекту закона о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. Сводное заключение направляется исполнительному органу государственной власти субъекта РФ в целях доработки указанного законопроекта с учетом предложенных замечаний. Срок его доработки устанавливается бюджетным законодательством субъекта РФ. Уточненный проект закона о бюджете вносится на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, который в установленный срок его рассматривает и принимает постановление о принятии проекта закона о бюджете за основу либо о его отклонении.

Процедура рассмотрения проекта закона о бюджете в субъектах РФ регламентирована по-разному. Например, ст. 15 Закона Омской области от «О бюджетном процессе в Омской области» допускает рассмотрение проекта закона об областном бюджете в двух чтениях; ст. 20-22 Закона Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» предписывают Законодательному собранию Санкт-Петербурга рассматривать проект бюджета в трех чтениях.

В случае непринятия закона о бюджете субъекта РФ на следующий год до начала нового финансового года законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимает постановление, предоставляющее право исполнительному органу государственной власти осуществлять бюджетное финансирование на определенный срок в размере 1/12 объема расходов предыдущего года,

3. Исполнение бюджета субъекта РФ относится к компетенции исполнительных органов государственной власти субъекта РФ. Непосредственное исполнение бюджета осуществляется финансовыми органами на основе годовой (с поквартальным распределением) росписи доходов и расходов бюджета, составляемой в соответствии с поквартальным распределением доходов и расходов этого бюджета.

По общему правилу, установленному ст. 215.1 БК, кассовое исполнение региональных бюджетов осуществляется Федеральным казначейством. Вместе с тем абз. 5 названной статьи допускает передачу органами Федерального казначейства полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, исполнительным органам государственной власти субъекта РФ. Передача названных полномочий осуществляется при условии их финансового обеспечения за счет собственных доходов регионального бюджета и наличия в собственности субъекта РФ имущества, необходимого для осуществления принимаемых функций.

Исполнение бюджета субъекта РФ начинается 1 января и заканчивается 31 декабря года, на который этот бюджет утвержден. Порядок совершения заключительных операций по бюджету устанавливается финансовым органом соответствующего субъекта РФ по согласованию с территориальным органом Федерального казначейства и территориальным органом Банка России.

4. Отчет об исполнении бюджета субъекта РФ готовит исполнительный орган государственной власти, ответственный за исполнение бюджета. Отчет составляется на основании отчетов главных распорядителей бюджетных средств с обязательным соблюдением требований бюджетной классификации. Как правило, в годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ включаются также определенные документы и справочно-информационные материалы: сведения о займах (ссудах), выданных из бюджета субъекта РФ, о выданных гарантиях и поручительствах по кредитам кредитных организаций; справка об использовании внутренних и внешних заимствований по каждому виду заимствования, условиях заимствования и сроках возврата; реестр внутреннего и внешнего долга субъекта РФ и т.п. Например, ст. 42 Закона г. Москвы «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве» устанавливает, что одновременно с проектом закона Москвы об исполнении бюджета города в Московскую городскую Думу представляются: сведения об исполнении консолидированного бюджета Москвы за прошедший год; отчет о ходе выполнения городских целевых программ; отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства Москвы; отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.

Отчет об исполнении бюджета представляется соответствующему законодательному (представительному) органу государственной власти для рассмотрения. В большинстве субъектов РФ действует правило об одновременном представлении отчета и в финансов о-контрольный орган (контрольную, счетную палату и т.п.) региона. По результатам рассмотрения законодательный (представительный) орган государственной власти принимает решение в форме закона об утверждении отчета. Утвержденный отчет об исполнении бюджета субъекта РФ или решение о его отклонении подлежат обязательному опубликованию в соответствующих официальных СМИ.

При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе государственной власти субъекта РФ может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета, осуществляемый органами Минфина России согласно заключенным соглашениям между исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и Минфином России.

Законодательный (представительный) орган государственной власти принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения аудиторского заключения соответствующего контрольно-счетного органа. Если в ходе внешнего аудита бюджета будет выявлено несоответствие его исполнения утвержденному, росписи доходов и расходов бюджета, бюджетным ассигнованиям при условии, если не вводился режим сокращения расходов, соответствующий законодательный (представительный) орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета. В этом случае исполнительный орган государственной власти имеет право обратиться в прокуратуру для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Если законодательство субъектов РФ предусматривает ответственность исполнительного органа государственной власти перед законодательным (представительным) органом государственной власти (досрочное прекращение полномочий, выражение недоверия и др.) что последний вправе возбудить процедуру привлечения к ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц. После утверждения отчетов об исполнении бюджетов исполнительные органы государственной власти публикуют их в СМИ.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Институт социальных наук

Региональная бюджетная система РФ (на примере Иркутской области)

Работу выполнил:

Студентка группы

Работу проверил:

Иркутск, 2009

Введение………………………………………………………………3

§1. Региональный бюджет…………………………………………...5

    Понятие регионального бюджета……………………………..5

    Бюджетный процесс…………………………………………...7

§2. Бюджет Иркутской области…………………………………….15

Заключение…………………………………………………………..22

Список используемой литературы…………………………………23

Введение.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Бюджетная система государства является одним из его фундаментальных составляющих, обеспечивающих рациональное поступательное развитие системы общественных благ, рост эффективности как всего национального хозяйства, так и хозяйств, составляющих его территориальных образований.

Организация формирования и исполнения федерального, регионального и муниципальных бюджетов базируется на полномочиях каждого из этих уровней управления. При этом уровень самостоятельности каждого из уровней бюджетной системы неодинаков. Так, источники доходов, закрепленные за органами местного самоуправления, обеспечивают всего около 5% бюджетов муниципальных образований. Значительная доля субъектов Российской Федерации относится к депрессивным и отсталым регионам, а, следовательно, является с позиций самостоятельности формирования бюджетов, дотационной. Для регионов-доноров процесс монетаризации льгот также поставил много новых сложных задач.

Таким образом, приоритетной задачей для органов управления финансами является обеспечение бюджетной безопасности, особенно в региональном разрезе, гарантирующей как выполнение закрепленных функций государственной власти, так и обязательств перед собственным населением, что и определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Каждый регион (субъект РФ) принимает и исполняет свой собственный бюджет для того, чтобы обеспечить выполнение государственных функций на своей территории. В бюджетном процессе на региональном уровне принимают участие законодательные и исполнительные органы власти региона.

§1. Региональный бюджет.

1. Понятие регионального бюджета.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

    первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

    третий уровень - местные бюджеты.

Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территории.

В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержание дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территории, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

В материальном смысле бюджет субъекта Российской Федерации - это денежный фонд, находящийся в собственности данного субъекта. При этом под денежным фондом понимается обособленная совокупность денежных средств, распределенных на определенные группы, имеющие свое целевое назначение, порядок использования и орган, который ими распоряжается.

В материальном смысле бюджет субъекта Российской Федерации - это имущество (в денежной форме), принадлежащее субъекту Российской Федерации на праве государственной собственности и входящее в состав его казны.

Как экономическая категория бюджет субъекта Российской Федерации - это совокупность экономических отношений, которые возникают в связи с формированием и распределением бюджета как денежного фонда субъекта Российской Федерации. При этом различаются два вида экономических финансовых отношений: приходные и расходные. Первые отношения опосредуют движение денежных средств от плательщиков в бюджет и выражают его формирование как денежного фонда. Будучи стороной этого отношения, субъект Российской Федерации выступает в качестве получателя денежных средств. Примером могут служить налоговые отношения, которые выражают одностороннее движение стоимости в денежной форме от плательщика в бюджет субъекта Российской Федерации, не сопряженное встречным движением стоимости в товарной форме. Вторые - расходные экономические отношения выражают расходование (распределение) бюджета и движение денежных средств из бюджета к получателю бюджетных средств. Как сторона данного отношения субъект Российской Федерации выступает в качестве поставщика денежных средств.

Как правовая категория бюджет субъекта Российской Федерации - это финансово-правовой акт субъекта Российской Федерации, посредством которого утверждается финансовый план формирования и распределения создаваемого на уровне субъекта

Российской Федерации денежного фонда, предназначенного для финансирования задач и функций данного субъекта. М.И. Ткачук «Финансы» Изд-во «Юрайт» М-2005, С-316

Правовая форма, в которую облачается бюджет как финансовый план, предопределяется тем, о каком бюджете - федеральном, субъекта Российской Федерации или местном, идет речь. Федеральный бюджет утверждается федеральным законом, бюджеты субъектов Российской Федерации - законом соответствующего субъекта, местный бюджет -решением представительного органа местного самоуправления.

2.Бюджетный процесс.

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Основные стадии бюджетного процесса

1) Бюджетное планирование

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

2) Составление проектов бюджетов

Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.

Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

Составление бюджета основывается на:

Бюджетном послании Президента РФ;

прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год (ПСЭР).

Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ (региона, территории) формируется перспективный финансовый план (ПФП), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. ПФП законодательно не утверждается. Цели разработки ПФП: информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы, прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия необходимых мер. ПФП разрабатывается на три года (первый - год, на который разрабатывается бюджет, два следующих - плановый период, на протяжении которого прослеживаются результаты заявленной экономической политики).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070

М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. -

© Гареев А.З.,2016

УДК 332.1; 336.14

К. В. Гарифуллина, студент Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ Научный руководитель: Р. Р Яруллин, д.э.н., профессор Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, ИНЭФБ, БашГУ

ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В РФ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы бюджетного процесса в РФ на региональном уровне и пути их решения.

Ключевые слова

Бюджетная система, бюджетный процесс, региональный бюджет, доходы, расходы.

Бюджетная система любой страны, в том числе РФ, является финансовой основой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий. Успешность развития всего государства в целом и его отдельных территорий в частности во многом зависит от сбалансированности его бюджетной системы, взаимосвязи и разграничения полномочий между различными уровнями этой системы.

В РФ бюджетная система представлена четырьмя уровнями: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований и государственные внебюджетные фонды. Каждое из представленных звеньев является очень важным, так как на каждом уровне решаются определенные задачи и функции.

Проблемы бюджетного процесса на региональном уровне:

1. При разработке проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также при формировании отчета об исполнении бюджета, многие вопросы методологии, методики, а также процедуры технического характера остаются до конца не проработанными на законодательном уровне.

2. Бюджетным кодексом РФ определены основы планирования расходов и прогнозирования доходов. С одной стороны, расходы должны быть профинансированы органами государственного и регионального управления в полном объеме при любом развитии событий, а с другой стороны, с точностью определить поступление доходов не всегда представляется возможным. Но данное законодательное определение косвенно вынуждает регионы снижать свои плановые показатели по доходным поступлениям, поскольку в случае полного и достоверного отражения всех собственных доходов они утрачивают возможность получить больший объем финансовой помощи. Тем самым нарушается один из важнейших принципов бюджетной системы РФ - полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов.

3. Отсутствие необходимой информации для расчетов. Какой бы совершенной ни была методика, использование недостоверной информации сводит на нет все усилия при планировании. Не все данные относятся к внутренним источникам. Требуются также данные от налоговых, регистрирующих органов, органов статистики. Получение необходимых сведений - это значительные затраты времени.

4. Разработка методики расчета показателей должна быть простой, основываться на закономерностях развития базы для исчисления того или иного показателя.

5. Рассматривают и утверждают бюджеты на региональном уровне городские и областные администрации соответствующих единиц. Большая часть депутатов формируется из работников, занятых в социальной сфере. Однако следует учитывать, что многие народные избранники недостаточно знакомы с

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070

бюджетным процессом, не всегда они желают вникать в его сущность. Это становится причиной недостаточно обоснованных изменений в показателях бюджетного плана.

6. На стадии исполнения бюджета возникает незавершенность реформирования механизма учета и отчетности в бюджетной сфере.

Постоянные изменения в системе учета как доходов и расходов, так и источников финансирования дефицита бюджетов приводят к недостоверности данных о системе государственных и региональных финансов, не позволяют осуществлять мониторинг государственных средств в режиме реального времени.

7. Кратковременное отсутствие контроля может привести к невосполнимым бюджетным потерям. В бюджетной сфере особое место должно быть отведено предварительному контролю, поскольку проще не допустить нецелевого использования средств, чем предпринимать попытки вернуть их.

Пути решения данных проблем бюджетного процесса:

Необходим комплексный подход как к этапам бюджетного процесса, так и к его процедурам;

Нельзя игнорировать состояние финансовой грамотности населения;

Наличие общественного контроля за движением государственных и региональных средств позволит повысить ответственность и обеспечить заинтересованность органов управления в рациональном использовании ограниченных региональных доходов;

Необходимо формирование единого информационного поля, объединяющего базы данных налоговых, финансовых и регистрирующих органов;

Комплексный подход к планированию с применением максимального количества методов, в этом случае недостатки того или иного метода будут сглаживаться, но одновременно с этим будут усиливаться их достоинства;

Повысить меры по укреплению доходной базы региональных бюджетов и оптимизации их расходов;

Следует более широко привлекать население к участию в бюджетном процессе. Список использованной литературы:

1. Игонина Н.А. Пути совершенствования механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований /Н.А. Игонина // Право и экономика. - 2015. - №7. - С. 51 - 56.

2. Яруллин Р. Р., Мусин В. Ш. Реформирование бюджетного процесса: основные направления, проблемы и пути их решения// Современные проблемы финансово-кредитной системы: сборник научных трудов/ под общ. ред. проф. Р.Р. Яруллина - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. - с.51-58.

3. Яруллин Р. Р., Кучкин А. С. Направления совершенствования местных и региональных бюджетов. //Финансово-кредитная система Российской Федерации в условиях экономических санкций: сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции/ отв. ред. Р. Р. Яруллин. -Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 77 - 79.

4. Яруллин Р. Р., Гирфанова Н. И. Уровень исполнения расходных обязательств на примере Республики Башкортостан. // Инновационная наука: международный научный журнал: в 3 ч. 2016. №8. Ч. 1. С. 47 - 49.

© Гарифуллина К. В., 2016

УДК 332.2.021

Т.П. Гафиятова

к.э.н., доцент кафедры техники и физики низких температур (механический факультет) Нижнекамского химико-технологического института (филиала) ФГБОУ ВО «КНИТУ»

АГРАРНЫЕ РЕФОРМЫ В ПЕРИОД РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

В преобразовании земельных отношений в переходный период главное место занимала аграрная реформа. Ее проведение в РФ до последнего времени происходило без какой-либо четкой научной концепции и сопровождалось завышенными экономическими издержками, а также социальным напряжением,

"Бюджетный процесс на региональном уровне" Таблица 2

Основные стадии бюджетного процесса

Участники (органы власти)

Характеристика стадии

Составление проекта бюджета

Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ

Разработка проекта закона о бюджете субъекта по тем показателям, которые установлены бюджетным законодательством.

Рассмотрение, утверждение бюджета

законодательный (представительный) орган субъекта РФ

1) внесение проекта бюджета на рассмотрение в законодательный орган субъекта РФ; 2) подготовка к рассмотрению проекта бюджета; 3) рассмотрение проекта бюджета, которое осуществляется в трех чтениях; 4) принятие закона о бюджете.

Исполнение бюджета, ведение бюджетного учета

Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, казначейство

Исполнение бюджет по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат плательщикам излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах данного бюджета. Исполнение бюджета по расходам производится в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета. Казначейство определяет порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также смет расходов бюджетных учреждений.

Контроль за исполнением, внешняя проверка

Органы представительской деятельности на территории данного субъекта

Проверка исполнения проекта бюджета за соответствующий период, право требования отчетности различного вида, анализ действий главных распорядителей

Какой документ регламентирует бюджетный процесс на субфедеральном уровне?

На уровне субъектов РФ бюджетный процесс регламентируется законами (в отдельных субъектах - кодексами) соответствующих субъектов. Муниципальные образования принимают свои нормативные правовые акты (положения и др.), регулирующие бюджетный процесс соответствующего муниципального образования.

Практическая задача

Рассчитать сумму денежных средств отражающихся на индивидуальном личном (персонифицированном) счете работника 1970 г. р. ежемесячно и в целом за год в Пенсионном фонде РФ, если известно, что зачисления по заработной плате составляют 19 тысяч рублей (в течение года зарплата оставалась неизменной).

Ответьте на вопросы:

Сможет ли работник распоряжаться денежными средствами со своего лицевого счета в ПФ в страховой части? Поясните.

Определите какая сумма будет указана к выдаче в расчетном листе на руки, если работник не обращается в бухгалтерию о предоставлении стандартных вычетов по НДФЛ?.

Рассчитайте сумму, которая будет перечислена на счета ФСС, ФОМС и ТОМС ежемесячно и в целом за год за данного работника.

Изменяются ли перечисления страховые взносы на счета ПФ, если сотрудник 1960 г. р.? Обоснуйте. Кто осуществляет перечисления существующих сумм?

В каком случае у сотрудника 1960 г. р. будет формировался накопительная часть пенсии?

Расчет отчислений ежемесячно и за год представлен в таблице 3.

Таблица 3

Наименование показателя

Оклад, тыс. руб.

Пф - всего тыс. руб. (22%)

Накопительная часть (6%)

Страховая часть (16%)

Сентябрь

Итого за год:

Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетный процесс.

Введение
Бюджетный процесс как основной элемент бюджетного устройства финансовой системы государства
Бюджетный процесс на региональном уровне (на примере Свердловской области)
Составление проектов бюджета
Рассмотрение и утверждение бюджета
Исполнение бюджета
Основные проблемы в области бюджетного процесса на региональном уровне и пути их решения
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ

Контрольная работа

по дисциплине: « Бюджет и бюджетная система »

вариант ____ «Бюджетный процесс на региональном уровне»__________

Выполнил:____ _____________

Гр.

Проверил: ___________________

(должность, звание)

__________________________ ______

2011

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетный процесс.

В бюджетной системе Российской Федерации существуют федеральный, региональный и муниципальный уровни. Региональный уровень бюджетной системы включает в себя 88 бюджетов субъектов федерации и столько же бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Целью данной работы является изучение бюджетного процесса на региональном уровне (на примере Свердловской области).

В первой главе рассматриваются теоретические основы бюджетного процесса. Во второй главе представлены этапы бюджетного процесса в Свердловской области. В третьей главе рассмотрены проблемы и перспективы бюджетного процесса.

Основой для исследования стали следующие источники: бюджетный кодекс Российской Федерации; бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах; закон Свердловской области «О бюджетном процессе в Свердловской области»; закон Свердловской области об областном бюджете на 2011 год от 26.11.2010г.

1 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА

Как известно, для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно- территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий.

В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы (организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав) представляют собой бюджетное устройство.

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой, основанную на экономических отношениях и юридических нормах, совокупность всех видов бюджетов страны. В России бюджет и бюджетная система лежат в основе финансового федерализма и призвана реализовать самостоятельность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, обеспечить интересы и права каждого россиянина.

Согласно бюджетному кодексу Российской Федерации, бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов законодательными (представительными) органами. Бюджет - есть ведущее звено всей финансовой системы и основная финансовая категория, предопределяющая жизнеспособность государства и его структур. В бюджетах концентрируются основные доходы и расходы государства и других его общественно - территориальных образований.

Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. 1

В бюджетной системе Российской Федерации существуют федеральный, региональный и муниципальный уровни. Принципиальное отличие федерального бюджета от региональных и муниципальных – наличие секретных статей расходов, что накладывает определенные ограничения на бюджетный процесс.

Региональный уровень бюджетной системы включает в себя 88 бюджетов субъектов федерации и столько же бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Муниципальный уровень бюджетной системы представлен муниципальным бюджетом.

В основе бюджетного процесса любого уровня лежат принципы, характерные для бюджетного устройства РФ: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов.

Принцип единства бюджетной системы (бюджетного процесса) означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип реальности бюджетной системы относится, прежде всего, к доходной части бюджетов, которая должна обеспечиваться реальными поступлениями денежных средств в бюджет. В этом смысле особую важность приобретает налоговое законодательство РФ - бюджет должен основываться на конкретных источниках доходов, закрепленных в специальном законодательстве.

Кроме того, реальное осуществление доходной части бюджета зависит от добросовестности прогноза социально-экономического развития страны. Немаловажное значение в этом отношении имеет и сбалансированность бюджета.

Принцип гласности обеспечивается открытым обсуждением бюджетов и итогов их исполнения на сессиях представительных органов, опубликованием законов о бюджете на предстоящий год, а также отчетов об их исполнении.

Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ самостоятельно:

Обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

Осуществлять бюджетный процесс;

Устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

Определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы. Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов - к функциям органов представительной власти.

Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации бюджетных показателей . Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов - по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию - систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация оформляется специальным юридическим актом.

Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности , выражающийся в ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает этого принципа бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.

Более подробно рассмотрим этапы бюджетного процесса на региональном уровне.

2 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Особенность бюджетов всех уровней - последовательное прохождение постоянно возобновляющихся одних и тех же стадий их формирования и исполнения в установленном законом порядке. Это обусловлено тем, что акт, издаваемый о бюджете того или иного уровня, действует в течение определенного периода времени, по окончании которого должен быть принят новый акт о конкретном бюджете на следующий период времени.

Формирование бюджетов включает в себя следующие стадии: составление бюджетов, их рассмотрение и утверждение. Исполнение бюджетов - следующая стадия прохождения бюджетов в их периодическом цикле. Заключительным этапом стадии исполнения бюджетов является составление и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.