Полезно знать - Автомобильный портал

Образцы протестов прокурора в сфере жкх. Проблемные вопросы прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере жкх. Надзор за исполнением жилищного законодательства

Проблемы исполнения жилищного законодательства были отмечены также в рамках торжественного мероприятия, посвященного 295- летию образования органов прокуратуры РФ. Генеральный прокурор РФ, Юрий Яковлевич Чайка, указал, что за прошедший 2016 год во многом контролировалось ценообразование на жилищно-коммунальные услуги, исполнение законов о реализации и соблюдении прав и свобод некоторых социально незащищенных категорий граждан 1 .

На торжественном заседании с участие Президента РФ Ю.Я. Чайка отметил: «И сегодня прокуратура России - это слаженный коллектив единомышленников, способный решать ответственные государственные задачи» .

Для выполнения стоящих перед органами прокуратуры целей и задач важное место занимает правильная организация их деятельности.

В.Г. Бессарабов определяет организацию работы органов прокуратуры как «своевременную постановку задач перед коллективом и каждым работником, правильную расстановку его членов по различным участкам работы, а также осуществление эффективного руководства данным коллективом с целью обеспечения его деятельности как единого слаженного механизма» .

Указанное определение наиболее полным образом раскрывает содержание организации работы и ее элементы. Организация прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства также характеризуется вышеназванными признаками, и в целом ее можно рассматривать как комплекс взаимосвязанных мер, принимаемых уполномоченными прокурорскими работниками, направленных на наиболее эффективное устранение нарушений жилищного законодательства и жилищных прав граждан, их обеспечению, а также улучшению качества и результативности проводимых прокурорских проверок и принимаемых мер прокурорского реагирования.

Центральное место в организации прокурорского надзора занимает правильное и эффективное распределение обязанностей в зависимости от объективных (объем выполняемой работы и время, затраченное на ее выполнение) и субъективных (способность к труду, отношение к выполняемой работе) факторов , информационно-аналитическая работа и планирование.

На уровне Генеральной прокуратуры РФ и прокуратур субъектов РФ создаются управления и отделы, осуществляющие надзор за исполнением законов, включающие в себя и надзор за исполнением жилищного законодательства. Так в системе Генеральной прокуратуры РФ действует Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, которое, помимо иных, также включает в себя Управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан, Управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики. В структуре органов прокуратуры Саратовской области действует Отдел по надзору за исполнением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства; Отдел по надзору за законностью правовых актов и исполнением законов в социальной сфере и другие.

В большинстве районных (городских, межрайонных) прокуратур отсутствуют отдельные подразделения, обязанности работников определяются приказом или распоряжением руководящего прокурора о распределении обязанностей. Следует учитывать, что жилищное законодательство очень объемно и сложно, поэтому обязанности по осуществлению надзора за его исполнением и соблюдением жилищных прав граждан должны быть возложены на профессионально подготовленные квалифицированные кадры.

Важное место в организации работы прокуратуры занимает информационно-аналитическая деятельность, которая представляет собой постоянный и непрерывный процесс, включающий в себя определение источников информации, в которых могут содержаться сведения о правонарушениях, сбор, учет и накопление, анализ полученной информации, а также выработка и формулирование выводов для принятия управленческих решений .

Ведение информационно-аналитической работы осуществляются по двум направлениям: внешнее (сбор и учет информации о состоянии законности в целом, поступающей от поднадзорных органов) и внутреннее (сведения, полученные по результатам осуществления, собственно, прокурорского надзора, к примеру, материалы ранее проведенных проверок, докладные записки и др.).

Источники информации, поступающей в органы прокуратуры, указаны в пункте 6 приказа Генерального прокурора от 7 декабря 2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» . К ним относятся: обращения граждан, должностных лиц, сообщения средств массовой информации (далее - СМИ), а также материалы гражданских, арбитражных, административных и уголовных дел, результаты анализа статистики, материалы прокурорской и правоприменительной практики. Данный перечень не является исчерпывающим, следовательно, могут использоваться и иные источники получения необходимой информации.

Для надлежащей организации информационно-аналитической деятельности в каждой прокуратуре необходимо организовать систематическое поступление к ним нормативно-правовых актов регионального и местного уровня (например, раз в месяц или в квартал). Такая работа позволит своевременно выявлять несоответствия принятых актов требованиям законодательства, а также коррупциогенные факторы при их наличии.

Большой блок информации о нарушениях жилищного законодательства содержится в поступающих в органы прокуратуры обращениях. К примеру, за первое полугодие 2016 года в органы прокуратуры Калининградской области поступило 17329 обращений (что больше на 2,6 % аналогичных показателей предыдущего года). Более половины поступивших обращений касались исполнения законов и законности правовых актов, среди которых центральное место занимают вопросы в сфере ЖКХ .

За аналогичный период в органы прокуратуры Ставропольского края поступило 37 669 обращений, 7 % которых составляют жалобы на нарушения законодательства в сфере ЖКХ .

Для качественной информационно-аналитической деятельности необходим тщательный анализ поступающих обращений, выявление проблем в деятельности поднадзорных объектов по данному направлению надзора, чтобы в дальнейшем определять приоритетные направления деятельности и совершенствования прокурорского надзора.

Важная роль принадлежит сведениям, поступающим из контролирующих органов (органы, осуществляющие государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль, в большинстве своем это государственные жилищные инспекции, функционирующие в каждом субъекте РФ), а также из органов статистики. На основе полученных данных прокурором проверяется деятельность самих контролирующих органов, а также определяются предстоящие проверки. Кроме того, такое взаимодействие позволит более четко разграничить деятельность органов контроля и органов прокуратуры, не допуская их подмены.

Вся поступающая в прокуратуру информация должна быть подвергнута строгому анализу и отбору. В вышестоящих прокуратурах обычно такие обязанности возложены на соответствующие структурные подразделения, в районных (городских, межрайонных) прокуратурах последние отсутствуют, в связи с чем эта работа ложится на плечи всех сотрудников. Поэтому для наиболее полного закрепления такой обязанности необходимо внесение изменений в Федеральный закон РФ от 17 января 1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» , предусматривающих осуществление информационно- аналитической работы в обязательном порядке всеми прокуратурами, входящими в систему органов прокуратуры РФ.

Слаженному и четкому осуществлению прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства способствует планирование.

Планирование работы в органах прокуратуры представляет собой решение вопросов о последовательности и сроках выполнения комплекса или отдельных видов работ с учетом имеющихся возможностей (штатных, материальных и т.д.) в целях достижения желаемого результата .

Мероприятия по надзору за исполнением жилищного законодательства могут предусматриваться отдельными пунктами в плане работы прокуратуры в целом, который обычно составляется на полугодие. Самостоятельные планы, посвященные надзору за исполнением жилищного законодательства, не создаются, поэтому в данном случае большое значение имеют индивидуальные планы, составляемые сотрудниками прокуратуры, уполномоченными осуществлять надзор в сфере жилищных правоотношений.

В целом следует отметить, что осуществление прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства требует больших временных и организационных затрат. Названные элементы не исчерпывают все содержание организации работы в прокуратуре, но определяют ядро этой деятельности. Только слаженный механизм функционирования прокуратуры позволит в полном объеме осуществлять исполнение законов, а также соблюдение жилищных прав граждан.

Халзрынов Г.С.

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» Научный руководитель: к.ю.н., доцент Е.С. Курохтина

Надзорное ведомство обнародовало результаты своих проверок качества услуг ЖКХ, которые получили граждане в прошлом году. Вот как выглядит эта "коммунальная" картина в Уральском федеральном округе - одном из крупнейших и важнейших для страны.

По словам самих прокуроров, в минувшем году на Урале пресечено больше 18 тысяч нарушений в этой наиболее чувствительной для граждан сфере. Одним из ключевых индикаторов реального положения дел стало значительное количество поступающих жалоб.

Напомним, вести постоянный мониторинг обстановки в сфере ЖКХ обязал прокуроров на местах Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка. Сотрудники надзорного ведомства говорят, что большое число обращений, четверть из которых признана обоснованной и удовлетворена, само по себе говорит о наличии серьезных проблем. Как раз тот случай, когда количество неуклонно переходит в качество - вернее, в его отсутствие. И действительно, статистика неумолима: большинство жалоб населения традиционно касаются ненадлежащего предоставления коммунальных услуг, нарушения порядка начисления платежей управляющими компаниями, бездействия местных властей при расселении аварийного жилья.

Формы и методы прокурорского реагирования разнообразны. Весьма действенная практика сложилась в Челябинской области. Там прокуроры, стремясь исключить саму возможность коммунального произвола, оспаривают в арбитражном суде неправомерные сделки по передаче в безвозмездное пользование коммерческим организациям муниципальных инфраструктурных объектов. Всего же за прошлый год челябинская прокуратура направила в суды 615 исков по жилищно-коммунальной проблематике.

Много вопросов у прокуратуры на Урале вызывает переселение людей из аварийного жилья. К началу 2017 года по федеральному округу в региональные адресные программы было включено свыше 3,5 тысячи аварийных домов, признанных таковыми до января 2012 года. По состоянию на первое сентября прошлого года во всех регионах, за исключением Свердловской области, программы переселения удалось завершить. Но вскрылись и неожиданные сложности. Так, в августе прошлого года прокуроры провели проверку и обнаружили 268 домов, которые при бездействии администраций в Камышлове, Дегтярске, Ивделе, Карпинске и других городах, не были включены ни в одну из программ переселения.

Недопустимой назвали прокуроры и позицию местных муниципалитетов, стремившихся ограничить число нуждающихся в переселении граждан. Для этого нерадивые чиновники различными путями уклонялись от признания жилья непригодным для проживания. Например, прокурорская проверка приехала в Невьянский городской округ Свердловской области и обнаружила дома с явными признаками аварийности. Но чиновники этого в упор не видели, а на жалобы граждан отвечать не торопились. Кстати, подобные "чиновничьи хитрости" актуальны и для иных регионов.

Местные чиновники любым путем уклоняются от признания жилья непригодным для проживания

Серьезные вопросы вызывает в надзорном ведомстве и проблема капитального ремонта многоквартирных домов. В результате вмешательства прокуратуры в Свердловской области был вынужден уволиться руководитель Фонда содействия проведению капитального ремонта, не сумевший организовать ремонт даже половины из запланированных на год домов. Благодаря жесткой позиции прокуратуры освобожден от занимаемой должности и директор регионального фонда в Югре. Но увольнения не решили всех проблем.

Одна из наиболее вопиющих - в программы капремонта массово попадали аварийные дома. В прокуратуре рассказали, что были случаи признания домов аварийными сразу же после капитального ремонта. То есть деньги, собранные с граждан, оказались потрачены впустую - подчеркивают в прокуратуре. И добавляют: немало случаев, когда состояние домов после капитального ремонта ухудшалось, начинали протекать крыши, обваливался фундамент, лопались системы отопления.

И еще проблема - незаконное начисление взносов на капремонт жителям аварийных домов. К примеру, в Югре прокурорами установлен факт безосновательного включения в региональную программу капремонта многоквартирного дома, признанного аварийным. С жильцов аварийного дома в фонд капитального ремонта умудрились собрать около 200 тысяч рублей. И это не единственный подобный пример.

Итог - в прошлом году в Уральском федеральном округе возбуждено 200 уголовных дел о преступлениях в жилищно-коммунальной сфере, при этом в ряде случаев поводом для таких решений стали именно материалы прокурорских проверок. Кроме того, прокуроры предъявили в суды 2323 иска, добились привлечения 3531 нарушителя к дисциплинарной ответственности и 917 - к административной.

Как сообщил корреспонденту РГ заместитель Генерального прокурора РФ Юрий Пономарёв, особая острота вопросов в сфере ЖКХ обусловила необходимость коллегиального обсуждения ситуации с прокурорами всех регионов Урала. На совещании, прошедшем 4 апреля в Салехарде, состоялся предметный и требовательный разговор, на котором руководители прокуратур не только откровенно и нелицеприятно обнажили конкретные проблемы в территориях, но и смогли обменяться позитивным опытом по их решению.

По словам Юрия Пономарёва, основной акцент должен быть сделан на соблюдении законности использования бюджетных ресурсов, выделяемых на модернизацию инфраструктуры ЖКХ и средств, взимаемых с граждан в виде платежей за услуги, на обеспечении прозрачности работы управляющих организаций и коммунальных предприятий, на обоснованности тарифно-ценовой политики, на пресечении коррупции и повышении уровня ответственности должностных лиц и структур, реализующих контрольные и разрешительные полномочия в указанной сфере в субъектах Федерации и муниципалитетах.

Прямая речь

Юрий Пономарев, заместитель Генерального прокурора РФ

В прошлом году в Уральском федеральном округе возбуждено 200 уголовных дел о преступлениях в жилищно-коммунальной сфере. В 62 случаях поводом для таких решений стали материалы прокурорских проверок, прокуроры отправили в суды 2323 иска, к дисциплинарной ответственности привлекли 3531 чиновников.

Актуальность темы определяется высокой значимостью эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства для страны и общества, низким уровнем соблюдения законности в данной, высокой государственной и общественной потребностью в обеспечении надлежащего режима законности в системе ЖКХ. Прокуратура преследует цель обеспечения реализации гражданами гарантированных прав и законных интересов граждан, недопущение прекращения оказания коммунальных услуг или оказания таких услуг ненадлежащего качества.

Анализ состояния законности показывает, что при значительном финансировании, модернизации жилищно-коммунального комплекса, органами государственной власти, органами МСУ, товариществами собственников жилья, иными управляющими организациями и подрядчиками повсеместно допускаются нарушения порядка расходования предоставляемых из бюджетов всех, некачественное выполнение работ и завышение их объемов, использование финансовой поддержки государства не по целевому назначению.

В процессе организации работы на рассматриваемом направлении прокурорам следует обеспечить эффективное взаимодействие с контролирующими и правоохранительными органами, органами власти на местах и общественностью при осуществлении надзора в указанной сфере. Наладить обмен оперативной, статистической и иной информацией. Практиковать проведение совместных проверок, оперативных и координационных совещаний. Необходимо на постоянной основе проводить с подразделениями правоохранительных и контролирующих органов (МВД, ФСБ, ФТС, ФНС России, Росфинмониторинга и др.) сверки по материалам, содержащим сведения о правонарушениях в рассматриваемой сфере.

При проведении надзорных проверок прокурорам рекомендуется привлекать специалистов из территориальных подразделений ФАС России, Росимущества, ФНС России, Росфиннадзора, региональных органов контроля в области промышленности, энергетики и др.

При проведении проверки исполнения законодательства ресурсоснабжающими и иными организациями коммунального комплекса, в том числе управляющими компаниями, следует дать оценку: фактам банкротства, ликвидации, наличию кредиторской задолженности указанных организаций, ее объемам и причинам образования, законности и обоснованности расходов управляющих компаний на собственное содержание, целевому использованию управляющими компаниями средств граждан, фактам самоуправного установления различного рода дополнительных платежей, законности и обоснованности перечисления управляющим компаниям дотаций на выполнение работ по техническому содержанию жилищного фонда, капитальный ремонт многоквартирных, случаям перечисления денежных средств на счета физических лиц, приобретения материалов и коммунальной техники за рубежом, привлечению в качестве подрядчиков или субподрядчиков аффилированных организаций и др.



В рамках осуществления системного прокурорского надзора с привлечением органов финансового контроля, специалистов в области ценообразования и строительства, а также сотрудников правоохранительных органов на постоянной основе проводить проверки использования бюджетных средств.

Практика прокурорского надзора позволяет определить типичные нарушения законодательства в сфере ЖКХ, характерные для всех субъектов РФ. Так, нарушения закона при расходовании денежных средств, большая часть которых выделяется из бюджетов различных уровней, допускаются практически на всех этапах их использования, включая размещение заказов для государственных и муниципальных нужд, проведение, приемку и оплату строительных и иных работ, осуществление контроля за целевым использованием данных средств. Это создает условия для коррупционных проявлений и в значительной степени ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов. Распространены факты хищений в сфере ЖКХ путем оплаты фактически невыполненных работ либо, несоответствия объемов и стоимости выполненных работ указанным в контрактах.

В деятельности управляющих компаний и коммунальных организаций повсеместны случаи криминального посягательства на денежные средства, уплаченные гражданами за жилищно-коммунальные услуги.

Продолжают выявляться факты преднамеренного банкротства коммунальных организаций. Например, в результате прокурорской проверки возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве предприятия, осуществляющего поставку тепловой энергии для нужд населения. Имея значительную задолженность перед ресурсоснабжающей организацией за газ, руководство указанного предприятия заключило договоры о продаже оборудования и других основных средств заинтересованным лицам, занизив их стоимость в несколько раз.Нередко организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, халатно относятся к выполнению своих обязанностей не обеспечивают надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, внутридомового инженерного оборудования, помещений общего пользования, лифтов, а также уклоняются от проведения ремонтных работ.

Одним из условий обеспечения законности в сфере ЖКХ является осуществление качественного государственного и муниципального контроля уполномоченными органами, однако и в их деятельности выявлен ряд нарушений законодательства. Прокурорам следует давать принципиальную оценку случаям уклонения должностных лиц государственных жилищных инспекций от разрешения поступивших обращений, неполноты проведения таких проверок. Надзор за законностью использования финансовых ресурсов в сфере ЖКХ, а также защита и восстановление прав граждан при установлении тарифов в данной области должны находиться под постоянным контролем органов прокуратуры. Используя весь имеющийся арсенал мер прокурорского реагирования, добиваться реального устранения выявленных нарушений, во всех случаях рассматривать вопрос о привлечении виновных лиц к предусмотренной законодательством ответственности. При обнаружении в ходе проведения проверок признаков преступлений незамедлительно направлять в порядке ст. 37 УПК РФ материалы в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

Прокурорам на местах следует учитывать особую общественную значимость и приоритетность надзора за исполнением законодательства на рассматриваемом направлении. Должная организация надзорной деятельности, эффективное взаимодействие с органами власти, местного самоуправления, а также контролирующими и правоохранительными органами позволят обеспечить функционирование жилищно-коммунального комплекса и в значительной степени повысить влияние прокуроров на состояние законности в этой сфере.

На проведенном совещании Генпрокурором страны Юрием Чайка в Ставрополе, на котором рассматривались вопросы исполнения законодательства в сфере ЖКХ, был составлен четкий план действий органов прокуратуры по защите интересов потребителей коммунальных услуг. Юрий Чайка заявил, что общий ущерб от криминальных действий в жилищно-коммунальной сфере оценивается в 34 млрд руб. в связи с чем,было предложено ужесточить контроль за формированием тарифов и реакцией местных властей на жалобы людей. К примеру, в начале 2014г. в Пензенской области вынесен приговор по делу о хищении 4,7 млн. рублей, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов, когда директор управляющей компании по обслуживанию многоквартирных домов договорился с генеральным директором строительной организации о совместном хищении денежных средств, выделенных в 2009 году на проведение капитального ремонта домов в селе Чемодановка Пензенской области в рамках реализации Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Прокурорский надзор в сфере ЖКХ ориентирован, прежде всего, на защиту прав ветеранов, пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, участников долевого строительства, граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда. Например, в Липецкой области действует областная адресная программа от 26 апреля 2013 г. N 210 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2013 – 2017 годы", которой предусмотрено расселение 272 многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.В начале 2014 года успешно реализован проект «горячая линия» по вопросам ЖКХ. Ежедневно на ее телефон поступало до 100 звонков от граждан, недовольных работой управляющих жилищных компаний. К примеру, к Грязинскому межрайонному прокурору по "телефону доверия" обратился гражданин по вопросу нарушения его права на получение жилья по договору социального найма, т.к. дом располагался на расстоянии менее 9 м от железнодорожных путей, что вызывает постоянную вибрацию здания и его постепенное разрушение. По инициативе прокуратуры было проведено обследование дома независимыми экспертными организациями, и в конечном итоге, прокурор в судебном порядке добился справедливости.

Результаты прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Южного федерального округа свидетельствуют о возрастающем влиянии органов прокуратуры на состояние законности и соблюдение прав граждан в этой области.
Принятые прокурорами меры реагирования способствовали более эффективной реализации государственных и муниципальных программ, направленных на развитие жилищного строительства и коммунального хозяйства, укреплению законности при распоряжении финансовыми ресурсами, задействованными в сфере ЖКХ, активизации деятельности контрольно-надзорных органов.
Всего прокурорами в округе за 2014 г. и первое полугодие 2015 года выявлено свыше 37,1 тыс. нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В целях их устранения внесено свыше 9,3 тыс. представлений, принесено более 1,1 тыс. протестов, предъявлено около 3 тыс. заявлений в суд. По инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено почти 5 тыс. лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 140 уголовных дел.
Вместе с тем не решены проблемы значительной изношенности жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, роста задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства перед поставщиками энергоресурсов. По-прежнему много злоупотреблений, связанных с распоряжением финансами и иным имуществом названных организаций.
Одна из наиболее актуальных проблем в регионах Южного федерального округа - обеспечение законности при переселении граждан из аварийного жилищного фонда. Прокуроры на постоянной основе выявляют факты нарушения сроков и параметров выполнения мероприятий соответствующих региональных адресных программ. Заказчики и исполнители муниципальных контрактов на поставку или строительство жилья для переселения граждан в ситуации, когда нет должного контроля со стороны органов местного самоуправления, а также при бездействии региональных органов власти, являющихся координаторами этих программ, зачастую ненадлежащее выполняют принятые на себя обязательства. В результате мероприятия по расселению аварийных домов переносятся на последующие годы. В некоторых случаях из-за нарушения обязательных технических требований построенное жилье не обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания переселенцев.
При этом прокурорское реагирование осуществляется преимущественно уже после нарушения закона, когда сроки реализации мероприятий по переселению граждан уже нарушены либо граждане уже вселены в жилье неудовлетворительного качества. В связи с этим особенно важным представляется обеспечение упреждающего характера прокурорского надзора на этом направлении. Тому служит организация своевременного поступления в органы прокуратуры и должного анализа информации о готовящихся нарушениях законодательства.
Положительные результаты дает мониторинг интернет-сайтов, содержащих информацию о размещении заказов на приобретение и строительство жилья для переселения граждан, заключении соответствующих муниципальных контрактов и их исполнении. Прокуроры в округе по итогам такого мониторинга выявили нарушения законодательства при осуществлении закупок квартир или работ по строительству жилья для муниципальных нужд, случаи неправомерного заключения дополнительных соглашений о продлении сроков исполнения таких муниципальных контрактов, просрочки исполнения подрядчиками отдельных этапов работ. Это позволило предотвратить заключение незаконных муниципальных контрактов, затягивание сроков переселения граждан, а также вовремя скорректировать работу органов, ответственных за выполнение соответствующих мероприятий.
Так, глава администрации г. Волгограда в связи с несоблюдением сроков перечисления застройщикам денежных средств для строительства домов, установленных муниципальными контрактами, прокуратурой г. Волгограда был предостережен о недопустимости нарушения законодательства. В результате органом местного самоуправления приняты меры по своевременному исполнению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья.
Не менее острой для регионов Южного федерального округа, как и для других субъектов Федерации, является проблема наращивания организациями, занятыми в жилищно-коммунальной сфере, задолженности перед поставщиками энергоресурсов. Так, в прошедшем году по причине наличия такой задолженности у теплоснабжающих организаций допущены случаи неправомерного ограничения поставки тепла и горячей воды добросовестным потребителям в Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях. По представлениям и искам прокуроров подача коммунальных ресурсов была возобновлена.
К примеру, ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" в апреле 2014 года была ограничена подача газа на котельные МУП "Таганрогэнерго" со ссылкой на наличие у последнего задолженности за потребленный газ, что повлекло отключение от горячего водоснабжения 17 многоквартирных домов и 3 детских садов. По иску прокуратуры г. Таганрога суд действия газоснабжающей организации и муниципального предприятия признал незаконными, горячее водоснабжение восстановлено.
В целях недопущения подобных фактов необходимо своевременно устанавливать причины роста задолженности коммунальных организаций и требовать их устранения. В большинстве случаев таковыми являются ненадлежащая организация производственной деятельности предприятий, неэффективное использование материальных ресурсов, а также непроведение должной претензионно-исковой работы с потребителями. Однако указанные упущения, если они не сопряжены с неправомерным распоряжением денежными средствами и имуществом организаций, лежат в плоскости их финансово-хозяйственной деятельности, в связи с чем возникает проблема определения пределов прокурорского вмешательства.
Представляется, что, если речь идет об организациях жилищно-коммунальной сферы, основанных на государственной или муниципальной форме собственности, - государственных и муниципальных предприятиях, следует давать оценку исполнения их руководителями требований ст. 25 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", возлагающей на соответствующих лиц обязанность действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. При этом от государственных органов или органов местного самоуправления как от собственников имущества необходимо требовать надлежащего исполнения полномочий по контролю за деятельностью унитарных предприятий и использованием по назначению и сохранностью их имущества, предусмотренных ст. ст. 20 и 26 названного федерального закона.
К примеру, прокуратурой Волгоградской области установлено, что руководитель МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", имеющего задолженность перед поставщиками ресурсов в размере 3 млрд. руб. по итогам рассмотрения в областном арбитражном суде дел о взыскании с управляющих организаций долгов за поставленные коммунальные услуги, в нарушение названных норм заключил мировые соглашения о рассрочке исполнения этих обязательств на 2 - 2,5 года. Администрация г. Волгограда, в свою очередь, руководству предприятия давала противоречившие его экономическим интересам указания о ненаправлении исполнительных документов о взыскании задолженности для исполнения в службу судебных приставов. По результатам рассмотрения представлений, внесенных прокуратурой области руководителю предприятия и главе муниципалитета, приняты меры к устранению нарушений закона. Кроме того, следственным органом по материалам, направленным прокурором в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, проводится проверка для решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц администрации города и МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", допустивших образование у предприятия столь значительной задолженности.
Серьезную угрозу бесперебойному предоставлению качественных коммунальных услуг гражданам также представляют ветхость инженерных сетей и оборудования, эксплуатируемого организациями жилищно-коммунальной сферы, невыполнение необходимых мероприятий по их модернизации.
Распространенная форма надзорных мероприятий на этом направлении - проведение совместно с органами государственного контроля и надзора проверок исполнения законодательства о промышленной, пожарной безопасности, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и т.д. По итогам таких проверок зачастую в отношении организаций, не обеспечивших соблюдение обязательных требований в названных сферах, применяется такая мера реагирования, как возбуждение дела об административном правонарушении.
При этом не всегда соблюдается требование п. 13 Приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" о необходимости оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора. В частности, прокуроры не учитывают, что уплата организациями назначенных многотысячных штрафов отвлечет денежные средства, необходимые для приведения этих объектов в надлежащее состояние. В связи с этим необходимо взвешенно подходить к решению вопроса о выборе мер реагирования в отношении указанных организаций, не допустив таких негативных последствий для потребителей коммунальных ресурсов, как, например, отсрочка начала отопительного сезона в жилом фонде и на объектах социальной сферы.

  • Хакимов Ильвир Венерович , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
  • ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
  • ПРОКУРАТУРА
  • ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
  • ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА
  • ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Управление многоквартирными домами - актуальная проблема для подавляющего большинства российских граждан. В статье рассматривается деятельность прокуратуры как органа, осуществляющего надзор за соблюдением жилищных прав граждан. Проанализированы направления деятельности прокуратуры за исполнением жилищного законодательства в Российской Федерации.

  • Развитие концептуальных положений, определяющих уголовную ответственность и наказание несовершеннолетних
  • Возрастные особенности несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений
  • Защита прав потребителей в сфере транспортного обслуживания
  • Структурный анализ современного инновационного образовательного процесса
  • Механизм использования налоговых льгот образовательными учреждениями

Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства актуальны для подавляющего большинства российских граждан. На сегодняшний день область жилищных правоотношений является самой проблемной.

В течение последних десяти лет происходили экономические процессы и законодательные изменения, способствовавшие тому, что на смену муниципальным унитарным предприятиям по управлению жилищно-коммунальным хозяйством, функционировавшим раньше при органах местного самоуправления, пришли сотни управляющих компаний и товариществ собственников жилья, многие из которых не владели ни практическим, ни теоретическим опытом управления жилищно-коммунальным комплексом и его ресурсами.

Управление многоквартирным домом предполагает согласованность действий собственников квартир по принятию решений, касающихся управления. А управление требует высокой правовой культуры. Нередко, общее собрание собственников состоит из малознакомых собственников, что усложняет решение важных вопросов.

На первоначальным этапе данная тенденция была проигнорирована органами государственного контроля. Именно поэтому в данной сфере на сегодняшний день так много проблем.

Предмет прокурорского надзора в сфере жилищный прав граждан определен следующим образом: надзор за соблюдением конституционных прав граждан на жилище, надзор за исполнением норм Жилищного кодекса, иных законов всеми надзорными органами федеральной исполнительной власти, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, контролирующими органами, жилищными организациями, осуществляющими управление, содержание и эксплуатацию жилищного фонда, а также за соответствием Конституции и законам нормативно-правовых актов, издаваемых этими органами и их должностными лицами [ 1, с. 27-30 ] .

В 2015 году органами прокуратуры Республики Башкортостан при осуществлении надзорных мероприятий по соблюдению прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) выявлено 3935 нарушений закона, внесено 1494 представлений, направлено в суды 303 заявления, возбуждено 8 уголовных дел. По итогам рассмотрения актов реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 1271 должностных лиц, к административной ответственности - 359 правонарушителей .

Следует отметить, что прокурорский надзор за исполнением жилищного законодательства производится в нескольких направлениях: меры прокурорского реагирования по заявлениям и жалобам граждан, надзор за деятельностью управляющих организаций и товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), надзор за исполнением органами местного самоуправления контрольных полномочий в жилищной сфере, надзор за деятельностью контролирующих органов.

Рассмотрим каждое направление.

Ежегодно в органы прокуратуры Республики Башкортостан поступает более десяти тысяч обращений от граждан по поводу нарушения жилищных прав. В последнее время во многих субъектах создавались временные приемные Генерального прокурора РФ по вопросам ЖКХ, в которые обратилось большое число граждан, считавших, что их жилищные права нарушены. В результате деятельности таких приемных повсеместно выявлены массовые нарушения прав жильцов многоквартирных домов при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы, некачественного и несвоевременного оказания услуг ЖКХ, неисполнения жилищно-коммунальными организациями обязательств по содержанию общего имущества многоквартирных домов и другие нарушения.

Из-за низкого уровня правовой культуры попытки самостоятельной защиты гражданином своих жилищный прав далеко не всегда дают результат.

При неспособности защитить свои права самостоятельно, граждане обращаются в прокуратуру. Однако, и тут существует проблема. Граждане могут обратиться в прокуратуру коллективно и по отдельности.

Если прокурор сочтет, что ТСЖ или управляющая компания нарушили права гражданина, он обращается в суд от имени гражданина. Однако, случается так, что суд отказывает в принятии искового заявления, если оно подается в интересах одного собственника жилого помещения в доме на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса. В соответствие с данной статьей прокурор может обратиться в суд с исковым заявлением в интересах лица только при условии, что лицо не может самостоятельно обратиться в суд по уважительной причине (по состоянию здоровья, в силу возраста, по причине недееспособности и т. д.). Таким образом, прокурор не всегда может защитить права гражданина, который не имеет вышеуказанных уважительных причин.

Надзор за деятельностью управляющих организаций и ТСЖ производится как в виде принятия жалоб от граждан, так и в виде плановых прокурорских проверок. Однако, бывают и неплановые проверки, которые проводятся прокуратурой в связи с поступившим сигналом о совершенном правонарушении и в случаях, когда проверка не терпит отлагательства (например, незаконное отключение от систем теплоснабжения в зимний период).

Чаще всего мерой прокурорского реагирования на выявленное правонарушение является предостережение или представление. Как и в случае поступления жалоб от граждан, прокурор может обратиться в суд с иском о ликвидации ТСЖ или управляющей организации, если нарушение носит грубый и неустранимый характер.

Также прокуратура надзирает за деятельностью органа местного самоуправления в сфере жилищного права.

В целях обеспечения соблюдения управляющими организациями обязательных требований, установленных законом, Федеральным законом от 25 июня 2012 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», был введен институт муниципального жилищного контроля. Казалось бы, количество нарушений должно было снизиться, так как появился новый вид контроля, но этого не произошло.

Значительное число нарушений допускается органами местного самоуправления при осуществлении нормотворческой деятельности. Самой частой причиной для оспаривания нормативных правовых актов являются - превышение компетенции при принятии тарифов, несоблюдение сроков начала и завершения отопительного периода.

Согласно статье 165 Жилищного кодекса, орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений организует проведение проверки деятельности управляющей организации в пятидневный срок. Если по результатам проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. Если собственники не могут выбрать способ управления домом в течение года, орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации [ 2 ] .

В подобных ситуациях и происходят нарушения. Орган местного самоуправления заключает договор без проведения конкурса, нарушая права собственников и жилищное законодательство. Выявив данное нарушение в результате прокурорской проверки, прокурор подает в суд исковое заявление о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки. Также при заключении договора с управляющей организацией или создании ТСЖ могут фальсифицироваться решения собраний собственников жилья, подделываться подписи жильцов дома.

Считая, что его жилищные права нарушены, гражданин может обратиться в орган государственного жилищного надзора, а именно в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, и тогда комитет должен защищать его права, возможно, в судебном порядке. Согласно информации Правительства Республики Башкортостан, число обращений граждан в Государственный комитет по жилищному и строительному надзору Республики Башкортостан быстро растет. Соответственно, нагрузка на данный контролирующий орган увеличивается, а это затрудняет защиту нарушенных прав граждан.

Таким образом, можно сделать вывод, что нарушение жилищных прав граждан в сфере управления многоквартирным домом - сложная проблема, требующая для ее решения совместных усилий прокуратуры, органов государственной власти, местного самоуправления и органов государственного жилищного надзора.

Прокуратура не подменяет контрольные полномочия вышеперечисленных органов и не дублирует их. Она работает совместно с этими органами, пользуясь результатами их проверок и другими данными.

По результатам многолетней прокурорской практики можно сделать вывод, что все нарушения в сфере жилищного права нарушения носят системный, повторяющийся характер, независимо от уровня, на котором они совершаются.

Подводя итог, следует отметить, что у вышеуказанных органов есть четко определенные полномочия по контролю над жилищной сферой, полномочия прокурора часто совпадают с этими полномочиями. Считаю, что прокуратуре следует сделать основной упор на контроль над органами государственной власти, местного самоуправления, в части осуществления контроля над жилищной сферой, и органами государственного жилищного надзора. Ведь сначала жалобы граждан поступают именно в органы местного самоуправления и органы жилищного надзора, оставаясь там без внимания.

Неисполнение этими органами своих обязанностей, игнорирование жалоб граждан приводит к совершению правонарушений в жилищной сфере. На мой взгляд, роль прокурорского надзора должна состоять в надзоре за исполнением закона контролирующими органами, а не непосредственно управляющими организациями и ТСЖ. Особое внимания должно уделяться выполнению ими обязанностей по выявлению и устранению правонарушений в сфере управления многоквартирными домами.

Список литературы

  1. Викторов И.С. Организация работы прокурора по надзору за исполнением жилищного законодательства [Текст] / И.С. Викторов // Жилищное право. - 2007. - № 2. - С. 27-30.
  2. Жилищный кодекс РФ: ФЗ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (Ч. 1). - Ст. 14. [Электронный ресурс] - Режим доступа: [КонсультантПлюс].
  3. Подласенко О.А. Защита прав граждан - собственников помещений в многоквартирных домах [Текст] / О.А. Подласенко // Законность. - 2012. - № 7. - С. 39-43.
  4. Прокуратура Республики Башкортостан. Правовая статистика. Основные результаты деятельности органов прокуратуры Республики Башкортостан за январь-сентябрь 2015 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://bashprok.ru/pravovaya-statistika/
  5. Рыжов А. Создание системы помощи собственникам помещений в реализации их полномочий по управлению многоквартирными домами [Текст] / А. Рыжов // Жилищное право. - 2011. - № 10. - С. 43-50.