При заключении сделки или приеме первички у контрагента убедитесь, что его директора не лишили права руководить компанией. Реестр дисквалифицированных лиц растет. Если в него попал директор контрагента, налоговики могут снять расходы и вычеты по сделкам с ним. «УНП» выяснила, как этого избежать.
Реестр дисквалифицированных лиц
Налоговая служба ведет реестр дисквалифицированных руководителей на egrul.nalog.ru . К 9 декабря в него попали 3927 человек. За последние два месяца список увеличился более чем на 500 строк, или на 15 %.
В списке есть предприниматели, учредители, но 98 % дисквалифицированных - директора. Только один главный бухгалтер попал в реестр - за нецелевую трату бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ).
Все, кто оказался в списке, не вправе управлять бизнесом от полугода до трех лет (п. 2 ст. 3.11 КоАП РФ).
Причины дисквалификации директора
Самая частая причина дисквалификации - фиктивная регистрация, так как налоговики борются с однодневками. Далее идут невыполнение предписаний и трудовые нарушения. Есть экзотические случаи. Например, только одного директора лишили должности, потому что компания многократно мешала ревизорам на проверке. Десять основных причин смотрите в таблице ниже.
Если директора дисквалифицировали, его увольняют (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ, п. 8 ст. 83, ст. 84 ТК РФ). Но есть риск, что ваш контрагент этого не сделает и директор продолжит подписывать документы.
Если договор подписал дисквалифицированный руководитель, налоговики считают, что сделки не было. Инспекторы отказывают компании в расходах и вычетах, и суд их поддерживает (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.06.2014 № А64-5102/2013).
Частые причины дисквалификации директоров
Количество случаев | Вид нарушения | Основание по КоАП РФ |
---|---|---|
3425 | Подача недостоверных сведений при регистрации компании или предпринимателя | ст. 14.25 |
210 | Невыполнение предписания контролеров (МЧС, ФАС, Росреестра, трудинспекций и др.) | ст. 19.5 |
182 | Нарушение трудового законодательства | ст. 5.27 |
26 | Незаконные действия при банкротстве | ст. 14.13 |
20 | Занижение или завышение регулируемых цен | ст. 14.6 |
13 | Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя | ст. 17.7 |
11 | Управление многоквартирными домами без лицензии | ст. 14.1.3 |
9 | Нарушение законодательства о легализации преступных доходов | ст. 15.27 |
9 | Нарушения в управлении многоквартирными домами | ст. 7.23.3 |
3 | Нарушение промышленной безопасности | ст. 9.1 |
Проверка директора в реестре дисквалифицированных лиц
Проверяйте директора контрагента по реестру ФНС на момент сделки. Зайдите на egrul.nalog.ru в раздел "
13.07.2015Аккредитован механизм предоставления данных о лицах, дисквалифицированных на основании вступивших в законную силу постановлений судов. Соответствующий приказ ФНС России от 31.12.2014 № НД-7-14/700 вступил в силу 23 мая 2015 года.
С вступлением в силу указанного документа утрачивает силу предыдущий , которым были также утверждены порядок предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц и форма выписка из реестра дисквалифицированных лиц. Справка об отсутствии в реестре сведений о запрашиваемом письме была рекомендована письмом ФНС России от 28.12.2011 № ПА-4-6/22455@. И вот теперь и порядок, и форма выписки, и форма справки соединены в одном нормативно-правовом акте.
Дисквалификация и реестр дисквалифицированных лиц - когда применяется и для чего предназначен
Дисквалификация является разновидностью административных наказаний. Постановление о дисквалификации должно быть исполнено немедленно дисквалифицированным лицом сразу после вступления постановления в законную силу. Исполнение судебного постановления реализуется путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и др.
Она устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Перед тем, как заключать договор на руководящую должность уполномоченное лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица ФНС России.
Обратите внимание
Если трудовой договор был заключен с дисквалифицированным лицом, он должен быть расторгнут ( , ). Заключение трудового договора с дисквалифицированным лицом на управление юридическим лицом грозит для компании штрафом в размере до 100 000 рублей. Для самого дисквалифицированного лица осуществление руководящей деятельности в течение срока дисквалификации может привести к штрафу в размере 5 000 рублей ().
Для учета лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, формируется реестр дисквалифицированных лиц. Ведение реестра осуществляет ФНС России.
В реестре дисквалифицированных лиц содержатся такие сведения:
- ФИО, дата и место рождения;
- полное наименование и ИНН организации, в которой дисквалифицированное лицо работало во время совершения административного правонарушения, должность, которую занимало дисквалифицированное лицо в этой организации;
- статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения;
- наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
- должность, ФИО судьи, вынесшего постановление о дисквалификации;
- срок дисквалификации;
- даты начала и истечения срока дисквалификации;
- сведения о пересмотре постановления о дисквалификации.
Лицо исключают из реестра по истечении срока дисквалификации или при наличии вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации.
Алгоритм получения данных о дисквалификации
Итак, перед заключением трудовых отношений с лицом, претендующем на руководящую должность, нужно проверить информацию о нем в реестре дисквалифицированных лиц. Для этого необходимо направить в инспекцию запрос. В запросе обязательно указать такие реквизиты, как:
- ФИО, дату и место рождения лица, обратившегося с запросом (при обращении юридического лица - дополнительно полное наименование, ОГРН, ИНН юридического лица - инициатора запроса);
- ФИО, дату и место рождения лица, о котором запрашивается информация;
- удобный способ получения информации лично, по почте (с указанием адреса).
Одновременно с запросом представляется документ, подтверждающий оплату.
Направить запрос в инспекцию на бумажном носителе лично (через уполномоченного представителя), по почте, через МФЦ, либо в электронной форме через официальный сайт ФНС России или Единый портал.
Сведения из реестра налоговые органы обязаны предоставить в течение 5 дней с момента получения запроса.
Формы предоставления сведений из реестра
В закреплено право заинтересованных лиц на получение за плату информации, содержащейся в реестре дисквалифицированных лиц. Предоставляют такие сведения в форме:
1) Выписки из реестра о конкретном дисквалифицированном лице;
2) Справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Если невозможно однозначно определить запрашиваемое лицо, то данные о нем предоставляют обратившемуся в виде информационного письма с указанием соответствующих причин.
Формы этих документов также утверждены
В целях организации работы налоговых органов по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 805 "О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц" приказываю:
1. Утвердить Описание технологии формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц согласно к настоящему приказу.
2. Возложить с 1 января 2012 г. на Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД) (И.А. Мирошникова) обеспечение формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц (далее - Реестр).
3. Создать федеральный информационный ресурс "Реестр дисквалифицированных лиц" и включить его в перечень федеральных информационных ресурсов, сопровождаемых МИ ФНС России по ЦОД, доступ к которым предоставляется в соответствии с приказом ФНС России от 10.08.2010 N ММВ-7-4/401@ "Об изменении порядка подключения пользователей к услуге удаленного доступа к федеральным информационным ресурсам, сопровождаемым Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных".
4. Управлению информатизации (В.Г. Колесников) обеспечить методологическое сопровождение функций по формированию и ведению Реестра.
5. ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В.Б. Безруков) разработать соответствующее программное обеспечение, реализующее исполнение функций по формированию и ведению Реестра, а также предоставления сведений из него заинтересованным лицам.
6. МИ ФНС России по ЦОД (И.А. Мирошникова):
в срок до 15 января 2012 г. принять от Министерства внутренних дел Российской Федерации (Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации) в электронном виде сведения, содержащиеся в Реестре (включая сведения о лицах, срок дисквалификации которых истек 31 декабря 2011 года);
в двухдневный срок с даты размещения в Фонде алгоритмов и программ ФНС России программного обеспечения, реализующего исполнение функций по формированию и ведению Реестра, а также предоставлению сведений из него заинтересованным лицам, обеспечить удаленный доступ сотрудникам налоговых органов всех уровней к федеральному информационному ресурсу "Реестр дисквалифицированных лиц".
7. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации:
довести настоящий приказ до подведомственных налоговых органов и обеспечить его применение;
до 20 декабря 2011 г. назначить ответственных сотрудников за организацию работ по предоставлению информации из Реестра;
обеспечить размещение информации о порядке предоставления заинтересованным лицам информации из Реестра на стендах в налоговых органах и на сайтах УФНС России по субъекту Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
довести до сведения судов общей юрисдикции и арбитражных судов, состоящих на учете по месту своего нахождения в подведомственных налоговых органах, информацию о возложении на МИ ФНС России по ЦОД обеспечения формирования и ведения Реестра;
организовать прием в налоговых органах заинтересованных лиц по вопросу предоставления информации из Реестра в отношении конкретных лиц;
до 20 января 2012 г. принять от территориальных органов МВД России документы (на бумажных носителях), послужившие основанием для внесения в Реестр записей о дисквалифицированных лицах, по состоянию на 31 декабря 2011 года;
8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего вопросы учета юридических и физических лиц, а также иностранных организаций и граждан.
Описание технологии формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц
(утв. Федеральной налоговой службы от 19 декабря 2011 г. N ММВ-7-6/941@)
1. Реестр дисквалифицированных лиц (далее - Реестр) формируется и ведется в соответствии с Положением о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 805 "О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 805), в целях учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в законную силу судебных постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.
2. Объектами учета Реестра являются физические лица, которым назначено административное наказание в виде дисквалификации в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КОАП).
3. Обеспечение формирования и ведения Реестра осуществляется налоговым органом, уполномоченным ФНС России (далее - МИ ФНС России по ЦОД).
4. Основаниями для включения лица в Реестр, внесения изменений в сведения, содержащиеся о лице в Реестре, и исключения лица из Реестра являются:
копия вступившего в законную силу судебного постановления суда общей юрисдикции или судебного акта арбитражного суда о дисквалификации;
копия судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда о пересмотре постановления (решения) о дисквалификации;
заверенная копия вступившего в законную силу судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда об отмене постановления (решения) о дисквалификации, поступившая из суда либо от ранее дисквалифицированного лица в составе приложения к заявлению об исключении из Реестра;
истечение срока дисквалификации.
5. В Реестр вносятся следующие сведения:
фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства дисквалифицированного лица;
в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения (наименование, идентификационный номер налогоплательщика ИНН, основной государственный регистрационный номер ОГРН (для юридического лица), ОГРНИП (для индивидуального предпринимателя), должность);
дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП));
наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении, его ведомственная принадлежность (в соответствии с Общероссийским классификатором органов государственной власти и управления (ОКОГУ).
срок дисквалификации;
даты начала и истечения срока дисквалификации;
наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) дисквалифицированного лица (определенный на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН) и/или в постановлении (решении) суда);
сведения о гражданстве1;
сведения о документе, удостоверяющем личность1;
сведения о запросе о предоставлении информации относительно конкретного лица:
фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, (при обращении юридического лица - дополнительно полное наименование, основной государственный регистрационный номер ОГРН, идентификационный номер налогоплательщика ИНН юридического лица) - инициатора запроса;
фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения лица, о котором запрашивается информация;
указание на удобный способ получения информации (лично, по почте, в электронной форме с использованием сети Интернет) 1;
дата запроса и дата предоставления информации.
6. В Реестре также фиксируется следующая информация:
реквизиты документа, послужившего основанием для внесения сведений о дисквалифицированном лице (дата и номер дела) ;
дата внесения сведений о дисквалифицированном лице в Реестр;
уникальный номер (код), присвоенный записи о дисквалифицированном лице;
данные об оплате за предоставление информации из Реестра (реквизиты платежного документа);
результаты выполнения запроса о предоставлении информации.
7. Реестр по состоянию на 31.12.2011 формируется на основе реестра дисквалифицированных лиц, переданного Главным информационно-аналитическим центром Министерства внутренних дел Российской Федерации.
8. Срок внесения в Реестр сведений о дисквалификации составляет не более 3 рабочих дней со дня поступления копии соответствующего постановления (решения) в МИ ФНС России по ЦОД.
Срок внесения сведений об отмене дисквалификации - не позднее следующего рабочего дня со дня поступления копии соответствующего постановления (решения) в МИ ФНС России по ЦОД.
9. Удаленный доступ к сведениям, содержащимся в Реестре, предоставляется МИ ФНС России по ЦОД в установленном порядке.
10. В целях учета запросов заинтересованных лиц о предоставлении информации из Реестра налоговыми органами ведется соответствующий журнал в режиме удаленного доступа в программном обеспечении АИС ФЦОД.
11. В случае поступления копии постановления (решения) суда общей юрисдикции или арбитражного суда о дисквалификации, копии судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда о пересмотре постановления (решения) о дисквалификации, заверенной копии вступившего в законную силу судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда об отмене постановления (решения) о дисквалификации, заявления от ранее дисквалифицированного лица об исключении из Реестра с приложением заверенной копии вступившего в законную силу постановления (решения) об отмене дисквалификации в территориальный налоговый орган, отличный от МИ ФНС России по ЦОД, территориальный налоговый орган не позднее следующего рабочего дня со дня поступления направляет документы в бумажном и электронном виде в МИ ФНС России по ЦОД с уведомлением об этом судебного органа или физического лица, представившего документы.
12. При поступлении копии постановления (решения) суда общей юрисдикции или арбитражного суда о дисквалификации МИ ФНС России по ЦОД проверяется наличие в постановлении (решении) реквизитов, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 805 для включения в Реестр. Документы, содержащие указанные реквизиты, регистрируются в программном обеспечении АИС "ФЦОД".
В случае отсутствия в документах необходимых для включения в Реестр реквизитов МИ ФНС России по ЦОД в срок не позднее одного рабочего дня со дня поступления постановления (решения) направляет в адрес судебного органа, представившего постановление (решение), письмо о необходимости предоставления в адрес МИ ФНС России по ЦОД соответствующих реквизитов.
13. При поступлении в адрес МИ ФНС России по ЦОД копии судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда о пересмотре постановления (решения) о дисквалификации, заверенной копии вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации лица, в случае отсутствия лица в Реестре, в срок не позднее двух рабочих дней со дня поступления указанного документа в адрес судебного органа, его представившего, направляется письмо о необходимости предоставления в МИ ФНС России по ЦОД копии постановления (решения) суда общей юрисдикции или арбитражного суда о дисквалификации данного лица. Если решение о дисквалификации было принято судебным органом, отличным от органа, направившего постановление (решение) о пересмотре или об отмене дисквалификации, письмо о предоставлении копии постановления (решения) о дисквалификации направляется в судебный орган, вынесший решение о дисквалификации.
При поступлении запрашиваемой копии постановления (решения) о дисквалификации сведения вносятся в Реестр с соблюдением требований настоящего Описания технологии формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц. Сведения вносятся с учетом судебного акта о пересмотре ранее вынесенного постановления или об отмене дисквалификации.
14. При поступлении в адрес МИ ФНС России по ЦОД заявления от ранее дисквалифицированного лица с приложением незаверенной копии постановления (решения) об отмене дисквалификации, в срок не позднее двух рабочих дней со дня поступления заявления в адрес заявителя направляется письмо о невозможности внесения сведений в Реестр по причине не предоставления заверенной копии постановления (решения) об отмене дисквалификации.
15.Ввод данных из постановлений (решений) осуществляется с использованием программного обеспечения АИС "ФЦОД". После подтверждения ввода введенные данные в автоматическом режиме вносятся в Реестр.
Сведения о дисквалифицированном лице включаются в Реестр с присвоением в автоматическом режиме двенадцатизначного уникального номера ГГРРNNNNNNNN, где
ГГ - год внесения лица в реестр,
РР - код субъекта Российской Федерации, в котором вынесено решение (постановление) о дисквалификации;
NNNNNNNN - системный номер в Реестре.
16. Исключение из Реестра в связи с истечением срока дисквалификации осуществляется в автоматическом режиме. При этом запись о дисквалифицированном лице сохраняется в архиве.
17. МИ ФНС России по ЦОД в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 805 направляет:
сведения о дисквалифицированном лице в 10-дневный срок со дня внесения сведений о нем в Реестр - в федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с КОАП составили протоколы об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде дисквалификации, по форме согласно к настоящему Описанию технологии формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц;
уведомление о дисквалификации арбитражного управляющего с приложением вступившего в законную силу решения суда о его дисквалификации в течение 3 рабочих дней со дня получения указанного решения суда способом, обеспечивающим получение уведомления не позднее чем через 5 дней со дня отправления, - в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий.
Уведомления о включении в Реестр формируются в автоматизированном режиме с использованием программного обеспечения АИС "ФЦОД".
18. Архивное хранение копий постановлений (решений) судов общей юрисдикции и арбитражных судов осуществляется в МИ ФНС России по ЦОД в соответствии с номенклатурой дел не менее одного года после окончания (отмены) срока дисквалификации.
19. Контроль за полнотой и достоверностью сведений, внесенных в Реестр, возлагается на МИ ФНС России по ЦОД.
20. МИ ФНС России по ЦОД обеспечивает сохранность и защиту информации, содержащейся в Реестре.
______________________________
* вносятся в Реестр при наличии информации в постановлении (решении) суда
** В случае отсутствия информации о реквизитах документа не позднее 1 рабочего дня со дня получения документа МИ ФНС России по ЦОД направляет соответствующий запрос в судебный орган, представивший документ
Приложение
к технологии формирования
и ведения реестра дисквалифицированных лиц
Список лиц,
включенных в Реестр дисквалифицированных лиц
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
_________________________
в отношении которых должностные лица Наименование ведомства
______________________
составили протокол об административном правонарушении
Приказ Федеральной налоговой службы от 19 декабря 2011 г. N ММВ-7-6/941@ "Об организации работы налоговых органов по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц"
Обзор документа
ФНС России ведет реестр дисквалифицированных лиц. Он составляется на основании вступивших в законную силу судебных актов.
Определено, какие сведения отражаются в реестре. Это, в частности, дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (статья КоАП РФ), фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства дисквалифицированного лица, срок наказания. Также указываются реквизиты судебного акта, дата внесения данных о дисквалифицированном лице, уникальный номер (код), присвоенный записи о нем, и др.
С 1 января 2012 г. формирование и ведение реестра обеспечивает МИ ФНС России по ЦОД. Данные вносятся в реестр в течение 3 рабочих дней с момента поступления в инспекцию копии соответствующего судебного акта. Запись об отмене дисквалификации делается не позднее следующего рабочего дня.
Если соответствующие судебные акты предоставляются в территориальные налоговые органы, последние направляют их в МИ ФНС России по ЦОД. Срок - не позднее рабочего дня с момента поступления документов. Суд или физлицо, представившее их, уведомляются об этом.
Если необходимые реквизиты судебного акта отсутствуют, инспекция запрашивает их.
МИ ФНС России по ЦОД в течение 10 дней с момента внесения в реестр представляет сведения о дисквалифицированном лице в органы, должностные лица которых составили протокол об административном правонарушении.
Копии постановлений (решений) судов общей юрисдикции и арбитражных судов хранятся в МИ ФНС России по ЦОД не менее 1 года после окончания (отмены) дисквалификации.
ТК РФ не обязывает работодателя выяснять информацию о наличии или об отсутствии принятого в отношении соискателя на какую-либо руководящую должность решения о дисквалификации. А вот согласно требованиям КоАП РФ при заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем Реестр дисквалифицированных лиц (абз. 2 ч. 2 ст. 32.11). Как проверить, является ли соискатель дисквалифицированным лицом?
Что означает дисквалификация?
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Оно оформляется постановлением о дисквалификации, которое выносит суд (ст. 32.11 КоАП РФ).
Граждане, которые были дисквалифицированы за какие-либо нарушения законодательства, не имеют права управлять юридическим лицом (организацией). Срок дисквалификации зависит от вида совершенного нарушения и составляет от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). Например, если соискатель на должность генерального директора ранее занимал руководящую должность и был дисквалифицирован за нарушение трудового законодательства сроком на один год (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ), то его нельзя принимать на работу генеральным директором организации до окончания срока дисквалификации.
Заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление юридическим лицом влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо до 100 тыс. руб. Кроме того, дисквалифицированное лицо может быть оштрафовано на 5 тыс. руб. за управление организацией в течение срока дисквалификации (ст. 14.23 КоАП РФ).
Реестр дисквалифицированных лиц
В целях обеспечения учета лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, существует Реестр дисквалифицированных лиц (далее — Реестр). Ведет его уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ).
С 1 января 2012 года функции по формированию и ведению Реестра дисквалифицированных лиц переданы Федеральной налоговой службе (п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.08.2005 N 483 "Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение Реестра дисквалифицированных лиц" (в ред. 06.05.2011), п. 2 Положения о формировании и ведении Реестра дисквалифицированных лиц, утв.
Проверка на дисквалификацию
Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 "О формировании и ведении Реестра дисквалифицированных лиц", далее — Положение о формировании и ведении реестра (в ред. 06.05.2011). Ранее такие функции выполняло Министерство внутренних дел РФ (п. 1 Постановления Правительства РФ N 483, п. 2 Положения о формировании и ведении Реестра (ред. от 08.08.2009). Однако Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" предусмотрел передачу этих функций (как непрофильных для МВД России) другому органу (ч. 1 ст. 54).
— фамилия, имя, отчество, дата и место рождения;
— полное наименование и идентификационный номер налогоплательщика организации (ИНН), в которой дисквалифицированное лицо работало во время совершения административного правонарушения, должность, которую занимало дисквалифицированное лицо в этой организации;
— статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения;
— наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
— должность, фамилия, имя, отчество судьи, вынесшего постановление о дисквалификации;
— срок дисквалификации;
— даты начала и истечения срока дисквалификации;
— сведения о пересмотре постановления о дисквалификации.
Лицо считается исключенным из Реестра по истечении срока дисквалификации или при наличии в ФНС России вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации.
ФНС России обязана вносить сведения в Реестр не позднее трех рабочих дней со дня получения копии вступившего в силу постановления о дисквалификации либо судебного акта о пересмотре постановления о дисквалификации.
Как получить сведения?
Порядок предоставления информации из Реестра утвержден Приказом ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/141@ "Об утверждении Порядка предоставления информации из Реестра дисквалифицированных лиц и формы выписки из Реестра дисквалифицированных лиц" (далее — Порядок). Этот Приказ вступил в силу с 10 июня 2012 года.
Для того чтобы получить сведения из Реестра, организации (работодателю) необходимо выполнить определенные действия. Их можно условно разделить на несколько этапов:
1) Составление запроса о предоставлении сведений из Реестра дисквалифицированных лиц. Такой запрос можно составить в свободной форме или воспользоваться формой, рекомендуемой ФНС России. Форма запроса приведена в приложении 2 к Письму ФНС России от 28.12.2011 N ПА-4-6/22455@.
Этот запрос должно подписать лицо, уполномоченное заключить договор (контракт) с руководителем организации (абз. 2 ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ). Указанные полномочия могут быть закреплены, например, в доверенности (ст. 185 ГК РФ). Копию документа, подтверждающего полномочия лица, которое запрашивает информацию, необходимо приложить к тексту запроса.
2) Оплата предоставления информации. Информация из Реестра предоставляется за плату, она составляет 100 руб. (абз. 7 ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ, п. 4 Постановления Правительства РФ N 805 (в ред. от 06.05.2011), ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "О минимальном размере оплаты труда"). Исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, которым информация из Реестра предоставляется бесплатно (абз. 2 п. 4 Постановления Правительства РФ N 805 (в ред. от 06.05.2011). Кроме того, не взимается плата за доступ к сведениям, содержащимся в Реестре, размещаемом ФНС России на своем официальном сайте в сети "Интернет" (абз. 7 ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ).
После оплаты сбора за предоставление информации (когда такая оплата обязательна) документ, подтверждающий произведенную оплату (квитанцию, платежное поручение с отметкой банка об исполнении), также следует приложить к тексту запроса. Такой вывод следует из бланка запроса, рекомендуемого для применения ФНС России (приложение 2 к Письму ФНС России от 28.12.2011 N ПА-4-6/22455@).
3) Подача запроса в уполномоченный государственный орган (налоговую инспекцию). Запрос о предоставлении информации из Реестра подается в любой территориальный налоговый орган независимо от адреса места нахождения (места жительства) заинтересованного лица или лица, о котором запрашиваются сведения.
Этот запрос можно подать одним из следующих способов:
— на бумажном носителе — представляется непосредственно в налоговую инспекцию или отправляется по почте (абз. 1 п. 5 Порядка).
Если организация выберет такой способ направления запроса, как отправка по почте, то целесообразно воспользоваться почтовым отправлением с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении (п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221). Это необходимо для того, чтобы иметь доказательства направления запроса и получения его налоговой инспекцией;
— в электронной форме — с использованием сети "Интернет", через официальный сайт ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг (абз. 1 п. 7 Порядка).
При направлении запроса в электронной форме он должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью лица, направившего запрос (абз. 2 п. 7 Порядка).
4) Получение информации о наличии либо отсутствии в Реестре сведений о дисквалификации соискателя на должность генерального директора. По результатам рассмотрения запроса работодатель получает из налоговой инспекции один из следующих документов:
— выписку из Реестра, которая предоставляется в том случае, если в Реестре содержится информация о запрашиваемом лице. Указанная выписка оформляется налоговой инспекцией по форме, приведенной в приложении 2 к Приказу ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/141@ (абз. 1 п. 3 Порядка);
— справку об отсутствии в Реестре информации о запрашиваемом лице. Такая справка предоставляется в случае, если в Реестре отсутствует информация о запрашиваемом лице. Форма справки приведена в приложении 4 к Письму ФНС России от 28.12.2011 N ПА-4-6/22455@ (абз. 2 п. 3 Порядка);
— информационное письмо. Если невозможно однозначно определить запрашиваемое лицо, то информация об этом предоставляется заинтересованному лицу в виде информационного письма с указанием соответствующих причин (абз. 3 п. 3 Порядка). Форма этого документа не приведена ни в приложении к Письму ФНС России от 28.12.2011 N ПА-4-6/22455@, ни в приложении к Приказу ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/141@.
При получении информационного письма организации целесообразно подготовить новый запрос, в котором указать уточненные данные о соискателе на должность генерального директора и направить его в налоговую инспекцию повторно.
Срок предоставления информации, содержащейся в Реестре, составляет пять дней с даты получения налоговой инспекцией соответствующего запроса (абз. 7 ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ, п. 7 Положения о формировании и ведении Реестра, п. 13 Порядка).
Упомянутые выше документы (выписка, справка, информационное письмо) предоставляются организации тем способом, который был указан в ее запросе: на бумажном носителе, который вручается лично (через представителя) или направляется по почте, либо в форме электронного документа (абз. 5 п. 4, абз. 3 п. 7 Порядка).
Выписка из Реестра в форме электронного документа подписывается квалифицированной усиленной электронной подписью должностного лица уполномоченного налогового органа (абз. 2 п. 8 Порядка).
Для получения выписки лично представитель организации (работодателя) должен предъявить паспорт и документ, подтверждающий соответствующие полномочия, например доверенность (абз. 2 п. 5 Порядка).
Вместе с тем организация может не обращаться с запросом о предоставлении информации из Реестра в территориальный налоговый орган (налоговую инспекцию). Как уже было сказано выше, ФНС России размещает сведения, содержащиеся в Реестре, на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Федеральная налоговая служба во исполнение положений ст. 32.11 КоАП РФ создала новый электронный сервис "Поиск сведений в Реестре дисквалифицированных лиц", который размещен на официальном сайте ФНС России в разделе "Электронные сервисы" (подраздел "Проверь себя и контрагента") с предоставлением доступа в подразделе "Реестр дисквалифицированных лиц".
Сервис предоставляет любому заинтересованному лицу возможность просмотра сведений, содержащихся в Реестре, поиска дисквалифицированного лица по определенным реквизитам, а также получения информации из Реестра в электронной форме.
Плата за доступ к сведениям, содержащимся в Реестре, размещенном на официальном сайте ФНС России, не взимается.
Однако для того, чтобы получить за плату сведения, содержащиеся в Реестре, в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации, заинтересованные лица должны обратиться с запросом в территориальный налоговый орган.
Такие разъяснения содержатся в Письме ФНС России от 13.02.2014 N СА-4-14/2279.
На основании полученных сведений организация (работодатель) решает вопрос о возможности назначения (избрания) лица, о котором запрашивались сведения из Реестра, на должность генерального директора и заключения с ним трудового договора.
Обратите внимание! Если в нарушение требований законодательства генеральный директор был принят на работу без предварительного запроса информации о нем из Реестра, а впоследствии выяснилось, что ранее он был дисквалифицирован и срок его дисквалификации не истек, то его необходимо уволить в связи с нарушением правил заключения трудового договора по основанию, предусмотренному ст. 84 ТК РФ — заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, о дисквалификации или об ином административном наказании, исключающем возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). В данном случае при оформлении увольнения в кадровых документах делается ссылка на п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.