Полезно знать - Автомобильный портал

Пожарная безопасность на железной дороге. Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте Меры пожарной безопасности на участке жд

Целостная система обеспечения пожарной безопасности в отрасли успешно функционирует более 90 лет. В 1918 г. на железнодорожных станциях и отдельных объектах были созданы пожарные команды и пожарные посты. В начале 1921 г. для проведения срочных противопожарных мер и борьбы с пожарами на сети дорог в системе Наркомата путей сообщения организованы надзорные органы и в мае этого же года постановлением Совета труда и обороны организованы первые семь пожарных поездов на станциях Москва, Бологое, Вологда, Смоленск, Курск, Самара и Екатеринбург

В.Н. Ветров
Генеральный директор ФГП ВО ЖДТ России

Комплексный подход

Обеспечение пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, как составной части транспортной безопасности, требует комплексного подхода со стороны органов владельцев инфраструктуры.

Ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспорта функционирует на базе органов управления и подразделений Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", предназначенных для выполнения задач по противопожарной защите отрасли. Положение о ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта Российской Федерации утверждено приказом Росжелдора от7 февраля 2008 г. № 46 (зарегистрирован в Минюсте № 11 237).

Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. №1301 ФГП ВО ЖДТ России включено в перечень стратегических предприятий и реализует уставные задачи по предупреждению и тушению пожаров на железнодорожном транспорте на основании требований Федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", а также иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и ведомственных нормативных документов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 г. № 540 утверждено новое Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, которым закреплены основные задачи предприятия в области обеспечения пожарной безопасности транспортного комплекса.


ФГП ВО ЖДТ России аккредитовано в Ространснадзоре в качестве экспертной организации, привлекаемой к осуществлению государственного надзора в области ЧС, пожарной и промышленной безопасности на транспорте. Также мы имеем аккредитацию МЧС России как экспертная организация.

Предприятие имеет допуски от саморегулируемых организаций на выполнение работ по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию систем противопожарной защиты зданий и сооружений, является членом некоммерческого партнерства "Пожарная безопасность на транспортном комплексе", президентом которого является заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Борисович Черток. Участие в работе партнерства позволяет активно использовать потенциал профессионального и бизнес-сообщества в сфере обеспечения пожарной безопасности отрасли.

Обеспечивая противопожарную защиту перевозочного процесса, ФГП ВО ЖДТ России выполняет одно из основных лицензионных условий деятельности ОАО "РЖД". Легитимность деятельности ФГП ВО ЖДТ России по предупреждению и тушению пожаров на железнодорожном транспорте Российской Федерации подтверждена лицензией МЧС России от 24 сентября 2008 г. № 115 346.

Работники ведомственной пожарной охраны имеют возможность постоянно контролировать состояние пожарной безопасности объектов и подвижного состава. У них больше возможностей по сравнению с государственными надзорами своевременно выявлять нарушения требований пожарной безопасности и принимать соответствующие меры вплоть до прекращения эксплуатации объекта. Этим минимизируются риски возникновения пожаров.


Пожарные поезда являются основой отраслевой системы оперативного реагирования на пожары. Объемы работы, выполняемые предприятием, значительно выше показателей аналогичной деятельности пожарной охраны в других сегментах экономики.

Сегодня на сети железных дорог развернуты и находятся в постоянной готовности 307 пожарных поездов. В это число входят 67 специализированных поездов с вооружением для ликвидации течей и перекачки опасных грузов.

Совместно с ОАО "РЖД" схема дислокации пожарных поездов приведена в соответствие с параметрами перевозочного процесса. В текущем году организованы три новых пожарных поезда на Октябрьской (ст. Лужская-сортировочная), Приволжской (ст. Котельниково) и Свердловской (ст. Верхнекондинская) железных дорогах.

Численность органов управления и подразделений Ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта составляет около 9,3 тыс. единиц, из них более 8,5 тыс. - в пожарных поездах. Все пожарные поезда приведены к единым нормативам по численности работников.

Факторы пожарной опасности

Железнодорожный транспорт относится к наиболее безопасным видам транспорта. Вместе с тем потенциальные аварийные ситуации несут значительную угрозу жизни и здоровью людей, а также большого материального ущерба. Это обусловлено большой протяженностью коммуникаций и значительным количеством перевозимых опасных грузов (около 3 тыс. наименований).


Особо опасными, на наш взгляд, являются аварии железнодорожных цистерн при перевозке ими легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов. Такие аварии зачастую сопровождаются пожаром, взрывами и разливом горящего продукта на большой площади. Нет необходимости говорить о возможных трагических последствиях, если такой пожар произойдет в черте населенного пункта.

В целях повышения готовности ведомственной пожарной охраны к реагированию на аварийные ситуации подобного рода мы разработали и ввели в действие соответствующие рекомендации, в которых определили порядок выполнения обязательных действий в период локализации и ликвидации таких ЧС.

Практические вопросы ликвидации пожаров и ЧС отрабатываются в период пожарно-тактических учений и занятий. Следует отметить, что только в 2012 г. проведено более 400 крупных учений с привлечением служб экстренного реагирования и взаимодействующих с нами организаций.


Придавая важное значение профессиональному развитию руководителей и должностных лиц, мы ввели в практику обучения проведение так называемых деловых игр, в ходе которых при решении поставленной задачи отрабатываются организационные вопросы ликвидации конкретной чрезвычайной ситуации на конкретном объекте, навыки проведения расчетов площади разлива горючих жидкостей, геометрических размеров взрывоопасных зон, сил и средств, необходимых для ликвидации пожара, а также вопросы взаимодействия и управления силами на пожаре.

По итогам учений, занятий и деловых игр совместно с владельцем инфраструктуры разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на повышение противопожарной защищенности перевозочного процесса и объектов.

Противопожарная деятельность

ФГП ВО ЖДТ России осуществляет деятельность в области обеспечения пожарной безопасности по договорам с организациями железнодорожного транспорта и проводит профилактику на подведомственных объектах в соответствии с конкретными перечнями (в основном ОАО "РЖД" и ОАО "ФПК"). Кроме того, по договорам с 322 организациями ФГП ВО ЖДТ России обеспечивает в противопожарном отношении их деятельность на железнодорожном транспорте, подлежащую лицензированию в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 2006 г. №134.


В соответствии с требованиями п. 12 Положения о ВПО определены должностные лица ведомственной пожарной охраны, в функции которых входит проведение профилактической работы по предупреждению пожаров, контроль за обеспечением пожарной безопасности и пожарный надзор на железнодорожном транспорте. Заместитель генерального директора ФГП ВО ЖДТ России является по должности главным инспектором по пожарному надзору на железнодорожном транспорте, а заместители директоров филиалов ФГП ВО ЖДТ России - главными инспекторами по пожарному надзору на железной дороге (или на участке пожарно-профилактического обслуживания). К указанным должностным лицам также отнесены руководители и специалисты пожарных отделов (секторов) управления предприятия, отрядов филиалов ФГП ВО ЖДТ России, начальники пожарных поездов (команд) и их заместители, старшие инструкторы по противопожарной профилактике на линии, а также начальники караулов (отделений) пожарных поездов (команд). Всего в профилактической работе задействовано более 2,3 тыс. специалистов, что позволяет обеспечить требуемое качество обслуживания профилактируемых объектов.


В 2011 г. силами ВПО пожарная профилактика осуществлялась более чем на 77 тыс. стационарных объектов и 49 тыс. единиц подвижного состава ОАО "РЖД", а также более чем на 1,5 тыс. стационарных объектов и 24 тыс. единиц подвижного состава ОАО "Федеральная пассажирская компания". По своим объемам профилактическая работа ФГП ВО ЖДТ России значительно превышает объемы аналогичной работы других ведомственных пожарных охран, созданных в Российской Федерации.

Деятельность ВПО по профилактике и тушению пожаров на железнодорожном транспорте позволила удержать обстановку с пожарами под контролем и не допустить снижения основных показателей обстановки с пожарами. В результате совместных усилий с ОАО "РЖД", Ространснадзором и МЧС России удалось переломить тенденцию роста показателей гибели людей. С 2006 г. на стационарных объектах и подвижном составе ОАО "РЖД" отмечается снижение случаев гибели людей. Зарегистрировано существенное снижение количества пожаров в вагонах с грузами.


Проводимая структурная реформа железнодорожного транспорта оказывает существенное влияние на динамику основных показателей по пожарам и их последствиям. Ежегодно на железнодорожном транспорте происходит более 200 пожаров, более половины из которых - в подвижном составе. За период с 2006 г. по настоящее время на объектах и в подвижном составе зарегистрировано 1343 пожара, на которых погибли 40 человек. На объектах и в железнодорожных подвижных составах, находящихся в ведении ОАО "РЖД", произошло 1200 пожаров.

На сегодня созданы крупные дочерние компании ОАО "РЖД", коренным образом изменена система организации пригородных пассажирских перевозок, в связи со структурной реформой на железнодорожном транспорте на рынке оказания услуг с каждым годом увеличивается количество более мелких предприятий, организаций и собственников вагонов. Вызывает беспокойство, что доля пожаров на подведомственных им объектах и в подвижном составе существенно возросла.

Межведомственное взаимодействие

Вопросы межведомственного взаимодействия в области предупреждения и тушения пожаров на объектах железнодорожного транспорта определены соответствующим соглашением между Минтрансом России. МЧС России, Росжелдором, Ространснадзором и ФГП ВО ЖДТ России от 2007 г.


Для осуществления информационного обмена в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте и обеспечения пожарной безопасности между МЧС России и Минтрансом России в 2009 г. заключено соответствующее соглашение. Сбор и обмен информацией осуществлялся между Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС России, службой ответственного дежурного Минтранса России, единой дежурно-диспетчерской службой Ространснадзора, дежурной службой Росжелдора, а также дежурно-диспетчерской службой ФГП ВО ЖДТ России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Информационный обмен осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, обеспечивающей сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.


Приказом МЧС России № 240 от 2008 г. пожарные поезда включены в состав сил и средств местных и территориальных гарнизонов пожарной охраны и привлекаются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на объектах, не входящих в инфраструктуру железнодорожного транспорта, в соответствии с установленным в гарнизонах порядком.

За последние 5 лет по запросу МЧС России пожарные поезда принимали участие в тушении 3373 пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики, в том числе в тушении 1426 крупных лесных (торфяных) пожаров.

Комплексное применение пожарных поездов позволило эффективно бороться с массовыми природными пожарами летом 2010 г. Всего в этих целях было задействовано 172 пожарных поезда, из которых 21 поезд функционировал в автономном режиме в течение длительного времени.

Пожарные поезда востребованы, их деятельность в течение 2012 г. была результативной и эффективной. Пожарные поезда 764 раза привлекались ктушению пожаров. Также 303 раза пожарные поезда оказывали помощь подразделениям МЧС России в тушении природных пожаров, пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики страны. В ходе тушения спасены 20 человек и материальных ценностей на сумму более 104 млн руб. От уничтожения огнем сохранено более 30 единиц подвижного состава, включая 13 локомотивов, атакже 59 стационарных объектов.

Успешно ликвидированы крупные и сложные пожары, в том числе 30 января на перегоне Бурея - Домикан Забайкальской железной дороги, 28 мая на станции Нижний Новгород-сортировочный и многие другие.

Индивидуальная защита

Приказом Минтранса России от 23 января 2009 г. № 12 утверждено Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Пожарные поезда отнесены данным приказом к силам и средствам указанной функциональной подсистемы. Все пожарные поезда аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, по итогам аттестации более 5,5 тыс. работников подтвердили статус "Спасатель".

Обеспечение безопасности работников пожарных поездов при тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций является приоритетной задачей, и этому мы уделяем особое внимание.


С 2004 г. закуплено и поставлено в пожарные поезда более 7 тыс. комплектов боевой одежды пожарного 1-го уровня защиты. Завершается техническое перевооружение газодымозащитной службы - в подразделения закуплены около 2 тыс. дыхательных аппаратов со сжатым воздухом, более 1,6 тыс. воздушных баллонов и 165 компрессоров для заправки. Для обеспечения работы личного состава в агрессивных средах в каждый пожарный поезд в необходимом количестве закуплены костюмы изолирующие химические КИХ-4.

Силами пожарных поездов за 5 лет ликвидировано 1039 чрезвычайных ситуаций, из них с химически опасными веществами - 779.

В ходе ликвидации последствий аварийных ситуаций работники пожарных поездов 239 раз изолировали опасные грузы от воздействия кислорода воздуха и источников зажигания, 154 раза производили их нейтрализацию, 60 раз осаждали опасные пары, а также более 1 тыс. раз обеспечивали пожарную безопасность при ликвидации аварийных ситуаций и сопровождали опасные грузы. С использованием имеющегося специального оборудования работники пожарных поездов 346 раз осуществляли перекачку опасных грузов в исправные цистерны, чем обеспечили минимизацию потерь от происшествий.

Новые пожарные поезда

Самое главное, что благодаря ОАО "РЖД" целенаправленно решается проблема обновления железнодорожного подвижного состава пожарных поездов: вагонов - насосных станций и цистерн-водохранилищ.

При непосредственном участии ФГП ВО ЖДТ России разработана концепция нового пожарного поезда. Мы подготовили предложения для проектирования с учетом опыта и практики применения пожарных поездов при тушении пожаров на стационарных объектах и в подвижном составе.

Применен модульный принцип комплектования поезда подвижным составом целевого назначения исходя из особенностей участка обслуживания и характера выполняемых задач. Большое внимание уделено рациональному размещению людей, пожарной техники и оборудования. За счет использования спецоборудования достигается большая степень механизации работ по тушению пожаров - применение приводных катушек для пожарных рукавов, установка в подкузовном пространстве электролебедки для разбора завалов и др. Новая цистерна-водохранилище обеспечит доставку к месту пожара большего объема воды.


Над созданием нового железнодорожного подвижного состава работали коллективы ОАО "ВНИКТИ", Воронежского вагоноремонтного завода - филиала ОАО "Вагонреммаш", ОАО "Рузхиммаш". К изготовлению контейнера для специализированной платформы для тушения в тоннелях привлечена организация из Санкт-Петербурга - научно-промышленное объединение "СОПОТ". Действенную помощь оказали специалисты ВНИИПО МЧС России и Академии ГПС МЧС России.

29 августа 2011 г. состоялась презентация нового пожарного поезда, и президент ОАО "РЖД" В.И. Якунин вручил нам символический ключ. Первый новый поезд заступил на боевое дежурство на станции Адлер и обеспечивает противопожарную защиту объектов Сочи-2014. В его состав дополнительно введена специальная платформа, на которой размещены контейнер с насосной установкой с подачей 200 л/с, запас пенообразователя Ют, 2 км пожарных напорных рукавов, установки комбинированного пожаротушения "Пурга-200" и "Пурга-30", а также радиоуправляемый пожарный робот LUF-60. По своим тактическим возможностям этот пожарный поезд не имеет аналогов в мире.

Всего в течение 2011 и 2012 гг. новым подвижным составом обеспечены пожарные поезда станций Лужская-сортировочная, Выборг, Бологое, Перово, Юдино. Иваново, Котельниково, Верхнекондинская, Первая Речка, Иртышское, Хабаровске и Каменск-Уральский. До конца текущего года новые вагоны - насосные станции и цистерны-водохранилища поступят в пожарные поезда станций Смоленск, Черняховск, Круглое Поле, Нефтяная и Таловая.

В целом до 2020 г. весь парк вагонов пожарных поездов должен быть обновлен.

В новых пожарных поездах сосредоточены новейшие инновационные технологии тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Все пожарные поезда оснащены системами спутниковой навигации.

Тема: « Требования пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ЦУО-112. Регламент организации служебных расследований, учета пожаров и их последствий в ОАО РЖД, утвержденный распоряжением №2627р от 02.07.15г.»

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Руководители подразделений обязаны:

  1. Разрабатывать планы эвакуации людей и материальных ценностей в случае возникновения пожара и вывешивать их на видных местах, а также организовывать периодически их практическую отработку;
  2. Своевременно проводить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, предложенные пожарной охраной, разработанные пожарно-технической комиссией объекта, а также предусмотренные приказами и указаниями руководителей объекта.

Каждый работник обязан:

  1. Четко знать и выполнять установленные правила пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару;
  2. Строго выполнять требования инструкций по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов и в подвижном составе;
  3. Не допускать использования неисправных инструментов, приборов, оборудования, соблюдать правила безопасности по их эксплуатации, а также указания руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность при проведении пожароопасных работ;
  4. Убирать рабочие места и отключать бытовые электроприборы после окончания работы;
  5. Уметь применять имеющиеся в подразделении средства пожаротушения;
  6. В случае возникновения пожара или обнаружения его признаков немедленно сообщить об этом в пожарную охрану и принять меры к ликвидации пожара.
  1. Территория объектов железнодорожного транспорта должна постоянно содержаться в чистоте и систематически очищаться от производственных и бытовых отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы и тополиного пуха. Промасленные обтирочные концы и другие пожароопасные производственные отходы должны храниться на специально отведенных участках в закрываемых металлических ящиках. Производственные отходы, не подлежащие утилизации, необходимо регулярно убирать и вывозить с территории объекта.
  2. Ко всем зданиям и сооружениям объекта должен быть обеспечен свободный доступ. Проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и пожарным водоисточникам, а также подступы к пожарному инвентарю и оборудованию должны быть свободными. Противопожарные разрывы между зданиями не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования, упаковочной тары, стоянки любых видов транспорта, строительства и размещения временных зданий и сооружений. Горючие отходы в мусороприемниках и контейнерах, а также тара из-под лакокрасочных материалов должна храниться на специальных площадках, расположенных на расстоянии не менее 20 м от зданий и сооружений. Тара из-под горючих жидкостей должна быть плотно закрыта.
  3. Дороги и проезды на территории объекта необходимо содержать в исправном состоянии, своевременно ремонтировать, а в зимнее время очищать от снега.
  4. Сточные канавы, лотки и кабельные траншеи на территории объекта и станции должны очищаться от горючего мусора, пролитых горючих жидкостей и закрываться плитами из негорючих материалов.

На объектах, связанных с хранением и применением горючих жидкостей, сеть промышленной канализации должна быть обеспечена исправными гидравлическими затворами.

  1. На территории объектов железнодорожного транспорта запрещается: разводить костры, выжигать сухую траву и сжигать мусор. Сжигание отходов допускается только в специально оборудованных и согласованных с пожарной охраной местах, под контролем обслуживающего персонала.
  1. Запрещается производить перепланировку производственных, административных, складских и вспомогательных помещений без предварительной разработки проекта, утвержденного в установленном порядке.
  2. Закрывать на замок двери эвакуационных выходов во время работы запрещается. Допускается применение внутренних легко открываемых замков (без ключей).
  3. Проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лестницы запрещается загромождать различными предметами и оборудованием.
  4. На путях эвакуации запрещается применять сгораемые отделочные материалы и краски на горючей основе. Покрытия полов на путях эвакуации должны быть надежно закреплены.
  5. Наружные пожарные лестницы, ограждения безопасности и устройства защиты от молний на крышах зданий должны содержаться в исправном состоянии.
  6. В производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены: инструкция о мерах пожарной безопасности, табель боевого расчета ДПД, а также план эвакуации работающих и материальных ценностей.
  7. У входа в производственные и складские помещения, а также внутри этих помещений должны быть вывешены знаки безопасности согласно требованиям действующих стандартов, а также таблички с указанием категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности и их класса по Правилам устройства электроустановок (ПУЭ).
  8. Система противопожарной защиты здания повышенной этажности должна быть постоянно в работоспособном состоянии. Не допускается производить остекление воздушных зон незадымляемых лестничных клеток.

Устройства, обеспечивающие плотное закрытие дверей лестничных клеток, коридоров, тамбуров, вестибюлей и холлов (доводчики, уплотнения притворов и т.п.), постоянно должны находиться в исправном состоянии.

  1. Установку и реконструкцию решеток на окнах следует выполнять в соответствии с проектом, утвержденным в установленном порядке. Установку дополнительных решеток на окнах и их конструктивное исполнение необходимо согласовывать с пожарной охраной. Порядок содержания оконных решеток определяет руководитель объекта.
  2. Для производственных и складских помещений должны быть установлены предельно допустимые нормы одновременно используемых и хранимых взрыво-пожароопасных веществ и материалов.
  3. После окончания смены не допускается оставлять на рабочих местах сгораемые отходы производства, легковоспламеняющиеся, горючие жидкости (ЛВЖ и ГЖ) и использованные обтирочные материалы.
  4. Не использованные в течение рабочей смены ЛВЖ и ГЖ необходимо сдать в цеховую кладовую или хранить в металлических ящиках (шкафах). Использованные обтирочные концы следует убирать в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками и после окончания смены удалять из производственных помещений.
  5. Ежедневно после окончания смены ответственный за пожарную безопасность подразделения обязан осмотреть закрываемые помещения. Перечень помещений и порядок осмотра устанавливает руководитель подразделения. Результаты осмотра лица, производившие осмотр, записывают в специальную тетрадь (журнал) и подписывают их.
  6. Администрация объекта должна установить порядок замены промасленной спецодежды на чистую (периодичность стирки и обезжиривания).

Промасленную спецодежду следует хранить в металлических шкафах в развешенном виде. Для проветривания дверцы шкафов должны иметь отверстия в верхней или нижней части.

  1. В производственных, административных, складских и вспомогательных зданиях объекта запрещается:
  • изменять функциональное назначение зданий и помещений без согласования с органами пожарного надзора;
  • устанавливать на путях эвакуации производственное оборудование, мебель, шкафы, сейфы и другие предметы;
  • убирать помещение с использованием бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ;
  • оставлять после окончания работы включенными в электросеть электроприемники и нагревательные приборы (электроплитки, чайники, камины и др.), эксплуатация которых в помещении разрешена;
  • обивать стены помещений машинописных бюро, вычислительных центров горючими материалами, не пропитанными огнезащитным составом;
  • отогревать замерзшие трубы различных систем паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;
  • хранить личный автотранспорт.
  1. Курение на территории объекта, в производственных, вспомогательных и административных зданиях допускается только в специально отведенных (по согласованию с пожарной охраной объекта) местах, оборудованных урнами и емкостями с водой. Место для курения должно быть обозначено знаком в соответствии с требованиями действующего стандарта.
  2. В подвальных помещениях и цокольных этажах производственных и административных зданий запрещается применять и хранить взрывчатые вещества, баллоны с газами под давлением, целлулоид, кинопленку, пластмассы и другие материалы, имеющие повышенную пожарную опасность.
  3. Запрещается хранить материальные ценности в чердачных и технических помещениях, а также в технических этажах и подпольях.
  4. Чердачные помещения, а также технические этажи и подвалы должны быть постоянно закрыты на замок. На дверях чердачных помещений и технических этажей должны иметься надписи о месте хранения ключей. Окна чердачных помещений и технических этажей должны быть остеклены и закрыты.
  5. Огнезащитные покрытия по истечении сроков действия обработки должны возобновляться. Состояние огнезащитной обработки должно проверяться ежегодно.

Порядок совместных действий администрации и технического персонала объектов железнодорожного транспорта и пожарной охраны при ликвидации пожаров

Работники железнодорожного транспорта при обнаружении пожара обязаны:

  1. Немедленно сообщить о пожаре по телефону в пожарную часть (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также свою фамилию) и принять меры по вызову к месту пожара руководителя подразделения или другого ответственного лица;
  2. Принять меры по тушению пожара, эвакуации людей и материальных ценностей.

Руководитель подразделения или другое должностное лицо, прибывшее на место пожара, обязано:

  1. Продублировать сообщение о пожаре в пожарную часть;
  2. Привлечь к тушению пожара добровольную пожарную дружину подразделения и поставить в известность администрацию объекта о пожаре;
  3. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого имеющиеся силы и средства;
  4. При необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты); остановить транспортирующие устройства, агрегаты, аппараты; перекрыть сырьевые, газовые, паровые и водяные коммуникации; остановить системы вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях и выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара и успешному его тушению;
  5. Проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещение людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты), организовать встречу пожарной части и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к месту пожара;
  6. Прекратить все работы (если это возможно по технологическому процессу, кроме работ, связанных с тушением пожара, удалить из опасной зоны работников подразделения, не связанных с ликвидацией пожара;
  7. Осуществлять руководство тушением пожара до прибытия пожарной части с учетом специфических особенностей горящего объекта, для чего поддерживать тесную связь с работниками подразделения, обеспечить защиту людей, принимавших участие в тушении пожара от возможных обрушений конструкций, поражения электрическим током, отравлений, ожогов;
  8. При необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы города (объекта).

После прибытия подразделения пожарной охраны руководитель объекта (подразделения) или другое должностное лицо, руководившее тушением пожара, поступает в распоряжение руководителя тушения пожара и действует по его указаниям.

По каждому случаю пожара или загорания администрация объекта обязана провести расследование, результаты которого оформляются актом о пожаре по форме, установленной « Регламентом организации служебных расследований, учета пожаров и их последствий в ОАО РЖД, утвержденным распоряжением №2627р от 02.07.15г.»

Локомотивное депо

Территория, здания и помещения локомотивного депо

  1. Открытые позиции, предназначенные для технического обслуживания и экипировки локомотивов на путях станции и депо, должны содержаться в чистоте и обеспечивать свободный доступ к оборудованию в случае возникновения пожара.
  2. Категорию помещений и зданий депо по взрыво-пожарной и пожарной опасности устанавливают в соответствии с ВНТП 05-89.
  3. Проходы внутри производственных участков и отделений должны иметь ширину не менее 1 м. Ширина проездов для авто- и электрокар вдоль производственного участка должна быть 1,8 м, а вдоль торцовых стен 3 м.

Границы проходов должны быть размечены белыми линиями. Проходы и проезды не допускается загромождать оборудованием и различными материалами.

  1. Полы в депо и ПТОЛ должны содержаться в исправном состоянии. Траншеи, каналы, лотки должны плотно закрываться плитами из негорючих материалов.

На производственных участках и в помещениях, в которых применяют нефтепродукты, кислоты и другие пожароопасные вещества, должны быть оборудованы стоки (уклоны) для отведения пролитых на пол жидкостей к сборным колодцам.

  1. Смотровые канавы должны иметь гладкие стены и уклон к сборным колодцам. Электрические провода низкого напряжения должны быть изолированы от рельс и шпал, а переносные светильники, имеющие напряжение до 36 В, защищены от механических повреждений. Ниши для размещения светильников и присоединения обдувочных воздушных рукавов должны быть защищены от попадания горючесмазочных материалов.
  2. Взрывопожароопасные и пожароопасные помещения должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализацией в соответствии с действующими нормативными документами.

Требования к энергетическому оборудованию

Электроустановки

  1. Электрические сети и электрооборудование, находящиеся в эксплуатации на объекте, должны отвечать требованиям действующих ПУЭ, «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», а также специальных правил.
  2. Лица, ответственные за состояние электроустановок, обязаны:
  • организовать и своевременно проводить профилактические осмотры и планово-предупредительный ремонт электрооборудования, аппаратуры и электросетей, а также своевременно устранять неисправности, в результате которых может возникнуть пожар;
  • следить за правильностью выбора и применения кабелей, электропроводов, двигателей, светильников и другого электрооборудования в зависимости от классификации зон в соответствии с ПУЭ и характеристик окружающей среды;
  • систематически контролировать состояние аппаратов защиты от токов короткого замыкания, перегрузок и других аварийных режимов работы;
  • следить за исправностью автоматических установок и средств, предназначенных для ликвидации пожаров в электроустановках и кабельных помещениях;
  • организовывать систему обучения и инструктажа дежурного персонала по вопросам пожарной безопасности при эксплуатации электроустановок;
  • принимать участие в расследовании случаев пожаров и загорания от электроустановок, разрабатывать и осуществлять меры по их предупреждению.
  1. Проверка изоляции кабелей, проводов, надежности соединений, защитного заземления, режима работы электродвигателей должна производиться в сроки, установленные Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
  2. При эксплуатации электроустановок запрещается:
  • использовать кабели и провода с поврежденной изоляцией, потерявшей в процессе эксплуатации защитные электроизоляционные свойства;
  • применять для отопления помещений нестандартные (самодельные) нагревательные электропечи и электрические лампы накаливания, а также приборы с открытыми нагревательными элементами;
  • оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы;
  • сушить горючие материалы на электронагревательных проборах;
  • пользоваться электронагревательными приборами технологического назначения без подставок из огнестойких материалов;
  • пользоваться неисправными электроустановками;
  • оставлять под напряжением электрические провода и кабели с неизолированными концами;
  • использовать электродвигатели и другое электрооборудование, поверхностный нагрев которых при работе превышает температуру окружающей среды более чем на 45°С, если к этим установкам не предъявляется иных требований.

Правила пользования огнетушителями.

Порядок приведения в действие порошкового огнетушителя

Со встроенным газовым источником давления.

  1. Сорвать пломбу, выдернуть чеку, после чего поднять рычаг до отказа или ударить по кнопке.
  2. Направить ствол – насадку на очаг пожара и нажать на рычаг.

Через 5 секунд приступить к тушению.

Закачные.

  1. Направить сопло на очаг пожара, сорвать пломбу и выдернуть чеку.
  2. Нажав на рычаг сверху вниз, приступить к тушению пожара.

Порядок приведения в действие углекислотных огнетушителей.

Ручные.

  1. Сорвать пломбу, выдернуть чеку и привести раструб в горизонтальное положение.
  2. Направить раструб на огонь, и нажав на рычаг, приступить к тушению.

Передвижные.

  1. Размотать резиновый рукав, сорвать пломбу и повернуть рычаг на себя до отказа.
  2. Направить раструб на огонь и приступить к тушению.

Литература.

  1. Регламент организации служебных расследований, учета пожаров и их последствий в ОАО РЖД, утвержденный распоряжением №2627р от 07.15г.»
  2. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ЦУО-112 (В редакции Указания МПС от 26.05.98 N Г-616у, Приказа МПС от 06.12.2001 г. N 47)

Тестовое задание для проверки степени усвоения материала.

  1. Следует ли отключать бытовые электроприборы после окончания работы?
  1. Разрешается ли устанавливать на путях эвакуации производственное оборудование, мебель, шкафы, сейфы и другие предметы?
  1. Разрешается ли убирать помещение с использованием бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ?
  1. Разрешается ли на территории объектов железнодорожного транспорта разводить костры, выжигать сухую траву и сжигать мусор?
  1. Разрешается ли отогревать замерзшие трубы различных систем паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня?
  1. В каких местах разрешается курение на территории объекта, в производственных, вспомогательных и административных зданиях?

А) Только в специально отведенных (по согласованию с пожарной охраной объекта) местах, оборудованных урнами и емкостями с водой.

Б) В любых.

Контрольные вопросы.

  1. Обязанности работника по соблюдению требований пожарной безопасности?
  2. Порядок совместных действий администрации и технического персонала объектов железнодорожного транспорта и пожарной охраны при ликвидации пожаров?
  3. Телефоны пожарной части вашего населенного пункта?
  4. Правила пользования огнетушителями?

В развитие концепции единой технической политики ОАО «РЖД» с этого месяца в компании введена в действие система управления пожарной безопасностью, которая позволит повысить эффективность деятельности в данном направлении.

Для ОАО «РЖД» это значительный шаг вперёд, так как до недавнего времени в компании, по сути, не существовало чётко отстроенной системы управления пожарной безопасностью. Анализ показал, что руководители подразделений не имели целостного подхода к решению задач в этом направлении и не уделяли им должного внимания. В результате региональные госорганы пожарного надзора зачастую не могли решить вопросы с непосредственными исполнителями на местах и всё чаще вынуждены были обращаться в центральный аппарат компании.

Только за прошлый год количество таких обращений возросло в два раза по сравнению с 2008 годом. В ряде случаев доходило и до закрытия объектов. К примеру, в конце декабря по решению суда на 88 суток была приостановлена деятельность Улан-Удэнского центра культуры ВСЖД, где планировалось проведение новогодних представлений для детей железнодорожников. Выяснилось, что такая угроза нависла над объектом ещё в 2006 году. Однако выполнять предписания государственных инспекторов не спешили. Сейчас проблема решена. Как было доложено старшему вице-президенту ОАО «РЖД» Валентину Гапановичу, все нарушения устранили в январе 2010 года. На Волгоградском отделении

ПривЖД также по решению суда были закрыты несколько помещений. И это далеко не единичные эпизоды.

По словам заместителя начальника управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Виталия Беликова, для такой крупной компании, как «Российские железные дороги», эффективная работа по обеспечению пожарной безопасности объектов невозможна без чёткого разграничения функций каждого звена управления. Именно поэтому ОАО «РЖД» одним из первых в нашей стране разработало собственную систему управления в данной области. В ней учтены все структурные изменения, происходящие на железнодорожном транспорте.

Система определяет полномочия и ответственность за обеспечение пожарной безопасности на каждом уровне управления. При этом предусматривается дальнейшее её развитие – в соответствии с планами реформирования отрасли и требованиями времени.

Новая система базируется на нескольких стандартах, один из которых устанавливает основные цели, задачи и элементы системы управления пожарной безопасностью в ОАО «РЖД». Его применение является обязательным для филиалов и структурных подразделений компании, тогда как возможность использования в «дочках» оговаривается отдельным соглашением.

Стандартом разграничиваются функции, связанные с обеспечением пожарной безопасности для филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД». В нём прописаны обязанности причастных служб по предот­вращению пожаров, их тушению и противопожарной защите объектов. Документом предусматриваются порядок планирования соответствующих мероприятий, организация обучения работников и взаимодействия с государственными надзорными органами, а также с ведомственной пожарной охраной железнодорожного транспорта. В документе также затронуты вопросы правового обеспечения, внедрения на объектах систем противопожарной защиты и организации их обслуживания.

Согласно документу работа по обеспечению пожарной безопасности будет вестись на трёх уровнях, каждый из которых наделяется своим кругом обязанностей. К примеру, центральный аппарат должен отвечать за определение перспективных направлений деятельности ОАО «РЖД» в этой области, разработку инновационных проектов, организацию научно-технического развития и решение ряда других глобальных задач. На уровне филиалов и структурных подразделений будут формироваться инвестиционные программы, разрабатываться соответствующие мероприятия и так далее. При этом в стандарте чётко закреплены обязанности руководителей разного уровня, что повышает их личную ответственность за состояние пожарной безопасности во вверенных им подразделениях.

Вторым стандартом системы управления устанавливаются порядок разработки и требования к декларации пожарной безопасности, а также процедура её представления в надзорные органы МЧС.

«В декларации, которая оформляется на все эксплуатируемые, строящиеся, реконструируемые и проектируемые объекты защиты, в числе прочего должна быть дана оценка пожарного риска, – пояснил начальник сектора пожарной безопасности управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Анатолий Столяров. – Определение риска осуществляют на основе анализа пожарной опасности объекта, оценки последствий воздействия пожара на людей с учётом различных сценариев развития ситуации, наличия системы обеспечения пожарной безопасности и ряда других факторов. Проведение такого анализа, который в силах выполнить любой руководитель, является ключевой задачей, так как такой исчерпывающий подход позволит своевременно выявить «узкие места» и предотвратить чрезвычайные ситуации за счёт реализации определённых мероприятий».

В прошлом году по заказу ОАО «РЖД» была разработана автоматизированная система управления пожарной безопасностью (АСУ ПБ). Её внедрение на железных дорогах позволит вести мониторинг текущей обстановки, повысить оперативность обмена информацией, в том числе о проведении соответствующих профилактических мероприятий на различных объектах. В настоящее время программный продукт проходит обкатку на Октябрьской магистрали, и в ближайшее время начнётся его тиражирование на всю сеть.

С 1 февраля 2010 года в компании введён в действие ещё один стандарт – «Система управления промышленной безопасностью ОАО «РЖД». Общие положения», который систематизирует деятельность филиалов и структурных подразделений в данном направлении. Документ также является элементом единой технической политики компании.

«Ранее существовавшая система затрагивала ограниченный круг специалистов, тогда как сейчас в решение вопросов промбезопасности включена вся вертикаль управления, – рассказал начальник отдела промышленной безопасности и непроизводственного травматизма управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Виталий Вавилов. – В стандарте прописаны основные требования к обеспечению промышленной безопасности, в том числе процедура идентификации, регистрации опасных объектов, лицензирования соответствующих видов деятельности в этой области, проведения экспертизы и многое другое. Но самое главное – документ разграничивает сферы ответственности руководителей различных уровней и специалистов. В итоге реализация новой системы управления на практике позволит вывести на новый качественный уровень всю работу в этом направлении».

Из-за большого количества электроприборов и электропроводов на железнодорожном транспорте повышена опасность возникновения пожаров. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте обязаны соблюдать и сотрудники (проводники, электромеханики, обслуживающий персонал), и пассажиры.

Правильные действия работников способны предотвратить появление пожара и максимально быстро ликвидировать очаг возгорания, обеспечить безопасность пассажиров.

Кто отвечает за безопасность

За пожарную безопасность поезда отвечает проводник, начальник поезда и проездной электромеханик. Все сотрудники железнодорожного транспорта проходят подготовку по пожарной безопасности.

Кроме этого, раз в полгода знания правил безопасности проверяет специальная комиссия. Сведения о прохождении проверки заносятся в журнал и удостоверение проводника. Если сотруднику не удалось пройти проверку, он может быть отстранен от выполнения своих прямых обязанностей.

Проводник может включать и эксплуатировать электроприборы, обесточить их во внештатной ситуации. А вот производить ремонт может только электромеханик.

Проводник на железнодорожном транспорте следит за исправностью проводки и электроприборов, отопительными устройствами и кипятильником. Соблюдает правила пожарной безопасности и смотрит за тем, чтобы их не нарушали пассажиры. При возникновении пожара может принять ряд действий по ликвидации очага и эвакуации людей, находящихся в вагоне.

Подготовка поезда к рейсу

Перед отправлением состава в рейс он проходит обязательную проверку. В ходе проверки обязательно проверяется:

  • исправность электроприборов;
  • отсутствие повреждения электропроводки и целостность изоляции;
  • работоспособность отопительных устройств и кипятильника;
  • наличия воды в кипятильнике и котле;
  • наличие средств пожаротушения, а также их исправность;
  • исправность измерительных приборов;
  • открывание дверей и откидывание площадок;
  • исправность противопожарной системы;
  • работа вытяжки над плитой;
  • работа автоматических систем, в том числе подачи топлива.

Пожарная безопасность предусматривает осмотр всех помещений. Не должно быть никаких посторонних предметов, особенно поблизости с котлами, плитами и иными электрическими устройствами, а горюче-смазочные и легковоспламеняющиеся материалы необходимо правильно хранить.

Основные правила

Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте предусматривают ряд запретов. Категорически запрещено эксплуатировать электроприборы и отопительные устройства, которые вышли из строя. Нельзя оставлять без присмотра работающие электроприборы.

Для пожарной безопасности на железнодорожном транспорте также запрещено:


Пассажирам и работникам железнодорожного транспорта запрещается курить в неустановленных местах. Проходы и тамбуры не должны быть загромождены, так как это может препятствовать эвакуации пассажиров в случае возгорания в вагоне. Если поезд движется, нельзя выбрасывать мусор и продукты горения после чистки котлов или печек. Это необходимо делать при остановке поезда в специально отведенных местах.

В случае появления механических повреждений, например, трещин, в отопительных устройствах или плитах, а также нарушения электроснабжения необходимо прекратить их использование. Пожарная безопасность пассажирских вагонов заключается в строгом соблюдении прописанных правил и рекомендаций.

Ответственность пассажиров и внимательность проводников позволяют избежать неприятных ситуаций при стоянии или передвижении поезда.

Особенности тушения возгораний

Даже если правила безопасности на железнодорожном транспорте соблюдаются, существует вероятность образования пожара. Безопасность людей в поезде в таком случае полностью зависит от правильных действий сотрудников железнодорожного транспорта.

При обнаружении возгорания или задымленности дежурный проводник обязан разбудить проводника, который отдыхает, а после этого остановить поезд стоп-краном.

Производить остановку движущегося состава нельзя на акведугах, виадугах, в тоннелях, над путепроводами и в иных местах, где невозможно произвести высадку пассажиров.

Проводник должен отключить электроснабжение: при достаточном естественном освещении – полностью, а ночью − оставив аварийное освещение. Напарник проводника обязан сообщить о случившемся по внутренней связи остальным сотрудникам поезда.

Ради пожарной безопасности пассажиров на железнодорожном транспорте один из проводников занимается организацией эвакуации. Перед оповещением об эвакуации необходимо открыть все возможные двери.

В случае невозможности эвакуации пассажиры перемещаются в соседний вагон в безопасные условия. Пассажирам должны быть вручены средства индивидуальной защиты, которые находятся в каждом вагоне.

Второй проводник начинает ликвидировать очаг возгорания при помощи огнетушителей и иных противопожарных средств. Для тушения пожаров подвижного состава на железнодорожном транспорте используются порошковые огнетушители, так как пенные содержат воду, которая приводит к короткому замыканию электросети. Их использование допускается только при отключении электроснабжения.

Сотрудники железнодорожного транспорта других вагонов после извещения о пожаре должны взять огнетушители и отправиться в горящий вагон тушить огонь, а также проследить за эвакуацией пассажиров.

Важно не допускать появления и распространения паники среди людей, а обеспечить их организованную высадку в безопасное место.

Тушение пожаров на железнодорожном транспорте сопровождается сложностями при перевозке легковоспламеняющихся и взрывоопасных, а также ядовитых веществ. В таком случае все действия работников должны согласовываться с экологическими и специализированными службами.

Соблюдение правил пожарной безопасности позволяет сократить вероятность возникновения опасных ситуаций на железнодорожном транспорте, а обученные проводники способны спасти жизнь пассажирам при возникновении пожара.

Глава 1. Общие требования пожарной безопасности для объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта
1. Общие положения
2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
Ответственность и обязанности руководителей объектов (организаций, объединений, заводов, депо, дистанций, станций, малых, совместных предприятий и др.)
Ответственность и обязанности руководителей подразделений (цехов, отделений, участков, лабораторий, складов, мастерских и подвижного состава)
Организация противопожарной подготовки ИТР, рабочих, служащих и обслуживающего персонала
3. Содержание территории, зданий, помещений и сооружений
Содержание территории
Содержание зданий и помещений
Противопожарные преграды
4. Требования к энергетическому оборудованию
Электроустановки
Отопление
Вентиляция
5. Требования пожарной безопасности для пассажирских и служебно-технических зданий сигнализации, централизации, блокировки и связи (СЦБ и связи)
Пассажирские здания
Служебно-технические здания сигнализации, централизации, блокировки и связи (посты ЭЦ, ГАЦ, ДЦ, ГАЦ-ЭЦ)
6. Требования пожарной безопасности для складов общего и специального назначения, грузовых районов, контейнерных площадок и сортировочных платформ
Общие требования
Склады ЛВЖ и ГЖ
Склады хранения опасных и особо опасных грузов
Склады лесоматериалов
Склады угля и торфа
Склады горючих газов(ГГ)
Материальные склады
Контейнерные площадки, сортировочные платформы по переработке тяжеловесных грузов
7. Порядок совместных действий администрации и технического персонала объектов железнодорожного транспорта и пожарной охраны при ликвидации пожаров
Глава 2. Требования пожарной безопасности для железнодорожных станций, депо по ремонту и обслуживанию подвижного состава, путевого хозяйства, специальных и вспомогательных объектов
1. Железнодорожные станции
2. Локомотивные депо
Общие требования
Территория, здания и помещения локомотивного депо
Экипировочные сооружения и устройства
Водопроводные насосные станции и водонапорные башни
Участки ремонта паровозов и базы запаса локомотивов
3. Вагонные депо, депо и участки по ремонту контейнеров
Общие требования
Территория, здания и помещения депо (участков, парков и баз отстоя вагонов)
4. Промывочно-пропарочные станции и пункты
5. Путевое хозяйство
Содержание полосы отвода
Искусственные сооружения
Путевые машинные станции (ПМС)
6. Шпалопропиточные заводы
7. Автотранспортные подразделения
8. Зарядные станции, стоянки электрокаров и автопогрузчиков
9. Лаборатории и вычислительные центры
Глава 3. Требования пожарной безопасности к технологическим процессам для заводов и депо по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава
1. Требования пожарной безопасности, общие для заводов и депо по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава
Общие требования
Производства с применением ЛВЖ и ГЖ
Производства с применением полимерных материалов
Деревообрабатывающие производства
Производства окрасочных работ
Производства с наличием станков, кузнечно-прессового и штамповочного оборудования, содержащих масла в системах гидропровода, смазки и охлаждения
Сушильно-пропиточные отделения
Регенерационно-пропиточные отделения
2. Требования пожарной безопасности при проведении работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава
Тяговый подвижной состав
Грузовые вагоны
Рефрижераторные вагоны (секции) и АРВ
Пассажирские вагоны
Глава 4. Требования пожарной безопасности при эксплуатации подвижного состава железных дорог
1. Общие требования
2. Тепловозы и дизель-поезда
3. Электровозы и моторвагонный подвижной состав
4. Паровозы
5. Цельнометаллические пассажирские, почтовые, багажные, почтово-багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны
6. Рефрижераторные секции (поезда) и автономные рефрижераторные вагоны (АРВ)
7. Вагоны-клубы и вагоны технической пропаганды
8. Вагоны с видеосалонами
9. Вагоны с установками двигателей внутреннего сгорания, восстановительные и пожарные поезда
10. Вагоны-магазины
11. Вагоны-гостиницы
Глава 5. Правила пожарной безопасности при перевозке грузов
1. Перевозка опасных грузов
2. Перевозка грузов в сопровождении проводников грузоотправителей (грузополучателей)
3. Погрузочно-разгрузочные работы при транспортировании пожароопасных грузов
4. Перевозка нефтепродуктов
5. Перевозка автотракторной техники подвижным составом железнодорожного транспорта
Глава 6. Противопожарное водоснабжение, пожарная техника н средства связи
Приложение 1. Примерное положение о пожарно-технических комиссиях на строящихся объектах
Приложение 2. Нормы первичных средств пожаротушения для строящихся и реконструируемых зданий, сооружений и подсобных помещений
Приложение 3. Примерная программа проведения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму с ИТР, рабочими и служащими железнодорожного транспорта
Приложение 4. Рекомендуемая программа подготовки личного состава добровольных пожарных дружин на объектах Министерства путей сообщения
Приложение 5. Журнал учета вводного противопожарного инструктажа вновь принимаемых на работу
Приложение 6. Журнал учета первичного, повторного и внепланового противопожарного инструктажа
Приложение 7. Правила пожарной безопасности для видео комплексов, размещаемых в пассажирских зданиях