Полезно знать - Автомобильный портал

Служебное расследование дтп на предприятии. Об утверждении положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий Порядок расследования дтп в организации

Если на территории предприятия используется автотранспорт, то не исключена вероятность столкновения машин. В этом случае требуется проведение служебного расследования для выявления и наказания нарушителя.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Процедура должны быть организована в определенные сроки и с соблюдением важных требований.

Что делать в первую очередь

После столкновения автомобилей водители должны остановиться. Нельзя двигать транспортные средства с места происшествия. Далее следует сообщить непосредственному руководителю о произошедшем ЧП.

Когда в ДТП принимает участие служебный автотранспорт, закон требует проведение служебного расследования. Оно организуется предприятием для выяснения обстоятельства происшествия и определения виновника столкновения.

Расследование необходимо с целью предупреждения очередных ДТП, оценки осведомленности водителей в правилах дорожного движения.

Обязательства по подготовке сотрудников возлагается на руководителя предприятия. И если водители нарушают , спрос от различных инстанций будет, в первую очередь, с руководства.

В процессе служебного расследования потребуется выяснить:

  • обстоятельства, которые возникли до столкновения автотранспорта;
  • причины, повлекшие аварию (в том числе, внешние факторы, не зависящие от водителей);
  • последствия столкновения, полученные повреждения у автомобилей, травмы у людей;
  • лиц, причастных к автоаварии;
  • недочеты в работе предприятия, повлекшие ДТП.

Служебное расследование необходимо для проверяющих органов. Но также руководитель предприятия может увидеть неквалифицированного сотрудника, нарушающего правила дорожного движения и Устав организации.

Если столкновение произошло двух автомобилей, являющихся имуществом одного предприятия, то расследование можно провести внутри компании, задействовав только личные ресурсы.

Сокрытие информации о столкновении автомобилей грозит нарушителю увольнением и штрафом.

Даже незначительные царапины на кузове могут быть обнаружены при очередной диагностике. Поэтому не стоит скрывать от руководства произошедшее ЧП.

Кто проводит расследование ДТП на территории предприятия

Начинается служебное расследование с места происшествия. Сразу после уведомления руководства о произошедшем ДТП, выезжает сотрудник компании. Как правило, первичные сведения собирает специалист по БДД.

Действия сотрудника предприятия аналогичны поведению обычного водителя при аварии:

  • оказание помощи пострадавшим;
  • вызов сотрудников ГАИ;
  • сохранение следов аварии;
  • предотвращение вторичных столкновений;
  • содействие в составлении протокола и ;
  • поиск очевидцев, сбор показаний и контактных данных свидетелей происшествия.

От специалиста компании требуется подготовка материалов для служебного расследования. Необходимо собрать как можно больше сведений, не упуская малейшие детали.

У специалиста должна быть определенная схема, согласно которой он действует при ДТП с участием служебного транспорта. Сведения вносятся в специальный бланк, разработанный лично или позаимствованный у других специалистов.

На месте происшествия следует зафиксировать сведения:

  • дата и точное время происшествия;
  • место происшествия;
  • особенности дорожного полотна (если есть повреждения, ухудшающие управляемость автомобилем);
  • сведения о транспортном средстве;
  • количество пострадавших (если есть), погибших, краткое описание телесных повреждений;
  • сведения о водителе, являющегося работником предприятия;
  • сведения о других участниках аварии;
  • график работы водителя, и в какой период произошло ДТП;
  • цель поездки водителя;
  • вид поездки;
  • использовалось ли ТС по назначению, не было ли отклонений от маршрута;
  • вид происшествия;
  • дорожные условия;
  • климатические условия.

Обязательно проводится фото- и видеосъемка места происшествия. На снимках должно быть зафиксировано:

  • общий план места происшествия;
  • расположение автомобиля после происшествия;
  • следы, указывающие на обстоятельства происшествия;
  • повреждения обоих автомобилей;
  • государственные номера автомобилей;
  • обстоятельства ДТП (дорожные разметки, знаки и т.д.).

На предприятии комиссия проводит собственное расследование, направленное на выяснение обстоятельств, повлекших нарушение правил дорожного движения.

Проводится проверка:

  • соблюдения правил перевозки, эксплуатации служебного транспорта;
  • соблюдения режима труда водителей;
  • личных характеристик водителя: фиксировались ли ранее нарушения дисциплины или ПДД;
  • организации обучения персонала и повышения квалификации водителей;
  • дисциплинарных мер, которые применяются к водителям, нарушающим действующие правила;
  • своевременного изучения маршрута и состояния дорожного полотна для устранения возможных трудностей;
  • нормирование скорости автомобилей на маршрутах;
  • технического состояния автомобиля до поездки, своевременного устранения неполадок;
  • технического обслуживания автотранспорта на предприятии.

Согласно полученным данным, проводится анализ ДТП на предприятии и составляется акт. Он отображает информацию о происшествии, в том числе, определяет виновность водителя автотранспорта.

Как составляется акт

По результатам проведенного расследования комиссией составляется акт, который должен быть подписан всеми членами комиссии. Оформлять документ следует внимательно, он послужит важным доказательством в суде.

Следует заметить, что виновность водителя можно только предположить, а определяется в суде.

Грамотно составленный акт поможет доказать невиновность водителя. Часто комиссии удается выявить факторы, которые не смогли увидеть сотрудники ГАИ при оформлении места происшествия.

В акте указывается информация:

  • состав комиссии с указанием ФИО и должности лиц, проводящих служебное расследование;
  • общие сведения о транспортном средстве, участвующем в ДТП;
  • сведения о водителях;
  • обстоятельства ДТП.

Далее в акте заполняется информация об обстоятельствах, предшествующих ДТП. Указываются сведения о том, кто и когда выпустил водителя на рейс, был ли пройден медицинский осмотр, проверялись ли автомобили на техническое соответствие.

Третий раздел содержит информацию о состоянии дорожного полотна в месте происшествия, погодных условиях, видимости в момент происшествия.

В четвертом разделе указываются сведения о водителе:

  • занимаемая должность;
  • стаж работы на предприятии;
  • состояние здоровья на момент выхода в рейс перед ДТП;
  • наличие выговоров;
  • наличие ДТП.

Пятый раздел содержит сведения об автомобилях. Отдельное внимание уделяется техническому состоянию машин перед выходом на рейс и ДТП. Также указываются имеющиеся сведения о второй машине, ставшей участником аварии.

Заключение комиссии указывается в последнем разделе. В нем указываются выявленные недостатки, а также дается оценка эффективности проведенных работ.

Журнал регистрации

Журнал регистрации ДТП необходим для фиксации дорожных происшествий, произошедших со служебным транспортом.

В него вносится информация:

  • информация о водителях, ставших участниками ДТП;
  • характеристики транспортных средств;
  • дата, время и классификация ДТП;
  • обстоятельства ДТП;
  • , виновники;
  • факторы, предшествующие столкновению автомобилей;
  • сведения о пострадавших людях;
  • оценка причиненного материального ущерба;
  • принятые меры.

План мероприятий по предупреждению

На предприятии должен разрабатываться план мероприятий по предупреждению ДТП с участием служебного транспорта.

В него входят профилактические работы:

  1. Регулярная проверка водителей на соответствие квалификации.
  2. Проверка технического осмотра автомобилей перед отправлением в рейс, а также систематическое проведение диагностики для своевременного выявления поломок.
  3. Контроль соблюдения правил дорожного движения сотрудниками предприятий.
  4. Обучение новых сотрудников правилам эксплуатации служебного транспорта.
  5. Повышение квалификации водителей.

От грамотно составленного плана зависит подготовка водителей к управлению автомобилями. Проверяющие органы обязательно осматривают документ на наличие подписей сотрудников.

Если произошло ДТП на территории предприятия, то не только оформляется место происшествия, но и проводится служебное расследование.

Оно необходимо для определения , а также фиксации произошедшего ЧП. При каждом ДТП составляется акт, а также вносятся данные в журнал регистрации дорожных происшествий.

Видео: Необходимость служебного расследования при ДТП

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Положения о порядке проведения
служебного расследования дорожно-транспортных
происшествий

В целях дальнейшего совершенствования работы по профилактике аварийности и повышения качества служебного расследования обстоятельств и причин дорожно-транспортных происшествий

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий.

2. Руководителям главных управлений и отделов центрального аппарата Министерства, территориальных производственных объединений автомобильного транспорта, автотранспортных предприятий и других организаций, непосредственно подчиненных Министерству, обеспечить изучение и неукоснительное исполнение указанного Положения.

3. Считать утратившими силу Положение о порядке служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий и Методические указания по служебному расследованию дорожно-транспортных происшествий , утвержденные приказом Министерства от 05.08.75 N 13 "Об утверждении Инструкции по предупреждению дорожно-транспортных происшествий" .

Министр Ю.С.Сухин

Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет единый порядок оповещения, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в организациях и учреждениях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

1.2. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

1.3. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:

Обстоятельства, предшествующие происшествию;

Причины происшествия;

Влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно-транспортного происшествия;

Последствия происшествия;

Лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);

Недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации), способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.

1.4. Служебное расследование проводится:

Руководителем автотранспортного предприятия (организации) всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток;

Руководителем территориального производственного объединения - дорожно-транспортных происшествий, при которых погибло 3 и более человек и пострадало 5 и более человек, в срок до 7 суток;

Руководителем Министерства, а также начальниками: Отдела по безопасности движения, главных управлений по транспортному обслуживанию населения и(или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от транспорта, участвующего в происшествии), Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей (в случае технической неисправности транспортного средства) - дорожно-транспортных происшествий с гибелью 7 человек и более или пострадавшими 15 человек и более в срок до 10 суток.

1.5. Служебное расследование должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия и организации, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работников предприятия автомобильного транспорта - с привлечением представителя профсоюзного комитета данного предприятия.

1.6. Выводы служебного расследования в отношении виновности водителя носят предварительный характер.

Материалы служебного расследования могут быть использованы автотранспортными предприятиями (организациями), территориальными производственными объединениями при защите интересов водителя в следственном и судебном разбирательстве.

2. Передача информации о дорожно-транспортном происшествии и действия работников автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, министерства при получении этой информации

2.1. Водители предприятий Министерства, в случае участия в дорожно-транспортном происшествии, обязаны без промедления сообщать об этом в ГАИ и дежурному работнику автотранспортного предприятия.

2.2. При невозможности сообщения о дорожно-транспортном происшествии в свое предприятие, водитель сообщает о нем руководителю ближайшего транспортного предприятия или территориального производственного объединения Минавтотранса РСФСР, который обязан оказать необходимую помощь пострадавшим, обеспечить охрану груза и принять меры к немедленной передаче информации по факту дорожно-транспортного происшествия в Отдел по безопасности движения Министерства по месту дислокации транспорта.

2.3. Информация о дорожно-транспортном происшествии в предприятие поступает от ГАИ, дорожно-эксплуатационных и других организаций и лиц. При получении информации о дорожно-транспортном происшествии не от ГАИ, последняя немедленно ставится об этом в известность.

2.4. Дежурный или иной работник предприятия, получив информацию о дорожно-транспортном происшествии, докладывает об этом руководителю или его заместителю.

2.5. Руководитель предприятия, установив, что последствием происшествия явились телесные повреждения или гибель людей, немедленно докладывает об этом руководителю вышестоящей организации, ГАИ, а при травмах или гибели работников предприятия автомобильного транспорта - также и техническому инспектору труда ЦК профсоюза и в Центральный комитет профсоюза.

При отсутствии в автономной республике, крае, области технического инспектора труда ЦК профсоюза сообщение о дорожно-транспортном происшествии направляется в отдел охраны труда Совета профсоюзов.

2.6. Руководитель территориального производственного объединения после получения и уточнения сведений о ДТП, в котором пострадал хотя бы один человек (независимо от виновности в ДТП), передает по телетайпу сведения о нем в Отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР в течение 12 часов.

Если в происшествии пострадало 5 и более человек, руководитель территориального производственного объединения передает сведения о нем немедленно по телефону в Отдел по безопасности движения, в главные управления по транспортному обслуживанию населения и(или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от типа транспортного средства, участвовавшего в происшествии), краевой (областной) комитет профсоюза, а в случае технической неисправности транспортного средства - также в Главное управление технического перевооружения и межотраслевых связей.

В нерабочее время информация передается ответственному дежурному по Министерству по телефону. После уточнения обстоятельств происшествия информация подтверждается по телетайпу.

Отдел по безопасности движения Министерства немедленно информирует о происшествии Отдел охраны труда ЦК профсоюза.

2.7. Телетайпное сообщение должно содержать ответы на следующие вопросы:

дата, время, место и вид происшествия;

модели, номерные знаки и принадлежность транспортных средств, участвовавших в происшествии;

вид перевозок (при пассажирских перевозках указать количество перевозимых пассажиров в автобусе);

обстоятельства и предварительно установленные причины происшествия;

последствия происшествия;

фамилия водителя(ей), его возраст, общий водительский стаж работы в АТП и на данном типе транспортного средства, состояние здоровья, на каком часу работы произошло происшествие;

дорожные условия на месте совершения ДТП: ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, погодные условия, обустроенность дороги;

сведения о техническом состоянии транспортного(ых) средства;

фамилия и должность руководителя(ей) объединения, выехавшего на место совершения ДТП.

2.8. Начальник автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, Отдела по безопасности движения, Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей, получив сообщение о дорожно-транспортном происшествии, по которому ими должно проводиться служебное расследование (см. п.1.4), немедленно выезжают на место совершения происшествия, а также оказывают необходимое содействие в прибытии на место происшествия представителей следственных органов и лиц, участвующих в расследовании.

2.9. Руководитель министерства, территориального производственного объединения, организации, автотранспортного предприятия, который проводит служебное расследование, создает комиссию, привлекая к работе в ней необходимых должностных лиц и специалистов.

2.10. Оценка влияния дорожных факторов (ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, обустроенность дороги и т.д.) при расследовании дорожно-транспортных происшествий должна производиться представителями автотранспортных организаций с участием представителей дорожных организаций и органов ГАИ.

2.11. Руководитель службы безопасности движения территориального объединения при поступлении к нему информации о дорожно-транспортном происшествии с участием транспорта Министерства и не принадлежащего объединению обязан сообщить об этом в Отдел по безопасности движения Министерства и по месту дислокаций транспорта, до прибытия представителя владельца транспортного средства принимает участие в расследовании происшествия.

3. Действия работников автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, министерства при служебном расследовании дорожно-транспортного происшествия

3.1. Должностные лица, прибывшие на место происшествия раньше работников ГАИ, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению "вторичных происшествий"* и выявлению очевидцев происшествия.

* Сноски в оригинале нет.

3.2. Должностные лица, производящие служебное расследование, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:

Осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства;

Уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.

Установить:

Дату и точное время (местное) происшествия;

Место происшествия;

в городе - улица, район;

Модель и номерной знак транспортного средства;

Число погибших и раненых (в том числе водителей, пешеходов, пассажиров);

Техническое состояние транспортного средства;

Характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза;

Кто управлял транспортным средством: фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж работы в данном автотранспортном предприятии, на данном транспортном средстве, по возможности те же сведения о других водителях-участниках происшествия);

Состояние водителя: здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача);

На каком часу работы водителя произошло происшествие;

Цель поездки;

Вид перевозок: международные, междугородные, городские, пригородные;

По назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;

Вид дорожно-транспортного происшествия;

Погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);

Освещенность: темное, светлое время суток, сумерки;

Дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);

Ознакомиться с протоколом осмотра места происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно-транспортного происшествия и снять с них копии;

Зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участвующих в происшествии, следы торможения, юза или качения автомобиля и принадлежность именно этому транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия. При необходимости настоять, чтобы эти сведения были занесены в протокол осмотра места происшествия;

Осмотреть документы, в частности, удостоверение на право управления транспортным средством, технический талон транспортного средства, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз или билетно-учетный лист.

3.3. При анализе происшествия необходимо:

Выяснить обстоятельства и очевидные причины происшествия;

Выяснить все нарушения, повлекшие за собой происшествие и причины, способствовавшие его возникновению. В отношении водителя, находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить, при каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом состоянии, явился ли водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе, кто из должностных лиц проверял его состояние перед выездом на линию, исключает ли система допуска водителей к управлению автомобилями в автотранспортном предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии;

Оценить:

Действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения;

Дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия;

Имеется ли причинная связь между возникновением происшествия и упущениями в работе по безопасности движения (при их наличии в предприятии).

3.4. При совершении дорожно-транспортного происшествия водителем автобуса межобластного или межреспубликанского маршрута, в результате которого пассажир получил травму или погиб, руководитель предприятия обязан составить акт по установленной форме (приложение) и вручить его пассажиру или наследникам для получения страховой суммы в органах государственного страхования в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1982 года.

4. Основные вопросы, подлежащие выяснению при проверке организации работы по безопасности движения в предприятии (организации)

Для установления связи между причинами возникновения дорожно-транспортного происшествия и упущениями в работе по профилактике аварийности в предприятии, объединении, организации лица, проводящие служебное расследование, должны установить: в результате каких нарушений требований правил, инструкций, приказов возникло происшествие и конкретные нарушения каждого из должностных лиц (если таковые имеются). Для этого необходимо проверить:

Соблюдение установленных технологий и правил организации пассажирских и(или) грузовых перевозок;

Соблюдение режима труда и отдыха водителя данного транспортного средства в предшествовавший происшествию период;

Имелись ли до этого у водителя случаи дорожно-транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался;

Как организовано в предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства;

Какие меры применяются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозки пассажиров на грузовых автомобилях);

Обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков;

Проводилось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;

Техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем проводилось техническое обслуживание автомобиля, есть ли перепробег между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки на устранение каких-либо дефектов со стороны водителя данного автомобиля, как эти дефекты были устранены;

Как в автопредприятии организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Соблюдается ли периодичность технического обслуживания автомобилей;

Как работает в автопредприятии квалифицированная комиссия;

Соблюдается ли порядок стажировки водителей.

Кроме того, совместно с профкомом предприятия необходимо проверить работу комиссии общественного контроля за безопасность движения и комиссии по борьбе с пьянством.

5. Порядок оформления результатов служебного расследования дорожно-транспортных происшествий (составление и представление акта служебного расследования)

5.1. По окончании служебного расследования комиссия составляет акт, который направляется в организации, участвующие в проведении служебного расследования, также по подчиненности:

В территориальное производственное объединение автомобильного транспорта по всем происшествиям с пострадавшими;

В Отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР по дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибло 5 и более человек и пострадало 10 и более человек;

При необходимости акт служебного расследования происшествия направляется органам следствия в комитеты народного контроля и т.д.

5.2. Акт, как правило, должен состоять из следующих основных разделов.

В первом разделе указывается состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки, модели и номера транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, их принадлежность, вид перевозок, фамилия, имя, отчество водителя, место происшествия, обстоятельства происшествия и его последствия.

Во втором разделе акта "Условия, предшествующие происшествию" указываются действия водителя до момента происшествия. Кто и в какое время выпустил его в рейс, проходил ли он медосмотр, соблюдался ли скоростной режим и маршрут движения и др.

Третий раздел акта "Сведения о дорожных условиях" должен содержать данные о ширине дороги, обочин, покрытии, их дефектах, условиях видимости в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, а также наличии недостатков в обустройстве, оборудовании дороги и несоответствии дорожных элементов требованиям СНиПа (если такое имеется).

В четвертом разделе "Сведения о водителе" указывается возраст водителя, классность, разрешающие отметки, стаж работы водителем и в данном АТП, какое время работает на данной марке транспортного средства, когда проходил переподготовку, его состояние здоровья в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него взыскания от администрации и ГАИ (если были, за что), участвовал ли ранее в дорожно-транспортных происшествиях и т.д.

В пятом разделе "Сведения о транспортном(ых) средстве(ах)" отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средства, участвовавшего в происшествии, в частности: его тип, марка, модель, год выпуска, пробег общий и после ТО-2 с указанием времени его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве(ах), участвовавшем в происшествии.

В шестом разделе "Состояние профилактической работы по безопасности движения" дается оценка работы, проводимой в целях предотвращения дорожно-транспортного происшествия и указываются выявленные в процессе проверки недостатки.

В седьмом разделе "Заключение" или "Выводы" указываются причины происшествия, по мнению комиссии, и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки.

К акту прилагаются:

копия протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия и осмотра транспорта;

копия схемы дорожно-транспортного происшествия;

объяснения водителей и должностных лиц предприятия, организации с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства дорожно-транспортного происшествия;

список погибших и пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных.

6. Разбор дорожно-транспортного происшествия в автотранспортном предприятии (организации), территориальном производственном объединении

6.1. Руководитель автотранспортного предприятия (организации) при возникновении происшествия с пострадавшими, с участием общественных организаций в пятисуточный срок проводит разбор причин и обстоятельств, способствовавших его возникновению.

Причины происшествия, результаты разбора и принимаемые меры доводятся до трудового коллектива.

6.2. Руководитель территориального производственного объединения по каждому происшествию, при котором погибло 3 или пострадало 5 и более человек, с участием общественности, представителей ГАИ, причастных и подведомственных ему организаций проводит в семидневный срок разбор причин и обстоятельств, способствовавших возникновению происшествия, а также разрабатывает мероприятия по предотвращению происшествий.

Результаты разбора и принятые меры доводятся до трудовых коллективов подведомственных предприятий.

Приложение. Акт N о несчастном случае с пассажиром на автотранспорте

Приложение

Место углового Только для органов Госстраха (составляется в

штампа двух экземплярах: первый экземпляр высылается
автотранспортного (выдается) на руки пассажиру или его наследникам,
предприятия второй остается в автотранспортном предприятии,
автовокзале, автостанции)

Акт N
о несчастном случае с пассажиром на автотранспорте

1. Настоящим подтверждается, что гр.

(фамилия, имя, отчество пострадавшего пассажира)

"___"____________19___года ______час.______мин.

при посадке в автобус_______________________________________________
(государственный номер)

во время поездки автобусом,

следовавшим по маршруту__________, получил(а) травму,

(город) погиб

при следующих обстоятельствах:______________________________________
(краткое описание обстоятельств получения пассажиром травмы, гибели)

2. Расследование обстоятельств данного несчастного случая
(дорожно-транспортного происшествия) велось
____________________________________________________________________
(наименование следственного органа)

"___"____________19___года Начальник автотранспортного
предприятия, автовокзала,
автостанции

М.П. _____________________________
(подпись)

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра Председатель ЦК профсоюза
внутренних дел РСФСР рабочих автомобильного
Ф.Ф.Семилетов транспорта и шоссейных дорог
22 марта 1990 года А.А.Пузин
7 августа 1989 года

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Зам.председателя Заместитель Министра
Госстраха СССР автомобильных дорог РСФСР
А.М.Морозов Н.И.Голованов
7 августа 1989 года 15 августа 1989 года

Текст документа сверен по:
Сб. норм.-прав. матер. по
обесп. безоп. дор. движ.
на авт. трансп. Ч., 1990

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель предприятия (организации)

__________________________________

(подпись)

«_____»_____________________201__г.

СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

(название организации)

Дата составления акта__________________________________________________________

(число, месяц, год)

Комиссия в составе:

Председателя:_______________________________________________

(ф.и.о., должность)

Членов комиссии:____________________________________________

(ф.и.о., должность)

Комиссия, назначенная приказом по предприятию (организации) от «__»________201__г., №________, обследовав место происшествия, ознакомившись с документами, осмотрев автомобиль, опросив участников ДТП и свидетелей, установила:

    Происшествие произошло_________________________________________________

(дата, время, на каком часу работы водителя)

    Место происшествия_____________________________________________________

(город, улица, дорога федерального, местного значения)

    Марка, год выпуска, номерной знак автомобиля, принадлежащего организации___

__________________________________________________________________________

4. Вид происшествия________________________________________________________

    Другие участники происшествия (транспорт)

    Пострадавшие:

Всего: погибло________________________, ранено _____________________________

    Материальный ущерб от повреждения транспортного средства составляет ____________________________________________________________ тыс. рублей.

    Ф.И.О. водителя, управляющего транспортным средством

_______________________________________________________________________

Год рождения______________________________________________________________

Общий стаж работы водителем_______________________________________________

В т.ч. на данном предприятии________________________________________________

на данном автомобиле ______________________________________________________

    Состояние водителя (по заключению врача) _________________________________

__________________________________________________________________________

(здоров, трезв, утомлен)

10. Дата и время проведения предрейсового медицинского осмотра_______________

    Дата медицинского обязательного периодического освидетельствования________

_________________________________________________________________________

    Сколько имелось случаев совершения ДТП _________________________________,

Нарушений Правил дорожного движения, нарушений трудовой дисциплины (из личной карточки водителя)___________________________________________________.

    Лишался ли ранее водительских прав_______________________________________

__________________________________________________________________________

(когда, за что)

    На автомобиле перевозился (лись)_________________________________________

_________________________________________________________________________

(какой груз, пассажиры)

по путевому листу № ______________________ от _____________________________

по маршруту ______________________________________________________________

использование в личных целях_________________________________________(да, нет)

самовольный выезд__________________________________________________(да, нет)

15. Техническое состояние транспортного средства перед выездом на линию, кто проводил технический осмотр________________________________________________.

    Дата проведения последнего ТО или ремонта________________________________,

обнаруженные дефекты_____________________________________________________.

    Дата проведения последнего инструктажа по безопасности дорожного движения

__________________________________________________________________________.

    Как выполняется на предприятии требования правил, приказов, указаний и инструкций по обеспечению безопасности движения:

а) организовано ли повышение проф. мастерства водителя________________________

б) налажен ли контроль за работой водителей на линии__________________________

в) правильно ли оформляется путевая документация______________________________

    Дата последнего повышения проф. мастерства по 20 час-ой программе___________

    Дорожные условия_______________________________________________________

(на каком расстоянии просматривается дорога)

_______________________________________________________________________________________________________

(вид покрытия, состояние проезжей части, подъем или уклон в град.)

_____________________________________________________________________________________________________

(кривая радиуса в метрах, наличие дорожных знаков и сигналов)

    Описание обстоятельств происшествия_____________________________________

__________________________________________________________________________

    Нарушения, в результате которых произошло ДТП:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

    Виновные в ДТП: _______________________________________________________

__________________________________________________________________________

    Выводы комиссии: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Предложения комиссии: _________________________________________________

__________________________________________________________________________

Приложения:

1. Копия схемы дорожно-транспортного происшествия и фотография______________

__________________________________________________________________________

2. Объяснения работников предприятия и водителя на _________________ листах.

    Приказы по предприятию (хозяйству), с выводами, конкретными мероприятиями по предупреждению ДТП на ________________________________ листах.

Председатель комиссии _______________________(___________________)

Члены комиссии _______________________(___________________)

_______________________(___________________)

Многими бизнес-субъектами, напрямую не связанными с пассажирскими или грузовыми перевозками, используются в производственных целях легковые автомобили. К сожалению, они не застрахованы от аварий на дорогах. И когда таковые случаются, важно оперативно и грамотно провести ДТП. Игнорирование этой необходимости чревато привлечением к ответственности компании вне зависимости от ее формы собственности.

Служебное расследование – понятие, цели, регламентация

В случае аварии сотрудники ГИБДД, приезжающие на место, а также представители следственных органов (если последствия ДТП тяжелые) обязаны выяснить причины случившегося, определить виновность водителя транспортного средства и других участников в целом.

Если автомобиль принадлежит бизнес-субъекту, то в дополнение к этому проводится локальное служебное расследование, в ходе которого изучаются:

  • обстоятельства, предшествующие аварии;
  • причины происшествия;
  • имеющиеся последствия;
  • участники аварии, их действия и вина.

Следовательно, целями проведения данного мероприятия являются:

  • установление обстоятельств и причин случившегося;
  • определение нарушений правил, локальных инструкций и нормативов;
  • принятие мер по недопущению ДТП в будущем.

Целевая направленность служебного расследования зафиксирована в Приказе Минавтотранса РСФСР от 09.12.1970 г. № 19. Помимо этого нормативного акта, вопрос регламентируется ФЗ от 10.12.1995 г. № 196 (абз. 6 указывает на необходимость анализа происшествия и устранения его причин), Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 г. № 647 (касается учета происшествий и определяет его обязательность независимо от места ДТП и виновников) и Приказом Минавтотранса РСФСР от 29.04.1990 г. № 49.

Регулирующим процесс проведения расследования, является соответствующее Положение. Оно должно содержать методику разбора происшествия и документальное сопровождение.

Положение о порядке проведения служебного расследования ДТП

Форма документа на законодательном уровне не проработана. При его составлении следует руководствоваться делопроизводственными нормами.

На практике, Положение может включать такие смысловые блоки:

Кто проводит служебное расследование ДТП

По каждому ДТП издаётся административное распоряжение, в котором указаны конкретные сроки и ответственные лица (в составе комиссии).

Чаще всего, комиссия включает трех членов (один из них – председатель, в роли которого выступает административное лицо компании или предприятия, либо же его зам). Обязательно включение лица, ответственного за БДД (безопасность дорожного движения). В качестве иных членов выступают, чаще всего, кадровики, сотрудники бухгалтерии, сторонние специалисты.

Для объективности непосредственный руководитель попавшего в ДТП сотрудника членом быть не может.

Сроки проведения служебного расследования ДТП руководителем предприятия

Процедура расследования происшествия имеет четкие временные рамки, равные 5 дням с даты ДТП. На них не влияют никакие факторы (даже тяжесть аварии).

Администрации территориальных производственных коопераций на расследование ДТП с 2 погибшими или четырьмя и больше пострадавшими, дается на расследование 7 дней.

Аварии, повлекшие смерть 7 и больше лиц, а также травмирование более 14 человек, расследуются 10 суток.

Порядок проведения служебного расследования ДТП

Свое начало расследование берет на месте происшествия. Руководство компании, чей сотрудник стал участником ДТП, обязано в кратчайшие сроки делегировать туда своего представителя (чаще всего – специалиста по БДД) или комиссию для оказания помощи пострадавшим и доставки их в медицинские учреждения, а также фиксирования следов аварии и поиска свидетелей.

Сбор информации считается первым этапом процедуры. Для качественного анализа следует собрать как можно больше данных, включая:

  • время происшествия;
  • место аварии и имеющиеся погодные условия;
  • дорожные условия, обстановку;
  • характеристику транспортного средства;
  • наличие и число пострадавших, характер травм;
  • информацию о подчиненном-водителе, его состоянии;
  • цель и вид поездки;
  • документы (на автомобиль, путевой лист);
  • наличие или отсутствие отклонений от заданного маршрута;
  • вид ДТП.

Фиксировать их стоит в заранее продуманной бумаге на протяжении осмотра места происшествия и опроса участников.

Также можно вести фото- и видеосъёмку. На ее основании должны четко определяться:

  • место аварии;
  • положение автомобиля в пространстве;
  • следы транспортного средства и его повреждения;
  • номера автомобилей-участников ДТП.

В процессе следует контактировать с работниками ГИБДД (не только для выяснения нюансов, но и контроля правильности составления ими документов). В случае несогласия с их мнением следует внести поправки и коррективы.

Обязательно нужно сделать копии составляемых автоинспектором бумаг. Получить их можно и другим способом – отправив письмо начальнику подразделения ГИБДД с просьбой выдать копии.

После сбора данных наступает второй этап – само расследование. В ходе него анализируются полученные сведения, определяются намерения и действия водителей, а также их соответствие правилам, выясняются причины происшествия, делаются выводы.

Особо тщательно нужно проводить расследование, если сотрудник за рулем был пьян. Кроме того, важно установить связь между инцидентом и недоработками организации по обеспечению БДД. Для реализации последнего проверяются:

Заключительным этапом расследования станет составление Акта, визируемого членами комиссии. К его оформлению нужно подходить грамотно, так как он может стать доказательством невиновности подчиненного в суде ил понадобиться следственным органам.

Структурно документ включает 7 разделов. В первом указывается состав комиссии, данные о ТС, пострадавших и обстоятельствах происшествия.

Во втором отмечается, на каких основаниях водитель отправился в поездку, проходил ли он медосмотр, маршрут следования.

Третий раздел содержат информацию о дорожных и природных условиях.

Информация о водителе указывается в следующем разделе. Это должен быть его стаж работы, повышение квалификации, состояние здоровья, репутация и так далее.

Пятый раздел отводится под указание данных о пострадавших ТС.

6 раздел показывает работу, проводимую на предприятии по обеспечению БДД. Здесь указываются выявленные в процессе расследования недостатки и дается оценка системе.

Заключительный раздел содержит выводы и предложения. Указывается, что комиссия считает предпосылками происшествия, какие меры предотвращения повторной ситуации предлагаются.

К акту нужно приложить:

  • копии бумаг из ГИБДД (особенно схему);
  • документы, уточняющие обстоятельства, в том числе свидетельские показания;
  • данные об участниках аварии.

После этого заполняется форма учёта ДТП, включающая две части: первую, которая ежемесячно уточняется в органах внутренних дел, и вторую, используемую на локальном уровне.

Подытоживая вышенаписанное, следует еще раз акцентировать внимание на том, что любое ДТП, в котором задействован легковой автомобиль компании и ее сотрудник, подлежит расследованию специально созданной комиссией. Его продолжительность зависит от тяжести происшествия. В процессе расследования уточняются обстоятельства и причины ДТП с целью предотвращения подобного в будущем.

Акт служебного расследования дорожно-транспортного происшествия – это специальная форма, которая заполняется во время мероприятий по расследованию ситуации на дороге. Он является внутренним документом фирмы, фиксирующим обстоятельства аварии, участником которой стало средство перевозки, числящееся за предприятием (автомобиль, грузовая машина, автобус, троллейбус и любые другие средства передвижения).

Для чего нужен этот документ?

Вся собранная информация относительно общей картины и причин происшествия, фактов нарушения трудовой дисциплины, а также правил внутреннего распорядка компании, согласованного действия сотрудников при выполнении должностных обязанностей, должна быть соответствующим образом письменно зафиксирована. Эта официальная бумага необходима:

  • для выяснения ;
  • определения виновных лиц;
  • разработки соответствующих рекомендаций по предотвращению аналогичных ситуаций в будущем и проведения разъяснительной работы в коллективе.

Документ может пригодится также:

  1. для предоставления официальной информации вышестоящим инстанциям, изучающим обстоятельства аварии или инспектирующим деятельность фирмы;
  2. в случае жалоб и судебных разбирательств по делу, связанному с аварийной ситуацией на дороге.

Акт служебного расследования ДТП является составляющей внутренней служебной документации и храниться в кадровой службе или бухгалтерии 5 лет.

Кто должен составлять акт при ДТП?

После получения извещения о том, что служебная машина стала участником ДТП, издается специальный приказ по организации о создании экспертной комиссии, которая будет расследовать ситуацию. Она представляет собой группу должностных лиц , в состав которой входят:

  • председатель;
  • члены комиссии из числа работников компании.

В комиссию могут быть включены:

  1. руководитель предприятия;
  2. заместители руководителя;
  3. специалист по охране труда или технике безопасности (если имеется);
  4. бухгалтер (для произведения рассчётов относительно убытков);
  5. кадровые работники (которые могут предоставить сведения о водителе);
  6. любые другие должностные лица (согласно распоряжению администрации).

При необходимости могут быть задействованы независимые специалисты, имеющие соответствующие сертификаты (например, автоюристы, медэксперты).

Внимание! В комиссию не включается непосредственный руководитель, в подчинении которого находится водитель транспортного средства. Это делается для большей объективности и непредвзятости в оценке действий сотрудника, попавшего в ДТП.

Правила составления

Существуют определенные нюансы, которые составитель акта и руководитель организации должны учесть при проведении служебного расследования по факту ДТП и подготовке документа:

Методика

Служебное расследование ДТП осуществляется на основании (утверждено Приказом Минтранса РФ № 49 от 26 апреля 1990 г.).

Непосредственно после получения известия об аварии, должностные лица, выезжающие на место согласно приказу руководства предприятия, должны проконтролировать вызов скорой медицинской помощи и сотрудников полиции на место ДТП. Если представители компании прибыли на место раньше указанных служб, они должны оказать , оградить место аварии.

Важно! Все действия по изучению обстоятельств на месте нужно проводить оперативно: если служебное средство перевозки имеет сильные повреждения вследствие ДТП, его нужно будет убирать с проезжей части, оттранспортировав до ближайшей стоянки, или на территорию предприятия.

Комиссия в процессе расследования должна собрать максимум информации о ДТП. Для этого используют:

  • фотографирование (до окончания расследования сотрудниками ДПС, положение транспортного средства не меняют);
  • показания свидетелей аварии;
  • заключения экспертизы;
  • видеосъёмку на камеру или любой гаджет;
  • схему ДТП, составленную с помощью компьютерной техники;
  • устные объяснения, письменные объяснительные водителя.

В случае отказа работника давать какие-либо объяснения, это фиксируется отдельным документом с подписями всех членов комиссии и прикладывается к акту. Для анализа происшествия могут понадобиться также протокол, акт или другие документы, составленные представителями ДПС.

Получить их можно, составив запрос. Для сбора информации и выяснения обстоятельств между членами комиссии разделяются полномочия и производятся такие действия:

  1. Устанавливается (например, это может быть столкновение, опрокидывание автомобиля, наезд на другое транспортное средство во время его остановки, на пешехода).
  2. Подробно выясняются обстоятельства с указанием даты и точного времени, места ДТП, даётся описание ситуации (как это произошло, в каком состоянии был водитель, получили ли транспортные средства повреждения и какие именно).
  3. Выясняется, есть ли пострадавшие (погибшие или травмированные), их количество.
  4. Подсчитывается материальный ущерб , в том числе от повреджения самого транспортного средства, а также груза (если он перевозился).
  5. Поднимаются данные и подтверждающие документы о разрешении для данного водителя на управление транспортным средством, его стаже работы, в том числе на данном предприятии, автошколе, в которой получал водительскую профессию и права на вождение; дополнительном обучении (когда обучался, количество часов в соответствии с программой).
  6. Определяется состояние водителя по данным предрейсового осмотра (в соответствии с заключением медработника).
  7. Поднимается информация о возможных взысканиях у водителя по административной линии и по линии ГБДД; о том, был ли он ранее участником ДТП.
  8. Составляется краткая характеристика на водителя (когда принят на работу, его личные и деловые качества, имел ли претензии, нарекания. замечания по работе или нарушения трудовой дисциплины, как относился к выполнению трудовых обязанностей).
  • в исправном ли состоянии находилось транспортное средство (с уточнением всех его технических характеристик);
  • заявлялось ли водителем перед выпуском на линию о каких-либо неисправностях;
  • в распоряжение какого заказчика было направлена техника;
  • было ли у водителя водительское удостоверение, кем выдавался и проверялся путевой лист;
  • сколько времени было выделено на работу с заявкой;
  • заполнены ли все графы путевого листа, фактическое время выезда водителя;
  • кто из должностных лиц информировал водителя об особенностях работы на линии.

Экспертная группа также производит анализ работы транспорта на линии:

  1. как выполнялась работа на с момента официального выезда и до момента ДТП;
  2. на каком часу работы произошло ДТП.

Члены комиссии проводят оценку дорожных условий и условий видимости и состояния дороги в день ДТП:


На основании полученной доказательной базы комиссия делает выводы, в которых указываются наиболее важные сведения об обстоятельствах:

  1. предшествующих ДТП;
  2. присутствующих в момент ДТП.

Результатом служебного расследования считается заключение о том:

  • есть ли вина водителя в ДТП (с обоснованием);
  • что послужило причиной ДТП (с указанием нарушенных пунктов ПДД и их конкретных формулировок);
  • какие были сопутствующие факторы, например, возможное алкогольное опьянение водителя.

Все полученные сведения заносятся в бланк акта. Дополнительно членами рабочей группы по расследованию собираются копии справок о ДТП, протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении и другие документальные подтверждения обстоятельств аварии.

Сроки проведения

Внимание! Законодательством на проведение служебного расследования по факту ДТП предусмотрен пятидневный срок.

Исключение из правил предусматривается в случае человеческих жертв или большого количества травмированных:

  1. Если погибло два и более человека (либо же четверо и более получили серьёзные травмы), срок расследования увеличивается до 7 дней.
  2. Если количество жертв достигло семи либо же травмировано четырнадцать и более человек, определяется десятидневный срок.
  3. При особо тяжких аварийных ситуациях с многочисленными жертвами, расследование ДТП переходит на более высокий уровень. В таких случаях оно затягивается.

Акт о состоянии дороги при аварии

Причиной дорожного происшествия может стать не только человеческий фактор, но и плохое качество дорожного покрытия. При его осмотре должны присутствовать представители дорожной службы, обслуживающей данный участок полотна, которых вызывают на место события представители ГИБДД.

Осмотр дороги должен быть проведён в течение суток с момента аварии. По результатам осмотра на месте происшествия заинтересованной стороной составляется акт, который подписывают стороны конфликта (представители предприятия, чья машина пострадала в результате дефектов дорожного полотна и сами «дорожники»), а также сотрудники ГИБДД.

Таким образом, служебное расследование дорожно-транспортного происшествия – дело недолгое, но ответственное, требующее командной деятельности и чёткой организации. Групповая аналитическая работа по изучению обстоятельств аварии поможет сделать оргвыводы, разработать стратегии повышения безопасности труда и использования транспорта субъектов предпринимательской деятельности, организаций.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .