Полезно знать - Автомобильный портал

Что значит категория b. Категория c1 в водительском удостоверении. Оборотная сторона удостоверения содержит

Хотите пройти тест по материалам статьи после ее прочтения?

Да Нет

Водительские права – это документ, позволяющий водить транспортное средство той или иной категории. 3 года назад были приняты ряд изменений в профильном законодательстве, которые отобразились в водительском удостоверении. Появление новых данных, дополнительных граф и пометок в правах несколько смутили тех, водителей, которые обратились в ГИБДД за заменой документа. У новоиспеченных участников дорожного движения удостоверение не вызвало никаких вопросов, так как разъяснения были ими получены в классах автошколы.

Что изменилось в правах?

Приобрели, прежде всего, ряд категорий и подкатегорий, которые ранее не использовались. Эти новшества в своих правах увидели водители, получавшие документ после 1 апреля 2014 года. Современный перечень выглядит таким образом:

  • категория «А» дает право управлять мотоциклами;
  • наличие категории А1 несколько ограничивает возможности водителя, и позволяет ездить только на легких мотоциклах;
  • обладателю категории «В» позволяется управлять легковыми авто или грузовыми моделями до 3,5 тонн;
  • получив отметку «ВЕ», можно ездить на легковых авто с прицепами;
  • наличие категории В1 дает право управлять трициклами и квадрициклами;
  • права категории «С» позволяют управлять грузовыми машинами, от 3,5 тонн;
  • наличие документа с «СЕ» значит, что водитель может сесть за руль грузовика с прицепом;
  • водительское удостоверение категории «С1» несколько ограничивает возможности, и позволяет управлять средними грузовыми авто от 3,5 до 7,5 тонн;
  • «С1Е» – категория водителей легких грузовиков с прицепами;
  • водительские права категории «D» позволяют управлять автобусами;
  • отметка «DE» означает, что можно водить автобус с прицепом;
  • «D1» является новой подкатегорией, и позволяет управлять небольшими автобусами;
  • если в ваших правах стоит отметка «D1E», это значит, что небольшими автобусами с прицепом вы управляете на законных основаниях;
  • категория «М» является новой, и присваивается тем, кто хочет сесть за руль мопеда;
  • водители трамваев получают категорию «Tm»;
  • для управления троллейбусом необходимо получить права категории «Tb».

Подобные изменения несколько усложнили жизнь тем, кто уже давно проходил обучение. Только внимательное изучение документа и поиск информации о полученной новой категории позволяет избежать проблем с сотрудниками ГИБДД.

Получение водительского удостоверения «В1»

Для получения водительского удостоверения категории «В1» необходимо пройти обучение в автошколе, достичь 18-летнего возраста, пройти медицинское освидетельствование и сдать экзамен в ГИБДД.

Следует отметить, что учиться будущий водитель может отправиться и в 17 лет, но официальный документ будет выдан только после наступления совершеннолетия.

В соответствии с действующим законодательством, права любых категорий выдаются сроком на 10 лет. По истечению этого периода необходимо обратиться в отделение ГИБДД для осуществления замены.

Возможности водителя, получившего категорию «B1»

Появление таких новых видов транспорта, как трициклы и квадрициклы, заставило задуматься о том, как узаконить их управление. Техника существенно отличается от привычных для многих мотоциклов, поэтому документ с категорией «А» здесь будет неуместным.


Данные транспортные средства стали активно использоваться молодыми людьми. Этот факт серьезно усложнил жизнь участникам дорожного движения, так как получалось, что на улицы страны выехали тысячи молодых людей, не прошедших специальную подготовку.

Данные транспортные средства по своим техническим характеристикам достаточно близки к автомобилям, поэтому было принято решение ввести категорию «B1».

Удостоверение с таким обозначением имеют право получить граждане, достигшие совершеннолетия, прошедшие подготовку и подтвердившие медицинской справкой установленного образца право садиться за руль.

Получив водительские права категории «Б», можно управлять:

  1. трициклами с объемом рабочего агрегата более 50 кубических сантиметров, которые могут развивать скорость более чем 50 км/час;
  2. легкими квадрициклами, массой не более 350 кг, и скоростью до 50 км/час;
  3. квадрициклами, весом до 400 кг и силовым агрегатом, мощностью до 15 кВт или грузовыми моделями, имеющими вес до 550 килограмм.

Данное нововведение существенно сократило количество аварийных ситуаций на дорогах, так как число водителей, не имеющих водительские права на подобные транспортные средства, практически приравнялось к «нулю».

Специальные отметки

Участники дорожного движения, которым присвоена категория «В1» обращают внимание на наличие дополнительных отметок в пункте 12 документа. Это может быть буквенное обозначение «AS», «MS» или «ML». Если вы участник дорожного движения, которому присвоена категория водительских прав «В1», что это может обозначать необходимо знать.


Буквенное обозначение «AS» напротив отметки «В1» ставится только в том случае, если водителю присвоена категория «А» или «Б». При наличии обеих, пометка «AS» не используется.

Аббревиатура имеет расшифровку. В английском варианте это звучит как Automotive Steering, что в переводе обозначает «автомобильный тип управления». Таким образом, можно сделать вывод о том, что отметка «AS» в водительском удостоверении означает, что его обладатель может управлять техникой дозволенного вида с автомобильным типом руля и посадки.

В некоторых правах нового типа возле категории «Б1» можно найти буквенное обозначение «MS». Расшифровывается оно как Motorcycle Steering. Если аббревиатура присутствуют в вашем документе, то необходимо знать, что такое обозначение ставится в том случае, когда водитель допущен к управлению квадрициклами, трициклами или мотоциклами с мотоциклетным типом посадки и руля.

Что касается аббревиатуры «ML», то она обозначает, что участник дорожного движения имеет некоторые медицинские ограничения.

Ответственность за отсутствие необходимой отметки в документе

Если права выдаются впервые, вопросов относительно пометок не возникает. Новоиспеченный участник дорожного движения получает все необходимые разъяснения во время прохождения обучения.

Сложности могут возникнуть у тех, кто обратился за заменой удостоверения, у которого истек срок действия или за выдачей дубликата утерянного документа. Получив документ нового образца с множеством непонятных обозначений, многие не обращают на них внимание. Подобная халатность расценивается как административное правонарушение и может иметь не очень приятные последствия. Сев за руль транспортного средства, на которое не распространяется их категория, автолюбители имеют все шансы заплатить достаточно большой штраф.

Инспектор ГИБДД, выявивший подобное административное нарушение, имеет право выписать нарушителю штраф в размере от пяти до пятнадцати тысяч рублей, в зависимости от сложности ситуации, так как подобное действие приравнивается к езде без прав. Транспортное средство могут доставить на штрафплощадку. В этом случае нарушителю придется запалить за услуги эвакуатора, и оплатить каждый день пребывания техники на территории ГИБДД.

Практика показывает, что введение категории «В1» серьезно дисциплинировало водителей. Многие обеспеченные родители расценивали трициклы и квадрициклы, как игрушку для своих подросших чад. Подобное отношение нередко приводило к серьезным последствиям, когда страдал не только горе-водитель, но и другие частники дорожного движения, в том числе и пешеходы.

Теперь наличие возрастного ограничения и обязательного прохождения обучения в автошколе позволило стабилизировать ситуацию. Серьезно повлияло поведение владельцев этого типа техники и введение штрафных санкций. Этот факт подтверждают ежедневные сводки с автомобильных дорог страны.

С 2014 года вступили в силу изменения в законодательстве, касающиеся владельцев мопедов и скутеров. Теперь легально управлять 50-кубовым мопедом, имея водительские права с открытой категорией «М».

Категория прав «М»: общая характеристика

Если в удостоверении проставлена любая другая категория, можно считать, что повезло - в таком случае «М» считается открытой автоматически. Ни дополнительно учиться, ни сдавать какие-то дополнительные испытания на знание мопеда не придется.

Категории «А», «А1», «М»: в чем различие?

Категория «М» дает право управлять скутерами и мопедами с объемом движка до 50 кубов. Если транспортное средство имеет объемы от 50 до 125 кубических сантиметров, придется получать права с подкатегорией «А1». Если кубатура мототехники более 125, открывается «А2». Но у подкатегории «А2» есть небольшой нюанс: чтобы ее открыть, необходимо иметь стаж управления мотом с открытым «А1» .

Кстати, раньше езда на малокубаторном транспорте до 50 кубов позволяла нетрезвому водителю проехаться до ближайшего ларька за очередной дозой горячительного. Теперь же все строго: если сотрудники ГИБДД поймают такого «загулявшего» водителя, ему грозит лишение водительского удостоверения.

Обучение на категорию «М»: срок и стоимость

Ряд автошкол уже включили в свою программу обучение езде на мопеде. Проанализировав цены на обучение в различных школах, можно создать среднюю характеристику стоимости на данный вид услуг. Итак, в среднем, получить азы знаний вождения мопеда предлагается:

  • от 7 до 12 тысяч за теоретический курс обучения, составляющий 16 занятий, растянутых на 1–2 месяца;
  • от 16 до 26 тысяч рублей за теорию, плавно переходящую в практическую часть - вождение. Занятий проходит 16 теоретических и 10–18 часов «накатки». Срок обучения в этом случае продлится 1,5–2,5 месяца. Но эта цена не включает в себя расходы на бензин и различные смазочные материалы;
  • от 20 до 34 тысяч придется отдать за курс обучения с системой «все включено». Пакет услуг включает в себя курс теории, практики, внутренний подготовительный экзамен, прохождение медкомиссии и оплату необходимых госпошлин. Максимальный срок обучения составит 2,5 месяца. Обучающемуся придется посетить 16 стандартных занятий по теоретической части и откатать до 18 часов практических занятий на мопеде. Экипировка и шлем для управления предоставляются школой.

Наличие у обучающегося своего скутера или мопеда, а также необходимой экипировки, сможет существенно снизить стоимость оплаты за практические занятия. Также можно будет сэкономить при сдаче экзамена в ГИБДД. «Студенту» не придется арендовать транспорт автошколы для демонстрации своих умений сотрудникам автоинспекции.

Следует учесть еще пару немаловажных моментов условий обучения. Во-первых, большинство автошкол проводят занятия только в весенне-летне-осенний период, когда тепло и сухо. Во-вторых, на стоимость учебного процесса может влиять время и дни посещений. Автошколы с расписанием занятий по выходным дням обойдутся несколько дороже.

Сдача экзамена и получение прав

Для категорий «М», «А1» и «А2» проводятся два экзамена - один по теории, второй - практический. Необходимо иметь специальную медсправку для допуска к управлению средством повышенной опасности.

Экзамен по теории проверяет знания ПДД, освоения основных положений допуска ТС к эксплуатации, законов РФ, касающихся обеспечения водителем безопасности движения и ответственности за несоблюдение ее. Необходимо будет также продемонстрировать знания по оказанию первой медицинской помощи.

Теоретический экзамен проводится в форме тестирования. Каждый билет содержит 20 вопросов , на которые есть несколько вариантов ответов. Нужно выбрать верный. На ответы дается 20 минут. По истечении этого времени экзамен прекращается. После окончания времени или ответа на все вопросы на мониторе экрана компьютера высвечивается результат. «Сдал» - правильные ответы даны на более, чем 18 вопросов, «не сдал»- менее 18 правильных ответов.

При проведении практического экзамена сотрудник автоинспекции оценивает у экзаменуемого умение трогаться с места, разгоняться, маневрировать, пользоваться зеркалами заднего вида и другие необходимые знания пользования техническим средством. Комплекс испытательных упражнений состоит из 3 частей .

«Сдал» ставится экзаменатором при выполнении всех упражнений. «Не сдал» - за невыполнение двух упражнений.

Вождения мото по городу в экзамене не предусмотрено. Допуск к экзаменам можно получить только после прохождения курса обучения в лицензированной автошколе. Самоподготовка не предусмотрена. После удачного прохождения всех экзаменов можно получать водительское удостоверение.

Правила езды на мопеде

Все водители скутеров и мопедов должны иметь при себе удостоверение категории «М» либо другой категории.

  • Управление допустимо только лицом, достигшим 16-летия.
  • Теперь состояние алкогольного опьянения приведет к лишению прав.
  • В светлое время должны быть включены фары ближнего света.
  • Водители мопедов должны передвигаться по правому краю проезжей части либо велосипедной дорожке. Объезд трамваев и троллейбусов также предусмотрен. Допускается движение по обочине, если это не препятствует движению пешеходов.

Запрещается:

  1. при движении держаться за руль одной рукой;
  2. перевозить детей до 7 лет без специально оборудованных устройств;
  3. передвигаться по дороге без застегнутого шлема;
  4. пересекать дорогу по пешеходным переходам;
  5. перевозить крупногабаритные выступающие предметы;
  6. разворачиваться или поворачивать налево через трамвайные пути;
  7. запрещено участие мопедов и скутеров в какой-либо буксировке.

Специалисты считают, что принятие новых правил и соблюдение их водителями сделает дорожное движение лучше и безопаснее для всех его участников.

Не так давно были осуществлены многочисленные поправки, связанные с категориями водительских удостоверений. Введение новых подкатегорий вызвало многочисленные вопросы со стороны водителей. Не всем понятно, для каких целей был проведён этот процесс. Однако с каждым годом на автомобильный рынок поступает всё большее количество новых транспортных средств, для управления которыми необходимо получить соответствующие навыки. Многие водители, не пройдя обучение, садятся за руль таких ТС и часто мешают другим участникам дорожного движения. Чтобы этого избежать, придумали новые обозначения в водительских удостоверениях. Зачем же понадобилась категория В1, что это такое, с какой целью была принята и к каким изменениям это привело, рассмотрим в статье.

Как всё начиналось?

Ещё в 2009 году начал рассматриваться законопроект, затрагивающий изменения в водительских правах. Власти решили ввести подкатегории и новые особые отметки. В 2011 году поправки к нормативным правовым актам были рассмотрены Государственной Думой.

Спустя несколько месяцев новые удостоверения стали выдаваться в некоторых регионах в качестве пилотного проекта. 2014 год ознаменовался вступлением в законную силу Приказа МВД и массовым выпуском новых водительских прав. 4 апреля 2016 года были введены новые особенности заполнения графы «Особые отметки».

Новшества обязывают водителей подходить более ответственно к выбору категории прав и дают некоторые дополнительные возможности.

Какое право даёт подкатегория В1?

Рассмотрим, чем отличается категория В1, что это такое и какой транспорт позволяет водить в сравнении со старыми обозначениями. Многие лица, получившие права до нововведений, считают, что эта категория даёт право на управление автомобилем с автоматической коробкой передач. Однако ничего общего с трансмиссией данное обозначение не имеет.

  • квадрициклами;
  • трициклами.

Многие водители путают квадрицикл с квадроциклом. Чтобы сесть за руль последнего, потребуется удостоверение тракториста.

Вышеуказанная техника нечасто встречается, а если кому и удастся её увидеть, то равнодушным он точно не останется. Цена же за такие аппараты ничуть не меньше стоимости легковых автомобилей.

Цели нововведений

Нужна ли категория В1, что это такое и кто это придумал?Власти решили ввести новую категорию, прежде всего, для целей соблюдения безопасности дорожного движения его участниками. Производство и продажа квадрициклов и трициклов с каждым годом набирает обороты. Мужская половина населения, а порой и женская, в последнее время активно интересуется новым видом транспорта.

Получается, что до введения Приказа Правительства на дороги выезжали тысячи водителей, не прошедших специальную подготовку. Внешний вид и технические характеристики транспорта приравнивают его не к мотоциклам, а к полноценным автомобилям. Для уменьшения количества ДТП с их участием и была введена подкатегория В1.

Что можно водить?

Квадрициклы — это четырёхколёсные мототранспортные средства, за рулём которых можно ездить на дорогах общего пользования. Их регистрация в ГИБДД является обязательной. Трицикл отличается от квадрицикла только количеством имеющихся колёс.

Данные транспортные средства обладают следующими характеристиками:

  • масса без груза равняется 400 кг;
  • вес с грузом — 550 кг;
  • объём двигателя до 50 см 3;
  • максимальная скорость — 50 км/ч.

Квадрициклы и трициклы — это миниавтомобили или крупные мотоциклы, на которые необходимы те же документы, что и на стандартный автомобиль, включая паспорт ТС.

Чем отличаются категории А, В1, М?

Теперь понятно, для какого транспорта понадобится в правах обозначение В1. Какая категория будет необходима для управления разновидностями рассмотренных ТС?

Если масса квадрицикла или трицикла менее 400 кг, а мощность двигателя менее 15 кВт, то закон приравнивает их к мотоциклам. В этом случае для вождения понадобятся права категории А.

Транспорт с объёмом двигателя не более 50 см 3 - это квадрициклы или трициклы, которые именуются мопедами. Для управления ими понадобится получить

Как открыть категорию?

Для того чтобы открыть подкатегорию В1, будущему владельцу квадрицикла не придётся получать специальные навыки или сдавать новые экзамены. Она указывается автоматически в водительском удостоверении при получении прав на вождение категории В. Если водитель умеет управлять стандартным автомобилем, то и сесть за руль трицикла ему никто не запрещает.

В случае, когда права на управление транспортным средством выдаются впервые, отдельно получить категорию В1 не удастся. Для этого нужно пройти специальное обучение в автошколе, получить часы практики и сдать экзамен в два этапа. После этого выдаётся В, В1, которое даёт право на управление квадрициклами или трициклами.

Что нужно для получения подкатегории В1?

Чтобы стать обладателем прав категории В1, каждому желающему необходимо пройти следующие этапы:

  • обратиться в медицинское учреждение за получением справки о состоянии здоровья;
  • обучиться в автошколе, имеющей лицензию на проведение подобных занятий;
  • ответить на необходимое количество вопросов в билетах внутреннего экзамена;
  • справиться с заданиями электронных билетов;
  • правильно выполнить автомобильные манёвры на автодроме;
  • с соблюдением правил проехать участок дороги в городе с инспекторами;
  • оплатить государственную пошлину в установленном размере;
  • подготовить все необходимые документы.

Если все вышеуказанные шаги пройдены удачно, можно отправляться за получением долгожданных водительских прав в отделение государственной регистрации, предварительно подготовив личную фотографию.

Требования к здоровью

Для получения водительского удостоверения также необходимо пройти нескольких врачей, включая:

  • терапевта;
  • офтальмолога;
  • хирурга;
  • лора;
  • невропатолога;
  • психиатра;
  • нарколога.

Дополнительно нужно будет сделать флюорографию грудной клетки. Это поможет выявить степень искривления позвоночника, высокая степень которой может стать препятствием для получения статуса водителя.

При следующих отклонениях в здоровье права получить станет труднодоступным или совсем невозможным:

  • хронических заболеваний глаз, косоглазии, воспалении слёзного мешка, плохого зрения и слепоте одного глаза;
  • глухоте на одно ухо;
  • отсутствии пальцев или фаланг;
  • росте менее 150 сантиметров;
  • диабете;
  • разных сердечнососудистых заболеваниях.

Как проходит экзамен?

После прохождения практики в автошколе потребуется выполнить несколько заданий, которые проходят в два этапа:

  • внутренний экзамен в школе обучения;
  • экзамен в ГАИ.

Первый вариант — самый простой. Обычно необходимо ответить на предлагаемые вопросы. Они касаются правил дорожного движения и нацелены на проверку полученных знаний.

Затем даются ответы на билеты в электронном формате под контролем представителей ГАИ.

Далее сдаётся экзамен на автодроме. Нужно выполнить манёвренные движения на специально оборудованной площадке в присутствии инспекторов. После успешного окончания данного этапа следует поездка в город, где нужно проявить свои водительские навыки на дороге с другими участниками.

Процедура получения водительских прав

Как только будущий водитель получает справку об успешно пройденном экзамене, им может быть получена водительская категория В1. Удостоверение выдаётся в виде пластиковой ламинированной карты с фотографией. На лицевой стороне указываются личные данные водителя, а на обороте обозначена категория прав, соответствующая обучению.

Новоиспечённые водители считают, что существуют категории В1-В4. Это ошибочное мнение. Категория В имеет разновидности В1 и ВЕ. Эти отметки не могут содержать других букв или цифр. Возможно, со временем появятся новые обозначения. Пока же существуют только В1-В4, которые имеют отношение к пожароопасности. Их часто по незнанию употребляют новички в отношении прав водителей.

Чем различаются обозначения AS и MS?

В 12-й графе В1 содержат пометки AS либо MS, которые часто непонятны водителям. Связано это, конечно же, с введением новой подкатегории, которая имеет свои особенности.

Обозначение AS означает, что человек может водить только тот квадрицикл или трицикл, который оснащён автомобильным рулём и сиденьем. В случае с MS можно управлять ТС, оборудованным исключительно мотоциклетным рулём и мотоциклетной посадкой.

Ответственность водителей

Водители квадрициклов и трициклов обязаны иметь при себе все необходимые документы и передавать их инспектору для проверки по требованию. Если же транспортное средство не зарегистрировано должным образом, а его владелец не имеет при себе документов, подтверждающих право на него, то такой автомобиль подлежит задержанию и перемещению на штрафстоянку до выяснения обстоятельств.

Каждый водитель должен соблюдать принятые правила дорожного движения и не нарушать общепринятых норм. В противном случае это грозит штрафами или лишением водительских прав, что является весьма неприятным. Соблюдение правил дорожного движения освобождает водителей в значительной степени от неприятностей на дорогах.

Подводя итоги

Надеемся, вам стало понятно, чем отличается категория В1, что это такое и зачем она нужна. Рассматривая изменения, связанные с её введением, можно сделать вывод, что появление данного обозначения целесообразно. Квадрициклы и трициклы — довольно неизведанный транспорт, управление которым под силу не каждому новичку. Водители, имеющие категорию А, не имеют прав на вождение такого транспорта: им необходимо сдать экзамен в специализированной школе. В связи с этим новая категория В1 может уменьшить количество несмышлёных водителей, садящихся за руль. А эффективность её введения покажет только время. И не забывайте, что категория помещения В1 относится к определению пожароопасности и никоим образом не затрагивает водительских прав!

В продолжение реформы законодательства в области ПДД и безопасности движения в 2020 году в России будут введены некоторые новшества при выдаче водительских документов. Многие автолюбители ожидали, что изменения затронут не только внешний облик и содержание документа, но также расширят его возможности.

В некоторых странах ВУ имеют статус полноценного удостоверения личности наравне с паспортом. Этого пока что не произошло, но изменения все же будут, к примеру, появились отдельные категории для общественного транспорта (трамваев и троллейбусов), которые раньше были объединены. Соответственно и правила подготовки водителей будут изменены.

Расшифровка водительского удостоверения нового образца 2020 года

ВУ образца 2020 года дают возможность гражданину РФ въезжать на территорию большинства стран на своем автомобиле, а также брать машину в аренду. При этом желательно изучить особенности ПДД тех стран, на территорию которых гражданин собирается отправиться. Внешний вид российских ВУ унифицирован с международными стандартами , поэтому расшифровка водительских прав нового образца 2020 года не вызовет никаких сложностей.

Лицевая сторона документа содержит следующие сведения, которые в обязательном порядке имеют нумерацию:

  1. Фамилия (берется из паспорта).
  2. Имя и отчество .
  3. Дата рождения и наиболее крупная территориальная единица , ближайшая к месту рождения владельца документа (крупный город или название области).
  4. Дата получения документа, срок его истечения и наименование выдавшего его органа (данный пункт разделен на подпункты 4a, 4b, 4c).
  5. Номер документа (также дублируется на обратной стороне).
  6. Фото .
  7. Подпись (обязательно черными или фиолетовыми чернилами, должна полностью соответствовать подписи в паспорте).
  8. Место прописки либо регистрации (либо данные о месте постоянного проживания, если регистрация отсутствует).
  9. Особые отметки , а также , к управлению которыми владелец документа получил доступ.

Владельцем водительского удостоверения какого образца являетесь Вы?

Удостоверение с обеих сторон покрыто ламинированной защитой . Чтобы избежать подделки, задний фон представляет собой сложное сочетание узоров с элементами защиты. В случае их отсутствия, документ будет считаться недействительным.


Обратная сторона имеет следующие пункты:

  1. Дата получения прав на определенную категорию (подкатегорию).
  2. Дата окончания срока их действия.
  3. Ограничения в управлении ТС одной категории (подкатегории).
  4. Общие ограничения для всех категорий транспорта, особые отметки и стаж.

Все пункты и порядок их заполнения производится строго в соответствии с Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 мая 2009 г. N 365 . Заполнение некоторых пунктов может меняться в зависимости от нововведений в законодательстве, для чего вносятся поправки в сам Приказ (последняя редакция документа – от 20.10.2015 ).

Какие изменения будут в 2020 году

Помимо появления двух новых категорий (Tm – для трамваев и Tb – для троллейбусов), в обязательном порядке будут указываться все подкатегории транспорта. Чтобы узнать более подробную информацию о подкатегориях и особых отметках, следует изучить Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ (в последней редакции).

Изменения также коснутся порядка процедуры , которые будут зависеть от его технических особенностей. Так, если экзамен в ГИБДД будет сдаваться на автомобиле с автоматической (АКПП) или бесступенчатой (вариатор) коробкой передач, то автомобилист получит отметку о соответствующем ограничении . Управлять при этом машиной с механической КПП он не сможет. Все ограничения (как общие, так и относящиеся к определенным видам ТС) будут иметь вид аббревиатур, состоящих из латинских букв.

При замене документа в пункте 14 появится отметка «Стаж », в которой будет отмечено, когда удостоверение было получено впервые. В случае утери или пропажи ВУ на выданном взамен документе также появится отметка «Дубликат ». Никаких ограничений данная отметка не накладывает. Последним нововведением является отметка « обязательна » - такую запись получат водители, имеющие серьезные отклонения здоровья и обязанные проходить чаще остальных.

Фото водительских прав нового образца 2020 года

Сразу после появления информации об изменениях, автолюбители стали интересоваться тем, как в 2020 году выглядят новые водительские права. Лицевая сторона имеет следующий вид:


Все водительские удостоверения международного образца выглядят примерно одинаково. Основное различие заключается в цветовых решениях и указании региона. Для российского ВУ это отметка «RUS» в левом верхнем углу. Права, выдаваемые в странах Евросоюза, имеют прямоугольник в виде флага ЕС.

Внешний вид лицевой стороны старых и новых удостоверений мало чем отличается. Однако, как показывает фото водительского удостоверения нового образца 2020 года, на обратной стороне можно найти существенные изменения:


Как видно, троллейбус и трамвай теперь выделены в отдельные категории. Слева от таблицы расположен штрих-код, в котором имеется информация о водителе. Как и в правах предыдущего поколения, в правом нижнем углу дублируется номер документа, который также указывается на лицевой стороне. Чтобы удостовериться в том, что документ не является подделкой, помимо голографических кодов имеются данные о типографии и номере серии печати.


Нововведения касательно прав нового образца активно обсуждалось на форумах, и большинству автомобилистов пришлось по вкусу то, как выглядит водительское удостоверение нового образца. Недоверие и настороженность вызывают только выделение подкатегорий, которые, в свою очередь, окажут влияние на порядок

Водительское удостоверение разрешает автомобилисту управлять тем видом транспорта, категория которого указана в правах. Ведь автомобили отличаются между собой по объему двигателя, грузоподъемности, наличию пассажирских мест, сложности и степени опасности управления. Чтобы управлять определенным видом автотранспорта, следует получить удостоверение с соответствующей пометкой. В этой статье мы рассмотрим все категории водительских прав с расшифровкой с учетом всех нововведений.

Классификация периодически изменяется, в 2020 году действует список, утвержденный законом РФ «О безопасности дорожного движения», он состоит из 16 подвидов. За передвижение на транспорте, на который не оформлена водительская категория, к нарушителю применяется штраф в размере 5-15 тысяч рублей.

Прежде чем получать ВУ, следует решить, за руль какого транспорта вы хотите сесть. От этого будет зависеть категория прав, на которую предстоит пройти обучение. Самые легкие – это мотоциклы и легковые автомобили. Права на эти виды транспорта можно получить во всех автошколах. Тем же, кто хочет стать профессиональным водителем, придется поискать автомобильные курсы, на которых готовят учеников по расширенной программе.

Внешний вид водительских прав

Водительские удостоверения в России изготавливают в виде пластиковой карточки, с нанесением персональных сведений о водителе. Автоправа защищены голографическими знаками. Фотография не вклеивается, изображение лица и подпись наносятся при изготовлении документа.

На лицевой части прав изображена фотография и указаны личные данные:

    • фамилия, имя – на русском языке и латиницей;
    • год рождения, страна происхождения;
    • дата выдачи и срок действия прав;
    • наименование подразделения Госавтоинспекциии, выдавшего удостоверение;
    • серийный номер документа;
    • город проживания;
    • разрешенные категории;
    • личная подпись.

Отметка о разрешенной категории ТС указана непосредственно в ВУ, с обратной стороны. Внизу печатаются особые отметки: об ограничениях по медицинским противопоказаниям, дата открытия и срок действия. Водительские права выдаются на десять лет. Просроченный документ подлежит обязательной замене.

    • GCL – водитель должен находится за рулем ТС в очках или линзах. Примечание вносится на основании заключения окулиста из медицинской справки. При этом на фотографии водитель должен быть изображен в очках или линзах.
    • ML – медицинские ограничения.
    • AS – указывается в графе с категорией В, при закрытой категории А. Означает, что владелец может управлять ТС только с автомобильным рулем и при наличии сиденья.
    • MS – противоположна аббревиатуре AS. Сообщает о том, что водителю разрешено управлять мотоциклом, без права вождения автомобиля. Разрешается водить трициклы и квадрициклы, оснащенные мотоциклетным рулем.
    • АТ – автоматическая трансмиссия. Разрешено управлять лишь автомобилями с коробкой «автомат». Ездить на «механике» водителю запрещено.
    • МС – разрешено вождение автомобиля, оснащенного ручным управлением. Отметка ставится водителям-инвалидам на основании медицинских предписаний.
    • APS – управление только транспортом, оборудованным автоматической системой парковки.
    • HA/CF – вождение машины с использованием слухового аппарата.

Серия и номер документа дублируются с обеих сторон пластика. В примечаниях указывается справочная информация – стаж водителя, год первичного получения удостоверения.

Категории ТС

    • А – позволяет управлять обычными мотоциклами, с боковой коляской, 3-х-колесными и 4-х-колесными транспортными средствами, со снаряженной массой не более 400 кг.
    • А1 – распространяется на легковесные мотоциклы, с объемом двигателя до 125 см3, мощностью до 11 кВт (открывается по умолчанию при наличии категории А).
    • В – на легковые машины, весом до 3,5 тонн, предназначенных для перевозки не более 8 человек кроме водителя. Сюда же относятся джипы, внедорожники, небольшие пикапы.
    • ВE – легковые авто с габаритным прицепным устройством (от 750 кг до 3,5 т).
    • В1 – трициклы и квадрициклы;
    • С – разрешение на грузовой транспорт (от 3,5 тонн). Категория понадобится для управления «тяжеловесами», типа «Хаммер», ГАЗ «Тигр».
    • СE – грузовые автомобили с прицепом. Категория CE, полученная до появления подкатегорий, разрешает управлять грузовиками с прицепами.
    • С1 – грузовой транспорт с грузоподъемностью 3,5-7,5 тонн.
    • С1E – средние грузовые машины с прицепным устройством, вес которого превышает 750 кг. Суммарная масса авто и прицепа должна быть до 12 тонн.
    • D – автомобили, приспособленные для перевозки более 8 человек, микроавтобусы, маршрутные такси и автобусы. В категорию не входят сдвоенные автобусы- «гармошки».
    • DE – автобусы с прицепом, масса которых более 750 кг, сцепленные автобусы.
    • D1 – небольшие автобусы, вместимостью пассажиров от 8 до 16 человек.
    • D1E – микроавтобусы с прицепом, с максимальным весом не более 12 тонн. В прицепе нельзя перевозить людей.
    • М – мопеды и легкие квадрициклы. Открывается вместе с одной из других категорий.
    • Tm – трамваи.
    • Tb – необходима для вождения троллейбусов. Ранее для управления троллейбусом или трамваем требовались особые отметки в водительских правах.

Приведенная классификация содержит подкатегории с цифровой приставкой. Они выделены для использования облегченных вариантов транспортных средств – с меньшей грузоподъемностью и мощностью двигателя. Подкатегории открываются по умолчанию, как дочерние, при открытии основных категорий.

Возрастные ограничения для получения прав

Российское законодательство устанавливает ограничения по возрасту для открытия в водительском удостоверении разных категорий. Подкатегории А1, М разрешены в 16-летнем возрасте. В 18 лет можно получить права категорий A, B, В1, C и С1, для управления легковыми и грузовыми автомобилями небольшой массой. ВЕ, С1Е, СЕ разрешено открывать с 19 лет. С 21-летнего возраста разрешается получать права на микроавтобус, автобус, троллейбус и трамвай.

Управлять машинами с прицепами можно лишь спустя год после открытия основной категории. То есть у водителя должен быть стаж вождения автомобилем от одного года, чтобы он мог получить право на управление транспортом с прицепом.

Подростки в возрасте 17 лет могут пройти обучение в автошколе на категории В и С. Но после сдачи экзаменов они не смогут самостоятельно водить машину, права выдаются лишь с 18 лет.

Открытие дополнительных категорий

Если водитель захочет открыть новые категории в правах, ему придется пройти обучение в автошколе и сдать квалификационные экзамены по теории и практике. Для каждой предусмотрены разные экзамены. Самостоятельно подготовиться к сдаче экзаменов нельзя, для допуска на экзамен требуется свидетельство от автошколы об окончании курса.

    • выполнить габаритную восьмерку, змейку, продемонстрировать скоростное движение;
    • сдать парковку и выезд с парко-места;
    • правильно остановить транспорт для посадки или высадки пассажиров.

Для открытия категории В необходимо дополнительно выполнить упражнение «Регулируемый перекресток» на автоматизированном автодроме, инструктор попросит проехать по эстакаде, тронутся «под горку», сдать задним ходом в условный гараж, припарковаться, выполнить повороты под 90 градусов, развернуть авто в ограниченном местности.

Чтобы открыть C, D и подкатегории C1, D1, кроме теории, требуется продемонстрировать навыки езды на грузовом транспорте на площадке и в реальных городских условиях: выполнить стандартные упражнения на учебном транспорте запрошенной категории, сцепление и расцепление, парковку у платформы на разгрузку.

Если вы учились в автошколе на машине с АКПП, но возникла необходимость управлять автомобилем с «механикой», придется пересдавать экзамен по вождению на автодроме. Только после успешной пересдачи, вы получите права без отметки АТ.

Правила получения прав с новыми категориями для иногородних граждан

Те, кто проживают не по адресу регистрации, вполне могут получить новую категорию в другом городе. Иногородние жители должны подать в отделение ГИБДД расширенный пакет документов:

    • паспорт гражданина России;
    • медицинскую справку;
    • документ, подтверждающий местную регистрацию;
    • справка из ГИБДД по месту прописки, подтверждающая, отсутствие нарушений и лишений водительских удостоверений.

ВАЖНО ЗНАТЬ. Российские водительские права действительны на территории РФ и стран, которые подписали Венскую Конвенцию. Для автомобильных поездок в другие страны потребуются права международного образца.

Процедура замены прав

Не нужно проходить экзамены тем водителям, которые переоформляют удостоверение в связи с окончанием срока их действия. Водительские права выдаются на 10 лет. Автомобилист должен самостоятельно следить за годностью документа, и вовремя переоформить удостоверение. КОАП предусматривает ответственность за управление транспортом с просроченным удостоверением в виде штрафа.

Для замены просроченного удостоверения следует обратиться в отделение Госавтоинспекции, МФЦ, или оформить заявление через портал Госуслуг. За обмен документов необходимо оплатить госпошлину в размере 2000 руб. Если воспользоваться услугами сайта Госуслуг, можно получить скидку 30% от суммы сбора.

Для замены документа водитель должен предъявить:

    • заявление по установленной форме 003-В/у;
    • старое удостоверение;
    • паспорт;
    • справку о прохождении медицинского осмотра;
    • квитанция об оплате госпошлины.

Фотографию сдавать не нужно, вас снимут непосредственно в подразделении ГИБДД или МФЦ. Не понадобится медсправка тем, кто меняет права по причине, не связанной с истечением срока действия: из-за их износа, утери документа, смены фамилии, других персональных данных, изменения медицинских показаний.