Полезно знать - Автомобильный портал

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых а. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

Проблема противодействия коррупции является общегосударственной задачей. Каждое государство принимает определенные меры, которые направлены на снижение влияния коррупции на все сферы жизнедеятельности общества.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Понятие

  1. Антикоррупционную экспертизу можно охарактеризовать как деятельность определенных субъектов, которая проводится с целью выявления в нормативно правовых актах, а также в их проектах норм и пунктов, которые содержат коррупционные факторы.
  2. Данная деятельность включает также предложение рекомендаций, направленных на устранение вышеуказанных факторов.

При этом данная экспертиза проводится:

  • как по отношению законодательных актов;
  • так и по отношению правовых актов органов исполнительной власти, в том числе и различные распоряжения.

Чем регулируется

Вопросы антикоррупционной экспертизы получили свое регулирование как на международном, так и на государственном уровне.

Mеждународный уровень

На уровне международных отношений данный вопрос получил свое регулирование в против коррупции.

Данный документ закрепляет стремление участников принять определенные меры, направленные на предупреждение коррупции.

В качестве таких мер также указывается проведение соответствующей оценки правовых актов.

Федеральный уровень

  1. Что же касается федерального уровня регулирования, то вопросы антикоррупционной экспертизы и правила ее проведение получили свое регулирование в . Данный закон регулирует порядок проведения экспертизы.
  2. Кроме вышеуказанного закона было принято также соответствующее , которое посвящено методике и правил проведения экспертизы.

Основные принципы

Антикоррупционная экспертиза, которая проводится в отношении правовых актов, основывается на определенных принципах, содержание и перспективы использования которых предусмотрены действующим законодательством.

В частности, в качестве принципов можно отметить:

  • обязательность проведения экспертизы;
  • проведение оценки нормативно правового акта во взаимосвязи с другими нормативно правовыми актами;
  • обоснованность экспертизы, а также проверяемость и объективность ее результатов;
  • требование компетентности лиц, которые проводят экспертизу;
  • обязательное сотрудничество государственных органов в данной сфере.

Давайте обсудим каждый из вышеуказанных принципов в отдельности.

  1. Согласно принципу обязательности проведения экспертизы все нормативно правовые акты, а также их проекты должны быть объектом данной экспертизы в обязательном порядке.

    При этом говоря об обязательности экспертизы необходимо обратить внимание на тот факт, что обязательным является не только проведение данной экспертизы, но и выполнение соответствующих рекомендаций и предложений, которые были выдвинуты в результате проведения данной экспертизы.

  2. Согласно второму принципу эксперт, который осуществляет экспертизу конкретного нормативно правового акта, должен изучить его во взаимосвязи с другими нормативно правовыми актами, которые регулируют данную сферу правоотношений.

    При выявлении коррупционных факторов эксперт должен выдвинуть предложение, направленное на их устранение.

  3. Согласно третьему принципу экспертиза должна быть обоснованной, а ее результаты – проверяемыми и объективными.

    Данное требование присуще научному познанию, а антикоррупционная экспертиза является видом научного познания.

  4. Принцип компетентности лиц, которые осуществляют экспертизу, требует высшего образования, а также не менее 5-летнего стажа работы в соответствующей сфере.

    Ведь уровень знаний эксперта играет важную роль в получении правильных результатов.

  5. Принцип обязательности сотрудничества государственных органов заключается в том, что государственные органы обязаны предоставить экспертам соответствующие материалы и информацию, необходимую для проведения экспертизы.

Цели и задачи

Антикоррупционная экспертиза нпа имеет определенные цели и задачи, которые установлены в законодательстве.

В качестве основной цели данной деятельности можно указать недопущение в содержание нормативно-правовых актов таких норм, которые являются коррупциогенными, т.е. которые могут создать условия проявления коррупции.

Что же касается задач данной деятельности, то в качестве таковых можно указать:

  • выявление в содержании правовых актов коррупционных факторов;
  • проведение оценки принятия подобного проекта;
  • выработка необходимых для устранения пробелом рекомендаций.

Видео: все нюансы

Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

Методика проведения антикоррупционной экспертизы была разработана Правительством РФ. Понятие “методика” включает в себя не только способы осуществления данной экспертизы, но и перечень субъектов, объектов экспертизы, их полномочия и т.д. О данных вопросах вы прочитаете в следующих частях данной статьи.

Проблемы

При проведении антикоррупционной экспертизы возникают ряд проблем.

  1. Первая из них связана с несовершенством законодательной системы страны.

    Именно из-за несовершенства законодательной системы страны некоторые правовые акты просто не становятся объектом экспертизы, что увеличивает возможность проявления коррупции.

  2. Еще одной проблемой является несовершенство законодательных актов, которые непосредственно регулируют данную сферу правоотношений.

    Например, законодательством не предусмотрены мер ответственности для тех лиц, которые не устранили выявленные во время экспертизы пробелы.

Но даже при наличии подобных проблем антикоррупционная экспертиза является надежным и в то же время эффективным способом борьбы против коррупции.

Коррупционные факты

Законодательство предусматривает понятие и перечень коррупционных фактов. Это – факторы, которые способствуют проявлению коррупции. Давайте рассмотрим несколько из них.

Широта дискриционных полномочий

Понятие “дискреционный” означает “действующий по своему усмотрению”. Наличие слишком большого количества подобных полномочий может стать причиной возникновения коррупции.

Например, если в муниципальных правовых актах не предусмотрены сроки принятия должностным лицом определенного решения или осуществления определенных действий, то данное должностное лицо может проявить коррупционное поведение, долго не принимая решения или не осуществляя требуемых действий.

Именно поэтому если эксперты выявили подобный факт при проведении экспертизы нормативно правового акта, то они должны предложить определенные меры, направленные на его устранение.

Определение компетенции по формуле «вправе»

Государственные органы, а также органы местного самоуправления должны принимать соответствующие правовые акты только в рамках своих полномочий, указанных в законодательстве. Нарушение компетенции органов тоже является коррупционным фактором, который обязательно должен быть устранен.

Завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права

Законодательство не должно содержать завышенных требований для осуществления того или иного права. Наличие “административного барьера” является помехой для нормальной жизнедеятельности каждого общества.

В качестве примера данного коррупционного факта можно указать требование о предъявлении большого количества различных ненужных справок, которое лицо должно собрать, чтобы осуществить или воспользоваться своим правом.

Юридически-лингвистическая неопределенность

В правовых актах не должны употребляться двусмысленные или непонятные термины, а также понятия оценочного характера. Текст нормативно-правового акта должен быть достаточно понятным и четким, без каких-либо “подводных” камней.

Наличие непонятных терминов или понятий оценочного характера может привести к проявлению коррупции со стороны недобросовестных чиновников, которые могут по своему истолковать суть правового акта.

Проведение

Давайте более подробно рассмотрим процесс проведения антикоррупционной экспертизы.

Кем

Законодательство предусматривает перечень лиц и органов, которые могут проводить антикоррупционную экспертизу.

При этом данная экспертиза проводится согласно действующему законодательству:

  • как государственными органами;
  • так и независимыми экспертами.

Соответственно существуют следующие виды экспертизы:

  • государственная;
  • независимая.

Экспертиза может проводиться:

  • прокуратурой;
  • министерством юстиции;
  • другими органами и их служащими;
  • независимыми экспертами.

В соответствии с действующим законодательством государственные органы должны провести антикоррупционную экспертизу тех правовых актов, которые были приняты данными органами.

Например, в МВД проводят экспертизу тех правовых актов, которые были им приняты.

Постановление

Процесс проведения антикоррупционной экспертизы получил свое тщательное регулирование в соответствующем . Данным документом тщательно регламентирован порядок проведения экспертизы, сроки ее проведения и полномочия соответствующих органов.

Также стоит отметить, что начать проведение исследования можно на основании постановления прокуратуры, пример которого можно

Внедрение проектов правовых актов

Прежде чем принять проект правового акта, необходимо провести экспертизу. Для проведения экспертизы текст проекта публикуется в интернете на официальном сайте соответствующего органа. Также публикуются сроки проведения экспертизы.

Мнение о проекте может прислать каждый независимый эксперт.

При этом соответствующий орган должен отправить мотивационное письмо данному эксперту после получения его мнения. На основании присланных мнений при необходимости вводятся соответствующие поправки в проект правового акта.

Заключение

Действующее законодательство гласит, что заключение экспертов не имеет обязательной силы, кроме предусмотренных исключений.

Например, заключение предоставленное прокурором не имеет обязательной силы.

Но заключение, предоставленное министерством юстиции по отношению к правовому акту или его проекту, в котором затрагиваются права и законные интересы граждан, имеет обязательную силу.

Например, в содержатся нормы о правах человека. Соответственно заключение касательно законопроекта, которым вносятся изменения в данный закон, имеет обязательную силу и должен быть исполнен.

Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"

В соответствии с Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила ;

методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст. 1240);

постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст. 1241).

Правила
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
(утв. постановлением

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила определяют порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, осуществляемой Министерством юстиции Российской Федерации, и независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

2. Министерство юстиции Российской Федерации проводит антикоррупционную экспертизу в соответствии с методикой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, в отношении:

а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

б) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

в) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;

г) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения и внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. Результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по результатам правовой экспертизы либо в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по форме , утверждаемой Министерством.

3.1. Разногласия, возникающие при оценке коррупциогенных факторов, указанных в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по результатам проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и документов, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 2 настоящих Правил, разрешаются в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 (далее - Регламент Правительства), для рассмотрения неурегулированных разногласий по проектам актов, внесенным в Правительство Российской Федерации с разногласиями.

Разногласия, возникающие при оценке коррупциогенных факторов, указанных в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по результатам проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, разрешаются в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

4. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.

5. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации в соответствии с пунктом 57 Регламента Правительства, размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации, проекты постановлений Правительства Российской Федерации размещаются на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем на 7 дней.

В случае если проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации и проекты постановлений Правительства Российской Федерации регулируют отношения, предусмотренные пунктом 60.1 Регламента Правительства, заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

В случае если в отношении проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации необходимо проведение процедуры раскрытия информации в порядке, установленном Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения", заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, за исключением случаев, установленных пунктом 11 указанных Правил.

При этом повторное размещение проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном абзацами первым и вторым

6. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Проекты указанных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций размещаются на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем на 7 дней.

В случае если проекты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируют отношения, предусмотренные пунктом 3.1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии.

В случае если в отношении проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти необходимо проведение процедуры раскрытия информации, предусмотренной Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, за исключением случаев, установленных пунктом 11 указанных Правил.

При этом повторное размещение указанных проектов нормативных правовых актов на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном абзацами первым и вторым настоящего пункта, требуется только в случае изменения их редакции по итогам публичных консультаций или общественного обсуждения.

7. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме , утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2013 г. N 274 Правила дополнены пунктом 7.1

7.1. Юридические лица и физические лица, аккредитованные Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, направляют на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа:

а) заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы:

проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации - в федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, являющиеся разработчиками соответствующих проектов;

нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а также проектов указанных нормативных правовых актов - в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации, являющиеся разработчиками соответствующих документов;

б) копии заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы:

проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации, подлежащих внесению в Правительство Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и их проектов - в Министерство юстиции Российской Федерации;

нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, проектов уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - в соответствующие территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2013 г. N 274 Правила дополнены пунктом 7.2

7.2. Федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, размещают информацию об адресах электронной почты, предназначенных для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в течение 7 дней информируют об этом Министерство юстиции Российской Федерации. При этом федеральным органом исполнительной власти, иным государственным органом и организацией указывается один адрес электронной почты, предназначенный для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа.

В случае изменения адреса электронной почты, предназначенного для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа, федеральный орган исполнительной власти, иной государственный орган и организация, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, не позднее следующего дня после его изменения размещает информацию о новом адресе электронной почты на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в течение 7 дней со дня изменения адреса электронной почты информирует об этом Министерство юстиции Российской Федерации.

7.3. Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, поступившие в федеральный орган исполнительной власти, нормативные правовые акты которого подлежат государственной регистрации, регистрируются в установленном порядке в федеральном органе исполнительной власти.

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в 30-дневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении отсутствует информация о выявленных коррупциогенных факторах, или предложений о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2013 г. N 274 Правила дополнены пунктом 7.4

7.4. В случае если поступившее заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не соответствует форме , утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, возвращают такое заключение не позднее 30 дней после регистрации с указанием причин.

8. Проекты нормативных правовых актов, предусмотренные в пункте 5 настоящих Правил, вносятся Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации с приложением поступивших заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы при условии соблюдения положений части 3 статьи 5 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

Методика
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящая методика применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Настоящей методикой руководствуются независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

2. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.

3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2015 г. N 732 пункт 3 дополнен подпунктом "и"

и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

4. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов. В целях организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проведения коррупции, выявлению и устранению таких положений постановлением Правительства России от 5 марта 2009 г. №195 утверждены Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. В последующем на основании данного постановления приказом Минюстом России от 31 марта 2009 г. №92 утверждено Положение об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность.

Постановление также рекомендует высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ принять нормативные правовые акты о проведении экспертизы (включая независимую экспертизу) проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти субъектов РФ, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Правила определяют порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, осуществляемой Министерством юстиции Российской Федерации, и независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Министерство юстиции Российской Федерации проводит антикоррупционную экспертизу в соответствии с вышеобозначенной Методикой в отношении:

а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

б) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов - при проведении их правовой экспертизы;

в) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;


г) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения.

Результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по форме, утвержденной Министерством.

Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с Методикой. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.

Методика применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами, независимыми экспертами, получившими аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Методики проведения экспертизы. В целях орга­низации деятельности федеральных органов исполни­тельной власти по предупреждению включения в про­екты нормативных правовых актов положений, способ­ствующих созданию условий для проявления корруп­ции, а также по выявлению и устранению таких положе­ний постановлением Правительства России от 5 марта 2009 г. № 196 утверждена методика проведения экспер­тизы проектов нормативных правовых актов и иных доку­ментов в целях выявления в них положений, способствую­щих созданию условий для проявления коррупции.

Основной задачей применения методики является обеспечение проведения экспертизы проектов норма­тивных правовых актов и иных документов (далее - до­кументы) в целях выявления в документах положений, способствующих созданию условий для проявления кор­рупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - экспертиза на коррупциогенность). Постановлением определены правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии документов кор­рупционных факторов и коррупциогенных норм.

Коррупционными факторами признаются положе­ния проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия леги­тимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.

Коррупциогенными нормами признаются положе­ния проектов документов, содержащие коррупционные факторы.

Основные правила проведения экспертизы на кор­рупциогенность. Эффективность проведения эксперти­зы на коррупциогенность определяется ее системно­стью, достоверностью и проверяемостью результатов. Для обеспечения системности, достоверности и прове­ряемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы про­екта документа на коррупциогенность и излагать ее ре­зультаты единообразно с учетом состава и последова­тельности коррупционных факторов.

По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, в котором отра­жаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления кор­рупции, с указанием структурных единиц проекта доку­мента (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов. В экспертном заключении могут быть отражены возмож­ные негативные последствия сохранения в проекте доку­мента выявленных коррупционных факторов. Выявлен­ные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с рекомендо­ванной правительственной методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экс­пертном заключении.

В методике определены следующие коррупциогенные факторы

Коррупционными факторами являются: а) факторы,

связанные с реализацией полномочий органа государ­ственной власти или органа местного самоуправления;

б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;

в) факторы системного характера.

Факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, выражаются:

а) в широте дискреционных полномочий - отсут­ствии или неопределенности сроков, условий или осно­ваний принятия решения, наличии дублирующих полно­мочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) в определении компетенции по формуле «впра­ве» - диспозитивном установлении возможности совер­шения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) в наличии завышенных требований к лицу, предъ­являемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организа­циям;

г) в злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти или органами местного са­моуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

д) в выборочном изменении объема прав - возмож­ности необоснованного установления исключений из об­щего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

е) в чрезмерной свободе подзаконного нормотвор­чества - наличии бланкетных и отсылочных норм, при­водящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первона­чальный нормативный правовой акт;

ж) в принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов госу­дарственной власти или органов местного самоуправ­ления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

з) в заполнении законодательных пробелов при по­мощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установле­нии общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

и) в юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются:

а) в существовании собственно пробела в право­вом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;

б) в отсутствии административных процедур - отсут­ствии порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их долж­ностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

в) в отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставле­ния права (блага);

г) в отсутствии запретов и ограничений для ор­ганов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих в коррупциогенных отраслях;

д) в отсутствии мер ответственности органов госу­дарственной власти или органов местного самоуправ­ления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юри­дической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;

е) в отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти или органами местно­го самоуправления (их должностными лицами) - отсут­ствии норм, обеспечивающих возможность осуществле­ния контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);

ж) в нарушении режима прозрачности информа­ции - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их долж­ностных лиц), и порядка получения информации по за­просам граждан и организаций.

Факторами системного характера являются факто­ры, обнаружить которые можно при комплексном анали­зе проекта документа, - нормативные коллизии.

Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов го­сударственной власти или органов местного самоуправ­ления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

На наличие такого коррупционного фактора указы­вает любой вид коллизии, если возможность ее разре­шения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).


Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (EST № 173), 27 января 1999 года

Конвенция совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS № 174) от 4 ноября 1999 года

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции / Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, Вена. – Нью-Йорк, 2004 (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г., после подписания государствами - вступила в силу 14 декабря 2005 г.)

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции / Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. Вена. – Нью-Йорк, 2004 (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г., после подписания государствами - союзниками вступила в силу 14 декабря 2005 г.)

Кубов, Р. Х. Правовое и ресурсное обеспечение международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью (по материалам СНГ) / Р. Х. Кубов // Российский следователь. - 2007. - № 20.

Указ Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе органов государственной службы»//Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 23.04.1992, №17, ст. 923

Буравлев Ю.М. Коррупция в государственном аппарате как системное явление. Проблемы противодействия // Юридический мир. 2008, №

Цирин А.М. Развитие законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции // Административное право. 2008, №1.

Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. №1789-р «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах» // СЗ РФ. 2005, №46, ст. 4720

О ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию: Федер. Закон от 25 июля 2006 г., №125 // СЗ РФ. 2006, №31 (ч.1). Ст. 3424

О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: Федер. Закон от 8 марта 2006 г., №40 // СЗ РФ. 2006, №12. Ст. 1231

Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // СЗ РФ. 2008, №21. Ст.

Национальный План противодействия коррупции утвержден Президентом РФ 31 июля 2008 г. №1568 // Российская газета. 2008, №164

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008, №52 (ч.1). Ст. 6228

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №274-ФЗ «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»// СЗ РФ, 2008, №52(ч.1). Ст. 6229

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2008 г. №5-ФКЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»// СЗ РФ, 2008, №52(ч.1). Ст. 6206

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №280-ФЗ «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организаций Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»// СЗ РФ, 2008, №52(ч.1). Ст. 6235

Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»

Трикоз Е.Н., Цирин А.М. Правовые меры противодействия коррупции // Журнал российского права. 2007. N 9(129). С. 159.

Короткова О.И. Коррупция и ее проявление в системе государственной службы – как одна из наиболее актуальных проблем Российской действительности. Государственная власть и местное самоуправление. № 3. 2012. С.23.

Указываются доходы (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за отчетный период.

Доход, полученный в иностранной валюте, указывается в рублях по курсу Банка России на дату получения дохода.

Указывается вид собственности (индивидуальная, общая); для совместной собственности указываются иные лица (Ф.И.О. или наименование), в собственности которых находится имущество; для долевой собственности указывается доля федерального государственного служащего, который представляет сведения.

Указывается вид земельного участка (пая, доли): под индивидуальное жилищное строительство, дачный, садовый, приусадебный, огородный и другие.

Указывается вид собственности (индивидуальная, общая); для совместной собственности указываются иные лица (Ф.И.О. или наименование), в собственности которых находится имущество; для долевой собственности указывается доля федерального государственного служащего, который предоставляет сведения.

Указывается вид счета (депозитный, текущий, расчетный, ссудный и другие) и валюта счета.

Остаток на счете указывается по состоянию на отчетную дату. Для счетов в иностранной валюте остаток указывается в рублях по курсу Банка России на отчетную дату.

Указываются полное или сокращенное официальное наименование организации и ее организационно-правовая форма (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, товарищество, производственный кооператив и другие)

Уставный капитал указывается согласно учредительным документам организации по состоянию на отчетную дату. Для уставных капиталов, выраженных в иностранной валюте, уставный капитал указывается в рублях по курсу Банка России на отчетную дату.

Доля участия выражается в процентах от уставного капитала. Для акционерных обществ указывается также номинальная стоимость и количество акций.

Указывается основание приобретения доли участия (учредительный договор, приватизация, покупка, мена, дарение, наследование и другие), а также реквизиты (номер, дата) соответствующего договора или акта.

Указываются все ценные бумаги по видам (облигации, векселя и другие), за исключением акций, указанных в подразделе «Акции и иное участие в коммерческих организациях».

Указывается общая стоимость ценных бумаг данного вида исходя из стоимости их приобретения (а если ее нельзя определить – исходя из рыночной стоимости или номинальной стоимости). Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, стоимость указывается в рублях по курсу Банка России на отчетную дату.

Указывается по состоянию на отчетную дату

Указываются вид недвижимого имущества (земельный участок, жилой дом, дача и другие).

Указывается вид пользования (аренда, безвозмездное пользование и другие) и сроки пользования.

Указывается основание пользования (договор, фактическое предоставление и другие), а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта.

Указываются имеющиеся на отчетную дату срочные обязательства финансового характера на сумму, превышающую 100-кратный размер минимальной оплаты труда, установленный на отчетную дату.

Указывается существо обязательства (заем, кредит и другие).

Указывается вторая сторона обязательства: кредитор или должник, его фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица), адрес.

Указываются основание возникновения обязательства (договор, передача денег или имущества и другие), а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта.

Указывается сумма основного обязательства (без суммы процентов). Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, сумма указывается в рублях по курсу Банка России на отчетную дату.

Указывается годовая процентная ставка обязательства, заложенное в обеспечение обязательства имущество, выданные в обеспечение обязательства гарантии и поручительства.

Круг субъектов, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, довольно широк. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» такая экспертиза проводится:

  • - прокуратурой РФ;

Данный перечень субъектов не исчерпывающий. В ст. 5

указанного Закона приводится еще одна категория субъектов антикоррупционной экспертизы - институты гражданского общества и граждане, которые могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. Однако из этой же статьи следует, что проводящее антикоррупционную экспертизу лицо должно быть аккредитовано в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

Проведение экспертизы первой категорией субъектов (прокуратурой РФ, федеральными органами исполнительной власти в области юстиции и органами, организациями и их должностными лицами) является обязательным. Производство же независимых антикоррупционных экспертиз обязательным не является, оно осуществляется по инициативе независимого аккредитованного эксперта.

Таким образом, субъектами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов являются:

  • - прокурор;
  • - Генеральная прокуратура России ;
  • - Минюст России ;
  • - правовые службы органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностные лица;
  • - независимые эксперты.

Рассмотрим каждую из этих категорий субъектов подробнее.

Прокуратура РФ согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

  • - прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
  • - государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
  • - социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Исходя из этого, объектом антикоррупционной экспертизы, проводимой органами прокуратуры, являются нормативные правовые акты и их проекты, касающиеся вопросов, перечисленных в указанной выше норме. В иных случаях проведение антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры является факультативным. В случаях необязательного производства экспертизы по ее результатам прокуратура направляет информацию в органы, принявшие акты, содержащие корруп- циогенные факторы, а в случае несоответствия анализируемых ими актов федеральному законодательству приносит протесты.

Правовой основой для производства антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры являются положения, закрепленные Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказом Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря 2009 г. № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», Методикой, утвержденной постановлением № 96.

В случае необходимости, если специальных знаний работника прокуратуры недостаточно, проводящий антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта или его проекта может привлекать лингвистов, экономистов или специалистов, обладающих иными специальными знаниями. Привлекаемые на основании поручения органа прокуратуры эксперты по результатам исследования готовят заключение.

Органы прокуратуры, помимо проведения собственной антикоррупционной экспертизы, осуществляют проверку исполнения законодательства об организации проведения такой экспертизы правотворческими органами. Целью проведения проверок является наличие (отсутствие) распорядительных документов по организации проведения антикоррупционной экспертизы, вопросам мониторинга применения принятых нормативных правовых актов, а также целый ряд иных имеющих значение для выявления коррупциогенных факторов и нарушений законодательства о противодействии коррупции обстоятельств .

Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:

  • - проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
  • - проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов поправок Правительства РФ к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
  • - нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;
  • - нормативных правовых актов субъектов Федерации - при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

  • - Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
  • - Правилами, утвержденными постановлением № 96";
  • - Методикой, утвержденной постановлением № 96;
  • - Регламентом Министерства юстиции РФ ;
  • - приказом Минюста России от 8 сентября 2011 г. № 310 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Минюста России» .

Организация работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований возложена на территориальные органы Минюста России и проводится в соответствии с приказом Минюста России от 1 апреля 2010 г. № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований» .

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу только в отношении принятых ими нормативных правовых актов и их проектов. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится правотворческим органом при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения в отношении всех собственных нормативных правовых актов (и их проектов). Именно это положение обусловливает мнение ряда ученых о том, что антикоррупционная экспертиза является разновидностью правовой экспертизы . Исходя из этого, антикоррупционную экспертизу могут проводить только органы, организации и должностные лица, наделенные полномочиями по принятию нормативных правовых актов, - федеральные органы государственной власти и управления (например, различные министерства и ведомства), органы государственной власти субъектов Федерации (например, структурные подразделения правительства субъекта), органы местного самоуправления, а также должностные лица указанных выше органов.

Правотворческие органы проводят антикоррупционную экспертизу в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, и в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением № 96.

Из данного положения существует несколько исключений. Во-первых, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится органами, организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. Во-вторых, эта норма согласуется с ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . В соответствии с этим Законом полномочия по отмене, приостановлению или изменению муниципального правового акта могут реализовываться не только органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, но и в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц также иными органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к чьим полномочиям на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта. В-третьих, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, чьи полномочия при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов.

В случае выявления в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, кому переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов.

Если обнаруженные в нормативных правовых актах кор- рупциогенные факторы не могут быть устранены органами, организациями, должностными лицами, поскольку не входят в их компетенцию, они должны проинформировать о выявленных коррупциогенных факторах органы прокуратуры.

Институт независимой антикоррупционной экспертизы образуют нормы федеральных законов «О противодействии коррупции» (ст. 6) и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (ст. 5), а также ряд норм постановлений Правительства РФ, актов федеральных органов исполнительной власти, законов и подзаконных актов субъектов Федерации.

Правилами, утвержденными постановлением № 96, установлено: независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Минюстом России в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

В настоящее время порядок аккредитации независимых экспертов определен Административным регламентом Министерства юстиции РФ по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 27 июля 2012 г. № 146 (далее - Административный регламент).

Действовавшее ранее Положение об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциоген- ность, утвержденное приказом Минюста России от 31 марта 2009 г. № 92, утратило силу.

Согласно п. 1 Административного регламента он определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - аккредитация), порядок отказа в аккредитации, приостановления аккредитации и ее аннулирования, а также определяет условия аккредитации и порядок взаимодействия между структурными подразделениями Минюста России, его должностными лицами, взаимодействия Минюста России с заявителями при предоставлении государственной услуги.

Пунктом 2 Административного регламента установлены обязательные требования к лицам, желающим получить аккредитацию. Заявителем может быть:

  • 1) гражданин РФ, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет;
  • 2) юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее трех работников, удовлетворяющих требованиям, установленным подп. 1 настоящего пункта.

Административный регламент содержит исчерпывающий перечень необходимых для аккредитации документов, а также способ и порядок их представления в Минюст России как для физических, так и для юридических лиц. Информация об аккредитации размещается на сайте: http://www.minjust.ru.

Вместе с тем А. В. Кудашкин в качестве самостоятельного субъекта антикоррупционной экспертизы выделяет неаккредитованные институты гражданского общества (общественные организации и объединения) и граждан , которые не получили официальный статус независимых экспертов. Автор отмечает: «Отличие статуса гражданского общества и граждан как субъектов антикоррупционной экспертизы от статуса независимых экспертов заключается в том, что заключения первых не должны в обязательном порядке рассматриваться разработчиками нормативных правовых актов, они также не имеют права на ответ на направленное по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы заключение» .

С нашей точки зрения, исходя из анализа норм современного российского законодательства в области антикоррупционной экспертизы, представление данной категории граждан в качестве субъектов антикоррупционной экспертизы - вопрос спорный. Существует позиция, что неаккредитованные в качестве независимых экспертов граждане или общественные организации и объединения имеют право изложить свои замечания в отношении проекта нормативного правового акта, дать его оценку на этапе общественного обсуждения, однако при этом субъектами антикоррупционной экспертизы они не являются.

Необходимо отметить: наименование группы лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу на добровольной основе, как независимые эксперты, не совсем удачно, поскольку дает основание полагать, что иные эксперты - зависимые. Хотя из толкования положений закона становится очевидно: под независимостью экспертов понимается отсутствие какого-либо отношения к нормативному правовому акту или его проекту, являющемуся объектом экспертизы, или к органу, принявшему такой нормативный правовой акт (проект). Таким образом, в качестве независимых экспертов не могут выступать лица, которые участвовали в разработке или принятии проекта нормативного правового акта.

Любая экспертиза должна быть объективной и независимой. В связи с этим можно согласиться с предложением о переименовании независимой антикоррупционной экспертизы, назвав ее иначе, например общественной .

Таковы группы субъектов, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

Рассмотрим требования, предъявляемые к эксперту и уровню его компетенции, использовав для этого положения теории судебной экспертизы.

Компетенция эксперта (от лат. «competo» - соответствовать, быть годным) может рассматриваться в двух аспектах . Во-первых, это круг полномочий, права и обязанности, определенные процессуальными кодексами и Кодексом РФ об административных правонарушениях. Во-вторых, комплекс знаний в области теории, методики и практики судебной экспертизы определенного рода, вида.

Различают объективную компетенцию, т. е. объем знаний, которыми должен владеть эксперт, и субъективную - степень, в которой конкретный эксперт владеет этими знаниями. Субъективную компетенцию часто называют компетентностью эксперта. Она определяется его образовательным уровнем, специальной экспертной подготовкой, стажем экспертной работы, опытом решения аналогичных экспертных задач, индивидуальными способностями.

Полагаем, вопрос компетенции антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов разработан пока явно недостаточно. Говоря о компетенции эксперта, проводящего такую экспертизу, следует указать: для производства данного рода исследований, на наш взгляд, требуются следующие специальные знания:

  • - в юриспруденции;
  • - в правовой лингвистике;
  • - в области регулируемых нормой отношений.

В настоящее время, как было указано выше, в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (их проектов) проводится:

  • - прокуратурой РФ;
  • - федеральным органом исполнительной власти в области юстиции;
  • - органами, организациями, их должностными лицами.

Таким образом, антикоррупционная экспертиза пока производится юристами, не имеющими, как правило, экспертной подготовки. Более того, согласно Административному регламенту, который определяет порядок получения аккредитации, отказа в аккредитации и ее аннулирования, для получения аккредитации юридическое лицо представляет в Минюст России:

  • - заявление об аккредитации;
  • - заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • - копию документа государственного образца о наличии ученой степени работника, отвечающего условиям аккредитации в качестве независимого эксперта - физического лица (при наличии);
  • - заверенные копии документов государственного образца о высшем профессиональном образовании указанных сотрудников организации;
  • - заверенные копии трудовых книжек указанных сотрудников организации;
  • - заверенные копии документов, удостоверяющих личности указанных сотрудников организации;
  • - заявление о согласии работника юридического лица, изъявившего желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимого эксперта антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, на обработку его персональных данных и внесение этих данных в государственный реестр независимых экспертов, размещенный на официальном сайте Минюста России.

Физическое лицо предоставляет такие же документы. Исходя из этого перечня, становится очевидно, что к эксперту в области антикоррупционной экспертизы предъявляются довольно мягкие требования: достаточно иметь высшее образование и работать в данной сфере.

Практика показывает: когда экспертизы на коррупционность нормативных актов производятся подобным образом, успех достигается далеко не всегда и допускается довольно много ошибок. Причина здесь зачастую не в некомпетентности юристов, не в том, что они не воспользовались какой-то справочной литературой. Она заключается в следующем: для ответов на возникающие вопросы недостаточно найти нужный нормативный акт и изучить его; во многих случаях необходимо провести исследование, основанное на специальных знаниях, т. е. воспользоваться подходами, разработанными в общей теории экспертизы, владеть технологиями экспертного исследования, обладать специфической экспертной подготовкой. Отнюдь не каждый человек может быть экспертом и успешно осуществлять исследовательскую деятельность данной направленности. Практическая исследовательская и интеллектуальная деятельность эксперта в процессе производства судебной или несудебной экспертизы требуют от эксперта наглядно-образного, развитого экспертного мышления, способности охватить имеющуюся информацию в едином целом, преобразовывать и систематизировать знания, мысленно моделировать процесс исследования, прогнозировать обстоятельства, которые будут иметь место в будущем, - причем все это в соответствии с нормами действующего законодательства. Таким образом, эксперт, помимо специальных знаний и умения применять их на практике, должен обладать эвристическим, логическим и критическим мышлением.

Для разрешения вопросов экспертизы необходимо применить целый ряд частнонаучных методов, таких как, например, моделирование, логико-семантические и логико-структурные методы анализа, структурно-функциональный анализ, метод сравнительно-правового анализа, конкретно-социологические методы, ситуационный анализ; метод экспертного прогнозирования, метод экспертных оценок и др. Без специальной подготовки владеть этими методами в полном объеме невозможно.

При наличии у эксперта только филологического образования представить себе успешное проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов без наличия системных знаний в области юриспруденции нельзя. Анализ текста нормативного правового акта в отрыве от регулируемых им отношений будет бесполезен и заранее обречен на неудачу. Аналогичные примеры демонстрирует практика проведения судебных экспертиз, когда эксперт при наличии лишь базового образования и без знания положений теории судебной экспертизы представляет в суд заключение, являющееся недопустимым доказательством в соответствии с требованиями процессуального закона. Но, помимо облечения исследования в необходимую форму, необходимо полное последовательное проведение такового исследования. Здесь решающим фактором является наличие специальных знаний, достаточность которых позволит успешно разрешить поставленные задачи.

Иными словами, антикоррупционная экспертиза должна проводиться экспертами, компетентными в области юриспруденции, правовой лингвистики и отраслях знаний, соответствующих предмету правового регулирования нормативного правового акта, а также смежных областях. Однако требования, которые предъявляются Минюстом России к кандидатам при аккредитации в качестве независимых экспертов, во-первых, занижены, а во-вторых, сформулированы неполно и неконкретно (с точки зрения обеспечения необходимой компетенции).

Возникает вопрос: кто же может в настоящее время квалифицированно выполнять подобные экспертизы? Единство интегрированной природы всех видов судебных экспертиз позволило создать предпосылки для выработки единого подхода к подготовке судебных экспертов разных специализаций в рамках вузовского образования. С этой целью разработан Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031003 «Судебная экспертиза» , предусматривающий унифицированный подход к изучаемым общепрофессиональным дисциплинам и дифференцированное определение дисциплин специализации в зависимости от родов судебных экспертиз.

В учебных планах кроме дисциплин традиционного юридического цикла предусматривается изучение теории судебной экспертизы, экспертных технологий, основ криминалистических, компьютерно-технической и автороведческой экспертиз, экспертизы устной речи (фоноскопической), технической экспертизы документов, судебного речеведения, лингвистической конфликтологии и многие другие. Студенты также овладевают современными компьютерными средствами поддержки принятия экспертных решений. Неотъемлемую часть подготовки квалифицированных специалистов - судебных экспертов составляют и обязательные практические занятия под руководством ведущих экспертов-практиков.

Юридико-лингвистическая экспертиза нормативных актов и их проектов, которая опирается на новую отрасль знания - правовую лингвистику, уже активно развивается. Подготовка специалистов в области правовой лингвистики уже более семи лет осуществляется в Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кутафина (МГЮА) в рамках магистерской программы.

Юридико-экономическая экспертиза как вид антикоррупционной экспертизы только зарождается, но также может опираться на разработки судебных экономических экспертиз, а их подготовка может идти на базе магистерской программы по судебной финансово-экономической экспертизе, реализуемой в Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кутафина (МГЮА).

Однако наиболее полноценная подготовка экспертов антикоррупционной экспертизы, способных осуществлять комплексный юридико-лингвистический и юридико-экономический анализ, может быть достигнута при реализации специализированной магистерской программы подготовки юристов, разработка которой в настоящее время осуществляется в рамках соответствующей НИР в названном вузе.

Наиболее подходящей для производства антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и их проектов является специализация «судебно-речеведческие экспертизы». Выпускники обладают комплексными юридическими и лингвистическими знаниями и навыками производства экспертиз, объектом которых является слово: звучащее, напечатанное или написанное, отображенное на любом носителе и распространяемое любым способом, включая массовую коммуникацию в Интернете. Они могут еще на этапе прочтения рукописи осуществлять экспертно-лингвистический и юридический мониторинг текстов, т. е. заниматься экспертной профилактикой, снижая тем самым возможность рисков коррупционности нормативных актов.

Таким образом, выпускники Института судебных экспертиз Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА) обладают практически всеми необходимыми специальными знаниями, умениями и навыками и после небольшой стажировки вполне могут выполнять антикоррупционные экспертизы правовых актов и их проектов, а также заниматься разработкой специфических методик экспертного исследования этих объектов.

Следовательно, наиболее полно требованиям компетенции отвечают эксперты двойной - юридико-лингвистической - компетенции. Думается, наличие у эксперта только базового филологического образования не позволит ему в полной мере провести исследование нормативного правового акта или его проекта в целях выявления в нем коррупциогенных факторов.

Нельзя не согласиться с Н. Ф. Бодровым, который, обращаясь к разработанным положениям теории судебной экспертизы, отмечает: отнюдь не каждый человек может быть экспертом и успешно осуществлять исследовательскую деятельность данной направленности. Практическая исследовательская и интеллектуальная деятельность эксперта в процессе производства судебной или несудебной экспертизы требуют от него наглядно-образного, развитого экспертного мышления, способности охватить имеющуюся информацию в едином целом, преобразовывать и систематизировать знания, мысленно моделировать процесс исследования, прогнозировать обстоятельства, которые будут иметь место в будущем, причем все это в соответствии с нормами действующего законодательства. Все это означает, что эксперт, помимо специальных знаний и умения применять их на практике, должен обладать эвристическим, логическим и критическим мышлением .

О необходимости подготовки экспертов, производящих антикоррупционные экспертизы, неоднократно упоминалось в литературе. Например, Т. Я. Хабриева заостряет внимание на задаче организации обучения государственных служащих, независимых экспертов, а также иных лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу, и отмечает: с этой целью разработана базовая учебная программа «Коррупция: причины, проявления, противодействие» .

Многолетний опыт подготовки судебных экспертов в Минюсте, МВД России и других ведомствах показывает, что единая программа обучения, так же как и единая методика экспертизы, - это только первый шаг. Необходима разработка серии специальных программ для подготовки и повышения квалификации именно экспертов антикоррупционной экспертизы с учетом характера специальных знаний - вида антикоррупционной экспертизы. Классификация этих экспертиз становится неотложной задачей.

См.: Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 72«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об антикоррупционнойэкспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовыхактов» // СЗ РФ. 2010. № 9. Ст. 964. Российская газета. 2012. 29 авг. См.: Бодров Н. Ф. Указ. соч.

  • См.: Хабриева Т. Я. Указ. соч.
    • Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

    Проблема противодействия коррупции является общегосударственной задачей. Каждое государство принимает определенные меры, которые направлены на снижение влияния коррупции на все сферы жизнедеятельности общества.

    Антикоррупционную экспертизу можно охарактеризовать как деятельность определенных субъектов, которая проводится с целью выявления в нормативно правовых актах, а также в их проектах норм и пунктов, которые содержат коррупционные факторы. Данная деятельность включает также предложение рекомендаций, направленных на устранение вышеуказанных факторов. При этом данная экспертиза проводится: как по отношению законодательных актов; так и по отношению правовых актов органов исполнительной власти, в том числе и различные распоряжения.

    Вопросы антикоррупционной экспертизы получили свое регулирование как на международном, так и на государственном уровне.

    На уровне международных отношений данный вопрос получил свое регулирование в Конвенции ООН против коррупции.

    Что же касается федерального уровня регулирования, то вопросы антикоррупционной экспертизы и правила ее проведения получили свое регулирование в Федеральном законе «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Данный закон регулирует порядок проведения экспертизы. Кроме вышеуказанного закона было принято также соответствующее Постановление Правительства РФ, которое посвящено методике и правил проведения экспертизы.

    Антикоррупционная экспертиза, которая проводится в отношении правовых актов, основывается на определенных принципах, содержание и перспективы использования которых предусмотрены действующим законодательством.

    В частности, в качестве принципов можно отметить:

    • обязательность проведения экспертизы;
    • проведения оценки нормативно-правовых актов во взаимосвязи с другими нормативно-правовыми актами;
    • обоснованность экспертизы, а также проверяемость и объективность ее результатов;
    • требование компетентности лиц, которые проводят экспертизу;
    • обязательное сотрудничество государственных органов в данной сфере.

    1. Согласно принципу обязательности проведения экспертизы все нормативно-правовые акты, а также их проекты должны быть объектом данной экспертизы в обязательном порядке.

    При этом говоря об обязательности экспертизы необходимо обратить внимание на тот факт, что обязательным является не только проведение данной экспертизы, но и выполнение соответствующих рекомендаций и предложений, которые были выдвинуты в результате в результате проведения данной экспертизы.

    2. Согласно второму принципу эксперт, который осуществляет экспертизу конкретного нормативно-правового акта, должен изучить его во взаимосвязи с другими нормативно-правовыми актами, которые регулируют данную сферу правоотношений.

    При выявлении коррупционных факторов эксперт должен выдвинуть предложение, направленное на их устранение.

    3. Согласно третьему принципу экспертиза должна быть обоснованной, а ее результаты – проверяемыми и объективными.

    Данное требование присуще научному познанию, а антикоррупционная экспертиза является видом научного познания.

    4. Принцип компетентности лиц, которые осуществляют экспертизу, требует высшего образования, а также не менее 5-летнего стажа работы в соответствующей сфере.

    Ведь уровень знаний эксперта играет важную роль в получении правильных результатов.

    5. Принцип обязательности сотрудничества государственные органов заключается в том, что государственные органы обязаны предоставить экспертам соответствующие материалы и информацию, необходимую для проведения экспертизы.

    Антикоррупционная экспертиза она имеет определенные цели и задачи, которые установлены в законодательстве.

    В качестве основной цели данной деятельности можно указать недопущение в содержание нормативно-правовых актов таких норм, которые являются коррупциогенными, т.е. которые могут создать условия проявления коррупции.

    Что же касается задач данной деятельности, то в качестве таковых можно указать:

    • выявление в содержании правовых актов коррупционных факторов;
    • проведение оценки принятия подобного проекта;
    • выработка необходимых для устранения пробелом рекомендаций.

    Методика проведения антикоррупционной экспертизы была разработана Правительством РФ. Понятие «методика» включает в себя не только способы осуществления данной экспертизы, но и перечень субъектов, объектов экспертизы, их полномочия и т.д.

    Согласно действующему законодательству антикоррупционная экспертиза проводится:

    • как государственными;
    • так и независимыми экспертами.

    Соответственно существуют следующие виды экспертизы:

    • государственная;
    • независимая.

    Экспертиза может проводиться:

    • прокуратурой;
    • министерством юстиций;
    • другими органами и их служащими;
    • независимыми экспертами.

    В соответствии с действующим законодательством государственные органы, организации и учреждения должны провести антикоррупционную экспертизу тех правовых актов, которые были приняты данными органами.

    Например, Минобрнауки РФ и БГТУ им. В.Г. Шухова проводят экспертизу тех правовых актов, которые были ими приняты.

    Процесс проведения антикоррупционной экспертизы регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

    • Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
    • Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 г. №815 «О мерах по противодействию коррупции»;
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.1010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

    Данные документы тщательно регламентируют порядок проведения экспертизы, сроки ее проведения и полномочия соответствующих органов. Также стоит отметить, что начать проведение исследования можно на основании постановления прокуратуры.

    Вместе с проектом правового акта также публикуются сроки осуществления независимой экспертизы. При этом законодательство гласит, что данный срок не может быть менее 7 дней. Но экспертам может также быть предоставлен более долгий промежуток времени.