Пояснительная записка
Рабочая программа, составленная на основе авторской Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. // Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 класс. / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2013,учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс для учащихся общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников., под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2013.
Программа рассчитана на 1 час. В год 34 часа.
Актуальность
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.
Основные методы обучения- наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интеракивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)
Цели и задачи курса.
· Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства
· Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни: подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности
· Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности
· Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Основное содержание курса:
Пожарная безопасность (3ч) |
Безопасность на дорогах(3ч) |
Безопасность на водоемах.(3ч) |
Экология и безопасность.(2ч) |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера (9 ч.) |
Защита населения РФ от ЧС (3ч) |
Основы здорового образа жизни (8ч) |
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3ч) |
Требования к уровню подготовки обучающихся (на уровне реализации стандарта (ФГОС) – требования к планируемым результатам изучения программы).
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Соответствуют авторскому подходу.
знать/понимать:
Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
Основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
Законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
Наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
Основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
Правила поведения при угрозе террористического акта;
Государственную политику противодействия наркотикам;
Основные меры по профилактике наркомании.
уметь:
Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
Принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
Действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
Активного отдыха в природных условиях;
Оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
Соблюдения норм здорового образа жизни.
Личностные результаты:
· усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
· формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
· развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
· освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
· формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
· формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
· формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
· понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
· понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
· формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
· понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
· знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
· знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
· умение оказать первую помощь пострадавшим;
· умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
· умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Планируемые результаты:
· Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
· Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
· Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
· Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
· Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства
Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Календарно – тематическое планирование.
Номер урока | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Фактические и/ или скорректированные сроки |
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причина и последствия. | |||
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | |||
Права. Обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре. | |||
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей. | |||
Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров. | |||
Водитель. Формирование качеств безопасного водителя. | |||
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. | |||
Безопасный отдых у воды. | |||
Оказание помощи терпящим бедствие на воде. | |||
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. | |||
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. | |||
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | |||
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. | |||
Аварии на химически опасных объектах и их возможнее последствия | |||
Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. | |||
Обеспечение защиты населения от последствий взрывопожароопасных объектах. | |||
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | |||
Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях | |||
Обеспечение радиационной безопасности населения Обеспечение химической защиты населения | |||
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | |||
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | |||
Здоровье как основной ценность человека. | |||
Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. | |||
Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества. | |||
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. | |||
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | |||
Вредные привычки и их влияние на здоровье | |||
Профилактика вредных привычек | |||
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | |||
Первая помощь пострадавшим и ее значение (практическое занятие) Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие) | |||
Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие) Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие) | |||
Итоговое зачетное занятие |
Контроль (формы, методы, средства), критерии и нормы оценки образовательных результатов обучающихся
Устный ответ.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Критерии выставления оценок за проверочные и самостоятельные работы .
Критерии выставления оценок за тест с открытыми и закрытыми вопросами для проверки домашнего задания, состоящий из не более 10 вопросов.
«5» - 100% правильных ответов,
«4» - 70-90%
«3» - 50-60%,
«2» - менее 50% правильных ответов.
Критерии выставления оценок за самостоятельную работу с открытыми вопросами, состоящий из не более 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
«5» - 90-100% правильных ответов,
«4» - 60-89%
«3» - 26-59%,
«2» - менее 25% правильных ответов.
Критерии выставления оценок за итоговый тест с открытыми и закрытыми вопросами, состоящий из 20-40 вопросов.
Время выполнения работы: 35-40 мин.
«5» - 90-100% правильных ответов,
«4» - 61-89%
«3» - 39-60%,
«2» - менее 39% правильных ответов.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
2)
допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1.
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2.
или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1.
не более двух грубых ошибок;
2.
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3.
или не более двух-трех негрубых ошибок;
4.
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5.
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1.
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2.
или если правильно выполнил менее половины работы.
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы:
для учителя
1.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности:
5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2013.
2.ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005
3.ОБЖ тесты:5-9 классы к учебнику И.К.Топорова ОБЖ 7-8 класс /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г.
для учащихся
1.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во: «Просвещение», 2007
2. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности ОМЗ и охрана здоровья, М.:Русское слово, 1995.
3. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 5 классов М.: ООО
«Издательство АСТ-ЛТД».,1997
Интернет-ресурсы
Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.
Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.
Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/
Сведения, в которых отмечается обоснованность выбора УМК, программ, учебников
I. Вступление
Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности человека признана во всем мире. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 30 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Перед человечеством одна за другой стали обозначаться глобальные «ноосферные» проблемы, предсказанные В.И.Вернадским и называемые сегодня «вызовами XXI века». Главным вызовом стало парадоксальное возникновение небывалых угроз от преобразующей деятельности человека. Приходится констатировать, что этот вызов XXI века может быть реально парирован только радикальной и своевременной переориентацией важнейших жизненных приоритетов человека и общества на безусловное обеспечение безопасности жизнедеятельности во всех ее сферах. Для этого требуется «глобальная революция» в сознании общества, формирование мышления у молодого поколения, адекватной сущности глобальных проблем.
Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности первостепенные задачи нашей страны. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается: «Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг».
Школьный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием его целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий приобретает все более важное значение. Меняются цели и задачи образования, акцент переносится на личностно-ориентированный подход, формирование компетентности.
II.
Нормативные
документы,
регламентирующие
деятельность
преподавателя-организатора ОБЖ
Образовательная деятельность по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» учебном году в МКОУ «Галицкая ООШ» осуществляется в соответствие с нормативными документами федерального и регионального уровня:
Федеральный уровень
- Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.201 1) «Об образовании»;
- 100 - ФЗ от 21 июля 2005 года «О воинской обязанности и военной службе».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта. 2011 года, регистрационный номер 19993;
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312;
- Приказ Министерства образования и науки Росийской Федерации, от 1 февраля 2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1067 г.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
- Приказ Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г № 96 /134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
III. Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету ОБЖ:
При организации изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», выборе учебников и учебно-методических комплектов, а также, составлении поурочного планирования я руководствовался следующим:
начального общего образования не устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». В начальной школе элементы основ безопасности жизнедеятельности рассматриваются в рамках учебного предмета «Окружающий мир» в объёме двух часов в каждом классе.
В начальной школе за счёт часов регионального компонента преподавание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляется в IV классе в объеме 1 часа в неделю.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в VIII классе в объеме 1 часа в неделю.
В основной школе с V по VII и в IX классах преподавание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляется в объеме 1 часа в неделю в каждом классе за счёт часов регионального компонента.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего(полного) общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в X и XI классах в объеме 1 часа в неделю в каждом классе.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в X и XI классах может быть представлен в учебном плане образовательного учреждения и/или выбран для изучения обучающимся либо на базовом (1 час в неделю), либо на профильном уровне (2 часа в неделю).
Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе наряду с учебниками в образовательном процессе могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями.
На основании Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе учебников. Согласно статье 55 Закона РФ «Об образовании» учителя имеют право на свободу выбора и использования учебников и учебных пособий в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения.
Федеральный перечень на 2013-2014 учебный год (Приложение №1) разделен на учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ООО 2010 г.) и учебники, содержание которых соответствуют федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (ФК ГОС 2004 г.) (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2012 г. N 1067 г.). Это связано с переходным этапом на новые образовательные стандарты.
В 2013-2014 учебном году на всех ступенях общего образования рекомендуется использовать следующее программно-методическое сопровождение (ФКГОС 2004г)
(таблица №1):
Таблица №1
Класс | Программа | Учебник | Примечание |
4 класс | Программы общеобразователь ных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельност и. 1-4 классы. / Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В.Иванова, А.Т.Смирнов, М.В.Маслов М.: Просвещение. | Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие по курсу «Окружающий мир» для учащихся 3-4 кл. нач.шк./Л.П.Анастасова, П.И. Ижевский, Н.В.Иванова. - М.: Просвещение. | |
5 класс | Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельност и» для 5-9 классов общеобразователь ных учреждетшй, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов Маслов - М.: Просвещение. | «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5 кл. / Смирнов А.Т. Хренников Б.О.; под ред. Смирнова А.Т. -М.: Просвещение. | Учебник входит в УМК предметной линии Смирнова А.Т. |
6 класс | Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельност и» для 5-9 классов общеобразователь ных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов Маслов - М.: Просвещение. | «Основы безопасности жизнедеятельности»: 6 кл. / Смирнов А.Т. Хренников Б.О.; под ред. Смирнова А.Т. -М.: Просвещение. | Учебник входит в УМК предметной линии Смирнова А.Т. |
7 класс | Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельност и» для 5-9 классов | «Основы безопасности жизнедеятельности»: 7 кл. / Смирнов А.Т. Хренников Б.О.; под ред. Смирнова А.Т. -М.: | Учебник входит в УМК предметной линии Смирнова А.Т. |
Министерство внутренних дел РФ
МЧС России
Министерство здравоохранения РФ
Министерство обороны РФ
Министерство образования и науки РФ
Министерство природных ресурсов РФ
Федеральная служба железнодорожных войск РФ
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральная пограничная служба
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
Русский образовательный портал
Академия повышения квалификации работников образования
Федеральный российский общеобразовательный портал
Федеральный портал «Российское образование»
Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http: //www. km. га
Образовательный портал «Учеба»
Журнал «Курьер образования»
Журнал «Вестник образования»
Издательский дома «Профкнига»
Издательский дом «Армпресс»
Энциклопедия безопасности
Личная безопасность
23
«Мой компас» (безопасность ребёнка)
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране труда, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)
Портал Всероссийской олимпиады школьников
Образовательные ресурсы Интернета -Безопасность жизнедеятельности
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях
http:// www.hardtime.ru
Преподаватель организатор основ безопасности жизнедеятельности Пожидаев С.М.
Приложение 1.
УЧЕБНЫЙ ГОД (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014учебный год")
Основы безопасности жизнедеятельности | |||
Учебники, содержание которых соответствует ФГОС ООО второго поколения | |||
№ п/п | Класс | Издательство |
|
Русское слово |
|||
Аюбов Э.Н., Прищепов Д.З., Муркова М.В. Основы безопасности жизнедеятельности | Русское слово |
||
Аюбов Э.Н., Прищепов Д.З., Муркова М.В. Основы безопасности жизнедеятельности | Русское слово |
||
ВЕНТАНА-ГРАФ |
|||
Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В., Сидоренко Л. В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности | ВЕНТАНА-ЕРАФ |
||
Баласс |
|||
Ижевский П.В., Петров С. В., Каплан Я.Б. Основы безопасности жизнедеятельности | Баласс |
||
Ижевский П.В., Петров С. В., Каплан Я.Б. Основы безопасности жизнедеятельности | Баласс |
||
ПоляковВ.В., КузнецовМ.И.,Марков В.В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности | Дрофа |
||
Дрофа |
|||
Дрофа |
|||
Вангородский СП., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности | Дрофа |
||
Дрофа |
|||
Просвещение |
|||
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. /Под ред. | Просвещение |
Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности | |||
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. /Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности | Просвещение |
||
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. /Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности | Просвещение |
||
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. /Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности | Просвещение |
||
Астрель |
|||
Фролов М.П., Юрьева М.В., Шолох В.П. /Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности | Астрель |
||
Фролов М.П., Юрьева М.В., Шолох В.П. /Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности | Астрель |
||
Фролов М.П., Юрьева М.В., Шолох В.П. /Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности | Астрель |
||
Фролов М.П., Юрьева М.В., Шолох В.П. Л1од ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности | Астрель |
||
Топоров И.К.,Хренников Б.О. Иванов А.В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности | Просвещение |
||
Алексеев СВ., Данченко СП., Костецкая Г.А. и др. / под редакцией Алексеева СВ. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | 10-11 | ВЕНТАНА-ГРАФ |
|
Русское слово |
|||
Аюбов Э.Н., Прищепов Д.З., Муркова М.В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | Русское слово |
||
Дрофа |
|||
Дрофа |
Учебники, содержание которых соответствует ФКГОС ОО | |||
Поляков В.В., Кузнецов М.И., Марков В.В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности | Дрофа |
||
Маслов А.Г., Марков В.В., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности | Дрофа |
||
Вангородский С.Н., Кузнецов М.И, Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности | Дрофа |
||
Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности | Дрофа |
||
Вангородский С.Н. , Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности | Дрофа |
||
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. /Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности | Просвещение |
||
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. /Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности | Просвещение |
||
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. /Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности | Просвещение |
||
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. /Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности | Просвещение |
||
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. /Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности | Просвещение |
||
Просвещение |
|||
Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности | Просвещение |
||
Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности | Просвещение |
||
ACT, Астрель |
|||
Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. /Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности | ACT, Астрель |
||
Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. /Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности | ACT, Астрель |
Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. /Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности | ACT, Астрель |
||
Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. /Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности | |||
Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К. и др. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | Дрофа |
||
Марков В.В., Латчук В.Н., Миронов С.К. и др. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | Дрофа |
||
Смирнов А.Т., Мишин Б.П., Васнев В.А. /Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | Просвещение |
||
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. /Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | Просвещение |
||
Просвещение |
|||
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни) | Просвещение |
||
Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | 10-11 | Просвещение |
|
ACT, Астрель |
|||
Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. /Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | ACT, Астрель |