Полезно знать - Автомобильный портал

Фед собрание рф. Федеральное Собрание Российской Федерации – Парламент России. Контрольные полномочия Федерального Собрания РФ

Место Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации

Замечание 1

В ст. $94$ Конституции РФ сказано, что Федеральное Собрание является представительными законодательным органом. Являясь элементом системы органов государственной власти, Федеральное Собрание представляет весь многонациональный народ Российской Федерации, выполняя законотворческие функции. Одна из палат Совета Федерации является представителем субъектов РФ (в ее состав входит один представитель от исполнительного и один исполнитель от законодательного органа субъекта РФ).

Федеральное Собрание полномочно осуществлять следующие функции:

  • представительную;
  • законодательную;
  • контрольную.

Определение 1

Является совокупность полномочий, при помощи которых реализуются основные функции парламента.

Полномочия Федерального Собрания состоят из трех групп:

а) полномочия, которые осуществляются одной палатой;

б) полномочия, которые осуществляются двумя палатами;

в) полномочия, осуществляемые в равной степени и независимо друг от друга обеими палатами Федерального Собрания.

Компетенцией Федерального Собрания является:

  • утверждение изменения границ субъектов РФ;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;
  • назначение выборов Президента РФ и т.д.

Федеральное Собрание формируется и осуществляет свою деятельность на основании следующих принципов:

  • народного представительства;
  • федерализма;
  • периодического обновления состава палат парламента;
  • политического многообразия и многопартийности.

Структуру Федерального Собрания составляют две палаты: (рис. 1):

  • Совет Федерации (верхняя палата);
  • Государственная Дума (нижняя палата).

Рисунок 1. Структура Федерального Собрания РФ

Обе палаты комплектуются по-разному. В Государственную Думу входит $450$ депутатов. В Совет Федерации входит один представитель от исполнительного органа и один представитель органа государственной власти от каждого субъекта. Так, из $83$ субъектов получается $166$ человек – членов Совета Федерации. При этом один человек не может быть членом обеих палат.

Замечание 2

Государственная Дума избирается на $5$ лет и этот срок установлен Конституцией РФ. Для Совета Федерации срок не установлен. Выборы депутатов в обе палаты осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Деятельность Федерального Собрания

Федеральное Собрание является органом власти, который действует постоянно. Начало и окончание сессий, а также сроки каникул указаны в регламентах обеих палат.

Верхняя и нижняя палата проводят свои заседания отдельно друг от друга. Совместно депутаты заседают лишь в особых случаях. Примером такого случая может служить заслушивание послания Президента РФ. Такая организация деятельности палат Федерального Собрания нужна для исключения необдуманных, поспешных решений депутатов, а также влияния их эмоций на принимаемые решения.

Конституция РФ наделила обе палаты совершенно разной компетенцией, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» парламентской деятельности. В этой системе Совет Федерации выступает так называемым тормозом по отношению к Государственной Думе, предотвращая возможность властвования на выборах в Государственную Думу.

Замечание 3

Итак, можно сказать, что парламенту отведена роль высшего законодательного и исполнительного органа и своеобразной уравновешивающей силы конкурирующих политических сил. Он выступает защитником интересов сил, имеющих наименьшие возможности по воздействию на политическую жизнь страны.

Контрольные полномочия Федерального Собрания РФ

Федеральное Собрание РФ наделено контрольными полномочиями в отношении Президента РФ и Правительства РФ. Существует специальная форма осуществления этих полномочий:

  1. установленная процедура отрешения Президента РФ от должности;
  2. осуществление надзора за исполнением бюджета РФ;
  3. объявление Правительству РФ «вотума недоверия».

Отрешение Президента РФ от должности может происходить только на основании обвинения в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления. Это обвинение выдвигается Государственной Думой и должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о признаках преступления в действиях Президента РФ, а также заключением Конституционного Суда РФ о том, что обвинение выдвинуто с соблюдением установленного порядка.

Государственная Дума выносит решение о выдвижении обвинения, а Совет Федерации выносит решение об отрешении Президента РФ от должности. При этом должно быть не менее $2/3$ голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее $1/3$ депутатов Государственной Думы и должно быть заключение специальной комиссии, которую образует Государственная Дума.

После того, как Государственная Дума выдвинула обвинение Президенту РФ, обязанностью Совета Федерации является принятие решение об отрешении Президента РФ в трехмесячный срок. Если в указанный срок решение принято не было, то обвинение против Президента отклоняется. В случае принятия решения об отрешении Президента РФ от должности в трехмесячный срок должны быть назначены досрочные выборы нового Главы Государства.

В сфере бюджетного контроля Федеральное Собрание полномочно:

1) рассматривать федеральный бюджет, представленный Правительством РФ, и отчет об его исполнении;

2) заслушивать отчеты об исполнении федерального бюджета.

«Вотум недоверия» Правительству РФ выражается в принципиальном несогласии Государственной Думы с политикой Правительства в целом либо по какому-то серьезному вопросу, в результате чего дальше они не могут совместно взаимодействовать.

Решение о недоверии Правительству РФ, которое выдвинула Государственная Дума, считается принятым при наличии большинства голосов проголосовавших за него депутатов, а именно - не менее $226$.

В результате вотума недоверия Правительству РФ Президент либо соглашается с мнением Федерального Собрания и отправляет Председателя Правительства и весь его состав в отставку, либо не соглашается и вынужден распустить Государственную Думу, назначив досрочные выборы. В случае несогласия Президента РФ с заключением Государственной Думы о недоверии Правительству РФ, Государственная Дума должна повторно рассмотреть данный вопрос. И если в трехмесячный срок Государственная Дума повторно выразит свое недоверие Правительству РФ, Президент РФ, если по-прежнему будет не согласен с мнением депутатов, распускает Государственную Думу.

Замечание 4

В случае согласия с мнением Государственной Думы Президент предоставляет новую кандидатуру Председателя Правительства РФ.

Федеральное Собрание РФ является парламентом Российской Федерации – представительным и законодательным органом (ст. 94 Конституции РФ). Термин "представительный" указывает на порядок формирования и функцию данного органа – представительство парода. В системе разделения властей Федеральному Собранию РФ принадлежат полномочия законодательной ветви власти. Следует отметить, что Федеральное Собрание РФ является единственным федеральным органом, осуществляющим законодательную функцию и действующим на постоянной основе.

Федеральное Собрание РФ имеет двухпалатную структуру, и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 95 Конституции РФ). Государственная Дума призвана представлять интересы всего народа Российской Федерации как единого суверенного государства, осуществляющего единую внешнюю и внутреннюю политику. Совет Федерации призван осуществлять представительство отдельных субъектов РФ, каждый из которых имеет свои особенности, потребности и интересы, которые необходимо учитывать при проведении единой для всего государства политики. Конституция РФ устанавливает дополнительные гарантии независимости палат друг от друга для обеспечения их функциональности. Так, ст. 97 Конституции устанавливает, что одно и то же лицо не может быть одновременно членом Совета Федерации и Государственной Думы, а ст. 100 Конституции определяет, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Возможность совместных заседаний палат предусмотрена только для посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Заседания обеих палат являются открытыми, за исключением случаев, предусмотренных регламентом соответствующей палаты.

Внутренняя организация каждой из палат включает в себя Председателя и его заместителей, избираемых каждой из палат из своего состава, а также комитеты и комиссии. К функциям Председателя палаты и его заместителей относится веде́ние заседаний и ве́дение внутренним распорядком палаты. Внутренний распорядок деятельности Государственной Думы и Совета Федерации устанавливается регламентом, который каждая из палат самостоятельно принимает (ст. 101 Конституции РФ). Комитеты и комиссии палат ведут работу по рассмотрению, подготовке законопроектов. Так, Совет Федерации образует, например, комитет по конституционным вопросам, комитет по бюджету, иные комитеты.

Конституционно-правовой статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Федеральным законом от 08.05.1994 № З-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Это значит, что они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, кроме, случаев, предусмотренных законом. Вопрос о лишении неприкосновенности принимается Советом Федерации или Государственной Думой по представлению Генерального прокурора РФ (ст. 98 Конституции РФ).

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не вправе находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ст. 6 Федерального закона от 08.05.1994 № З-ФЗ).

Формами деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы являются участие в заседаниях соответствующих палат, участие в работе комитетов и комиссий палат, а также рабочих групп, создаваемых парламентскими комиссиями, обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан и другие предусмотренные законом формы деятельности. Кроме того, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ обладают правом внесения законодательной инициативы. Депутаты Государственной Думы могут образовывать фракции и депутатские объединения (ст. 7 Закона).

Порядок формирования Совета Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 03.12.2012 № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". В соответствии со ст. 95 Конституцией РФ в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Представитель от законодательного органа субъекта РФ избирается законодательным органом субъекта РФ на срок полномочий данного органа, а представитель от исполнительного органа субъекта назначается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на срок его полномочий (ст. 3. Федерального закона от 03.12.2012 № 229-ФЗ). Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта РФ в течение пяти лет. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ может быть только депутат этого органа (ст. 2 Закона).

Как орган, призванный представлять интересы конкретных субъектов для учета специфики и потребностей каждого из них, Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу, и его члены не создают фракции и партийные объединения (ч. 4 ст. 1 Закона).

Совет Федерации не подлежит роспуску и его полномочия прекращены быть не могут.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на пять лет всеобщими выборами (ст. 95, 96 Конституции РФ).

Выборы депутатов Государственной Думы осуществляются на основе Конституции РФ, Федеральных законов от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права

на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 22.02.2014 № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" .

С подписанием Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ Россия вернулась к использованию смешанной избирательной системы в процессе выборов депутатов Государственной Думы. Это значит, что половина депутатов Государственной Думы РФ избирается по мажоритарной системе, а половина по пропорциональной. Так, половина состава Государственной Думы (225 депутатов) избирается по одномандатным избирательным округам (на территории РФ образуются избирательные округа, и от каждого округа избирается по одному депутату) на основе мажоритарной системы, т.е. победителем на выборах по одномандатному округу становится кандидат, набравший большинство голосов избирателей данного округа. Остальные 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу (включающему в себя всю территорию РФ) на основе пропорциональной системы. По федеральному округу кандидаты выдвигаются политическими партиями в составе списков, а избиратели голосуют не за конкретных депутатов, а за списки кандидатов, при этом распределение мест в Государственной Думе (225) осуществляется пропорционально количеству голосов избирателей, поданных за каждый список (ст. 3 Закона).

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства (ч. 7 ст. 4 Закона). Это ограничение связано с тем, что лицо, осуществляющие полномочия депутата Российской Федерации, должно действительно понимать суть социально-экономических и политических процессов, протекающих в российском обществе, быть частью этого общества, чтобы иметь реальную возможность представлять интересы избирателей, зная их потребности. Кроме того, Закон устанавливает и иные ограничения пассивного избирательного права, рассмотренные ранее.

Назначение выборов депутатов Государственной Думы осуществляется Президентом РФ не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования (ч. 2 ст. 5 Закона). Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляется ЦИК РФ и другими избирательными комиссиями.

Выдвижение и регистрация кандидатов осуществляются по избирательным округам. Как уже упоминалось выше, половина депутатов Государственной Думы избираются по федеральному округу, а половина – по одномандатным округам. По федеральному округу кандидаты выдвигаются в составе федеральных списков от политических партий.

Выдвижение граждан в кандидаты по одномандатному округу осуществляется одним из двух способов: выдвижение политической партией, или в порядке самовыдвижения (ст. 6 Закона). В одном одномандатном избирательном округе политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата. Выдвижение федерального списка кандидатов и кандидатов по одномандатным округам должно быть поддержано избирателями, что является необходимым условием их регистрации. В поддержку выдвижения федерального списка кандидатов должно быть собрано не менее 200 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7 тыс. подписей избирателей, зарегистрированных в данном субъекте РФ. Для поддержки выдвижения кандидатов по одномандатным округам должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3% от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тыс. избирателей, – не менее 3 тыс. подписей избирателей.

Партия, представленная в Государственной Думе или получившая не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, или представленная в законодательном (представительном) органе государственной власти хотя бы одного субъекта РФ действующего созыва, освобождается от сбора подписей в поддержку кандидатов (ст. 44 Закона).

Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляются открыто и гласно, государство обеспечивает информирование избирателей на каждом этапе процесса выборов (ч. 1 ст. 8 Закона) . Граждане Российской Федерации, политические партии и иные общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию, т.е. деятельность, имеющую целью побудить избирателей голосовать за или против кандидатов или федеральные списки кандидатов. При этом государство гарантирует свободу проведения предвыборной агитации и равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Финансирование подготовки и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляется за счет средств федерального бюджета. Финансирование избирательной кампании политической партии, выдвинувший федеральный список кандидатов, кандидата по одномандатному округу осуществляется из средств избирательных фондов, которые учреждаются соответственно политической партией, выдвинувшей список, или кандидатом по одномандатному округу (ст. 10 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ). Причем избирательный фонд может формироваться только за счет собственных средств партии или кандидата, а также добровольных пожертвований граждан и юридических лиц (ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ) .

Для голосования избирателей и подсчета голосов главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями образуются избирательные участки, по каждому из которых соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей. В распоряжение участковых комиссий предоставляются помещения для голосования, оборудованные кабинами, или иным образом для обеспечения тайного голосования. Для выбора соответствующего кандидата избирателям предоставляются избирательные бюллетени (ст. 78, 79 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ).

Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, получивший наибольшее количество голосов в данном одномандатном избирательном округе. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше (ч. 7 ст. 87 Закона).

К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Законом предусмотрены случаи, когда к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки партий, набравшие менее 5% голосов избирателей (ст. 88 Закона).

В предусмотренных законом случаях выборы могут быть объявлены недействительными или несостоявшимися. В таком случае ЦИК РФ назначаются повторные выборы (ст. 91 Закона).

Государственная Дума прекращает полномочия в связи с истечением срока полномочий или в случае ее досрочного роспуска Президентом РФ. Конституция РФ предусматривает следующие случаи досрочного роспуска Государственной Думы:

  • – трехкратное отклонение Государственной Думой кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);
  • – Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ принятием постановления о недоверии Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения недоверия Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ принимает решение об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);

Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

Основной функцией Федерального Собрания РФ является законотворческая деятельность. Конституция РФ предусматривает принятие Федеральным Собранием РФ федеральных законов, а также федеральных конституционных законов по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. Законотворчество осуществляется в соответствии с установленным Конституцией РФ законодательным процессом.

Первым этапом данного процесса является внесение законопроекта в Государственную Думу. Право внесения законопроекта, т.е. право законодательной инициативы, принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их веления (ст. 104 Конституции РФ). Необходимо отметить, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).

Далее законопроект подлежит рассмотрению в трех чтениях в Государственной Думе. Принятие федерального закона осуществляется большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105, 108 Конституции РФ).

Совет Федерации должен рассмотреть принятый Государственной Думой закон в течение 14 дней. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Исключение составляют принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. После этого федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (ст. 105, 106 Конституции РФ).

Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президент подписывает федеральный закон и обнародует его. Однако Президент может отклонить закон, т.е. наложить вето. Вето Президента может быть преодолено, поэтому говорят об отлагательном вето Президента РФ. Для преодоления вето Президента закон повторно направляется в Федеральное Собрание РФ. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, федеральный закон подлежит обязательному подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ). Президент не может применить вето в отношении федерального конституционного закона (ст. 108 Конституции РФ).

Обнародование закона означает официальную публикацию текста закона, т.е. публикацию в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru) (ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ "О прядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"), Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 4 указанного Закона).

Компетенция Федерального Собрания РФ не исчерпывается полномочиями по осуществлению законотворчества, которые делятся между палатами следующим образом: Государственная Дума принимает законы, а Совет Федерации утверждает законы, принятые Государственной Думой. Также Совет Федерации и Государственная Дума обладают специальной компетенцией, т.е. полномочиями в иных сферах общественных отношений. Кроме того, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату (ст. 101 Конституции РФ).

Помимо осуществления полномочий в сфере законодательной власти, Совет Федерации осуществляет и иные полномочия, составляющие его специальную компетенцию: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ, отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов (ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).

По вопросам, отнесенным к его ведению, Совет Федерации принимает постановления большинством голосов от общего числа его членов (ч. 2 ст. 102 Конституции РФ).

Государственная Дума принимают законы, осуществляя представительство воли народа.

Помимо полномочий в сфере законодательной власти, к ведению Государственной Думы относятся иные полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 103 Конституции РФ: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

По вопросам, отнесенным к ее ведению, Государственная Дума принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

  • Изначально Конституция РФ предусматривала четырехлетний срок полномочий Государственной Думы. Однако путем внесения поправки в Конституцию РФ на основании Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" срок полномочий Государственной Думы был изменен. Справка к проекту указанного Закона определяет, что установление разного срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы, а также увеличение продолжительности срока их полномочий продиктовано "необходимостью обеспечения стабильного, поступательного развития страны и преемственностью государственной политики" (URL: kremlin.ru).
  • Депутаты Государственной Думы, действующей на момент подписания данного акта, были избраны на основе Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", устанавливающего пропорциональную систему выборов. Пропорциональная избирательная система предполагает выдвижение кандидатов в депутаты по партийным спискам и распределение мест в Государственной Думе между партиями согласно процентному выражению количества голосов, полученных на выборах каждой партией. Таким образом, избиратели голосуют не за отдельных депутатов, а за партии, каждая из которых утверждает списки депутатов. К распределению мест в Государственной Думе допускались партии, преодолевшие 7%-ный барьер.

Вариант - 1

1.

1) на-ли-чие си-сте-мы за-ко-но-да-тель-ства

2) рав-но-пра-вие и ра-вен-ство граж-дан перед за-ко-ном

2.

3.

4. Пра-ви-тель-ство РФ

1) раз-ра-ба-ты-ва-ет и при-ни-ма-ет за-ко-ны 2) управ-ля-ет фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью

5.

6.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7.

разделении власти

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

8.

1) вер-хо-вен-ство за-ко-на;

2) на-ли-чие ор-га-нов и струк-ту-ры прав-ле-ния;

3) го-су-дар-ствен-ный су-ве-ре-ни-тет;

4) си-сте-ма раз-де-ле-ния вла-стей.

Черты сход-ства

Черты раз-ли-чия

9.

ФАКТЫ

ВИДЫ ДЕ-МО-КРА-ТИИ

А) ре-фе-рен-дум о при-ня-тии про-ек-та Кон-сти-ту-ции

Б) уча-стие в вы-бо-рах в Гос-ду-му

1) пря-мая де-мо-кра-тия

10.

(А) Сло-жив-ша-я-ся в стра-не М. пра-во-вая си-сте-ма не от-ра-жа-ет стрем-ле-ние об-ще-ства к пра-во-во-му го-су-дар-ству. (Б) Вся по-ли-ти-че-ская власть в стра-не со-сре-до-то-че-на в руках пре-зи-ден-та. (В) Ему под-чи-ня-ют-ся пра-ви-тель-ство и пар-ла-мент.

1) от-ра-жа-ют факты;

2) вы-ра-жа-ют мне-ния.

11. Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но со-от-вет-ству-ю-щей бук-вой.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста:

1) от-ра-жа-ют факты;

2) вы-ра-жа-ют мне-ния.

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

12.

2) Доля тех, кто счи-та-ет, что люди долж-ны от-ста-и-вать свои права, даже если это про-ти-во-ре-чит ин-те-ре-сам го-су-дар-ства, среди 40-лет-них ниже, чем среди 60-лет-них.

3) Среди 40-лет-них опро-шен-ных доля тех, кто счи-та-ет, что в ин-те-ре-сах го-су-дар-ства в от-дель-ных слу-ча-ях можно со-гла-сить-ся с ущем-ле-ни-ем прав граж-дан, выше доли тех, кто счи-та-ет, что права че-ло-ве-ка выше ин-те-ре-сов го-су-дар-ства.

4) Оди-на-ко-вые доли 40-лет-них опро-шен-ных счи-та-ют, что ин-те-ре-сы го-су-дар-ства важ-нее прав че-ло-ве-ка и что в ин-те-ре-сах го-су-дар-ства в от-дель-ных слу-ча-ях можно со-гла-сить-ся с ущем-ле-ни-ем прав граж-дан.

5) Наи-мень-шие доли опро-шен-ных каж-дой из групп не ин-те-ре-су-ют-ся этой про-бле-мой.

Проверочная работа (форма ОГЭ) «Правовое государство»

Вариант - 2

1.

1) на-ли-чие су-ве-ре-ни-те-та 2) де-я-тель-ность пра-во-охра-ни-тель-ных ор-га-нов

3) на-ло-го-об-ло-же-ние граж-дан 4) вер-хо-вен-ство за-ко-на

2.

3.

1) 4 года 2) 5 лет 3) 6 лет 4) 7 лет

4.

1) раз-ра-бот-ка и при-ня-тие за-ко-нов 2) управ-ле-ние фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью

3) ре-ше-ние во-про-сов граж-дан-ства РФ 4) вве-де-ние чрез-вы-чай-но-го по-ло-же-ния

5.

А. Фе-де-раль-ное Со-бра-ние — пар-ла-мент Рос-сии — со-сто-ит из двух палат.

Б. К пол-но-мо-чи-ям

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

6. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Пре-зи-ден-те Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

Б. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции из-би-ра-ет-ся все-на-род-ным го-ло-со-ва-ни-ем.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

8.

1) тай-ное го-ло-со-ва-ние граж-дан;

2) граж-да-не вы-ра-жа-ют одоб-ре-ние или не-одоб-ре-ние ка-ко-го−либо ре-ше-ния, за-ко-на;

Черты сход-ства

Черты раз-ли-чия

9.

ПРИ-ЗНА-КИ

ФОРМЫ ПО-ЛИ-ТИ-ЧЕ-СКО-ГО

УЧА-СТИЯ РФ

Б) один граж-да-нин имеет один голос

Д) одоб-ре-ние или не-одоб-ре-ние ка-ко-го-либо ре-ше-ния

1) толь-ко вы-бо-ры

2) толь-ко ре-фе-рен-дум

10.

1) от-ра-жа-ют факты

2) вы-ра-жа-ют мне-ние

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

11. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го от-ме-че-но бук-вой.

(А) Учёные на-зы-ва-ют пра-во-вым такое го-су-дар-ство, в ко-то-ром обес-пе-че-ны и за-щи-ще-ны права и сво-бо-ды че-ло-ве-ка и граж-да-ни-на. (Б) Но всё же такое го-су-дар-ство пока толь-ко остаётся иде-а-лом для че-ло-ве-че-ства. (В) За-чат-ки пред-став-ле-ний о пра-во-вом го-су-дар-стве воз-ник-ли еще у фи-ло-со-фов Древ-ней Гре-ции.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста

1) от-ра-жа-ют факты

2) вы-ра-жа-ют мне-ния

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

2003 г., %

2013 г., %

об-ра-ще-ния к вла-стям

об-ра-ще-ния в суд

об-ра-ще-ния в СМИ

уча-стие в ми-тин-гах,

де-мон-стра-ци-ях

уча-стие в за-ба-стов-ках,

ак-ци-ях про-те-ста

го-тов-ность взять-ся за

ору-жие, пойти на

бар-ри-ка-ды

не участ-вую

1) В стра-не П. на-блю-да-ет-ся вы-со-кий уро-вень по-ли-ти-че-ской ак-тив-но-сти.

2) В 2013 году треть опро-шен-ных была го-то-ва взять-ся за ору-жие и ис-поль-зо-вать си-ло-вые ме-то-ды вли-я-ния на власть.

3) В 2003 году каж-дый де-ся-тый опро-шен-ный ука-зал, что не ис-поль-зу-ет ука-зан-ные формы по-ли-ти-че-ско-го уча-стия.

4) Об-ра-ще-ние к вла-стям опро-шен-ные на-зва-ли наи-бо-лее дей-ствен-ной фор-мой по-ли-ти-че-ско-го уча-стия.

5) К 2013 году роль СМИ в по-ли-ти-че-ском Проверочная работа (форма ОГЭ) «Правовое государство»

Вариант - 3

1. Что яв-ля-ет-ся от-ли-чи-тель-ным при-зна-ком пра-во-во-го го-су-дар-ства?

1) рав-но-пра-вие и ра-вен-ство граж-дан перед за-ко-ном

2) на-ли-чие си-сте-мы за-ко-но-да-тель-ства

3) функ-ци-о-ни-ро-ва-ние пра-во-охра-ни-тель-ных ор-га-нов

4) на-ли-чие су-ве-ре-ни-те-та

2. Выс-шим ор-га-ном за-ко-но-да-тель-ной вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся

1) Пра-ви-тель-ство РФ 2) Фе-де-раль-ное Со-бра-ние РФ

3) Об-ще-ствен-ная па-ла-та 4) Кон-сти-ту-ци-он-ный Суд

3. Президент РФ избирается сроком на:

1) 4 года 2) 5 лет 3) 6 лет 4) 7 лет

4. Что от-но-сит-ся к пол-но-мо-чи-ям Пра-ви-тель-ства Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

1) раз-ра-бот-ка и при-ня-тие за-ко-нов 2) ре-ше-ние во-про-сов граж-дан-ства РФ

3) управ-ле-ние фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью 4) вве-де-ние чрез-вы-чай-но-го по-ло-же-ния

5. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Пре-зи-ден-те Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

А. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся гла-вой го-су-дар-ства.

Б. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции из-би-ра-ет-ся все-на-род-ным го-ло-со-ва-ни-ем.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

6. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Фе-де-раль-ном Со-бра-нии РФ?

А. Фе-де-раль-ное Со-бра-ние яв-ля-ет-ся пред-ста-ви-тель-ным и за-ко-но-да-тель-ным ор-га-ном РФ.

Б. Фе-де-раль-ное Со-бра-ние РФ со-сто-ит из двух палат.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния?

А. Но-си-те-лем су-ве-ре-ни-те-та и един-ствен-ным ис-точ-ни-ком вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся её мно-го-на-ци-о-наль-ный народ.

Б. Рос-сий-ская Фе-де-ра-ция обес-пе-чи-ва-ет це-лост-ность и не-при-кос-но-вен-ность своей тер-ри-то-рии.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

8. В при-ве-ден-ном спис-ке ука-за-ны черты сход-ства по-ня-тий «го-су-дар-ство» и «пра-во-вое го-су-дар-ство» и черты от-ли-чия. Вы-бе-ри-те и за-пи-ши-те в первую ко-лон-ку таб-ли-цы по-ряд-ко-вые но-ме-ра черт сход-ства, а во вто-рую ко-лон-ку — по-ряд-ко-вые но-ме-ра черт от-ли-чия:

1) вер-хо-вен-ство за-ко-на;

2) на-ли-чие ор-га-нов и струк-ту-ры прав-ле-ния

3) си-сте-ма раз-де-ле-ния вла-стей

4) го-су-дар-ствен-ный су-ве-ре-ни-тет

Черты сход-ства

Черты раз-ли-чия

9. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между при-зна-ка-ми и фор-ма-ми по-ли-ти-че-ско-го уча-стия граж-дан РФ, к ко-то-рым они от-но-сят-ся: к каж-до-му эле-мен-ту, дан-но-му в пер-вом столб-це, под-бе-ри-те эле-мент из вто-ро-го столб-ца.

ПРИ-ЗНА-КИ

ФОРМЫ ПО-ЛИ-ТИ-ЧЕ-СКО-ГО

УЧА-СТИЯ РФ

А) ор-га-ни-за-ция ра-бо-ты участ-ков для го-ло-со-ва-ния

Б) одоб-ре-ние или не-одоб-ре-ние ка-ко-го-либо ре-ше-ния

В) го-ло-со-ва-ние за кан-ди-да-та на пост Пре-зи-ден-та РФ

Г) уста-нов-лен-ная за-ко-ном пе-ри-о-дич-ность про-ве-де-ния

Д) один граж-да-нин имеет один голос

1) толь-ко вы-бо-ры

2) толь-ко ре-фе-рен-дум

3) и вы-бо-ры, и ре-фе-рен-дум

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

10. Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но со-от-вет-ству-ю-щей бук-вой.

(А) Вся по-ли-ти-че-ская власть в стра-не со-сре-до-то-че-на в руках пре-зи-ден-та. (Б) Ему под-чи-ня-ют-ся пра-ви-тель-ство и пар-ла-мент. (В) Сло-жив-ша-я-ся в стра-не М. пра-во-вая си-сте-ма не от-ра-жа-ет стрем-ле-ние об-ще-ства к пра-во-во-му го-су-дар-ству.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста:

1) от-ра-жа-ют факты;

2) вы-ра-жа-ют мне-ния.

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

11. Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но со-от-вет-ству-ю-щей бук-вой.

(А) Ны-неш-няя Кон-сти-ту-ция нашей стра-ны была при-ня-та на об-ще-го-су-дар-ствен-ном ре-фе-рен-ду-ме. (Б) При-ня-тие этого до-ку-мен-та спо-соб-ство-ва-ло раз-ви-тию де-мо-кра-тии в нашей стра-не. (В) Одна из глав Кон-сти-ту-ции по-свя-ще-на пра-вам и сво-бо-дам че-ло-ве-ка и граж-да-ни-на.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста:

1) от-ра-жа-ют факты;

2) вы-ра-жа-ют мне-ния.

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

12. В стра-не Z был про-ведён опрос со-вер-шен-но-лет-них граж-дан о том, какой под-ход к про-бле-ме прав че-ло-ве-ка яв-ля-ет-ся более пра-виль-ным. Ре-зуль-та-ты опро-са по двум воз-раст-ным груп-пам (в % от числа от-ве-чав-ших) пред-став-ле-ны в диа-грам-ме.

Най-ди-те в при-ведённом спис-ке вы-во-ды, ко-то-рые можно сде-лать на ос-но-ве диа-грам-мы, и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) Наи-боль-шая доля опро-шен-ных в воз-расте 40 лет счи-та-ет, что люди долж-ны от-ста-и-вать свои права, даже если это про-ти-во-ре-чит ин-те-ре-сам го-су-дар-ства.

2) Оди-на-ко-вые доли 40-лет-них опро-шен-ных счи-та-ют, что ин-те-ре-сы го-су-дар-ства важ-нее прав че-ло-ве-ка и что в ин-те-ре-сах го-су-дар-ства в от-дель-ных слу-ча-ях можно со-гла-сить-ся с ущем-ле-ни-ем прав граж-дан.

3) Наи-мень-шие доли опро-шен-ных каж-дой из групп не ин-те-ре-су-ют-ся этой про-бле-мой.

4) Доля тех, кто счи-та-ет, что люди долж-ны от-ста-и-вать свои права, даже если это про-ти-во-ре-чит ин-те-ре-сам го-су-дар-ства, среди 40-лет-них ниже, чем среди 60-лет-них.

5) Среди 40-лет-них опро-шен-ных доля тех, кто счи-та-ет, что в ин-те-ре-сах го-су-дар-ства в от-дель-ных слу-ча-ях можно со-гла-сить-ся с ущем-ле-ни-ем прав граж-дан, выше доли тех, кто счи-та-ет, что права че-ло-ве-ка выше ин-те-ре-сов го-су-дар-ства.

Проверочная работа (форма ОГЭ) «Правовое государство»

Вариант - 4

1. Что от-но-сит-ся к от-ли-чи-тель-ным при-зна-кам пра-во-во-го го-су-дар-ства?

1) на-ло-го-об-ло-же-ние граж-дан 2) де-я-тель-ность пра-во-охра-ни-тель-ных ор-га-нов

3) вер-хо-вен-ство за-ко-на 4) на-ли-чие су-ве-ре-ни-те-та

2. Выс-шим ор-га-ном ис-пол-ни-тель-ной вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся

1) Фе-де-раль-ное Cобра-ние Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции 2) Кон-сти-ту-ци-он-ный суд Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

3) Про-ку-ра-ту-ра Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции 4) Пра-ви-тель-ство Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

3. Государственная дума РФ избирается сроком на:

1) 4 года 2) 5 лет 3) 6 лет 4) 7 лет

4. Пра-ви-тель-ство РФ

1) управ-ля-ет фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью 2) раз-ра-ба-ты-ва-ет и при-ни-ма-ет за-ко-ны

3) утвер-жда-ет су-деб-ные ре-ше-ния 4) ре-ша-ет во-про-сы предо-став-ле-ния граж-дан-ства

5. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о го-су-дар-ствен-ной вла-сти РФ?

А. К пол-но-мо-чи-ям за-ко-но-да-тель-ной вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции относится об-ра-ще-ние с еже-год-ны-ми по-сла-ни-я-ми к граж-да-нам го-су-дар-ства

Б. Фе-де-раль-ное Со-бра-ние — пар-ла-мент Рос-сии — со-сто-ит из двух палат.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

6. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Пре-зи-ден-те Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

А. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся гла-вой исполнительной власти.

Б. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции из-би-ра-ет-ся все-на-род-ным го-ло-со-ва-ни-ем.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о раз-де-ле-нии вла-стей в пра-во-вом го-су-дар-стве?

А. Раз-де-ле-ние вла-стей яв-ля-ет-ся при-зна-ком, ха-рак-тер-ным толь-ко для рес-пуб-ли-кан-ских го-су-дарств.

Б. Прин-цип раз-де-ле-ния вла-стей за-клю-ча-ет-ся в разделении власти на законодательную, исполнительную и представительную.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

8. Срав-ни-те вы-бо-ры и ре-фе-рен-дум. Вы-бе-ри-те и за-пи-ши-те в первую ко-лон-ку таб-ли-цы по-ряд-ко-вые но-ме-ра черт сход-ства, а во вто-рую ко-лон-ку — по-ряд-ко-вые но-ме-ра черт от-ли-чия:

1) граж-да-не вы-ра-жа-ют одоб-ре-ние или не-одоб-ре-ние ка-ко-го−либо ре-ше-ния, за-ко-на;

2) тай-ное го-ло-со-ва-ние граж-дан;

3) го-ло-со-ва-ние за кан-ди-да-тов на го-су-дар-ствен-ные долж-но-сти;

4) пра-вом го-ло-са об-ла-да-ют толь-ко со-вер-шен-но-лет-ние граж-да-не.

Черты сход-ства

Черты раз-ли-чия

9. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между фак-том по-ли-ти-че-ской жизни и видом де-мо-кра-тии: к каж-до-му эле-мен-ту, дан-но-му в пер-вом столб-це, под-бе-ри-те эле-мент из вто-ро-го столб-ца.

ФАКТЫ

ВИДЫ ДЕ-МО-КРА-ТИИ

А) уча-стие в вы-бо-рах в Гос-ду-му

Б) ре-фе-рен-дум о при-ня-тии про-ек-та Кон-сти-ту-ции

В) вы-бо-ры главы по-ли-ти-че-ской пар-тии

Г) де-ле-ги-ро-ва-ние пред-ста-ви-те-ля от ини-ци-а-тив-ной груп-пы на за-се-да-ние му-ни-ци-паль-но-го со-бра-ния

1) пря-мая де-мо-кра-тия

2) пред-ста-ви-тель-ная де-мо-кра-тия

За-пи-ши-те в стро-ку от-ве-тов вы-бран-ные цифры под со-от-вет-ству-ю-щи-ми бук-ва-ми.

10. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го от-ме-че-но бук-вой.

(А) Ре-дак-ция жур-на-ла опро-си-ла чи-та-те-лей: «Сло-жи-лось ли в стра-не пра-во-вое го-су-дар-ство?» (Б) Более по-ло-ви-ны чи-та-те-лей дали от-ри-ца-тель-ный ответ. (В) Воз-мож-но, это свя-за-но с тем, что в стра-не не-ред-ки на-ру-ше-ния прав че-ло-ве-ка.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста

1) от-ра-жа-ют факты

2) вы-ра-жа-ют мне-ние

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

11. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го от-ме-че-но бук-вой.

(А) За-чат-ки пред-став-ле-ний о пра-во-вом го-су-дар-стве воз-ник-ли еще у фи-ло-со-фов Древ-ней Гре-ции. (Б) Учёные на-зы-ва-ют пра-во-вым такое го-су-дар-ство, в ко-то-ром обес-пе-че-ны и за-щи-ще-ны права и сво-бо-ды че-ло-ве-ка и граж-да-ни-на. (В) Но всё же такое го-су-дар-ство пока толь-ко остаётся иде-а-лом для че-ло-ве-че-ства.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста

1) от-ра-жа-ют факты

2) вы-ра-жа-ют мне-ния

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

12. В го-су-дар-стве П. в 2003 и 2013 годах были про-ве-де-ны опро-сы об-ще-ствен-но-го мне-ния, в ходе ко-то-рых ре-спон-ден-там пред-ла-га-лось от-ве-тить на во-прос: «Какие формы по-ли-ти-че-ской ак-тив-но-сти вы ис-поль-зу-е-те?» Ре-зуль-та-ты опро-са (в % от числа от-ве-чав-ших) пред-став-ле-ны в таб-ли-це.

2003 г., %

2013 г., %

об-ра-ще-ния к вла-стям

об-ра-ще-ния в суд

об-ра-ще-ния в СМИ

уча-стие в ми-тин-гах,

де-мон-стра-ци-ях

уча-стие в за-ба-стов-ках,

ак-ци-ях про-те-ста

го-тов-ность взять-ся за

ору-жие, пойти на

бар-ри-ка-ды

не участ-вую

Най-ди-те в при-ведённом спис-ке вы-во-ды, ко-то-рые можно сде-лать на ос-но-ве

таб-ли-цы, и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) В 2013 году треть опро-шен-ных была го-то-ва взять-ся за ору-жие и ис-поль-зо-вать си-ло-вые ме-то-ды вли-я-ния на власть.

2) В стра-не П. на-блю-да-ет-ся вы-со-кий уро-вень по-ли-ти-че-ской ак-тив-но-сти.

3) Об-ра-ще-ние к вла-стям опро-шен-ные на-зва-ли наи-бо-лее дей-ствен-ной фор-мой по-ли-ти-че-ско-го уча-стия.

4) В 2003 году каж-дый де-ся-тый опро-шен-ный ука-зал, что не ис-поль-зу-ет ука-зан-ные формы по-ли-ти-че-ско-го уча-стия.

5) К 2013 году роль СМИ в по-ли-ти-че-ском уча-стии граж-дан по-вы-си-лась.

Предметом рассмотрения научной работы является сущность и основные черты парламента РФ - Федерального собрания по Конституции Российской Федерации и развивающему ее законодательству.

Основной целью научной работы является анализ современного конституционно-правового института парламента в России - Федерального собрания.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

1. Дать характеристику Федеральному собранию с точки зрения его структуры и принципов построения;

2. Раскрыть основные полномочия федерального собрания и порядок его формирования.

3. Рассмотреть принципы взаимодействия Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Российский парламент - представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех её составных частей - субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации.

В установленной Конституцией системе разделения властей на федеральном уровне Федеральное Собрание в целом представляет законодательную власть и взаимодействует с федеральными органами исполнительной и судебной власти. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. - М.: Норма, 2007. С.123.

Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов Российской Федерации, так как в Конституции не установлен принцип единства системы представительных органов Российской Федерации. Поэтому взаимодействие Федерального Собрания с представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления ограничивается принятием законов в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Эти законы обязательны для применения указанными органами.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют верхней, но Конституция РФ этот термин не использует, хотя и ставит ее на первое место) и Государственной Думы (ее иногда именуют нижней, хотя тоже без достаточных формальных оснований, скорее, по аналогии с зарубежными парламентами). Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А.Общая теория государства и права / Под общ. ред. проф. Кучинского. В.А. Учебник. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. С.345.

Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов Российской Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Федерального Собрания - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения Российской Федерации в целом.

Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает рядом главных черт:

1) самостоятельность палат. Она проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой из них, независимос-ти во внутренней организации;

2) неодинаковая компетенция палат -- к их ведению относятся в ос-новном разные вопросы, а в законодательном процессе они имеют раз-ные полномочия;

3) разный порядок формирования палат;

4) особенности представительной природы каждой- палаты.

Конституцией РФ определён количественный состав каждой из палат Федерального Собрания. Для Государственной Думы это абсолютный показатель - 450 депутатов. Количество членов Совета Федерации определяется численностью субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.

Срок полномочий Государственной Думы составляет четыре года. По истечении срока полномочий Думы Президент России назначает выборы Государственной Думы нового созыва.

Применительно к Совету Федерации речь идет о формировании, а не избрании, так как эта палата может формироваться путем как избрания, так и назначения, вхождения представителей от представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Принцип постоянного действия Федерального Собрания обусловлен той важной ролью, которую оно выполняет как представительный и законодательный орган Российской Федерации, и предполагает возможность проводить заседания Федерального Собрания в течение длительного периода. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М., 2005. С.128.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, согласно своему Регламенту, проводит две сессии в год: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Во время парламентских каникул могут быть созваны внеочередные заседания Государственной Думы, которые назначаются Советом палаты по требованию Президента Российской Федерации, а также по требованию фракции или группы депутатов, поддержанному не менее 1/5 от числа депутатов палаты, принявших участие в голосовании по данному вопросу.

Заседания Совета Федерации проводятся в период с 15 сентября по 15 июля не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели.

Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента России, Председателя Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, субъекта Федерации в лице его законодательного (представительного) органа государственной власти, комитетов Совета Федерации либо по требованию, поддержанному не менее чем 1/5 общего числа членов Совета Федерации.

Общие руководящие органы Федерального Собрания не формируются и руководство каждой из палат является самостоятельным. Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы Федерального Собрания избираются из числа членов соответствующей палаты на первом заседании каждой из палат тайным голосованием.

Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы ведут заседания соответствующих палат, ведают внутренним распорядком их деятельности, обеспечивают координацию работы комитетов и комиссий палат, депутатов, представляют Совет Федерации и Государственную Думу в их взаимоотношениях между собой, а также во взаимоотношениях с Президентом и Правительством России, высшими судебными органами, Генеральным прокурором Российской Федерации, субъектами Федерации, общественными объединениями, парламентами зарубежных государств, международными парламентскими организациями, а также в согласительных процедурах, предусмотренных Конституцией.

Совет Федерации и Государственная Дума из числа своих членов образуют постоянно действующие комитеты различного профиля для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к ведению соответствующей палаты. Численный и персональный состав комитетов определяется палатой.

Каждая палата вправе создать временные комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. По истечении установленного срока или при выполнении полученного задания временные комиссии прекращают свою работу.

Палаты вправе по собственной инициативе, а также по предложению Президента или иных субъектов законодательной инициативы создавать для разрешения спорных вопросов согласительные комиссии.

В соответствии с ч. 4 ст. 101 Конституции каждая из палат принимает свой регламент: Регламент Совета Федерации и Регламент Государственной Думы. Регламент - это свод процедурных правил определенного вида деятельности, устанавливающих порядок ведения заседания, собрания, сессии. Характеризуемый как внутренний закон парламента, существенная часть конституционного права, регламент в двухпалатном парламенте принимается обычно каждой палатой отдельно, тем самым обеспечивается ее самостоятельное функционирование. Демин А.В. Теория государства и права / А.В. Демин. - М.: ИНФРА-М, 2005.С.234.

Характер полномочий, закрепленных за Советом Федерации, вытекает из специфики заложенного в этом органе принципа представительства. Именно в лице Совета Федерации наиболее отчетливо проявляется влияние федеративного устройства России на организацию государственной власти и деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Равное представительство от субъектов Российской Федерации в данной палате парламента создает возможности максимального учета позиции всех субъектов Российской Федерации при принятии важнейших конституционно - правовых решений.

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный). / Под ред. Л.А. Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1999.С.203.

Законодательные полномочия занимают особое место в компе-тенции Федерального Собрания. Они прямо обусловлены его кон-ституционным статусом как законодательного органа -- парламента Российской Федерации. Законодательная деятельность по своему значению и объему -- приоритетная. Законодательная компетенция Федерального Собрания широка и многопланова, охватывает важные вопросы в различных сферах государственной и общественной жизни, предполагает принятие многих федеральных законов. Она характери-зует роль Федерации в законодательстве, значение представительной, законодательной власти Российской Федерации в системе государст-венной власти, демократизм государства. Конституция РФ определя-ет в общей форме пределы законодательной деятельности российско-го парламента и в этих рамках не стесняет и не ограничивает ее.

Законотворчество сосредоточено в Государственной Думе -- основной и необходимой инстанции в этой работе. Совет Федерации также обладает правами по участию в законода-тельной деятельности, но они имеют иной характер по сравнению с законодательными полномочиями Государственной Думы, Конституция РФ не наделяет Совет Федерации правом принимать законы, од-нако он одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Го-сударственной Думой. Но такое отклонение закона не носит абсолют-ного характера и может быть преодолено Государственной Думой (квалифицированным большинством голосов -- не менее чем двумя третями от общего числа депутатов).

Совет Федерации играет роль своего рода противовеса Государст-венной Думе, способствуя предотвращению поспешных, некачествен-ных, невзвешенных законодательных решений. Он наделен для этого достаточно действенными и реальными правами.

Все законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации, что призвано обеспечить учет его мнения в законотворческом процессе. Далее Совет Федерации сам решает, рассматривать или не рассматривать поступивший закон по существу на своем заседании.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Кроме названных законов обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат также все федеральные конституционные законы.

Библиографический список литературы

1. Конституция РФ.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный). / Под ред. Л.А. Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1999.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. - М.: Норма, 2007.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М., 2005.

5. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А.Общая теория государства и права / Под общ. ред. проф. Кучинского. В.А. Учебник. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006.

6. Демин А.В. Теория государства и права / А.В. Демин. - М.: ИНФРА-М, 2005.

7. Теория государства и права: Курс лекций. /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.