Полезно знать - Автомобильный портал

Юридическая ответственность в информационном праве

В механизме правового обеспечения в информационной сфере значимое место занимают борьба с нарушениями информационного законодательства и их предупреждение. Для этого действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве.

В настоящее время практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и пресечению правонарушений в информационной сфере, предусматривается как гражданско-правовая, дисциплинарная (включая материальную), административная ответственность, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере, разработаны и действуют многочисленные законы и подзаконные акты в информационной сфере. Но их практическое применение довольно слабое, отсутствуют конкретные механизмы применения и соблюдения законодательства на практике, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, отсутствует систематизация действий правоохранительных органов по осуществлению своих обязанностей и прав и информационной сфере.

В Уголовном кодексе РФ к преступлениям в информационной сфере можно отнести более 50 статей, причем отдельная глава УК РФ (глава 28) посвящена составам преступлений в сфере компьютерной информации. В ней содержатся три статьи преступлений (ст. 272-274). В Кодексе РФ об административных правонарушениях, существенным новшеством которого является возможность привлечения за правонарушения к административной ответственности юридических лиц, также имеется глава 13 и отдельные статьи в ряде глав, посвященные административным правонарушениям в информационной сфере.

Основанием для возникновения юридической ответственности является совершенное субъектом (участником) информационных правоотношений правонарушение в информационной сфере.

Правонарушением в информационной сфере принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездействие) конкретного субъекта, посягающее на установленный информационный правопорядок и причиняющее вред информационной сфере либо создающее реальную угрозу такого причинения.

Для реализации юридической ответственности важно установить причинно-следственные связи между негативными последствиями, наступившими в результате правового предписания, и действиями (бездействием) предполагаемого правонарушителя. Основной целью применения юридической ответственности к правонарушителям является поддержание информационного правопорядка, основанного на соблюдении большинства субъектов информационных правоотношений установленным материальным нормам информационного права, а не только наказание виновного субъекта.

К сожалению, не все субъекты правоотношений соблюдают информационный правопорядок. Многие из них нарушают этот правопорядок и подвергаются воздействию норм информационного права, устанавливающих юридическую ответственность. Однако на часть субъектов сам факт наличия таких норм права, которые устанавливают юридическую ответственность, действует как сдерживающий фактор, предупреждающий их неправомерные действия в информационной сфере. Отсюда вытекает, что установление юридической ответственности носит еще и некое нравственно-воспитательное значение.

Таким образом, юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере - это применение к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.

Юридическим основанием привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава правонарушения в информационной сфере, предусмотренного нормами права.

Состав правонарушения, в том числе и информационного, включает в себя четыре обязательных элемента (признака):

­ объект,

­ объективную сторону,

­ субъект и

­ субъективную сторону.

Объектом правонарушения является совокупность общественных отношений в информационной сфере. В качестве объектов могут выступать отношения в области обеспечения информационной безопасности, в области массовой информации, авторского права, библиотечного дела, в области законодательно установленных правил создания, сохранения и использования Архивного фонда Российской Федерации и архивов, отношения в сфере установленного правового режима распространения сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную тайну, тайну частной жизни и т.д.

Информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления), документированная информация, компьютерная информация могут являться предметом правонарушения в информационной сфере.

Сложность регулирования информационных правоотношений заключается также в том, что здесь применяются все виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.

Субъектами правонарушения в информационной сфере могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.

Российская правовая система предусматривает четыре вида ответственности физических лиц за правонарушения - дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско-правовую (имущественную) и уголовную. Юридические лица (предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.

Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании. В определенной степени они имеются также в Трудовом кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.

Виды юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере:

В тех случаях, когда правонарушения в информационной сфере носят систематический, злостный характер, виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

По современному российскому законодательству преступлением признается виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14). При этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14).

Следовательно, под информационным преступлением следует понимать виновное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания, совершенное в области информационных правоотношений.

Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которого начинается уголовная ответственность. За информационные преступления по общему правилу уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста ко времени совершения преступления. Исключением является преступление, предусмотренное ст. 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), за совершение которого подлежат уголовной ответственности лица, достигшие 14-летнсго возраста (ст. 20 УК РФ).

Уголовная ответственность является важным элементом в системе мер правового обеспечения информационной безопасности, зашиты прав граждан, общества и государства в информационной сфере. Действующее законодательство содержит группу норм, предусматривающих уголовную ответственность за информационные преступления.

В действующем Уголовном кодексе РФ из всего объема информационных отношений, подлежащих специальной охране, выделены отношения, возникающие в области компьютерной информации, объединены в главе 28, где содержатся нормы, объявляющие общественно опасными деяниями конкретные действия в сфере компьютерной информации и устанавливающие ответственность за их совершение. Такие нормы появились в российском законодательстве впервые.

К уголовно наказуемым отнесены:

­ неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272),

­ создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273)

­ нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).

Таким образом, преступления в области компьютерной информации, выделенные в отдельную главу Уголовного кодекса РФ, являются частью информационных преступлений, объединенных единым инструментом обработки информации - компьютером. Ранее в российском законодательстве, регулирующем информационные правоотношения, определения информации как «компьютерной» не существовало. По мнению ряда ученых, определение «компьютерная» применительно к информации возникло для отграничения данного объекта посягательства от информационных преступлений, предусмотренных другими разделами Уголовного кодекса РФ.

В тех случаях, когда общественно опасные действия в области информационных отношений совершаются без применения компьютерных средств, законодатель нередко относит их к соответствующим родовым объектам.

Так, в разделе «Преступления против личности» находятся составы таких преступлений, как клевета (ст. 129) или оскорбление (ст. 130), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140) и др.

  • Глава 2. Информационно-правовые нормы и информационные правоотношения
  • 2.1. Общая характеристика, структура, виды
  • 2.2. Информационно-правовые нормы международных актов
  • 2.3. Информационное правоотношение: содержание и структура
  • 2.4. Классификация информационных правоотношений
  • Глава 3. Право на информацию, его охрана и защита. Интернет и право
  • 3.1. Конституция рф о праве на поиск, получение
  • 3.2. Правовые гарантии поиска и получения информации
  • 3.3. Право на поиск и получение документированной информации
  • 3.4. Особенности реализации
  • Глава 4. Документированная информация как объект информационных правоотношений
  • 4.1. Правовое регулирование отношений в области
  • 4.2. Правовой режим документированной информации
  • 4.3. Правовое регулирование отношений в сфере
  • 4.4. Документированная информация
  • Глава 5. Правовые основы обеспечения информационной безопасности
  • 5.1. Понятия информационной безопасности и угрозы
  • 5.2. Система правового обеспечения
  • 5.3. Защита прав и свобод человека и гражданина
  • Глава 6. Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере
  • 6.1. Правовая ответственность
  • 6.2. Виды юридической ответственности
  • Особенная часть
  • 7.1. Понятие и структура интеллектуальной собственности
  • 7.2. Регулирование информационных отношений
  • 7.4. Регулирование информационных отношений
  • Глава 8. Правовое регулирование информационных отношений при создании и распространении массовой информации
  • 8.1. Правовые гарантии и ограничения прав
  • 8.2. Правовые формы организации деятельности сми
  • 8.3. Правовой статус журналиста
  • 8.4. Правовое регулирование в области производства
  • 8.5. Сми и Интернет
  • Глава 9. Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела, архивного дела и архивов
  • 9.1. Законодательство в области библиотечного дела
  • 9.2. Правовое регулирование архивного дела
  • 9.3. Правовые основы комплектования, хранения,
  • Глава 10. Информационно-правовые отношения в области государственной и коммерческой тайны, персональных (конфиденциальных) данных, тайны частной жизни
  • 10.1. Особенности информационных отношений
  • 10.2. Особенности информационных отношений
  • 10.3. Особенности информационных отношений
  • 10.4. Тайна частной жизни
  • Глава 6. Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере

    6.1. Правовая ответственность

    за правонарушения в информационной сфере

    В механизме правового обеспечения в информационной сфере значимое место занимают борьба с нарушениями информационного законодательства и их предупреждение. Для этого действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве.

    Понятно, что любой вид информационных отношений только тогда приобретает реальные свойства (характеристики), когда существуют гарантии того, что они будут исполнены субъектами, а также если нормативным правовым актом установлена юридическая ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

    В настоящее время практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и пресечению правонарушений в информационной сфере, предусматривается как гражданско-правовая, дисциплинарная (включая материальную), административная ответственность, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере, разработаны и действуют многочисленные законы и подзаконные акты в информационной сфере. Но их практическое применение довольно слабое, отсутствуют конкретные механизмы применения и соблюдения законодательства на практике, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, отсутствует систематизация действий правоохранительных органов по осуществлению своих обязанностей и прав в информационной сфере.

    Как уже говорилось, основополагающие положения законодательства в информационной сфере содержатся в Конституции РФ. В ней закреплено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, указано, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются и т.д. Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" сведения о гражданах (персональные данные), т.е. о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, отнесены к конфиденциальной информации. Законодательством также определены сведения, право свободного доступа к которым не может быть ограничено.

    Российское государство усиливает свое внимание к проблеме укрепления информационного правопорядка. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечено, что "важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности; совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере".

    При этом особо отмечается, что национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

    В Уголовном кодексе РФ к преступлениям в информационной сфере можно отнести более 50 статей, причем отдельная глава УК РФ (глава 28) посвящена составам преступлений в сфере компьютерной информации. В ней содержатся три статьи преступлений (ст. 272 - 274). В Кодексе РФ об административных правонарушениях, существенным новшеством которого является возможность привлечения за правонарушения к административной ответственности юридических лиц, также имеется глава 13 и отдельные статьи в ряде глав, посвященные административным правонарушениям в информационной сфере.

    Основанием для возникновения юридической ответственности является совершенное субъектом (участником) информационных правоотношений правонарушение в информационной сфере.

    Правонарушением в информационной сфере принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездействие) конкретного субъекта, посягающее на установленный информационный правопорядок и причиняющее вред информационной сфере либо создающее реальную угрозу такого причинения.

    Для реализации юридической ответственности важно установить причинно-следственные связи между негативными последствиями, наступившими в результате правового предписания, и действиями (бездействием) предполагаемого правонарушителя. Основной целью применения юридической ответственности к правонарушителям является поддержание информационного правопорядка, основанного на соблюдении большинства субъектов информационных правоотношений установленным материальным нормам информационного права, а не только наказание виновного субъекта.

    К сожалению, не все субъекты правоотношений соблюдают информационный правопорядок. Многие из них нарушают этот правопорядок и подвергаются воздействию норм информационного права, устанавливающих юридическую ответственность. Однако на часть субъектов сам факт наличия таких норм права, которые устанавливают юридическую ответственность, действует как сдерживающий фактор, предупреждающий их неправомерные действия в информационной сфере. Отсюда вытекает, что установление юридической ответственности носит еще и некое нравственно-воспитательное значение.

    Таким образом, юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере - это применение к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.

    Юридическим основанием привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава правонарушения в информационной сфере, предусмотренного нормами права.

    Состав правонарушения, в том числе и информационного, включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

    Объектом правонарушения является совокупность общественных отношений в информационной сфере. В качестве объектов могут выступать отношения в области обеспечения информационной безопасности, в области массовой информации, авторского права, библиотечного дела, в области законодательно установленных правил создания, сохранения и использования Архивного фонда Российской Федерации и архивов, отношения в сфере установленного правового режима распространения сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную тайну, тайну частной жизни и т.д.

    Информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления), документированная информация, компьютерная информация могут являться предметом правонарушения в информационной сфере.

    Сложность регулирования информационных правоотношений заключается также в том, что здесь применяются все виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.

    Объективная сторона правонарушения в информационной сфере характеризует внешнее выражение процесса незаконного посягательства на информацию. В целом ее образуют следующие признаки:

    1) нарушение норм права в информационной сфере путем деяния (действия, бездействия);

    2) причинение вреда информационным интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности такого вреда;

    3) наличие причинной связи между опасным деянием в информационной сфере и наступившими последствиями в виде причинения вреда информационным интересам личности, общества или государства.

    По конструкции объективной стороны, составы правонарушений в информационной сфере подразделяются на формальные и материальные.

    Формальными называются такие составы правонарушений, объективная сторона которых в законе характеризуется с помощью только одного признака - нарушение норм права в информационной сфере путем деяния (действия, бездействия). Материальные составы - это составы, в объективную сторону которых законодатель включил в качестве обязательных все три выше перечисленных признака объективной стороны.

    С субъективной стороны могут иметь место две формы вины - умышленная или неосторожная. Признать лицо виновным - означает установление того, что правонарушение в информационной сфере совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

    В Уголовном кодексе РФ предусматривается деление умысла на прямой и косвенный (ст. 25), а неосторожности - на легкомыслие и небрежность (ст. 26). Формы вины в конкретных преступлениях либо указываются в диспозициях статей, либо подразумеваются. Причем умышленная форма вины подразумевается во всех случаях, когда при описании преступления нет прямого указания на неосторожность (ч. 2 ст. 24).

    В Кодексе РФ об административных правонарушениях указаны две формы вины - административное правонарушение признается совершенным умышленно или по неосторожности (ст. 2.2).

    Субъектами правонарушения в информационной сфере могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.

    Российская правовая система предусматривает четыре вида ответственности физических лиц за правонарушения - дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско-правовую (имущественную) и уголовную. Юридические лица (предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.

    Ответственность наступает в соответствии как с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10 января 2003 г.), так и с иными законами РФ - Трудовым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным кодексом, Гражданским кодексом, другими актами трудового, административного, уголовного, гражданского законодательства, включая законы субъектов Федерации.

    Так, согласно упомянутому Федеральному закону "Об информации, информатизации и защите информации" юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации (ст. 11).

    Статьей 15 этого же Закона определены обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов: владелец информационных ресурсов несет юридическую ответственность за нарушение правил работы с информацией в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    Защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации предусмотрена ст. 23 Закона: за правонарушения при работе с документированной информацией органы государственной власти, организации и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

    При этом ответственность за нарушения международных норм и правил в области формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения возлагается на органы государственной власти, организации и граждан в соответствии с договорами, заключенными ими с зарубежными фирмами и другими партнерами с учетом международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.

    Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях (ст. 24 Закона).

    В гражданском праве в области имущественных отношений основным источником является Гражданский кодекс РФ.

    Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании. В определенной степени они имеются также в Трудовом кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.

    Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

    Данный вид юридической ответственности носит публичный характер, поскольку административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершенное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

    Административно-правовые санкции , связанные непосредственно с информацией, определены гл. 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» КоАП РФ, например:

    1. Ст. 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
    2. Ст. 13.12. Нарушение правил защиты информации.
    3. Ст. 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации.
    4. Ст. 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом и др.

    Административно-правовые санкции установлены, кроме того, гл. 5 КоАП «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» за нарушение конституционных прав граждан в информационной сфере (ст. 29 Конституции РФ).

    За совершение административных правонарушений в информационной сфере установлены и применяются, как правило, следующие виды административных наказаний:

    • предупреждение;
    • административный штраф;
    • приостановление деятельности на определенный срок;
    • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

    Административно-правовая ответственность строится на началах вины, существующей в форме умысла и форме неосторожности.

    Признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления такт последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.


    30. Уголовная ответственность за преступления в информационной сфере. Уголовная ответственность в информационной сфере может наступить в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

    Последствия неправомерного использования информации могут быть самыми разнообразными - это не только нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности, но и разглашение сведений о частной жизни граждан, имущественный ущерб в виде прямых убытков и неполученных доходов, потеря репутации фирмы, различные виды нарушений нормальной деятельности предприятия: отрасли и т.д. Поэтому совершенно оправданно то, что преступления данного вида помещены в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка".

    Таким образом, если исходить из учения о четырехзвенной структуре объекта преступления, общим объектом компьютерных преступлений будет выступать совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом: родовым - общественная безопасность и общественный порядок и видовым - совокупность общественных отношений по правомерному и безопасному использованию информации.

    Непосредственный объект трактуется исходя из названий и диспозиций конкретных статей.

    Чаще всего непосредственный объект основного состава компьютерного преступления сформулирован альтернативно, в квалифицированных составах количество их, естественно, увеличивается.

    Практически все анализируемые преступления относятся к преступлениям средней тяжести, т.е. их максимальная наказуемость в виде лишения свободы не превышает 5 лет. Исключением является лишь создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, повлекшее по неосторожности тяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и поэтому относится к тяжким преступлениям.

    При характеристике объективной стороны рассматриваемых составов отмечается, что большинство из них конструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками. Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения каждого из этих преступлений будет признаваться время окончания именно деяния независимо от времени наступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда - как бездействие. В одном случае такой признак объективной стороны состава преступления, как способ его совершения, сформулирован в качестве обязательного признака основного и квалифицированного составов. В остальных он, а также время, место, обстановка, орудия, средства совершения преступления могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств.

    Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую - бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.

    Санкции - альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они - в силу тяжести последствий преступления - "урезаны" до относительно-определенных.

    Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно статьи главы 21 "Преступления против собственности" Уголовного кодекса РФ.

    Статья 138 "Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений". Наказание предусматривает в худшем случае ограничение свободы на срок до трех лет.

    Статья 158 "Кража". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом.

    Статья 159 "Мошенничество". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом либо без такового.

    Статья 165 "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового

    31. Гражданско-правовая ответственность в информационной сфере.

    Гражданско-правовые отношения характеризуются равенством участников. Это предопределяет особенности гражданско-правовой ответственности. Главная особенность – наличие имущественного характера принудительных мер воздействия на правонарушителя. К принудительным гражданско-правовым мерам, носящим имущественный характер относятся :

    1) меры, связанные с возмещением убытков

    2) взыскание неустойки

    3) компенсация морального вреда

    Имущественные издержки нарушителя, являющееся следствием применения имущественных мер должны компенсировать имущественную сферу потерпевшего.

    Меры гражданско-правовой ответственности предусмотрены в порядке и положениях ГК РБ и информационного законодательства, так согласно п.3 ст.969 ГК РБ определяет, что компенсация морального вреда осуществляется в случаях, когда вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Компенсация морального вреда выплачивается в денежной форме и не зависит от вины причинения вреда.

    Гражданско-правовая ответственность за правонарушения информационного законодательства можно разделить на договорную и внедоговорную. Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, в которых предусмотрены санкции прямо не обеспеченные нормами законодательства. Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который не связан с исполнением договорных обязательств. Пример деликтной ответственности – меры по возмещению вреда, причиненные вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (п.3 ст.965 ГК).

    Для наступления гражданско-правовой ответственности должны существовать специфические основания. В доктрине гражданского права и на основании ее философских взглядов можно выделить следующие факты, которые входят в состав правонарушения:

    1) противоправность поведения лица (действия или бездействия лица), на которые предполагается наложение ответственности

    2) наличие у потерпевшего убытка или вреда (в том числе морального)

    3) наличие причинной связи между противоправным поведением и наступившими последствиями в качестве убытка или вреда

    4) наличие вины правонарушителя

    Состав гражданского правонарушения (деликта), совершенного вследствие незаконного использования методов получения, находятся в любом режиме.

    Московский Педагогический Государственный Университет им. Ленина


    Реферат на тему: Ответственность за нарушения в

    сфере Информационного права.

    Выполнил: Ст-т, гр,№ 405, Багарян Арам.А

    Проверил: преподаватель Горинов Юрий Александрович


    г. Москва 2004


    1) Введение.

    2) Конституционная гарантия свободы информации.

    3)Основные понятия.

    4) Анализ ст. ст. КоАП, Уголовного кодекса РФ.

    6)Список литературы.


    1)Введение.

    В основе деятельности информационного общества лежат: информация, информационные ресурсы и информационные продукты. В этой связи основным назначением информационного права, которое является правовым фундаментом общества, является регулирование тех отношений, кот возникают при обращении информации.

    В настоящее время, в период передовых технологий, когда именно информации является тем двигателем общества, она может нести серьёзную угрозу как отдельным индивидам так и неограниченному кругу лиц. Поэтому информация должна быть защищена от неправомерного посягательства, незаконного сбора, хранения, оборота.

    Подробное понимание правила поведения и ответственности в правоотношениях, где одним из главных элементов является информация, дает нам Законодательство РФ.


    2) Конституционная гарантия свободы информации.

    Конституция ст. 29.ч 4. Гарантируемая свобода информации реализуется различными способами: устно, письменно, через средства массовой информации и иными законными способами.

    Наиболее распространенным способом поиска, получения, передачи, производства и распространения информации являются средства массовой информации, под которыми в соответствии с Законом "О средствах массовой информации" понимаются периодические издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации. Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Эти сведения должны предоставляться средствами массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций и в иных формах, что конкретизировано в Федеральном законе от 15 декабря 1994 г. (13 января 1995 г.) N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 170).

    Вопросы пользования информационными ресурсами и реализация права на доступ к информации в них регулируются Федеральным законом от 25 января 1995 г. (20 февраля 1995 г.) N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609).

    Государственные информационные ресурсы Российской Федерации, как отмечается в Законе , являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная к категории ограниченного доступа. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. При этом Закон устанавливает перечень информации, которую запрещено относить к информации с ограниченным доступом. Среди ее видов: законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне; документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

    Граждане наряду с другими пользователями (органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями) обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Такое право на доступ к информации является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

    Что же касается информации о самих гражданах, то не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Персональные данные не могут быть использованы для причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации их прав и свобод. Ограничение прав граждан на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

    Отказ гражданам в доступе к информационным ресурсам по вопросам деятельности государственных органов и подведомственных им организаций может быть обжалован в суд.


    3) Основные понятия.

    В Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" содержатся определения следующих понятий:

    информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

    информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

    документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.


    В соответствии со ст.14 Закона граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами.

    2. Объективную сторону правонарушения составляет неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан


    4) Анализ ст. ст. КоАП, Уголовного кодекса РФ.


    Статья 23.44 . Органы, осуществляющие государственный надзор за связью и информатизацией

    1. Одной из основных задач Министерства РФ по связи и информатизации является осуществление государственного надзора за деятельностью в области связи и информатизации. Основу его деятельности составляют федеральные законы от 16 февраля 1995 г. "О связи", от 25 января 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" и от 9 августа 1995 г. почтовой связи". Непосредственно надзорные функции осуществляет Департамент по надзору за связью и информатизацией Министерства связи России. Правительство РФ утвердило 28 апреля 2000 г. Положение о государственном надзоре за связью и информатизацией.

    2. Административными правонарушениями в данной области являются предусмотренные ст.13.1 - самовольная установка или эксплуатация узла проводного вещания; ст.13.2 - самовольное подключение к сети электрической связи; ст.13.3 , 13.4 - нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств; ст.13.6-13.8 , 13.9 - самовольное строительство или эксплуатация сооружений связи; ст.13.18 - воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм.


    Статья 23.45 . Органы, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны

    1. Защита сведений, составляющих государственную тайну, регламентирована Законом РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" (с изм. и доп. от 6 октября 1997 г.). Единого государственного органа в этой сфере нет; функция защиты государственной тайны реализуется несколькими звеньями, обеспечивающими безопасность государства.

    2. Должностные лица, рассматривающие правонарушения в этой сфере, относятся к различным ведомствам:

    а) директор Федеральной службы безопасности, его заместители; руководители ее территориальных органов (управления, отделы по регионам и субъектам РФ). Действуют они на основе Федерального закона от 3 апреля 1995 г. "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" и Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Президентом РФ 6 июля 1998 г.;

    б) министр обороны РФ и его заместители;

    в) директор Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), его заместители, руководители территориальных органов;

    г) директор службы внешней разведки Российской Федерации, его заместители;

    д) руководитель Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссии России), его заместители, руководители территориальных органов;

    е) руководители подразделений названных ведомств, осуществляющих лицензирование видов деятельности, которые связаны с использованием и защитой сведений, составляющих государственную тайну.


    Статья 23.46 . Органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации

    1. Федеральный закон от 15 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" является основным правовым актом, регламентирующим деятельность различных государственных органов в названной сфере.

    2. Административные правонарушения предусмотрены ч.3 и 4 ст.13.5 - нарушение правил охраны линий связи для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка; ст.13.6 , 13.11 - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных); ч.1 и 2 ст.13.12 - нарушение правил защиты информации; ч.1 ст.13.13 - незаконная деятельность в области защиты информации; ст.13.17 - нарушение правил распространения обязательных сообщений; ст.13.22 - нарушение порядка объявления выходных данных; ст.20.23 , 20.24 .


    Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)

    1. Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

    2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в действии или бездействии, нарушающем установленный законом порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). В соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" информация о гражданах (персональные данные) представляют собой сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.

    В соответствии со ст.14 указанного Закона не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

    Кроме того, сбор персональных данных не может быть использован в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено.

    Вопросы сбора, хранения, использования и распространения персональных данных конкретного (определенного) характера регулируются также отраслевым законодательством. Так, вопросы сбора, хранения, использования и распространения персональных данных работника подробно регулируются Трудовым кодексом РФ.


    Статья 13.12 . Нарушение правил защиты информации

    1. Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, является порядок защиты информации.

    2. Объективная сторона предусмотренных ч.1 и 3 настоящей статьи правонарушений может заключаться как в действии, так и в бездействии, а правонарушений, предусмотренных ч.2 и 4, - только в действии.

    В соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

    Режим защиты информации устанавливается:

    в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномоченными органами на основании Закона РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне";

    в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации";

    в отношении персональных данных - федеральным законом.

    Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, подлежащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и применяющие информационные системы и информационные технологии для формирования и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации.

    Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти.

    Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.

    Организации, выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты информации, должны иметь лицензии на данные виды деятельности.

    Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Законом РФ от 10 июня 1993 г. "О сертификации продукции и услуг".

    Информационные системы органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов, других государственных органов, организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. утверждено Положение о сертификации средств защиты информации.


    Статья 13.13 . Незаконная деятельность в области защиты информации

    1. Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, является порядок осуществления деятельности в области защиты информации.

    2. В соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" организации, выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты информации (в том числе и информации, отнесенной к государственной тайне), должны иметь лицензии на данные виды деятельности. Объективная сторона предусмотренных настоящей статьей правонарушений может заключаться только в действии.

    3. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, могут быть граждане, а также должностные лица и юридические лица.

    4. Вина в совершении данных правонарушений может быть как умышленной, так и неосторожной.


    Статья 13.14 . Разглашение информации с ограниченным доступом

    1. Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок получения информации с ограниченным доступом.

    2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в действии, представляющем собой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

    Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

    Запрещено привлекать к ответственности за разглашение и относить к информации с ограниченным доступом:

    законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

    документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

    документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

    документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

    Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне".

    Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном отраслевым законодательством Российской Федерации (гражданским, административным и т.д.).

    3. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, могут быть граждане, а также должностные лица.

    4. Вина в совершении данного правонарушения может быть как умышленной, так и неосторожной.


    Статья 13.15 . Злоупотребление свободой массовой информации

    1. Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по защите личности, общества и государства от злоупотребления свободой массовой информации.

    2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может заключаться только в действии. Данная статья охватывает собой только одну, но наиболее опасную из всех предусмотренных ст.4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" форму злоупотребления свободой массовой информации - изготовление, а равно распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье. Речь идет о так называемом "эффекте 25-го кадра". Опасность упомянутого эффекта заключается в том, что, к примеру, при увеличении скорости кинопленки свыше 24 кадров в секунду в подсознании человека могут запечатлеваться находящиеся на пленке неосознаваемые человеком образы, вводящие последнего в так называемое состояние зомбированности.

    3. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, могут быть граждане, а также должностные лица и юридические лица.

    4. Вина в совершении данного правонарушения может быть как умышленной, так и неосторожной.


    Уголовный Кодекс РФ.


    Ст. 140 УК Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающие права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от двух до пяти лет.


    Объект - общественные отношения связанные с оборотом информации о личности.

    Объективная сторона – неправомерный отказ должностного лица в предоставлении информации.

    Субъективная сторона – прямой умысел.

    Субъект – должностное лицо, 18 лет, имеющее непосредственный допуск к информации.


    5)Вывод.

    Основываясь на полученной информации можно утверждать, что правоотношения, связанные с оборотом информации, имеют современную регламентацию и структуру в нормативных актах, а также защита различных видов тайн показана четко и конкретно. Ответственность за нарушения, в сфере оборота информации, по законодательству, а именно КоАП РФ, и УК РФ, предполагает реальную ответственность, что сохраняет возможность лиц верить в правосудие и восполнение баланса. Спустя годы, после многочисленных изменений законодательства, мы можем утверждать, что наши права защищены, при том, что с другой стороны они ограничены.

    6) Список используемой литературы:

    1) Конституция РФ 93г

    2) . Федеральный закон от 15 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации"



    5)Научно-практический комментарий к Конституции РФ,Отв. За редакцию Лазарев О.И., Шеленкова З.Р. Система Гарант.


    6)Комментарий к КоАп РФ,под редакцией, Егиазарян А.М.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Уголовная ответственность за правонарушения в информационной среде. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. Понятие и сущность административного правонарушения в информационной сфере. Конфискация технических средств.

      реферат , добавлен 21.02.2016

      контрольная работа , добавлен 05.12.2008

      Понятие юридической ответственности за земельные преступления и правонарушения. Административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность за земельные правонарушения. Правовое обеспечение рационального использования земель.

      контрольная работа , добавлен 20.06.2013

      Элементы экологического правонарушения: объект, объективная сторона, субъективнаясторона, субъект. экологические правонарушения разделяются на проступки и преступления. Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы.

      контрольная работа , добавлен 05.12.2008

      Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения. Административная, уголовная, дисциплинарная ответственность. Административные правонарушения в области охраны собственности, охраны окружающей природной среды и природопользования.

      реферат , добавлен 08.09.2008

      Место и роль в современном обществе информационных технологий. Определение компьютерного преступления в соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации. Ответственность за правонарушения в сфере информационных технологий.

      реферат , добавлен 12.07.2011

      Приоритеты социальной и экономической политики в сфере экологической безопасности. Общая характеристика ответственности за экологические правонарушения. Сущность уголовной ответственности в этой сфере. Характеристика составов экологических преступлений.

      курсовая работа , добавлен 19.04.2015

      Понятие и сущность незаконной миграции. Административная ответственность за правонарушения в сфере миграционных правоотношений. Административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.

      контрольная работа , добавлен 28.02.2011