Конфиденциальность информации – понятие объемное. Оно охватывает разные отрасли экономики и сферы общественной жизни, для каждой из которых есть свои особенности правового регулирования. Предлагаем вашему вниманию обзор российского законодательства, который поможет разобраться в том, какие данные следует отнести к конфиденциальной информации и какие законы определяют сохранность конфиденциальности.
Нормативная база для работы с конфиденциальными документами
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации), в широком понимании информация подразделяется на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа. В зависимости от порядка ее предоставления или распространения она подразделяется на:
● информацию, свободно распространяемую;
● информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
● информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
● информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Говоря о нормативном регулировании работы с информацией ограниченного доступа, важно помнить, что ограничения на доступ к такой информации устанавливаются только федеральными законами (ст. 5, п. 2 Закона об информации). Законодательно установлено, что информация ограниченного доступа может составлять государственную тайну или относиться к конфиденциальной информации.
Законодательство РФ в области государственной тайны и конфиденциальной информации
Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
В Законе об информации дается определение конфиденциальности информации , под которым понимается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Виды конфиденциальной информации
Виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». К ней относятся:
1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
6. Секрет производства (ноу-хау), то есть сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности.
Персональные данные
Нормативно-правовые акты
● Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
● Трудовой кодекс Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Законом об информации (ст. 11) установлено, что не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.
Порядок обработки персональных данных в рамках трудовых отношений установлен Трудовым кодексом Российской Федерации (глава 14), где, в частности, говорится, что работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.
Положение о неразглашении персональных данных содержится и в Федеральном законе «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ, где говорится о том, что сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат (ст. 12).
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ст. 137) предусматривает уголовную ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства
Нормативно-правовые акты
● Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ
Положения о недопустимости разглашения следственных данных установлены, в частности, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ. Так, в ст. 161-162 определено, что данные предварительного расследования не подлежат разглашению. Они могут быть преданы огласке лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается. Разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание, влечет уголовную ответственность.
Служебная тайна
Нормативно-правовые акты
● Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»
● Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти»
Служебные сведения ограниченного доступа (служебная тайна) составляют один из видов конфиденциальной информации. Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 определяет служебную тайну как служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» установлен порядок обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях.
Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденное указанным документом, относит к служебной информации ограниченного распространения несекретную информацию, касающуюся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Положение также устанавливает порядок организации документооборота документов ограниченного распространения.
Важно! На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования».
Сведения, связанные с профессиональной деятельностью
Нормативно-правовые акты
● Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
● Федеральный закон от 21ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
● Уголовный кодекс Российской Федерации
К конфиденциальной информации относятся сведения, связанные с профессиональной деятельностью: врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и др.
Порядок обращения и порядок доступа к информации, составляющей различные виды профессиональной тайны, регламентируется рядом законодательных актов Российской Федерации. Как правило, это законодательные акты, регулирующие отношения в определенных сферах деятельности.
Адвокатская тайна . Например, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» содержит ст. 8 «Адвокатская тайна», в которой установлено, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. В связи с этим адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.
Нотариальная тайна . Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (ст. 5) установлено, что при исполнении служебных обязанностей нотариусу, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий, или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных в документе. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.
Врачебная тайна . В Федеральном законе от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ст. 13 «Соблюдение врачебной тайны» установлено, что информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных законом.
Тайна переписки . Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (ст. 15) содержит положения, направленные на защиту тайны связи: тайны переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи. Тайна связи не подлежит разглашению без согласия пользователя услуг почтовой связи. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 138) влечет уголовную ответственность.
Сведения, связанные с коммерческой деятельностью
Нормативно-правовые акты
Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничивается, составляет коммерческую тайну. Определение коммерческой тайны дает Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Закон «О коммерческой тайне» устанавливает виды информации, которая не может составлять коммерческую тайну . Это информация, содержащаяся:
● в учредительных документах юридического лица;
● документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
● в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
● в документах о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
● в документах о загрязнении окружающей среды;
● в документах о состоянии противопожарной безопасности;
● в документах о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке;
● в документах о безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов;
● в документах о безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
● в документах о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест и др.
Закон устанавливает меры организационного характера, обеспечивающие защиту документов, содержащих коммерческую тайну, от несанкционированного доступа. В том числе законом установлен гриф ограничения доступа к документам, содержащим коммерческую тайну: «Коммерческая тайна».
Секрет производства (ноу-хау)
Нормативно-правовые акты
● Гражданский кодекс Российской Федерации
Последним видом рассматриваемой нами конфиденциальной информации является секрет производства (ноу-хау). Статья 1465 ГК определяет секрет производства (ноу-хау) как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
В настоящее время проводится реформа гражданского законодательства. Проектом ГК РФ предлагается изменить содержание понятия секрета производства. В связи с поправками к Гражданскому кодексу РФ о секрете производства соответствующие изменения будут вноситься и в Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». В результате этого применение режима коммерческой тайны станет возможным не только в отношении секретов производства, но и тех сведений, которые не являются оборотоспособными, но обладают коммерческой ценностью вследствие их неизвестности третьим лицам.
Коммерческую, налоговую, банковскую, врачебную, нотариальную, адвокатскую и т. п.
Режим тайны включает в себя ограничения оборота определенной информации, к примеру:
- недопустимость допроса адвоката об информации, которую он получил, оказывая юридическую помощь;
- создание системы защиты (допуска и доступа) государственно-значимой информации;
- особый порядок предоставления государственным органом информации, позволяющий получить коммерческую выгоду;
- конфиденциальность информации, полученной нотариусом в ходе профессиональной деятельности и т. п.
В рамках уголовного судопроизводства можно выделить несколько видов тайн:
- тайна переписки;
- государственная тайна и иные виды охраняемых законом тайн;
- уголовно-процессуальные тайны;
- следственная тайна;
- тайна судопроизводства.
Тайна переписки
Замечание 1
Каждый человек имеет право на тайну своей частной жизни, в том числе и тайну переписки, которая гарантируется и международными, и национальными актами (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, ст. 13 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Право на тайну корреспонденции, однако, не является абсолютным и может быть ограничено, в том числе и при производстве по уголовному делу.
Режим тайны переписки в уголовном процессе следующий:
- это право может быть ограничено только с санкции суда (ч. 1 ст. 13 УПК РФ);
- по предварительному судебному решению на почтовые отправления может быть наложен арест, а переговоры могут контролироваться и записываться (ч. 2 ст. 13 УПК РФ).
Иные охраняемые законом сведения
Информация, в отношении которой установлен режим тайны (аудиторской, завещания, усыновления и пр.), допускается к использованию в уголовном судопроизводстве со следующими ограничениями:
- предметы и документы, в которых содержится охраняемая законом тайна, могут быть изъяты только по решению суда (п. 4 ч. 2 ст. 29 УПК РФ);
- уголовные дела, содержащие государственную тайну, подсудны судам второго звена – областным, краевым, республиканским и т. п. (п. 3 ч. 3 ст. 31 УПК РФ);
- адвокат по уголовным делам, содержащим государственную тайну, дает подписку о ее неразглашении и соблюдении требований Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» при осуществлении защиты (ч. 5 ст. 49 УПК РФ);
- подписка о неразглашении охраняемой законом тайны берется также и у присяжных, отказ в даче такой подписки влечет отвод присяжного заседателя (ч. 24 ст. 328 УПК РФ);
- обвиняемый и защитник не вправе пользоваться выписками и копиями материалов уголовного дела, содержащих государственную тайну, за рамками судебного заседания (ч. 2 ст. 217 УПК РФ);
- разбирательство по делам, содержащим охраняемую законом тайну, может быть осуществлено в закрытом порядке (ч. 2 ст. 241 УПК РФ).
Уголовно-процессуальные тайны
В уголовном процессе могут возникать различные ситуации тактического характера, в которых необходимо соблюдать определенные сведения в тайне. Можно выделить следующие тайны в уголовном процессе:
- тайна задержания может применяться с согласия прокурора в отношении совершеннолетних задержанных, если это необходимо в интересах следствия (ч. 4 ст. 96 УПК РФ);
- тайна данных о лице, передавшем информацию о преступлении средствам массовой информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ);
- тайна данных о потерпевшем, свидетеле, их близких лицах, если им угрожает опасность, при производстве следственных и судебных действий (ч. 9 ст. 166, ч. 3.1 ст. 227 УПК РФ);
- тайна частной жизни лица, в помещении которого проводился обыск, а также иных лиц (ч. 7 ст. 182 УПК РФ);
- адвокатская тайна и тайна исповеди (недопустимость допроса соответственно адвоката и священника о сведениях, полученных при оказании помощи или из исповеди).
Следственная тайна
К информации, разглашение которой в уголовном процессе ограничено, относятся данные предварительного расследования (ст. 161 УПК РФ). Режим следственной тайны следующий:
- по общему правилу данные расследования не могут быть разглашены, о чем лицо, ведущее производство по делу, предупреждает участников процесса с взятием подписки;
- при отсутствии разрешения участника процесса (его законного представителя) не могут быть разглашены данные о его частной жизни;
- предание информации о расследовании гласности допустимо только с разрешения и в объеме, определенном лицом, ведущим производство по делу, если этим не нарушаются интересы расследования и права участников процесса;
- разглашением следственной тайны не признается изложение обстоятельств дела в процессуальных документах, а также предоставление информации специалисту, привлекаемому к данному делу.
В то же время установлен и перечень следственной информации, на которую не может быть наложен запрет огласки:
- сведения о противоправных действиях органов власти;
- сведения, публично распространенные лицом, ведущим расследование;
- сведения, оглашенные в судебном заседании.
Тайна судопроизводства
По уголовным делам тайна судопроизводства может иметь две формы:
- тайна совещания судей (ст. 298 УПК РФ);
- тайна совещания присяжных (ст. 341 УПК РФ).
Под тайной совещания судей понимается особый порядок постановления итогового решения по уголовному делу:
- в специально отведенной для этого совещательной комнате;
- в присутствии только судей, рассматривавших конкретное уголовное дело;
- право судей прервать заседание по окончании рабочего времени или для отдыха (в это время судьи вправе покинуть совещательную комнату);
- запрет разглашать процесс принятия решения, в том числе при изложении судьей особого мнения (ч. 5 ст. 301 УПК РФ).
Законом охраняется и тайна вынесения присяжными вердикта :
- вердикт выносится в совещательной комнате;
- при вынесении вердикта не вправе участвовать иные лица, кроме самих присяжных (в том числе профессиональный судья);
- присяжные вправе с наступлением ночи или по окончании рабочего времени прерваться для отдыха;
- присяжные не вправе разглашать процесс вынесения вердикта.
Замечание 2
Нарушение тайны совещания и профессиональных судей, и присяжных заседателей влечет безусловную отмену приговора при апелляционном пересмотре дела (ч. 1 ст. 389.17 УПК РФ).
Тайна следствия УПК РФ, как юридический термин, не закреплена в нормативно правовых актах, но данное понятие тесно связано с предварительным расследованием дел, как гражданских, так и уголовных. Действует единственная процессуальная норма, которая предусмотрена ч.3 ст.161 УПК РФ. Согласно ее содержанию, нельзя придавать огласке, какую либо информацию, связанную с предварительным расследованием. Данные могут быть переданы только с разрешения уполномоченного лица (прокурора или следователя) и только в том объеме, который будет ими признан допустимым.
Тайна следствия УПК - это определенные действия сотрудников правоохранительных органов по расследованию или уже собранные доказательства, а также некоторые пункты, которые необходимо хранить в секрете. Тайна предварительного следствия УПКРФ в первую очередь, необходима для того, чтобы информация из конкретного дела не попала в руки мошенников, свидетелей, потерпевшего или других частников уголовного процесса. Разглашение ее может повлечь за собой непоправимые последствия и, соответственно, нарушить законные права и интересы субъектов уголовного судопроизводства.
Разрешение на разглашение материалов дела имеется у сотрудников правоохранительных органов и то, только при условии, что огласка не скажется отрицательным образом на расследовании, и интересы фигурантов дела не будут в результате этого нарушены. Требуется отметить, что тайна накладывается и на определенные материалы из дела для сотрудников следствия. Они не могут разглашать личную информацию фигурантов процесса, так как это персональные данные.
Тайна следствия статья УПК РФ не состоит из одного единого списка запретных к разглашению данных и материалов, в каждом конкретном случае, должностные лица сами решают, какую информацию можно разглашать, а которую следует оставить конфиденциальной. Уголовно Процессуальный Кодекс требует, чтобы все фигуранты следствия подписывали документ о неразглашении информации, этот документ берет у фигурантов дела следователь или дознаватель. Тайна следствия распространяется на таких участников процесса:
- потерпевший;
- защитник;
- гражданский истец;
- свидетель;
- эксперт;
- переводчик;
- понятой;
- представитель потерпевшего;
- лица, которые участвуют в опознании;
- другие лица (на усмотрение следователя).
Соблюдение тайны следствия позволяет избежать взаимных обвинений до вынесения судом приговора, обеспечивает безопасность свидетелей и других участников уголовного производства, а также защищает честь и достоинство самого подозреваемого, до того как он будет признан виновным.
Опираясь на УПК РФ, нужно отметить, что не может быть подана подписка о неразглашении обвиняемому или подозреваемому. Российский закон не разрешает отказаться от подписки о неразглашении. Но, можно отказаться от общей формулировки, объяснив это тем, что вследствие подписания обычного документа о неразглашении, человек не сможет обратиться даже к адвокату. В подобных ситуациях, следственный орган должен конкретизировать, что можно отдать огласке и это не скажется на следствии, а что нельзя. Перед тем, как подписать документ о неразглашении, нужно внимательно изучить содержание. Очень часто бывает так, что сама подписка не содержит конкретных данных, а вмещает только общую фразу о неразглашении. Такая формулировка неверна, вынуждая подписывать такой документ фигурантов дела, следователь сам нарушает закон, ведь должны быть четко указаны пункты конфиденциальной информации.
Если подписав документ, фигуранты дела расскажут кому-то известные до этого им материалы, это не является нарушением подписки. Нарушением будет разглашение данных, полученных в частной беседе с должностным лицом, которые до момента беседы, не были известны человеку.
Отказ участника уголовного производства дать подписку о неразглашении не освобождает лицо от ответственности, а в некоторых случаях, даже является основанием для отвода от дела данного участника процесса.
Что не является тайной следствия, а что конфиденциально?
Многие граждане, покинув кабинет следователя, бояться сказать даже слово о предварительном следствии и материалах дела, вообще. Чтобы не нарушить предварительный этап расследования и не подпадать под уголовную ответственность за разглашение конфиденциальной информации. Нужно понимать, что говорить можно, ведь только так, фигурант расследования сможет отграничить запретную и дозволенную информацию. Не является тайной следствия:
- вынесенное в ходе уголовного судопроизводства, с которыми обвиняемый или подозреваемый может ознакомиться (постановление о возбуждении уголовного дела - статья146ч.4 УПК РФ, постановление об избрании меры пресечения - статья 101ч.2 УПК РФ и др.);
- постановление о продлении предварительного следствия согласно ст.162ч.8 УПК РФ;
- протокол задержания, а также протоколы следственных действий, которые были составлены при участии подозреваемого, обвиняемого – ст.53 п.1. ч.6 УПК РФ;
- постановления о назначении судебных экспертиз и заключения этих же экспертиз - ст. ст.195 и 198 УПК РФ;
- судебные решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- все материалы дела, представляемые в суд следователем и прокурором при рассмотрении вопроса о заключении под стражу обвиняемого и продлении сроков его содержания;
- материалы дела, которые стали основанием для возбуждения уголовного дела - ст.125 УПК РФ;
- сведения о лицах, которые проводили предварительное расследование по уголовному делу и состав следственной группы - ст. 163 ч.2 УПК РФ;
- сведения об экспертах и об учреждениях, где проводились экспертизы. Не являются тайной также данные,которые подтверждают уровень квалификации эксперта.
Последствия разглашения этих сведений не критичные, их разглашение не наказывается законом и более того, ознакомление с вышеперечисленными материалами обязательно, в некоторых случаях. Совершенно иной результат будет, если фигуранты дела начнут разглашать такую информацию, как:
- показания свидетелей и потерпевшего;
- перечень вещественных доказательств и протокол приобщения их к уголовному делу;
- результаты проведения обысков;
- ходатайство следователя о наложении ареста на почтовые, телеграфные отправления и прослушивания телефонов.
Закон Российской Федерации за разглашение этих сведений предусматривает наказание в виде штрафа до 80 тыс. руб. заработной платы и иного дохода за период до 6 месяцев или же исправительные работы, сроком до 480 часов, либо арестом до 3 месяцев. Доступ к этим материалам дела становиться открытым, после завершения расследования и назначение судом приговора.
Обвиняемый вправе обжаловать приговор, вправе требовать исходя из изложенных процессуальных норм, проведение очной ставки с потерпевшим или свидетелем, а также допроса свидетелей защиты. Если ходатайство будет удовлетворено, защитник обвиняемого может лично участвовать в следственных экспериментах и других, указанных следственных действиях.
С каждым годом вносятся поправки в УПК РФ и следственный занавес, все больше открывается, этим самым сокращая пределы следственной тайны. С одной стороны, это хорошо, ведь все фигуранты дела, смогут следить за прозрачностью ведения следствия, но с другой стороны, начало гласности может навредить установлению истины и создаст благоприятные условия для противодействия расследованию со стороны лиц, которые нарушили уголовный закон. Как бы то ни было, институт тайны предварительного расследования на сегодняшний день, является одной из самых важных гарантий надлежащего совершения правосудия и обеспечения прав личности в уголовном процесс.