Полезно знать - Автомобильный портал

Основные требования поведения в суде: полезные рекомендации. Обеспечение безопасности в стадии судебного разбирательства Обеспечение безопасности в зале судебного заседания

В соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в 2010 году Судебный департамент во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами принимал меры по обеспечению
неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их
семей.

Судебным департаментом в пределах своих полномочий планомерно проводились мероприятия по оснащению зданий федеральных судов общей юрисдикции современными техническими системами охраны и обеспечению безопасности судей федеральных судов общей юрисдикции, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Эта работа проводилась в соответствии с Концепцией обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты, одобренной постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 октября 2006 г. № 98, и другими нормативными документами.

Согласно федеральной целевой программе «Развитие судебной
системы России» на 2007 – 2012 годы на цели обеспечения безопасности и охраны зданий судов Судебному департаменту в отчетном году было выделено из федерального бюджета 158,1 млн. рублей. Это позволило
в 2010 году оснастить техническими системами защиты
213 зданий судов. В соответствии с постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.02.2010 № 211 приоритетом в оснащении техническими системами и средствами защиты в отчетном году пользовались федеральные суды общей юрисдикции в Северо-Кавказском федеральном округе и других регионах со сложной криминогенной обстановкой.

Для усиления охраны зданий судов в 2010 году в
централизованном порядке верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам, а также управлениям (отделам) Судебного департамента
в субъектах Российской Федерации для судов общей юрисдикции
было поставлено 152 комплекта стационарных и ручных
металлообнаружителей.



За счет дополнительно выделенных средств для
судов общей юрисдикции приобретено еще 53 стационарных
металлообнаружителя, в том числе для Белгородского, Ивановского и
Омского областных судов, районных судов города Москвы и
Ставропольского края.

По итогам отчетного года практически все здания судов оборудованы
стационарными и ручными металлообнаружителями, системами охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализацией для экстренного вызова судебных приставов и сотрудников органов внутренних дел в залы
судебных заседаний и кабинеты судей. Системами видеонаблюдения
оснащено 1197 зданий судов.

Имеющиеся в наличии технические средства защиты в зданиях судов
находятся в рабочем состоянии и отвечают всем требованиям
безопасности, что позволяет создать необходимые условия для
отправления независимого правосудия и обеспечить безопасность судебной
деятельности, включая предупреждение несанкционированных
проникновений лиц в здания судов и пресечение противоправных
посягательств на судей и работников аппаратов судов.

На основании договоров, заключенных управлениями
(отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации с
подразделениями вневедомственной охраны и филиалами ФГУП «Охрана»
МВД России, охраняется 757 зданий судов, из них сотрудниками органов внутренних дел – 384 здания и работниками ФГУП «Охрана» – 373 здания. С помощью технических средств охраны с выводом на пульт централизованного наблюдения органов внутренних дел охраняются 946 зданий. Сторожами, состоящими в штатах судов, осуществляется охрана 2018 зданий судов.

Судебным департаментом во взаимодействии с МВД России, МЧС России и Федеральной службой судебных приставов приняты дополнительные меры по повышению уровня безопасности судебной деятельности, усилению технической укрепленности зданий судов и оснащению их в пределах выделенных бюджетных ассигнований необходимыми техническими системами защиты. В первую очередь данные меры приняты в регионах со сложной криминогенной обстановкой, в том числе в Северо-Кавказском федеральном округе, с учетом постановления Президиума Совета судей Российской Федерации от 28 октября 2010 г. № 240 «Об обеспечении безопасности судебной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике».

В результате круглосуточной охраной МВД России и ФГУП «Охрана» МВД России обеспечены практически все здания верховных судов республик и Ставропольского краевого суда в Северо-Кавказском федеральном округе.

Федеральной службой судебных приставов обеспечена
круглосуточная охрана 21 здания верховных судов республик, областных и
равных им судов, в том числе зданий верховных судов Республики
Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской
Республики и Республики Северная Осетия – Алания, Северо-Кавказского
окружного военного суда, Ставропольского краевого суда.

Организация мероприятий по безопасности судебной деятельности
осуществляется в условиях тесного взаимодействия с Федеральной
службой судебных приставов. В 2010 году проведено 6 заседаний
межведомственной рабочей группы по вопросам взаимодействия
Федеральной службы судебных приставов с Высшим Арбитражным Судом
Российской Федерации и Судебным департаментом, на которых были
рассмотрены актуальные вопросы безопасности и охраны зданий
(помещений) судов, а также поддержания установленного порядка
деятельности судов.

Вместе с тем продолжают иметь место отдельные случаи ненадлежащего исполнения своих обязанностей судебными приставами по поддержанию правопорядка в залах судебных заседаний и других помещениях судов. По таким фактам Судебным департаментом направлялись письма главному судебному приставу Российской Федерации, который принимал меры в отношении виновных лиц этой службы, вплоть до увольнения.

Судебным департаментом поддержаны предложения Федеральной
службы судебных приставов об увеличении штатной численности
судебных приставов по обеспечению установленного порядка
деятельности судов, а также о разграничении полномочий между МВД России и ФССП России по организации охраны зданий и помещений
судов.

Убийства и другие преступления в отношении судей судов общей
юрисдикции, совершенные при их нахождении вне зданий судов,
продолжают вызывать обеспокоенность членов судейского сообщества
в Российской Федерации.

В связи с этим вопросы обеспечения безопасности судебной
деятельности и личной безопасности судей, в том числе при нахождении
вне административных зданий судов, по предложениям Судебного
департамента в 2010 году четыре раза рассматривались органами
судейского сообщества. Принятые Советом судей Российской Федерации и Президиумом Совета судей Российской Федерации решения направлены на совершенствование мер по обеспечению охраны зданий (помещений) судов, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей.

Судебный департамент во взаимодействии с правоохранительными органами уделяет особое внимание обеспечению мер государственной защиты судей на территории Северо-Кавказского федерального округа, предусмотренных Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

В суды Северо-Кавказского федерального округа в приоритетном
порядке направляются финансовые средства для приобретения систем
защиты. Так, в октябре 2010 г. Верховному Суду Кабардино-Балкарской
Республики и Управлению Судебного департамента в Кабардино-Балкарской Республике увеличены лимиты бюджетных обязательств на приобретение бронежилетов, а в ноябре 2010 г. – объемы финансирования на монтаж технических систем защиты в зданиях районных судов. Также в отчетном году в регионы со сложной криминогенной обстановкой были закуплены бронированные автомобили для перевозки судей.

МВД России для защиты жизни и здоровья обеспечивает судей служебным огнестрельным оружием. Судьи, не имеющие огнестрельного оружия, также могут получить его в установленном порядке. Органы внутренних дел располагают достаточным количеством служебного оружия для обеспечения судей во всех субъектах Российской Федерации.

В целях урегулирования порядка обеспечения судей военных судов служебным оружием Судебным департаментом направлено письмо в МВД России с предложением о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации «О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям». В настоящее время проект постановления проходит согласование в заинтересованных министерствах и ведомствах.

Судебным департаментом изыскиваются различные формы работы,
направленные на укрепление безопасности судебной деятельности. Так, на базе Тюменского областного суда завершено проведение эксперимента по организации охраны здания с применением технических систем и средств защиты и введением в аппарате суда должности «оператор пульта технических средств охраны и пожарной сигнализации».

Охрана здания Тюменского областного суда
осуществляется операторами в тесном взаимодействии с судебными
приставами по обеспечению установленного порядка деятельности суда. Все перемещения в здании суда контролируются видеокамерами и
фиксируются на мониторе системы видеонаблюдения на центральном
посту охраны, что позволяет своевременно реагировать на нарушения установленного порядка. В здании суда в 2010 году не было допущено чрезвычайных происшествий.

Результаты проведения указанного эксперимента будут доложены Судебным департаментом на заседании Президиума Совета судей Российской Федерации в 2011 году.

Также Судебным департаментом прорабатывается возможность внедрения тревожных навигационных устройств с использованием спутниковых систем «ГЛОНАСС» и «GPS» для обеспечения безопасности судей при нахождении вне административных зданий судов; решаются вопросы по разграничению зон служебного и общего доступа в зданиях судов, имеющих для этого соответствующие условия.

В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», предусматривающем, что в сети Интернет размещаются акты, регулирующие вопросы внутренней деятельности суда, Московский городской суд публикует Правила пребывания посетителей в Московском городском суде, утвержденные председателем суда 11 марта 2019 года . (Скачать)

Правила пребывания посетителей в Московском городском суде

1. Общие положения

1.1. Правила пребывания посетителей в Московском городском суде (далее - правила) определяют нормы поведения граждан (посетителей) в зданиях и служебных помещениях Московского городского суда (далее - суд) и направлены на обеспечение установленного порядка деятельности суда в целях:

эффективной деятельности суда;

реализации конституционного права граждан на судебную защиту;

поддержания общественного порядка внутри зданий суда, их охраны;

обеспечения безопасности судей, присяжных заседателей, работников аппарата суда, участников процесса и других граждан при посещении ими зданий (служебных помещений) суда;

повышения информационной открытости;

обеспечения надлежащего порядка в судебном заседании.

1.2. Правила разработаны в соответствии с нормами законодательства, регламентирующими процедуру отправления правосудия судами на территории Российской Федерации.

1.3. Основные понятия, используемые в правилах:

посетитель - любое физическое лицо, временно находящееся в здании суда, для которого суд не является местом работы, имеющий документы, удостоверяющие личность и (или) предоставляющие право на пребывание в суде;

пропускной режим - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, по осуществлению допуска посетителей в здания суда;

установленный порядок в зданиях суда - совокупность требований законодательных и иных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок судебного разбирательства в судах, деятельность судей, работников аппарата и других работников суда, связанная с организационным обеспечением деятельности суда, правила поведения граждан в общественных местах;

документы, удостоверяющие личность посетителя - паспорт гражданина, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации по форме № 2П, удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации, военный билет, общегражданский заграничный паспорт (для прибывших на временное жительство в Российскую Федерацию граждан России, постоянно проживающих за границей), паспорт моряка, удостоверение беженца, свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем на территории Российской Федерации, паспорт иностранного гражданина, разрешение на временное проживание в Российской Федерации, вид на жительство в Российской Федерации, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, свидетельство о рождении, выданное уполномоченным органом иностранного государства, иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность.

2. Организация пропускного режима

2.1. Допуск посетителей в здания суда осуществляется в соответствии с настоящими правилами, порядком действия наряда на постах охраны объекта в зданиях Московского городского суда по организации охраны, пропускного и внутриобъектового режима и правилами внутреннего распорядка суда, установленные председателем суда на основе утвержденных Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов, с регистрацией на посту судебных приставов.

2.2. Пропускной режим и поддержание общественного порядка в зданиях суда обеспечивают сотрудники 2 отдельного батальона полиции Центра по охране объектов органов государственной власти и правительственных учреждений города Москвы Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве» (далее - 2 ОБП Центра) в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 года «О федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации», а также судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по ОУПДС) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», приказом Федеральной службы судебных приставов от 17 декабря 2015 года № 596 «Об утверждении Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.3. Допуск посетителей в здания суда осуществляется по предъявлении документов, удостоверяющих личность.

Работники федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов и учреждений, Министерства юстиции Российской Федерации и его органов и учреждений, должностные лица Федеральной службы судебных приставов, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, прокуратуры, иных органов государственной власти и государственных органов, а также органов местного самоуправления, адвокаты пропускаются в здания суда по служебным удостоверениям.

Присяжные заседатели допускаются в здания суда согласно списку присяжных заседателей, размещенному на посту судебных приставов по ОУПДС, и на основании документов, удостоверяющих их личность.

Представители средств массовой информации допускаются в здания суда при предъявлении служебных удостоверений или иного документа, удостоверяющего личность. Внесение в здания суда усилительной, радио-, теле-, кино-, видео- и фотоаппаратуры осуществляется представителями средств массовой информации при наличии соответствующего разрешения председателя суда, лица, его замещающего, или заместителя председателя суда.

Представители организаций, осуществляющих строительные, ремонтные и другие работы, допускаются в здания суда по находящимся на посту охраны спискам, составленным руководителями этих организаций и утвержденным председателем суда, лицом, его замещающим, или заместителем председателя суда, при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В случае возникновения аварийных и иных чрезвычайных ситуаций проход в здания суда лиц, задействованных в ликвидации аварии, проведении противопожарных, ремонтно-восстановительных и иных работ, производится по удостоверениям личности, выданным производителем работ, в сопровождении сотрудников службы эксплуатации суда, 2 ОБП Центра и (или) судебных приставов по ОУПДС . При этом сотрудник 2 ОБП Центра и (или) судебный пристав по ОУПДС фиксируют данные этих лиц: ФИО, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место работы и должность, а также время и цель посещения.

В случае возникновения аварийных и иных чрезвычайных ситуаций проход в здание суда лиц, задействованных в ликвидации аварии, проведении противопожарных, ремонтно-восстановительных и иных работ, производится по удостоверениям личности, выданным производителем работ, в сопровождении сотрудников службы эксплуатации суда, 2 ОБП Центра и (или) судебных приставов по ОУПДС. При этом сотрудник 2 ОБП Центра и (или) судебный пристав по ОУПДС фиксирует данные этих лиц: ФИО, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место работы и должность, а также время и цель посещения.

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также необходимости оказания срочной медицинской помощи, правом беспрепятственного прохода в здание суда с регистрацией номера расчета (номера медицинской бригады врачей и медперсонала службы скорой медицинской помощи.

2.4. Нахождение посетителей, в том числе представителей средств массовой информации, в суде после окончания рабочего времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с разрешения председателя суда, лица, его замещающего, заместителя председателя суда или судьи, председательствующего в соответствующем судебном заседании, и контролируется судебными приставами по ОУПДС и сотрудниками 2 ОБП Центра.

2.5. При возникновении чрезвычайных ситуаций допуск посетителей в здания суда прекращается.

3. Права и обязанности посетителей суда

3.1. Посетители суда имеют право:

осуществлять проход в здания и залы судебных заседаний суда в установленные дни и часы;

находиться в суде в течение всего рабочего дня, продолжительность которого устанавливается правилами внутреннего распорядка суда;

находиться в зале судебных заседаний при рассмотрении судебного дела, если судебное заседание не является закрытым;

знакомиться с образцами судебных документов и получать информацию о дате и времени рассмотрения дел, находящихся в производстве суда;

посещать приемную суда для подачи в суд заявлений, жалоб и иных документов, получения процессуальных документов и информации о результатах рассмотрения обращений, ознакомления с материалами дела;

обращаться на прием к работникам аппарата суда в дни и часы приема по вопросам непроцессуального характера;

производить с разрешения судьи, председательствующего в судебном заседании, кино- и фотосъемку, видеозапись в ходе судебного заседания, а также трансляцию судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3.2. Посетители суда обязаны:

при входе в здания суда сообщать судебному приставу по ОУПДС и (или) сотруднику 2 ОБП Центра о цели своего пребывания и предъявлять документ, удостоверяющий личность, в развернутом виде, судебное извещение при его наличии;

проходить осмотр с использованием технических средств, проводимый сотрудниками 2 ОБП Центра и судебными приставами по ОУПДС, и предъявлять им для проверки ручную кладь (сумки, портфели, папки и т.п.);

соблюдать установленный порядок деятельности суда и нормы поведения в общественных местах;

сообщать секретарю судебного заседания о своей явке;

до приглашения в зал судебного заседания находиться в месте, указанном судьей, секретарем судебного заседания, работником аппарата суда либо судебным приставом по ОУПДС;

покидать зал судебного заседания по требованию судьи, работника аппарата суда или судебного пристава по ОУПДС;

не вмешиваться в действия судьи и других участников процесса, не мешать проведению судебного разбирательства вопросами, репликами, не допускать нарушений общественного порядка;

выполнять требования и распоряжения председателя суда, лица, его замещающего, заместителя председателя суда, судей, администратора суда, работников аппарата суда, судебных приставов по ОУПДС в суде, залах судебных заседаний, не допуская проявлений неуважительного отношения к ним и другим посетителям суда;

не препятствовать надлежащему исполнению судьями, работниками аппарата суда и судебными приставами по ОУПДС их служебных обязанностей;

соблюдать очередность на приеме граждан;

бережно относиться к имуществу суда, соблюдать тишину, чистоту и порядок в зданиях и служебных помещениях суда;

в случае возникновения чрезвычайных ситуаций строго следовать указаниям работников аппарата суда, судебных приставов по ОУПДС и сотрудников 2 ОБП Центра;

выполнять требования судебных приставов по ОУПДС и сотрудников 2 ОБП Центра об освобождении зданий суда, в том числе после окончания рабочего дня и (или) истечения времени, в течение которого нахождение в суде было разрешено председателем суда, лицом, его замещающим, заместителем председателя суда или председательствующим судьей, а также в чрезвычайных ситуациях.

4. Меры безопасности в суде

4.1. В целях предупреждения и пресечения террористической деятельности, иных преступлений и административных правонарушений, обеспечения личной безопасности судей, присяжных заседателей, работников аппарата суда и посетителей в зданиях и служебных помещениях суда посетителям запрещается:

проносить в здания и служебные помещения суда предметы, перечисленные в Приложении, а также предметы и средства, наличие которых у посетителя либо их применение (использование) может представлять угрозу для безопасности окружающих за исключением случаев, предусмотренных п. 4.4 правил;

находиться в служебных помещениях суда без разрешения судей, работников аппарата суда, судебных приставов по ОУПДС и сотрудников национальной гвардии РФ;

находиться в аппаратных, видеомониторных комнатах, служебных и технических помещениях суда без разрешения председателя суда, лица, его замещающего, или заместителя председателя суда;

использовать в зданиях суда мобильные телефоны и другие средства связи, а также пользоваться ими в зале судебного заседания, за исключением использования функций аудиозаписи и записи текста в электронной форме;

производить кино- и фотосъемку, видеозапись в ходе судебного заседания, а также трансляцию судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без разрешения председательствующего судьи (аудиозапись во время судебного заседания проводится в порядке, установленном нормами процессуального законодательства);

производить в зданиях и служебных помещениях суда кино- и фотосъемку, видеозапись, а также трансляцию происходящего в зданиях и служебных помещениях суда по телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (кроме текстовой трансляции в сети «Интернет»), за исключением случаев, когда это разрешено председателем суда, лицом, его замещающим, или заместителем председателя суда;

проникать и находиться в непосредственной близости с помещениями суда, предназначенными для пребывания лиц, содержащихся под стражей;

выносить из зданий или служебных помещений суда, а также портить или уничтожать документы, полученные для ознакомления, и имущество суда;

изымать образцы судебных документов с информационных стендов суда либо размещать на них объявления личного и рекламного характера;

курить табачные изделия и использовать электронные имитаторы курения;

оставлять без присмотра личные вещи и документы;

осуществлять несанкционированную торговлю и (или) распространение печатной и иной продукции, в том числе рекламного характера.

4.2. Запрещается доступ в здания и служебные помещения суда (или нахождение в зданиях и служебных помещениях суда) лицам в состоянии алкогольного, наркотического, токсического или иного опьянения, с агрессивным поведением, лицам, не отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям, малолетним детям без сопровождения взрослых, посетителям с животными.

4.3. Предметы, пронос которых в здания суда запрещен, сдаются посетителями на пост охраны при входе в здание суда и помещаются в специальный шкаф для хранения с записью в журнал хранения вещей и предметов (с выдачей специального жетона). Предметы, пронос которых в здания суда запрещен и которые в силу своих физических, химических и иных свойств представляют опасность для жизни, здоровья и имущества окружающих, на хранение не принимаются, а посетители, имеющие при себе такие предметы, не допускаются в здания суда.

При выходе из здания суда по предъявлении специального жетона сданное имущество возвращается посетителю с отметкой о выдаче в журнале хранения вещей и предметов.

4.4. В здания суда с оружием могут проходить следующие лица при предъявлении ими служебного удостоверения:

сотрудники Центра по охране объектов органов государственной власти и правительственных учреждений города Москвы Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве» , контролирующие несение службы сотрудниками 2 ОБП Центра, в соответствии со списками, находящимися в служебной документации на посту охраны;

закрепленные за судом сотрудники полка охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве в соответствии со списком, находящимся на посту охраны;

сотрудники уполномоченных государственных органов, обеспечивающие безопасность лиц, являющихся объектами государственной охраны, или лиц, в отношении которых применены соответствующие меры государственной защиты;

сотрудники органов федеральной фельдъегерской связи, осуществляющие доставку отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений;

сотрудники службы специальной связи, осуществляющие доставку и (или) прием корреспонденции и грузов, содержащих сведения и материалы, относящиеся к государственной, служебной и иной охраняемой законом тайне, а также иных особых отправлений (только в случае прохода через Первый отдел суда);

сотрудники службы инкассации, доставляющие в суд наличные денежные средства, при предъявлении ими, помимо служебного удостоверения, документа, подтверждающего право на ношение оружия (только при проходе в Административное здание суда).

5. Ответственность посетителей суда

5.1. В случае нарушения посетителями установленных в суде правил председатель суда, лицо, его замещающее, заместитель председателя суда, судьи, администратор суда, работники аппарата суда, судебные приставы по ОУПДС и сотрудники 2 ОБП Центра вправе делать им соответствующие замечания и применять иные меры воздействия, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Воспрепятствование осуществлению правосудия, неуважение к суду, нарушение общественного порядка в зданиях или служебных помещениях суда, а также неисполнение законных распоряжений судей, работников аппарата суда, обеспечивающих установленный порядок в залах судебных заседаний, судебных приставов по ОУПДС, сотрудников 2 ОБП Центра о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила и иных противоправных действий, влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

5.3. В случаях выявления фактов нарушения общественного порядка посетителями в зданиях суда они могут быть удалены, задержаны и переданы судебными приставами по ОУПДС и (или) сотрудниками 2 ОБП Центра в органы внутренних дел с составлением протокола об административном правонарушении.

5.4. В случае неисполнения законного распоряжения судьи или судебного пристава по ОУПДС о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, нарушитель привлекается к административной ответственности в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5.5. В случае совершения посетителями суда деяний, влекущих уголовную ответственность, в том числе предусмотренных статьями 294 - 298.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности в установленном законом порядке.

5.6. В случае умышленного уничтожения либо повреждения имущества суда и находящихся в них материально-технических ценностей виновные лица могут быть привлечены к административной либо уголовной ответственности с последующим возмещением причиненного имущественного ущерба.

6. Заключительные положения

6.1. В связи с утверждением настоящих правил признать утратившими силу Правила пребывания посетителей в Московском городском суде, утвержденные председателем Московского городского суда 24 января 2017 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Приложение

Перечень предметов, запрещенных к вносу в здания суда

1. Огнестрельное оружие и боеприпасы;

2. Пневматические, травматические винтовки и пистолеты;

3. Ружья для подводной охоты, арбалеты;

4. Имитаторы и муляжи оружия и боеприпасов, электрошоковые
устройства;

5. Газовое оружие и оружие самообороны;

6. Газовые баллончики и аэрозольные распылители;

7. Холодное оружие (ножи, топоры, ледорубы, другие бытовые
предметы, обладающие колюще-режущими свойствами);

8. Взрывчатые вещества, взрывные устройства;

9. Легковоспламеняющиеся жидкости и вещества;

10. Радиоактивные материалы;

11. Ядовитые, отравляющие, едкие и коррозирующие вещества;

12. Окислители - перекиси органические, отбеливатели;

13. Наркотические и психотропные вещества;

14. Алкогольные напитки;

15. Объемные предметы;

16. Другие предметы и вещества, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот в Российской Федерации;

17. Иные предметы, вещества и средства, представляющие угрозу для безопасности окружающих.

Примечание: перечень предметов не является исчерпывающим, дополнения или исключения из данного перечня производятся по решению председателя суда либо лица, его замещающего.

Обеспечение безопасности в судебном заседании

С 1 января 2016 года суды Республики перешли к новому формату работы, осуществленного в рамках проводимой судебной реформы. Внесены изменения в законодательство, направленные на создание корпуса высокопрофессиональных судей, на модернизацию судебной системы, создания новой модели судопроизводства по инвестиционным спорам, совершенствования вопросов пенсионного обеспечения судей, а также принят новый Гражданский процессуальный кодекс.

Все это должно привести к переходу работы судов на новый, более высокий уровень.

Одним из основных принципов гражданского судопроизводства является принцип законности, устанавливающий обязанность суда при рассмотрении и разрешении гражданских дел точно соблюдать требования Конституции Республики Казахстан, конституционных законов Республики Казахстан, Гражданского процессуального кодекса, других нормативных правовых актов, подлежащих применению международных договоров Республики Казахстан (ст.6 ГПК).

В науке гражданского процесса пользуются понятиями, определениями, категориями, выработанными за длительный период времени в теории гражданского процессуального права. К числу таких правовых категорий относятся принципы гражданского процессуального права.

Понятие «принцип» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «основа», «первоначало».

Исходя из этимологического значения этого слова, принципами гражданского процессуального права (процесса) называют фундаментальные его положения, основополагающие правовые идеи, закрепленные в нормах права наиболее общего характера. Они пронизывают все гражданские процессуальные институты и определяют такое построение гражданского процесса, который обеспечивает вынесение законных и обоснованных решений и их исполнение.

Принципы есть основание системы норм гражданского процессуального права, центральные понятия, стержневые начала всей системы процессуальных законов.Правовой принцип находит всегда конкретное закрепление в нормах права, или он должен быть абстрагирован из норм действующего права. Правовая идея, концепция, не закрепленная в нормах права, остается существовать только в области правового учения, доктрины.В принципах гражданского процессуального права концентрируются взгляды законодателя на характер и содержание современного судопроизводства по рассмотрению и разрешению судами правовых конфликтов и иных дел.

Принципы гражданского процессуального права выражаются как в отдельных нормах наиболее общего содержания, так и в целом ряде процессуальных норм, в которых находятся гарантии реализации на практике общих правовых предписаний. Без гарантирующих норм принципы превращаются в призывы, лозунги. Поскольку принципы гражданского процессуального права осуществляются в процессуальной деятельности, постольку они не только принципы права, но и принципы гражданского процесса.

Возникнув на основе новых взглядов на роль и значение судебной власти в обществе, принципы становятся важными предпосылками дальнейшего развития и совершенствования гражданского процессуального законодательства в направлении, обеспечивающем надлежащую защиту судами прав граждан и организаций.

В познавательных целях в юридической науке принято выявлять состав принципов каждой отрасли права, в том числе гражданского процессуального права.

Термин «состав» употребляется для обозначения перечня, набора предметов, явлений. В науке гражданского процессуального права этим термином обозначаются присущая для гражданского процесса совокупность всех принципов, их количественный объем, перечисление.

Принципы любой отрасли права, в том числе гражданского процессуального, тесно взаимосвязаны и образуют одну логико-правовую систему. Только взятые вместе в качестве системы они характеризуют гражданское процессуальное право как фундаментальную отрасль права и определяют публичный характер гражданского судопроизводства, построенного на началах прежде всего законности, состязательности. Нарушение одного принципа, например непосредственности исследования доказательств, приводит, как правило, к нарушению другого принципа - законности или всей цепи принципов (ст.186ГПК РК)

Одни принципы в этой системе можно рассматривать в качестве гарантий реализации других. Так, принцип языка судопроизводства - гарантия всех других принципов процесса, в частности принципа законности.Анализ действующего законодательства, а именно: Конституции РК, Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей РК» Гражданского процессуального кодекса РК, позволяет выделить следующий состав принципов гражданского процессуального права: принцип назначаемости судей; принцип отправления правосудия только судом (п.1 ст.75 Конституции РК); принцип независимости судей при отправлении правосудия и подчинения их Конституции и закону (п.1 ст.77 Конституции РК).В судебном заседании должен обеспечиваться порядок, позволяющий создать полноценные условия для работы всех участников процесса и безопасность лиц, присутствующих в зале судебного заседания. Поддержание общественного порядка в зале во время судебного заседания обеспечивается судебным приставом согласно статьи 20 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан.

В целях обеспечения безопасности судьи и присутствующих в зале судебного заседания граждан председательствующий может распорядиться о проведении проверки лиц, желающих присутствовать при разбирательстве дела, включая проверку документов, удостоверяющих их личность, личный досмотр и досмотр проносимых ими вещей.

В судебном заседании должен обеспечиваться порядок, позволяющий создать полноценные условия для работы всех участников процесса. Одним из компонентов, обеспечивающих порядок, являются внешние атрибуты уважения к суду как руководителю процесса и лицу, наделенному правом от имени государства вершить правосудие. Все лица, присутствующие в зале заседания, обязаны вставать при входе судей и стоя выслушивать решение суда.

Все выступления в судебном заседании, объяснения, ответы на вопросы участники заседания дают стоя. Отступление от этого правила возможно только с разрешения судьи, например в случае физической невозможности участников процесса постоянно вставать (ввиду физических недостатков или состояния здоровья).

Заседание должно проводиться в условиях, обеспечивающих работу суда и безопасность участников процесса. Конечно, контингент лиц, участвующих в гражданском процессе, несколько отличается от того, который присутствует в уголовном, тем не менее эмоции порой перехлестывают и здесь. Обеспечение безопасности участников процесса и порядка в судебном заседании возложено на судебных приставов. По решению судьи, руководящего судебным заседанием, в зале, где оно проходит (при наличии большого количества присутствующих или в присутствии особо эмоциональных участников), могут находиться судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

В их задачи, в соответствии со ст.2 Закона РК «О судебных приставах», входит поддержание общественного порядка в зале во время судебного заседания, а также во время совершения судебными исполнителями исполнительных действий;содействие суду в выполнении процессуальных действий; обеспечение охраны зданий судов, охрана судей и других участников процесса, а также охрана судебных исполнителей и лиц, участвующих в исполнительных действиях, во время совершения этих действий; оказание содействия судебным исполнителям в принудительном исполнении исполнительных документов судов и других органов.

Обязанность по обеспечению нормальной работы суда и безопасности участников процесса в судебном заседании возложена на председательствующего по делу - судью. Действие этой нормы распространяется на всех участников процесса, без исключения, а также на граждан, присутствующих в зале судебного заседания. Все распоряжения относительно ведения процесса, соблюдения правил поведения и порядка в зале суда являются обязательными. В целях безопасности судья может дать распоряжение о проверке документов, удостоверяющих личность граждан, находящихся в зале судебного заседания, провести досмотр приносимых ими вещей, а также провести личный досмотр. Личный досмотр граждан и досмотр вещей, находящихся при нем, производится судебными приставами при невыполнении ими требований о прекращении противоправных действий в зале судебного заседания в порядке. Мерами реагирования на нарушение порядка в зале суда могут быть предупреждение, а при повторном нарушении - удаление из зала суда.

При наличии в действиях граждан, находящихся в зале суда, признаков административного правонарушения, судя вправе наложить на виновное лицо административное взыскание, а при наличии признаков преступления - направить материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела соответствующему органу дознания или предварительного следствия с уведомлением об этом прокурора. При массовом нарушении порядка присутствующими при разбирательстве дела гражданами суд может удалить из зала всех граждан, не участвующих в деле, и рассмотреть дело в закрытом заседании либо отложить разбирательство дела.

При несоблюдении присутствующими в зале заседания лицами порядка: выступлении без разрешения судьи или выкрикивании с места, пререкании с судьей, осуществлении помех при выступлении участников процесса, допущении оскорбительных выпадов в отношении присутствующих в зале лиц и т.д. - судья предупреждает их о недопустимости нарушения порядка и имеет право удалить такое лицо из зала сразу, при наличии одного нарушения, в зависимости от степени правонарушения. Удален может быть как участник процесса, так и слушатель, присутствующий в заседании.

Согласно ст.120 ГПК РК, об установлении факта проявления неуважения к суду в судебном заседании судьей (составом суда), ведущим процесс непосредственно в судебном заседании, где это нарушение было установлено, объявляется правонарушителю немедленно в судебном заседании без удаления суда в совещательную комнату. Данный факт фиксируется в протоколе судебного заседания. При этом протокол об административном правонарушении не составляется.

Лицо, в отношении которого установлен факт проявления неуважения к суду, а также иные лица, участвующие в деле, вправе дать свои объяснения.

Постановление об административном правонарушении изготавливается председательствующим судьей после окончания судебного заседания по гражданскому делу в совещательной комнате, подписывается судьей (составом суда).

В случае, если неуважение к суду проявлено в судебном заседании и нарушитель покинул зал судебного заседания, при проявлении неуважения к суду вне судебного заседания, а также если установлено уклонение от явки в судебное заседание, протокол о правонарушении составляется судебным приставом или иным работником суда по устному распоряжению председателя суда или председательствующего в заседании суда, о чем указывается в протоколе о правонарушении.

Протокол о правонарушении вместе с необходимыми материалами в вышеназванных случаях, направляются для рассмотрения в суд в соответствии с подсудностью, установленной Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Если в действиях нарушителя порядка в судебном заседании имеются признаки уголовного правонарушения, суд выносит об этом постановление, которое вручается и (или) направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, в течение трех рабочих дней и с подтверждающими материалами направляется прокурору для организации проведения досудебного производства.

Судья Алматинского

районного суда г.Астана Хопабаев Д.З.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ


В последнее время участились случаи нападения посетителей судов на судей, участников судебного процесса и иных чрезвычайных происшествий в зданиях судов.

Так, 14 апреля 2012 года в Москве в здании Тверского районного суда гражданин Душутин В.И. предпринял попытку самосожжения, облив себя в туалетной комнате горючей жидкостью, которую пронес в здание суда.

23 апреля 2012 года в Москве в здании Таганского районного суда гражданином Бородиным А.Г. предпринята попытка нападения на судью с использованием топора.

6 июня 2012 года в Тамбове в здании Октябрьского районного суда подсудимый Ляшков А.В., находясь в зале судебного заседания, причинил вред здоровью двух судей, нанеся им удары ножом, который пронес в здание суда в сложенном зонте.

В целях предотвращения подобных чрезвычайных происшествий в зданиях судов территориальными органами ФССП России осуществлены некоторые мероприятия по улучшению охраны зданий судов.

Вместе с тем необходимое повышение уровня охраны зданий судов и обеспечения безопасности судей требует комплекса мер по повышению эффективности пропускного режима в зданиях судов.

В целях устранения причин, связанных с проносом в здания запрещенных предметов, необходимо провести совещания с представителями территориальных органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации для рассмотрения вопроса о поэтапном оборудовании мест первичного досмотра посетителей судов и их ручной клади камерами видеонаблюдения, фиксирующими действия судебных приставов по ОУПДС.

Видеонаблюдение обеспечит дополнительный контроль за несением ими службы.

На совещаниях с представителями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации необходимо обсудить также возможность установки в местах осуществления контроля прохода посетителей в здания судов металлических ячеек для хранения предметов обихода и ручной клади посетителей (примерные размеры 1005050 см), запирающихся на ключ.

При наличии в зданиях судов такого оборудования судебные приставы по ОУПДС, обеспечивающие пропускной режим, могут предложить посетителям судов добровольно оставить имеющиеся при них различные предметы и громоздкую ручную кладь на временное хранение в запирающихся на ключ металлических ячейках. Данная мера позволит также сократить необходимость досмотра вещей посетителей судов и, как следствие, уменьшить недовольство граждан.

Кроме того, данная мера упростит процедуру досмотра посетителей судов и ограничит доступ в здания судов посетителей, имеющих при себе предметы и вещества, представляющие потенциальную угрозу для жизни и здоровья судей, работников аппаратов судов и иных лиц, находящихся в суде.

На совещаниях с представителями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации необходимо обсудить вопрос об оборудовании в зданиях судов гардеробных комнат для посетителей, так как присутствие граждан в суде без верхней одежды значительно уменьшит возможность проноса запрещенных предметов в зал судебного заседания.

Также полагал бы целесообразным предложить должностным лицам территориальных органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации рассмотреть вопрос об оснащении постов судебных приставов по ОУПДС, осуществляющих контроль прохода посетителей в здания судов, специальным оборудованием для оптического сканирования документов, удостоверяющих личность посетителей, их поточной автоматизированной проверки по контрольно-пропускным спискам с ведением архивов проверенных лиц.

Оснащение постов судебных приставов по ОУПДС данным оборудованием позволит оперативно (в течение трех - шести секунд) проверять посетителей судов на предмет их нахождения в розыске и, следовательно, принимать экстренные меры по их задержанию.

Подобное оборудование также можно будет использовать для создания базы данных лиц, имеющих психические отклонения, а также лиц, часто посещающих суды и нарушающих установленные в судах правила поведения, должников по исполнительным производствам, находящихся в розыске, и др. Данный информационный ресурс позволит судебным приставам по ОУПДС оперативно принимать меры по предотвращению нарушений правил поведения в суде.

Поскольку работа по осуществлению в зданиях судов пропускного режима в настоящее время не имеет теоретической поддержки, полагал бы целесообразным инициировать совещания с должностными лицами учебных баз, на которых обучают навыкам осуществления пропускного режима сотрудников ФСИН России, ФТС России, на которых обсудить возможность проведения таких занятий с судебными приставами по ОУПДС.

В целях повышения уровня безопасности участников судебного процесса, а также устранения причин и условий, способствующих совершению нападений на судей и иным чрезвычайным происшествиям, связанным с проносом в здания судов запрещенных предметов, также необходимо:

организовать, независимо от наличия обращения судьи, проверки в судах работоспособности кнопок тревожной сигнализации в залах (кабинетах) судебных заседаний перед каждым судебным заседанием, с обязательным производством записи в Журнале учета состояния охранной пожарной сигнализации и средств связи;

обеспечить 100%-ное исполнение заявок председателей судов, судей, председательствующих в судебных заседаниях, на обеспечение безопасности при рассмотрении дел. При рассмотрении судьями уголовных дел, возбужденных по особо тяжким и тяжким преступлениям, при наличии в зале судебного заседания большого количества участников судебного процесса, а также в случаях участия в судебных заседаниях посетителей, прошедших в здания судов с предметами, которые необходимы им для передвижения (трости, костыли), либо в иных случаях при отсутствии вышеуказанной заявки решение о необходимости присутствия судебных приставов по ОУПДС в зале судебного заседания при рассмотрении дела принимает старший судебный пристав. При необходимости привлекать для обеспечения безопасности судебных заседаний судебных приставов по ОУПДС группы быстрого реагирования специализированного отдела оперативного дежурства;

организовать взаимозаменяемость судебных приставов по ОУПДС, обеспечивающих пропускной режим в зданиях судов и судебных участков мировых судей, на время их убытия с поста в течение рабочего дня;

внести изменения в планы специальной подготовки на 2012 год. Провести дополнительные занятия по тактико-специальной подготовке, а именно раздельные тренировки по темам: "Организация пропускного режима в зданиях судов" с использованием муляжей предметов, запрещенных к проносу в суд (проводить указанные тренировки не реже одного раза в месяц);

усилить контроль за осуществлением старшими судебными приставами проверок несения службы судебными приставами по ОУПДС в зданиях судов и судебных участков мировых судей, руководствуясь формуляром, направленным 14.02.2012 в территориальные органы ФССП России за N 12/03-2949-ВВ;

организовать контроль за проведением старшими судебными приставами инструктажей судебных приставов по ОУПДС перед заступлением на службу в строгом соответствии с методическими рекомендациями от 27.02.2012 N 12/03-3832-ВМ;

обеспечить надлежащий контроль за проведением внезапных проверок качества исполнения судебными приставами по ОУПДС мероприятий по пресечению проноса в здания, помещения судов запрещенных предметов с использованием имитационных групп из числа работников аппарата управления и руководителей территориальных органов ФССП России.

Данный перечень мероприятий не является исчерпывающим. К вопросу исполнения функции охраны судов и обеспечения безопасности проведения судебных заседаний необходимо подойти творчески, вследствие чего предлагается разработать и применять на практике новые формы и методы работы.

О применении новаций в работе докладывать в Федеральную службу судебных приставов для последующего их внедрения на всей территории Российской Федерации.

В связи с изложенным необходимо организовать изучение настоящего письма в аппаратах управлений ФССП России, довести указанную информацию до сведения всех старших судебных приставов, а также обеспечить контроль за неукоснительным исполнением указанных поручений.

Ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, начиная с подведения итогов за 9 месяцев 2012 года, докладывать в Управление организации обеспечения установленного порядка деятельности судов о проделанной работе, принятых мерах и их результатах по адресу электронной почты [email protected] (направление информации на бумажном носителе не требуется).

Директор Федеральной службы
судебных приставов - главный
судебный пристав Российской Федерации
А.О.Парфенчиков



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Бюллетень Федеральной
службы судебных приставов,
N 8, 2012 год


В соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»:
Судебный департамент принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
орган Судебного департамента в субъекте Российской Федерации принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
администратор суда организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время.

Обеспечение надлежащего уровня безопасности судебной деятельности осуществляется в соответствии с Концепцией обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты (одобрена постановлениями Президиума Совета судей Российской Федерации от 19.10.2006 № 98 и от 23.05.2011 № 262).

Меры по обеспечению в зданиях (помещениях) судов условий безопасности при отправлении правосудия осуществляются по следующим НАПРАВЛЕНИЯМ:

Обеспечение зданий федеральных судов общей юрисдикции техническими средствами безопасности:
оборудование судов турникетами; залов судебных заседаний и кабинетов судей кнопками тревожной сигнализации для экстренного вызова судебных приставов и сотрудников органов внутренних дел;
оснащение судов стационарными и переносными металлообнаружителями; устройствами контроля ручной клади (интроскопами); средствами обнаружения взрывчатых и отравляющих веществ; системами контроля доступа для разграничения зон служебного и общего доступа в здание суда; средствами видеонаблюдения, охранно-пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения;
приобретение для судов бронированных автомобилей оборудование служебной территории судов противотаранными устройствами для принудительной остановки транспортных средств (в регионах с повышенной криминогенной обстановкой).
Мероприятия осуществляются в соответствии с Концепцией обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты (одобрена постановлениями Президиума Совета судей Российской Федерации от 19.10.2006 № 98 и от 23.05.2011 № 262), в том числе в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406). Принятые меры отражаются в Паспорте безопасности суда (утв. приказом Судебного департамента от 25 июля 2005 г. № 81).

Организация (в том числе на основе взаимодействия с правоохранительными органами) охраны зданий судов в соответствии с Перечнем объектов, подлежащих государственной охране (утв. постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587). Охрана зданий судов осуществляется:
в рабочее время – судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП;
в нерабочее время – в регионах со сложной криминогенной обстановкой - подразделениями полицейской охраны МВД России и ФГУП «Охрана» МВД России;
в остальных случаях – сторожами, состоящими в штате судов, в том числе с применением технических средств охраны с выводом на пульт централизованного наблюдения органов внутренних дел.
Верховные суды республик и равные им суды, а также суды, расположенные в регионах с повышенной криминогенной обстановкой, охраняются сотрудниками Федеральной службы судебных приставов либо МВД России.

Организация (на основе взаимодействия с Федеральной службы судебных приставов) исполнения судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов функций по обеспечению безопасности защищаемых лиц в помещении судов, а также в иных помещениях, где проводится судебное заседание, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» и Инструкцией о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности (согласована с Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ; утверждена приказом Минюста РФ от 3 августа 1999 г. № 226).