Полезно знать - Автомобильный портал

Уголовно-исполнительное право: конспект лекций. Уголовно- исполнительное право Курс лекций по дисциплине уголовно исполнительное право

Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. Зубарев С.М.

4-е изд., испр. и доп. - М.: 2010. - 1 76 с.

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Уголовно-исполнительное право».

Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

Формат: doc

Размер: 1,3 Мб

Скачать: yandex.disk

Оглавление
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
1. Нормативные правовые акты
2. Органы власти
3. Прочие сокращения
Тема 1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА
1.1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод
1.2. Принципы уголовно-исполнительного права
1.3. Наука уголовно-исполнительного права
1.4. Предмет и система курса
Тема 2. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тема 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3.1. Предпосылки и начальный этап формирования уголовно-исполнительного законодательства
3.2. Развитие уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе
Тема 4. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
4.1. Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства
4.2. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства
4.3. Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительные правоотношения
4.4. Действие норм уголовно-исполнительного права в пространстве и во времени
Тема 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ
5.1. Понятие правового положения (статуса) осужденных, его виды и структура
5.2. Содержание обязанностей и прав осужденных
Тема 6. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА, ИСПОЛНЯЮЩИЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
6.1. Классификация уголовных наказаний и система органов и учреждений, их исполняющих
6.2. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации
6.3. Понятие и виды контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания
Тема 7. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ И ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ
7.1. Понятие и сущность исполнения уголовного наказания
7.2. Понятие исправления осужденных и его основные средства
Тема 8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕСВЯЗАННЫХ С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОСУЖДЕННОГО
8.1. Общая характеристика уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (альтернативных наказаний)
8.2. Исполнение наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
Тема 9. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ (ОТБЫВАНИЯ) ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
9.1. Правовое регулирование исполнения (отбывания) обязательных работ
9.2. Правовое регулирование исполнения (отбывания) исправительных работ
Тема 10. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ (ОТБЫВАНИЯ) ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ
Тема 11. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ (ОТБЫВАНИЯ) УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА
11.1. Понятие и сущность ареста как вида уголовного наказания. Порядок и условия его исполнения (отбывания)
11.2. Особенности исполнения ареста в отношении военнослужащих
Тема 12. ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
12.1. Правовое регулирование исполнения ограничения по военной службе
12.2. Исполнение (отбывание) наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
Тема 13. РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И СРЕДСТВА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
13.1. Понятие режима в исправительных учреждениях и его сущность
13.2. Содержание режима в исправительных учреждениях
13.3. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях
Тема 14. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
14.1. Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы
14.2. Условия труда осужденных к лишению свободы и его оплата
14.3. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы
Тема 15. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
15.1. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы
15.2. Меры поощрения и взыскания, порядок их применения к осужденным к лишению свободы
Тема 16. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ И УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНЫХ ВИДОВ
16.1. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных в исправительных учреждениях
16.2. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов
Тема 17. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ
Тема 18. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫМИ
18.1. Понятие и виды освобождения от отбывания наказания
18.2. Контроль за поведением условно осужденных
Тема 19. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ
ЛИТЕРАТУРА. .

Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, которая представляет собой систему норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия, характеризующаяся собственными предметом и методом правового регулирования, а также системой норм, регулирующих определенную группу общественных отношений.

1. Уголовно-исполнительное право понимается в следующих значениях:

☝ как отрасль законодательства, под которой понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания и применения иных мер уголовно-правового воздействия;

☝ отрасль науки, которая имеет свой предмет (действующее российское уголовно-исполнительное законодательство, историю его становления и развития, законодательство зарубежных стран);

☝ учебная дисциплина, под которой понимается учебный курс, построенный на систематизированном отображении уголовно-исполнительного законодательства и основных положениях науки .

Предмет уголовно-исполнительного права – регулирование общественных отношений по исполнению (отбыванию) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера по применению к осужденным средств исправления.

2. Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, возникающие:

✓ в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний;

✓ при применении иных мер уголовно-правового воздействия.

Согласно ч. 2 ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) к предмету уголовно-исполнительного права относятся:

✓ регламентация деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, других учреждений уголовно-исполнительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих;

✓ установление порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправлении осужденных и в контроле деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание;

✓ регулирование деятельности организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы.

Под методом уголовно-исполнительного права понимается совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения.

3. Методы уголовно-исполнительного права подразделяются в зависимости:

✓ от способа регулирования – на императивный (властный), т. е. предполагающий первенство субъектов правоотношений;

✓ характера взаимосвязи субъектов – на метод власти и подчинения;

✓ характера воздействия на поведение людей – на карательный метод;

✓ способа воздействия – на базовый метод, т. е. запрет, наряду с которым применяются дозволение, предписание, поощрение.

Под принципами уголовно-исполнительного права понимаются руководящие правовые идеи, которые выражают основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного права и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний.

4. Принципы уголовно-исполнительного права закреплены в ст. 8 УИК РФ. К ним, в частности, относятся следующие принципы:

✓ законности;

✓ гуманизма;

✓ демократизма;

✓ равенства осужденных перед законом;

✓ дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний;

✓ рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения;

✓ соединения наказания с исправительным воздействием.

5. Целями уголовно-исполнительного права являются:

✓ исправление осужденных;

✓ предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

6. Задачами уголовно-исполнительного права являются:

✓ регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний;

✓ определение средств исправления осужденных;

✓ охрана их прав, свобод и законных интересов;

✓ оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации

1. Уголовно-исполнительное законодательство РФ состоит:

☝ из УИК РФ;

☝ других федеральных законов.

2. Уголовно-исполнительным законодательством РФ устанавливаются:

общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (УК РФ);

✓ порядок и условия исполнения и отбывания наказаний;

✓ применение средств исправления осужденных;

✓ порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

✓ порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;

✓ порядок освобождения от наказания;

✓ порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

3. Уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются :

✓ на Конституции РФ;

✓ общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, являющихся составной частью правовой системы РФ;

✓ строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

4. Если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством РФ, то применяются правила международного договора.

Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

5. Федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.

3. Уголовно-исполнительная политика

Под уголовно-исполнительной политикой понимается деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма его реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

1. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Одним из направлений социальной политики государства является политика в сфере борьбы с преступностью, которая должна выражать интересы граждан и обеспечивать защиту их прав и законных интересов от преступных посягательств, а также основные направления, принципы, формы и методы контроля государства за преступностью.

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительная политика

Предмет и метод уголовно-исполнительного права

Принципы уголовно-исполнительного права

Уголовно-исполнительное законодательство

Нормы уголовно-исполнительного права

Уголовно-исполнительные правоотношения

История развития уголовно-исполнительного права и пенитенциарной системы в России

Уголовно-исполниельное законодательство и пениенциарные учреждения России в царский период

Советская исправительно-трудовая система

Уголовно-исполнительное право России с 1991 года по настоящее время

Правовое положение осужденных

Понятие правового положения осужденных

Структура правового статуса осужденного

Закрепление в законодательстве правового положения осужденных

Юридическая ответственность осужденных

Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания

Цели и задачи органов и учреждений, исполняющих наказания

Система органов и учреждений, исполняющих наказания

Виды и назначение исправительных учреждений

Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с правоохранительными органами и иными государственными органами

Исполнение наказаний без изоляции осужденных от общества

Исполнение наказаний не связанных с обязательной трудовой деятельностью осужденного

Исполнение наказаний связанных с обязательной трудовой деятельностью осужденного

Основные положения исполнения наказания в виде лишения свободы

Классификация осужденных к лишению свободы и их распределение по исправительным учреждениям

Правовые основания, порядок приема осужденных и учет их в исправительных учреждениях

Основные средства исправительного воздействия и проблемы их применения

Правовые основы отрядной системы в исправительных учреждениях

Режим и условия отбывания наказаний в исправительных учреждениях различных видов

Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы

Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы

Труд, профессиональное обучение и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы

Общественно полезный труд как средство исправления осужденных

Правовое регулирование труда осужденных

Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных

Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы

Значение и правовая природа воспитательной работы с осужденными

Правовое регулирование основных задач и форм воспитательной работы

Самодеятельные организации осужденных

Общеобразовательное обучение в ИУ

Порядок и условия исполнения наказаний связанных с изоляцией осужденных от общества

Исполнение и отбывание наказания в колонии-поселении

Исполнение и отбывание наказания в исправительных колониях общего и строго режима

Исполнение и отбывание наказания в исправительных колониях особого режима и в тюрьме

Исполнение и отбывание наказания в воспитательных колониях

Исполнение наказания в виде ареста

Освобождение от отбывания наказания, помощь освобожденным от отбывания наказания и контроль над ними

Правовые основания освобождения от наказания

Порядок досрочного освобождения осужденных

Правовое положение лиц отбывших наказание. Помощь осужденным освобождаемым от отбывания и контроль за ними

Правовое регулирование содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

Социально-правовая природа содержания под стражей

Учреждения, исполняющие меру пресечения содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Правовое положение подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей

Режим и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Лекция 1. Уголовно-исполнительное право как отрасль росийского права

2. Предмет и метод уголовно-исполнительного права

3. Принципы уголовно-исполнительного права

1. Уголовно-исполнительная политика

Политика государства оказывает оказывает существенное влияние на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество. Современная политика России направлена на построение правового государства и имеет задачи создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Поскольку политика проявляется в различных областях государственной и общественной жизни, она в той или иной области своего действия имеет специфические предметы, а значит и формы и методы воздействия. Именно в этом смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее было бы говорить о проявлениях единой политики во внутренней и внешней областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной сферах жизни общества и государства.

Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Она определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы борьбы с преступностью. Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью, выделяют уголовную, уголовно – исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности.

Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные направления политики могут объединяться между собой, или, напротив, разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно – правовая, уголовно – процессуальная и уголовно – исполнительная политики. Основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно – правового действия. Вместе с тем все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.

Принципы уголовно-исполнительного права. Полномочия Российской Федерации и ее субъектов в принятии норм, регулирующих исполнение уголовных наказаний. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: его действие в пространстве, во времени и по кругу лиц Уголовно-исполнительное право, как и другие отрасли права имеет в своей основе руководящие положения-принципы, которые опреде- ляют его сущность и особенности, характеризующие уголовно-испол- нительное право как отрасль права. Принципы уголовно-исполнительного права находят свое выра- жение в различных формах. Отдельные принципы непосредственно сформированы в определенной норме и одновременно пронизывают содержание других норм. Другие принципы, не будут закреплены в какой-либо одной норме, выражаются в содержании целой группы норм в форме пронизывающей их основной идеи.

Инфо

Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания и злостное уклонение от их отбывания Принудительные работы Сущность наказания в виде принудительных работ Организация исполнения наказания в виде принудительных работ Работа администрации исправительного центра с осужденными. Ответственность осужденных за ненадлежащее отбывание наказанияЛекция 11.


ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Общая характеристика наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим Правовое регулирование исполнения наказания в виде ограничения по военной службе Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части Исполнение уголовного наказания в виде ареста в отношении военнослужащихЛекция 12.

Краткий курс лекций по дисциплине«уголовно-исполнительное право»

Внимание

Особенности исполнения ареста в отношении военнослужащих

  • Тема 12. ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
  • 12.1.

Правовое регулирование исполнения ограничения по военной службе
  • 12.2. Исполнение (отбывание) наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
  • Тема 13.

  • РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И СРЕДСТВА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
  • 13.1. Понятие режима в исправительных учреждениях и его сущность
  • 13.2.

    Важно


    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
  • 14.1. Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы
  • 14.2.
  • Дипломные работы на заказ

    Автор/создатель: Коновалова И.А. Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют. МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА Кафедра уголовно-правовых дисциплин И.
    А. Коновалова УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО Конспект лекций МОСКВА 2004 1 Автор: Коновалова И.А., кандидат юридических наук, доцент Рецензенты – Николаева Ю.В., кандидат юридических наук, доцент Арендаренко А.В., кандидат юридических наук, доцент Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций / Коновалова И.А. – М.: МИЭМП, 2004. — 43 с.

    Уголовно-исполнительное право: конспект лекций

    В Вашем браузере отключён или не поддерживается JavaScript, функциональность ресурса ограничена! Единое окно доступа к образовательным ресурсам / Федеральный портал / Федеральный центр ЭОР / Единая коллекция ЦОР Обратите внимание

    • Абитуриенту
    • Общее образование
    • Профессиональное образование

    Голосов: 4 Конспект лекций позволяет студентам юридического факультета усвоить основные положения теории уголовно-исполнительного права, сформировать системное представление о социальном назначении и содержании дисциплины для создания необходимой предпосылки правильного применения его норм в практической деятельности.

    Соответствующая часть отрасли называлась пенитенциарным правом (пенитенциарную - «тюремную»).

    • С середины 30х гг. акцент исполнения уголовных наказаний был сделан на трудовое воздействие, что позволило закрепить за соответствующей частью УП название Исправительно-трудового права. До начала 50х гг. исследований в этой области практически не проводилось.
    • В 1957 г.

      учёные Б. С. Утевский и Л. С. Галесник предложили считать Исполнительно-трудовое право самостоятельной отраслью права. Однако у такого подхода были противники: С. С. Алексеев полагал, что часть норм Исправительно-трудового права относится к Уголовно-процессуальному, а часть - к Трудовому праву; М.
      Д. Шаргородский и А. А. Пионковски продолжали считать его подотраслью УП. К 70 м г-м идея рассмотрения УИП как самостоятельной отрасли была поддержана большинством учёных.

    • С 80х-начала 90х гг.
      ХХв.

    “УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ

    ПРАВО”

    Курс лекций

    г. Таганрог

    “Уголовно-исполнительное право”. Курс лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001

    Закон определяет исправление осужденных как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование их правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).

    Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ч. 2 ст. 1 УИК РФ).

    2. Предмет и система курса

    Уголовно-исполнительное право своим предметом, дающим основание для выделения его в самостоятельную отрасль права, имеет общественные отношения, возникающие в связи с исполнением уголовного наказания, назначенного судом за совершение преступления.

    К ним относятся общие положения и принципы исполнения наказаний, применение иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления , иных организаций, общественных объединений , а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

    Уголовно-исполнительное право состоит из двух частей: общей и особенной.

    В Общей части изучаются общие положения данной отрасли права, история развития пенитенциарной системы в России, правовое положение осужденных, характеристика системы учреждений и органов, исполняющих наказания, и основных направлений контроля за их деятельностью.

    В Особенной части изучаются порядок и условия исполнения конкретных видов уголовных наказаний: правовые основы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества; исполнение наказания в виде ареста; исполнение наказания в виде лишения свободы; исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих; исполнение наказания в виде смертной казни; правовые основы освобождения осужденных от отбывания наказания и контроля за условно-осужденными.

    3. Уголовно-исполнительное законодательство

    Источниками Уголовно-исполнительного права являются законы и другие подзаконные нормативные акты . Основополагающим законом является Конституция Российской Федерации.

    Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации – основной нормативный акт, который регулирует исполнение всех видов уголовных наказаний и применение иных мер уголовно-правового характера. УИК РФ, разрабатывавшийся в течение десяти лет, принят 18 декабря 1996 года Государственной Думой, одобрен Советом Федерации 25 декабря 1996 года и подписан Президентом России 8 января 1997 года. Другие же федеральные законы лишь могут развивать и дополнять его положения. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 года регулировал лишь наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием на осужденных (а в последнее время лишь два из них – лишение свободы и исправительные работы без лишения свободы), а исполнение других видов наказания регулировалось другими законами (Положением о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных 1984 года, Положение о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах СССР 1984 года и др.).

    Другими федеральными законами, составляющими уголовно-исполнительное законодательство, являются: Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 01.01.01 года, Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» от 8 января 1997 года и другие.

    Среди иных законов можно еще назвать и те, которые непосредственно не регулируют исполнение наказаний, однако, отдельные положения которых имеют к нему отношение. Это закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 7 января 1992 года, определяющий предмет прокурорского надзора в области исполнения наказаний; Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 01.01.01 года, определяющий основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий в исправительных учреждениях; Кодекс законов о труде Российской Федерации 1971 года, устанавливающий правила охраны труда и техники безопасности на предприятиях исправительных учреждений и другие.

    Эти законы хотя и не входят в состав уголовно-исполнительного законодательства, однако, составляют правовую основу исполнения наказаний.

    Перечень законов, регулирующих исполнение наказаний, дополняют нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (например, Положения об арестных домах, исправительных центрах и т. д.), Министерства юстиции (например, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений), Министерства обороны (например, Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими), а также акты, издаваемые совместно некоторыми министерствами. Однако указанные акты, хотя и детализируют вопросы исполнения наказания, в состав собственно уголовно-исполнительного законодательства не входят. Это подзаконные нормативные правовые акты, и они качественно отличаются от законов.

    Экономические, социальные и политические преобразования в России, осуществляемые после распада Союза ССР, обусловили создание новой правовой системы, которая нашла закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 года. В п.4 статьи 15 Конституции указывается, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

    Это положение отражает требования Конституции, устанавливая, что уголовно-исполнительное законодательство учитывает международные договоры, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными.

    Уголовно-исполнительное законодательство России учитывает важные международно-правовые акты, определяющие правовое положение осужденных и международные стандарты обращения с заключенными. К таким международно-правовым актам в первую очередь следует отнести: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, который вступил в силу 3 января 1976 года, ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года; Международный пакт о гражданских и политических правах (действует с 23 марта 1976 года, ратифицирован Президиумом Верховного совета 18 сентября 1973 года); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 21 января 1987 года).

    Особое место среди международно-правовых актов занимают Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые I Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращения с правонарушителями в 1955 году.

    За последнее время к Минимальным стандартным правилам прибавились другие международные документы. Так, в 1985 году Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), Комитетом министров Европейского Совета в 1987 году приняты Европейские правила тюремного заключения как европейский вариант Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В 1990 году VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были приняты Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), а также Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.

    В связи с принятием России в Совет Европы она должна учитывать не только Минимальные стандартные правила, но и следовать Европейским тюремным правилам.

    Уголовно-исполнительное законодательство также имеет свои пределы действия . Эти пределы устанавливают действие уголовно-исполнительных норм в пространстве , во времени и по кругу лиц .

    В соответствии со статьей 6 УИК РФ Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории Российской Федерации.

    Исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляется в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения.

    По кругу лиц уголовно-исполнительное законодательство распространяется на лиц, в отношении которых имеется вступивший в силу приговор суда, а также на лиц, исполняющих наказание и контролирующих это исполнение.

    Нормы уголовно-исполнительного права, регулирующие исполнение уголовных наказаний, различаются в зависимости от пола осужденного, возраста, гражданства, отношения к воинской службе, занимаемой до осуждения должности, состояния здоровья и др.

    4. Уголовно-исполнительные правоотношения

    Общественные отношения, урегулированные нормами уголовно-исполнительного права, являются уголовно-исполнительными правоотношениями. Основанием возникновения уголовно-правовых отношений являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт амнистии . Эти правоотношения возникают по поводу исполнения и отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового характера. В структуре этих правоотношений основное внимание уделяется реализации порядка и условий исполнения и отбывания наказаний и применению основных средств исправления осужденных. Это наиболее объемная и важная часть уголовно-исполнительных правоотношений, так как здесь, прежде всего, реализуются карательные и принудительные элементы наказания, и определяется порядок обращения с осужденными.

    Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений, с одной стороны, являются государственные органы, должностные лица и иные субъекты, имеющие те или иные отношения с осужденными либо связанные с исполнением наказания, а с другой стороны, – осужденные.

    5. Принципы уголовно-исполнительного права

    Уголовно-исполнительное законодательство, являясь самостоятельной отраслью Российского права, основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных, стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

    Принципы уголовно-исполнительного права – это исходные руководящие положения, идеи, отражающие общую направленность и наиболее существенные черты политики государства в сфере исполнения наказаний.

    Следует отметить, что исправительно-трудовые кодексы РСФСР 1924 года, 1933 года и 1970 года не содержали статей, определяющих принципы законодательства, регулирующие исполнение уголовных наказаний.

    Закрепление принципов в законодательстве – это результат развития пенитенциарной политики нашего государства, в которой отражены достижения отечественной пенитенциарной науки, а также зарубежный опыт в области правового регулирования исполнения наказаний. Поскольку право есть одна из форм выражения политики, следовательно, принципы уголовно-исполнительной политики, будучи выраженными в нормах уголовно-исполнительного права, становятся и принципами уголовно-исполнительного права и законодательства.

    Принцип гуманизма проявляется в целях и задачах уголовно-исполнительного законодательства. Основной целью уголовно-исполнительного права является исправление осужденных, что достигается выполнением таких задач, как определение средств исправления осужденных, обеспечение охраны их прав, свобод и законных интересов, а также оказание им помощи в социальной адаптации.

    Практика применения уголовно-исполнительного законодательства основывается на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

    Гуманное отношение к лицам, отбывающим наказание, проявляется в правовой регламентации основных средств исправления. Например, определяя условия отбывания наказания осужденными, к лишению свободы, законодатель устанавливает обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных, время привлечения их к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Они имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск с выездом за пределы исправительного учреждения или без выезда. Им разрешаются краткосрочные выезды в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье).

    Осужденные к лишению свободы могут без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания.

    В прямой связи с принципом гуманизма находится право осужденных на охрану здоровья, на личную безопасность и обеспечение свободы вероисповедания .

    Принцип демократизма выражается в участии органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных. Так, законодатель предусматривает, что перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие в пределах одной исправительной колонии производится по решению комиссии исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления (ст. 87 УИК РФ).

    Уголовно-исполнительный кодекс содержит нормы, определяющие содействие общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказания, а также право посещения таких учреждений и органов представителями средств массовой информации .

    Принцип равенства осужденных перед законом конкретизирует конституционные гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Запрещаются любые формы ограничения прав осужденных по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    Вместе с тем данный принцип не означает, что средства исправления ко всем осужденным применяются одинаково. Закон устанавливает, что они применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения.

    Законодатель не связывает порядок и условия отбывания наказания с признаками социальной, национальной, религиозной принадлежности, но учитывает возраст, пол осужденных (создавая, например, облегченные условия отбывания наказания для несовершеннолетних или не направляя отбывать наказание в колонии особого режима женщин при особо опасном рецидиве преступлений), а также состояние их здоровья.

    Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний , рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения предполагает создание различных условий отбывания наказаний как в пределах одного учреждения, так и путем перевода в исправительные учреждения других видов в зависимости от личностных характеристик осужденных, их поведения и срока отбытого наказания. Если классификация осужденных осуществляется на основании норм уголовного права, то дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и средств исправления производятся на основании норм уголовно-исполнительного права. Дифференциация исполнения наказания обеспечивается существующей системой видов исправительных учреждений, которая состоит из исправительных колоний (трех видов режима), воспитательных колоний, тюрем, лечебно-исправительных учреждений. Индивидуализация же исполнения наказания реализуется в пределах конкретного вида исправительного учреждения путем изменения условий отбывания наказания, а также посредством перевода из одного вида исправительного учреждения в другой вид учреждения. Необходимо подчеркнуть, что названный принцип характерен для исполнения наказания в виде лишения свободы.

    Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания связаны с рациональным применением мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. На стимулирование правопослушного поведения осужденного направлены меры поощрения и взыскания , применяемые к осужденным.

    К принципам уголовно-исполнительного права также относят принцип соединения наказания с исправительным воздействием . Данный принцип прямо связан с реализацией главной цели наказания – исправления осужденных.

    Карательно-воспитательный процесс представляет собой разновидность социально-воспитательного процесса, применяемого по отношению к гражданам, совершившим преступления и поэтому нуждающимся в особом, карательно-воспитательном воздействии, которому свойственно сочетание методов убеждения и принуждения.

    Тема: История развития уголовно-исполнительного законодательства

    1. Пенитенциарная система дореволюционной России.

    2. Исправительно-трудовое право России советского периода.

    3. Уголовно-исполнительное право современной России.

    1. Пенитенциарная система дореволюционной России

    Тюрьмоведение, по общему признанию большинства русских ученых конца XIX – начала ХХ в., зародилось и первоначально развивалось в качестве составной части уголовного права. И только в 20-х годах ХХ века стал использоваться термин «пенитенциарная наука».

    Разработка правовой базы российской тюремной системы в основном осуществлялась в течение 30-90 годов XIX века. Два основных правовых документа определяли содержание деятельности системы исполнения уголовных наказаний: Устав о содержащихся под стражею (1890 год с изменениями 1906, 1908 и 1909 гг.) и Устав о ссыльных (1909г.).

    Основные нормы этих уставов базировались на положениях Свода учреждений и уставов о содержащихся под стражею и ссыльных 1832 г., который в свою очередь вобрал в себя нормы отдельных частных инструкций (Московской 1804 г., Петербургской 1819 г.), регламентировавших некоторые вопросы организации тюремного быта, и Общей тюремной инструкции 1831 г., впервые в истории Российского государства объемно и всесторонне определившей деятельность системы мест заключения, порядок и условия отбывания арестантами наказания, формы и методы пенитенциарно-карательного воздействия на них.

    Общеизвестно, что изменения общественно-политических и социально-экономических отношений, внутренняя криминогенная обстановка в государстве вызывают потребность в совершенствовании уголовных наказаний, в том числе связанных с лишением свободы, что неизбежно приводит к корректировке системы их исполнения. Российское государство с такой ситуацией столкнулось на рубеже XIX-XX столетий.

    В законе от 01.01.01 года были определены основные начала преобразования карательной системы государства, в основу которой были положены следующие виды уголовных наказаний:

    1) смертная казнь;

    2) каторга, назначаемая бессрочно или на срок с последующим переводом на поселение;

    4) заключение в исправительном доме;

    5) заключение в крепости;

    6) заключение в тюрьме;

    8) денежная пеня.

    Уголовное уложение 1903 года практически без изменения включило в перечень уголовных наказаний виды наказаний, определенных Законом от 01.01.01 года, заменив лишь денежную пеню на денежный штраф.

    В указанных уставах о содержащихся под стражею с учетом изменения системы видов уголовных наказаний и основных направлений реформы тюремной системы годов, а также изменения ее ведомственной принадлежности – передачи в 1895 году из подчинения Министерства внутренних дел в подчинение Министерства юстиции, раскрывается понятие «содержание под стражею».

    1) как мера пресечения в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений и проступков;

    2) как мера исправления и наказания;

    3) как мера, применяемая к неисправным должникам;

    4) как мера, применяемая в отношении пересыльных арестантов.

    Для обеспечения реализации указанных целей в гражданском ведомстве создается система учреждений, имеющих свой особый правовой статус, который включает: 1) помещения для подвергаемых аресту; 2) арестантские помещения при полиции; 3) тюрьмы губернские, областные и уездные тюремные замки; Санкт-Петербургская тюрьма, Московская исправительная тюрьма; 4) исправительные арестантские отделения; 5) тюрьмы для содержания осужденных к каторжным работам; 6) пересыльные тюрьмы.

    Примечательно, что из вышеописанной системы управления местами заключения закон выделял отдельные места заключения, расположенные в городах Санкт-Петербурге, Царском Селе и Москве, соподчиненность и порядок регулирования деятельности, которых отличались от общего правила: они находились в ведении санкт-петербургского и московского губернаторов по принадлежности. Для наблюдения за местами заключения в этих городах учреждались особые наблюдательные комиссии в составе представителей, избираемых городскими думами, лиц прокурорского надзора, членов благотворительных тюремных комитетов, а также членов благотворительных тюремных комитетов, а также членов назначаемых Министром юстиции. Сложность комплектования и закрепления кадров надзора вызывала необходимость установления законом ряда льгот, которые обеспечивали моральный и материальный интерес продолжения службы в тюремной системе. Тюремные надзиратели освобождались от призыва из запаса в армию и в действующие команды флота, а также службы в государственном ополчении. При условии безупречной службы в тюремной страже в течение пяти лет, назначенный им оклад содержания увеличивался на одну треть; прослужившим десять лет к окладу добавлялась еще одна треть; прослужившим пятнадцать лет назначался за дальнейшую службу двойной оклад содержания.

    Важным юридическим документом, свидетельствующим о ломке основных средств достижения цели наказания, явилось постановление Народного комиссариата юстиции РСФСР от 01.01.01 года «О тюремных рабочих командах». В этом акте не было отмечено значение труда в местах лишения свободы при новом общественном строе, однако принципы его организации соответствовали духу времени: он не должен был выступать в качестве репрессии, организовывался для выполнения работ , необходимых государству, и по тяжести не мог превышать работу отдельного чернорабочего.

    Слом старой и установление новой системы мест заключения юридически был закреплен Временной инструкцией Народного комиссариата юстиции РСФСР от 01.01.01 года «О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового». Этот юридический акт, в отличие от ранее принятых, представлял собой систему норм, в полной мере относящихся к исправительно-трудовому праву. Его значение далеко выходило за рамки ведомственной инструкции. В нем сделана попытка наметить, хотя бы в общих чертах, основные направления дальнейшей перестройки системы и организации отбывания наказания. Данный правовой акт ориентировал систему мест лишения свободы на общеуголовную преступность и в нем не было отражено значение принципа классового подхода при организации отбывания наказания.

    Карательный отдел Народного комиссариата юстиции РСФСР 16 ноября 1918 года принял Положение об организации распределительных комиссий, которые заменили упраздненные в сентябре 1918 года общественные попечительства о тюрьмах.

    С целью ограждения Советской республики от посягательств классовых врагов Совет Народных Комиссаров (СНК) РСФСР на своем заседании 5 сентября 1918 года принял постановление «О красном терроре», которым предусматривалась изоляция классовых врагов в концентрационных лагерях. В этом постановлении фактически не содержались правовые нормы, призванные регулировать порядок организации и функционирования этих мест лишения свободы. Практическая организация лагерей принудительных работ началась только в апреле 1919 года на основании декрета Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК) РСФСР. В соответствии с декретом ВЦИК от 01.01.01 года и постановлением ВЦИК от 01.01.01 года стали создаваться концентрационные лагеря, подведомственные ВЧК, и лагеря принудительных работ, подчиненные НКВД, с ярко выраженной классовой направленностью. Правовые основы их деятельности были иными, чем исправительно-трудовых учреждений. В концентрационных лагерях по постановлению ВЧК интернировались на время гражданской войны лица из числа иностранных граждан и представителей ранее господствующих классов, способных при определенных условиях выступать с оружием в руках против Советской власти. ВЧК указывала, что эти лица должны рассматриваться как временно изолированные от общества в интересах революции, а поэтому условия их содержания не должны иметь карательного характера.

    Особенности задач общих мест заключения и лагерей порождали принципиальное различие в содержании заключенных в соответствии с правовой регламентацией деятельности данных учреждений. Если в общих местах заключения принимались меры по коренной перестройке характера исполнения наказаний, то в лагерях осуществлялась в основном изоляция наиболее опасных для Советского государства лиц.

    В числе первых правовых актов в системе советского исправительно-трудового законодательства особое место занимает Устав трудовых земледельческих колоний для лишенных свободы, утвержденный 12 августа 1919 года. В нем получили юридическое закрепление не только меры взыскания к заключенным, но и комплекс поощрительных норм.

    Опыт применения первых декретов Советской власти в области исправительно-трудовой политики нашел закрепление в Положении об общих местах заключения РСФСР, принятом Народным комиссариатом юстиции РСФСР 15 ноября 1920 года. При его подготовке учитывались результаты обследования мест заключения и предложения по совершенствованию их деятельности на основе дифференциации контингента осужденных и усиления воспитательных начал.

    Перевоспитанию заключенных много внимания уделялось в ведомственных нормативных актах ВЧК. В приказе от 8 января 1921 года «О карательной политике органов ЧК» формулировались основные положения режима, определялись условия содержания уголовников-рецидивистов и преступников из числа трудящихся, ставилась задача привлечения общественности к перевоспитанию правонарушителей. Все перечисленное позднее было закреплено в законодательных актах.

    Некоторые уточнения в понятие и содержание наказания внес Декрет СНК от 01.01.01 года. В нем указывалось, что, лишая свободы лиц, признанных для советского строя опасными, судебные и административные органы Советской республики должны преследовать следующие цели: во-первых, поставить данных лиц в такие условия, чтобы они не могли причинить вред; во-вторых, предоставить им возможность исправиться и приспособиться к трудовой жизни. Условно-досрочное освобождение распространялось на всех заключенных независимо от характера совершенного преступления, лишь бы своим поведением они добились права на доверие к ним со стороны общества и государства. Законодатель не ставил никаких ограничений даже для рецидивистов, предоставляя решение данного вопроса исключительно распределительным комиссиям.

    Такой чрезвычайно гуманный подход по отношению к рецидивистам можно объяснить глубокой верой в то, что в условиях нового общественного строя профессиональная преступность должна исчезнуть.

    К основному недостатку рассматриваемого законодательного акта сразу же отнесли отсутствие классового подхода к преступникам. Отнюдь не случайно уже в Уголовном кодексе 1922 года был изменен порядок предоставления условно-досрочного освобождения, а в последующие годы ряд декретов ВЦИК РСФСР об условно-досрочном освобождении распространялся только на выходцев из рабочих и крестьян.

    Принятие Уголовного кодекса повлекло необходимость преобразования в области исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы и в годах разработку Исправительно-трудового кодекса.

    Утвержденный второй сессией ВЦИК XI созыва 16 октября 1924 года Исправительно-трудовой кодекс (ИТК) РСФСР имел большое политическое и практическое значение как законодательный акт, закрепивший основные принципы советской пенитенциарной политики и внесший единообразие в практику реализации ее требований. Кодекс обобщил практику деятельности мест заключения и исправительно-трудовое законодательство за прошедшее время, а также отразил изменение целей и задач исправительно-трудовой политики в новых условиях. В нем впервые были сформулированы воспитательные задачи и закреплена идея исправления осужденных.