Полезно знать - Автомобильный портал

Обеспечение безопасности в учебных учреждениях. Безопасность образовательного учреждения: определение, требования и инструкции Причины влияющие на безопасность образовательного учреждения

Безопасность в образовательном учреждении

В последнее время возникла острая потребность в усилении мер по обеспечению комплексной безопасности образовательных учреждений. Вопросы безопасности с каждым годом обсуждаются все чаще, появляется огромное количество нормативной документации и различных правовых актов в области обеспечения безопасности, постоянно растут требования, предъявляемые к различным объектам, по обеспечению их безопасности. Не исключением из общего правила стали общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного и дошкольного образования.

Из личного опыта автора, можно сказать, что наряду с широким обсуждением вопросов обеспечения безопасности в средствах массовой информации, активной пропагандистской деятельностью различных министерств и ведомств у многих людей складываются достаточно стереотипные и устаревшие понятия о том, что же такое безопасность.

Существует ряд различных определений термина безопасность, в данной статье под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (в рамках данной статьи под интересами личности понимаются интересы участников образовательного процесса в УДОД).

Обозначим и такое понятие как объекты безопасности, к ним относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

В действительности, практически в любой области человеческой деятельности, да и просто в повседневной жизни мы сталкиваемся с вопросом безопасности: безопасность жизнедеятельности, безопасность дорожного движения, пожарная безопасность, электробезопасность, безопасность персональных данных, экономическая безопасность, безопасность труда и т.д.

Таким образом, следует отметить, что занимаясь обеспечением безопасности в образовательном учреждении руководителю предстоит решить задачу не только физической охраны учреждения, но и целый ряд разного рода вопросов так или иначе связанных с обеспечением безопасности, поскольку безопасность, в данном случае, является комплексом мер и решений организационного, технического, образовательного, воспитательного характера направленных на защиту образовательного учреждения, сотрудников и обучающихся от различного рода внутренних и внешних угроз не только в стенах учреждения, но и за его пределами, а так же на прогнозирование, выявление и оценку угроз безопасности, усиление, совершенствование, разработку способов выявления, предупреждения и устранения угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявлений.

Обеспечить безопасность образовательного учреждения невозможно без хорошо организованной службы безопасности, которая должна представлять собой полноценное структурное подразделение, в составе которого работает множество специалистов. Только когда вопрос безопасности является актуальным для всех, тогда можно добиться успехов в данном направлении и свести к минимуму риск возникновения различных чрезвычайных происшествий. Именно такая задача должна стать приоритетной для руководителя образовательного учреждения, равнодушия со стороны участников образовательного процесса быть не должно!

Изучив необходимую нормативно-правовую базу и особенности работы в образовательном учреждении, автором была разработана структура службы безопасности, изображенная на схеме 1. Данная структура основывается на основных направленностях работы заместителя директора по вопросам безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность», а именно: антитеррористическая защищенность, пожарная безопасность, охрана труда и техника безопасности, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, комплексная безопасность учреждения (более подробно указанные направленности описаны в разделе 3).

Перейдем к рассмотрению структуры службы безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность» более подробно.

Структура службы безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность»

В общем виде структура службы безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность» изображена на схеме № 1.

Непосредственным (линейным) руководителем всех структурных подразделений и сотрудников, входящих в службу безопасности, является заместитель директора по вопросам безопасности. Далее расположены остальные структурные единицы, составляющие службу безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность», к ним относятся: антитеррористическая группа; штаб ГО и ЧС; комиссия комплексной проверки знаний и аттестации сотрудников по вопросам ОТ и ТБ; комиссия по проверке комплексной безопасности учреждения.

В представленной схеме просматриваются три уровня организации службы безопасности: административно-управленческий; вспомогательный; исполнительский (в схеме каждый уровень обведен пунктирной линией).

В рамках данной статьи, не будет рассматриваться каждая структурная единица отдельно, так как на любом из уровней организации службы безопасности может быть различное количество структурных единиц и все зависит от конкретных условий, вместо этого рассмотрим уровни организации службы безопасности.

Административно-управленческий уровень

К административно-управленческому уровню относится заместитель директора по вопросам безопасности и в рамках предложенной структуры является единственным звеном данного уровня. В компетенцию структурных единиц административно-управленческого уровня входит непосредственное принятие управленческих решений в области обеспечения безопасности, организация работы сотрудников исполнительского уровня и координация деятельности структурных единиц вспомогательного уровня, а также планирование деятельности данных структурных единиц, взаимодействие с другими структурными подразделениями для решения различных задач, связанных с обеспечением безопасности ОУ. Заместитель директора по вопросам безопасности непосредственно подчинен директору ОУ.

Вспомогательный уровень

Структурные единицы вспомогательного уровня создаются на основании федеральных законов и иных нормативно-правовых актов с целью исполнения требований установленных данными документами, так же могут создаваться инициативно, по мере необходимости.

Создание структурных единиц вспомогательного уровня обуславливается необходимостью получения объективного суждения о целесообразности и способах организации различных видов работ, по обеспечению безопасности, об уровне подготовленности персонала учреждения (усвоение программы пожарно-технического минимума, аттестация неэлектротехнического персонала на группу допуска по электробезопасности и др.), об эффективности различных мероприятий по вопросам обеспечения безопасности.

В результате получения такого объективного суждения создаются условия для принятия более точного и рационального решения, на административно-управленческом уровне, включающего в себя интересы всех участников образовательного процесса.

У каждого структурного подразделения вспомогательного уровня должен быть свой руководитель, назначенный приказом по учреждению, либо выполнение функций руководства данными подразделениями может быть возложено непосредственно на заместителя директора по вопросам безопасности.

Исполнительский уровень

Деятельность структурных единиц данного уровня непосредственно направлена на реализацию мер и решений по обеспечению безопасности образовательного учреждения и участников образовательного процесса, принятых на административно-управленческом уровне.

На исполнительском уровне организована деятельность, обеспечивающая безопасность учреждения в режиме рабочего времени (вахтовые дежурные), вне рабочего времени (сторожа), и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера (нештатные аварийно-спасательные формирования).

Сотрудники данного уровня обеспечивают исполнение установленных требований безопасности в образовательном учреждении, первыми сталкиваются с различными чрезвычайными ситуациями в работе и применяют все доступные им средства для устранения последствий этих ситуаций. В своей работе руководствуются указаниями заместителя директора по вопросам безопасности.

Взаимодействие структурных единиц

В предложенной схеме исключена возможность взаимодействия структурных единиц вспомогательного и исполнительского уровня между собой как в пределах одного уровня, так и между уровнями. Это связано с тем, что линейным руководителем всех структурных единиц является заместитель директора по вопросам безопасности, что исключает возможность отдавать распоряжения и самостоятельно принимать управленческие решения другим структурным единицам.

При необходимости разрешения какой-либо ситуации, целесообразность привлечения структурных единиц более низкого уровня рассматривается заместителем директора по вопросам безопасности, за исключением тех случаев, когда участие структурных единиц регламентировано требованиями федеральных законов и других нормативно-правовых актов. Если такое решение не принято, то рассмотрение данной ситуации остается в компетенции заместителя директора по вопросам безопасности.

Основные функциональные направления работы заместителя директора по вопросам безопасности

Данный раздел посвящен рассмотрению роли заместителя директора по вопросам безопасности в представленной структуре службы безопасности учреждения, как линейного руководителя - главной функциональной единицы системы обеспечения безопасности учреждения.

Если говорить обобщенно, то основной задачей заместителя директора по вопросам безопасности является управление службой безопасности учреждения. Однако понятие управление носит достаточно широкий характер, что не позволяет, в полной мере, описать весь спектр задач заместителя директора, поэтому, создается необходимость в более детальном рассмотрении данного раздела.

Для наглядности функциональные направления работы заместителя директора по вопросам безопасности изображены на схеме 2, схема имеет многоуровневую структуру, в которой каждое функциональное направление занимает определенный уровень, в соответствии с его приоритетом. Функциональные направления одного уровня имеют одинаковый приоритет.

Работа заместителя директора по вопросам безопасности основывается на следующих функциональных направлениях деятельности: анализ; прогнозирование; планирование; организация; контроль; взаимодействие. Непосредственно из указанных функциональных направлений, в свою очередь, складываются все функциональные обязанности заместителя директора по вопросам безопасности.

Как было сказано выше, каждое функциональное направление имеет соответствующий приоритет. Это означает, что работа заместителя директора по вопросам безопасности должна быть построена именно с учетом этого приоритета.

Отмечу, что в предложенной схеме функции взаимодействия, несмотря на приоритет нижнего уровня, могут оказывать существенное влияние на деятельность более высокого уровня приоритета.

Анализ деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения

Анализ деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения относится к функциональным направлениям первого уровня приоритета.

Анализ деятельности является важной управленческой функцией, позволяющей определить текущее состояние службы безопасности учреждения и выявить перспективные направления ее дальнейшего развития.

Очень важно проводить анализ деятельности систематически, так как полученные результаты представляют собой крайне полезную информацию и непосредственно влияют на другие виды деятельности и работу по обеспечению безопасности в целом.

Прогнозирование и выявление приоритетных направлений деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения

Наряду с анализом, к функциональным направлениям первого уровня приоритета относятся прогнозирование и выявление. Указанные виды деятельности регламентированы Федеральным Законом от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Сведения, полученные в результате функциональной деятельности данного направления, могут стать основанием для улучшения работы службы безопасности, усовершенствования службы безопасности и материально-технической базы учреждения.

Так же как и анализ, прогнозирование и выявление влияет на функциональные направления более низкого уровня приоритета.

Планирование деятельности

Планирование деятельности является одной из первоочередных функций управления службой безопасности и относится к приоритету второго уровня. Планирование представляет собой процесс прогнозирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения.

Задачи планирования заключаются в выявлении перспективных направлений в работе службы безопасности учреждения, формирование целей и стратегии развития службы безопасности, определение первоочередных задач и действий для их решения, необходимых затрат и результатов.

Отметим, что планирование деятельности должно осуществляться не только по работе заместителя директора по вопросам безопасности в целом, но и отдельно по направленностям работы, рассмотренным выше (антитеррористическая защищенность, пожарная безопасность, охрана труда и техника безопасности, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма ).

Организация деятельности структурных единиц и сотрудников службы безопасности

Одинаковый приоритет с планированием занимает деятельность по организации работы структурных единиц, составляющих службу безопасности учреждения.

В данном контексте под организацией понимается процесс, результатом выполнения которого является постановка конкретных задач для структурных единиц, составляющих службу безопасности и, в свою очередь, активизация деятельности, направленной на решение этих задач, указанных структурных единиц.

Несмотря на приоритет второго уровня, от качественного выполнения данной функции напрямую зависит функционирование всей службы безопасности в целом. Поэтому стоит уделить особое внимание указанному направлению работы.

Контроль деятельности структурных единиц и сотрудников службы безопасности

Под контролем деятельности понимается процесс проверки соответствия выполнения поставленных перед сотрудниками и структурными единицами задач планам работы, а также отслеживания качества выполнения указанных задач, следовательно, необходимость в контроле деятельности возникает только в том случае, когда перед сотрудниками и структурными единицами поставлены четкие задачи, определены сроки, правила и нормы их выполнения.

Контроль деятельности относится к приоритету третьего уровня, это обусловлено не тем, что роль функции контроля в управлении службой безопасности имеет второстепенное значение, а тем, что для ее реализации необходимо наличие результата (положительного либо отрицательного) выполнения функций, имеющих более высокий уровень приоритета.

Взаимодействие с другими организациями и структурными подразделениями

Функция взаимодействия представляет собой совместную деятельность, с другими организациями или структурными подразделениями учреждения, направленную на решение поставленных задач в области обеспечения безопасности.

Взаимодействие может быть внешним (внешние организации) и внутренним (структурные подразделения учреждения). Результат взаимодействия может оказывать существенное влияние на функциональные направления деятельности более высокого уровня приоритета, в зависимости от характера взаимодействия.

Необходимость взаимодействия может возникать по различным внутренним и внешним причинам (в целях исполнения требований федеральных законов, контролирующих органов или в результате возникновения ЧС).


Функциональные обязанности заместителя директора по вопросам безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность»

Работа по антитеррористической защищенности и противодействию терроризму и экстремизму

Эта работа включает:

  • · проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
  • · непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;
  • · организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.

Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности учреждения, противодействию терроризму и экстремизму является приказ директора.

Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:

  • § Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»;
  • § Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
  • § Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;
  • § Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
  • § другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, приказы Управления образования.

Опираясь на эти документы, в учреждении разрабатывается пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения:

  • · Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения;
  • · Паспорт комплексной безопасности образовательного учреждения;
  • · План обеспечения комплексной безопасности на учебный год;
  • · Инструкции, памятки.

Работа по обеспечению охраны образовательного учреждения

Охрану учреждения осуществляют собственные сотрудники. Организован внутриобъектовый режим с пакетом документов, который находится на посту охраны и дежурного администратора:

  • · список должностных лиц, педагогического состава и обслуживающего персонала образовательного учреждения;
  • · список должностных лиц, имеющих право разрешения пропуска посетителей;
  • · список должностных лиц, имеющих право разрешения на ввоз (внос) или вывоз (вынос) имущества;
  • · рабочая тетрадь;
  • · инструкция по охране объекта;
  • · инструкция по пожарной безопасности;
  • · памятки по действиям при угрозе проведения террористических актов и обнаружения подозрительных предметов, о правилах обращения с анонимными материалами, о правилах ведения телефонных разговоров с террористами;
  • · журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;
  • · журнал выдачи ключей;
  • · журнал регистрации посетителей;
  • · журнал регистрации автотранспорта;
  • · список автомобилей, имеющих право въезда на территорию образовательного учреждения;
  • · расписание уроков;
  • · расписание работы кружков (секций);
  • · расписание звонков;
  • · график дежурства должностных лиц;
  • · график дежурства сторожей;
  • · список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.

На оборудованном месте имеются:

  • 1. Ящик с ключами от дверей запасных выходов, помещений образовательного учреждения.
  • 2. Кнопка тревожной сигнализации.
  • 3. Телефон (стационарный, мобильный).
  • 4. Система оповещения.
  • 5. Медицинская аптечка.
  • 6. Фонарь.

Обеспечение поста охраны справочными, инструктивными и методическими документами позволяют оперативно и правильно выполнять охранные функции.

Организация инженерно-технической укрепленности объекта: по периметру территории имеется металлическое ограждение, освещение пришкольной территории.

Пожарная безопасность

Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе РФ от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральном законе РФ от 11.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Указом Президента РФ от 21 сентября 2002 года № 1011 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Обеспечение пожарной безопасности включает:

  • · соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
  • · обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами, установленными Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);
  • · неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;
  • · совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
  • · перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;
  • · поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
  • · содержание подвальных и подсобных помещений в противопожарном состоянии.

Пожарная безопасность не может быть формальной: первостепенное условие - практическая реализация противопожарных мероприятий, предписанных Законом РФ о пожарной безопасности и Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) и разработанными в образовательном учреждении локальными нормативными актами и методическими документами по пожарной безопасности.

Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:

  • 1. Приказ о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность.
  • 2. Инструкция по пожарной безопасности - основной рабочий документ для пользования, в котором отражены практически все вопросы ПБ и действия в случае возникновения пожара.
  • 3. Инструкция о мерах пожарной безопасности в пожароопасных помещениях учреждения.
  • 4. Инструкция дежурному администратору по пожарной безопасности.
  • 5. План эвакуации людей в случае пожара в учреждении.
  • 6. Инструкция к плану эвакуации людей в случае пожара.
  • 7. Памятка «Порядок действий при пожаре» (на каждом этаже и в каждом кабинете).
  • 8. Выписки из Инструкции к плану эвакуации людей в случае пожара (на каждом этаже и в каждом кабинете).

Обеспечение ПБ конкретизируется в приказах директора ОУ по вопросам обеспечения безопасности в течение всего учебного года в зависимости от конкретной обстановки.

Главная цель по обеспечению ПБ в ОУ - сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала за счет высокой степени противопожарного состояния учреждения, исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара.

Регулярно проводятся занятия по основам пожарной безопасности, тренировки по эвакуации обучающихся и персонала.

За последние годы наметилась положительная динамика по улучшению материально-технического обеспечения антитеррористических и противопожарных мероприятий: установлены кнопка тревожной сигнализации, автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения при пожаре, приобретены новые огнетушители.

Электробезопасность

Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются Правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП).

Электрощитовые и электрические щиты освещения (ЩО)

Входная противопожарная дверь в электрощитовую комнату постоянно закрыта на замок. На наружной стороне входной двери написано назначение помещения, место хранения ключей и нанесен предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение».

В помещении электрощитовой не должно находиться посторонних предметов, плафоны на светильниках должны быть герметичные, на полу около электрощитов должны быть диэлектрические резиновые коврики. Электрощитовая комната оснащена углекислотным или порошковым огнетушителем и одной парой диэлектрических перчаток.

Все электрические щиты освещения (ЩО) постоянно закрыты на замки. На наружной стороне дверей электрощитов нанесено: порядковый номер щита, подаваемое на щит напряжение и предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение», а на внутренней стороне дверей электрощитов - однолинейная схема электроснабжения потребителей. Внутри электрощитов не должно быть мусора, скопления пыли и паутины.

Требования к электросетям и электроустановочным изделиям

Светильники надежно подвешены к потолку и имеют светорассеивающую арматуру. Запрещается устройство нестандартных (самодельных) электронагревательных приборов, воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок, проложенных по территории образовательного учреждения с нарушением требований ПУЭ.

Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации

Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Анализ причин потерь населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий приводит к выводу, что более чем 80% случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуаций.

Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека.

Так в нашем учреждении проводится плановая работа по вопросам ГО и ЧС, а также обучение воспитанников и сотрудников образовательного учреждения по ГО и ЧС. Директор ГКОУ СО «Карпинский детский дом», заместитель директора по АХЧ, инженер по ОТ и уполномоченный по ОТ проходят обучение в НОУ ДПО «Учебно-методический центр Свердловской областной организации ВЭО России».

В учреждении создан «Уголок гражданской обороны», который:

  • · поможет людям разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникновении ЧС как мирного, так и военного времени;
  • · даст информацию о тех ЧС, которые могут возникнуть на территории края, города (района), на своем или соседнем объекте;
  • · ознакомит со способами и порядком защиты работников образовательного учреждения при возникновении ЧС;
  • · напомнит об основных способах оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • · ознакомит со структурой ГО, должностными лицами учреждения, которые отвечают за ее мероприятия, организуют работу по ГО и ЧС.

Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности

Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Для образовательного учреждения должно стать приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.

Активные профилактические мероприятия должны опираться на:

  • · методологию формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни;
  • · формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «пробы» табака и алкоголя;
  • · системную подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.

Обучающимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках «Окружающий мир», во время проведения объектовых тренировок, игровых мероприятий по пожарной, дорожной безопасности.

Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности:

  • · учебные занятия;
  • · занятия общественно-полезным трудом;
  • · экскурсии, походы;
  • · спортивные занятия, соревнования;
  • · кружковые занятия и другие, внешкольные и внеклассные мероприятия.

Формирование культуры безопасности строится на основе:

  • · программ интегрированного обучения основам безопасности;
  • · учебных предметов комплексного изучения проблем безопасности (окружающий мир, экология, здоровье);
  • · личности педагога, владеющего культурой безопасности.

Культура безопасности - это:

  • · знание о безопасной жизнедеятельности;
  • · опыт безопасной жизнедеятельности по образцу;
  • · опыт творческого решения проблем безопасности;
  • · ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности;
  • · опыт самосовершенствования безопасности жизнедеятельности.

Главная задача - научить обучающихся знать и уметь правильно, рационально действовать в различных чрезвычайных ситуациях.

Исходя из всего изложенного, можно сделать вывод, что в XXI веке единственно верным подходом к решению проблем безопасности является комплексный, системный подход. Говоря о комплексной безопасности ОУ, мы подразумеваем обеспечение безопасности от всех видов опасностей и угроз в рамках единой стратегии с использованием полного набора форм и методов противодействия им.

Концепция безопасности образовательного учреждения - это система взглядов, руководящих идей, принципов, принимаемых для решения задач, связанных с обеспечением его всесторонней и надежной безопасности. Она может быть представлена в виде некой виртуальной модели, помогающей понять, что собой представляет система безопасности образовательного учреждения, т.е. ее эффективность, реальность, гуманность, демократичность, техническая оснащенность, экономическая целесообразность и т.д.

Реально работающая концепция безопасности образовательного учреждения должна ясно и определенно показывать природу возникновения опасностей и угроз, определять конкретные параметры элементов системы безопасности учащихся и персонала, механизмов, путей и способов защиты их от потенциально опасных и чрезвычайных ситуаций (см. рис. 1).

Согласно Закону РФ «О безопасности» первейшим принципом любой системы безопасности должна быть законность4. Этот принцип предусматривает, что все действия по обеспечению безопасности должны носить законный характер, не в коей мере не ущемляющий права и свободы граждан. В Конституции РФ подчеркивается: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ

Рис. 1.

конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»5.

Важное значение при обеспечении безопасности образовательного учреждения имеет и принцип гуманности, предусматривающий приоритет интересов личности человека, и прежде всего ребенка, перед другими факторами при защите от опасных и чрезвычайных ситуаций различного генеза. Главное правило здесь заключается в том, чтобы как можно чаще говорить с детьми о подстерегающих их опасностях, даже самых, казалось бы, маленьких и незначительных проблемах безопасности, которые у них возникают. Однако необходимо соблюдать и другие важные правила:

  • - самым лучшим способом обучения учащихся безопасному поведению является личный пример педагогов и всего персонала учебного заведения;
  • - обучая учащихся правилам безопасного поведения, ни в коем случае нельзя их запугивать.

При формировании системы обеспечения безопасности образовательного учреждения нельзя игнорировать и такие принципы, как демократичность, предполагающих учет мнения учащихся, родителей, персонала, органов правопорядка; тесное взаимодействие со специалистами и различными службами безопасности; рациональность и экономичность; организованность; непрерывность; плановость; контроль;предвидение и упреждение; системность и целостность, предполагающие комплексный охват всех элементов системы обеспечения безопасности образовательного учреждения как единого целого.

Все указанные принципы обеспечения безопасности образовательных учреждений не умозрительные правила, выдуманные в кабинетах и учебных аудиториях, а важнейшие составляющие нормативных правовых актов РФ, регламентирующих безопасность в различных сферах жизнедеятельности. Значение этих принципов заключается в том, что они задают систему координат, в рамках которой, даже не подготовленный специально учитель или сотрудник образовательного учреждения, может достаточно быстро разобраться в приемлемости того или иного решения по защите учащихся от опасностей и угроз. Эти принципы становятся критериями для выбора того или иного варианта решения, связанного с обеспечением безопасности, или отдельного элемента ее системы.

Наряду с принципами важное место в системе безопасности образовательного учреждения занимают цели ее обеспечения, основными из которых являются:

  • - защита учащихся, педагогов, персонала, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
  • - обеспечение нормального учебного процесса и функционирования образовательного учреждения;
  • - снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • - улучшение качества жизнедеятельности и безопасности учащихся, педагогов, персонала (недопустимость гибели, снижение травматизма, усиления охраны труда, здоровья, окружающей среды, сохранности имущества и т.д.).

Из сформулированных целей вытекают задачи обеспечения безопасности образовательного учреждения:

  • - формирование готовности персонала, педагогов и учащихся к опасным и чрезвычайным ситуациям и к противодействию им, что достигается изучением видов опасностей и способов их преодоления;
  • - раннее выявление признаков и причин опасных и чрезвычайных ситуаций, их предотвращение и устранение причин их возникновения;
  • - обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
  • - правовое, организационное и техническое обеспечение системы безопасности;
  • - формирования навыков безопасного поведения при возникновении опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • - формирование культуры безопасности учащихся, педагогов и всего персонала образовательного поведения.

Значение вышеперечисленных принципов, целей и задач обеспечения безопасности образовательного учреждения заключается в том, что, правильно сформулированные и осознанные, они становятся установкой для педагогов, персонала и учащихся, являясь определенной гарантией их адекватных опасностям действий. Более того, указанные принципы, цели и задачи практически полностью совпадают с содержанием преподавания основ безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях, что очередной раз подчеркивает актуальность этой дисциплины.

Рассмотрев в концептуальном контексте принципы, цели и задачи обеспечения безопасности образовательных учреждений, перейдем к содержанию и механизму функционирования системы их безопасности.

Система безопасности образовательного учреждения имеет определенный набор элементов, который включает опасности и угрозы, объекты и субъекты безопасности, нормативные документы, ресурсы, организацию, средства защиты, приемы и навыки безопасного поведения и т.д.

Источниками потенциальных опасностей и угроз образовательным учреждениям могут выступать самые различные факторы социальной, техногенной и природной среды, о чем уже шла речь ранее. Знания о возможных опасных и чрезвычайных ситуациях, способах их раннего выявления и противодействия - важнейшее условие эффективности системы безопасности образовательного учреждения.

Объектами безопасности здесь выступают: учащиеся, педагоги, персонал, а также материальные, интеллектуальные, духовные ценности и окружающая среда, без которых невозможен нормальный учебно-воспитательный процесс и жизнедеятельность образовательного учреждения.

Субъектами безопасности образовательных учреждений являются: их руководство, персонал, охрана, различные службы обеспечения жизнедеятельности, спасения и помощи, родители, учащиеся. Самым непосредственным образом безопасность их обязаны обеспечивать администрация района, города или иного населенного пункта, правоохранительные органы, органы управления образованием, органы здравоохранения и пр.

Многочисленность субъектов обеспечения безопасности не всегда является благом, так как в момент возникновения опасной или чрезвычайной ситуации нередко возникает эффект «семи нянек», когда никто толком не знает за что отвечает и какую конкретно помощь необходимо оказать. Чтобы как-то урегулировать этот вопрос, а также в целях повышения эффективности системы безопасности образовательных учреждений, сразу же после теракта в Беслане, было рекомендовано ввести в них должность заместителя директора по безопасности. Однако этот вопрос в большинстве регионов РФ до сих пор остается открытым.

Нормативные акты (Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные приказы, распоряжения, указания, инструкции, а также планы, рекомендации, памятки местной администрации и т.д.) призваны регулировать вопросы обеспечения безопасности образовательных учреждений. Так, например, в образовательных учреждениях Москвы и некоторых других городов в соответствии с указаниями органами образования в каждом образовательном учреждении должен быть собственный паспорт безопасности, согласованный с правоохранительными органами, противопожарными и другими службами МЧС.

Важное значение имеют финансовые, кадровые, информационные, энергетические и иные ресурсы обеспечения безопасности образовательных учреждений, а также технические средства обнаружения и ликвидации опасных и чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Весьма велика роль и организационных мер, которые включают распределение функциональных обязанностей по обеспечению безопасности как в обычной обстановке, так и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Вот, например, какие меры, по мнению специалистов, должны принять администрация и преподаватели образовательных учреждений в случае экстремальных ситуаций:

  • - ужесточить пропускной режим при входе и въезде на территорию, установить системы сигнализации, аудио- и видеозаписи;
  • - ежедневно обходить территорию образовательного учреждения;
  • - периодически проводить инспекции складских и подсобных помещений;
  • - тщательно подбирать и проверять персонал;
  • - регулярно проводить совместно с сотрудниками правоохранительных органов и МЧС инструктажи и практические занятия по действиям при чрезвычайных происшествиях;
  • - в случае обнаружения подозрительных предметов незамедлительно сообщить о них в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений любых силовых ведомств (МВД, ФСБ, МЧС, Прокуратуры и др.);
  • - не допускать самостоятельного обезвреживания взрывчатых устройств;
  • - в случае необходимости приступить к эвакуации людей согласно имеющемуся плану.

Принципиальное значение имеют и навыки безопасного поведения и владения различными средствами противодействия учащихся, педагогов и персонала в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Это, пожалуй, самый главный элемент системы безопасности образовательного учреждения, тот самый человеческий фактор, без которого эта система нефункциональна. Реализация этого фактора предполагает серьезное отношение учащихся, да и всех субъектов безопасности образовательного учреждения, к проблемам безопасности.

Методы и формы формирования навыков безопасного поведения могут быть самые различные. Конечно, прежде всего, они должны реализовываться в процессе занятий по основам безопасности жизнедеятельности. Однако необходимо помнить, что безопасность учащихся это задача всех субъектов образовательного учреждения (педагогов, персонала, родителей, правоохранительных и иных органов, в том числе и самих учащихся), поэтому каждое занятие, каждое мероприятие в образовательном заведении, отношения детей и родителей, их взаимоотношения между собой должны рассматриваться в контексте привития детям и подросткам навыков безопасного поведения. Хорошим подспорьем здесь могут быть занятия по психологии выживания в различных экстремальных ситуациях, физическая подготовка, да и просто доверительные беседы по различным вопросам обеспечения безопасности (бытовой, транспортной, игровой и пр.). Все это не требует высоких финансовых, энергетических, интеллектуальных затрат. Главное здесь - адекватное отношение к проблемам безопасности со стороны всех без исключения педагогов, всего персонала образовательного учреждения.

Только упорядоченность и согласованность всех элементов системы безопасности образовательного учреждения образуют ее эффективность и надежность. Неправильное сочетание или неадекватность реагирования отдельных элементов этой системы могут привести к самым негативным последствиям. Однако необходимо помнить, что в системе безопасности, да и в окружающей среде есть такие элементы, которыми трудно или вообще невозможно управлять, оказывать на них необходимое влияние в интересах безопасности, регулировать их (стихийные бедствия, эпидемии, массовые беспорядки, военные действия, социальные катаклизмы и т.д.) Здесь много зависит от знаний специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности, от их учения анализировать и прогнозировать подобные экстремальные ситуации, от выбора адекватных средств воздействия на молодежь и окружающую среду с целью снижения негативных последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

Эффективным средством объединения всех элементов системы безопасности образовательного учреждения, обеспечения взаимодействия различных ее звеньев, включения и рационального использования ресурсов учебного заведения, охраны, милиции, МЧС, технических и иных средств является внедрение современных информационных технологий. Так, в некоторых, как правило, в частных, учебных заведениях устанавливается охранное оборудование слежения и управления безопасностью с программным обеспечением нового поколения, позволяющим надежно обеспечивать пропускной режим, противопожарную безопасность, режим безопасности в аудиториях, коридорах и подсобных помещениях. Но, к сожалению, такие системы очень дорогие и доступны далеко не всем образовательным учреждениям.

Весьма ответственным шагом является инициатива ряда субъектов РФ по введении в школах должности заместителя директора по безопасности, Так, например, введение такой должности в Екатеринбурге оценено специалистами положительно, так как количество правонарушений резко сократилось.

Эта инициатива вполне соответствует Закону РФ «О безопасности», где подчеркивается: «Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере»6. Следовательно, нормативными актами, регулирующими введение в штатное расписание образовательных учреждений должности заместителя директора по безопасности могут являться: распоряжением главы администрации субъекта, приказ начальника управления образования и приказ директора образовательного учреждения.

Исходя из методологических принципов подхода к решению проблем обеспечения безопасности, заместитель директора образовательного учреждения по безопасности с учетом фактического финансового состояния и технического оснащения данного учреждения, условий организации учебного и воспитательного процесса и других особенностей призван решать следующие задачи.

  • 1. Своевременно выявлять угрозы и опасности образовательному учреждению (учащимся, преподавателям, персоналу, родителям, посетителям; личному имуществу, материальным, интеллектуальным и духовным ценностям учреждения; личной и служебной информации; техническим средствам связи, сигнализации и информации).
  • 2. Немедленно информировать о них директора и других субъектов безопасности (пожарную часть, дежурных РУВД, МЧС, ФСБ, прокуратуры, участкового милиционера, руководителей охранного предприятия, скорую помощь).
  • 3. Сдерживать распространение опасностей, их продвижение к образовательному учреждению в целях увеличения времени на эвакуацию людей, материальных и иных ценностей и организацию подготовки к отражению и ликвидации.
  • 4. Самостоятельно с помощью охраны учреждения или во взаимодействии с представителями правоохранительных органов, пожарными и подразделениями МЧС принимать необходимые меры к нейтрализации и ликвидации возникших опасностей.
  • 5. Документировать явления и процессы, относящиеся к важным событиям в жизни образовательного учреждения в контексте его безопасности, как в ходе его повседневного функционирования, так и в случаях реализации угроз и опасностей и осуществления мероприятий по противодействию им.

Реализация указанных задач должна способствовать совершенствованию системы безопасности образовательных учреждений и оказанию помощи правоохранительным органам в их расследовании.

Конечно, говорить о какой-то единой системе безопасности для всех образовательных учреждений России нереально. Ситуация в различных ее регионах имеет свою специфику. Так, одних (в районах с суровыми климатическими условиями и сельской местности) могут преобладать опасности природного характера, в других (в местах скопления опасных производств) - техногенные или экологические, в третьих (в крупных городах, экономически неблагополучных регионах) - криминогенные, а нередко и все сразу. Однако примерная система безопасности образовательного учреждения, не претендующая на универсальность, может быть представлена в следующем виде (см. рис. 2).

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

"Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз" (ст. 1 Закона РФ "О безопасности").

Пожары, массовые заболевания и отравления учащихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-транспортные происшествия, бытовые несчастные случаи - всё это оборачивается невосполнимыми потерями жизни и здоровья обучающихся и персонала образовательных учреждений, тяжелыми психологическими травмами.

Система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.

Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений - организационному, информационному, агитационному, обучающему.

Обеспечение безопасности образовательного учреждения - первостепенная обязанность заместителя директора по обеспечению безопасности.

В нашей школе эта должность введена в 2005 году. Заместитель директора по обеспечению безопасности отвечает:

За организацию работы по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса;

За обеспечение контроля выполнения требований локальных нормативно-правовых актов по безопасности;

За своевременное представление обучающимся и персоналу оперативной информации по безопасности и принятым в образовательном учреждении решениям и мерам;

За методическую и инновационную работу по совершенствованию комплексной безопасности.

Комплексная безопасность образовательного учреждения - это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления , правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Работа по антитеррористической защищенности и противодействию терроризму и экстремизму

Эта работа включает:

Проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;

Непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;

Организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.

Решением вопросов по антитеррористической защищенности занимается антитеррористическая группа.

Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности школы, противодействию терроризму и экстремизму являются приказ директора, решения антитеррористической группы.

Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:

Закон РФ -1 "О безопасности";

Федеральный закон от 01.01.2001 "О борьбе с терроризмом";

Федеральный закон от 01.01.2001 3 "О противодействии терроризму";

Указ Президента РФ "О мерах по противодействию терроризму";

Постановление Правительства РФ "О мерах по противодействию терроризму";

Другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ.

Инструкция сторожу, дежурному при угрозе проведения террористических актов и обнаружения бесхозных и взрывчатых предметов, о мероприятиях по антитеррористической безопасности и защите детей;

Инструкция по оказанию первой медицинской помощи;

Журнал учета посетителей;

Журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;

Журнал выдачи ключей и приема помещений под охрану;

Список автомобилей, имеющих право въезда на территорию образовательного учреждения;

Расписание уроков;

Расписание работы кружков (секций);

Расписание звонков;

График дежурства должностных лиц и учителей;

График дежурства сторожей;

Список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.

На оборудованном месте имеются:

1. Ящик с ключами от дверей запасных выходов, помещений образовательного учреждения, закрывающийся на замок.

2. Кнопка тревожной сигнализации.

3. Телефон (стационарный, мобильный).

4. Система оповещения (звонок).

5. Медицинская аптечка.

6. Фонарь.

7. Средства индивидуальной защиты.

Обеспечение поста охраны справочными, инструктивными и методическими документами позволяют оперативно и правильно выполнять охранные функции.

Организация инженерно-технической укрепленности объекта: по периметру территории имеется ограждение, решетки на окнах первого этажа, металлические двери, запоры, освещение пришкольной территории.

Пожарная безопасность

Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе РФ от 01.01.2001 № бЗ-ФЗ "О пожарной безопасности".

Анализ причин возникновения пожаров и возгораний в образовательных учреждениях показывает и специалисты Госпожнадзора МЧС РФ подтверждают, что только в 20% случаев они происходят по причине неисправности электропроводки и электрооборудования, а в 70% - вызваны халатностью, а иногда и преступной бездеятельностью должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности.

Обеспечение пожарной безопасности включает:

Соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;

Обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами, установленных Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03);

Неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;

Совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;

Безопасность труда - состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных факторов.

Наличие Правил и журналов инструктажа учащихся по технике безопасности на рабочих местах - обязательное условие организации, управления и создания безопасных условий учебного процесса. Меры по охране труда и технике безопасности должны не допускать травматизма детей в образовательном учреждении.

Законодательной и нормативной основой деятельности службы охраны труда является:

Трудовой Кодекс РФ (Раздел "Охрана труда";

Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ "О службе охраны труда образовательных учреждений" ;

Приказ Министерства образования РФ "О службе охраны труда" .

На основе этих документов в школе разработаны документы по охране труда:

Положение о службе охраны труда в образовательном учреждении;

Положение о комиссии по охране труда;

Положение о работе уполномоченного лица по охране труда;

Положение об административно - общественном контроле за охраной труда.

Изданы организационные приказы по охране труда:

Приказ о назначении ответственных лиц за организацию безопасности работы;

Приказ об обучении и проверке знаний по охране труда с работающими;

Приказ о назначении лица, ответственного за электрохозяйство школы;

Приказ об организации пожарной безопасности и другие.

Составлены планы:

План организационно-технических мероприятий по улучшению условий охраны труда, здоровья работающих и детей;

Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих .

Для образовательного учреждения должно стать приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.

Активные профилактические мероприятия должны опираться на:

Методологию формирования у подростков представлений о здоровом образе жизни;

Формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от "пробы" табака и алкоголя;

Системную подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития

личности к антисоциальным проявлениям в обществе.

Обучающимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках по программе "Основы безопасности жизнедеятельности", во время проведения "Дня защиты детей", Школы безопасности.

Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности :

Учебные занятия;

Трудовая подготовка;

Занятия общественно-полезным трудом;

Экскурсии, походы;

Спортивные занятия, соревнования;

Кружковые занятия и другие внешкольные и внеклассные мероприятия.

Формирование культуры безопасности строится на основе:

Программ интегрированного обучения основам безопасности;

Учебных предметов комплексного изучения проблем безопасности (ОБЖ, экология, Здоровье);

Личности педагога, владеющего культурой безопасности. Культура безопасности - это:

Знание о безопасной жизнедеятельности;

Опыт безопасной жизнедеятельности по образцу;

Опыт творческого решения проблем безопасности;

Ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности;

Опыт самосовершенствования безопасности жизнедеятельности.

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая. Решить проблему обеспечения жизнедеятельности, безопасности образовательных учреждений и реально почувствовать достижимость конечного результата возможно программным методом.

Программный метод решения проблемы - это создание различных программ, позволяющих сосредоточить (сконцентрировать) финансовые, материальные, организационные ресурсы, привлечение средств разных источников и направление их целевым (адресным) путем на решение наиболее значимых, конкретных проблем образовательных учреждений в оптимальные сроки .

Для решения какой-либо проблемы применяется концепция, то есть система взглядов, руководящих идей или принципов. Концепция безопасности ОУ может быть представлена в виде виртуальной модели, помогающей ответить на ряд вопросов при проектировании систем безопасности ОУ.

Чтобы выстроить эффективную концепцию безопасности ОУ, необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогнозирование возможных опасностей и на этой основе определять желаемые параметры элементов будущей системы безопасности.

Главная идея концепции может быть сформулирована следующим образом: безопасность и охрана труда в ОУ должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований безопасности работниками и руководителями ОУ является обязательным условием организации безопасных и здоровых условий труда работающих, а также при проведении занятий с учащимися в классах, учебных мастерских, кабинетах химии, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных мероприятий. Принципы, цели и задачи обеспечения безопасности в ОУ определяют главную идею концепции безопасности и являются критериями выбора того или иного решения, варианта отдельного элемента системы безопасности. На основе действующего законодательства и опыта управления ОУ эти принципы можно сформулировать следующим образом.

1) Гуманность: уважение и учет интересов личности независимо от ее возраста и положения. К сожалению, не всегда действия педагогов отвечают этому принципу, что вызывает ответную реакцию и повышает риск происшествий в ОУ.

2) Законность: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Конституция РФ, ч. 3 ст. 55).

3) Демократичность: учет мнений родителей, органов правопорядка, коллектива работников и обучаемых, а также специалистов. Иногда мнение, оценки и предложения одного опытного специалиста не совпадают с мнением большинства учащихся; переубеждать их в таких случаях следует демократичными методами.

4) Тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности, хозяйственными и силовыми структурами. Для этого следует постоянно поддерживать как официальные, так и личные контакты.

5) Рациональность и экономичность. Любые меры по обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят. Речь идет о реальных мерах, а не о декоративных стендах и папках для проверяющих. Разумеется, стоимость мер безопасности может существенно различаться, причем самые дорогие - не всегда самые лучшие. Как говорил один специалист, правильно проинструктированная бабушка-вахтер порой полезнее и эффективнее дорогой системы видеоконтроля.

6) Организованность, непрерывность. Обеспечение безопасности ОУ - непрерывный повседневный процесс, он не может быть одноразовым актом. ОУ настолько сложный объект, что в любое время может возникнуть любая угроза.

7) Планирование и контроль.

8) Предвидение и упреждение. Чем точнее предвидение, тем эффективнее упреждающие профилактические меры. Есть немало простейших способов прогнозирования, которые позволяют повысить степень готовности ОУ к ЧС. Однако на практике преобладает недооценка возможности практического применения методов прогнозирования различных рисков: «пока гром не грянет - мужик не перекрестится».

9) Системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Реальная безопасность может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее аспектов, при использовании всех средств защиты и противодействия во всех структурных элементах ОУ, на всех этапах образовательного процесса, а также на путях перемещения учащихся.

10) Научность и информационная поддержка. Обеспечение безопасности требует не только затрат, но и, в первую очередь, знаний и определенной подготовки, научных рекомендаций.

Цели мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:

Защита обучающихся, воспитанников, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;

Обеспечение нормального функционирования и развития ОУ;

Снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;

Улучшение качества жизни, повышение благополучия воспитанников и педагогов (за счет снижения смертности и травматизма, повышения сохранности здоровья, имущества, окружающей среды).

Задачи мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:

Формирование готовности к опасностям и к противодействию им.

Изучение видов опасностей, способов их преодоления;

Раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;

Обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;

Экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ;

Формирование навыков правильного поведения при опасностях;

Формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности ОУ.

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ, как и в других организациях, создаются собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.

Основными элементами системы безопасности ОУ являются:

1) Субъекты обеспечения безопасности ОУ:

Руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);

Администрация района, правоохранительные органы;

Органы управления образованием, органы здравоохранения.

2) Физическая защита здания ОУ:

Освещение зданий, периметров и территорий;

Ограждения, запоры, решетки на окнах;

Барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей;

Шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ.

3) Охрана ОУ:

Вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

Организация охраны и режима;

Пакет документов по организации охраны;

Организация обучения сотрудников охраны;

Организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;

План совместных мероприятий ЧОП и ОУ.

4) Технические средства охраны и безопасности ОУ:

Система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;

Системы видеонаблюдения;

Системы автоматического электронного допуска; металлодетекторы ручные и стационарные; системы передачи тревожных сигналов.

5) Финансовое и ресурсное обеспечение:

Оплата охранных услуг ЧОП, вневедомственной охраны, сторожей;

Средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);

Средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ, металлодетекторами;

Средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений;

Энергетические и иные ресурсы.

6) Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления.

7) Воспитательная работа с учащимися.

8) Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:

9) Персонал ОУ: подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;

10) Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):

11) Методические документы по безопасности ОУ.

12) Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в ОУ.

13) Психологическое обеспечение:

Методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС;

Методики психологической реабилитации;

Тренинги, ролевые игры.

14) Кадровые и социально-бытовые меры.

15) Режим, обстановка, культура безопасности.

16) Органы управления образованием и взаимодействие с ними.

17) Инфраструктура, инженерные сооружения, организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ и взаимодействие с ними.

18) Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.

19) Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.

20) Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;

21) Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.

Три последних элемента - это главные элементы системы и культуры безопасности. Тот самый «человеческий фактор», без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Наличие культуры безопасного поведения иногда важнее других элементов системы безопасности.

На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность организации безопасности ОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.

Постоянное совершенствование системы безопасности и ее организации, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз:

Повышает психологическую устойчивость в ЧС. Повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по БЖД;

Способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками;

Создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.

Задача руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему.