Полезно знать - Автомобильный портал

Понятие системы федеральных судов общей юрисдикции. Система и структура судов общей юрисдикции. Система федеральных судов общей юрисдикции Российской федерации

В соответствии со ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции РФ», систему судов общей юрисдикции в РФ составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ. К первым относятся 1. верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов (суды общей юрисдикции в субъектах РФ);2. районные суды, городские суды, межрайонные суды (районные суды);3. мировые судьи.Суды общей юрисдикции в Российской Федерации рассматривают гражданские, административные и уголовные дела, осуществляя наибольший объем судопроизводства.

Низовым звеном системы территориальных судов общей юрисдикции являются мировые судьи . Формально являясь судами субъектов, они, тем не менее, осуществляют правосудие от имени РФ и финансируются за счет федерального бюджета. Вопросы осуществления правосудия мировыми судьями регулируются ФКЗ, ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 17 декабря 1998 г. и законами субъектов РФ о мировых судьях.

Компетенция мирового судьи установлена в ст. 3 ФЗ «О мировых судьях». Поскольку мировой судья является «общинным» судом, в его компетенцию входит рассмотрение простых, «обыденных дел». Например, к компетенции мирового судьи относится рассмотрение в первой инстанции:

1. уголовных дел о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 3 лет лишения свободы (в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ).

2. дела о выдаче судебного приказа – то есть судебного постановления о взыскании задолженности, которое выдается судьей единолично в явных, бесспорных случаях;

3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствуют спор о детях; а также – о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска – не более пятидесяти тысяч руб;

4. другие дела, вытекающие из семейно-правовых отношений, за исключением:

Всех дел по спорам о детях (об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства и т.д.);

О лишении и ограничении родительских прав;

Об усыновлении (удочерении) ребенка;

О признании брака недействительным;

5. дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, за исключением:

Дел о наследовании имущества;

Дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности;

6. дела об определении порядка пользования имуществом;

7. дела об административных правонарушениях, отнесенных законом к компетенции мирового судьи.

Кроме того, мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствах в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.


Все дела, отнесенные к компетенции мирового судьи, рассматриваются и разрешаются им единолично.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков , которые определяются законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысячи человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Поскольку мировые судьи являются судьями субъектов, порядок назначения их на должность определяется ФЗ «О мировых судьях» и законами субъекта РФ. Кандидат на должность мирового судьи должен являться гражданином РФ, иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет; кроме того, он должен сдать квалификационный экзамен.

Закон предусматривает два способа назначения мировых судей на должность. Так, мировые судьи могут либо назначаться или избираться на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, либо избираться на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Мировой судья назначается на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность. При повторном и последующих назначениях срок полномочий должен составлять не менее пяти лет.

Работу мирового судьи обеспечивает его аппарат, структура и штатное расписание которого устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта РФ.

Следующим звеном в подсистеме территориальных судов являютсясуды общей юрисдикции города или районав формулировке ФКЗ «О судах общей юрисдикции РФ» - районный суд.

Районный суд создается федеральным законом в судебном районе , территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. Закон допускает создание судебных районов, охватывающих несколько административно-территориальных единиц субъекта РФ (межрайонный суд).

Районный (городской) суд общей юрисдикции является тем звеном судебной системы, на которые возложено исполнение наибольшего объема работы. В компетенцию районного суда входит:

I. осуществление правосудия, а именно :

1. рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел в первой инстанции;

2. пересмотр в апелляционном порядке решений мирового судьи;

3. пересмотр дел по вновь открывшимся и новым обстоятельствам.

II. Реализация иных видов судопроизводства, а именно:

1. рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях;

2. вынесение решения об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста или залога, а также – о продлении срока содержания под стражей или домашнего ареста;

3. осуществление судебного контроля на основании положений Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г.;

4. вынесение судебных решений об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действия, нарушающих конституционные права и свободы граждан;

5. обобщение судебной практики и анализ судебной статистики.

Что касается организации судов общей юрисдикции города (района), то она зависит от штатной численности судей. Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем суда общей юрисдикции в соответствующим субъекте. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Федеральными судами общей юрисдикции в субъекте РФ являются: верховные суды республик в составе РФ, краевые суды, областные суды, городские суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суд Еврейской автономной области, суды автономных округов. Данные суды рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Рассматриваемые суды действуют в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум суда общей юрисдикции субъекта РФ состоит из председателя суда, его заместителей, входящих в состав президиума по должности, и наиболее опытных и квалифицированных членов суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Президиум суда общей юрисдикции субъекта РФ обладает судебными и несудебными полномочиями. Как судебный орган, он рассматривает:

1. дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей,

2. апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа,

3. дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Как несудебный орган Президиум решает наиболее общие вопросы организации и деятельности суда (например, утверждает составы судебных коллегий, рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики и т.д.).

Судебные коллегии суда общей юрисдикции субъекта РФ утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда. Председатель суда общей юрисдикции субъекта РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дела в составе другой коллегии. Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, а также - по вновь открывшимся обстоятельствам.

Так, в первой инстанции судебная коллегия по гражданским делам рассматривает:

1. гражданские дела, связанные с государственной тайной,

2. дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права и свободы граждан;

3. дела о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности региональных отделенный политических партий, общественных объединений, религиозных организаций;

4. дела о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

5. дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ (за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума);

5. дела о расформировании избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;

6. дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам.

Подсудность уголовных дел , рассматриваемых судами общей юрисдикции субъектов РФ, установлена ч. 3 ст. 31 УПК в виде перечня дел о преступлениях, предусмотренных конкретными статьями УК РФ. В частности, к ним относятся дела об убийствах с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 105 УК РФ), о похищении человека с особо отягчающими обстоятельствами (ч. 3 ст. 126 УК РФ), об изнасиловании с особо отягчающими обстоятельствами (ч. 3 ст. 131 УК РФ) и о некоторых других, как правило, тяжких преступлениях.

Кроме того, судебные коллегии рассматривает:

1. в качестве суда апелляционной инстанции дела:- по жалобам и представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу;- по жалобам и представлениям на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;2. в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

Судьи (в том числе председатели, заместители председателя) судов города, района или субъекта Федерации назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей соответствующего уровня.

Кроме территориальных судов, к судам общей юрисдикции относятся военные суды, которые вошли в судебную систему РФ в 1999 году, сменив военные трибуналы, которые все время своего существования функционировали обособленно и не входили в единую судебную систему страны. 23 июня 1999 г. был принят ФКЗ «О военных судах РФ», который определил военные суды как федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

В компетенцию военных судов входит рассмотрение следующих категорий дел:

1. гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2. дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом РФ;

3. дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4. дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

Кроме того, военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

Система военных судов на территории РФ построена не по территориальному, а по функциональному принципу, то есть военные суды дислоцируются по месту нахождения территориальных единиц органов военного управления - гарнизонов и военных округов (флотов).

Первым (основным) звеном военных судов является гарнизонный военный суд . Он создается на территории, на которой дислоцируется один или несколько военных гарнизонов, и образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.

Судом второго (среднего) звена подсистемы военных судов является окружной (флотский) военный суд в составе председателя, его заместителей, других судей. В нем образуется президиум, а также могут быть созданы судебные коллегии и (или) судебные составы. Он действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Военная коллегия Верховного Суда РФ – суд высшего звена для военных судов. Она организационно входит в состав Верховного Суда РФ.

К судьям военных судов предъявляются те же требования, что к судьям других судов общей юрисдикции. Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

Одна из ветвей судебной власти, в компетенцию которой входит рассмотрение всех уголовных дел, а также гражданских дел и дел об административных правонарушениях за исключением дел, подсудных арбитражным судам, (ст. 4 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ») именуется судами общей юрисдикции.

Все суды общей юрисдикции представляют собой систему судов. Согласно части 1 ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» систему судов общей юрисдикции составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» к федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (все перечисленные в данном пункте суды закон объединяет общим наименованием – районные суды);

4) военные суды;

5) специализированные суды.

В соответствии с частью 3 ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» к судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Поскольку (в дальнейшем это будет показано) основными звеньями системы судов общей юрисдикции выступают нижестоящие звенья, полагаем, что в методических целях, называя суды, следует начинать перечисление с мирового судьи. Таким образом, к судам общей юрисдикции относятся мировые судьи, районные (городские) суды, суды субъектов федерации, военные суды и Верховный Суд РФ.

Военные суды – это также суды общей юрисдикции. Иногда военные суды противопоставляются судам общей юрисдикции, что неправильно по существу. Позволительно условно говорить лишь о гражданских и военных судах общей юрисдикции.

Можно дать следующее определение системе судов общей юрисдикции. Система судов общей юрисдикции – это возглавляемая Верховным Судом РФ совокупность судов (федеральных и местных), связанных между собой установленными законом взаимоотношениями по осуществлению правосудия по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях.

Схематично система судов общей юрисдикции может быть представлена следующим образом:

В основу построения и функционирования системы судов общей юрисдикции положены три основополагающих принципа .

1. Единство системы судов общей юрисдикции.

Признаками единства системы общих судов являются: а) объединение всех судов высшим судебным органом – Верховным Судом РФ, что прямо предусмотрено Конституцией РФ (ст. 126) и ФКЗ «О судебной системе РФ» (ч. 1. ст. 19); б) наличие одинаковых по своей правовой сущности связей между ее выше- и нижестоящими звеньями как по линии гражданских, так и по линии военных судов. Решения нижестоящего суда, не вступившие в законную силу, обжалуются в вышестоящий суд в апелляционном порядке. Это характерно для взаимоотношений всех звеньев.

Проверка законности и обоснованности вступивших в силу решений также производится по единым правилам. Указания областного суда, отменившего решение районного суда, в той же мере обязательно для последнего, что и указание Верховного Суда РФ для областного или окружного военного суда для гарнизонного; в) отсутствие организационно изолированных друг от друга судов, управомоченных рассматривать только уголовные, гражданские дела или дела об административных правонарушениях. В настоящее время в многосоставных судах практикуется специализация судей. Однако юридически каждый судья вправе рассматривать любую категорию дел; г) осуществление контроля за деятельностью мировых судей федеральными судами. Несмотря на организационную специфику формирования института мировых судей (это – суды субъектов федерации), процессуальный порядок пересмотра принятых ими решений не отличается от порядка пересмотра судебных решений, принимаемых другими судами. Мировые судьи «встроены» в общую государственную судебную систему, являются ее частью. В этом смысле у нас нет отдельных систем федеральных судов и судов субъектов федерации, система судов общей юрисдикции единая.

Единство судебной системы обеспечивает единство судебной практики при рассмотрении соответствующих категорий дел.

2. Соответствие административно-территориальному делению страны при учете ее федеративного устройства.

Органы судебной власти созданы в каждом субъекте федерации и практически в каждом административном районе (ст.ст. 24, 32 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»). Это обеспечивает максимальный доступ населения к правосудию, поскольку суды приближены к месту проживания граждан. То обстоятельство, что в последнее время происходит укрупнение судебных районов (один суд создается на территории двух административных районов, имеющих общую границу, т.е. фактически создаются межрайонные суды), принципиально ситуацию не меняет. Укрупнение необходимо для оптимального использования штатов судей. В каждом судебном районе работает как минимум один мировой судья, в крупных районах имеется несколько судебных участков мировых судей. В республиках реализованы те же самые подходы к организации судебной власти, что и в других регионах. Решения верховных судов республик подлежат пересмотру в Верховном Суде РФ по тем же правилам, что и решения судов иных субъектов федерации. Поэтому построение органов судебной власти реализовано, скорее, как в унитарном, чем федеративном государстве. В этом особенность. Федеративное устройство проявляется в наименовании высших судебных органов республик, отчасти в наличии в субъектах федерации мировых судей и в некоторых других принципиально не влияющих на ситуацию признаках.

Федеральные суды составляют основную часть судебных органов. Подавляющее большинство уголовных и более половины гражданских дел подсудны только федеральным судам. Решения и приговоры мировых судей подлежат пересмотру федеральными судами. Мировые судьи являются судами субъектов федерации, однако вопросы их компетенции и принципиальные положения порядка формирования определяются федеральным законодательством.

Обоснованным исключением из рассматриваемого принципа является организация военных судов. Дислокация Вооруженных Сил не всегда совпадает с административно-территориальным делением страны. Воинские подразделения в силу международных соглашений могут находиться за пределами территории государства. Военные суды в связи с этим организованы в соответствии со структурой Вооруженных Сил.

Принципы единства системы судов общей юрисдикции и соответствия ее построения административно-территориальному делению страны при учете федеративного устройства делают судебную систему достаточно сильным гарантом целостности российского государства.

3. Нижестоящие звенья (районные суды и мировые судьи) – основные звенья системы судов общей юрисдикции.

Систему судов общей юрисдикции можно представить в виде пирамиды, на вершине которой находится Верховный Суд РФ, а ниже, к расширяющемуся основанию, расположены суды каждого из субъектов федерации, районные суды и, далее, мировые судьи. Чем ниже уровень суда, тем больше их количество. Это обстоятельство организационно способствует доступу населения к правосудию. В этих же целях, а также для обеспечения защиты интересов граждан последовательно в каждом из судов, входящих в систему, законодатель практически все (за небольшим исключением) уголовные и гражданские дела относит к подсудности районных и мировых судов. Таким образом, «вход» в систему судов общей юрисдикции осуществляется через основание пирамиды. Основную массу дел рассматривают районные суды (примерно 50-55%) и мировые судьи (примерно 40-45%). Участники судопроизводства имеют право обжаловать принятое решение в установленном порядке сначала в суд, непосредственно стоящий над судом, принявшим решение, затем, в следующее звено, и, наконец, в Верховный Суд РФ. Наличие иерархически выстроенной системы судов (вышестоящий суд контролирует качество осуществления правосудия нижестоящим судом) обеспечивает доступ к правосудию и своевременное устранение судебных ошибок. Верховный Суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью всех нижестоящих судебных звеньев, определяет судебную политику по относящимся к компетенции судов общей юрисдикции делам.

Судебная отрасль в Российской Федерации играет особую роль: это одна из трех ветвей власти. В статье будет рассказано про общей юрисдикции. Это важнейшая правовая группа в государственной системе России, о которой нужно знать каждому образованному гражданину.

Федеральные суды общей юрисдикции: общая характеристика

В соответствии с Законом "О судебной системе РФ", к судебным инстанциям общей юрисдикции относятся органы, которые вправе работать с уголовными, гражданскими и административными делами. Система именуется "общей" в связи с тем, что обращаться сюда может каждый без исключения гражданин.

Что составляет систему судов общей юрисдикции в РФ? Это верховные суды областей, республик, краев и автономных округов. Здесь же следует выделить крупные военные суды. В регионах есть районные и мировые инстанции, которые также включены в систему.

Все суды общей юрисдикции имеют своей целью защиту прав и свобод людей. Органы работают на принципах гуманности, законности и профессионализма.

Районные суды

Районные инстанции составляют самую многочисленную группу в системе правосудия России. Каждый районный суд обладает собственной сложной структурой.

Районный суд возглавляет председатель. У него есть свои заместители, которые следят за работой рядовых судей. При этом руководство само может обладать полномочиями в сфере правосудия. Задачи районного суда выглядят следующим образом:

Районный суд является ключевым звеном в системе судов общей юрисдикции. Здесь работают профессиональные судьи, которые рассматривают чуть более сложные дела, чем в нижестоящих инстанциях. В ходе процесса может решаться вопрос о законности и справедливости решения, вынесенного мировым судьей. Из-за этого районный суд предстает первой и второй инстанцией одновременно.

Мировые судьи

В мировой судебной инстанции работает всего один судья. Он рассматривает лишь самые "легкие" дела, а потому находится на низшей ступени судебной системы. Мировые судьи не могут устанавливать сроки наказания свыше 3 лет, обязывать платить особо крупные штрафы и налагать другие тяжкие формы санкций.

В своей деятельности судья должен следовать нормам и правилам поведения, установленным законом. Это соблюдение принципов законности, гуманности, профессиональной этичности, презумпции невиновности и т.д. Судья не имеет права выступать в качестве члена или агитатора какой-либо политической партии. Вводится запрет на реализацию депутатской или предпринимательской деятельности. Мировой судья должен обладать авторитетом и высокими моральными качествами. В своей работе он обязан руководствоваться нормами закона.

Таким образом, решения судов общей юрисдикции не могут быть одинаковыми. Характер применяемой санкции будет зависеть от статуса и набора полномочий конкретной государственной инстанции.

Военные суды

Региональные верховные, районные и мировые инстанции включены в систему судов общей юрисдикции. Решения этих органов зависят от количества законных полномочий. Помимо региональных судов, в систему также входят специализированные инстанции. Это военные и арбитражные суды. В ближайшее время в стране будет создан Специализированный суд по вопросам интеллектуального права.

Военные суды именуются также флотскими. Они входят в судебную систему РФ, однако функционируют в рядах Вооруженных Сил. Все военные инстанции подчиняются военной коллегии Верховного суда РФ. В обязанности таких органов входит рассмотрение преступлений, совершаемых российскими военнослужащими.

Арбитражные суды общей юрисдикции

Судебные органы, занимающиеся исключительно гражданскими вопросами, также входят в систему общей юрисдикции. Арбитражные инстанции подчиняются одноименной коллегии Верховного суда РФ. В обязанности таких судов входит в основном рассмотрение дел экономического характера: споры предпринимателей, приобретение интеллектуальных прав, финансовые разбирательства и т.д.

Арбитражные суды по составу мало чем отличаются от районных. Здесь есть свой председатель, его заместители и сами судьи. В судах первой инстанции (городских или районных) происходит рассмотрение дела и вынесение последующего решения. Вторые (апелляционные) инстанции проверяют такие решения на законность и обоснованность. Происходит обобщение судебной практики и повторное рассмотрение дела.

Альтернативой арбитражных инстанций является система третейских судов. Однако она никак не связана с рассматриваемой отраслью, поскольку носит исключительно коммерческий характер. Уставные (региональные конституционные) суды также не имеют отношения к системе общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции:

· Мировые судьи

· Районный суд

· Суды субъектов РФ

· Верховный Суд РФ

· Военные суды

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов РФ.

Компетенция мирового судьи. Мировой судья рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, единолично. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

· уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

· дела о выдаче судебного приказа;

· дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

· дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

· иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;

· дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

· дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

· дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

· дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП;

· дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых мировым судьей в первой инстанции и вступивших в силу.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. В соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районный суд является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Компетенция районного суда. Районный суд реализует следующие полномочия:

· рассматривает отнесенные к его подсудности уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в ч. 1 ст. 31 (в части подсудности уголовных дел мировому судье), ч. 3 и 4 ст. 31 УПК;

· рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции уголовные дела по не вступившим в законную силу решениям мирового судьи, если они были обжалованы сторонами;

· рассматривает в качестве суда первой инстанции все гражданские дела, отнесенные ГПК к его подсудности;

· рассматривает материалы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста.

Кроме того, районный суд решает вопросы:

· о продлении срока содержания под стражей;

· помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

· производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

· производстве обыска и (или) выемки в жилище;

· производстве личного обыска;

· производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о государственной или иной охраняемой федеральным законом тайне, а также о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

· наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи;

· наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

· временном отстранении обвиняемого от должности;

· контроле и записи телефонных и иных переговоров;

В ходе досудебного производства рассматривает жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены процессуальным законодательством.

Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

Компетенция судов субъектов РФ. Суды субъектов РФ обладают следующими полномочиями:

· рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

· изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;

· осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 126 Конституции является высшим судебным органом по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом пределах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Компетенция Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

· рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

· изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения федерального законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение;

· осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

· осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В соответствии с Конституцией Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы.

Военные суды РФ входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.

Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

· нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

· нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

· нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Военным судам подсудны:

· гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

· дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

· дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Суды общей юрисдикции представляют собой судебные органы, которые действуют на всей территории РФ с целью осуществления правосудия по гражданским, уголовным делам, а также по делам об административных правонарушениях.

Данные суды именуются судами общей юрисдикции, поскольку в их компетенцию входит рассмотрение и разрешение подавляющего большинства правовых споров как в количественном исчислении, так и по широте охвата правоотношений.

Суды общей юрисдикции действуют на всей территории РФ и на всех уровнях территориального устройства страны. При этом все судебные органы общедоступны. В установленных законом случаях лицо вправе обратиться в суд и получить надлежащее разрешение возникшего спора.

Суды общей юрисдикции входят в общую судебную систему РФ в качестве ее подсистемы. Это означает, что любой суд общей юрисдикции одновременно является и судом, входящим в общую судебную систему. Но не все судебные органы относятся к судам общей юрисдикции. Так, данным понятием не охватываются Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды. Следовательно, понятия "суды общей юрисдикции" и "судебная система РФ" соотносятся между собой как философские категории части и целого.

Законодательство о судах общей юрисдикции, помимо Конституции РФ, составляют следующие федеральные конституционные законы: "О судебной системе Российской Федерации"; "О военных судах Российской Федерации"; "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". В данных актах содержатся положения, отражающие систему судов общей юрисдикции, их структуру, полномочия, особенности организации и взаимодействия между судами и иными государственными органами и должностными лицами.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" система судов общей юрисдикции состоит из двух групп судов - федеральных судов общей юрисдикции и судов общей юрисдикции субъектов РФ. В основу такой дифференциации положен не функциональный признак, а способ формирования различных судебных органов. К федеральным судам относятся суды, которые созданы на основе федерального законодательства, к судам субъектов РФ - суды (точнее - судебные должностные лица), избрание или назначение которых происходит в порядке, установленном законодательством того либо иного субъекта РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

Верховный Суд РФ;

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов (т.е. суды субъектов РФ);


Районные суды, городские суды, межрайонные суды;

Военные суды различных уровней;

Специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом. (В настоящее время такие суды еще не созданы.)

К судам общей юрисдикции, образованным субъектами РФ, относятся мировые судьи.

Все суды общей юрисдикции в своей деятельности равным образом применяют федеральное законодательство, а в необходимых случаях - законодательство субъектов РФ, иные подзаконные нормативные правовые акты, а также международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права.

Судебные органы, входящие в систему судов общей юрисдикции, не находятся между собой в отношениях власти и подчинения. При осуществлении правосудия и реализации иных полномочий конкретный судебный орган принимает решение от своего собственного имени и несет за него полную ответственность. Инстанционное устройство системы судов общей юрисдикции предполагает движение дела из нижестоящих судебных органов в вышестоящие и возможность последующей отмены или изменения решений. Поэтому полномочия различных элементов системы судов общей юрисдикции можно раскрыть более полно, используя не организационный, а инстанционный подход.