Полезно знать - Автомобильный портал

Получение мелкой взятки. Сумма взятки от какой суммы начинаеться. Взятка свыше миллиона рублей: наказание

Если вы любите делать подарки, остерегайтесь определенных ситуаций, в которых их делать категорически запрещено. Если вы кому-то что-то дадите, особенно дорогое, и этот «кто-то» — государственный служащий, вас могут начать преследовать в аспекте уголовного законодательства.

Что является взяткой

Это необязательно «денежные» подарки. Для того, чтобы при «дарении» попасть под пристальный взгляд полицейских, необходимо и достаточно выполнения следующих условий:

  • В отношении задействовано гражданское лицо и госслужащий;
  • Эти два лица выполняют какие-либо действия в отношении друг друга.

Любой обмен между гражданином и государственным служащим — это преступление, наказание за которое регламентировано 290 статьей УК РФ. Гражданин при этом считается взяткодателем, а государственный служащий — взяткополучателем. При этом подчеркивается, что в таких отношениях одна сторона — это обязательно либо государственный служащий, либо работник муниципальной структуры, а вторая сторона — гражданин. Подобные действия, совершенные между двумя гражданами, взяткой не являются.

Какие же действия могут выполняться лицом, принявшим взятку?

  1. Поручительство: перенос некоторых задач на собственные плечи, помощь в решении трудовых задач и так далее.
  2. Попустительство, которое будет выражаться в бездействии, или, к примеру, сокрытии неточностей при выполнении определенного задания, освобождении от части трудовых обязанностей и т.д.
  3. Помощь в продвижении по карьерной лестнице.

Если человека «поймали» за взятку, он будет наказан в соответствии со статьями кодексов административной или уголовной ответственности.

Любой предмет, даже банальная коробка конфет, которая очень часто подносится в качестве благодарности за какое-либо совершенное действие, будет считаться взяткой, если она повлияет на дальнейшие действия чиновника, получившего такой «презент». Хотя, если предмет взятки по-настоящему малозначимый, или человек сможет доказать, что он не имел злого умысла, прокуратура может посчитать данное преступление малозначимым со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Виды взяток в зависимости от размера

Для того, чтобы суровость наказания соответствовала бы тяжести преступления, взятки классифицируются в зависимости от той суммы, которая была передана лицу.

Если должностному лицу были переданы деньги в размере 25000 рублей и более, это — значительная сумма взятки.

Если сумма «подарка» перевалила за 150000 рублей, тогда такое преступление карается ещё суровее. Это — крупный размер взятки.

Самое тяжелое нарушение по данной статье — передать деньги свыше миллиона рублей. За особо крупный размер взятки, коим считается переданная сумма денежных средств в таком объеме, следует наиболее суровое наказание.

Если же гражданин передал государственному служащему более одного миллиона рублей, такая взятка будет считаться совершенной в особо крупном размере.

Совершенно необязательно «подносить» деньги. Можно дать любую вещь, и уже попасть под статью, если стоимость «поданной» вещи превышает 3000 рублей. Если вы дали взятку и вас поймали, но размер взятки минимальный, судья может закрыть дело. Однако это происходит довольно редко, т.к. основываясь на действующей судебной практике взяткой считается абсолютно любая сумма или подарок. Поэтому такие действия целиком и полностью возлагаются на усмотрение судьи.

Если человек решил передать не деньги, а какие-либо ценности, действия такого человека рассматриваю в аспекте гражданского законодательства, соответствующая статья которого называет взяткой только то, стоимость чего превышает 3000 рублей.

Наказание за получение взятки

Если кого-то поймали на передаче денег или ценностей, накажут как того, кто передал ценности, так и того, кто их взял. Однако законодательная кара последует не только за эти события, но ещё и за посредничество во взяточничестве. То есть, если человек передавал деньги от одного к другому, согласовывал время и место встречи или оказывал иные посреднические услуги, его действия тоже могут быть расценены как преступление по соответствующей статье уголовного кодекса.

Что касается степени наказания, оно целиком основывается на той сумме, которая была передана должностному лицу.

Наказание должностного лица

Должностное лицо — любой человек, работающий в государственном или муниципальном учреждении. И не важно — министр ли это, или персонал, относящийся к административно-хозяйственной части, если он виновен, то будет наказан по ст. 290 и 291.2 УК РФ.

Наказание за мелкое взяточничество

Такое преступление предусматривает незначительную сумму взятки — до 10000 рублей. В этом случае по решению суда обвиняемый может быть наказан либо материально, либо полной или частичной изоляцией от общества на срок от 1 до 2 лет.

Размер штрафа выбирается судом дифференцированно, исходя из наличия умысла, тяжести совершенного преступления, целей передачи взятки, влияния последовавших действий и др. В общем он может быть до 200000 рублей, либо составлять сумму, которую заработал бы обвиняемый за период до трех месяцев.

Однако такое наказание последует только в том случае, если у человека до этого не было судимости. Если обвиняемый уже был осужден по этому или другим преступлениям, наказание последует более жесткое:

  • Штраф — до миллиона рублей;
  • Если сумма штрафа рассчитывается исходя из дохода, осужденного за определенный промежуток времени, таким промежутком признается год;

Если судья посчитает необходимым изолировать взяточника от общества, он может выбрать вариант полной или частичной изоляции на срок от 3 до 4 лет.

Что будет, если взять более 25000 рублей?

На усмотрение суда применяется либо штраф, либо полная изоляция от общества на срок до 6 лет. При расчете суммы штрафа применяется:

  • Фиксированная сумма на усмотрение суда (от 200000 до 1500000 рублей);
  • Сумма денежных средств, которую бы заработал обвиняемый. В расчет берется период от 6 месяцев до 2 лет;
  • Сумма взятки, увеличенная в 30 — 60 раз (на усмотрение суда).

Если по мнению суда требуется ещё, и дополнительная мера наказания в дополнение к основной, суд может запретить взяточнику работать где-либо кем-либо в течение срока до 3 лет.

Наказание за крупный размер взятки

Следуют те же самые меры наказания, что и за взятку значительного размера. Изменяются только цифры:

  • Фиксированная сумма штрафа может составить от 2 до 4 млн. рублей;
  • Период, за который осужденный заработал бы определенную сумму, принимается равным от 2 до 4 лет;
  • Для расчета штрафа сумма взятки может быть увеличена в 70 — 90 раз (конкретная цифра выбирается по усмотрению суда);
  • Обвиняемый может быть лишен свободы на срок от 7 до 12 лет.

Опять же, в качестве дополнительной карающей меры может быть выдан запрет работать на каких-либо должностях на срок до десяти лет.

Взятка свыше миллиона рублей: наказание

Меры наказания те же, однако цифры увеличены ещё больше:

  • Фиксированный штраф от 3 до 5 млн. рублей;
  • Сумма, которая была бы заработана осужденным за период от 3 до 5 лет;
  • 80-100 кратная сумма взятки;
  • Полная изоляция от общества на срок от 8 до 15 лет.

Дополнительно суд может запретить взяточнику работать где-либо на определенных должностях. Срок запрета — до 15 лет.

За коррупцию может быть наказан даже министр. В качестве примера можно привести резонансное дело Алексея Улюкаева. Замоскворецкий суд Москвы посчитал его виновным в получении взятки размером в 2 млн. долларов и приговорил к 8 годам колонии строгого режима и штрафу в 130 млн. рублей.

Привлечение по статье грозит как взяткодателю, так и взяткополучателю. Поэтому если вы сталкиваетесь с фактом вымогательства взятки, свяжитесь с сотрудниками собственной безопасности, а также зафиксируйте данный факт. Это потребуется для органов полиции для возбуждения уголовного дела.

Законодательная кара последует не только за факт дачи денежных средств или ценных подарков, но ещё и за помощь в организации такой передачи. Особенно сурово наказывается посредничество, которое организовывается ради нарушения закона. В этом случае последует как штраф, так и лишение свободы. Одновременно с этим следует отметить, что посредник освобождается от наказания, если добровольно явится в правоохранительные органы, напишет явку с повинной и сообщит о происшествии.

Ответственность за дачу взятки

Практически всех в интернете беспокоит ответ на один вопрос: что будет, если «неудачно» сделать подарок?

Формирование финального наказания зависит от множества факторов, главный из которых – размер подношения. Соответствующая статья уголовного законодательства говорит о том, что если у взятки отсутствует признак значимости, наказание за такое деяние будет определено в виде штрафных санкций, а также возможности тюремного заключения. Если «подарок» был сделан должностному лицу, и это установленный факт, нарушитель просто будет оштрафован.

Исходя из всего вышесказанного, можно резюмировать следующее:

  1. Простая взятка карается денежным штрафом и изоляцией от общества на срок до 24 месяцев. Сумма штрафа определяется как размер взятки, умноженный на число от 15 до 30.
  2. Взятка должностному лицу в более крупном размере – это более крупный штраф и более долгое отлучение от общества (до 3 лет).
  3. Особо крупный размер взятки карается тюремным заключение от 7 до 12 лет, а также крупным денежным штрафом, среди которого выделяют основной (70-90 кратная сумма взятки) и вспомогательный (70-кратная сумма взятки).
  4. Если человек, давший взятку, занимает важный пост в учреждении, в дополнение к основному наказанию ему могут также запретить работать по определенным должностям в течение 3 лет.

Что грозит за пособничество

Пособничеством называется определенные действия соучастников, или, наоборот, их бездействие, в результате которого облегчается задача основных фигурантов. Во время совершения противоправного деяния соучастникам может даже не быть на месте преступления, но, если его вина будет доказана, его отсутствие на месте совершения деяния не освободит его от наказания за пособничество.

Следующие действия могут быть квалифицированы как пособничество:

  • физическая помощь;
  • интеллектуальная помощь;
  • бездействие, например, намеренное игнорирование совершения преступления другим лицом;
  • финансовая поддержка, но только в том случае, если лицо, передающее деньги, знало, на какие цели они будут потрачены.

Таким образом любая поддержка преступнику тоже является противоправным деянием.

Действия, в случае вымогательства взятки

Если у вас вымогают деньги, ведите себя крайне осторожно. В частности, делайте следующее:

  • не допускайте двузначных высказываний, которые вымогателем могли бы трактоваться либо как готовность, либо как отказ в получении взятки;
  • запомните все детали вымогательства для облегчения работы сотрудников правоохранительных органов;
  • не переводите инициативу на себя.

Обязательно сообщите впоследствии о случившемся в правоохранительные органы для предотвращения преступления.

Виктимология 4(10) / 2016, с. 46-50

Гончаров Д. Ю., Зырянова Ж. Е.

МЕЛКОЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО КАК ОДНО ИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ БЫТОВОЙ КОРРУПЦИИ

В статье рассматривается понятие и сущность бытовой коррупции, некоторые аспекты мелкого взяточничества. Анализируется целесообразность и обоснованность дифференциации ответственности за взяточничество в зависимости от размера взятки. Предлагается отнести институт «мелкого взяточничества» к сфере административного законодательства.

Ключевые слова: бытовая коррупция, коррупция, мелкое взяточничество, антикоррупционная деятельность.

Вопрос противодействия коррупции остается для России актуальным на протяжении уже многих лет. Основная часть исследований коррупции и средств противодействия ей направлены на изучение деловой коррупции, в то время как исследования бытовой коррупции достаточно скудны.

Понятие «бытовая коррупция» впервые введено национальным планом противодействия коррупции на 2010-2011 годы, и определено как «коррупционные нарушения, с которыми граждане встречаются наиболее часто» .

Общественная опасность бытовой коррупции обусловливается, в частности, следующими обстоятельствами. Она весьма распространена, люди дают взятки везде - в медицинских учреждениях, детском саду, школе и институте. Стоит отметить, что многие люди даже не понимают по сути, что дают взятку, совершают преступление, считая, что «пара тысяч рублей» - это всего лишь небольшая благодарность за оказание какой-либо услуги.

Бытовая коррупция развращает общество, подрывает его нравственные устои. Общество не желает бороться с «бытовыми» коррупционерами, не желая стоять в очередях или соблюдать установленный порядок определенных процедур. Однако следует понимать, что «облегчая», как нам кажется себе жизнь, дав взятку, мы не только совершаем уголов-

но-наказуемое деяние, но и нарушаем права тех, кто желает получить данную услугу на законных основаниях и в установленном порядке.

Отличительная черта бытовой коррупции - это небольшие суммы взяток, однако они, как правило, носят постоянный, практически ежедневный характер со стороны взяткополучателя.

Взяткополучателями в данном случае выступают врачи, преподаватели, должностные лица предприятий и организаций, оказывающих услуги населению, то есть те, с кем мы встречаемся практически ежедневно.

Противодействие данному виду коррупции необходимо, прежде всего, начинать с изучения ее сущности и детерминантов. Без понимания сущности явления, причин и условий, его порождающих, невозможно найти эффективные методы борьбы с ним.

Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы провозглашает одним из направлений работы организацию научных междисциплинарных исследований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и практики его применения в части, касающейся снижения уровня бытовой коррупции . Представляется, что результатом проведения указанных исследований станет разработка четкой, последовательной стратегии борьбы с проявлениями бытовой корруп-

ции, что в конечном итоге приведет, пусть не к полному ее искоренению, но хотя бы к значительному снижению ее уровня.

Федеральным законом от 03 июля 2016 № 324-Ф3 в УК РФ была введена ст. 291.2 «Мелкое взяточничество», в нормах которой установлена ответственность за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. В пояснительной записке к проекту данного федерального закона было отмечено, что «в 2012-2015 годах подавляющее большинство уголовных дел по факту коммерческого подкупа, дачи или получения взятки возбуждалось при сумме менее 10 тысяч рублей» . Поэтому, факт разграничения ответственности в зависимости от размера дачи или получения взятки в данном случае кажется целесообразным. Это, на первый взгляд, отвечает принципам справедливости и дифференциации наказания.

Интересным представляется определение законодателем таких деяний с использованием прилагательного «мелкое» и отнесение его к преступлениям, в то время как другие «мелкие» деликты (мелкое хищение, мелкое хулиганство), в силу небольшой общественной опасности, относятся к административным правонарушениям. Представляется, что исторически последовательным было бы институт мелкого взяточничеством разместить в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, определив при этом мелкое взяточничество, как «получение или дачу взятки в размере, не превышающем 1 000 рублей». Что касается взятки в размере, не превышающем 10 000 рублей, то, целесообразнее было бы внести изменения в уже имеющиеся статьи УК РФ, предусматривающие ответственность за дачу и получение взятки соответственно, нежели, вводить в УК РФ новые статьи. Такой точки зрения придерживаются А.П. Алексеева и А.С. Иванов.

Также нельзя не обратить внимания на то, что законодатель впервые уравнял ответственность за дачу и получение взятки, что в корне не отвечает принципу справедливости наказания, в связи с тем, что степень общественной опасности взяткополучателя всегда выше. Следует сказать, что степень общественной опас-

ности получения взятки стоит исчислять не столько из размера взятки, сколько из обусловленности действий должностного лица и наступивших последствий взяткой или ее обещанием .

Кроме этого, в сегодняшнем виде уголовно-правовая норма об ответственности за мелкое взяточничество тарге-тирует не такой уж большой пласт бытовой коррупции. Следует учесть, что де-факто круг субъектов бытовой коррупции шире субъектов взяточничества, ведь его субъектами (и субъектами мелкого взяточничества, в том числе), де-юре остаются должностные лица, иностранные должностные лица либо должностные лица публичных международных организаций. По вопросу о том, кого следует считать субъектом мелкого коммерческого подкупа (статья 204.2 УК РФ) и мелкого взяточничества (статья 291.2 УК РФ), Верховный Суд Российской Федерации указал на то, что «субъект преступления, предусмотренного статьей 291.2 УК РФ, полностью совпадает с субъектом преступлений, предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ, а субъект мелкого коммерческого подкупа - с субъектом коммерческого подкупа (статья 204 УК РФ)» .

В то же время, в аспекте дифференциации ответственности за мелкие коррупционные деликты законодатель проявил следующую непоследовательность. Если уголовная ответственность для субъектов мелкого взяточничества, а именно для получающего и для дающего мелкую взятку смягчена, то посредничество в мелком взяточничестве должно оцениваться как пособничество в мелком взяточничестве и наказываться так же, как само мелкое взяточничество. По вопросу о том, может ли быть привлечено к ответственности по статьям 204.2 или 291.2 УК РФ лицо, оказавшее посреднические услуги при передаче предмета коммерческого подкупа на сумму, не превышающую десяти тысяч рублей, либо взятки, размер которой не превышает десяти тысяч рублей, Верховный Суд Российской Федерации указал: «Нет, не может. В соответствии со статьей 204.1 УК РФ, действующей с 15 июля 2016 года, и статьей 291.1 УК РФ, а также примечаниями к статьям 204 и 290 УК РФ уголовная ответственность установлена только за посредничество в коммерческом под-

купе или во взяточничестве, если сумма предмета подкупа или размер взятки являются значительными (превышают двадцать пять тысяч рублей)» . Следует заметить, что в настоящий момент норма о простом посредничестве во взяточничестве (ч. 1 ст. 291.1 УК РФ, наказуемо посредничество в значительном размере) предусматривает наиболее строгое наказание, полуторакратно меньшее наиболее строгого основного наказания за получение взятки в значительном размере. Однако почему же тогда законодатель не предусмотрел ответственность за посредничество в мелком взяточничестве, уменьшив её в сравнении с самим мелким взяточничеством?

Принятие законодателем анализируемой уголовно-правовой нормы представляется нам нелогичным и непоследовательным, кроме названных, ещё и по следующим уголовно-политическим причинам.

Во-первых, в связи с отсутствием результатов комплексного межведомственного исследования такого явления, как бытовая коррупция. Указание на проведение такого исследования было дано Президентом Российской Федерации только в этом году.

Во-вторых, смягчение уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений не соответствует целям и задачам текущей антикоррупционной политики государства. Невозможно победить коррупцию, смягчая наказания за нее.

В-третьих, нельзя разграничивать общественную опасность коррупционного преступления только размером взятки. Общественная опасность, например, незаконного отказа в возбуждении уголовного дела, не зависит от того, какое вознаграждение - 5 или 20 тысяч рублей получил за это сотрудник правоохранительных органов. Однако, наказание за совершение данного деяния напрямую зависит от размера полученной взятки. С этой точки зрения, ни о какой справедливости при назначении наказания, речи идти не может.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что введение в УК РФ новой статьи антикоррупционной направленности (ст. 291.2 «Мелкое взяточничество») является актом противоречивого отношения к бытовой коррупции. С од-

ной стороны, очевидна либерализация уголовной политики в отношении субъектов мелкого взяточничества. С другой стороны, анализируемая норма - новая, и в этой части новый закон, предусматривающий уголовную ответственность, не должен применяться в отношении лиц, совершивших деяния до его введения в действие. Однако новая норма распространяется сейчас на лиц, в отношении которых осуществляется или уже осуществлено уголовное преследование за простое взяточничество. Так, по вопросу о том, подлежат ли пересмотру и приведению в соответствие с новым уголовным законом на основании статьи 10 УК РФ вступившие в законную силу приговоры в отношении лиц, осужденных за преступления, предусмотренные частями 1-4 статьи 204, частями 1, 3, 4, 5 статьи 290, частями 1, 3, 4 статьи 291 УК РФ (в редакциях, действовавших до 15 июля 2016 года), если предмет коммерческого подкупа или размер взятки составлял сумму, не превышающую десяти тысяч рублей» Верховный Суд Российской Федерации указал: «да, подлежат с переквалификацией действий осужденных на часть 1 статьи 204.2 или на часть 1 статьи 291.2 УК РФ)» . Тогда возникает вопрос: следует ли привлекать к ответственности за мелкое взяточничество или за обычное взяточничество лиц, о совершении мелкого взяточничества которыми стало известно после введения в УК РФ ст. 291.2 УК РФ?

Поставленные в статье проблемы и открытые вопросы, сделанные замечания не позволяют прийти к однозначному выводу о том, что новая норма в полной мере соответствует криминальным реалиям современной действительности. Достижение положительных результатов в борьбе с проявлениями бытовой коррупции возможно, на наш взгляд, при условии дальнейшего совершенствования института ответственности за мелкие общественно вредные деликты. Криминологам, представителям административно-правовых отраслей, законодателям, представителям общественных и иных заинтересованных институтов, на наш взгляд, следовало бы обсудить возможность переноса в будущем норм об ответственности за мелкое взяточничество в тексты актов об административно-правовых деликтах или уголовных проступках.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» // «Российская газета». 15.04.2010. № 79.

2. Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы // «Российская газета». 13.04.2016. № 78.

3. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Официальный сайт Президента РФ URL: http://www.kremlin.ru/acts/ news/51981 (дата обращения 20.12.2016 года).

4. Алексеева А.П., Иванов А.С. Обзор изменений в антикоррупционном законодательстве // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 3. С. 91-96.

5. Чуклина Э.Ю. Выделение уголовной ответственности за мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ): критический взгляд // Экономика, социология и право. 2016. № 10. С. 95-100.

6. Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению Федеральных законов от 3 июля 2016 года № 323-ФЗ - 326-ФЗ, направленных на совершенствование уголовной ответственности за коррупционные преступления и преступления экономической направленности, а также оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности (вступили в силу с 15 июля 2016 года). Утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28 сентября 2016 г. Текст ответов официально опубликован не был // СПС Гарант-Сервис.

ГОНЧАРОВ Денис Юрьевич, профессор кафедры уголовного права второго факультета повышения квалификации (с дислокацией в г. Екатеринбург) института повышения квалификации ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации», профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт МВД России», доктор юридических наук. E-mail: [email protected]

ЗЫРЯНОВА Жанна Ержановна, адъюнкт ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт МВД России». E-mail: [email protected]

Zyryanova Zh. E., Goncharov D. Y.

PETTY CORRUPTION AS A MANIFESTATION OF EVERYDAY CORRUPTION

In article the concept and essence of household corruption, some aspects of small bribery is considered. Feasibility and justification of differentiation of responsibility for bribery depending on the bribe size is analyzed. It is offered to carry institute of «small bribery» to the sphere of the administrative legislation.

Keywords: household corruption, corruption, small bribery, anti-corruption activities.

GONCHAROV Denis Yuryevich, professor of department of criminal law of the second faculty of professional development (with dislocation to Yekaterinburg) institute of professional development of "Moscow academy of Investigative committee of the Russian Federation", professor of department of criminology and the criminal and executive law "The Ural legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia", doctor of jurisprudence.

E-mail: [email protected]

ZYRYANOVA Zhanna Erzhanovna, graduated in a military academy "The Ural legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia". E-mail: [email protected]

BI/IKTI/IMOflOn/lfl № 4(10) / 2016

СТ 291.2 УК РФ .

1. Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных , либо настоящей статьей, -

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Комментарий к Ст. 291.2 Уголовного кодекса

1. Статья устанавливает уголовную ответственность за так называемое мелкое взяточничество (на сумму до 10 тыс. рублей). Ответственность по данной норме несут как дающий, так и получающий взятку; посредничество в таком взяточничестве ввиду его размера не наказуемо (см. комментарий к ст. 291.1 УК).

2. При квалификации следует учитывать направленность умысла виновных: если взятка планировалась к передаче и получению в сумме, превышающей 10 тыс. рублей, однако фактически принятая взятка образовала сумму, меньшую чем 10 тыс. рублей, содеянное тем не менее надлежит квалифицировать как оконченное преступление по ст. 290 - 291 УК (см. п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях").

Второй комментарий к Ст. 291.2 УК РФ

1. Норма о мелком взяточничестве распространяется только на взяткодателя и взяткополучателя. Аналогичные действия посредника уголовно не наказуемы.

2. Предмет преступления - взятка в любой форме (см. комментарии УК ст. 290 УК) при ее размере не более 10 тыс. руб.

3. Объективные и субъективные признаки данного состава преступления совпадают с одноименными признаками преступлений, предусмотренных статьями 290 и 291 УК.

4. Квалифицированный состав этого преступления характеризуется наличием специального рецидива - не снятой и не погашенной судимости за взяточничество (ст. 290, 291 или 291.1 УК) или за мелкое взяточничество.

5. В соответствии с примечанием к ст. 291.2 УК лицо, давшее взятку в размере, не превышающем 10 тыс. руб., освобождается от уголовной ответственности при тех же условиях, что и субъект преступления, предусмотренного статьей 291 УК (см. комментарии к ее примечанию).

1. Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, -

Признаком, отграничивающим мелкое взяточничество от составов, предусмотренных ст. 290 и ст. 291 УК РФ, является размер взятки - до 10 тыс. руб

71.Посредничество во взяточничестве (ст. 291 1 УК РФ): основные и квалифицированные составы. Отличие посредничества во взяточничестве от дачи взятки.

Посредничество заключается в оказании содействия (помощи) взяткодателю или взяткополучателю в даче (получении) взятки.

Объективная сторона преступления выражается в посредничестве во взяточничестве, а именно в совершении следующих альтернативных действий:

Непосредственной передаче взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (взяткополучателю) по поручению взяткодателя или взяткополучателя;

Ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере. 25

Состав посредничества во взяточничестве будет отсутствовать, если сумма предмета взятки не выходит за пределы 25 тысяч рублей.

Состав формальный . Посредничество во взяточничестве является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей.

когда должностное лицо отказалось принять взятку, действия посредника, передающего предмет взятки, следует расценивать как покушение на совершение преступления

При посредничестве во взяточничестве в виде иного способствования взяткодателю и (или) взяткополучателю оконченный состав преступления будет иметь место с момента совершения действий, образующих указанное способствование.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает взятку должностному лицу по поручению

Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Квалифицированные признаки посредничество во взяточничестве

Во 2 части статьи 291.1 указан квалифицированный состав преступления - посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения.

В части 3 статьи 291.1 предусмотрены такие квалифицирующие признаки, как совершение посредничества во взяточничестве:

Группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК РФ);

В крупном размере, когда сумма предмета взятки превышает 150 тысяч рублей.

Особо квалифицированным составом преступления является посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, если сумма предмета взятки превышает 1 миллион рублей.

В части 5 статьи 291.1 предусмотрен самостоятельный состав преступления - обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Обещание посредничества означает выражение согласия лица осуществить в будущем все действия, образующие объективную сторону посредничества, или часть из них.

И обещание, и предложение посредничества во взяточничестве относятся к формальным составам и являются оконченными с момента совершения действий, указанных в законе.

Объект –интересы службы.

Субъект – общий, с 16 лет.

Квал. признак- совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере; совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо при получении взятки в особо крупном размере.

Ст. 432. Посредничество во взяточничестве

Объект –интересы службы.

Предмет – взятка (материальные ценности, выгоды имущественного характера).

Объективная сторона – пособнические действия, предусмотренные в качестве самостоятельного преступления и выразившиеся в непосредственной передаче взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя.

Субъективная сторона – прямой умысел. Состав-формальный.

Субъект – общий, с 16 лет.

Служебный подлог (ст. 292 УК РФ): основной состав и квалифицированные составы. Отличие служебного подлога от фальсификации доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности.

Объектом преступления является нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ.

Предмет преступления официальные документы, т. е. документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер.

Объективная сторона состоит:

– во внесении должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений. В этом случае документ имеет все признаки подлинного, но в него вносятся заведомо ложные сведения, т. е. имеет место интеллектуальный подлог;

– во внесении в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание. В этом случае в документ вносятся исправления путем подчистки, замены имеющегося там текста или цифр другими, которые искажают его действительное содержание (материальный подлог).

Состав преступления – формальный – считается оконченным с момента совершения одного из указанных в диспозиции статьи действий вне зависимости от наступления каких-либо общественно опасных последствий.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и мотивом – корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность – действия с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения государственных или общественных средств в свою собственность или собственность других лиц.

Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т. п.

Субъект преступления – специальный:

– должностное лицо;

– государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.