Полезно знать - Автомобильный портал

Впервые был употреблен термин адвокат. Возникновение и развитие адвокатуры в дореволюционной россии. I. История развития адвокатуры в России

Чтобы лучше понять современное состояние адвокатуры и выявить пути ее развития и этапы реформирования, необходимо изучить историю ее возникновения и развития.

Появление адвокатуры в России связывают с Судебной реформой 1864 г., хотя и до ее проведения судебное представительство на Руси все же существовало.

Историю развития адвокатуры в России можно условно разделить на следующие периоды:

  • – адвокатура России в период до Судебной реформы 1864 г.;
  • – адвокатура России в период с 1864 по 1917 гг.
  • – адвокатура советского периода 1917–1991 гг.
  • – современный период адвокатуры.

Адвокатура России в период до Судебной реформы 1864 года

Первое упоминание о поверенных, являющихся прообразом современного адвоката, в письменной форме содержится в законодательных актах XV в. в Псковской и Новгородских судных грамотах, предусматривавших возможность иметь представителя в судебном разбирательстве.

Судебные представители того времени делились на две группы: первую группу составляли так называемые естественные представители, родственники тяжущихся, вторую – наемные поверенные, которыми могли быть все правоспособные граждане, за исключением облеченных властью и тех, кто стоял на службе, чтобы исключить влияние на суд, их еще называли ходатаями по делам или стряпчими.

По Псковской судной грамоте услугами поверенных могли воспользоваться только женщины, дети, монахи и монахини, старики и глухие, тогда как по Новгородской судной грамоте услугами поверенных мог воспользоваться любой желающий. Положение о поверенных также упоминается в Судебнике 1497 г., в котором было закреплено, что истец или ответчики могли не являться в суд, а приглашать вместо себя поверенных. В Судебнике 1550 г. помимо участия поверенных уже были определены правила проведения судебного поединка и запрет вмешательства в него посторонних под угрозой наказания.

В Соборном уложении 1649 г. царя Алексея Михайловича говорится об институте поверенных как об уже существующем. Но состав наемных поверенных был весьма разнообразен, так как в то время еще не было законодательной регламентации представительства.

Слово "адвокат" как термин в России впервые был употреблен в Воинских уставах Петра I 1716 г. Одна из глав именовалась "Об адвокатах и полномочных" и определила их полномочия и задачи. С этого периода и до Судебной реформы 1864 г. законодатель предпринимал меры по упорядочению деятельности профессиональных ходатаев.

В 1775 г. Екатерина II подписала Указ "Учреждения для управления губерний Всероссийския империи", согласно которому появился институт губернских стряпчих, являющихся помощниками прокурора и защитниками казенных интересов. К стряпчим не предъявлялось каких-либо требований в виде образовательного или нравственного ценза, не была регламентирована и их внутренняя организация.

Только в конце XIX в. судебное представительство превращается в юридический институт присяжных стряпчих. Попыткой отчасти упорядочить участие судебных представителей в коммерческих судах явился Закон от 14.05.1832 об учреждении коммерческих судов. Согласно последнему был создан институт присяжных стряпчих, направленный на упорядочение деятельности судебных представителей в коммерческих судах. Поверенными по делам между частными лицами могли быть лишь те, кто был внесен в список присяжных стряпчих, который вели в каждом коммерческом суде. Для включения в список присяжных стряпчих при коммерческом суде желающие должны были подать в соответствующий суд прошения, а также аттестаты, послужные списки и прочие свидетельства о звании и поведении, которые сами сочтут нужными. Суд по рассмотрению представленных документов либо вносил лицо в список, либо объявлял претенденту устно отказ без объяснения причин. Лица, внесенные в список, давали присягу по установленной форме. Стряпчие были полностью зависимы от суда: по его усмотрению могли быть допущены к практике, а также исключены из списка без объяснения причин. Установленного числа присяжных стряпчих не было. Они не имели государственного содержания и существовали за счет гонораров. Закон значительно ограничивал права и возможности присяжных стряпчих, практически они по-прежнему оставались в зависимости от судей.

1. Оказание юридической помощи в России в период до судебной реформы 60-х гг. XIX в.

2. Судебная реформа 60-х гг. XIX в. Утверждение Учреждения судебных установлений.

3. История российской адвокатуры в период 1864–1917гг.

4. Известные присяжные поверенные второй половины XIX века и начала XX века.

5. История российской адвокатуры в период 1917–2002гг.

У всех славянских народов была обязательной личная явка в суд. Затем был пройден обязательный этап в становлении адвокатуры – родственное представительство. Оно нашло свое закрепление в таких законодательных памятниках XV в., как Псковская Судная грамота 1467 г. и Новгородская Судная грамота 1471 г. В частности, в статье 58 Псковской судной грамоте была предусмотрена возможность представительства только для определенных категорий лиц – женщин, детей, монахов, монахинь, пожилых и глухих. Интересы церкви могли представлять только церковные старосты. Должностные лица («посадники») представительствовать не имели права.

В первом общероссийском Судебнике 1497 г., принятом в правление великого князя Ивана III? была предусмотрена возможность истца или ответчика прислать вместо себя поверенного. В Судебнике 1550 г., принятом в правление царя Ивана IV, это положение было повторено.

Однако уже в XVII в. в Соборном Уложении 1649 г., принятом в правление царя Алексея Михайловича было разрешено наемное представительство.

Такое состояние – разрешение свободного представительства – сохранялось до второй половины XIX в. В Воинских Уставах-Процессах 1716 г. Петра I было положение о том, что если челобитчик или ответчик не может по уважительной причине (прежде всего по болезни) явиться в суд, то он может послать туда адвоката. Однако по сути институт адвокатуры в Российской империи отсутствовал.

Интересы сторон представляли стряпчие, которыми обычно становились действующие или бывшие мелкие судебные чиновники.

Вместе с тем в XIX в. государство принимало меры к тому, чтобы зарегистрировать адреса стряпчих. Законом от 14 мая 1832 г. их деятельность впервые была упорядочена: устанавливалось, что функции судебного представительства могли осуществлять только лица, зарегистрированные судами в качестве судебных стряпчих, в количестве, необходимом для данного суда; именно суды могли и исключить лицо из стряпчих. Стряпчие, зарегистрированные судами, не были никак объединены организационно.

Кроме того, существовала т.н. «адвокатура Западного края». В литовских и белорусских губерниях в соответствии с литовским Статутом, сохранившим свое действие и после присоединения этих земель к Российской империи, адвокатами могли быть дворяне, имеющие образование и получившие свидетельство об этом. В прибалтийских губерниях на протяжении всего XVIII и XIX вв. сохранялась адвокатура, существовавшая там в предыдущие века; адвокатами могли стать лица, имеющие степень кандидата права (позднее – магистра права или доктора права), выдержавшие практический экзамен и принесшие присягу.


Напротив, на территории Царства Польского адвокатура была организована только в 1808 г. При этом было предусмотрено существование 3 рангов адвокатов – «патронов», «адвокатов» и «защитников» – которые могли вести дела соответственно в судах первой, апелляционной и кассационной инстанции.

Однако на всю территорию Российской империи данный опыт не был распространен.

Важнейшее преобразование произошло в рамках судебной реформы 60-х гг. XIX в. с изданием т.н. “судебных уставов”, высочайше утвержденных императором Александром II 20 ноября 1864 г.: Устава уголовного судопроизводства, Устава гражданского судопроизводства, Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями и Учреждений судебных установлений.

С изданием последнего документаУчреждения судебных установлений – были заложены основы для формирования профессиональной адвокатуры в России и ее организационного оформления. Раздел девятый Учреждений – «О лицах, состоящих при судебных местах» – регламентирует деятельность судебных приставов, присяжных поверенных, кандидатов на должности по судебному ведомству и нотариусов. Глава вторая этого раздела так и называлась – «О присяжных поверенных».

Российские адвокаты подразделялись на присяжных поверенных и частных поверенных. Особое значение приобрели присяжные поверенные. Это было обусловлено их более высоким профессиональным уровнем и организационным объединением.

Для допущения к профессии присяжного поверенного необходимо было соблюдение следующих условий:

1. достижение 25-летнего возраста,

2. подданство Российской империи,

3. наличие юридического образования (окончание курса юридических наук и выдержание экзамена по ним в университетах или каких-либо других высших учебных заведениях),

4. практическая подготовка по специальности не менее 5 лет (в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного).

Не могли быть допущены к профессии присяжного поверенного иностранцы, лица, состоящие на оплачиваемой службе у государства, несостоятельные должники, а также опороченные лица (к таковым относились, в частности, лица, исключенные из числа присяжных поверенных, священнослужители, лишенные сана, лица, лишенные прав состояния). Решение об отказе в принятии могло быть обжаловано в суд, однако существовало негласное правило о том, что отказ, основанный на сомнениях в моральных качествах претендента, не обжаловался.

Первые 27 присяжных поверенных были утверждены 17 апреля 1866 г., в день введения в действие судебных уставов и торжественного открытия новых судов.

Организационная оформленность присяжных поверенных состояла в том, что они могли составлять коллегию при судебных палатах губерний. Члены палаты избирали органы самоуправления: Совет и председателя. В функции советов входило, в частности, принятие решений по следующим вопросам:

· прием новых членов и исключение из членов;

· наблюдение за точным исполнением присяжными поверенными законов и принимаемых ими на себя обязанностей, а также рассмотрение жалоб доверителей на действия присяжных поверенных, жалоб тех лиц, против которых присяжный поверенный вел дела, жалобы одного присяжного поверенного на другого, жалоб присяжных поверенных на их помощников и наоборот, рассмотрение сообщений официальных учреждений и должностных лиц о замеченных ими неправильных действиях присяжных поверенных или их помощников (например, отказ от защиты);

· назначение присяжных поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, обратившихся с такой просьбой;

· ведение дисциплинарной практики.

Последняя сфера полномочий совета включала в себя право наложения на присяжных поверенных следующих видов дисциплинарных взысканий: предостережение; выговор; запрещение отправлять обязанности поверенного в продолжение определенного советом срока не более одного года; исключение из числа присяжных поверенных; предание уголовному суду в особо тяжких случаях (принятие решений о применении одной из трех последних мер взыскания должно было быть принято большинством в 2/3 голосов).

Члены совета, председатель совета и товарищ председателя совета избирались годовым общим собранием присяжных поверенных. Также собрание рассматривало отчет совета за предыдущий год. Решения на общем собрании принималось большинством голосов присутствующих присяжных поверенных; их помощники принимали участие с правом совещательного голоса.

За период с 1864 по 1875 гг. подобные учреждения успели образоваться только в трех судебных округах – петербургском, московском и харьковском. В 1874 г. на создание советов присяжных поверенных был наложен мораторий, отмененный только в начале XX в. (в 1904 г.), после чего советы были созданы еще в нескольких городах (Одесса, Новочеркасск, Казань, Саратов, Омск, Иркутск). В остальных судебных округах присяжные поверенные не имели особой организации и числились при окружных судебных палатах.

Особую категорию стали составлять помощники присяжных поверенных. Первоначально присяжные поверенные просто уведомляли совет о принятии к себе на службу помощников, однако постепенно решение о принятии помощников стали принимать советы, в которые присяжные поверенные подавали заявления о своем согласии. Для работы помощником присяжного поверенного единственным условием было наличие высшего юридического образования. Помощники присяжных поверенных вносились в специальные списки.

Помощники проходили стажировку в одной из 3 форм:

1. сословный патронат – помощник-стажер осуществлял самостоятельную адвокатскую деятельность и был лишь незначительно ограничен в профессиональных правах. О тех делах, которые он вел, стажер был обязан информировать присяжного поверенного и 2 раза в год – совет присяжных поверенных;

2. личный патронат – помощник-стажер не осуществлял самостоятельной адвокатской деятельность и фактически был просто помощником (референтом) присяжного поверенного;

3. смешанная форма.

Частные поверенные были предусмотрены законом 25 мая 1874 г. о внесении дополнений в Учреждение судебных установлений (ст. 406/1-406/19). Ими могли стать лица, имеющие высшее юридическое образование и получившие удостоверение суда в своих познаниях; порядок выдачи таких удостоверений в каждом суде устанавливался самостоятельно и иногда предусматривал сдачу письменного экзамена). Организационной структуры частные поверенные не имели вовсе. Сферы деятельности присяжных и частных поверенных совпадали: и первые, и вторые могли защищать интересы своих клиентов в гражданском и уголовном процессе. Однако присяжные поверенные в отличие от частных поверенных обладали следующими привилегиями:

· право вести гражданские дела во всех судебных установлениях (частные поверенные могли представительствовать только в том суде, который выдал им удостоверение);

· право удостоверять свое полномочие в общих судебных местах не только доверенностью, но и словесным объяснением доверителя и поверенного, записанным в журнале суда;

· право получения вознаграждения по таксе, установленной Министерством юстиции в 1868 г., если иное не было оговорено в соглашении между присяжным поверенным и доверителем. Основным критерием определения гонорара являлась цена иска, но при этом с увеличением цены иска процент гонорара уменьшался; в случае проигрыша дела присяжный поверенный, представлявший истца, получал 1/4, а поверенный ответчика – 1/3 от причитающегося ему гонорара.

· право передавать друг другу состязательные бумаги по гражданским делам без посредства судебных приставов или судебных рассыльных;

· право быть защитником лиц, обвиняемых в государственных преступлениях и судимых в Верховном уголовном суде.

Таким образом, отличия первых от вторых сводились к более высокому уровню профессиональной подготовки присяжных поверенных и наличии у них организационных структур, что делало их видной общественной силой.

Профессиональная российская адвокатура, создание которой началось в 1864 г/, в лице присяжных и частных поверенных, была призвана стать противовесом издавна существовавшим подпольным адвокатам (стряпчим), которые предлагали свои услуги людям, зачастую даже не имея юридического образования. Таким образом, во второй половине XIX в. и начале XX в. на юридическом поприще параллельно действовали три силы – присяжные поверенные, частные поверенные и стряпчие. Стряпчие вскоре после 1864 г. в ответ на появление присяжных поверенных создали несколько юридических фирм, объединяясь для обеспечения конкуренции с присяжными поверенными. Однако и присяжные поверенные начиная с 90-х гг. XIX в. стали создавать свои объединения, именовавшиеся юридическими консультациями.

Развитию присяжной адвокатуры способствовали изменения в процессуальном законодательстве: введение принципов устности и гласности судопроизводства, введение суда присяжных, право подсудимых консультироваться со своим защитником, обязательное участие защитника при рассмотрении апелляций в судебных палатах (с 1892 г.), обязательное участие адвоката на предварительном следствии в отношении несовершеннолетних в возрасте с 10 до 17 лет (с 1897 г.).

Кроме того, помимо защиты по уголовным делам (в том числе по назначению суда), представительства в гражданском процессе на адвокатуру возлагалось оказание юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для лиц, пользующихся «правом бедности».

Необходимо подчеркнуть основные принципы деятельности российской адвокатуры:

1. совмещение правозаступничества с судебным представительством.

2. относительная свобода профессии;

3. отсутствие связи с магистратурой;

4. отчасти сословная организация, а отчасти дисциплинарная подчиненность судам;

5. определение гонорара по соглашению.

В период с февраля по октябрь 1917 г. присяжная адвокатура в полной мере сохраняла свое общественное значение. Кроме того, сословие присяжных поверенных приобрело политический вес. В этот период впервые было разрешено вступление в состав присяжных поверенных женщинам.

После революции 1917 г. российская адвокатура на протяжении нескольких десятилетий переживала сильнейший кризис. Особенно серьезные изменения происходили в период с 1917 по 1922 гг., когда реформирование адвокатуры по меньшей мере несколько раз в году.

Одним из первых декретов Советской власти – Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. – была упразднена вся судебная система Российской империи, что означало автоматическое упразднение адвокатуры, службы судебных приставов, нотариата. Взамен было предусмотрено, что быть представителем может любой обладающий гражданскими правами неопороченный гражданин.

19 декабря 1917 г. Наркомюст издал предписание о создании местными советами коллегий обвинителей и защитников для работы в революционных трибуналах.

7 марта 1918 г. был принят Декрет о суде № 2, которым предусматривалось создание при местных советах единой коллегии защитников в рамках субсидируемых государством коллегий правозаступников.

30 ноября 1918 г. ВЦИК принял Положение о народном суде: создание вместо коллегий правозаступников коллегий обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе как государственных служащих на окладе.

В 1920 г. коллегии обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе были ликвидированы, а функции оказания юридической помощи перешли к отделам юстиции в структуре местных советов. По всей стране насчитывалось всего лишь 650 консультантов.

В 1922 году взамен них были созданы коллегии защитников при губернских судах. Руководить работой коллегий должен был президиум, избираемый на определенный срок общим собранием. Форма работы – юридические консультации. Оплата – по соглашению, для некоторых категорий граждан (рабочие и служащие государственных учреждений) – в соответствии с установленной таксой. Публичные обязанности – участие в делах по назначению суда и дежурство в юридических консультациях.

Одновременно с этим шло сужение полномочий адвокатов в уголовном процессе, где участие защитников на стадии предварительного расследования дела не предусматривалось, и в гражданском процессе, поскольку отныне представительство интересов в суде могли осуществлять любые лица.

В 30-е гг. адвокатура была включена в государственную систему защиты социалистической законности. А.Я. Вышинский называл адвоката солдатом социалистической армии, который помогает суду быстро и точно решать задачи советского правосудия в интересах масс и социалистического строительства.

В отношении членов коллегий защитников действовали серьезные социальные ограничения: отсутствие бесплатного образования, медицины, повышенные платежи.

Возрождение российской адвокатуры началось в 1939 г. с принятием 16 августа 1939 г. Положения об адвокатуре СССР (в этом законе впервые был употреблен термин «адвокат»). На смену коллегиям защитников воссоздавались коллегии адвокатов. Деятельностью коллегии адвокатов руководил президиум; консультации возглавлялись заведующими.

Одновременно с этим шел процесс повышения уровня высшего юридического образования. Результатом этих процессов было то, что отечественная адвокатура вновь обладала важнейшими признаками дореволюционного периода: советские адвокаты были организационно объединены и осуществляли оказание высококвалифицированной профессиональной правовой помощи.

В коллегиях адвокатов создавались следующие органы:

  • общее собрание членов коллегии адвокатов;
  • президиум коллегии адвокатов;
  • ревизионная комиссия.

В компетенцию общего собрания входило:

  • определение количества членов президиума и избрание его состава;
  • избрание ревизионной комиссии;
  • заслушивание отчетов о деятельности президиума и ревизионной комиссии;
  • утверждение штатов и сметы коллегии адвокатов;
  • утверждение правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов.

Полномочия президиума:

  • прием в члены коллегии адвокатов и исключение из членов коллегии;
  • организация юридических консультаций и руководство их деятельностью;
  • распределение членов коллегии адвокатов по юридическим консультациям;
  • утверждение сметы и штатов юридических консультаций;
  • осуществление контроля за деятельностью членов коллегии адвокатов, включая вопросы соблюдения таксы оплаты юридической помощи;
  • дисциплинарная практика.

Ревизионная комиссия также избиралась тайным голосованием сроком на 2 года.

Юридические консультации возглавлялись заведующими, назначаемыми президиумами коллегий адвокатов.

Были определены виды юридической помощи, которая могла быть оказана гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям:

  • дача юридических консультаций (советов, справок, разъяснений);
  • составление заявлений, жалоб и других документов;
  • участие в судебных процессах в качестве защитников обвиняемых, представителей интересов ответчиков, истцов и других заинтересованных лиц.

Вопросы оплаты юридической помощи, оказываемой членами коллегий адвокатов, Положением 16 августа 1939 г. не регламентировались – было установлено, что оплата должна производиться на основании инструкции, издаваемой НКЮ СССР. Такая инструкция была издана 2 октября 1939 г.

В 60-е гг. XX в. Положение об адвокатуре СССР было заменено республиканскими законами (в РСФСР – закон об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР от 25 июля 1962 г.). В данном положении содержалось несколько важных новелл.

Адвокатской деятельностью отныне могли заниматься только члены коллегий адвокатов. Одновременно были установлены новые требования для лиц, желающих вступить в коллегии: гражданство СССР, наличие высшего юридического образования и стаж работы по специальности юриста не менее 2 лет; при отсутствии необходимого стажа надлежало пройти стажировку продолжительностью не менее 6 месяцев. Лица, не имеющие высшего юридического образования, могли вступить в коллегии адвокатов в порядке исключения с разрешения исполнительного органа края, области, республики и т.д., но только при наличии стажа по специальности юриста не менее 5 лет.

О приеме новых членов коллегий адвокатов нужно было в течение 7 дней сообщать в исполнительный орган. В целом функции контроля за приемом и исключением из состава коллегий теперь осуществлялись исполнительными органами, а не органами юстиции.

Структура органов коллегий – общее собрание (конференция), президиум и ревизионная комиссия – сохранились.

Оплата оказываемой юридической помощи осуществлялась по соглашению между заведующим юридической консультацией и клиентом, но в пределах норм, установленных Инструкцией о порядке оплаты юридической помощи, утвержденной Постановлением Советом Министров РСФСР 11 февраля 1966 г.

В 1977 г. в Конституции СССР было впервые сказано об адвокатуре как о публичном институте (ст. 161).

30 ноября 1979 г. был принят Закон об адвокатуре в СССР. В соответствии с ним 20 ноября 1980 г. было утверждено Положение об адвокатуре РСФСР. Важнейшей новеллой этого Положения стала норма о том, что для получения статуса адвоката было обязательно наличие юридического образования.

В коллегиях адвокатов сохранились те же органы – общее собрание (конференция), президиум во главе с председателем и ревизионная комиссия.

Термин "адвокат" происходит от латинского слова "advocare" - призывать на помощь. Под определением "адвокат" (лат. Advocatus) всегда понимался юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь посредством консультаций, защиты обвиняемого на суде и т.д.

Понятие "адвокат" состоит из двух частей: первая определяет его правовую (статусную) сторону, вторая - функциональную, т.е.

Предназначение адвоката.

Адвокат - это лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. При этом порядок получения статуса адвоката должен соответствовать Федеральному

закону об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Это вторая часть определения. В ней раскрывается функциональная сторона, во имя которой, по существу, и необходимо соблюдение специальных требований о приобретении статуса адвоката. Таким образом, только в единстве с законностью приобретения статуса адвоката и с независимостью адвоката как советника своего клиента по правовым вопросам и может рассматриваться фигура современного адвоката.

Адвокату запрещено помимо адвокатской заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской или иной творческой деятельности.

Федеральный закон не ограничивает адвоката территорией, на которой он вправе осуществлять свою деятельность. При этом никто не вправе требовать от адвоката, проживающего на другой территории или внесенного в иной региональный реестр, какого-либо разрешения для выполнения своих обязанностей на "чужой" территории. Это очень важное законодательное установление. Оно дает возможность гражданину приглашать адвокатов из других регионов, быть более защищенным от местного влияния на правосудие и законность.

Федеральным законом предусмотрены ограничения в участии иностранных адвокатов в адвокатской деятельности на территории Российской Федерации. Такое участие адвокатов иностранного государства допускается лишь для оказания юридической помощи по вопросам права данного иностранного государства. Однако даже и в этом случае, если такое участие связано с государственной тайной Российской Федерации, адвокат иностранного государства не может оказывать юридическую помощь на территории нашей страны.

<*> Il"ina T.N. The content of the concept "advokatura" in pre-revolutionary Russia.

Ильина Татьяна Николаевна, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Курского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье анализируется термин "адвокатура" в России во второй половине XIX - начале XX в., представлены его семантические и правовые особенности. Доказывается тезис о том, что состав дореволюционной адвокатуры был неоднороден, в него входили различные лица, осуществлявшие правозащитные функции.

Ключевые слова: адвокатура, присяжный поверенный, помощник присяжного поверенного, частный поверенный, кандидат на судебные должности, нелегальная адвокатура.

The article analyzes the term "advokatura" in Russia in the second half of XIX - XX century beginning, its semantic and legal features are presented. The thesis is proved, that the structure of pre-revolutionary advokatura was non-uniform, it included the various categories which were carrying out functions of attorney.

Key words: advokatura, attorney, associate of attorney, non-state attorney, candidates judicial office, under the counter attorney.

Одной из центральных категорий, с которыми сталкивается исследователь при изучении научной проблемы, является терминология. Конечно, данное понятие выходит за пределы чисто научного изучения: терминами оперирует и законодательство, и правоприменительная практика. Терминология служит одним из приемов юридической техники, в случае несовершенства правовой нормы законодатель в первую очередь пытается уточнить именно языковую составляющую термина.

Под юридическим термином понимают слова, употребляемые в законодательстве, являющиеся, с одной стороны, обобщенными наименованиями юридического понятия, а с другой - имеющие точный и единственный смысл <1>. При этом следует отличать термины, используемые в законодательных актах, и термины, употребляемые в научных работах. Первые характеризует однозначность понимания, а также определенная статичность и неизменность содержания. Такие термины составляют смысловую основу нормативного акта, от их точного и единообразного использования зависит правильное применение правовой нормы в целом. Для терминов правовой науки (как и любой другой науки) нет подобных ограничений. Таким терминам присуща вариативность, они подвержены процессам развития языка, его лексико-семантическим особенностям, использованию слов-синонимов, в научных текстах приветствуется приведение концептуальных различий на определение того или иного термина. Все это делает использование термина в научной литературе более свободным, зависящим от вкуса исследователя, служащим инструментом индивидуального авторского стиля.

<1> См., например: Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990. С. 65.

Однако лексико-семантические особенности русского языка часто препятствуют однозначному применению термина в нормативном акте. Так, в правовой лексике могут использоваться многозначные термины, что приводит к ошибкам в правоприменительной деятельности. Опытный правоприменитель правильно понимает большинство терминов за счет либо контекста их использования, либо уточнения, сформулированного самим законодателем. Сложность понимания термина может быть также вызвана введением его в правовой оборот впервые, неудачным заимствованием из иностранного языка или наличием терминов-синонимов.

На основе данных теоретических заключений попытаемся определить содержание термина "адвокатура" в России во второй половине XIX - начале XX в. Данный термин стал заложником двух противоположных тенденций при его употреблении. С одной стороны, "адвокатура" - слово, имеющее несколько значений, с другой - наряду с термином "адвокатура" существовало несколько синонимичных понятий.

Термин "адвокатура" имеет латинское происхождение, глагол "advoco" переводится как "приглашаю", а "advocatus" - "призванный". Именно в этой транскрипции слово "адвокат" вошло в большинство европейских языков <2>. В проекте судебной реформы, известном как "Основные положения преобразования судебной части в России", впервые был употреблен термин "присяжный поверенный". Выбор данного термина был обусловлен желанием законодателей использовать привычное для русского человека слово, при этом наделив его новым смыслом. "Присяжный" означало: давший присягу, т.е. выполняющий установленные законом функции на ходатайство в суде.

<2> Advocate (англ.); Advokat (швейц., нем.); Advokat (нем.); avocat (фр.); avvocato (ит.).

Критика Основных положений, ссылаясь на иностранный опыт, базировалась на положении о необходимости разделить в правовом положении собственно адвоката, т.е. защитника, и поверенного, т.е. представителя тяжущегося в суде. В зарубежных странах при организации адвокатуры исходили из тезиса о том, что каждый адвокат являлся поверенным, но не каждый поверенный мог быть адвокатом. Отличие данных категорий заключалось в различных плоскостях профессиональной деятельности и, как следствие, в разных квалификационных требованиях. Отечественный законодатель отказался от подобного деления. В ходе Судебной реформы 1864 г. в России была учреждена адвокатура, совмещающая функции защиты и судебного представительства, а адвокаты получили название присяжных поверенных <3>.

<3> Судебные уставы Александра II. СПб., 1867. Ч. III. Ст. 353 - 406.

При этом наряду с присяжными поверенными в России существовало несколько категорий лиц, которые по различным основаниям могли выступать в суде в качестве защитника или представителя. Некоторые из них действовали абсолютно законно, обладая особым организационно-правовым статусом. Другие - в нарушение или в обход закона - находили возможность представлять интересы своих клиентов в суде или вести уголовную защиту. К первой группе можно отнести частных поверенных, помощников присяжных поверенных, кандидатов на судебные должности. Ко второй - так называемую нелегальную адвокатуру.

Итак, российская адвокатура второй половины XIX - начала XX в. была представлена несколькими организационно-правовыми категориями, которые все вместе и каждую в отдельности можно назвать адвокатурой. Однако и нормативные акты того времени, и периодическая печать называли адвокатурой только присяжных поверенных, а также их помощников, которые в силу своего положения могли вести уголовную защиту и представлять интересы клиентов в гражданском процессе. Частная адвокатура всегда рассматривалась представителями присяжной адвокатуры как абсолютно не связанная с ними корпорация, к тому же позорящая звание адвоката. Кандидаты на судебные должности, выполняющие обязанности государственных защитников лишь в крайних случаях, скорее эпизодически, не имели сколько-нибудь заметного влияния на состав адвокатуры. Нелегальная адвокатура, разумеется, также не входила ни в состав присяжной, ни в состав частной адвокатуры, и ее упоминание в качестве особой категории обусловлено тем влиянием, какое она оказывала прежде всего на крестьянское население страны, и размахом ее деятельности. Если же под адвокатурой понимать общественный институт, предоставляющий гражданам право на юридическую помощь, то все названные категории являлись отражением такого восприятия.

Таким образом, понятие "адвокат" в дореволюционной России - это многослойное образование, обозначающее различные правовые категории лиц, исполняющих правозащитные функции. Термин имел место лишь в научной литературе и периодических изданиях, в законе использовались более конкретные наименования: присяжный поверенный, помощник присяжного поверенного, частный поверенный, кандидат на судебные должности, нелегальная адвокатура.

Впервые о поверенных (праобраз современного адво­ката) в письменной форме упоминается в Псковской и Новгородских судных грамотах (законодательные, акты XV в.), По Псковской грамоте услугами поверенных мог­ли воспользоваться женщины, старики, инвалиды и мо­нахи.

Облеченные властью не могли быть поверенными (уже тогда адвокат не мог состоять на государственной служ­бе), чтобы исключить их влияние на суд.

По Новгородской судной грамоте услугами поверен­ных мог воспользоваться любой желающий.

Это положение также закреплено в Судебнике 1497 г., а уже в Судебнике 1550 г. были определены правила проведения судебного поединка и посторонним под угро­зой наказания запрещалось в него вмешиваться.

Соборное уложение 1649 г. развивает права поверен­ных, упоминая о них в нескольких статьях.

Причем во всех этих документах говорится об институ­те поверенных как о существующем, так что он не был создан этими документами, а действовал до их появления.

Слово «адвокат» как термин в России впервые был употреблен в 1716 г. в Воинских уставах Петра I. Одна из глав именовалась «Об адвокатах и полномочных» и определила их полномочия и задачи.

С этого периода и до судебной реформы 1864 г. зако­нодатель предпринимал меры по упорядочению деятель­ности профессиональных ходатаев, и эти меры шли по различным направлениям. К ним относятся:

  1. адвокатура Западного края;
  2. институт депутатов при следствиях;
  3. введение института присяжных стряпчих при ком­мерческих судах в 1832 г.

Рассмотрим эти институты более подробно.

Адвокатура Западного края

Западным краем в Российской империи XIX - начала XX в. именовались девять губерний западной части Ев­ропейской России: 6 белорусских и литовских (Северо­западный край) и 3 украинских (Юго-западный край), присоединенных в конце XVIII в. от Речи Посполитой.

В западных губерниях адвокаты находились при всех судах: главных (губернаторских) и низших (уездных и городских), и не только при светских судах, но и при духовных.

Адвокатура была организована и действовала на осно­ве польских Конституций 1726 и 1764 гг. и литовского Статута.

Требования к адвокату были следующие:

  • адвокат должен быть природным дворянином;
  • иметь поместье;
  • не быть замеченным ни в каком пороке;
  • знать законы;
  • выполнять данную присягу.

Молодые люди, которые посвящали себя адвокатуре назывались аппликатами (учениками) и готовились к званию адвоката под непосредственным руководством старших, опытных адвокатов (меценатов). Меценаты брали на себя ответственность за своих учеников перед судом и законом, имели право брать их с собой в суд. В отдельных случаях меценаты имели право посылать вме­сто себя в суд способных учеников, но под свою ответ­ственность.

Этот институт просуществовал до 1840 г.

Институт депутатов при следствиях

В соответствии с законами Российской империи, по делам, в которых обвиняемые были лицами духовного или воинского звания, купцами и т.п., т.е. людьми, при­надлежавшими по своему званию к какому-либо ведом­ству, то в качестве лиц, их представляющих, могли до­пускаться депутаты от этих ведомств. Помещики могли быть депутатами своих крестьян. При депутатах должны были производиться допросы и все следственные действия. В виде исключения без депутата проводились:

  1. первоначальные следственные действия;
  2. исследование происшествия по горячим следам.

Депутаты делились на постоянных и временных.

Постоянные депутаты - депутаты от лиц духовного звания, мещанства и купечества, выделяемые этими струк­турами для постоянного присутствия при следствиях. Остальные были временно назначенными лицами для про­ведения определенного следствия и с его окончанием ут­рачивали свои права.

Постоянные депутаты вызывались следователями по­весткой, а временные - через руководство своих ведомств.

Если по прибытии на место следователь не находил депутата, то вызывался местный волостной голова или старшина, который оставался при следствии до его кон­ца или прибытия депутата.

Права и обязанности депутатов регламентировались законом, согласно которому они наблюдали за следстви­ем, его полнотой и правильностью и удостоверяли это своей подписью. В случае несогласия с каким-либо дей­ствием они имели право изложить своё мнение, которое приобщалось к делу. Депутаты присутствовали при про­изводстве как уголовных, так и гражданских дел.

Присяжные стряпчие при коммерческих судах

Указом от 14 июля 1809 г. Правительствующего Се­ната была введена обязательная регистрация стряпчих, т.е. профессиональных ходатаев по коммерческим спо­рам. Так как в российских городах, где особенно была развита торговля, возникало множество споров по ком­мерческим делам, то для их разрешения были созданы коммерческие суды.

Коммерческие суды по закону от 14 мая 1832 г. перво­начально были учреждены в Санкт-Петербурге и Москве, а затем в некоторых других городах (Одессе, Варшаве и др.).

Согласно закону, поверенными по делам между част­ными лицами могли быть лишь те, кто был внесен в список присяжных стряпчих.

Для внесения в список присяжных стряпчих при ком­мерческом суде желающие должны были подать в соот­ветствующий суд прошения, а также аттестаты, послуж­ные списки и прочие свидетельства.

Суд по рассмотрении представленных документов, сви­детельств и по делам, «в том суде производящимся, вне­ся лицо в список, или объявлял претенденту устно отказ, не обязуясь при этом входить ни в какие изъяснения о причинах отказа».

Лица, внесенные в список, давали присягу по установ­ленной форме.

Стряпчий, внесенный в список, мог быть из него ис­ключен по усмотрению суда даже без всяких объяснений с обозначением в протоколе причин исключения.

Число присяжных стряпчих не определялось. Они не имели государственного содержания и существовали от гонораров.

Однако существовал и официальный институт юрис­консультов. Так, согласно Положению о должности юрис­консульта императорских заводов от 7 ноября 1858 г., соответствующая должность устанавливалась «для попе­чения о правах собственности императорских заводов, в случаях, когда они представляют предмет следственного, полицейского или судебного производства».

В обязанности юрисконсульта входило:

  • рассмотрение передаваемых на его заключение за­водским начальством претензий заводского ведомства к другим ведомствам и лицам, а также претензий к ведом­ству императорских заводов;
  • наблюдение за течением дел, возникающих в раз­личных государственных органах по искам заводского ве­домства к сторонним лицам и искам к самому ведомству;
  • защита при следствии и во всех государственных органах прав императорских заводов всеми мерами, ка­кие установлены законом.

Юрисконсульт мог занимать должности и в других местах помимо ведомства императорских заводов. Данно­му лицу полагалось жалование, размер которого опреде­лял управляющий заводами; количество мест, где мог работать юрисконсульт, не ограничивалось.