Полезно знать - Автомобильный портал

Федеральный закон номер 218. Закон “О государственной регистрации недвижимого имущества” (218-ФЗ): Какие изменения вступили в силу. Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса

А.Н. Борисов

Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (постатейный)

(в редакции Федеральных законов от 30 декабря 2015 г. № 431-ФЗ, от 26 апреля 2016 г. № 108-ФЗ, от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ, от 2 июня 2016 г. № 172-ФЗ, от 23 июня 2016 г. № 221-ФЗ, от 3 июля 2016 г. № 265-ФЗ, от 3 июля 2016 г. № 304-ФЗ, от 3 июля 2016 г. № 315-ФЗ, от 3 июля 2016 г. № 351-ФЗ, от 3 июля 2016 г. № 354-ФЗ и от 3 июля 2016 г. № 361-ФЗ)


COMMENTARY

TO THE FEDERAL LAW

№ 218-FZ of July 13, 2015

«ON STATE REGISTRATION OF REAL ESTATE»

(as amended by the Federal Laws № 431-FZ of December 30, 2015, № 108-FZ of April 26, 2016, № 119-FZ of 1 May 2016, № 172-FZ of June 2, 2016, № 221-FZ of June 23, 2016, № 265-FZ of 3 July 2016, № 304-FZ of July 3, 2016, № 315-FZ of July 3, 2016, № 351-FZ of 3 July 2016, № 354-FZ of July 3, 2016 and № 361-FZ of July 3, 2016)


Borisov A.N.

The commentary to the Federal law № 218-FZ of July 13, 2015 «On state registration of real estate» / A.N. Borisov. – M.: Yustitsinform, 2017. – 550 p.

978-5-7205-1372-6


The book gives an article-by-article commentary to the Federal law № 218-FZ of July 13, 2015 «On state registration of real estate» as amended, including by the Federal law № 361-FZ of July 3, 2016. It also gives a detailed review of the content and rules of conducting the Unified state register of real estate (EGRN), the procedure for state cadastral registration and state registration of rights, the procedure for correcting errors the EGRN contains, the order of reporting the information the EGRN contains, features of the legal status of the state registrar of rights, the responsibility of the registration body and the state registrar of rights.

A comparative analysis with the norms of the «predecessors» – the Federal law № 122-FZ of July 21, 1997 «On state registration of rights to own real estate and transactions with it» and № 221-FZ of July 24, 2007 «On state real estate cadastre» – has been done. An overview of statutory and regulatory acts issued in order to implement the provisions of the commented law is also presented in the book. The legal positions of the highest judicial bodies, the views of the Ministry of economic development and Rosreestr on the application of the provisions of the Act are taken into account.

The book is intended primarily for legal professionals, persons for whose benefit state cadastral registration and state registration of rights are implemented, for the officials of the registry of rights authority and for state registrars. The book will also be useful for anyone interested in the issues of legal regulation of state registration of real estate in Russia.


© Yustitsinform, 2017

Список сокращений

Органы государственной власти, иные государственные органы и организации:

Совет Федерации – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Государственная Дума – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

КС России – Конституционный Суд Российской Федерации;

ВС России – Верховный Суд Российской Федерации;

ВАС России – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

Минкультуры России – Министерство культуры Российской Федерации;

Минобороны России – Министерство обороны Российской Федерации;

Минэкономразвития России – Министерство экономического развития Российской Федерации;

Минюст России – Министерство юстиции Российской Федерации;

Росземкадастр – Федеральная служба земельного кадастра России;

Росрегистрация – Федеральная регистрационная служба;

Росреестр – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

Росимущество – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

ГК «Росатом» – Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;

ФГБУ «ФКП Росреестра» – федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»;

ФНП – Федеральная нотариальная палата.


Правовые акты:

Закон 1993 г. о нотариате – Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1;

Закон 1997 г. о регистрации – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

Закон 1998 г. об ипотеке – Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

Закон о введении ЗК РФ – Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

Закон 2002 г. о сельхозземлях – Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

Закон 2006 г. об информации – Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Закон 2007 г. о кадастре – Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции до 1 января 2017 г.), «О кадастровой деятельности» (в редакции с 1 января 2017 г.);

Закон 2015 г. о геодезии – Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Закон 2016 г. № 361-ФЗ – Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».


Источники правовых актов:

arbitr.ru – «Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://www.arbitr.ru», «Официальный сайт федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://www. arbitr.ru»;

pravo.gov.ru – «Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru»;

БНА ФОИВ – «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»;

Бюллетень Минюста России – «Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации»;

ВВАС РФ – «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»;

Ведомости СНД и ВС РСФСР – «Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР»;

Ведомости СНД и ВС РФ – «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации»;

РГ – «Российская газета»;

СЗ РФ – «Собрание законодательства Российской Федерации»;

СПС – справочные правовые системы.


Иные сокращения:

ГКН – государственный кадастр недвижимости;

ЕГРН – Единый государственный реестр недвижимости;

ЕГРП – Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

ЕГРЮЛ – единый государственный реестр юридических лиц;

МФЦ – многофункциональный центр;

ФГИС ЕГРН – федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Введение

Законопроект, принятый в качестве Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (т. е. комментируемого акта), разработан и внесен в Государственную Думу Правительством РФ в целях исполнения плана мероприятий по подготовке проектов нормативных правовых актов, утвержденных Концепцией создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, одобренной Правительством РФ 11 июня 2009 г. (протокол № 18, раздел III) и утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2009 г. № 534, а также Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утв. распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 2236-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 4 апреля 2014 г. № 527-р).

Как отмечалось разработчиками законопроекта, в качестве основных предпосылок создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (единая система регистрации прав) можно рассматривать уже сложившийся положительный многолетний опыт функционирования систем государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, а также современную международную практику развития предоставления услуг в этих сферах, которая свидетельствует о перспективности институционального объединения рассматриваемых систем и внедрения новых информационных технологий, снижающих издержки пользователей и государства при оказании соответствующих услуг.

ЕГРН – относительно новое понятие, которое подлежит применению в сфере регистрации недвижимости с 1 января 2017 года. С этого момента вступил в силу новый федеральный закон – ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» .

Этот нормативный акт пришел на смену сразу двум популярным законам – ФЗ №221 «О государственном кадастре недвижимости» и ФЗ №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Причины кардинального изменения существующего порядка регистрации недвижимости лежат на поверхности этого процесса. Те, кто из вас за последний год пытались совершить регистрационные действия со своей собственностью, с большой вероятностью столкнулись с огромным количеством барьеров на своем пути. Основной из них – необходимость кадастрового учета и регистрации прав в двух различных реестрах.

И несмотря на то, что ведение этих реестров возложено на один государственный орган (Росреестр РФ), при подаче документов на регистрацию прав требовали предоставления кадастрового паспорта, а при необходимости кадастрового учета объекта – выдавали приостановки для предоставления документов из реестра прав, подтверждающие сведения о недвижимости.

Сейчас два реестра, со сведениями о кадастровом учете и правах на недвижимость, объединили в один – Единый государственный реестр недвижимости, или ЕГРН.

Со вступлением нового федерального закона №218 необходимость совершения двух последовательных процедур регистрации отпадет. На смену ЕГРП и кадастру пришел новый реестр – ЕГРН, в котором будет отражена информация об объектах, как по кадастру, так и по правам на них.

Остались вопросы?

Задайте их специалисту по телефону

7 978 744 30 11

До 1 января 2017 года технические характеристики недвижимости содержались в государственном кадастре, который с 2013 года ведет Кадастровая палата (структура Росреестра). Эту функцию она получила от органов БТИ Ростехинвентаризации. Регистрацию прав проводили отделения Росреестра – УФРС по районам города и регионам.

Если вам необходимо было зарегистрировать новый объект недвижимости, то сначала вы должны были его поставить на учет в Кадастре (путем подготовки технического плана и заполнения декларации), а потом – зарегистрировать свои права в другом подразделении УФРС по регистрации прав, подав документы в многофункциональный центр.

Срок кадастрового учета составлял 10 рабочих дней вне зависимости от вида регистрационных действий, срок регистрации прав – 10 рабочих дней. К этому сроку необходимо было приплюсовывать время на пересылку документов из МФЦ в госорганы. Это время было нерегламентированно и могло быть от 4 до 10 дней. Быстрее было подать документы на регистрацию посредством электронного функционала сети Internet, но в этом случае неподготовленному пользователю сложно было разобраться с порядком подготовки документов, электронной подписью и доверенностью на представителя, подходящей для этой процедуры.

Также, существование двух реестров можно было проследить на официальном сайте Росреестра, где в режиме «онлайн» вы просматривали сведения об объекте – по кадастру и ЕГРП. За последнее время мы сталкиваемся с большим количеством ошибок, которые вызваны, к примеру, наличием объекта и его правообладателей в ЕГРП и отсутствием сведений о нем в Кадастре.

Выход из такой ситуации может быть разный. По закону и здравой логике, необходимо произвести учет ранее учтенного объекта, однако в различных территориальных отделениях Кадастровой палаты «рекомендовали» устранять такие разночтения по-разному.

Новым законом №218 «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается ведение единого реестра, что, соответственно, приведет к единообразному подходу при проведении регистрации недвижимости.

Структура ЕГРН

Структура ЕГРН определена следующая:

  • Реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
  • реестр прав и ограничений (обременений).
  • реестр информации о границах особых зон (реестр границ).
  • реестровые дела.
  • кадастровые карты.
  • книги учета документов.

Каждый элемент ЕГРН хранится теперь в особом режиме: реестры недвижимости, карты и книги учета – в электронном виде. В виде документов на бумаге и на электронных носителях подлежать хранению реестровые дела. Время хранения указанной информации неограниченно, и она не подлежит уничтожению. Все сведения о недвижимости строго охраняются законом и органами Росреестра РФ, который является оператором ЕГРН.

Кадастр недвижимости с 2017 года

Кадастр недвижимости включает в себя два вида сведений об объектах:

1. Основные – это характеристики объектов, которые их индивидуализируют и определяют, как обособленную вещь (этажность, вид и пр.).

2. Дополнительные – характеристики объекта, которые могут быть изменены из вне – к примеру адрес объекта недвижимости, кадастровая стоимость и пр.

Реестр прав на недвижимость с 2017 года

В настоящее время права на недвижимость и смежные с ними категории определены в законе следующими формулировками:

  1. Права на объекты.
  2. Ограничения прав на недвижимость.
  3. Обременение прав на объекты.
  4. Сведения о сделках с недвижимостью.
  5. Дополнительные сведения, не влияющие на права.

Сведения о правах на недвижимость в свою очередь так же определены законом №218-ФЗ. К ним относятся: вид права на объект недвижимость, момент его регистрации, номер; информация о правообладателе; основания права; виды обременений и ограничений зарегистрированных прав; основания обременений (ограничений); информация о держателях обременений; основные сведения о сделках с объектом недвижимости.

Среди дополнительных сведений об объектах в реестре прав следует выделить информацию о зарегистрированных в жилых помещениях собственника объекта лицах, которые находятся под опекой или попечительством, а также – несовершеннолетних членах его семьи, которые остались без попечительства.

В свете запланированных изменений законодательства, которые будут затрагивать вопросы регистрации по месту жительства/пребывания несовершеннолетних, это нововведение закона №218 выглядит вполне логично. Напомним, что в настоящее время рассматривается законопроект, ограничивающий возможность выписки несовершеннолетних из жилых помещений, при отсутствии у их законных представителей в собственности иного недвижимого имущества, в которое может быть зарегистрирован ребенок.

Реестр границ объектов

В разделе, содержащим информацию о границах территорий, которые подразумевают особые условия использования, внесена следующая информация: информация об индивидуальных характеристиках зон (обозначения, виды, адреса и пр.), границы территорий, сведения о государственных органах, в чем ведении находится установление местоположения зон с особыми условиями использования, сведения об актах органов государственной власти, установивших статус особых территорий, информация об ограничениях в использовании особых зон и территорий.

Реестровые дела

Реестровые дела – это один из разделов ЕГРН. В нем содержатся документы об объектах недвижимости, которые являются основанием для сведений о нем в других разделах ЕГРН (кадастре недвижимости, реестре прав и пр.). Все эти документы хранятся в органах Росреестра в электронном виде. Если в органы учета соответствующая документация от заинтересованных лиц и органов государственной власти предоставляется в бумажном формате, сотрудники Росреестра обязаны переформатировать их в электронный вид.

Кадастровые карты

Это карты, которые составлены на картографической основе и несут в себе информацию, отраженную в ЕГРН:

  1. Публичные кадастровые карты;
  2. Дежурные кадастровые карты.

С информацией, содержащейся на публичной кадастровой карте, каждый желающий вправе ознакомиться на официальном сайте Росреестра:

Новый закон о регистрации недвижимости

Как мы уже писали, ЕГРН объединит два существовавших реестра, которые содержат всю информацию об объектах недвижимости в РФ.

Новым законом также вводится новый порядок регистрационных процедур. Он распространятся в большей степени на саму процедуру, а не на перечень документов для её совершения.

Так, регистрация прав с принятием нового закона, составляет 7 рабочих дней. Кадастровый учет – 5 рабочих дней. И если раньше собственник совершал эти процедуры исключительно поочередно, то с 01 января 2017 года эти процессы можно объединить в один. При этом общий срок не превысит 12 рабочих дней.

Сроки рассчитываются исходя из момента получения органом регистрации документов из МФЦ. В новом законе №218 предусмотрен строгий срок регистрационных действий для случаев обращения заинтересованных лиц в МФЦ – срок увеличивается на 2 рабочих дня. До 01 января 2017 года это время не было регламентировано и официально не ограничивалось.

Отдельные сроки в новом законе прописаны для сделок, заверенных нотариусами и отправленными от них на регистрацию – 3 рабочих дня, а также – заявления о регистрации прав и ограничений по судебным актам – также 3 рабочих дня.

В тексте нового закона мы увидели большое количество упоминаний о МФЦ. Это связано с тем, что полномочия по приему и выдаче документов для регистрации недвижимости сейчас переданы от УФРС отделениям Многофункциональных центров.

Из нового также можно выделить ответственность регистраторов и органов регистрации при совершении ошибок и неисполнении своих функций надлежащим образом. Установлено, что при совершении нарушений своих обязанностей, собственник может потребовать от органа регистрации оплаты его ущерба.

Примером может быть нарушение договорных обязательств по передаче недвижимости покупателю, если привязка этого момента была предусмотрена к дате регистрации договора купли-продажи.

Установлено также ограничение размера компенсации при утрате прав на недвижимое имущество собственника по ошибке регистратора и гос органа – до 10 000 000 рублей.

Также законом №218 установлено, что Российская Федерация вправе потребовать регрессной компенсации от виновного лица понесенных расходов на компенсацию убытков потерпевшему. Право требования может быть направлено: органу госвласти или местного самоуправления, если негативные последствия были следствием незаконного акта органа власти; кадастровому инженеру, если по его вине были внесены некорректные сведения об объекте; к иным лицам, если их действия стали причиной нарушения законных прав собственников недвижимости.

Этот порядок вступает в силу с 01.01.2020 года. Новым законом предусматривается ответственность нотариусов за ошибки, которые они совершают при оформлении сделок с недвижимостью. Уже с 01.02.2014 года нотариусам предоставлены полномочия по оформлению таких сделок и эти документы не проходят проверки сотрудниками Росреестра.

Заказать консультацию

Выписка из ЕГРН в 2017 году

Выписка из ЕГРН – документ, который будет содержит объединенную информацию об объекте. В том числе:

  • информация об объекте (включая кадастровую стоимость);
  • если объект – земельный участок, то все объекты, которые на нем расположены;
  • право на объект, правообладатели, основания возникновения собственности или обременений;
  • обременения объекта;
  • информация о притязаниях на объект со стороны иных лиц.

Срок предоставления выписки из ЕГРН с 01.01.2017 года составляет 3 рабочих дня. Учитывая срок на передачу запроса от лица в МФЦ, а затем – Росреестр – 5 рабочих дней.

Новым федеральным законом №218 предусмотрен перечень лиц, помимо собственников, которые вправе получать по запросам более полную информацию об объектах недвижимости. Этот список утвержден ст. 62 ФЗ №218.

Напомним, что уже с середины 2016 года при подаче документов для регистрации права собственности на объекты недвижимости, заинтересованные лица не получают Свидетельства о регистрации прав на объекты. Органами Росреестра выдаются выписки из ЕГРП (теперь – из ЕГРН) о проведении регистрационных процедур.

Стоимость выписки из ЕГРН в 2017 году

Стоимость выписки из ЕГРН с 01.01.2017 года будет зависеть от лица, которое ее заказывает и формы этого документа.

Для физических лиц и органов государственной власти в бумажном формате стоимость выписки из ЕГРН за один документ на один объект недвижимости составит 750 рублей, для юридических лиц это будет стоить 2200 рублей. Электронная выписка из ЕГРН с 2017 года будет стоить для физлиц и органов госвласти 300 рублей, для организаций 600 рублей.

Полный перечень тарифов за предоставление сведений об объектах недвижимости и иной информации из реестров представлен в Приказе Минэкономразвития России от 10.05.2016 N 291 (ред. от 09.12.2016) «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2016 N 42937).

Как видно из перечня информации, кадастровые сведения об объекте в выписке отсутствуют, поэтому при необходимости предполагается заказ Кадастрового паспорта с графической составляющей (чертежом объекта).

Вступление в силу закона о ЕГРН

Федеральный закон №218 «О государственной регистрации недвижимости» вступил в силу с 01.01.2017 года. Отдельные его положения начнут действовать с 01.01.2020 года (ст. 66, 68). Все подготовительные мероприятия для полноценного использования новой нормативной базы, должны были быть разработаны Правительством РФ до 1 января 2017 года.

По логике, документ, поданный на регистрацию, сначала должен пройти кадастровый учет, затем регистрацию. Однако, если в заявлении некорректно заполнены сведения о координатах объекта, будут ли регистраторы в это же время проверять полноту сведения для регистрации прав? Или при обнаружении первой ошибки, будет выдана первая приостановка, а если будут ошибки еще – приостановки будут выдавать каждый раз заново? Вопрос актуален еще и тем, что новый закон уменьшает срок приостановки для устранения выявленных нарушений. А отказ означает аннулирование оплаченной государственной пошлины.

Таким образом, вопросы право применения нового федерального закона 218 будут понятны после начала его применения.

Управление Росреестра по Санкт-Петербургу напоминает предпринимателям, что с 01.01.2017 вступил в силу закон, который предусматривает введение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной процедуры — Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Управление Росреестра по Санкт-Петербургу напоминает предпринимателям, что с 01.01.2017 вступил в силу закон, который предусматривает введение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной процедуры — Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Основные нововведения Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

Единая процедура:

Предусмотрена возможность подачи заявления на проведение кадастрового учета и регистрации прав в рамках единой процедуры. Введение единой процедуры сокращает срок и упрощает оформление ряда объектов недвижимого имущества. Срок:

  • 10 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • 12 рабочих дней с даты приема МФЦ заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.

За 9 месяцев 2017 года подано 5821 заявление о проведении единой учетно-регистрационной процедуры. Всего за этот период подано 799 408 заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Срок проведения учетно-регистрационных действий:

Сокращен срок проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость:

  • 7 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • 9 рабочих дней с даты приема в МФЦ заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • 5 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
  • 7 рабочих дней с даты приема МФЦ заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов

В настоящее время средний фактический срок проведения регистрации прав — 6 рабочих дней.

Экстерриториальный прием:

Реализована возможность подать документы на государственную регистрацию прав по экстерриториальному принципу (независимо от месторасположения недвижимости). Во всех регионах Российской Федерации определены офисы приема таких документов. В Санкт-Петербурге прием документов по экстерриториальному принципу (т.е. в отношении объектов недвижимости, не расположенных на территории Санкт-Петербурга) осуществляет Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу в двух выделенных для этого офисах. Прием осуществляется только по предварительной записи через портал Росреестра. В случае подачи заявления по экстерриториальному принципу саму регистрацию прав проводит территориальный орган Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости на основании электронных документов, созданных в момент приема от заявителя документов в бумажном виде и подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора данного региона. В этом случае государственный регистратор также обязан провести проверку представленных документов на предмет отсутствия предусмотренных законом «О государственной регистрации недвижимости» оснований для возврата заявления без рассмотрения, а также – их соответствия требованиям закона.

Услуга востребована в Санкт-Петербурге. За 9 месяцев 2017 года – принято 4237 заявлений по экстерриториальному принципу в отношении объектов недвижимости, расположенных в Москве и Московской области, Ленинградской и Тюменской областях, республиках Якутии и Коми, Ставропольском и Магаданском краях, т.е. практически всех регионов Российской Федерации.

Электронные услуги:

На портале Росреестра rosreestr.ru разработано более 30 электронных сервисов, в том числе наиболее популярные:

  • «Личный кабинет правообладателя»,
  • «Личный кабинет кадастрового инженера»,
  • «Проверка исполнения запроса» (статус учетно-регистрационной процедуры),
  • «Проверка электронного документа» (печатное представление выписки и проверка корректности электронной цифровой подписи),
  • «Справочная информация из ЕГРН в режиме онлайн»,
  • «Выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости»;
  • «Подать заявление на государственную регистрацию прав»;
  • «Публичная кадастровая карта».

Предоставление услуг в электронном виде – одно из основных направлений развития российской учетно-регистрационной системы. Благодаря современным информационным технологиям появилась возможность дистанционно обратиться в Росреестр. Воспользовавшись услугами Росреестра в электронном виде, заявитель получает три преимущества: экономия времени, исключение влияния человеческого фактора и сокращение затрат на госпошлину. Заявитель не теряет времени на визит в офис, может получить услугу посредством сервиса на портале Росреестра дома или на работе в удобное время.

За 9 месяцев 2017 года на государственную регистрацию прав в электронном виде поступило 22 974 заявления, что в 2,5 раза больше чем за аналогичный период 2016 года (8 905).

«Единое окно»:

В Санкт-Петербурге подать заявления и запросы в целях получения услуг Росреестра на бумажном носителе можно в любом из 58 офисов МФЦ во всех районах города в удобное время, том числе в выходные дни. МФЦ наделены полномочиями по приему и выдаче документов по основным государственным услугам Росреестра:

  • постановке на кадастровый учет,
  • регистрации прав на недвижимое имущество,
  • единой процедуре кадастрового учета и регистрации прав,
  • предоставлению сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

При необходимости, имеется возможность предварительной записи. Работает более 1000 окон приема документов.В Управление Росреестра по Санкт-Петербургу более 98% документов в бумажном виде поступают через многофункциональные центры «Мои документы».

Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса

Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации разработаны по поручению Президента России и утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации. Внедряются двенадцать моделей, определяющих действия и показатели по основным направлениям, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах России. К таким направлениям, в том числе относятся кадастровый учет и регистрации прав на недвижимое имущество, поэтому по ним также созданы соответствующие модели. Регистрация прав и кадастровый учет являются завершающими в цепочке по оформлению недвижимости и напрямую зависят от качества и сроков подготовки документов на предшествующих этапах.

Целевые модели направлены на снижение административных барьеров, сокращение сроков при предоставлении государственных услуг, а также на развитие бесконтактных технологий общения Росреестра с гражданами – увеличение доли услуг, оказанных в электронном виде и через сеть МФЦ.

Сегодня в Санкт-Петербурге по части показателей целевые модели уже внедрены, в частности по доле предоставления услуг по кадастровому учету и регистрации прав на базе МФЦ от общего количества каждой из услуг.В рамках реализации целевых моделей и снижения административных барьеров сократилось количество решений об отказах и приостановлениях при проведении регистрации прав и кадастрового учета. В настоящее время доля приостановлений при регистрации прав на недвижимость составляет 6,2%.

Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ позволяет приостанавливать регистрацию перехода прав в целях устранения недостатков, выявленных в ходе рассмотрения представленных на государственную регистрацию документов.

В рамках работы по снижению количества решений о приостановлениях (отказах) при предоставлении государственных услуг по регистрации прав на недвижимое имущество специалисты Управления Росреестра по Санкт-Петербургу проводят анализ причин, по которым государственными регистраторами были приняты решения о приостановлении или отказе в осуществлении государственной регистрации прав на недвижимость, а также готовят для заявителей информационные материалы (памятки) и размещают их на сайте Росреестра rosreestr.ru в региональном блоке информации.

Федеральный закон от "О государственной регистрации недвижимости" (218-ФЗ) 2020, 2019

  • проверено сегодня
  • редакция от 23.01.2020
  • вступил в силу 01.01.2017

В последней действующей редакции от 23 января 2020 года .

Сравнить, что изменилось в текущей редакции по сравнению с предыдущей

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Сравнить редакции закона

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку "Сравнить". Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Даже не пытайтесь искать новее - это последняя редакция

Закон проверен сегодня в 08:33:40

Постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию - нет.

Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" (218-ФЗ) регулирует отношения в связи с осуществлением на территории России государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учёта недвижимого имущества. Также закон регулирует вопросы по ведению Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" обозначено, что единый государственный реестр недвижимости - это свод достоверных систематизированных сведений об учтённом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных данным ФЗ сведений.

В законе "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Нормы 218-ФЗ не распространяются на государственный учёт и государственную регистрацию прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр.

  • Глава 1. Общие положения

  • Глава 2. Единый государственный реестр недвижимости

  • Глава 3. Государственный кадастровый учёт недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество

  • Глава 4. Внесение сведений в единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия

  • Глава 5. Внесение сведений в единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке

  • Добро пожаловать! Процедура оформления права собственности на недвижимость для многих людей связана с длинными очередями и бесконечным временем ожидания. С 1 января 2017 года все стало намного проще – теперь вы можете вводить права в другом городе, и решение принимается в гораздо меньшие сроки. Причиной изменений послужила новая редакция Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество”. Тем не менее, стоит подумать, скрывают ли новые возможности невидимые подводные камни и не все ли в действительности так просто?

    Создание единого государственного электронного регистра

    С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимого имущества”. Исключение составляют некоторые положения, некоторые из которых вступили в силу 1 января 2017 года, а другие должны были вступить в силу 1 января 2020 года.

    Новая редакция закона предусматривает сокращение сроков регистрации объектов недвижимости, отмену территориальных ограничений, изменения в системе регистрации договоров участников долевого строительства.

    Преимущества изменений следует объяснить на личном примере. Например, я живу в одном из городов Центрального федерального округа России, например, в Москве. Я наследую квартиру в Новосибирске. После официального вступления в наследственное право возникает необходимость в регистрации квартир, но мне некуда ехать в другой город, чтобы провести эту процедуру в течение длительного времени. Благодаря новой редакции закона, у меня есть возможность подать все необходимые документы в городе, где я живу. В то же время, я смогу не только зарегистрировать права, но и внести объект в земельный кадастр. То же самое можно сделать и в электронном виде. В то же время, время, время ожидания оказывается совсем незначительным – всего за 5 дней я могу стать полноправным владельцем нового дома. Являются ли такие действия законными? Почему это было возможно? Какой документ я получу? Может ли кто-то другой, например мошенник, зарегистрировать права на собственность, которой я владею, без моего ведома?
    Процедура дистанционной регистрации объектов недвижимости стала возможной благодаря слиянию двух компаний:

    • государственная регистрация прав на недвижимость;
    • Кадастровый учет в единой системе учета и регистрации.

    С этой целью был создан Единый государственный электронный реестр недвижимого имущества, в котором были объединены кадастровые данные и Единый государственный реестр недвижимого имущества. Все мероприятия, предусмотренные новым законом, должны осуществляться только Росреестром и его местными органами власти. Внесение изменений в практику должно было значительно упростить всю процедуру государственной регистрации недвижимости, но на самом деле это потребовало полного изменения всей процедуры и даже привело к ряду трудностей на начальном этапе.

    Регистрация прав собственности и передача кадастра в Росреестр

    В соответствии со Статьей 3(3) ФК-218, новый реестр должен выполнять следующие функции

    • Прием заявлений о государственной регистрации и кадастровой регистрации вместе с пакетом документов заявителя;
    • Проверка представленных документов и прав заявителя на подлинность;
    • Рассмотрение существующих заявлений заявителя и наличие у него регистрационных прав в отношении недвижимого имущества;
    • Ведение кадастрового учета и регистрация прав собственности;
    • Выдача документов, подтверждающих регистрацию прав интеллектуальной собственности или кадастровую регистрацию;
    • Ведение Единого государственного реестра недвижимого имущества, предоставление информации по запросу;
    • Регистрация бесхозяйного недвижимого имущества в порядке, установленном регулирующим органом и т.д.

    Сокращение времени регистрации

    Пересмотренный закон предусматривает значительное сокращение времени ожидания регистрации.

    Стандарты в отношении сроков исполнения документов изложены в статье 16.

    Таким образом, мне не нужно ждать более 7 дней, чтобы заявление на регистрацию прав в одном из филиалов Росреестра было рассмотрено. Если я свяжусь с многофункциональным центром, предоставляющим общественные услуги, время ожидания может быть немного дольше и составит 9 дней. Самый быстрый способ регистрации в кадастре – в Росреестре, где мне осталось ждать всего 5 дней. В многофункциональном центре этот срок составляет одну неделю, если заявитель ходатайствует о одновременной регистрации кадастровой регистрации и регистрации прав, общая продолжительность регистрации документов не должна превышать 12 дней. Для сравнения, до 2014 года срок регистрации документов составлял от 18 до 20 дней. После 2016 года этот период длился от 10 до 12 дней. Таким образом, одним из главных преимуществ нового закона можно считать сокращение сроков всех процедур, связанных с регистрацией недвижимости.

    Отсутствие территориальных связей

    Место подачи документов также утратило свое значение. Заявитель может обратиться в любой подходящий для него филиал, независимо от степени удаленности объекта. В то же время законом предусмотрено только одно исключение, в соответствии с которым может быть получен отказ в приеме документов – невозможно установить личность заявителя, подавшего заявление. Документы также могут быть представлены в электронном виде через Портал государственного управления или направлены заказным письмом в Росреестр. Важно отметить, что москвичи предпочитают использовать многофункциональные центры, при этом нет ограничений или рекомендаций для жителей других городов при выборе филиала.

    Бумажная форма документа и государственная регистрация прав собственности не предоставляются.

    Новый закон отменяет выдачу регистрационных документов на специальных бланках в форме государственного свидетельства. Теперь, с положительным результатом всего процесса регистрации в департаменте Росреестр, появилась возможность получить документ с информацией о сделке, который будет подтвержден соответствующим департаментом. Подтверждением будет специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки. Для подтверждения прав собственности граждане должны заказать выписку из Единого государственного регистрационного номера, которая будет выдана в течение определенного периода времени.

    Изменение состояния автомобильного сиденья

    В новой редакции Закона о недвижимости большое внимание уделяется статусу парковочного места.Термин “парковочное место” относится к маркировке краской и количеству парковочных мест на поверхности паркового пола, что вызвало наибольшие проблемы, поскольку в первой редакции Федерального закона недвижимостью были определены только объекты со специальными свойствами. До внесения изменений парковка была определена как часть объекта, а весь комплекс подлежал кадастровой регистрации. Благодаря нововведениям с 2017 года можно будет регистрировать каждый отдельный объект недвижимости в качестве самостоятельного объекта недвижимости. Тем не менее, детали проекта и максимальные стандарты для такого местоположения еще не разработаны до конца. Эта задача возложена на Министерство экономического развития. Кроме того, расположение автостоянки теперь должно быть также графически показано на плане этажа или отдельной части здания. Маркировка границ должна быть четкой и соответствовать четко читаемой геометрической фигуре.

    Запрет на регистрацию прав собственности

    Отказ гражданина, подавшего заявление в Росреестр о регистрации прав собственности, может произойти в 55 случаях, перечисленных в Федеральном законе № 218, на которые он ссылается:

    • Прекращение действия договора страхования или банковской гарантии;
    • Возражение правообладателя на уведомление и его мнение о действиях заявителя против его воли;
    • Представление двух контрактов между участниками общего строительства, которые являются разными лицами для одного и того же объекта одновременно.

    В таких случаях Росреестр имеет право отказать или приостановить производство по делу. Максимальная предусмотренная законом задержка не может превышать 3 месяца.

    Предложение о приостановлении процедуры на срок до шести месяцев также может быть выдвинуто владельцем. Права владельца включают в себя возможность запретить все операции с объектом без его личного участия. В этом случае уведомление направляется в Единую государственную регистрационную службу. Данная мера позволяет минимизировать риск мошеннических действий.

    Хранение документов в электронном виде

    Новая редакция Федерального закона № 218 предусматривает возможность подачи документов через электронный портал государственных услуг. Следует отметить, что ранее представление документов в электронном виде ранее не разрешалось. Для того чтобы начать процедуру обработки документов, необходимо получить сертификат электронной цифровой подписи. Такие документы могут быть выданы органом сертификации. Такая услуга сегодня пользуется большим спросом, ее стоимость может варьироваться и варьироваться от 3 до 5 тысяч рублей.

    Кадастровый учет не требует наличия электронной цифровой подписи.

    Стоимость получения такой подписи в дальнейшем сможет обеспечить заявителю финансовое преимущество, позволяющее оформлять документы в электронном виде, при этом государственная пошлина составит не 2 тысячи рублей, а всего 1,2 тысячи рублей.

    Случаи отсутствия собственника при урегулировании прав на недвижимое имущество.

    Изменены также правила изменения статуса объекта недвижимости. Основным отличием между ними была возможность регистрации без участия владельца.
    Роль инициатора таких адаптаций может играть один из государственных органов, а именно

    • налоговой;
    • процесс;
    • нотариусом;
    • Миграционная служба;
    • В ЗАГС.

    Важнейшим условием исправления состояния объекта для его вхождения в состав Росреестра является уведомление владельца.

    С этой целью ему направляется сообщение без каких-либо исключений.

    Правила предоставления учредительных документов юридическим лицам

    До 2017 года регистрация прав собственности юридических лиц осуществлялась с обязательным представлением учредительных документов. Теперь это требование отменено. При подаче заявления на кадастровую регистрацию или регистрацию прав на имущество Росреестр вправе запросить необходимые сведения об учредителе юридического лица.

    Компенсация владельцам, утратившим право собственности на одноквартирный дом.

    На практике нередко граждане теряют свои права на собственную недвижимость. В такой ситуации могут быть люди, которые купили дом и добросовестно заплатили его стоимость, но не получили жилье, потому что были обмануты.

    В соответствии со статьей 68 рассматриваемого закона, компенсация может быть выплачена владельцам, потерявшим свое единственное жилье, при условии, что они не виноваты и были виноваты в этом третьими лицами.

    Предпосылкой для получения является невозможность взыскания требования с должника, а также определение и подтверждение дееспособности максимум 1 млн рублей. Следует отметить, что данный стандарт не будет считаться действительным до 2020 года.

    Подготовка соглашения о процессе совместного строительства

    При заключении договора о совместном строительстве заявление о регистрации должно быть подписано одновременно клиентом и участником.
    Если заявка подается разработчиком совместно с первым партнером, то администратору реестра представляются следующие документы:

    • разрешение на строительство;
    • план этажа здания;
    • проектной декларации;
    • заявление надзорного органа;
    • Договор страхования ответственности клиента;
    • договор поручительства по обязательствам клиента.

    Дополнительно к этим документам застройщик может представить перечень граждан, имеющих право на приобретение сбережений в многоквартирном доме, построенном на территории единого института развития в жилищной сфере. При отсутствии такого перечня он может быть запрошен органами государственной власти, для которых он имеет право предоставить его в распоряжение органа местного самоуправления. Система регистрации договоров с другими категориями акционеров в целом такая же, но отличается от более мелкого пакета документов, предоставляемого застройщиком.

    Удостоверение личности для представления документов

    При подаче документов в офис Росреестра или МФЦ каждый заявитель должен предъявить документ, удостоверяющий личность (паспорт).

    В противном случае Секретарь имеет неограниченное право отказать в приеме документов. Это первая и единственная причина отказа в государственной регистрации. В предыдущих редакциях закона можно было принимать документы без паспорта, но не было положений об отказе. Федеральный закон “О государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество” с изменениями, внесенными в него в 2016 году, существенно корректирует порядок регистрации прав собственности на недвижимое имущество. Это сокращает время ожидания и не требует близости заявителя к субъекту регистрации. Важным изменением является наличие паспорта при подаче документов. При наличии риска конфискации квартир по вине мошенников может быть наложен запрет на совершение сделок без личного присутствия заявителя; в случае потери квартиры гражданин может рассчитывать на государственную компенсацию.
    С нововведениями Закона № 218 Федерального закона “О регистрации недвижимого имущества” можно ознакомиться на видео:

    Цвет шрифта =”#ffff00″ >-=https://www.youtube.com/watch?v=- с гордостью представляет