Полезно знать - Автомобильный портал

Понятие и виды государственных гражданских служащих. Государственный служащий. Социально-правовой статус гражданского служащего

Гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание исключительно за счет средств бюджета (федерального или бюджета субъекта Федерации).

Нанимателем для федерального государственного гражданского служащего является Российская Федерация, для государственного гражданского служащего субъекта РФ - соответсвующий субъект РФ. В рамках государственного органа полномочия нанимателя осуществляет т.н. представитель нанимателя - руководитель соответствующего государственного органа, либо лицо, замещающее государственную должность.

Для уточнения отличительных признаков государственного гражданского служащего можно воспользоваться более развернутым определением:

Государственный гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 и не старше 65 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и исполняющий обязанности по должности государственной гражданской службы за денежное вознаграждение. В данном определении перечислены основные признаки сотрудника, позволяющие считать его государственным гражданским служащим.

Особые характеристики гражданского служащего по сравнению с прочими работниками определяются наличием у него специфического социально-правового статуса, закрепленного в законодательстве и возникающего при занятии должности государственной гражданской службы. Этот статус определяет не только содержание административно-служебных отношений. Он являет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, регламентов деятельности и ответственности гражданских служащих, установленных законом. Тем самым фиксируется самостоятельность и независимость гражданских служащих от воли руководителя в осуществлении своих прав и обязанностей.

Социально-правовой статус гражданского служащего — это установленные и гарантированные государством и обществом меры должного и возможного поведения работника в области государственно-служебных отношений.

Составляющие социально-правового статуса государственного гражданского служащего представлены на рисунке!

Рисунок!! Составляющие социально-правового статуса государственного гражданского служащего

Различаются общие права и обязанности , установленные для всех государственных служащих, а также права и обязанности, связанные с конкретной должностью.

Общие права гражданских служащих определяются законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», глава 3, ст 14.


К ним относятся:

Права на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности;

Получение информации;

Посещение предприятий;

Принятие решений и участие в их подготовке;

Участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности;

Продвижение по службе;

Переподготовку и повышение квалификации за счёт средств соответствующего бюджета;

Пенсионное обеспечение с учётом стажа государственной службы;

Ознакомление со всеми материалами своего личного дела;

Требование служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство;

На объединение в профсоюзы для защиты своих прав;

Обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.

К основным (общим) обязанностям относятся :

Соблюдение и обеспечение исполнения действующего законодательства;

Исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

Исполнение поручений соответствующих руководителей;

Соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций;

Неразглашение государственной и иных охраняемую тайн, а также сведений, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

Предоставление предусмотренных законом сведений о себе и членах своей семьи, а также о выходе из гражданства РФ или приобретении иного гражданства;

Соблюдение ограничений, обязательств и требований к служебному поведению гражданских служащих, не нарушение запретов;

Соблюдение служебного распорядка;

Поддержка необходимого уровня квалификации и т.д.

Отдельно подчеркнем обязанность гражданского служащего сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. Также важно, что гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение , а при получении такового (по мнению гражданского служащего) обязан представить обоснование неправомерности данного поручения, получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме и в письменной форме отказаться от его исполнения.

Поступающий на государственную гражданскую службу добровольно принимает на себя установленные законом запреты - статья17 закона № 79-ФЗ, к примеру:

1. Запрет участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;

2. Замещать должность гражданской службы в случае :

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц ;

8) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов, если это не входит в его должностные обязанности;

10) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума ;

12) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных, ветеранских союзов) и религиозных объединений и т.д.

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой описывают случаи, в которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может на ней находиться:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости;

3) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкое родство или свойство с гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выход из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличие гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставление установленных сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Государственному служащему предоставляются государственные гарантии, соответствующие условия работы, денежное содержание, медицинское обслуживание работника и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию, систематическое повышение квалификации (с сохранением денежного содержания в период обучения), повышенное пенсионное обеспечение, особые условия социального страхования, защита работника и членов его семьи от насилия, угроз. Государственному служащему часто предоставляется жилая площадь, транспорт (или компенсируются расходы на транспорт).

Закон выдвигает ряд требований к служебному поведению гражданского служащего, среди которых требования:

Исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; исходить из того, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл его профессиональной деятельности;

Осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках компетенции государственного органа;

Не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

Не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных интересов препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

Соблюдать ограничения для гражданских служащих;

Соблюдать нейтральность;

Не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

Проявлять корректность в обращении с гражданами;

Способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию и т.д.

Специфическим для государственной служебной деятельности является понятие конфликта интересов , который по преимуществу относится к внутриорганизационным конфликтам.

Конфликт интересов проявляется в ситуации, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организацией, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы.

Гражданским служащим признается гражданин Российс­кой Федерации, взявший на себя обязательство по прохожде­нию гражданской службы. Он осуществляет профессиональ­ную служебную деятельность на должности гражданской служ­бы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Рос­сийской Федерации.

Таким образом, признаки гражданского служащего сводят­ся к тому, что он:

а) гражданин РФ, достигший возраста 18 лет;

б) владеет государственным языком Российской Федерации;

в) взял на себя обязательство по прохождению гражданс­кой службы;

г) замещает гражданскую должность;

д) осуществляет профессиональную служебную деятель­ность на гражданской должности;

е) должность замещает в соответствии с актом о назначе­нии на нее и со служебным контрактом;

ж) получает денежное содержание за счет средств федераль­ного бюджета или бюджета субъекта РФ.

Нанимателем гражданского служащего является Российс­кая Федерация или субъект РФ. Полномочия нанимателя осу­ществляются его представителем, понятие которого дано в ФЗ о гражданской службе. Представитель нанимателя - руково­дитель государственного органа, лицо, занимающее государ­ственную должность, либо представитель указанных руководи­теля или лица, осуществляющего полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ.

Очевидно, что гражданскими служащими не являются слу­жащие государственных предприятий, в том числе и осуществ­ляющие властно-распорядительные, управленческие полномо­чия, ибо занимают должности, не являющиеся должностями гражданской службы, денежное содержание получают за счет средств предприятий. Нет также достаточных юридических ос­нований для признания гражданскими служащими служащих бюджетной сферы (в том числе выполняющих властно-распо­рядительные полномочия), замещающих должности в органи­зациях, которые по закону не являются государственными дол­жностями. В частности, данные должности не удовлетворяют критериям гражданской должности, хотя замещающие их слу­жащие содержатся за счет средств бюджета (например, учите­ля школ, преподаватели вузов, врачи лечебных учреждений), ввиду специфики объема и характера полномочий, которыми определяется содержание их правового статуса.

Гражданские служащие могут быть классифицированы на виды по разным основаниям.

Подразделение гражданских служащих, помимо того, ко­торое обусловлено дифференциацией видов государственной службы на федеральную и субъектов РФ, возможно также в зависимости от категорий гражданских должностей, их групп, классных чинов гражданской службы, видов государственных органов, в которых они замещают гражданские должности, объема и характера полномочий, которыми они наделяются и по другим критериям.


В зависимости от деления гражданской службы на виды различаются федеральные гражданские служащие и гражданс­кие служащие субъектов РФ.

Федеральный государственный гражданский служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной гражданской служ­бы и получающий денежное содержание за счет средств феде­рального бюджета.

Гражданский служащий субъекта РФ - гражданин, осу­ществляющий профессиональную деятельность на должностях гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное со­держание за счет средств бюджета субъекта РФ. В случаях, пре­дусмотренных федеральным законом, гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

Исходя из деления должностей гражданской службы на группы различаются гражданские служащие,замещающие

высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности граж­данской службы.

Гражданские служащие могут бытьклассифицированы по классным чинам.Они присваиваются в соответствии с заме­щаемой должностью в пределах группы должностей граждан­ской службы. Установлены и присваиваются классные чины гражданским служащим, замещающим:

а) действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса - должности федеральной граж­данской службы высшей группы;

б) государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса - должности федеральной гражданской службы главной группы;

в) советник государственной гражданской службы Россий­ской Федерации 1, 2 или 3 класса - должности гражданской службы ведущей группы;

г) референт государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса - должности гражданской службы старшей группы;

д) секретарь государственной гражданской службы- дол­жности гражданской службы младшей группы.

Гражданским служащим, замещающим должности граж­данской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экза­мена.

Деление гражданских служащих по государственным ор­ганам, в которых они состоят на службе, предполагает необхо­димость учета, по крайней мере, двух обстоятельств: а) в госу­дарственных органах могут учреждаться должности различных видов государственной службы; б) понятия военной и правоох­ранительной службы подлежат уточнению в нормативных пра­вовых актах о них, которые еще предстоит принять. Так, пока остается дискуссионным вопрос о видах правоохранительных органов. В одних случаях к ним относят, в других исключают судебные органы. Хотя с точки зрения деления государствен­ных служащих ни один из этих подходов не может быть при­нят, поскольку в судебную систему входят как суды общей юрисдикции, так и военные суды.

Государственный служащий - это лицо, профессионально осуществляющее служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов, а так же лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, а так же получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ.

В узком понимании ГОСУДАРСВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ- это лицо, занимающее должность государственной службы.

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся:

а) на должностных лиц;

б) оперативный состав (так называемый функциональный состав)

в) вспомогательный персонал.

Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия

Оперативный состав (функциональные работники) – это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа в качестве специалистов

Вспомогательный персонал – государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа.

30. Дисциплинарная ответственность государственных служащих.

Дисциплинарная ответственность- это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. К государственным служащим она применяется на общих с другими гражданами основаниях (равенство перед законом, едина процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т п). Характер профессиональной деятельности гос служащих предопределяет некоторые особенности регулирования их ответственности.

Нормативными актами регулирующими этот вид юридической ответственности, являются: ФЗ «Об основаниях государственной службы РФ», «Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный устав таможенной службы, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел, Прохождение службы в органах налоговой полиции и другие. Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов государственной власти и руководителей по наложению этих взысканий, а так же порядок их применения и обжалования с учетом конкретных условий государственной службы.

Видами дисциплинарных взысканий являются:

Замечание

Строгий выговор

Предупреждение о неполном служебном соответствии

Увольнение

Дисциплинарное взыскание налагается органом или руководителем, имеющим право назначать служащего на государственную должность.

Государственный служащий,допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц) до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.

Типы государственных служащих в России

Согласно российскому законодательству выделяется два вида государственных служащих:

  • федеральные государственные служащие;

Федеральный государственный служащий - работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета.

  • государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации;

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных Федеральным Законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счёт средств федерального бюджета.

Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими).

Государственный служащий с трёх точек зрения

Понятие «государственный служащий» можно анализировать в трёх аспектах.

  1. с государственно-правовой точки зрения , государственный служащий - это «слуга» государства (его органов), наделенный им полномочиями различного характера и значения. Служащий представляет государство в его многообразных взаимоотношениях как внутри государственной администрации (различных государственных органов и организаций), так и во внешних связях с другими общественными, государственными и негосударственными организациями. Государственный служащий - продукт развития общества и государства, призванный осуществлять государственные функции.
  2. с административно-правовой точки зрения , государственный служащий имеет особые властные, организационно-распорядительные полномочия. Он представитель власти, реализующий юрисдикционные (правоохранительные) меры и полномочия и применяющий административно-правовые санкции.
  3. с уголовно-правовой точки зрения , государственный служащий - особый субъект уголовной и административной ответственности (государственные служащие - должностные лица - несут ответственность за преступления против государственной власти и интересов государственной службы).

Ограничения, связанные с этикой государственного служащего

Государственный служащий не вправе:
- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой;
- заниматься лично предпринимательской деятельностью, а также использовать свое служебное положение для содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности с получением за это вознаграждения в любой форме;
- быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо который ему непосредственно подчинен или подконтролен;
- использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, служебные автотранспортные средства, другое государственное имущество и служебную информацию;
- получать от физических и юридических лиц вознаграждения в виде подарков, денег и услуг за осуществление действия или бездействия, связанных с исполнением служебных полномочий;
- участвовать в забастовках, манифестациях и иными действиями препятствовать функционированию государственных органов и выполнению государственными служащими должностных полномочий;
- участвовать в деятельности политических партий и религиозных организаций в связи со своей служебной деятельностью;
- находиться на государственной должности в государственных органах, в которых его служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью с лицами, имеющими с ним близкие родственные отношения (родители, супруг, родные братья и сестры, дети);
- использовать служебную информацию и служебное положение в личных интересах;
- давать не согласованные и не уполномоченные обязательства и обещания. Государственный служащий после прекращения государственной службы в течение года не может обращаться по месту своей прежней работы по вопросам, которые входили в его компетенцию.

См. также

  • Чиновничество в России

Литература

  • Федеральный Закон (ФЗ) «О системе государственной службы в Российской Федерации» от 27 мая г. № 58-ФЗ
  • Старилов Ю. Н. Курс общего административного права . С77 В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2002. - 600 с.
  • ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07. г. № 79-ФЗ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Государственный служащий" в других словарях:

    Гражданин, исполняющий обязанности по государственной должности (см. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ) на государственной службе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств государственного бюджета. В Российской Федерации государственный… … Энциклопедический словарь

    В РФ гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета… … Финансовый словарь

    Государственный служащий - (англ. public employee) в законодательстве о гос ной (публичной) службе служащий, который находится по отношению к государству (его органу) в специально установленной законом правовой связи. В большинстве стран Г.с. делятся на классы … Энциклопедия права

    Юридический словарь

    Государственный служащий - лицо, замещающее оплачиваемую государственную должность государственной службы и в соответствии с законодательством государства осуществляющее должностные обязанности по исполнению полномочий государственных органов... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН… … Официальная терминология

    государственный служащий - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN official … Справочник технического переводчика

    Государственный служащий - гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Государственным служащим может быть… … Российское избирательное право: словарь-справочник

    Государственный служащий - лицо, занимающее должность в государственных организациях, учреждениях, на предприятиях, получающее заработную плату из государственных средств (см.: Федеральный закон О государственной службе). Государственный служащий занят в государственном… … Теория государства и права в схемах и определениях

    государственный служащий - по российскому праву гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета … Большой юридический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ - гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном Федеральным законом РФ Об основах государственной службы Российской Федерации от 5 июля 1995 г., обязанности по государственной должности (государственной службы) за денежное вознаграждение,… … Энциклопедический словарь конституционного права

Книги

  • Государственный служащий. Статус, профессия, призвание. Учебно-методический комплекс , Охотский Е.В.. 702 стр. Предлагаемый научно-методический комплекс рассчитан на студентов магистратуры, слушателей курсов повышения квалификации руководящих кадров, слушателей курсов MPI и MBI, аспирантов и…

К государственным служащим относятся граждане, работающие в государственных организациях, занимающие в них должность в установленном законодательством порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие от имени и по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций, с определенной оплатой труда.

Комплекс обязанностей, соответствующих им прав и пределы личной ответственности государственного служащего, которые устанавливаются по занимаемой должности, определяет содержание государственно-служебных отношений, складывающихся, во-первых, между ним и государством (в лице соответствующего органа) в связи с замещением должности и, во-вторых, между ним и другими субъектами государственно-служебных отношений в процессе осуществления им своей служебной деятельности.

В основе отграничения государственных служащих от других участников трудового процесса (рабочих) лежат два критерия: а) отношение к созданию материальных ценностей; б) правовые последствия трудовой деятельности людей.

Рабочие заняты в сфере материального производства, их труд создает материальные блага. Государственные служащие непосредственно материальных ценностей не создают, они осуществляют функции по руководству, управлению, контролю, надзору, учету и т.д. Они либо создают духовные ценности, либо реализуют функции государственных органов.

Государственный служащий осуществляет предоставленные ему права и возложенные на него обязанности в определенных пределах, установленных по должности. Действия государственных служащих могут порождать и порождают юридические последствия либо создают условия, необходимые для возникновения этих последствий.

Правовое положение государственного служащего всецело определяется природой государства, принципами и условиями жизни общества. Потому следует различать понятия «государственный служащий» в широком смысле и в узком смыслах. В широком смысле государственным служащим является лицо, занимающее в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственной организации: органе государственной власти, на предприятии, в учреждении, иной организации. В узком смысле под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном аппарате.

В зависимости от особенностей в правовом статусе государственные служащие могут быть подразделены на различные виды, в частности: государственных органов; государственных предприятий, учреждений и организаций.

Государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Участие различных категорий служащих в этом процессе различно, но, в общем, служба в государственных органах направлена на эту цель.

Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процессов соответственно производства, социально-культурной и иной деятельности, т.е. с выполнением основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся:

а) на должностных лиц;

б) оперативный состав (так называемый функциональный состав);

в) вспомогательный персонал.

Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (например, руководители многих структурных подразделений органов – начальники управлений, отделов в системе органов управления МВД Республики Беларусь). Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Руководители принимают решения по различным вопросам; являются распорядителями кредитов, принимают на работу, применяют к подчиненным меры поощрения и дисциплинарной ответственности.

Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к лицам, не находящимся в их подчинении (санитарные врачи, работники милиции, работники налоговой инспекции и др.).

Оперативный состав (функциональные работники) – это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа в качестве специалистов (например, экономисты, юрисконсульты и др.). Они, как правило, занимаются работой, связанной с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных познаний, опыта. Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности в установленных законодательством случаях, рецепты на бесплатное получение лекарств).

Вспомогательный персонал – государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Своей деятельностью эта категория служащих совершает материально-технические действия, которые создают условия для нормальной работы органа управления, предприятия, учреждения, организации. Это, например, делопроизводители, библиотекари, секретари-машинистки, лаборанты и др.

Рассматриваемая классификация не является единственной. В юридической литературе государственные служащие, например, подразделяются на гражданских и милитаризованных. Последние служащие в основном осуществляют действия, направленные на защиту жизни и здоровья людей, охрану ценностей нашего общества даже при условии риска для жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках (работники милиции, военнослужащие Министерства обороны, Пограничного комитета, военизированная охрана и др.).

Правовой статус милитаризованных служащих существенно отличается от гражданских служащих: особый порядок поступления на службу и ее прохождение, возраст – с 18 лет, состояние здоровья, моральные качества, особая военная дисциплина и др.

Иногда служащих делят по областям управленческой деятельности (например, служащие народного хозяйства, государственные служащие социально-культурной сферы, в административно-политической деятельности и др.).