Полезно знать - Автомобильный портал

Основания и порядок прекращения государственной гражданской службы. Прекращение государственной службы 21 особенности прекращения государственной гражданской службы

В законе установлены как общие основания прекращения служебного контракта - это:

Соглашение сторон служебного контракта;

Истечение срока действия срочного служебного контракта;

Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;

Представителя нанимателя;

Перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

Отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы4

Отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;

По обстоятельствам, независящие от воли сторон служебного контракта др.

Предусмотрены и специальные снования расторжения служебного контракта и, следовательно, прекращения государственной службы. К ним относятся, например:

Прекращение служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта: заключения служебного контракта в нарушение вступившего в законную силу приговора суда о лишении лица права занимать определенные должности гражданской службы или заниматься определенной деятельностью;

Расторжение служебного контракта в связи с выходом гражданского служащего из гражданства Российской Федерации - Служебный контракт расторгается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства Российской Федерации.

Заключение

Рассмотрев особенности регулирования труда государственных служащих можно сделать следующие выводы:

1. Правовое регулирование института государственной службы в России стремительно развивается. Об этом убедительно свидетельствует новое российское законодательство о системе государственной службы (ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации") и государственной гражданской службе (ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). В данных федеральных законах очень подробно урегулированы все вопросы, касающиеся трудовой деятельности государственных служащих.

2. Поступление граждан на гражданскую службу имеет ряд особенностей, а именно - поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, для проведения которого образуется конкурсная комиссия. В ряде случаев, установленных федеральным законом конкурс может и не проводится.

3. Так как государственная гражданская служба это особый вид службы, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации, то и правовой статус государственных служащих имеет некоторые особенности. В частности, за ними закреплен ряд обязанностей, которые не входят в круг обязанностей работников, работающих по трудовому договору, кроме того, в законе установлены ограничения и запреты, для государственных служащих, которые специально оговариваются в служебном контракте, который служит основой для правоотношений возникающих между государством и государственным гражданским служащим.

4. Для государственных служащих помимо общих гарантий, которые предоставлены Трудовым Кодексом РФ работникам, работающим по трудовому договору предоставлены и дополнительные гарантии, например, такие как: транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, единовременная субсидия на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы и др. Все это подчеркивает особый характер правоотношений, возникающих по поводу осуществления государственной гражданской службы.

5. Что же касается оснований расторжения служебного контракта и связанного с ним прекращения государственной службы то в принципе законом установлены основания идентичные тем. которые содержаться в Трудовом Кодексе РФ, за некоторыми исключениями, например, существует такое основание расторжения служебного контракта, как выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации.

1. Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию.
2. Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях:
1) достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы;
2) прекращения гражданства Российской Федерации;
3) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего настоящим Федеральным законом;
4) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
5) возникновения других обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 статьи 21 настоящего Федерального закона.
3. Выход на пенсию государственного служащего осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы - 60 лет. Допускается продление нахождения на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного для государственной службы возраста, решением руководителя соответствующего государственного органа. Однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на год.
Продление нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.

Комментарий к статье 25

1. В соответствии с п. 1 ст. 25 основанием для прекращения государственной службы является увольнение.
Государственный служащий может быть уволен как по общим основаниям, предусмотренным КЗоТ, так и дополнительным, установленным п. 2 ст. 25 Закона.
2. В соответствии с КЗоТ он может быть уволен по собственной инициативе (в том числе в связи с выходом на пенсию), по инициативе руководителя соответствующего государственного органа, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и в других случаях, указанных в законе.
3. По собственной инициативе государственный служащий имеет право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, в любое время, предупредив об этом руководителя государственного органа за две недели. Предупреждение должно быть сделано в письменной форме (ст. 31 КЗоТ).
В случаях, когда заявление об увольнении по собственному желанию обусловлено невозможностью продолжать службу (необходимость ухода за больным членом семьи, выход на пенсию и др.), трудовой договор должен быть расторгнут в срок, о котором просит служащий.
По истечении срока предупреждения об увольнении лицо вправе прекратить работу, а соответствующие службы государственного органа обязаны выдать ему трудовую книжку и произвести расчет.
По договоренности между сторонами трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения.
Трудовой договор, заключенный на определенный срок, в соответствии со ст. 32 КЗоТ подлежит расторжению досрочно по требованию государственного служащего лишь при наличии уважительной причины (например, в случае его болезни, инвалидности, препятствующих продолжению службы, и др.). Закон не содержит исчерпывающего перечня таких причин, поэтому в каждом случае вопрос решается руководителем государственного органа с учетом всех обстоятельств.
Если причина досрочного увольнения признана неуважительной, государственный служащий вправе обжаловать это решение в соответствующий государственный орган или суд.
4. Общие основания, по которым руководитель государственного органа вправе уволить по своей инициативе, предусмотрены в ст. 33 КЗоТ. К ним относятся:
ликвидация государственного органа, сокращение его штата (п. 1 ст. 33 КЗоТ);
обнаружившееся несоответствие государственного служащего занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья (п. 2 ст. 33 КЗоТ);
систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором, должностной инструкцией или правилами внутреннего трудового распорядка, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания (п. 3 ст. 33 КЗоТ);
прогул (в том числе отсутствие на службе более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин) (п. 4 ст. 33 КЗоТ);
неявка на службу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения должности при определенном заболевании (п. 5 ст. 33 КЗоТ);
восстановление на службе (в должности) лица, ранее замещавшего эту должность (п. 6 ст. 33 КЗоТ);
появление на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения (п. 7 ст. 33 КЗоТ);
совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) государственного имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания (п. 8 ст. 33 КЗоТ).
Дополнительными основаниями увольнения по инициативе руководителя государственного органа в соответствии с КЗоТ являются:
однократное грубое нарушение должностных обязанностей руководителем государственного органа (представительства) и его заместителями (п. 1 ст. 254 КЗоТ);
совершение виновных действий лицом, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны руководителя государственного органа (п. 2 ст. 254 КЗоТ).
5. Увольнение по любому из оснований, предусмотренных КЗоТ, за исключением случаев полной ликвидации государственного органа, является правом руководителя, а не его обязанностью. Как общее правило, увольнение должно применяться лишь в тех случаях, когда другие меры дисциплинарного воздействия неэффективны или оставление данного лица на службе может отрицательно сказаться на деятельности государственного органа.
Увольнение в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением его штата (п. 1 ст. 33 КЗоТ) осуществляется с соблюдением гарантий, установленных для государственных служащих ст. 16 Закона, а также ст. 40.2 КЗоТ, определяющей основания и порядок высвобождения работников.
При увольнении государственных служащих по сокращению штата должно учитываться преимущественное право оставления на работе, предусмотренное ст. 34 КЗоТ.
Увольнение по основаниям, предусмотренным п. п. 2 и 6 ст. 33 КЗоТ, допускается при условии, если невозможно перевести служащего, с его согласия, на другую государственную должность. При этом следует иметь в виду, что в случае несоответствия государственного служащего занимаемой должности по состоянию здоровья (п. 2 ст. 33 КЗоТ) перевод на другую должность допускается при условии, если его заболевание не отнесено к тем видам, при наличии которых лицо вообще не может находиться на государственной службе (см. коммент. к п. 3 ст. 21 и подп. 5 п. 2 ст. 25 Закона).
Увольнение по этой причине допустимо в случаях, если имеет место стойкое снижение трудоспособности, препятствующее надлежащему исполнению служебных обязанностей, либо если исполнение этих обязанностей противопоказано государственному служащему или опасно для окружающих.
Несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации должно быть подтверждено, например, решением аттестационной комиссии (см. коммент. к ст. 24 Закона).
Обязательным условием применения п. 2 ст. 33 КЗоТ является отсутствие вины государственного служащего в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей.
Увольнение за систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей (п. 3 ст. 33 КЗоТ) допускается при наличии следующих условий:
неоднократное неисполнение обязанностей;
виновность действия (бездействия) государственного служащего, послужившая причиной неисполнения;
к служащему уже применялись меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные п. 1 ст. 14 Закона.
Увольнение за прогул (в том числе отсутствие на службе более трех часов в течение рабочего дня) возможно, если государственный служащий отсутствовал на службе без уважительных причин. При наличии уважительной причины (болезнь, авария на транспорте и др.) увольнение за прогул (п. 4 ст. 33 КЗоТ) не допускается. Неявка вследствие временной нетрудоспособности более четырех месяцев подряд может быть основанием для увольнения при условии, что отсутствие на службе нарушает нормальный ход работы государственного органа.
Появление на службе, причем в рабочее время, в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения (п. 7 ст. 33 КЗоТ) может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими доказательствами, например свидетельскими показаниями.
За однократное грубое нарушение должностных обязанностей в соответствии с п. 1 ст. 254 КЗоТ могут быть уволены только руководитель государственного органа (представительства) и его заместители. Другие государственные служащие могут быть уволены по данному основанию только в случае нарушения федеральных законов, указов Президента РФ, а также неисполнения или ненадлежащего исполнения этих актов или вступивших в законную силу решений суда (п. 1 Указа от 6 июня 1996 г., см. коммент. к ст. 14 Закона).
Увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с п. 2 ст. 254 КЗоТ допустимо в отношении только тех лиц, которые непосредственно обслуживают товарные или денежные ценности, например, в компетенцию которых входит распределение указанных ценностей.
Утрата доверия должна быть основана на конкретных фактах совершения государственным служащим виновных действий. Поводом для утраты доверия могут служить не только допущенные злоупотребления, но и халатное отношение к своим должностным обязанностям.
6. Пункт 2 ст. 25 Закона предусматривает перечень дополнительных оснований увольнения государственных служащих по инициативе руководителя государственного органа.
Увольнение по этим основаниям может быть либо правом руководителя государственного органа, либо его обязанностью.
Так, в связи с достижением предельного возраста - 60 лет, должны быть уволены лица, замещающие старшие и младшие должности государственной службы.
Увольнение лиц, замещающих высшие, главные и ведущие государственные должности и достигших 60 лет, зависит от усмотрения руководителя государственного органа. Он вправе продлить их нахождение на государственной службе до 65 лет. При этом каждый раз срок продления не должен превышать одного года.
По достижении 65 лет возможно принятие на работу в государственный орган на условиях срочного трудового договора для замещения должности (выполнения работы), не относящейся к государственной.
Лица, утратившие гражданство Российской Федерации, подлежат увольнению с государственной службы в обязательном порядке независимо от того, какую должность они замещают. Данное положение вытекает из содержания п. 1 ст. 21 Закона.
Решение об увольнении государственного служащего в связи с несоблюдением им обязанностей и ограничений, установленных ст. ст. 10 и 11 Закона, а также в связи с разглашением им сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, может быть принято руководителем государственного органа исходя из конкретных обстоятельств, при которых допущено такое несоблюдение. При этом вместо увольнения может быть применено другое дисциплинарное взыскание.
Увольнение по основаниям, о которых идет речь в подп. 5 п. 2 ст. 25 Закона, является для руководителя соответствующего государственного органа обязательным.
Это требование вытекает из содержания п. 3 ст. 21 Закона, в соответствии с которым в случаях, перечисленных в указанном пункте, лицо не может находиться на государственной службе (см. коммент.).
7. Увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, может иметь место в случаях призыва или поступления государственного служащего на военную службу (п. 3 ст. 29 КЗоТ); вступления в законную силу приговора суда, которым государственный служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам или иному наказанию, исключающему возможность продолжения службы (п. 7 ст. 29 КЗоТ).
8. К другим основаниям увольнения, предусмотренным КЗоТ, следует отнести: соглашение сторон (п. 1 ст. 29 КЗоТ); истечение срока трудового договора, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения (п. 2 ст. 29 КЗоТ); перевод государственного служащего с его согласия в другой государственный орган или переход на выборную должность (п. 5 ст. 29 КЗоТ); отказ от перевода в другую местность вместе с государственным органом (п. 6 ст. 29 КЗоТ).
9. Закон не устанавливает специальных правил, определяющих порядок и условия увольнения государственных служащих по инициативе руководителя государственного органа (кроме случаев увольнения в связи с ликвидацией и реорганизацией государственного органа) (см. коммент. к ст. 16 Закона). В связи с этим увольнение в таких случаях должно производиться на условиях и в порядке, установленных КЗоТ.
В соответствии со ст. 35 КЗоТ увольнение по основаниям, предусмотренным п. 1 (кроме случаев ликвидации государственного органа), п. п. 2 и 5 ст. 33 КЗоТ, производится с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа. Его согласия не требуется в случаях:
увольнения с работы, где профсоюзный орган отсутствует;
увольнения руководителя государственного органа (представительства), его заместителей и других служащих, замещающих руководящие должности.
Согласия соответствующего профсоюзного органа на увольнение не требуется и в тех случаях, когда оно является обязанностью руководителя государственного органа (см., например, п. 3 ст. 21 Закона).
Когда согласие соответствующего профсоюзного органа на увольнение необходимо, он должен в письменной форме сообщить руководителю государственного органа о принятом решении в десятидневный срок со дня получения письменного представления.
Государственный служащий, на увольнение которого дано согласие соответствующего профсоюзного органа, может быть уволен не позднее одного месяца со дня получения такого согласия.
При увольнении по основаниям, указанным в п. п. 3 и 6 ст. 29 и в п. п. 2 и 6 ст. 33 КЗоТ, выплачивается выходное пособие. Оно должно выплачиваться и при увольнении государственного служащего в связи с заболеванием, препятствующим исполнению им должностных обязанностей (подп. 3 п. 3 ст. 21 Закона), так как это основание по своему характеру должно быть приравнено к предусмотренному п. 2 ст. 33 КЗоТ (несоответствие занимаемой должности вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению работы).
Размер пособия не может быть менее двухнедельного среднего заработка (ст. 36 КЗоТ).
Глава V. Обеспечение эффективности
государственной службы

Гражданской службы

Законодатель устанавливает следующий порядок назначения классных чинов. Классный чин гражданской службы – действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом РФ. В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы - государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством РФ. В иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.

Классные чины «советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса», «референт государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса» и «секретарь государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса» присваиваются представителем нанимателя. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом данного субъекта.

При решении вопроса о присвоении классного чина проводится квалификационный экзамен (не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года). Егоцелью является оценка знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.

Согласно ст. 49 Закона квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а в случаях, определяемых Президентом РФ, - должности гражданской службы категории «руководители». Порядок проведения аттестации утвержден Указом Президента РФ от 1 февраля 2005г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими РФ и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)».

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:



1) соглашение сторон служебного контракта;

2) истечение срока действия срочного служебного контракта;

3) расторжение служебного контракта по инициативе служащего;

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;

5) перевод служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

6) отказ гслужащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;

7) отказ служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;

8) отказ служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;

9) отказ служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, независящие от воли сторон служебного контракта (в том числе при достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе – 65 лет );

11) нарушение установленных данным Законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;

12) выход гражданского служащего из гражданства РФ;

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных данным Законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой;

15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

Тема 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений, организаций

  • Государственное управление
    • Понятие, содержание и виды управления
    • Социальное управление
    • Теория управления и теория административного права
    • Понятие государственного управления
    • Признаки государственного управления
    • Виды государственного управления
    • Функции государственного управления
    • Исполнительная власть и государственное управление
  • Исполнительная власть
    • Основные подходы к изучению административно-правовой теории
    • Принцип разделения властей
    • Признаки исполнительной власти
    • Функции исполнительной власти
    • Субъекты исполнительной власти
  • Административное право как отрасль права. Предмет и метод административного права
    • Публичное право и административное право
    • Административное право и частное право
    • Предмет административного права
    • Метод административно-правового регулирования
    • Система административного права
    • Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права
  • Наука административного права
    • Наука об управлении
    • Административное право как наука
    • Административно-правовая политика
    • История развития административно-правовой науки
      • Полицейское право
      • Административно-правовая наука в конце XVIII - начале XIX в.
      • Административное право конца XIX - начала XX в.
      • Основные достижения науки административного права в XX в.
      • История развития российской науки административного права
  • Нормы административного права и административно-правовые отношения. Источники административного права
    • Система административно-правового регулирования
    • Нормы административного права
    • Структура административно-правовых норм
    • Административно-правовые отношения
    • Источники административного права
  • Понятие, правоспособность и дееспособность субъектов административного права
    • Понятие субъекта административного права
    • Правоспособность и дееспособность субъектов административного права
  • Индивидуальные субъекты административного права
    • Административная правоспособность и административная дееспособность индивидуальных субъектов
    • Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
    • Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
    • Паспортный режим в Российской Федерации
    • Способы защиты прав граждан
    • Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
    • Право гражданина на административную жалобу
    • Производство по административным жалобам граждан
    • Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов публичного управления и их должностных лиц
    • Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц публичного управления
  • Государственная администрация
    • Понятие и содержание деятельности государственной администрации
    • Линейная и функциональная власть
    • Организационная структура государственной администрации
    • Административное ведомство
  • Органы исполнительной власти
    • Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
    • Президент Российской Федерации и исполнительная власть
    • Виды органов исполнительной власти
    • Правительство Российской Федерации
    • Федеральные органы исполнительной власти
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Территориальные органы исполнительной власти
    • Органы местного самоуправления в системе публичной власти
  • Государственная служба и государственные служащие
    • Государственная должность: понятие и основные черты
    • Должности государственной службы. Реестры должностей государственной службы
    • Государственная служба: понятие, признаки, значение и правовые источники
    • Муниципальная служба и муниципальная должность
    • Система (виды) государственной службы
    • Виды государственной гражданской службы
    • Управление государственной службой
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, система и виды
    • Государственный служащий: основы правового положения
      • Права государственного служащего
      • Обязанности государственного служащего
      • Поощрение (стимулирование) и ответственность государственных и муниципальных служащих
    • Классификация государственных служащих
    • Прохождение государственной службы
      • Аттестация государственного служащего
      • Квалификационный экзамен
  • Государственные и негосударственные организации как субъекты административного права
    • Понятие и виды организаций
    • Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
    • Понятие и виды общественных объединений
    • Основы административно-правового статуса общественных объединений
    • Особенности административно-правового положения профессиональных союзов
    • Основы административно-правового положения религиозных объединений
  • Понятие и виды управленческих действий
    • Понятие формы управленческих действий
    • Значение формы управленческих действий в административно-публичной сфере
    • Виды форм управленческих действий
  • Правовые акты управления
    • Понятие, признаки и юридическое значение правового акта управления
    • Функции правового акта управления
    • Действие правовых актов управления
    • Виды правовых актов управления
    • Правовые акты Президента Российской Федерации
    • Правовые акты Правительства Российской Федерации
    • Правовые акты федеральных органов исполнительной власти
    • Правовые акты управления субъектов Российской Федерации
    • Правовые акты муниципальных образований (органов местного самоуправления)
  • Административный договор
    • Понятие и публично-правовая природа административного договора
    • Признаки административного договора

Прекращение государственной службы

Прекращение государственной службы - это нормативно установленный порядок прекращения государственно-служебных правовых отношений между государственным служащим и государственным органом, которые возникли при поступлении гражданина на государственную службу и в процессе выполнения им должностных обязанностей.

Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

Прекращение государственной службы предусматривает исключение государственного служащего из перечня лиц, занимающих в государственном органе штатную государственную должность государственной службы. Прекращение государственной службы является в некоторых случаях одновременно и окончанием служебной карьеры государственного служащего. В других случаях прекращение государственной службы связывается лишь с изменением служебного статуса государственного служащего (например, при поступлении государственного служащего на государственную службу в другом государственном органе).

Прекращение государственной службы возможно только по тем основаниям, которые устанавливаются законодательством о государственной службе и законодательством о труде.

Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

Можно выделить следующие три вида оснований прекращения государственной службы:

  1. смерть (гибель) государственного служащего;
  2. увольнение государственного служащего по основаниям, предусмотренным действующим законодательством;
  3. выход на пенсию.

Увольнение государственного служащего является самым распространенным основанием прекращения государственной службы.

Основания увольнения определяются в следующих законах:

  1. Трудовой кодекс РФ;
  2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; этот Закон, подобно ТК РФ для работников, устанавливает правовое регулирование государственно-служебных отношений при замещении гражданским служащим должности гражданской службы, при прохождении службы, а также при прекращении служебного контракта, освобождении служащего от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы;
  3. федеральные законы о видах государственной службы; специальные федеральные законы, регламентирующие государственно-служебные отношения в различных государственных органах и различные виды государственной службы (например, органы внутренних дел, налоговые органы, таможенные органы);
  4. законы субъектов РФ, регулирующие вопросы государственной гражданской службы;
  5. иные нормативные правовые акты РФ.

Законодательство о государственной службе и ее соответствующих видах предусматривает специальные дополнительные основания для увольнения государственного служащего по инициативе руководителя государственного органа:

достижение государственным служащим предельного возраста, установленного для замещения должности государственной службы . Законодательство о государственной гражданской службе устанавливает предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет;

прекращение гражданства РФ . Наличие гражданства Российской Федерации является принципиальным требованием при поступлении на государственную службу. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы. На указанных граждан распространяются положения Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», определяющие правовые основы государственной службы;

несоблюдение государственным служащим обязанностей и ограничений, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» . Для увольнения государственного служащего по данным основаниям требуется установление факта виновного нарушения им установленных законодательством о государственной гражданской службе обязанностей и ограничений, а также необходимые доказательства такого нарушения. В каждом конкретном случае руководителю государственного органа необходимо детально разобраться с фактами несоблюдения служащими установленных правоограничений и запретов;

разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну ,

увольнение по другим основаниям . Государственный служащий может быть уволен и при возникновении других обстоятельств, которые предусматриваются федеральными законами о соответствующем виде государственной службы. Этими основаниями являются: признание государственного служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; лишение его права занимать должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; признание служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности государственной службы связано с использованием таких сведений.

В качестве общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы можно назвать следующие:

  1. соглашение сторон служебного контракта;
  2. истечение срока действия срочного служебного контракта;
  3. расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;
  4. расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;
  5. перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;
  6. отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;
  7. отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;
  8. отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;
  9. отказ гражданского государственного служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;
  10. обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта;
  11. нарушение установленных законодательством обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;
  12. выход гражданского служащего из гражданства РФ;
  13. несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных для государственных гражданских служащих действующими федеральными законами;
  14. нарушение запретов, связанных с гражданской службой;
  15. отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает порядок расторжения служебного контракта, а также освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения со службы. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности гражданского служащего и в период его пребывания в отпуске.

При принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.

Типичными основаниями для прекращения государственной службы являются достижение пенсионного возраста, прекращение службы по инициативе государственного служащего и соглашению сторон, прекращение службы по решению представителя нанимателя, другие причины, например, в случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе (п. 3 ст. 28 Федерального закона № 79-ФЗ). Обычно этот вид правоотношений именуется отставкой, однако в последнем законодательстве о государственной службе этот термин встречается только один раз в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (и. 6 ст. 12), когда Закон предусматривает основания прекращения государственной службы и находит в том числе такое основание, как увольнение государственного служащего в запас или в отставку.

Новеллой в правовом регулировании государственной службы в Российской Федерации является закрепленное в Федеральном законе № 79-ФЗ временное прекращение исполнения государственным служащим своих обязанностей но государственной должности. Закон содержит право и обязанность представителя нанимателя отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего (ст. 32). Он обязан отстранить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы:

  • 1) появившегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • 2) не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда);
  • 3) привлеченного в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

В других случаях, также прямо установленных в Законе, представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы, то есть не допускать к исполнению должностных обязанностей, гражданского служащего, в частности, в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы. В период отстранения от замещаемой должности гражданской службы гражданского служащего денежное содержание ему как правило не начисляется. Такое положение роднит с зарубежным законодательством, где материальные наказания государственного служащего распространены.

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы Закон (ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ) предусматривает:

соглашение сторон служебного контракта;

истечение срока действия срочного служебного контракта;

расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего или по инициативе представителя нанимателя;

перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;

отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации;

нарушение запретов, связанных с гражданской службой, и некоторые другие основания.

Прекращение и приостановление служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (и. 2 статьи 39), когда служебный контракт прекращается, а гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы, применяется в связи с:

  • 1) осуждением гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
  • 2) признанием гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;
  • 3) признанием гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Выход государственного гражданского служащего на пенсию осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом. В любом случае достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе - 05 лет является основанием прекращения и приостановления служебного контракта как но обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 39 Федерального закона № 79-ФЗ).

Среди судебных казусов о прекращении государственной службы можно привести следующий.

Оставляя без удовлетворения жалобу Теодоровича Тадеуша Владимировича о признании незаконным распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 18 б-р об освобождении его от должности торгового представителя Российской Федерации в Швейцарской Конфедерации в связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы. Верховный Суд РФ решением от 24 августа 1998 г. № ГКПИ 98-56м мотивировал:

Не может быть принято во внимание утверждение заявителя о том, что освобождение его от должности по указанному выше основанию не соответствует требованиям Конституции Российской Федерации о равенстве прав и свобод человека и гражданина, в том числе и права на труд, поскольку, регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство может устанавливать в этой сфере с учетом ее специфики и особые правила. К их числу относится, в частности, введение Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" требование о соблюдении возрастных критериев при приеме на государственную службу и увольнении по достижении предельного возраста для нахождения на государственной должности госслужбы. Установление таких правил (специальных требований) не может рассматриваться как нарушение права на равный доступ к государственной службе и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и занятий. Следовательно, установление предельного возраста для нахождения на государственной должности в данном случае не может расцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав.

Разграничение сфер действия трудового договора и служебного контракта на практике зачастую затруднено. Например. Трудовой кодекс не предусматривает такого порядка заключения и расторжения трудового договора, в котором в качестве стороны выступало бы Правительство РФ. На практике представляет специфический правовой интерес, например, распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 1943-р "О Ревякиной М. Е."Которое гласит: "Согласиться с предложением Минкультуры России об освобождении Ревякиной Марии Евсеевны от должности директора Московского Художественного академического театра имени А. П. Чехова в связи с истечением срока трудового договора". Что подписавших! распоряжение Председатель Правительства РФ М. Касьянов имел в виду под термином "трудовой договор"? Либо это трудовой договор, и тогда Правительство здесь не компетентно, не является стороной трудового договора, либо это служебный контракт о деятельности директора в качестве государственного служащего, тогда театр должен прямо называться органом исполнительной власти, каковым он в настоящее время не является. Но и в этом случае нанимателем директора театра Правительство не является. При такой подмене любого субъекта служебного контракта или трудового договора мы оказываемся за пределами правовой системы.

Подобным является распоряжение Правительства РФ от 1 апреля 2006 г. № 451-р "О Малине В. В"2, которое гласит: "Освободить Малина Владимира Владимировича от должности председателя Российского фонда федерального имущества в соответствии с пунктом 4 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации". Во-первых. Председатель Правительства РФ М. Фрадков полномочен давать указания только органам исполнительной власти, поскольку он глава именно ее, а не всех государственных органов РФ; Российский фонд федерального имущества в число органов исполнительной власти не был на тот момент включен. Во-вторых, в данном распоряжении источником определения статуса руководителя, вероятно, все же государственного органа является Трудовой кодекс, а не Служебный устав или Закон о государственной службе. Поэтому Правительство в этом случае стороной трудового договора не является.

Такой же сложный правовой случай демонстрирует постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 апреля 2005 г. № 1730-1У ГД "О досрочном освобождении Войлукова Арнольда Васильевича от должности члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации". Оно гласит: "Рассмотрев представление Председателя Центрального банка Российской Федерации о досрочном освобождении Войлукова Арнольда Васильевича от должности члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, в соответствии со статьями о и 15 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: Освободить досрочно Войлукова Арнольда Васильевича от должности члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации. ...Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б. В. Грызлов". В данном постановлении нет указания на служебный контракт или трудовой договор, а также почему-то не содержится указания на то. что в соответствии со статьей 15 данного Закона члены Совета директоров назначаются, а в соответствии со статьей 5 этого Закона и освобождаются от должности но представлению Председателя ЦБ. согласованному с Президентом РФ. Здесь же такое согласование с Президентом РФ отсутствует.

Важный пример дает нам определение судьи Верховного Суда РФ от 16 января 2006 г. № 59-В04ПР-362, которое приводит к выводу, что после истечения срока муниципальной службы (напомним, что она протекает "но аналогии" с государственной службой) работник, продолжающий выполнение своей функции, в данном случае начальника отдела труда администрации Константиновского района Амурской области РФ. не может быть уволен, так как судья признал, что но истечении возраста состояния на муниципальной службе, но при продолжении фактического выполнения обязанностей должности муниципальной службы, с ним действует трудовой договор, а не служебный контракт. Судья сформулировал: "Следовательно, но достижении работником предельного возраста пребывания на муниципальной службе законом предусмотрена возможность заключить с ним трудовой договор сроком до одного года, во время действия которого на работника распространяются все предусмотренные Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в РФ" гарантии и компенсации, в том числе препятствующие произвольному увольнению". То есть, другими словами, за пределами государственной службы, оформляемой контрактом, продолжаются отношения той же самой службы, но они уже в силу казуистики современных российских законодателей становятся трудовыми отношениями с сохранением всех благ и преимущества, урегулированных Трудовым кодексом РФ. Вот что значит сидение на двух стульях, и неумение провести последовательно ни трудовую теорию, ни служебную теорию правовых отношений на государственной службе.

Продолжая аналогию с государственной службой, допускаемую законодателем в отношении муниципальных служащих, приходится задуматься и над казусом, когда Президент РФ назначает своим указом ректора творческой Академии. Оригинальный пример взаимоотношений государства с деятельностью творческих союзов предоставляет нам Указ Президента РФ от 10 июня 1995 г. № 585 "О Российской академии живописи, ваяния и зодчества"1. который текстуально гласит:

"Учитывая большое значение изобразительного искусства и архитектуры, а также роль Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества Министерства культуры Российской Федерации в возрождении духовности российского общества, постановляю:

2. Установить, что ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества назначается на должность Президентом Российской Федерации бессрочно. ...4. Назначить ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества Глазунова Илью Сергеевича". Поскольку главное должностное лицо Академии назначено другим лицом, обладающим государственной властью и действующим от имени государства, то такой ректор естественно становится государственным служащим, попадает ли он по законодательству в их число или нет. По аналогии. Но назначение на любую должность, в том числе и в общественных органах, пожизненно - это признак отношений монарха со своим двором.

Из опыта правового регулирования государственной службы зарубежных стран отметим принцип несменяемости чиновника, закрепленный в законодательстве ряда стран. Так, в ст. 8 Закона Японии: "член Палаты не может быть уволен вопреки его воле за исключением случаев, когда он подпадает под один из нижеследующих подпунктов..." К нему применяется процедура импичмента в Верховном суде (ст. 9) при обвинении его парламентом, чтобы иметь основание для увольнения. Необычным основанием прекращения государственной службы в Японии является диспозиция ст. 38, п. : "лишенный права распоряжаться имуществом или приравненный к таковому"... "естественным образом утрачивает должность" (ст. 76 Закона о государственных публичных должностных лицах). То есть недостаточное материальное положение является основанием к отрешению от государственной должности.