Полезно знать - Автомобильный портал

Административно правовые отношения понятие основные элементы виды. Административно-правовые отношения. Структура административно-правовых отношений

административный право юридический законодательный

Поскольку административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем, они обладают особенностями, которые свойственны им как административно-правовым отношениям.

Для определения таких особенностей прежде всего следует указать на то, что административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления в связи с осуществление государственной управленческой деятельности, направленной на выполнение функций и задач государства. Все это говорит о государственном характере административных отношений (т.е. они складываются в рамках государственной деятельности и не могут возникнуть, например, в семье) и о публично-правовом характере (через административные отношения обеспечиваются интересы государства и общества, а не отдельных частных лиц).

Изложенное позволяет выделить следующие особенности административных отношений:

1) административные отношения возникают в связи с осуществлением государственной управленческой деятельности, поэтому обязательным участником административно-правового отношения выступает орган (должностное лицо) публичной власти. Вместе с тем, эти отношения могут возникать по инициативе любой стороны и независимо от желания и согласия другой, т.е. для того чтобы административное правоотношение возникло, субъекту инициативы не обязательно обладать государственно-властными полномочиями. Например, гражданин, обращаясь в орган государственной власти или к должностному лицу с жалобой по поводу нарушения его прав, инициирует возникновение административного отношения, связанного с рассмотрением его обращения.

Административные отношения не могут возникать только между гражданами или негосударственными организациями.

2) административные отношения, возникают по поводу осуществления государственного управления, которое заключается в воздействии управляющего на управляемого, т.е. это отношения власти и подчинения. С одной стороны, в отношениях участвует орган государственной власти, наделенный властными полномочиями, с другой - гражданин, организация и другие субъекты, не имеющие таких властных полномочий. Таким образом, большинству административно-правовых отношений присуще юридическое неравенство сторон. В то же время, для некоторых административных отношений характерно равенство сторон, например, отношений, возникающих между органами государственной власти, которые не находятся в подчинении друг другу. Такие отношения в административном праве называются горизонтальными.

3) административные отношения имеют публичный характер, выражающийся в том, что во-первых, через эти отношения обеспечиваются интересы общества и государства, во-вторых, если субъект правоотношения не исполняет предписания административной нормы, то он несет ответственность перед государством. Если сравнить административные отношения с гражданско-правовыми, то через последние удовлетворяются частные интересы физического или юридического лица, а если сторона гражданско-правовой сделки нарушит свое обязательство, то она будет нести ответственность перед другой стороной в виде выплаты, например, упущенной выгоды.

1. защита прав сторон административно-правового отношения осуществляется как в административном, так и в судебном порядке, и обеспечивается мерами административной и дисциплинарной ответственности.

Структура административно - правового отношения представляет собой совокупность упорядоченных и взаимосвязанных элементов. Элементами (составными частями) административно-правовых отношений, как и любых правовых отношений, являются: субъект, объект и содержание правоотношения.

Субъект административно-правового отношения это тот, кто наделен административными нормами, субъективными правами и обязанностями. Субъектами административных правоотношений могут быть индивиды и организации. На основе анализа административного законодательства в настоящее время субъектами административно-правовых отношений являются:

1) физические лица - граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы;

2) государственные должностные лица, государственные органы, их структурные подразделения, государственные служащие;

3) государственные предприятия, учреждения;

4) органы местного самоуправления;

5) негосударственные формирования (коммерческие и некоммерческие организации) и их представители, наделенные административными обязанностями и правами.

Следует отметить, что служащие государственных предприятий, учреждений, и служащие общественных (негосударственных) объединений не являются субъектами административного права, т.к. государственное управление распространяется не на них, а на формирования, в которых они занимаются трудовой деятельностью. Следовательно, таких служащих следует рассматривать в качестве субъектов трудового права. Субъекты административного права могут быть признаны таковыми при наличии у них административной правосубъектности, которая включает в себя административную правоспособность, административную дееспособность и административную деликтоспособность.

Административная правоспособность - это способность обладать административными правами и обязанностями. Административная дееспособность - это способность своими действиями реализовывать принадлежащие права и выполнять обязанности. Административная деликтоспособность - это способность нести административную ответственность за свои действия.

Полная административная правосубъектность физических лиц связывается с достижением определенного возраста - 18 лет. Частичная правосубъектность может возникать ранее, так, способность нести административную ответственность возникает с 16 лет.

Административная правосубъектность юридических лиц (государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других) возникает с момента их государственной регистрации в реестре. Объединения граждан, которые могут осуществлять свою деятельность без регистрации в качестве юридического лица, приобретают правосубъектность с момента уведомления соответствующего органа местного самоуправления о создании это объединения. Например, граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

Административная правосубъектность государственных должностных лиц, государственных служащих наступает с момента их вступления в должность.

Объект административного правоотношения - это то, по поводу чего возникают, изменяются и прекращаются административные правоотношения. Объектом административного правоотношения является поведение, деятельность субъектов административного права, в его качестве не могут выступать вещи материального мира, которые могут быть предметом правоотношения, например, в отношениях связанных с конфискацией орудия или предмета административного правонарушения.

в юридическом смысле, выступает совокупности прав и обязанностей его участников. Фактическим содержанием являются события и действия, в которых эти права реализуются, т.е. юридические факты.

Исходя из изложенного, административно-правовые отношения - это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, между субъектами административного права, по поводу реализации их административных прав и обязанностей.

Административное право России в вопросах и ответах Конин Николай Михайлович

2. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений

Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых норм. Норма административного права - это предпосылка и необходимое условие возникновения административно-правового отношения. Без административно-правовой нормы не может возникнуть административно-правовое отношение, но, с другой стороны, административно-правовая норма может существовать сама по себе, не вызывая до поры до времени возникновения административно-правового отношения. Существуют, например, административно-правовые нормы о чрезвычайном положении, о реквизиции, но до наступления определенных условий и обстоятельств они не применяются и не порождают административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения наряду со всеми присущими любому правоотношению атрибутами имеют и некоторое своеобразие, отражающее их отраслевые особенности. Они отличаются от всех других правоотношений, прежде всего своим содержанием, тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования.

Административно-правовые отношения могут существовать только в качестве правовых, в отличие от семейно-брачных, товарообменных, трудовых отношений, которые складываются и существуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. Государство их лишь опосредует, направляет в нужную сторону, формулируя нормы и формулируя отрасли частного права. Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами административного права.

Особенностью административно-правовых отношений также является их чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер. Всякий гражданин становится участником административно-правовых отношений буквально с момента рождения, далее его административная правосубъектность постоянно расширяется и углубляется, и даже после смерти гражданина административно-правовые нормы и отношения оберегают память о нем в законодательстве о погребении, порядке ликвидации мест захоронения, перезахоронения останков и т.д.

Виды административно-правовых отношений. Существуют многочисленные виды административно-правовых отношений по различным классификационным основаниям: по своему характеру - материальные и процессуальные; по характеру взаимоотношений участников этих отношений - вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов); по характеру порождающих их юридических фактов - отношения, порождаемые правомерными действиями и неправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое не правомерным действием - на реализацию ее санкции); по продолжительности действия - бессрочные, срочные и краткосрочные; по объему и месту в системе административно-правового регулирования - общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня.

Структура административно-правового отношения. Под структурой административно-правового отношения понимается совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов, каковыми являются: субъекты административно-правового отношения; объекты административно-правового отношения; права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения; условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты).

Субъектами, т.е. участниками административно-правовых отношений, могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения. При этом хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.

Объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются. Объектами административно-правовых отношений могут выступать действия и поведение лица; государственное, частное, общественное и личное имущество (регистрация, изъятие, конфискация, приватизация, национализация и т.д.); предметы духовной культуры (в области государственного регулирования культуры, науки и образования); вся совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти. Многообъектность административно-правовых отношений тоже выступает своеобразной особенностью этой разновидности правоотношений.

У каждого из участников конкретного административно-правового отношения есть субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций.

В административно-правовых отношениях между их участниками могут применяться многие методы: метод рекомендаций, при котором тот, кому адресуются рекомендации, может их принять, изменить с учетом своих потребностей и возможностей или оставить без последствий; метод согласований, при котором участники взаимно согласуют свои позиции; метод взаимной ответственности субъектов друг перед другом; наконец, все большее распространение получает административно-договорный метод.

Условиями возникновения административно-правовых отношений выступают юридические факты, т.е. фактические обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений. Административно-правовая норма только тогда вступает в действие, когда наступают предусмотренные правом условия ее реализации в виде каких-то событий (рождение, смерть, наступление каких-то чрезвычайных обстоятельств) или действий физических и юридических лиц. Различия между событиями и действиями в том, что события наступают и развиваются независимо от волеизъявления людей, а действия всегда имеют ясно выраженный воленаправленный характер. Действия могут быть правомерными или неправомерными, но и те, и другие порождают административно-правовые отношения, если законодательство придает им статус юридических фактов. Большинство административно-правовых отношений порождается правомерными положительными действиями физических и юридических лиц, в отличие, например, от уголовно-правовых отношений. Это еще одна специфическая особенность административно-правовых отношений.

Из книги Гражданский процесс автора Мусин В А

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

1. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм Как и всякая правовая норма, административно-правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов

Из книги Право социального обеспечения. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

4. Способы защиты административно-правовых отношений Понятие защиты административно-правовых отношений означает создание и существование определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

2. Понятие, особенности и виды административно-правовых статусов гражданина Административно-правовой статус гражданина - это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

1. Понятие и виды предприятия, социально-культурного учреждения. Административно-правовой статус предприятий и учреждений Под предприятием по действующему законодательству понимается коммерческая организация, действующая как самостоятельный хозяйствующий субъект,

Из книги Гражданско-процессуальное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

автора Автор неизвестен

21. Понятие и состав механизма муниципальных правовых отношений. Демократизм муниципальных правовых отношений Муниципальные правовые отношения – специфические общественные отношения, которые выражаются в процессе реализации управленческой деятельности,

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

1.4 Правоотношения: понятие, виды, структура Правоотношение – это разновидность общественного отношения, урегулированное нормами права. Правоотношение представляет собой юридическую связь между субъектами.Правоотношение – это юридическая взаимосвязь субъектов права,

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

94. Производство по делам, возникающим из административно-правовых (публичных) отношений Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, – вид гражданского судопроизводства по рассмотрению и разрешению дел, возникающих как из

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

95. Порядок производства по делам, возникающим из административно-правовых (публичных) отношений Судебная защита избирательных прав граждан, вытекающих из конституционных (публичных) правоотношений, направлена на охрану как активного (права избирать), так и пассивного

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

Тема 19 Понятие и виды административно-правовых режимов Вопрос 1. Понятие административно-правовых режимовПравовые акты, относящиеся к тому или иному аспекту обеспечения безопасности, оснащаются, как правило, необходимым организационно-техническим механизмом их

Из книги автора

13. Виды субъектов муниципально-правовых отношений Субъекты муниципально-правовых отношений – это общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права,

Из книги автора

Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной и административно-политической сфере Управление в социально-культурной сфере охватывает отрасли социального развития и социальной политики, культурного

Из книги автора

Правосознание: понятие, структура, виды Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Оно существует непрерывно, поскольку в обществе всегда присутствует какое-либо отношение к

Из книги автора

Понятие обязательственного права и его структура. Виды обязательств Обязательственное право (ОП) – это подотрасль гражданского права, регулирующая отношения между обязанным лицом (должником) и управомоченной стороной (кредитором), в пользу которой первый обязан

Одной из разновидностей правовых отношений являются административные, в которых одним из субъектов всегда выступает властный орган либо его Могут они возникнуть по инициативе любой стороны, и при этом желание другой не всегда является обязательным. Что такое административные отношения, из чего они состоят, кто может быть их субъектом? Коротко ответим на эти вопросы.

Понятие

Административно-правовые отношения - закрепленные юридическими нормами возникающие и существующие в связи с деятельностью исполнительных органов.

Структура

Состоят из содержания, объекта и субъектов.

Субъектами выступают:

  • граждане России;
  • органы местного самоуправления, госуправления (исполнительной власти), должностные лица органов;
  • находящиеся на территории государства - России - граждане других государств;
  • учреждения, предприятия, организации.

Особенности

Административно-правовые отношения - обладающая всеми общими признаками и имеющая свои особенности разновидность правоотношений. К таким особенностям можно отнести следующие:

  • одна из сторон (в обязательном порядке) - должностное лицо, либо орган госуправления, исполнительной власти;
  • Эта сторона реализует предоставленные властные полномочия;
  • Большинство споров разрешается в административном порядке;
  • Стороны правоотношений не равны по своему статусу.

Виды административно-правовых отношений

Их подразделяют на внутриорганизационные и внешние. Первые возникают в результате внутренней деятельности властных органов, должностных лиц. Вторые существуют в связи с реализацией Также выделяют координационные и субординационные административно-правовые отношения. Последними являются отношения, построенные на авторитарности юридического волеизъявления субъекта управления. При координационных отношениях эта авторитарность отсутствует.

По юридическому характеру взаимодействий их подразделяют на вертикальные и горизонтальные. Первыми являются властеотношения, при которых субъект управления оказывает непосредственное управляющее воздействие на другое лицо. При горизонтальных отношениях стороны являются юридически и фактически равноправными.

и отношения

Регулирование отношений осуществляется путем закрепления их в правовых нормах различных законодательных актов. Общие нормы содержатся в Конституции, а основным актом в сфере административных отношений является КоАП РФ. В нормах административного права точно определено, между кем должны возникать правоотношения, и какие у них будут права и обязанности.

Существующие права и интересы в административных отношениях могут быть защищены в судебном порядке, но чаще всего решение принимает одна сторона - субъект управления. Такой субъект может отказать в просьбе, дать указания, потребовать объяснений, использовать средства дисциплинарного и административного принуждения.

В отличие от в административном праве ответственность возникает не перед другим субъектом, а непосредственно государством.

Административно-правовые отношения возникают как из-за правомерных, так и из-за неправомерных действий. К первым можно отнести подачу жалобы на действия исполнительного органа. Ко вторым - совершение лицом административного правонарушения.

Административные отношения - общественные отношения, возникающие в сфере и по поводу государственного управления.

Административные отношения являются разновидностью правовых отношений и выражают все основные признаки, присущие правоотношениям в целом. Вместе с тем административные правоотношения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов отношений.

Административные отношения представляют собой не всякие общественные отношения, а лишь управленческие. Они возникают в области функционирования исполнительной власти или в областях, так или иначе связанных с государственным управлением. Государственное управление распространяется на экономическую, социально-культурную, политическую и иные сферы деятельности государства.

Особенность административно-правовых отношений проявляется в сфере их возникновения. Они возникают в связи с практической реализацией исполнительно-распорядительных функций государства в лице его исполнительных органов и должностных лиц. При этом необходимо учитывать, что административное право интересуют только те отношения, которые связаны с управлением, а не любые отношения с участием органов исполнительной власти и должностных лиц. Так, гражданско-правовые отношения с участием государства - предмет регулирования все же по большей части гражданского права.

Административно-правовые отношения могут возникать, равно как и прекращаться, по инициативе одной стороны таких отношений. Инициатором их возникновения или прекращения вправе выступить должностное лицо государства, юридическое лицо, гражданин или любой иной субъект в рамках предоставленных законодательством полномочий. В отличие от этого гражданско-правовые отношения, например, возникают, изменяются и прекращаются, как правило, по соглашению сторон.

В связи с тем, что это управленческие отношения, они являются властеотношениями, т.е. построены по принципу «власть - подчинение», где изначально предполагается неравенство сторон.

В административных отношениях выражаются воля и интересы государства, и, значит, они носят публично-правовой характер.

Административные отношения требуют наличия особого субъекта. В качестве такового выступает исполнительная власть в лице ее полномочных представителей, наделенных властью и возможностью реализации этой власти.

Для административных отношений характерно то, что они не ограничены рамками своей отрасли Административного права. Они проникают в иные отрасли права и в предусмотренных случаях регулируют отношения, относящиеся к предмету иных отраслей. Например, зачисление работника на работу оформляется приказом администрации предприятия, который, по сути, является управленческим актом. Административному регулированию подвержены некоторые отношения земельного, природоохранного, налогового права.

Если для гражданско-правовых отношений характерно наличие ответственности одной стороны перед другой стороной возникших отношений, то для административных отношений это не свойственно. Нарушения в сфере административного права расцениваются как нарушения, направленные против публичных интересов. Соответственно ответственность наступает перед государством.

Это далеко не весь перечень характерных особенностей административных отношений, здесь мы рассмотрели лишь некоторые из них.

Административное правоотношение имеет свой состав (структуру). Его элементы – субъекты (участники), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание (порядок осуществления управленческой деятельности).

Предыдущая

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления). Признаки административных правоотношений:

– являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;

– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;

– являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;

– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты. Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Структура административно-правовых отношений:

– объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;

– субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;

– юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;

– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный). Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

– материальные, основанные на нормах материального права;

– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

– вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

– охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.