Полезно знать - Автомобильный портал

Кто участвует в гис гмп. Что такое ГИС ГМП? Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах. Настройка приложения для работы с плагином

Как не беспокоиться о своевременной регистрации всех государственных и муниципальных платежей? Для этого необходимо вовремя передавать сведения о них в соответствующую систему, появившуюся в нашей стране благодаря Федеральному закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Главная цель ГИС ГМП – Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах – создание универсального источника информации о фактах оплаты тех или иных платежей за муниципальные или государственные услуги. При этом с заявителя не будут требоваться какие-либо документы о подтверждении оплаты.

Подключение к ГИС ГМП – это важный этап налаживания эффективного электронного документооборота на высоком уровне. Ввиду большой важности предоставления сведений о платежах программное обеспечение для ГИС ГМП должно устанавливаться и настраиваться квалифицированными специалистами. Работники компании Интелком готовы осуществить подключение к ГИС ГМП через защищенный канал на самом высоком уровне.

Цели и задачи гис гмп

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 1 января 2013 года органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителей документы, подтверждающие факт внесения платы за услугу, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг. Для подтверждения этого факта они должны использовать сведения, содержащиеся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП).

По закону банки должны направлять в специальную информационную систему государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП) данные об оплате гражданами налогов, штрафов ГИБДД, о погашении задолженности по требованию судебных приставов, о внесении коммунальных платежей и так далее.

Федеральное казначейство осуществляет функции по созданию, ведению, развитию и обслуживанию Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, являющейся информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг.

ГИС ГМП представляет собой централизованную систему, обеспечивающую прием, учет и передачу информации между ее участниками, которыми являются администраторы доходов бюджета, организации по приему платежей, порталы, многофункциональные центры, взаимодействие которых с ГИС ГМП производится через систему межведомственного электронного взаимодействия. ГИС ГМП позволяет физическим и юридическим лицам получить информацию о своих обязательствах перед бюджетами бюджетной Российской Федерации по принципу «единого окна».

Нормативное обеспечение деятельности мфц

Функционирование ГИС ГМП осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации представления государственных и муниципальных услуг;
  • Приказ Федерального казначейства от 30.11.2012 № 19н «Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы государственных и муниципальных платежах». (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 декабря 2012г., регистрационный номер 26329);
  • Заявка на регистрацию в ГИС ГМП (Приложение №1 к Порядку, утвержденному приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2012г. №19н);
  • Перечень обособленных подразделений, наделенных полномочиями по информационному взаимодействию с оператором ГИС ГМП (Приложение №2 к Порядку, утвержденному приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2012г. №19н);
  • Перечень администраторов начислений, взаимодействующих с оператором ГИС ГМП через главного администратора начислений (Приложение №3 к Порядку, утвержденному приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2012г. №19н).

Участники гис гмп

Участниками ГИС ГМП являются:

1. Федеральное казначейство - оператор системы, который отвечает за создание, развитие и обслуживание ГИС ГМП, а также определяет правила её использования.

2. Администраторы доходов, которые сообщают о начислениях:

  • предприятия ЖКХ,
  • ГИБДД,
  • ФССП и другие ведомства

3. Автономные учреждения.

4. Агенты, принимающие платежи и сообщающие об оплате платежей:

  • банки и расчётно-кассовые центры,
  • платёжные терминалы,
  • отделения Почты России.

5. Портал государственных услуг, предоставляющий в режиме он-лайн информацию о начислениях и платежах.

6. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - учреждение, предоставляющее в соответствие с запросом документальное подтверждение информации о начислениях и платежах.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ГИС ГМП

Организация межведомственного взаимодействия в рамках ГИС ГМП осуществляется на базе программно-аппаратных комплексов ViPNet. Технология ViPNet позволяет организовать межведомственное взаимодействие с любым количеством других сетей ViPNet, в соответствии с заданными связями между отдельными узлами этих сетей.

ТРЕБОВАНИЯ К КАНАЛАМ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ ПРИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В РАМКАХ ГИС ГМП

Для построения защищенной сети с применением технологии ViPNet возможно использовать любые каналы связи, поддерживающие IP-протокол. К таким каналам относятся все проводные каналы связи (ISDN, DSL, Ethernet, Dial Up и др.), а также беспроводные каналы связи (GPRS, Wi-Fi, WiMAX, HSDPA, 3G, 3.5G и др.).

Особенно стоит отметить, что ViPNet CUSTOM поддерживает алгоритмы шифрования ГОСТ РФ 28147–89 и AES. Для обоих алгоритмов длина ключа составляет 32 байта (256 бит). При этом два узла, на которых используются разные алгоритмы шифрования, могут успешно взаимодействовать друг с другом.

После установки программного обеспечения ViPNet для ГИС ГМП общая производительность системы практически не меняется. Размер IP-пакета, зашифрованного по технологии ViPNet, увеличивается на 61–69 байт. При использовании канала связи с пропускной способностью 100 Мбит/с продукты ViPNet практически не влияют на скорость передачи данных. По результатам тестирования, скорость передачи данных по каналу 100 Мбит/с может достигать 88 Мбит/с, если ПО ViPNet не установлено, и 80 Мбит/с, когда ПО ViPNet установлено и работает.

Скорость шифрования трафика зависит от используемых аппаратных платформ. В системе с многоядерной платформой скорость шифрования может достигать 800 Мбит/с (для канала связи с пропускной способностью 1 Гбит/с).

Компания «Интелком» для подключения к ГИС ГМП рекомендует использовать высокопроизводительное оборудование линейки ViPNet Custom: ПАК ViPNet Coordinator HW 100C, ПАК ViPNet Coordinator HW 1000 или ПАК ViPNet Coordinator HW 2000.

Узнать о стоимости линейки программно – аппаратных комплексов ViPNet вы можете оставив «ЗАЯВКУ» с использованием ОНЛАЙН-сервиса нашего сайта.

До 2013 года получая платные госуслуги, нужно было предъявлять квитанцию об оплате. Создание единой базы платежей позволило госорганам проверять данную информацию самостоятельно. Как работает ГИС ГМП в 2019 году?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

С 1.01.2013 все сведения, касающиеся начисления и оплаты пошлин, штрафов и иных поступлений в бюджет моментально передаются в ГИС ГМП.

По этой причине предоставляющие госуслуги органы не могут требовать предъявления документов, удостоверяющих факт оплаты. Каковы особенности ГИС ГМП в 2019 году?

Важные аспекты

Система ГИС ГМП была создана чтобы организовать улучшенное оказание госуслуг. В частности создание системы отменило необходимость предоставлять квитанции об оплате при получении госуслуг.

С 1.01.2013 госорганам запрещено запрашивать любые платежные документы от заявителей. Всю необходимую информацию госструктуры получают через единую систему платежей.

Таким образом, основополагающим предназначением системы ГИС ГМП выступает:

  • прием информации;
  • сохранение данных;
  • передача сведений меж участниками.

Информация обо всех начислениях и платеж передается в систему участников ГИС ГМП моментально. Обслуживание системы осуществляет Федеральное казначейство .

При этом порядок ведения согласуется с Центральным Банком РФ . Указанный порядок определяет:

  • перечень сведений, которые требуются для уплаты, получения и предоставления информации для оплаты;
  • перечень данных, необходимых для получения информации;
  • порядок доступа к системе.

Что это такое

Как расшифровывается ГИС ГМП? Это государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах.

По сути, это база, в которой размещается, хранится и при необходимости предоставляется информация о внесении платежей за и иных предусмотренных законом платежей.

Причиной создания единой базы явилось то, что ранее платежи часто «терялись». При учете средств на бюджетных счетах платежи физических лиц нередко определялись как «не распознанные».

Причин этому было много. К примеру, гражданин заплатил положенную сумму в одном субъекте РФ, а в другом субъекте этот платеж не виден.

Кроме того разные банки «маркировали» платежи и штрафы по-разному, что никак не способствовало автоматической сортировке.

Подобные обстоятельства вели к тому, что уполномоченные структуры не могли просмотреть факт оплаты пошлин, штрафов и иных платежей.

По этой причине от плательщиков всегда требовали предоставления об оплате. Причем утеряв квитанцию, плательщик мог и вовсе не доказать, что оплата уже осуществлена.

Как пример можно привести ситуацию, сложившуюся на тот момент со штрафами ГИБДД. Поскольку достоверно проверить факт оплаты не удавалось, то нередко на принудительное исполнение в ФССП РФ направлялись уже оплаченные штрафы.

В чем преимущества и недостатки

Основной плюс создания ГИС ГМП заключается в формировании единого реестра данных по платежам. За счет этого происходит обеспечение единых стандартов.

Платежи легко идентифицируются, работа госорганов и порядок обращения плательщиков за госуслугами существенно упрощаются. Не нужно представлять подтверждающие документы, поскольку уполномоченный орган может проверить сведения об оплате за пару минут.

Фактически ни один платеж не должен потеряться. Но на практике проблемы все же существуют.

Обусловлено это тем, что не все работающие на территории страны банки прошли надлежащую сертификацию и стали участниками системы.

В целом все банки в РФ можно поделить на четыре группы — осуществляющие обмен информации в полном объеме, имеющие некоторые проблемы при обмене, при наличии регистрации в системе не осуществляющие обмен, не зарегистрированные в ГИС ГМП.

Участие или неучастие банковской организации в ГИС ГМП не влияет на факт перевода уплаченных средств в соответствующий бюджет.

Однако уполномоченный госорган может не увидеть платеж среди общей денежной массы или платеж будет отнесен к категории «не распознанных», если оплата не отображена в единой базе.

Поэтому при выборе банка для внесения платежей нужно выбирать организацию, осуществляющую полноценный обмен данными.

Действующие нормативы

Система для граждан и организаций

Основными целями создания ГИС ГМП являются:

  • получение платных госуслуг без предоставления удостоверяющих оплату документов;
  • предоставление организациям и гражданам единого источника информации обо всех платежах в бюджет РФ.

Основным функционалом системы выступает:

  • получение от госорганов, оказывающих платные услуги и начисляющих платежи информации о начислении сумм;
  • получение от структур, принимающих платежи информации об оплате;
  • передача информации по запросу участников.

Назначением ГИС ГМП является учет начислений и оплаты таких платежей, как:

  • пошлины;
  • штрафы;
  • сборы;
  • налоги;
  • пени;
  • плата за госуслуги.

Как выполнить вход в систему

Для каждого желающего недоступен вход в ГИС ГМП, как подключиться к системе? Потребуется осуществить ряд действий и получить разрешение на вход.

Подключиться к системе ГИС ГМП можно самостоятельно или посредством агрегатора начислений.

Для самостоятельного присоединения, прежде всего, необходимо приобрести у официального поставщика необходимое программное обеспечение.

Как зайти в ГИС ГМП? Вход выполняется так:

  1. Регистрация системы.
  2. Инсталляция ПО.
  3. Получение электронной подписи, логина и пароля у оператора.
  4. Установка сертификатов .
  5. Загрузка и установка сертификата удостоверяющего центра.
  6. Проверка связи с оператором.
  7. Контрольное подключение к системе.
  8. Вход в ГИС ГМП.

Если для доступа к системе применяется агрегатор начислений, вход выполняется администратором доходов. При этом потребуется:

  1. Отправить запрос в региональную организацию, занимающуюся внедрением и обслуживанием системы.
  2. Пройти регистрацию.
  3. Приготовить и надлежащим образом оснастить рабочее место.
  4. Убедиться в безопасности доступа.
  5. Получить логин и пароль для входа в систему от администратора доходов.

Как в ней правильно работать

Для использования системы применяются форматы, утвержденные Федеральным казначейством. Таких форматов достаточно много, но наиболее востребованными являются:

  • запрос в ГИС ГМП, или общий формат;
  • импорт, экспорт, уточнение или аннулирование сущностей системы;
  • сообщения, задействованные сервисом.

Все используемые форматы подвергаются систематической корректировке и модернизации со стороны разработчиков системы.

Основная особенность ГИС ГМП заключается в использовании различных видов идентификаторов.

Всякое извещение, направляемое оператору системы, должно содержать данные о плательщике и назначении платежа.

В качестве плательщиков могут выступать физические и юридические лица. Идентификаторами ФЛ являются:

  • номер ;
  • номер страхового пенсионного свидетельства;
  • номер водительского удостоверения;
  • реквизиты гражданского паспорта;
  • иные допускаемые законом реквизиты.

Для ЮЛ идентификатором выступают:

  • номер ИНН;

Чтобы провести платеж в бюджет нужно обратиться в организацию, принимающую платежи и представить указанные идентификаторы.

При проведении платежа в системе требуется следовать следующей инструкции:

  • выбрать нужную категорию и указать необходимые реквизиты:
  • указать назначение платежа:
  • указать информацию о плательщике (Ф.И.О., регион, адрес регистрации);
  • подтвердить платеж (сверить заполненные данные с представленным образцом);
  • выбрать способ оплаты (счет мобильного телефона, банковская карта);
  • завершить процесс (система покажет окно с извещением о платеже, которое можно сохранить или распечатать).

Также с помощью системы можно заказать получение квитанции с банковской печатью и реквизитами платежа.

Высылается документ на электронную почту плательщика файлом формата pdf. При необходимости в системе можно отслеживать статус платежа.

Проверка штрафов

Информация, содержащаяся в ГИС ГМП, предоставляется по запросу любого лица, желающего узнать о наличии у него задолженностей.

Основным ведомством, отвечающим за функционирование системы выступает Федеральное казначейство. Но получить нужную информацию вправе любой участник системы.

Причем простым гражданам вовсе не обязательно лично посещать уполномоченные структуры. Так проверить штрафы можно и не выходя из дома.

Для этого достаточно обратиться к ресурсу, взаимодействующему с ГИС ГМП. Например, Портал Госуслуг, официальные сайты ГИБДД и ФССП , Яндекс.Деньги и иные сайты.

Для проверки на выбранном ресурсе в соответствующей форме запроса вводятся идентификаторы плательщика.

После проведения поиска в единой системе будет показан ответ с указанием наличия/отсутствия и их размера.

Если информация не обнаружится, ответ будет выглядеть как «Задолженность не найдена» или «Налог не найден».

Но при получении такого ответа нужно убедиться в правильности введенных данных, особенно, если штраф не оплачивался.

Когда система выдает ответ «Ошибка поиска», то, скорее всего, неверно указаны идентификаторы (пропущены цифры, не указаны нужные данные и т. п.).

При оплате найденного штрафа информация тут же поступит в единую базу платежей. При проведении повторной проверки задолженностей не обнаружится (если конечно за этот период не появились новые штрафы).

Как проверить платеж по УИН

УИН это уникальный идентификатор начислений. В ГИС ГМП с его помощью идентифицируется любой платеж. Зная УИН, можно оплатить любой платеж за госуслуги, пошлины, штрафы.

Поступивший платеж сразу сортируется согласно назначению платежа, и уполномоченные органы могут убедиться в факте оплаты сразу после осуществления уплаты.

Для онлайн-оплаты платежа по УИН достаточно указать в форме поиска код, состоящий из 20 или 25 цифр, который указан в квитанции или извещении либо получен при заказе услуги на госпортале.

После осуществления платежа информация о нем сразу поступит в единую систему. В квитанциях УИН может обозначаться разными названиями.

Например, для налоговых документов это «Индекс», для административных штрафов и штрафов ГИББД – «Постановление», для ДОУ и школ – «Идентификатор», для некоторых иных платежей – «Код».

Поиск по УИН предлагают почти все сайты, принимающие платежи в систему ГИС ГМП. Например, можно найти и оплатить нужный платеж на сайте Оплата госуслуг .

Порядок обращения в техподдержку

В некоторых случаях могут возникать проблемы с подключением к ГИС ГМП, если не соблюсти порядок подключения. По этой причине Федеральным Казначейством разработана инструкция по подключению .

В частности предусматривается проведение тестирования с целью проверки правильности функционирования системы.

Краткий алгоритм выглядит так:

  1. Получить в ФК уникальный регистрационный номер администратора начислений и отправить его на адрес техподдержки ФК [email protected].
  2. Получить от техподдержки инструкцию по осуществлению тестирования.
  3. По адресу siu-portal.rk08.ru перейти в СМЭВ РК, где нужно сформировать и отправить в ФК запрос «Передача начислений»
  4. Получить от оператора СМЭВ РК файл «запрос-ответ» и отправить его в техподдержку ФК.
  5. Получить от техподдержки информацию о результатах осуществления платежа.
  6. Аналогично проверить запрос «Запрос платежей».
  7. Получить от техподдержки протокол тестирования.

Какие структуры взаимодействуют

Участниками ГИС ГМП являются:

  • госучреждения;
  • администраторы бюджетных доходов;
  • госорганы, обязанные направлять сведения в единую базу и имеющие право на получение информации;
  • операторы по приему и переводу денежных средств;
  • банковские платежные агенты и субагенты;
  • организации почтовой связи;
  • органы, открывающие и ведущие лицевые счета;
  • местные администрации;
  • многофункциональные центры;
  • федеральные и региональные порталы госуслуг.

С 2013 года внедряется в жизнь Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Теперь гражданам России нет необходимости прилагать квитанции о плате в госказну. На интернет-ресурсе информационного центра казначейство опубликовывает данные о начисленных/ оплаченных обязательствах в пользу государства.

Система разработана на опыте зарубежных стран. Главная цель – инструмент получения данных для предоставления качественного, быстрого, удобного сервиса населению или предприятиям.

Каким образом центр функционирует в теории?

ГИС ГМП представляет собой централизованную систему, обеспечивающую прием, учет и передачу сведений по оплате государственных и муниципальных услуг, а также по начислению обязательств в режиме онлайн. Ее участниками являются:

  • Казначейство России – модератор баз данных.
  • Распорядители бюджетов всех уровней – выставляют к оплате начисленные суммы;
  • Организации, принимающие платежи – банки, кредитные союзы, платежные организации;
  • Казначейства и финансовые учреждения местного уровня
  • Порталы, мультифункциональные центры, Почта России;

Для удобства граждан создан правительственный портал, на котором создан перечень обслуживания всеми департаментами. Через него можно узнать парамтры лицевого счета в Пенсионном фонде, о штрафах ГИБДД, о судебных разбирательствах, налоговых долгах. Независимо от места нахождения, можно оформить загранпаспорт, подать налоговую декларацию, поставить на учет транспорт получить выписки, свидетельства о регистрации.

Чтобы пользоваться данным сервисом, необходимо зарегистрировать личный кабинет. В специальную форму вводят личные данные: имя, фамилия, ИНН, номер карты социального страхования. Для нерезидентов – номер миграционной карты. После получения кода подтверждения, активируется личный кабинет.

Для незарегистрированных пользователей доступны только общие сведения о ресурсе и сервисах на нем.

С помощью такого инструмента у граждан есть возможность в одном месте получать данные о начисленных задолженностях перед госаппаратом, а также об оплаченных услугах. Госорганы не имеют право требовать бумаги, подтверждающие платежи. Чеки и выписки подаются только по собственному желанию.

Информационный центр получает от государственных департаментов данные о суммах долга, а от учреждений, принимающих платежи, данные об оплатах. В ней ведется контроль над начисленными и оплаченными обязательствами по: штрафам, пошлинам, пеням, налогам, сборам.

Как ресурс работает на самом деле?

Закон о Государственной информационной системе ГМП был принят еще в 2013 году, а ее внедрение началось три года назад, но ресурс не работает так, как от него ожидали.

Отсутствие актов, регламентирующих работу Информационного центра

На сегодняшний день еще не разработаны конкретные нормативные документы, определяющие список обязательной информации, которую должны направлять в ГИС государственные органы. Каждый участник воспринимает принципы взаимодействия по-своему. Получается путаница и вал ненужных данных.

Когда пользователи говорят о бесполезности получаемой информации, участники ГИС ссылаются на законодательство. Причем, трактуют статьи закона буквально. Дополнительные нормативные акты и различные разъяснения еще больше запутывают.

Действующий список услуг, которые применяет ГИС, тоже отсутствует.

Не закреплена ответственность финансовых учреждений за подачу данных о платежах государству. Поэтому, по регионам значительное количество банков не сотрудничает с ГИС ГМП. Они просто не провели процедуру подключения. Государственное учреждение передает данные о начислении, а финансовые учреждения, принявшие платеж, не передают данные об оплате.

Не распределены роли членов ГИС. Сведения об уплате могут передавать и финансовые учреждения, и орган получивший плату. В результате чего, данные задваиваются.

Существенная часть поступлений в бюджеты – госпошлина. Но на сегодняшний день, нет четких инструментов ее использования в информационной среде.

Несовершенная координирующая база

Существуют регионы, где один госорган координирует, постепенно налаживая коммуникацию в ГИС ГМП правительственных/муниципальных аппаратов. В тоже время, финансовые организации работаю отдельно друг от друга. За неподачу в центр данных о платежах нет особой ответственности, поэтому у многих из них вообще отсутствует подключение к центру. Либо, они передают бесполезную информацию. В платежах нет привязок к услуге или плательщику.

Недочеты в техническом оснащении

Перед разработчиками программных ресурсов для центра не стоят требования по контролю подачи данных. Это приводит к сумятице внутри ресурса. Например, одно из государственных ведомств подает данные об оплате обязательства, но не запрашивает сведения о его начислении. В результате, учреждения не видят полную картину взаимных расчетах. В базе накапливается «мусор», а полученные сведение не применяются.

Ситуация приводит к тому, что пользователи не могут полноценно использовать информацию, хранящуюся в единой базе.

Как наладить функциональность информационного центра ГМП?

Первый шаг к оптимизации работы Государственной информационной системы – формирование четкого, простейшего, доступного реестра услуг государственных/ городских ведомств, который будет использоваться в информационной базе. На начальной стадии, в онлайн версии списка не обязательно указывать весь спектр сервисов. Их можно добавлять поэтапно.

Созданный список необходимо разместить на государственном портале, куда смогут получить доступ все вовлеченные в информационную среду. На ресурсе следует внедрить удобный поиск сервисов и выделить список востребованных услуг. Воспользоваться сервисом можно, только если он есть в списке. Внесение обновлений на сайте должен контролировать госорган.

Для удобства получения данных и надзора все услуги стоит разделить на две группы:

  • Начисленные;
  • Предоплаченные.

Запросы на информацию о начисленных задолженностях подают правительственные/городские департаменты. Запросы на информацию о предоплаченных взносах – финансовые учреждения. Все сведения о начисленных — оплаченных услугах должны быть взаимосвязаны: название и конкретная персона, ее получившая/оплатившая.

Формирование номенклатуры и координация взаимоотношений между членами ГИС ГМП в округах. Основными участниками являются правительственные органы, предоставляющие сервисы, и финансовые учреждения, получающие оплату. Координаторами с обеих сторон могут выступать Федеральное казначейство и Центральный банк на государственном уровне, а их подразделения – на региональном. Эти органы смогут координировать и контролировать процесс коммуникации между участниками информационной системы.

Как сервис должен работать?

Работать единый информационный центр может по двум сценариям.

Сценарий первый: реализация начисленных услуг

Ведомство, осуществляющее сервис, выдвигает сумму к оплате. На сайте в правительственном реестре он формирует начисления для конкретной персоны и подает эти данные в ГИС ГИМ. Эта персона обращается в финансовую организацию для оплаты выставленных обязательств. В свою очередь, финансовое учреждение идентифицирует плательщика, находит информацию о начислениях в базе, принимает плату, отправляет уведомление о платеже в ГИС ГМП.

Сценарий второй: услуга с предоплатой.

Физлицо или предприятие обращается в финансовую организацию, чтобы оплатить свои обязательства. Финансовая организация находит эту услугу в общем реестре, формирует получение платежа от конкретного лица, оповещает ГИС ГМП.

Ведомство, предоставляющее данный сервис, находит уведомление о платеже в системе, идентифицирует плательщика, начисляет сумму задолженности, отправляет информацию в ГИС ГМП.

Благодаря подобному механизму, в центре информации есть все материалы для состыковки и учета начислений и полученных оплат. А граждане смогут через ГИС получать справку о сервисах.

Чтобы данные в центре были полезны и не создавали хаоса, необходимо обеспечить контроль их подачи. Должны фиксироваться движения средств только по тем операциям, которые есть в списке на правительственном ресурсе. Услуги вне списка следует предоставлять/оплачивать без подачи информации в Государственную информационную систему.

Итак, на сегодняшний день государственная информационная система не оправдывает надежд, возложенных на нее. Тому виной:

  • отсутствие нормативно-методической базы, регламентирующей взаимоотношения всех ее участников;
  • отсутствие слаженности в работе учреждений, осуществляющих процедуры, и организаций, принимающих оплату;
  • недочеты в программном обеспечении;
  • местами, отсутствие надлежащего надзора над выполнением функционала.

Правильно налаженный процесс обмена и хранения информации позволит осуществить взаимодействие между ведомствами и организациями, облегчит идентификацию начисленный/оплаченных долгов, поможет вести корректный учет поступлений в бюджеты.

Для населения и юрлиц ГИС ГМП сможет стать действительно полезным и эффективным инструментом обслуживания государственными/городскими департаментами.

Создание такой системы, как ГИС ГМП (государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах) стоит только приветствовать. И главное здесь вовсе не то, что госорганы не в праве требовать с заявителя квитанцию об оплате услуг, а главное на мой взгляд, в повышении прозрачности поступлений в бюджеты всех уровней для всех участников бюджетного процесса. Федеральное казначейство до внедрения ГИС ГМП имело информацию только о поступлении платежей в бюджеты всех уровней в соответствии с бюджетной классификацией, но никогда не имело информации о том, что фактически должно поступить. Теперь же с внедрением ГИС ГМП (если конечно она заработает в полную силу) появится возможность сравнить, что должно поступить в бюджет (начислено) и что фактически поступило (оплачено/зачислено). Это дает совершенно новые возможности для администрирования доходов бюджетов всех уровней и получения совершенно нового уровня аналитической информации для принятия решений в сфере межбюджетных отношений.

Очень правильно, что в ГИС ГМП должны размещать информацию о платежах не только администраторы доходов бюджета, но и бюджетные, автономные и казенные учреждения, оказывающие услуги. Т.к. в любом случае они являются получателями бюджетных средств и при планировании бюджета необходимо обладать достоверной информацией об их собственных доходах.

Очень кратко опишу, как задумана ГИС ГМП. Каждый администратор доходов бюджетов всех уровней, а так же бюджетные, автономные и казенные учреждения должны размещать информацию о начислениях. Каждое начисление идентифицируется так называемым УИН – уникальным идентификатором начислений. Кредитные организации («отцы-прародители» ГИС ГМП подразумевают банки) обращаются к ГИС ГМП находят нужное начисление и сведения об оплате размещают в ГИС ГМП. Федеральное казначейство оплаченные начисления «квитирует», т.е. ставит отметку о зачислении в бюджет. Администраторы доходов по УИН получают «обратную связь» об оплате, зачислении и соответствующим образом обрабатывают в своих информационных системах – учитывают переплаты, недоплаты, начисляют пени, штрафы, передают сведения по неплательщикам судебным приставам и т.д. Взаимодействие с ГИС ГМП осуществляется через СМЭВ с использованием специально разработанного для этих целей вэб-сервиса. Соответственно для работы нужно выполнить ряд процедур по подключению как к самой ГИС ГМП, так и к СМЭВ.

Мы у себя в муниципалитете опробовали на одном учреждении работу с ГИС ГМП. Все работоспособно, но использовать в полноценном режиме пока не представляется возможным по ряду причин, главной из которых является отсутствие «устойчивой обратной связи от кредитных организаций». В нашем случае в частности это Сбербанк РФ и Почта России, через которые проходит более 90% платежей.

На мой субъективный взгляд при создании ГИС ГМП допущен ряд методологических просчетов, которые надо исправить для полноценного ее функционирования.

Несколько просчетов связано с кредитными организациями. На уровне муниципалитета существует порядка 150-170 видов (типов) начислений, которые надо размещать в ГИС ГМП. Есть экзотические, которые могут теоретически появиться раз в пять лет, а то и реже, есть такие, которые периодически появляются раз в квартал. Наиболее критическими для муниципалитета являются ежемесячные платежи, такие как – плата за содержание в детском дошкольном учреждении, арендная плата за аренду муниципальной собственности, в первую очередь муниципальных помещений, как жилых по договорам соцнайма, так и не жилых, арендуемых в основном предпринимателями. По этим платежам начисляются пени, штрафы и поэтому информация об оплате должна поступать оперативно, в идеале сразу по факту оплаты.

Как я уже упоминал выше основные кредитные организации, принимающие платежи в муниципалитете – это Сбербанк РФ и Почта РФ. Обе «конторы» «полугосударевы», но ни та, ни другая на сегодня не работают полноценно с ГИС ГМП. По Почте РФ я не располагаю информацией о состоянии дел. По Сбербанку РФ ситуация выглядит следующим образом. Сбербанк РФ с его огромной и масштабной инфраструктурой, где проходит несколько сотен, а то и тысяч платежей в секунду не может организовать взаимодействие в ГИС ГМП он-лайн. Дело тут скорее всего в неудовлетворительной для этих целей пропускной способности СМЭВ и ГИС ГМП. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что это «полугосударева контора» и обладает некоторой долей инертности и снобизма, который ее в данном случае подвел. В любом случае на сегодня они пытаются что-то сделать. Чтобы переломить ситуацию, в частности они работают по внедрению оффлайн взаимодействия, в основном по налогам и штрафам ГИБДД, от чего нам на муниципальном уровне не легче при решении наших задач. Работают «криво» — на сегодня упомянутый ранее УИН они размещают в поле назначение платежа, т.е. в комментарии к платежке. Что в принципе рушит всю стройную структуру ГИС ГМП и всем, кроме Сбербанка создает дополнительные трудности. Но видимо подвижки в этом направлении будут, т.к. федеральное казначейство под них даже разработало спец. формат в ГИС ГМП, который появился в июне.

Вторая проблема с кредитными организациями. Их много больше, чем предполагает федеральное казначейство. Например, у нас на муниципальном уровне существует расчетно-кассовый центр (РКЦ) ЖКХ. Которые осуществляет и начисления за соцнайм. Понятно, что он их обязан размещать в ГИС ГМП. Но этот же РКЦ ведет и сбор средств, как через свои кассы и терминалы, так и по договорам с предприятиями и организациями при вычете квартплаты из зарплаты. Т.е. по факту РКЦ ЖКХ является одновременно и «администратором» доходов и кредитной организацией. Как в прочем и каждое учреждение, перечисляющее квартплату за работника тоже является кредитной организацией. Т.е. круг кредитных организаций много шире.

По факту имеем – ГИС ГМП намного масштабнее, чем даже тот же СБОЛ (Сбербанк-он-лайн) и является платежной системой в масштабах страны. Соответственно к такой системе должны предъявляться и соответствующие требования по каналам связи, мощности вычислительных ресурсов и применяемому ПО.

Кроме того ГИС ГМП является системой реального времени. Одна из проблем, вставшая в полный рост, взаимодействие с ГИС ГМП при оплате госпошлины в ЗАГСах. Если ранее заявитель приходил с квитком об оплате госпошлины и писал заявление, то теперь все должно выглядеть примерно так – подал заявление, работник ЗАГС внес информацию в ГИС ГМП, вышел в фойе (до ближайшего банкомата) и оплатил. Вернулся, а информация уже у работника ЗАГС. На мой взгляд, абсолютно нереально. Альтернатива – выдавать документы ЗАГС без получения информации об оплате госпошлины. Что чревато неплатежами и лишней нагрузкой на службу судебных приставов.

Из всего сказанного выше считаю, что использование СМЭВ в качестве транспорта при взаимодействии с ГИС ГМП, не оправдано из-за огромных объемов информации, которая не соответствует целям, для которых создавалась СМЭВ. Но не использовать каналы связи, используемые СМЭВ, было бы преступно, т.к. альтернативой является создание такой же параллельной защищенной сети с затратами на ее создание и сопровождение.

Еще один «методологический» просчет. Понятно что «отцы прародители» ГИС ГМП хотели максимально уйти от проблем с персональными данными и в начислении они по умолчанию человека идентифицируют по СНИЛС плюс еще по 12-15 альтернативным документам. Ну и как же работать той же кредитной организации, когда я прихожу и говорю я Иванов, ну-ка посмотрите, что я там должен государству/муниципалитету? А мне в ответ – будьте так любезны скажите ваш СНИЛС? Я его помнить и носить с собой не обязан. Ну не проблема, можно при правильном подходе и через СМЭВ запросить, хотя тоже с трудом – однофамильцев много. А если мне в одном месте начисление сделали по СНИЛС, штраф ГИБДД выписали по водительскому удостоверению, что-то еще там еще по 12-15 документам? Да ни в жизнь никакая кредитная организация не соберет все мои начисления, болтающиеся в ГИС ГМП, оформленные на разные документы. И я просто могу не знать по какому документу мне «должок» подвесили в ГИС ГМП. В результате я окажусь злостным неплательщиком и мною озадачатся судебные приставы, у которых и так работы выше крыши, да еще и меня не выпустят в заграницу. Так что это тоже не есть хорошо. А если я захочу заплатить за маму (бабушку), находящуюся в больнице? Но здесь мы возвращаемся опять к проблеме идентификации. На мой взгляд СНИЛС, выбранный на ПГУ в качестве идентификатора — не совсем правильное решение, но это чисто мое мнение. Но однажды не правильно выбранное решение будет все время стоять «костью в горле».

Еще несколько слов о подключении к ГИС ГМП администраторов на муниципальном уровне. Предусмотрено несколько вариантов подключения администраторов начислений к ГИС ГМП, в т.ч. и через так называемых агрегаторов. Но агрегатором может быть только орган местного самоуправления, когда по факту на местах организацией бюджетного процесса занимаются финорганы – финансовые управления, финансовые департаменты и т.д., а они в соответствии с бюджетным кодексом не могут быть органом местного самоуправления. В результате финансисты на местах будут обладать меньшей информацией о фактическом состоянии дел в сфере доходов, чем обладает федеральное казначейство, особенно в тех случаях «когда каждый сам за себя», т.е каждое учреждение и администратор доходов самостоятельно взаимодействуют с ГИС ГМП. На мой взгляд есть два пути, чтобы это исправить – заставить всех (на уровне муниципалитета) взаимодействовать с ГИС ГМП только через финорган. И второй менее предпочтительный (из-за увеличения трафика) дать возможность финорганам получать из ГИС ГМП всю информацию о начислениях и поступлениях от всех учреждений и администраторов местного бюджета, находящихся на их территории. Есть и другое решение проблемы, сделать промежуточное звено при взаимодействии с ГИС ГМП – одно на муниципалитет в не зависимости от выбранной схемы подключения к ГИС ГМП. И все взаимодействие осуществлять только через него. Есть полное понимание как это можно и нужно сделать.

Это на мой субъективный взгляд основные проблемы, без решения которых, хоть и «красиво задумано, но не полетит» ГИС ГМП. А так система вполне работоспособна – трогали, знаем. Но использовать не будем, будем работать «по старинке». Лучше старые проверенные временем системы учета, чем новые перестроенные по понятной логике, но по ряду причин абсолютно не зависящих от нас и указанных выше не работоспособные.

Есть еще разные мелочи, типа формирования УИН для бюджетных, автономных/казенных учреждений, но это все поправимо «по ходу пьесы», конечно если немного заглядывать веред и озадачиться возможностью получения всякой разной аналитики на дальнейших этапах.

Аббревиатура Расшифровка
СМЭВ Система межведомственного электронного взаимодействия
ЕСНСИ Федеральная государственная информационная система, которая предназначена для обеспечения единой точки доступа к справочной информации (НСИ), используемой в государственных и муниципальных информационных системах, где все заинтересованные стороны – участники информационного взаимодействия могут получить: описание справочников/классификаторов, а также базовых государственных информационных ресурсов; актуальные данные справочников и классификаторов.
ИС Информационная система
ГИС ГМП Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах
ИНН Индивидуальный налоговый номер
КПП Код причины постановки на учет

Описание плагина

Плагин реализует взаимодействие с ГИС ГМП (Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах).

В рамках реализованного функционала допустимо создание двух задач:

1. Информация по платежам (позволяет получить информацию по платежам и начислениям пользователя)

2. Создание начисления (позволяет создать в ГИС ГМП начисления и получить статус его квитирования)

Для корректного выполнения задач после установки приложения необходимо заполнить служебные данные ГИС ГМП в настройках приложения.

Настройка приложения для работы с плагином

Для заполнения данных, необходимых для работы с плагином, нужно зайти в настройки приложения.

В левой части окна настроек необходимо кликнуть на пункт «Дополнительные», после чего в раскрывшемся списке выбрать «Служебные данные ГИС ГМП».

В правой части отобразятся поля, которые нужно заполнить для корректной работы с сервисом ГИС ГМП.

По умолчанию приложение настроено на работу с тестовым сервисом ГИС ГМП.

Первые три поля - данные пользователя в системе ГИС ГМП. Идентификатор должен соответствовать связке ИНН и КПП, в противном случае, сервис ГИС ГМП будет возвращать отказ на запросы с формулировкой, что администратор начислений указывает неверные данные.

При необходимости данные сервиса должны быть изменены на продуктивные, зарегистрированные для конкретного региона.

Данную информацию можно найти на технологическом портале СМЭВ. Необходимо найти федеральный сервис SID0003572 (Электронный сервис системы учета начислений и фактов оплаты государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов) и посмотреть необходимый адрес в узлах регистрации, нажав на пиктограмму справа.

Поле «SOAP-Action» потребуется изменить только в случае перерегистрации или обновления сервиса ГИС ГМП со стороны владельца.

Далее следуют данные отправителя. Требуется указание реальной мнемоники и названия ИС, зарегистрированной в СМЭВ для данного конкретного региона. Актуальный список информационных систем можно найти в единой системе нормативно-справочной информации.

Мнемоника точки подключения согласно методическим рекомендациям версии 2.5.5 должна состоять из 9 символов. Формат для региональных участников: YYYYNNRRM, где YYYY - мнемоника участника из четырех символов; NN - двухзначный цифровой номер информационной системы ведомства; RR - двузначный цифровой код региона, к которому относится точка подключения; M - однозначный цифровой номер экземпляра точки подключения в регионе (чаще всего M = 1). Например: 161401311. Наименование участника-владельца информационной системы также должно соответствовать информации из ЕСНСИ.

Данные получателя заполняются аналогичным образом и могут быть изменены при необходимости. По умолчанию информационной системой получателя является «Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах» с мнемоникой точки подключения RKZN01001, владельцем которой является Федеральное казначейство. Для корректной работы нужно проверить соответствие информации в ЕСНСИ.

После заполнения всех данных необходимо нажать кнопку «Сохранить». Для сброса только что введённых данных можно использовать кнопку «Сбросить». Для возврата к начальным настройкам необходимо использовать кнопку «Вернуть настройки по умолчанию», после этого действия поля примут вид как на рисунке 2.