Полезно знать - Автомобильный портал

В отличие от местных. Местное самоуправление и государственная власть. Сходство и различие. Правовые основы муниципального управления

Муниципальные районы и городские округа в России появились в 2003 году после принятия закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На сегодня в России насчитывается:

  • Более 1800 муниципальных районов.
  • Более 500 городских округов.
  • 3 городских округа с внутригородскими районами.

По большому счету, муниципальные районы и городские округа – это прежние районы области и отдельные города, но есть и важные отличия. Реформа самоуправления окончательно утверждает разделение власти на исполнительную и представительскую, чего в советской системе не могло быть в принципе (совет фактически соединяет в себе обе ветви).

Одна из целей реформы – четко разделить полномочия той или иной административной единицы для того, чтобы они не дублировали друг друга, что в старой административной системе встречалось очень часто и вносило правовую сумятицу.

После начала реформы наблюдалось такое явление как сепаратизм городских округов, когда города стремились отделиться от муниципальных районов, чтобы не нести лишней, по их мнению, бюджетной нагрузки, связанной с содержанием отстающих территорий.

Что такое муниципальный район?

Муниципальный район представляет собой отдельную самостоятельную многосоставную единицу в российской системе местного самоуправления. В него могут входить межселенные территории, городские, сельские поселения, находящиеся на одной территории.

Административным центром муниципального района может быть одна из входящих в его состав единиц. Управление может осуществляться исполнительными органами в лице администраций и представительными в лице собрания депутатов. Фактически муниципальный район тождественен дореволюционным уездам и районам советского периода.

Полномочия управляющих органов муниципального района

К ведению властей муниципального района относятся все вопросы, которые, согласно российскому законодательству о местном самоуправлении могут решаться на местном уровне. К числу первоочередных функций этой административной единицы относятся формирование и распоряжение местным бюджетом, организация здравоохранения и охраны правопорядка муниципальной полицией, решение вопросов устройства и содержания на вверенной территории учреждений среднего и дошкольного образования.

Согласно законодательству администрации обязаны соблюдать уровень бюджетной обеспеченности подчиненных единиц, поддерживая малообеспеченные сельские поселения на своей территории.

Администрации муниципальных районов также несут ответственность за состояние дорожной сети, ее ремонт и содержание, утилизирует или перерабатывает бытовые и прочие отходы, отвечает за снабжение населения электричеством и газом, имеет право заниматься опекой и попечительством, учреждать музеи местного значения.

В компетенцию муниципального района входит проведение местных спортивных и культурных мероприятий, учреждение символики, организация охраны окружающей среды, местных выборов, референдумов и т. п.

Что такое городской округ?

В отличие от муниципальных районов городские округа, как правило, включают в себя одну административную единицу , один город. Но есть и исключения, когда помимо большого города в состав округа включаются прилегающие мелкие поселения. Полномочия управления муниципальных районов и городских округов практически идентичны, однако при этом городской округ не может входить в состав муниципального района, что существенно отличает его от городского поселения.
В 2014 году после внесения изменений в российское законодательство о местном самоуправлении появилась возможность для образования внутригородских районов в рамках городских округов.

Сходство и различие между муниципальным районом и городским округом

Обе административные единицы имеют идентичные полномочия как элементы местного самоуправления. Для муниципального района и городского округа предусмотрена возможность передачи им полномочий органов государственной власти.

Таким образом, разница между ними пролегает, прежде всего, в чисто территориальной сфере. Если муниципальный район обычно является объединением нескольких мелких единиц, то городской округ представляет собой преимущественно одно крупное поселение.

Для того, чтобы правильно понять различие межу понятиями «Государственное управление» и «муниципальное управление», необходимо проанализировать сущность обеих категорий.

Государственное управление (менеджмент)

Понятие «государственный менеджмент» в науке рассматривают во многих аспектах. В теории юридической науки существует множество определений данного явления. Ученые определяют государственное управление как работу государственных структур, а также их чиновников, которая направляется на выполнение заданий, возложенных на государство. Такая работа, в свою очередь, не связана с процессами законотворчества и осуществления правосудия. Такой подход к рассматриваемому вопросу позволяет сделать вывод, что государственный менеджмент реализуется исполнительной ветвь властью.

Если рассматривать государственное управление комплексным методом, то следует отметить, что оно является системой взаимодействующих между собой государственных структур и их должностных лиц, которые осуществляют регулирование общественных отношений, возникающих на общегосударственном уровне.

В организационном аспекте — государственный менеджмент — это целенаправленное властное влияние субъекта менеджмента (органов, имеющих властные полномочия) на объект (население, конкретные группы граждан).

Административное законодательство дает такое определение государственное управление: деятельность компетентных органов исполнительной власти,которая основана на законах и цель которой его исполнение и осуществление руководства процессами общественной жизни внутри страны. В этом аспекте выделяют такие составляющие государственного управление как издание нормативных актов, кадровый менеджмент, планирование и прогнозирование и контроль.

Характеристиками государственного управления как подвида социального менеджмента являются:

  1. Организационный аспект — государственное управление осуществляется посредством деятельности должностных лиц государственных органов, которые в процессе выполнения задач, возложенных на них, взаимодействуют между собой.
  2. Волевой аспект — упорядочивает общественные отношения внутри государства путем выдачи нормативных актов, обязательных к исполнению.
  3. Регуляция общественной жизни — проявляется при взаимодействии субъекта и объекта управления в момент осуществления руководящих функций.
  4. Властный аспект — основывается на подчинении воли участников управления.
  5. Имеет собственный руководящий аппарат (комплекс государственных учреждений и чиновников).

Муниципальное управление (менеджмент)

Смысл категории «муниципальное управление» проявляется через процесс осуществления местного самоуправления как права граждан принимать решение относительно вопросов местного уровня. Исходя из этого определения следует, что муниципальное управление является практической реализацией непосредственной демократии народа.

Осуществляется муниципальное управление системой органов местного самоуправления. Эти органы осуществляют руководство в отношении территории отдельной территориальной единицы и решают все вопросы местного значения.

Муниципальное управление следует определить как деятельность органов местного самоуправления, направленная на руководство магистратским имуществом,распределение и формирование местного бюджета, принятие решений по иным вопросам местного уровня.
Отличительными признаками муниципального управления является, то что:

  1. Оно осуществляется в отношении конкретного региона, то есть на местном уровне.
  2. Осуществляется представительскими органами магистратского самоуправления и обладает ограниченной юрисдикцией (решение вопросов локального уровня).
  3. Носит подзаконный характер, поскольку направлено на реализацию законов на локальном уровне.

Муниципальное управление также можно представить как организованную систему субъектов муниципального самоуправления, осуществляющих деятельность по регулированию и руководству объектами территориальной общины. Большинство ученых считают, что главное отличие государственного управления от муниципального состоит в объекте и субъекте управления.

Чем же они отличаются

  • Субъектный состав государственного менеджмента . К субъектам государственного управления принадлежат государственные органы власти и их чиновники, юрисдикция которых распространяется на всю территорию страны.
  • Субъекты муниципального менеджмента . Субъектами же муниципального управления являются выборные органы самоуправления, юрисдикция которых распространяется на территорию конкретной территориальной единицы (город,область, село)
  • Объект государственного управление . Объектом государственного менеджмента являются вся территория страны и ее население.
  • Объект муниципального управления . К объектам менеджмента на местах относиться муниципальная собственность, территория отдельной территориальной единицы и территориальная община.

Отличием этих двух понятий является так же то, что правовые акты государственных органов управления носят обязательный характер для исполнения во всем государстве, а акты органов муниципального менеджмента носят подзаконный и локальный характер (имеют юрисдикцию на местном уровне).

1. Принципы и формы взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления
Исходя из "Основных положений государственной политики в сфере развития местного самоуправления в Российской Федерации", утвержденной Указом Президента РФ, взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления строятся на основе принципов законности, сотрудничества, взаимного уважения, взаимной ответственности1. К принципам взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления следует также отнести: всестороннюю поддержку местного самоуправления со стороны государства; невмешательство органов государственной власти в компетенцию органов местного самоуправления.
Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов обеспечивают защиту прав граждан на осуществление местного самоуправления, гарантируют и обеспечивают финансовую самостоятельность местного самоуправления. Согласно ст.9 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывает содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. С целью обеспечения становления и развития самоуправления в Российской Федерации Постановлением Правительства РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления1.
Поддержка местного самоуправления со стороны государства и создание условий для устойчивого самостоятельного развития муниципальных образований, как отмечается в "Основных положениях государственной политики в сфере развития местного самоуправления в Российской Федерации", должна быть ориентирована на "эффективное и согласованное функционирование федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных и гражданских институтов в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан России, повышения жизненного уровня и благосостояния многонационального народа Российской Федерации"2.
Государственная поддержка местного самоуправления осуществляется и органами власти субъектов РФ. В Тюменской области, например, распоряжением Губернатора области утверждена "Концепция содействия комплексному социально-экономическому развитию муниципальных образований Тюменской области".
К основным формам взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления можно отнести: наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; заключение договоров и соглашений; создание координационных и консультативных органов, совместных рабочих групп; реализация права законодательной инициативы в представительном органе государственной власти субъекта РФ; направление предложений и обращений органов местного самоуправления в органы государственной власти1.

Применительно к организации и деятельности местных органов в литературе и законодательстве разных стран используют различные понятия "местное управление", "местное самоуправление", "муниципальное управление". Однако до сих пор четко не определено соотношение этих понятий между собой, степень их сходства или различия, а потому одинаковые по сущности явления определяют различными терминами, и наоборот.

Термин "местное управление" используется для обозначения подчиненных территориальных единиц американских штатов, которые имеют определенные властные полномочия, осуществляемые независимо от внешнего контроля, и в которых обычно существуют способы участия сообщества в определении местной политики и администрации.(Там же, p.4).

Таким образом, "местное" управление, исходя из этимологического смысла слова - управление определенной местностью. Отсюда и следует обычно утверждение, что местное управление является частью управления нацией или штатом, которое имеет дело главным образом с вопросами, касающимися людей определенной местности или района. В этом есть определенный бесспорный резон, очевидно, что иностранные отношения, оборона и т.п. являются не местными, а преимущественно общенациональными функциями. С другой стороны, деятельность города по обеспечению уличного освещения, парков, сбора мусора и т.п. связана прежде всего с местными интересами и приносит немедленную и непосредственную пользу жителям данного сообщества.

Однако, хоть функциональный критерий важен и необходим, он недостаточно конкретен и четок, чтобы выступать в качестве основы для выделения местного управления из всей системы управления, поскольку сформулировать перечень местных функций - задача чрезвычайно сложная.

Еще более сомнительным, пожалуй, следует признать другой критерий.

Для того, чтобы местная единица могла быть квалифицирована как единица управления, она должна отвечать, как минимум, трем основным критериям:

Во-первых, местная единица должна существовать как организованное целое, наделенное такими корпоративными полномочиями, как право выступать истцом и ответчиком в суде, заключать контракты, иметь собственность;

Во-вторых, единица должна носить управленческий характер;

В-третьих, единица должна обладать значительной автономией, проявляющейся в финансовой и административной независимости, подчиняясь только требованиям закона штата и надзору

Критерий значительной автономии, вероятно, наиболее существенный признак местного управления, так как подразумевает степень независимости от внешнего контроля. Как принадлежность штата, все единицы местного управления подконтрольны штату, по крайней мере в определенных пределах и при осуществлении определенных полномочий. Однако считается, что достаточная автономия существует, если единица имеет разумные пределы независимости в административных и финансовых делах.



Чтобы выступать в качестве муниципальной структуры, местное управление должно иметь и определенную территорию, и население, т.е. должна быть создана для обслуживания граждан, имеющих установленную территорию проживания. Равно как оно должно быть идентифицировано в собственном названии, выделяющем его из других существующих единиц. А для того, чтобы обслуживать граждан, эта единица должна иметь и определенную организационную оформленность, и осуществлять определенные существенные властные полномочия, которые включают и право выступать в суде в качестве истца и ответчика, и право заключать контракты и пр.

Одним словом, местное управление определяется государственным законом как муниципальные корпорации, публичные корпорации или как органы корпоративные и государственные (политические).

Управление на местах в различных странах осуществляется разными органами, которые существенно отличаются порядком формирования, компетенцией, уровнем автономности в решении местных дел, характером взаимоотношений с центральной властью. Поэтому в системе местных органов зарубежных стран можно выделить две группы, или два вида, органов: органы местного управления и органы местного самоуправления. Главный критерий отнесения к тому или иному виду - порядок формирования органа, определяющий, соответственно, и остальные характеристики его функционирования, прежде всего взаимоотношение с центральной властью.



К органам местного управления следует отнести назначаемые из центра, а, следовательно, отвечающие за свою деятельность по решению местных вопросов перед центральным правительством (или правительством субъекта федерации). Эти органы выступают в качестве "агентов" этого центрального правительства на местах, одним из звеньев единой управленческой системы, как правило, включенных в иерархические связи.

В "Европейской Хартии Местного самоуправления". В соответствии со статьей 3 Хартии "1.Под местным самоуправлением понимается право и действительная способность местных сообществ контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел.

2. Это право осуществляется советами или ассамблеями, состоящими из членов, избранных в результате свободных, тайных, равных, прямых и всеобщих выборов, и могущими иметь в своем распоряжении исполнительные органы, которые ответственны перед ними."

Но выборность - не единственный признак, отличающий местное самоуправление от местного управления. Органы местного самоуправления отличаются большей степенью автономности, самостоятельности в решении переданных в их ведение вопросов. Но самое, пожалуй, главное отличие - отсутствие в системе местного самоуправление иерархических отношений. Система местного самоуправления несовместима с подразделением на вышестоящие и нижестоящие органы.

Итак, основными чертами строго централизованной системы управления местными делами (в нашем понимании близкой к системе местного управления, но полностью не тождественной ей) можно считать следующие:

а)местные органы не обладают самостоятельностью в решении местных дел;

б)главой административно-территориальной единицы признается единоличный руководитель - назначаемый из центра администратор;

в)все местные органы обладают полномочиями двух видов - осуществление общегосударственных мероприятий и управление местными делами;

г)выборные учреждения - советы - играют преимущественно роль совещательных учреждений;

д)существует строгая иерархия администраторов.

При данной системе глава административно-территориальной единицы выступает в двух качествах: во-первых, как глава местной администрации, во-вторых, - как агент правительства, представляющий центральную власть на местах.

Наличие советов - выборных учреждений - при данной системе не является обязательным, а лишь возможным.

Муниципальная система (вернее, система местного самоуправления) по своим признакам представляет собою почти полную противоположность предыдущей. Она характеризуется следующим:

а)относительной самостоятельностью местных органов в решении местных вопросов;

б)главою административно-территориальной единицы является коллегиальный представительный орган, избираемый населением;

в)глава местной администрации выступает лишь как "деятель местного масштаба", но не представитель центра;

г)отсутствием, как правило, иерархии советов;

д)муниципалитеты, как правило, не составляют единую систему в масштабах страны и действуют наряду со строго централизованной.

Едва ли можно так категорично применительно к развитым странам говорить о полном отсутствии у органов местного управления самостоятельности в решении местных дел, все равно что наделять органы местного самоуправления абсолютной самостоятельностью. Даже при самой строгой централизации власти органы, наделенные соответствующими полномочиями по осуществлению конкретных функций, наделяются и относительной самостоятельностью действий, пусть и в определенных рамках. Речь как раз и идет о широте и жесткости этих рамок, а соответственно о большей или меньшей степени относительной самостоятельности органов местного управления и самоуправления.

Местные органы самоуправления также обладают относительной, но не абсолютной, самостоятельностью, что, разумеется, не следует рассматривать в качестве ущемления их прав, недостатком таковой системы. Вполне оправданным можно признать распространенное мнение, что полностью автономное местное управление препятствует согласованности общенациональных мероприятий, ведет к дроблению администрации, создает почву для всякого рода злоупотреблений.

Таким образом, и органы местного управления, и органы местного самоуправления обладают относительной самостоятельностью в решении вопросов местного значения, с разной лишь ее степенью. И для органов местного самоуправления определение разумных, оправданных рамок относительной самостоятельности играет, пожалуй, жизненноважное значение, поскольку излишнее их сужение, установление чрезмерной опеки может вылиться в прямое администрирование, вмешательство извне, а значит и разрушить саму основу самоуправления, предоставление же абсолютной свободы может привести к трансформации местного самоуправления в местное самоуправство, в местничество, что затруднит функционирование государства как единого целого.

Определившись с соотношением понятий "местное управление" и "местное самоуправление", перейдем к вопросу о том, какое место среди этих двух явлений занимает "муниципальное управление". Вопрос этот тем более важен, что чаще всего происходит смешение именно двух понятий - местное самоуправление и муниципальное управление. Нередко эти понятия употребляются как тождественные. Вряд ли с этим можно согласиться.

Местное самоуправление неоднородно по своей сущности и формам реализации и здесь необходимо обратиться к административно-территориальному устройству страны. Как известно, можно выделить административно-территориальные единицы, сложившиеся исторически, естественно, как места проживания граждан - это различные населенные пункты (города, поселки и т.п.), и "искусственно" созданные административно-территориальные единицы - области, районы,графства и т.п. Последние создавались преимущественно по административно-политическим соображениям -облегчение управления отдельными частями единого целого -государства. И на этом уровне чаще всего действует как раз местное управление в чистом виде или с элементами самоуправления, поскольку для соответствующих местных органов приоритетными являются интересы государства или данной территориальной единицы как части государства.

Муниципальное же управление характеризуется максимальной приближенностью к нуждам непосредственно населения отдельной территориальной единицы, и эти нужды и интересы являются приоритетными и преобладающими.К муниципальному управлению, следовательно, следует отнести управление социально-экономической жизнью населенных пунктов. Остальные же органы местного самоуправления, действующие в "искусственных" административно-территориальных единицах, можно определить как "региональную администрацию", построенную на началах самоуправления.

Таким образом, как видно из вышеизложенного, понятия "местное управление", "местное самоуправление" и "муниципальное управление" имеют как общие черты, так и различия. Общее, что их объединяет - все они являются "местными", функционируют на местном уровне, в той или иной степени предназначены решать вопросы местного значения, осуществлять руководство определенной территориальной единицей.

Различия же между ними касаются как порядка формирования, так и компетенции, взаимоотношений с центральной властью и другими органами, действующими на местах, и т.п. И эти различия, в большей части, столь существенны, что делают недопустимым подмену понятий без искажения их существа.

Попытаемся обобщить все вышеизложенное и сформулировать некоторые выводы и определения.

1. Понятие "местное управление" употребляется в широком и узком смысле слова.

Под местным управлением в широком смысле слова понимается управление делами определенной территориальной единицы,осуществляемое на началах централизации или самоуправления назначаемыми или избираемыми органами.

Местное управление в узком смысле слова (как отличное от самоуправления), как мы уже говорили, характеризуется: назначением должностных лиц сверху, включением органов местного управления в единую систему управления с иерархическими отношениями -отношениями власте- подчинения, ориентированностью деятельности прежде всего на общегосударственные (или субъектов федерации) цели. Следовательно, под местным управлением в узком смысле слова можно понимать низовое звено единой системы государственного управления, осуществление назначаемыми чиновниками руководства развитием отдельной территориальной единицы в целях реализации общегосударственных (штатных) целей (мероприятий) и регулирования и контроля местных дел.

2. Местное самоуправление, в отличие от местного управления, ориентировано на местные нужды и интересы, осуществляется органами, избираемыми на основе всеобщего избирательного права (нередко с участием органов, должностных лиц, назначаемых этими выборными органами), подответственными населению и обеспечивающими частое и широкое участие жителей самоуправляющейся единицы в решении местных вопросов. Понятие местного самоуправления уже сформулировано в приведенном ранее определении из Европейской Хартии местного самоуправления, но попытаемся на его основе сформулировать собственное, исходя из описанных ранее характерных признаков, присущих местному самоуправлению:

Местное самоуправление - это право и действительная способность местных сообществ самостоятельно и под свою ответственность через формируемые (создаваемые) ими органы осуществлять контроль и управление переданной в их ведение государством частью общественных дел на благо населения и при частом и широком участии этого населения.

3.Муниципальное управление можно определить как разновидность местного самоуправления, осуществляемого в рамках естественно сложившихся как места проживания граждан населенных пунктах.

4.Единицами местного управления и самоуправления следует считать территориальные единицы, имеющие легально идентифицированную территорию и проживающее на ней население, собственную управленческую структуру и обладающие определенной степенью самостоятельности в решении переданных в их ведение вопросов.

5.Понятия "местное самоуправление" и "муниципальное управление" нельзя признать ни абсолютно тождественными, ни абсолютно различающимися, их следует рассматривать как общее и частное. И здесь, как мне кажется, наиболее точно их соотношение может быть выражено в логической формуле: все муниципальное управление является местным самоуправлением, но не все местное самоуправление является муниципальным управлением.

· Система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы. Система местного самоуправления осуществляет связь между государством и населением, а также между государством и мелким собственником.

· Органы государственной власти ведают теми делами, которые представляют интересы государства в целом (оборона и безопасность, внутренняя и внешняя политика, экономические отношения, судоустройство, права и свободы человека и гражданина и т.п.), а местное самоуправление занимается реализацией общих интересов территориальных коллективов (общее образование, здравоохранение, благоустройство территории, коммунальное хозяйство и т.п.).

Четыре основных отличия сформулировал Л.А. Велихов:

  1. Самоуправление в отличие от государственной власти — власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.
  2. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается (предметы его ведения). В этом его отличие от советов, где все уровни власти занимались всем и окончательным являлось только решение центральных органов власти.
  3. Для реализации полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности.
  4. Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, т.е. она выборная.

Особенность положения местного самоуправления в государстве (двойственность) определяет и особенности муниципального хозяйства. Муниципальное хозяйство (с точки зрения ведения хозяйственной деятельности) — в значительной степени носит черты частного хозяйства, т.к. выступает на рынке как самостоятельный и равноправный субъект хозяйственной деятельности, т.е. может самостоятельно распоряжаться принадлежащей ему собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны для выполнения общественных функций, возложенных на них. Отсюда и формы распределения результатов хозяйственной деятельности общественны по природе. Муниципальное хозяйство — акционерное общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако «выплаты дивидендов по акциям» производятся в виде общественно значимых товаров и услуг.

Подчеркнем, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.