Полезно знать - Автомобильный портал

Французские деятели культуры. Культура франции. Какие национальные традиции Франции следует знать

Шаблон:DubiousКарта Европы в период 4000 3500 гг. до н. э., где представлены и другие культуры того периода: культура воронковидных кубков (зелёный) и Культура Рёссен («LBK»). Культура Шассе название археологической культуры … Википедия

Культура Сены Уазы Марны (культура СУМ) название археологической культуры позднего неолита и одновременно первой во Франции культуры халколита. Названа по рекам, ограничивающим территорию находок, связанных с ней. Существовала на… … Википедия

- (от лат. возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний,… … Энциклопедия культурологии

- ☼ радикально новые и прежде неизвестные типы худож. и филос. самовыражения: техн. виды искусств (кино, позднее дигитальные искусства), фундаментальные научные теории, глубочайшим образом преображающие филос. методы и худож. мышление. В структуре… … Энциклопедия культурологии

Культура (группа) Вильнёв Сен Жермен, фр. Groupe de Villeneuve Saint Germain, в археологической литературе нередко сокращённо обозначается V.S.G. археологическая культура, или, точнее, культурная группа эпохи раннего неолита во Франции … Википедия

Культура Пё Ришар, или Тенакская культура археологическая культура эпохи неолита, существовавшая на территории исторической области Франции Сентонж. Многочисленные предметы данной культуры были найдены в местности Пё Ришар (Peu… … Википедия

Появились в последние несколько сотен лет, как результат общей истории франкоязычного большинства в Квебеке. Она является уникальной для западного мира; Квебек является единственным регионом, в Северной Америке с франкоязычным большинством, а… … Википедия

Вобрала в себя как наследие тех языческих времён, когда почитались «духи природы» и «силы земли», так и возникшие позже христианские обычаи и праздники … Википедия

В момент наибольшего распространения Культура колоколовидных кубков (англ. Beaker culture) (около 2800 1900 до н. э.) археологическая культура позднего неолита раннего бронзового века Западной и Центральной Европы. Термин был предложен… … Википедия

культура - ы, ж. culture f. <, лат. cultura. 1. Разведение, выращивание (растений). Сл. 18. Реченный садовник.. деревам и цветам, которыя к украшению садов принадлежат, имена знает, и в культуре их.. искусство имеет. 1747. МАН 8 575. Здесь <на… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Книги

  • Франкофония культура повседневности Учебное пособие , Загрязкина Т. (ред.) Категория: Культура
  • Франкофония. Культура повседневности. Учебное пособие , Загрязкина Т. (ред.) , Пособие посвящено теоретическим и практическим вопросам, связанным с культурой повседневности Франции и стран франкофонии. Книга состоит из 5 разделов: 1. Культура повседневности как научная… Категория: Изучение иностранных языков Издатель:

История искусства Франции охватывает огромный исторический период, начиная с эпохи античности и до нашего времени.

Франция - удивительная страна, которой свойственна таинственность и утонченность, блеск и изысканность, возвышенность и особенная тяга ко всему прекрасному. И история формирования ее уникального, ставшего эталоном, такого разнообразного и уникального искусства не менее удивительна, чем само государство.

Предпосылки формирования Франкского королевства

Чтобы разобраться в особенностях возникновения и развития искусства Франции, необходимо совершить экскурс в историю еще античного периода, когда территория современного французского государства входила в состав Великой Римской империи. В IV веке начались активные перемещения варварских племен от берегов Рейна к границам империи. Их нападения и периодические вторжения в римские земли, которые подвергались разорению, сильно подрывали государство латин. А в 395 году и сама Римская империя разделилась между сыновьями действующего императора на две части: Феодосий завещал наиболее богатую восточную часть своих территорий старшему сыну Аркадию, а западную передал младшему сыну - Гонорию. Разделение Великой Римской империи на части ослабило и без того уже непрочное римское государство и сделало его более уязвимым для внешних врагов.

Территория современной Франции входила в состав западной части бывшей Великой Римской империи. Сильный удар в 410 году нанесли Риму войска вестготов, которые возглавлял Алларих. Последний римский император слабого государства спрятался в Равенне, бросив вечный Рим. Именно там его и настигло войско Одоакра - одного из ведущих военачальников вестготского племени. Именно с этим событием, состоявшимся в 476 году, и связывают окончательное падение Римской империи. По отвоеванным землям в результате начавшегося Великого переселения стали возникать варварские государства. В V веке в части Галлии возникло и государство франков.

Франкское государство и развитие французского искусства

Франки - это группа племен, издревле расселявшихся по берегам Рейна в его нижнем течении и у побережья Балтийского моря. Основателем первого франкского королевства в Европе стал молодой вождь франков Хлодвиг Меровинг, который разгромил войско римского наместника в Галии в битве при Суассоне и захватил подвластные ему территории. На новых территориях он расселил своих сподвижников - франков, одарив их земельными наделами, провел ряд государственных реформ как в области государственного управления, так и в судебно-законодательной сфере, введя в действие уникальный документ - "Салическую правду", составленный на основе родовых порядков племени салических франков. Кроме того, особое внимание было уделено Хлодвигом выбору веры. Принятие христианства не только укрепило новое государство, но и повлияло на формирование франкского искусства.

После того как династия Меровингов стала ленивой в делах управления, жизнь в королевстве становилась все более тяжелой. Знать захватывала королевские земли. Процветала вседозволенность в управлении знатью своими наделами и крестьянами. Увеличивалось обнищание населения. В VIII веке нависла и внешняя угроза от кочевых арабских племен. Власть в свои руки взял один из управляющих последнего меровингского короля Карл Мартелл. Он провел ряд реформ, которые помогли укрепить государство и победить арабов. А сын Пиппин Короткий был избран на совете знати новым королем франков. Этот выбор был подтвержден и папой римским. А первым франкским императором стал сын Пиппина Короткого Карл, за которым в истории закрепилось прозвище Великий. Именно Карлу франкская империя обязана особым этапом расцвета культуры и искусства, который называют Каролингским возрождением.

Искусство "изначальных" франков

Если понимать особенности рождения и становления франкского государства, то становится понятной и судьба культурного наследия, находившегося издревле на франкских территориях. Это было в основном развитие античной цивилизации: мосты, жилая и храмовая архитектура, скульптура и литература, театр и декоративно-прикладное искусство. Однако христианские церковники не считали необходимым сохранение этих культурных богатств, но пользовались той их частью, которую можно было приспособить к отправлению религиозного культа и к жизни обывателя. Так, богослужение в христианских церквях проходило на латыни, на том же языке писались и церковные книги.

Использовать архитектурные находки Античности пришлось для того, чтобы начать возведение храмов и монастырей, использование знаний по астрономии помогло высчитывать даты церковного календаря, который в эпоху Средневековья декларировал жизнь всего королевства. Также франки приспособили к своим нуждам и систему образования поздней Римской империи. Примечательно, что комплекс учебных предметов, изучавшихся во франкских школах, назывался О каких же искусствах шла речь? В так называемый тривиум входили науки о слове: грамматика, риторика и диалектика. В квадривиум включались науки о числах: арифметика, геометрия, музыка как вычисление музыкальных интервалов и астрономия.

В декоративно-прикладном искусстве преобладали традиции варварского творчества, которое характеризовалось использованием в качестве основных мотивов растительных и животных орнаментов и изображений чудовищ или существ, в реальности не существующих и часто имеющих достаточно устрашающий вид. Такой тип искусства и называют терратологический или чудовищный.

Искусство и культура Каролингского возрождения

Период правления Карла Великого характеризуется небывалым подъемом культуры. Одной из причин тому является сама личность императора - хорошо образованного и высококультурного человека. Он свободно говорил и читал на латинском языке, понимал греческий, увлекался богословием и философией. Одним из уникальных архитектурных сооружений этого периода стала удивительная по своему художественному оформлению дворцовая церковь в Ахене.

Развивалось и искусство создания рукописных книг: они писались практически каллиграфическим почерком и украшались прекрасными миниатюрами. Среди книг были как богословские сочинения, так и анналы - повременная по годам запись событий, происходивших во Франкской империи.

В империи открывались школы, ориентированные на начальное и элитарное обучение. Создателем первых был соратник Карла Алкуин. А элитарная школа, открытая в Ахене, объединяла ученых, семью императора и весь двор Карла Великого. В школе, названной "Придворной академией", велись философские беседы, изучали Библию и культуру Античности, загадывали загадки и слагали стихи. А один из членов Академии написал первую светскую биографию "Жизнь Карла Великого".

Именно в эпоху Каролингского возрождения были заложены основы сохранения и возрождения традиций античной культуры и база для дальнейшего развития культуры франков.

Формирование Франции как государства

За время правления потомков Карла Великого созданная им империя все более ослаблялась. Когда империя была разделена между сыновьями Карла, Западная ее часть отошла к старшему сыну Лотарю. А его потомки продолжили ослабление раздробленного государства. Империя пала. Последние из Каролингов окончательно потеряли влияние и были низложены. Знать передала право правления могущественному в то время графу парижскому Гуго Капету. Именно восточная часть бывшей Франкской империи стала именоваться Францией. Благодаря правлению Капетингов новое государство не только возродилось, но и получило новые возможности для своего развития, в том числе и культурного.

Народное искусство средневековой Франции

В театре и музыке средневекового периода тоже произошел ряд изменений по сравнению с античным. Христианская церковь считала актеров пособниками дьявола и всячески преследовала артистическую братию. В результате театр как массовое явление существовать перестал, сооружения театров и стадионов постепенно приходили в состояние разрухи, а актеры стали образовывать бродячие труппы и играли для народа на перекрестках дорог, ярмарках и площадях. Мобильные группы универсальных актеров - гистрионов были менее удобным объектом для преследования церковью и властями, ей подчинявшимися и преследовавшими при этом свои цели в связи с особенностью направленности творчества гистрионов и трубадуров - бродячих музыкантов. Особую группу составляли ваганты - бывшие студенты или монахи, владевшие стихосложением и основами музыкального искусства, которые бродили одиночками по дорогам и в своих произведениях или пели о плотской любви, или обличали разлагающуюся церковь и гнилое государство.

Три сферы развития средневекового искусства

9/10 населения средневековой Франции были крестьянами. Потому основную культуру государства можно определить как крестьянскую. Большую часть дня средневековый крестьянин проводил в трудах на земле феодала. Но это вовсе не означает, что у него не было потребности и времени для общения с культурой и искусством. В основном это были песенное и танцевальное творчество, соревнования в силе и ловкости. Особое место в общении с искусством занимали просмотры представлений гистрионов. Развивалось и устное народное творчество. Мудрость народа нашла свое отражение в фольклоре: сказках, песнях, пословицах и поговорках. Главной темой сказочников было посрамление глупого богача бедным, но добрым бедняком, происходившим, как правило, из крестьянской семьи. Сказки были остросоциальными: вскрывали пороки общества в сфере отношений знати и крестьянства, а также рассказывали о тяжкой доле крестьян. Создавались и легенды, баллады, воспевающие подвиги народных героев, сражающихся за честь и достоинство обычного человека и против феодального произвола.

Второй стороной средневековой культуры и искусства была жизнь городов, рост и расцвет которых наблюдались начиная с IX века. Появление такого сословия, как буржуа, стало началом развития буржуазной культуры. Быстро совершенствовалось мастерство ремесленников. Видоизменялись принципы их работы и качество создаваемых изделий, многие из которых сейчас имеют высокую ценность как шедевры декоративно-прикладного искусства. Именно из этого времени пришло в наш обиход такое слово, как "шедевр". Каждый мастер, вступающий в цеховое братство, должен был продемонстрировать свое мастерство и изготовить идеальное изделие. Это и был шедевр. Постепенно формировалась система взаимодействия и конкуренции цехов, что первоначально стало мотиватором в развитии ремесел. Однако со временем цеха стали мешать ремеслам развиваться, так как конкуренты не желали, чтобы их обошли наиболее талантливые мастера, а иногда не хотели, чтобы секрет процесса изготовления изделия или материала для него попал в руки конкурентов. Часто члены цехового братства даже уничтожали изобретения, а подчас и преследовали их создателей.

Третьей стороной средневековой культуры и искусства было существование обособленного мира аристократии - феодалов. Как правило, все феодалы несли воинскую повинность перед королем, будучи его личными вассалами. Феодалы помельче были вассалами у своих властителей - баронов, графов и т. д. Неся конную воинскую службу, они представляли собой такое явление средневекового общества, как рыцарство. Рыцарская культура характеризовалась и своим особенным искусством. К таковому относится искусство создания рыцарских гербов - объемных опознавательных знаков рыцарского рода или отдельного рыцаря. Делали гербы из дорогих материалов - золота и серебра, эмали и меха куницы или белки. Каждый герб был важным историческим источником и очень ценным произведением искусства.

Кроме того, в рамках мальчиков - будущих рыцарей - обучали и таким искусствам, как пение и танец, игра на музыкальных инструментах. Они были с детства обучены хорошим манерам, знали много стихов, и многие из рыцарей сами писали стихи, посвящая их прекрасной даме. И конечно, необходимо вспомнить об уникальных памятниках средневековой архитектуры - рыцарских замках, возводимых в романском стиле, а также удивительных храмах, возводившихся во всех городах Франции сначала в романском, а позже - в готическом стиле. Самыми известными храмами считаются собор Парижской Богоматери в Париже и - место коронования французских монархов.

Искусство Франции: Возрождение

Эпоха Возрождения, связанная с новым витком интереса к античному культурному наследию и искусству, зародилась в солнечной Италии в XIV веке. Во Франции веяния Ренессанса нашли отражение в культуре и изобразительном искусстве только в конце XV века. Но и длился этот период во Франции дольше, чем в Италии: не до XVI, а до XVII века. Подъем в области культуры и искусства во французском государстве был связан с завершением объединения страны при Людовике XI.

Размежевание с готическими традициями в искусстве Франции произошли в связи с частыми походами королей в Италию, где они познакомились с удивительным итальянским искусством эпохи Ренессанса. Однако, в отличие от Италии, искусство этого периода во Франции было более придворным, чем народным.

Что касается народности французского искусства, то ярким представителем его в литературе стал замечательный поэт создававший образные, остроумные и жизнерадостные поэтические произведения.

Если же говорить об изобразительном искусстве этого периода, то следует отметить, что в богословских миниатюрах и в светской литературе нашли воплощение реалистические тенденции. Самым первым художником этого периода развития искусства Франции стал Жан Фуке, оставивший потомкам огромное наследие в виде портретов аристократов и королевской семьи, книжных миниатюр, пейзажей, диптихов с изображением Мадонны.

Приглашала во Францию и итальянских мастеров эпохи Возрождения: Россо и Приматиччо, которые стали основателями школы Фонтенбло - направления во французском искусстве живописи, возникшем в имении Фонтенбло. Это течение основывалось на принципах маньеризма, представителями которого являлись изначально основатели школы, и характеризовалось использованием мифологических сюжетов и запутанных аллегорий. Сохранились источники, называющие и другие имена мастеров, участвовавших в оформлении замка Фонтенбло: итальянцы Пеллегрино и Жюст де Жюст, французы Симон Леруа, Клод Бадуэн, Шарль Дориньи, фламандец Леонард Тирей и др.

В XVI же веке во Франции активно развивался жанр портрета, живописного и карандашного. Особенно интересны работы Жана Клуэ, написавшего портреты почти всего французского двора.

Скульптура этого периода во Франции связана с именем Мишеля Коломба, мастерски выполнявшего в том числе рельефные изображения и философской трактовки надгробия. Также интересны работы Жана Гужона, пронизанные особой музыкальностью и поэтичностью образов и манеры исполнения.

Противовесом гармоничного и идеального в своей красоте и изяществе творчества Гужона стали произведения другого скульптора этого периода - Жермена Пилона. Они сродни по своей экспрессии и гипертрофированности передаваемых чувств и переживаний работам экспрессионистов XIX века. Все его персонажи глубоко реалистичны, даже натуралистичны, драматичны и мрачны.

Искусство Франции: 17 век

XVI век был эпохой войн и разрухи для французского государства. В первой четверти XVII века власть во Франции укрепилась. Особенно быстро пошел процесс централизации власти при Людовике XIII, когда всем в стране заправлял кардинал Ришелье. Народ стонал под гнетом аристократии и тяготами ежедневного труда. Однако абсолютистская монархия способствовала не только укреплению и увеличению мощи Франции, но и тому, что в этот период страна стала одной из ведущих среди прочих европейских государств. Это, несомненно, отразилось и на развитии и основных тенденциях культуры и искусства в стране.

Искусство Франции 17 века условно можно определить как официальное придворное, которое было выражено помпезным и декоративным стилем барокко.

В противовес парадности и преувеличенной декоративности барокко в искусстве Франции выделилось два направления: реализм и классицизм. Первое из них было обращением к отражению реальной жизни такой, какой она и была, без прикрас. В рамках этого направления развиваются бытовой жанр и портрет, библейский и мифологический жанры.

Классицизм в искусстве Франции отражает прежде всего тему гражданского долга, победу общества над личностью, идеалов разума. Они позиционируются как противопоставление несовершенству реальной жизни, идеал, к которому нужно стремиться, жертвуя даже личными интересами. Все это в основном имеет отношение к изобразительному искусству Франции. Основой для искусства классицизма стали традиции античного искусства. И это нашло наибольшее отражение в классицистической архитектуре. Кроме того, именно архитектура была наиболее зависима от практических интересов государства и была полностью подчинена абсолютизму.

Период XVII века во французском государстве характеризуется возведением большого количества градообразующих архитектурных ансамблей и дворцовых сооружений. В этот период именно светская архитектура выходит на первый план.

Если говорить об отражении вышеназваных тенденций в изобразительном искусстве, то следует упомянуть творчество Николя Пуссена - удивительного представителя эпохи, живопись которого воплотила в себе одновременно и обобщенность мировосприятия, и неукротимую энергию жизни античного искусства.

Искусство Франции: 18 век

Новый подъем культуры был связан с огромным влиянием на творчество народного начала, которое прежде всего было ярко выражено в музыке. В театре главную роль стала выполнять комедия, активно развивался ярмарочный театр масок, искусство оперы. Все меньше творцы обращались к религиозной тематике, все активнее развивалось светское искусство. Французская культура этого периода была очень разнообразна и насыщена контрастами. Искусство реализма обратилось к раскрытию мира человека разных сословий: к его чувствам и переживаниям, бытовой стороне жизни, психологическому анализу.

Искусство Франции 19 века

Двигаемся дальше. Поговорим кратко об искусстве Франции XIX столетия. Жизнь государства этого времени характеризуется очередным витком роста недовольства народа и выраженными революционными настроениями после реставрации французской монархии. Тема борьбы и героизма стала одной из ведущих в изобразительном искусстве. Она отражалась и в новых направлениях живописи - историзме и романтизме. А вот с академизмом в изобразительном искусстве этого периода идет борьба.

Изучение фактора цвета в живописи приводит к активному развитию пейзажного жанра и к пересмотру всех систем французской живописи.

Особое развитие получает в этот период декоративно-прикладное искусство как наиболее отражающее чаяния народа. Очень популярным становится лубок, позволяющий в простейшей технике при использовании сатирических образов вскрывать пороки и проблемы общества.

Фактически документальным историческим источником эпохи становится офорт. По офортам можно изучать историю Франции XIX столетия.

Искусство Франции, как мы видим, весьма многогранно и разнообразно и тесно связано с особенностями развития французского государства. Каждая эпоха - это огромный блок, требующий особого раскрытия, что невозможно сделать в рамках одной статьи.

Послевоенная французская литература выросла на волне патриотизма. Большая часть французских писателей были активными участниками Движения Сопротивления. Перед ними стоял мучительный вопрос: почему Франция потерпела поражение на первом этапе войны, почему ее лидеры так легко пошли на капитуляцию в июне 1940 г.? Это был вопрос национального престижа и национального возрождения.

Наиболее ярко ответ на этот вопрос прозвучал в произведениях Эльзы Триоле (1896-1970). В 1945 г был опубликован сборник ее рассказов о Движении Сопротивления «За порчу сукна - штраф двести франков» (1945). В 1959-1963 гг эта тема была продолжена ею в цикле социально-психологических романов «Нейлоновый век».

Крупнейший французский писатель и поэт Луи Арагон (1897-1982) был лидером послевоенной национальной литературы. Его романы «Страстная неделя» (1958), «Гибель всерьез» (1965), «Бланш, или Забвение» (1967), «Анри Матисс» (1971), «Театр-роман» (1974) были посвящены простым людям Франции и их нелегкой жизни. Он внес в послевоенный литературный и культурный хаос свежую струю ясного практического мышления живого человека.

Л. Арагон в противовес Сартру сформировал образ положительного героя - личности, которая активно противостоит злу, вражде, отвергает пессимизм и борется за совершенствование мира. Его последователи продолжали эту идейную линию и создали для Франции литературу нового типа, которая стала общественно-политическим учителем значительной части французского народа. Его ближайшим сподвижником был Жан Лаффит (род. в 1910 г.). Его книги «Живые борются» (1947), «Мы еще вернемся за подснежниками» (1948), «Роз-Франс» (1950), «Командир Марсо» (1953) повествуют об участниках Сопротивления как людях мужественных, нравственно чистых, безгранично преданных родине и свободе.

Близкими по духу Л. Арагону и Ж. Лаффиту являются Андре Стиль (род. в 1921 г.) и Жан-Пьер Шаброль (род. в 1925 г.), которые впервые после Э. Золя воспели героев-тружеников, их несгибаемую волю.

Тема борьбы за социальную справедливость, за мир стала одной из центральных в современной французской литературе. Среди тех, кто разрабатывал и развивал эту тематику, были такие крупные писатели, как Р. Вайян, А. Вюрмсер, П. Куртад, П. Гамарра, Э. Ремарк.

В середине 50-х годов появляется течение, названное «новый роман». Наиболее видными его представителями были Роб-Грийе, Натали Саррот и Мишель Бютор. Они отвергли традиционный жанр романа, заявив, что он отжил свой век. Их главным принципом являлась «дегуманизация» искусства, предлагавшая отказ от изображения человека как личности и превращение литературы в описание вещей. Поэтому это течение иногда называют «шозизмом» (т. е. «вещизмом»). Писатели этого течения выступали как против экзистенциализма, так и против реализма. Их произведения отличались натурализмом, часто приводившим к бессмыслице. Для них основой литературного творчества должна была стать фантазия писателя, создающего свой мир из ничего.

«Новый роман» сменился в 60-х годах еще более «новым романом». Он уводил еще дальше от реализма. Здесь литература уже превращалась в «совокупность заданных знаков», не связанных ни с идеей, ни со стилем. Это был так называемый литературный сюрреализм, не рассчитанный на широкий круг читателей.

После войны наиболее выдающимся представителем французской поэзии являлся Жак Превер (1900- 1977) . Он был глубоко лиричным поэтом и в то же время отчаянным борцом против социальной несправедливости и безнравственности французских политиков и государственных деятелей. Его талант был многогранен. В его стихах одинаково сильно звучат юмор, сатира, лирика, социальный протест.

Он написал также сценарии к фильмам кинорежиссера М. Карне «Забавная драма», «Набережная туманов», «День начинается», «Вечерние посетители», «Дети райка» и др. Эти фильмы входят в золотой фонд французской кинематографии.

В послевоенной Франции получил дальнейшее развитие жанр исторического романа. Среди писателей этого направления центральное место занимает Андре Моруа (1885-1967). Он написал социальную трилогию- «Сильные мира сего» (1948), «Агония мертвых душ» (1950), «Свидание в аду» (1951), а также серию исторических романов «Проклятые короли» (1955- 1960), где наряду с тайнами резиденции французских королей Тюильри, интригами, вероломством, грязными кознями показана и история Франции XVII-XVIII вв.

Огромную популярность А. Моруа приобрел после публикации в 1980 г. семейной хроники «Три Дюма» и «Литературных портретов», где с большой художественной глубиной представлено жизнеописание 14 великих французских писателей от Вольтера до Анатоля Франса.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.


Культура Франции своими корнями уходит в X век, к которому относится появление Западно-франкского государства, образованного в результате распада империи Карла Великого. В процессе развития французской средневековой литературы сформировались многие жанры и направления, которые стали общими для всей европейской литературы. Первые дошедшие до нас памятники носят религиозный характер, например "Кантилена о святой Евлалии" (IX век). В IX веке жил философ Скот Эриуген, труды которого во многом определили дальнейшее развитие философской мысли в Европе. К концу X века под влиянием местных и заимствованных у римлян приемов складывается французская архитектура романского стиля. Ведущую роль в романском стиле играла церковная архитектура, отличавшаяся суровостью форм. Примерами таких сооружений являются: аббатство Клюни (910 г.), церкви Сен-Филибер в Турню (979-1019 гг.) и другие.
Живопись и скульптура этого времени представлены во Франции фресками и скульптурными изображениями святых, украшающих церкви и соборы. Устная народная поэзия XI века, к которой относится "Песнь о Роланде" легендарном полководце, погибшем в сражении с басками в 778 году. Это произведение героического эпоса, явилось начальной точкой отсчета в формировании всей культуры Франции и оказало определяющее влияние на создание и развитие большинства европейских национальных культур. В это же время получила свое развитие философия, выдающимся представителем которой был Пьер Абеляр (1079-1142 гг.) - создатель теории "номинализма", определившей основу развития общеевропейской философской мысли в средние века. С конца XI века на смену героическому эпосу приходит рыцарская литература и лирика трубадуров. Творчество Бертрана де Борна (1140-1215 гг.), Бернарда де Вентадорна, Арнаута Даниэля легло в основу мировой поэзии, а провансальский язык, на котором они писали, стал международным языком поэтов XIII века. В конце XII века в связи с объединением страны и роста городов получает развитие городская литература. Образцом дидактического произведения является "Роман о розе", авторы Гильом де Лоррис и Жан де Мён.
Драматические произведения этого времени носили в основном религиозный характер "Игра о святом Николае" Боделя, 1200 год, но были уже и пьесы, выдержанные в реалистическом плане, например "Игра в беседке" 1262 год и "Игра о Робене и Марион", 1283 год. В XII веке был открыт Парижский университет, который получил в дальнейшем название Сорбонны. В XIII - XIV веках основаны университеты в Тулузе, Гренобле, Доле, Кане, Пуатье, Бордо. В XIII - XIV веках Гильом де Машо (1300 - 1377 гг.) и Эсташ Дешан (1340 - 1407 гг.) явились основоположниками таких стихотворных форм, как баллада, королевская песнь, рондо и другие, которые стали общими для всей европейской поэзии. В средние века в развитие общеевропейской философии неоценимый вклад внес Фома Аквинский - яркий представитель средневекового аристотелизма. В XII веке во французской архитектуре рождается новый стиль - готика, который становится общеевропейским. Готические соборы, строившиеся поколениями мастеров, ознаменовали высшую ступень средневекового зодчества. Их отличает устремленность ввысь и богатая пластическая обработка камня. Памятниками ранней готики являются такие, как церковь аббатства Сен-Дени под Парижем (1137-1144 гг.), собор в Лане (1160-1215 гг.), собор Нотр-Дам в Париже (1163-1257 гг.). Лучшими памятниками зрелой готики являются соборы в Шартре (1194-1260 гг.), Бурже (1200-1342 гг.) и другие. Живопись и скульптура средневековья были тесно связаны с готической архитектурой и ей определялись. Скульптура стала неотъемлемой частью архитектуры, она покрывала порталы соборов, заполняла ниши и галереи. Монументальная живопись в готических соборах была вытеснена витражами, беспримерными по силе цвета, составлявшими циклы не только религиозного, но и светского содержания.
В XV - XVI веках эпоха Возрождения ознаменовалась расцветом французской культуры, которая наряду с итальянской послужила основой для развития национальных культур всей Европы. Французская философия и литература Возрождения представлены такими титанами, как Рабле (1494-1553 гг.), Вийон (1431-1463 гг.), Ронсар (1524-1585 гг.), Монтень (1533-1592 гг.), которые оказали огромное влияние на формирование гуманистических принципов общеевропейского масштаба. Основным центром французского искусства начальной стадии эпохи возрождения была Бургундия.
В миниатюрах братьев Лимбург (1416-1434 гг.), сочетавших изысканность и хрупкость фигур с живым изображением сельских работ и природы, в скульптурах Слютера (умер в 1406 г.) и де Верве (1380-1439 гг.), в конкретных жизненных чертах алтарных картин Мануэля и Брудерлама и других активно утверждается земной, реальный мир. В середине XV века Фуке (1420-1477 гг.) создал новое направление в живописи - реалистическое. Он разрабатывал анатомию и перспективу, исполнял точные портреты, миниатюры с полными движения драматическими сценами. Одновременно с ним, крупнейшими мастерами реалистического искусства были Шаронтон (родился в 1410 г.), Фроман (1435-1484 гг.) и другие. В XVI веке в период собственно Возрождения под влиянием античности и итальянского искусства во Франции созданы собственные направления в архитектуре, живописи и скульптуре. Произведения авторов этого времени проникнуты светским жизнерадостным духом. Виднейшими представителями этой эпохи являются: - в архитектуре: Делорм (1512-1570 гг.), Экуан (1531-1552 гг.) и другие; - в скульптуре: Гужон (1510-1568 гг.), Пилон (1535-1590 гг.), Ришье (1500-1567 гг.) и другие; - в живописи: Клуэ Младший (1485-1540 гг.), его сын Клуэ (1522-1572 гг.), Кенель (1545-1619 гг.) и другие. Музыкальное возрождение сложилось в XIV веке как направление Арс Нова. В последующем столетии получают развитие различные жанры светского музыкального искусства. Эпоха Возрождения завершилась созданием самостоятельного стиля оркестрово-ансамблевой и органно-клавирной музыки созданием новых музыкальных жанров - оперы, кантаты, оратории, сольной песни. В то же время возникает опера, как попытка воскресить античный театр. Виднейшими представителями музыкального искусства Франции этого времени явились: де Машо (1300-1377 гг.), Филипп де Витри (1291-1361 гг.), Котле (1531-1606 гг.), де Сермизи (1490-1562 гг.), Жакенен (1490-1559 гг.) и др.
Театр эпохи Возрождения представлен такими мастерами, как Жодель (1532-1573 гг.), Гарнье (1534-1590 гг.) и др. Французские ученые эпохи Возрождения такие, как Френель (1497-1558 гг.), Белон (1517-1564 гг.) внесли огромный вклад в развитие естественных наук. XVII век во Франции был временем, когда в общественной жизни нарастали тенденции перехода в новую общественно-экономическую формацию: от феодальных отношений к буржуазным, что нашло отражение и в культуре того времени. В это время такие известные моралисты, де Ларошфуко (1613-1680 гг.) и де Лабрюйер (1654-1696 гг.), своими философскими сочинениями закладывали основы всей буржуазной философии Европы. Выдающийся мыслитель этого времени - Декарт (1596-1650 гг.), философия которого оказала сильное влияние на развитие философской мысли Европы. Литература XVII века характеризуется преобладающим влиянием классицизма, родоначальником которого явился Малерб (1555-1628 гг.), провозгласивший необходимость строгих правил в поэзии, четкости поэтического языка. В 1634-35 годах во Франции была создана академия, которая объединила литераторов и содействовала формированию классицизма как официального общегосударственного стиля. XVII век в литературе - это Корнель (1606-1684 гг.), Расин (1639-1699 гг.), Мольер (1622-1673 гг.), де Лафонтен (1621-1695 гг.), Перро (1628-1703 гг.) и другие. В 1648 году была образована академия живописи и скульптуры, в 1671 году - архитектуры. В это время в архитектуре блистали такие имена, как Лемерсье (1585-1654 гг.), Брюан (1635-1697 гг.), Лево (1612-1670 гг.) и многие другие. В живописи - Пуссен (1594-1665 гг.), Лоррен (1600-1682 гг.), Бурдон (1616-1671 гг.) и др.
В скульптуре - Лебрен (1619-1690 гг.), Жирардон (1628-1715 гг.), Пюже (1622-1694 гг.) и др.В 1666 году была образована французская академия наук. В 1627 году было положено начало Ботаническому саду, при котором был Музей естественной истории. С такими именами французских ученых XVII века, как Декарт (1596-1650 гг.), Ферма (1601-1665 гг.), Роберваль (1602-1675 гг.), Паскаль (1623-1662 гг.), связаны крупные достижения в области математики. XVIII век - это французская буржуазная революция и эпоха Просвещения. В философии - это Монтескье (1689-1755 гг.), Вольтер (1694-1778 гг.), Дидро (1713-1784 гг.), Гельвеций (1715-1771 гг.), Гольбах (1723-1789 гг.), Руссо (1712-1778 гг.). Монументальным памятником просветительской мысли XVIII века является "Энциклопедия", выпущенная в 1751-1774 годы и состоящая из 35 томов. В её создании принимали участие все известные деятели того времени. Трудно переоценить тот вклад, который внесла Франция в XVIII веке в общемировую культуру. В литературе XVIII века - это Шенье, Марешаль, де Лиль, де Лакло и другие. В живописи - Ванлоо (1705-1765 гг.), Ватто (1684-1721 гг.), родоначальник реалистического искусства. В скульптуре - Лемуан (1704-1778 гг.), Габриэль (1698-1782гг.) и другие. В музыке ведущим жанром была опера. Свое развитие получила клавесинная сюита. Композиторы XVIII века - Рамо (1683-1764 гг.), Дандриё (1684-1740 гг.), Куперен (1628-1661 гг.) и другие. Живопись XVIII века - это утонченное рококо, представленное художниками: Буше (1703-1770 гг.), Натье (1685-1766 гг.), Друэ (1727-1775 гг.) и другие, скульптура: - Лемуан (1704-1778 гг.). В искусстве XVIII века складывается новое направление - классицизм, его представители в архитектуре: Сервадони (1695-1766 гг.). Суфло (1713-1780 гг.), Луи (1735-1807 гг.) и другие, в живописи - Шарден (1699-1779 гг.), Латур (1704-1788 гг.), Моро (1740-1806 гг.), Фрагонар (1732-1806 гг.) и другие, в скульптуре - Фальконе (1716-1791 гг.), Бушардон (1698-1762 гг.), Гудон (1741-1828 гг.) и другие. В области естественных наук XVIII век дал миру великих французских ученых: Руэль (1703-1770 гг.), Лавуазье (1743-1794 гг.), Кулон (1736-1806 гг.), Лаплас (1749-1827 гг.), Бертолле (1748-1822 гг.) и другие. Франция - родина метрической системы мер, принятой декретом Конвента в 1793 году. В ее разработке приняли участие Деламбр (1749-1833 гг.) и Мешен (1744-1804 гг.).
XIX век во Франции - это целая эпоха в мировой культуре. С именами французских ученых связаны крупные достижения в области физико-математических наук, Лежандр (1752-1833 гг.) - труды по интегральному исчислению, Коши (1789-1857 гг.) - теория функций комплексного переменного, Галуа (1811-1832 гг.) теория групп и поля, и многие другие. Большое значение для развития математической физики имели труды Фурье (1768-1830 гг.). Ценные работы по математике, механике, математической физике принадлежат Пуансо (1777-1840 гг.), Пуассону (1781-1840 гг.), Понселе (1788-1867 гг.). В физике - Френель (1788-1827 гг.), Араго (1786-1853 гг.), Гей-Люссак (1778-1850 гг.), Пти (1791-1820 гг.), Ампер (1775-1836 гг.), Фуко (1819-1891 гг.), Беккерель (1820-1891 гг.). Такие перечни можно продолжать по всему разделам естественных наук, достаточно вспомнить, такие имена как Кюри (1859-1906 гг.), Пуанкаре (1854-1912 гг.), чтобы понять каков вклад французской науки в развитие мирового научного и технического потенциала. Французская философия представлена в XIX веке трудами таких философов, как Лашелье (1832-1918 гг.), Бутру (1845-1921 гг.), Бергсон (1859-1941 гг.). Идейным и художественным направлением во французской культуре первой половины XIX века был романтизм. Он отразил разочарование в итогах Великой французской революции. В этом течении общественной мысли интерес к национальному прошлому сочетался со стремлением к созданию универсальной картины мира. Писателями, развивавшими это направление в своем творчестве, были: Шатобриан (1768-1848 гг.), де Сталь (1766-1817 гг.), Нодье (1780-1844 гг.), Ламартин (1790-1869 гг.), Гюго (1802-1885 гг.), Дюма (1803-1870 гг.), Жорж Санд (1804-1876 гг.) и другие.
В 20-е годы XIX века начинает складываться художественный метод критического реализма. Это направление в литературе представлено такими писателями и поэтами, как Стендаль (1783-1842 гг.), де Бальзак (1799-1850 гг.), Мериме (1803-1870 гг.), Флобер (1821-1880 гг.), Бодлер (1821-1867 гг.), Готье (1811-1872 гг.) и многие другие. Общественная жизнь Франции в период Второй империи и Третьей республики получила замечательное отражение в творчестве выдающихся писателей Золя (1840-1902 гг.) и де Мопассана (1850-1893 гг.). Начало XIX века в изобразительном искусстве и архитектуре во Франции прошло под знаком классицизма как основного художественного направления. В живописи это направление развивали Давид (1748-1825 гг.), Энгр (1780-1867 гг.), Прюдон (1758-1823 гг.), Гро (1771-1835 гг.), в скульптуре - Шоде (1763-1810 гг.), Шинар (1756-1813 гг.). В архитектуре на первый план выступает внешняя сторона классицизма стиль ампир, его представителями являлись Лепер (1761-1844 гг.), Виньон (1763-1828 гг.), Шальгрен (1739-1811 гг.) и другие. В 30-х годах во Франции начинается расцвет реализма, к этому направлению относятся художники: Коро (1796-1875 гг.), Добиньи (1817-1878 гг.), Курбе (1819-1877 гг.), Милле (1814-1875 гг.) и другие.
В 60-х годах появляется группа живописцев, позднее названная импрессионистами, вклад которых в мировое искусство трудно переоценить, это: Ренуар (1841-1919 гг.), Мане (1832-1883 гг.), Дега (1834-1917 гг.), Писсарро (1830-1903 гг.) и другие. В архитектуре в XIX века французские архитекторы новаторски применяли металлические конструкции, ярким примером такого использования служит Эйфелева башня архитектора Эйфеля (1832-1923 гг.), Центральный рынок, архитектор Бальтар (1805-1874 гг.) и другие. Во Франции основными направлениями философии XX века стали: неокритицизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, которые получили свое развитие в трудах таких философов, как Ренувье (1815-1903 гг.), Сартр (1905-1980 гг.), Камю (1913-1960 гг.), Мунье (1905-1950 гг.) и другие. В литературе XX века основными направлениями были: абстрактный гуманизм, реализм, модернизм, пацифизм, декадентство, субъективизм и другие. Наиболее яркими представителями французской литературы в XX веке были: Пруст (1871-1922 гг.), Роллан (1866-1944 гг.), Франс (1844-1924 гг.), Моруа (1885-1967гг.), де Сент-Экзюпери (1900-1944 гг.), Базен (1911-1996 гг.) и многие другие.
В изобразительном искусстве Франции XX века присутствовали следующие направления: неоимпрессионизм, сюрреализм, постмодернизм, реализм и другие. Художники XX века: Пикассо (1881-1973 гг.), Утрилло (1883-1955 гг.), Дюфи (1877-1953 гг.) и многие другие. Наиболее крупные достижения науки XX века во Франции относятся к физико-математическим наукам. Преемником Кюри в физике и химии был Ланжевен (1872-1946 гг.), Бройль (1892-1987 гг.) - один из создателей квантовой механики. Необходимо заметить, что в ХХ веке вклад французской культуры в общемировую культуру столь велик, что требует отдельного обстоятельного анализа, невозможного в рамках настоящей справки.

          Культура Франции

Наиболее устойчивые элементы традиционной культуры – характер поселений, жилище и национальная кухня.

Важнейшим семейным праздником, соблюдаемым в разных слоях населения, является крещение и первое причастие. Семейным праздником является и рождество – 25 декабря, один из самых широко отмечаемых во

Франции праздников года. По старой традиции, в канун рождества вся семья и близкие родственники собираются вместе за праздничным столом. Задолго до рождества в деревнях начинают откармливать гусей и индеек, заготавливают свинину, кровяные колбасы. Изобилие блюд на праздничном столе считается залогом благополучия и богатства семьи. На площадях и главных улицах Парижа устанавливают огромные елки, сказочный рождественский персонаж Пер Но эль, подобно нашему Деду Морозу, приносит детям подарки.

Новый год, так же как и рождество, - семейный праздник, но его обычно отмечают не в “своем гнезде”, а у знакомых, родственников или в кафе.

Издавна очень широко в стране отмечался праздник Карнавала – самый веселый праздник весны со множеством обрядов, национальной одеждой исполнение которых якобы обещало урожай и благополучие.

Ярмарки, народные гулянья, шуточные состязания сопровождают и такие большие религиозные праздники, как пасха, троица и другие.

Большое значение в народном календаре французов имеет “день всех святых” – 1 ноября, поминальный праздник, который ныне носит скорее общественный, чем религиозный характер. В этот день чтят память жертв войн и поминают умерших родственников. В Париже 1 ноября совершается шествие к могиле Неизвестного солдата, над которой горит неугасимый огонь.

Национальный праздник Франции – 14 июля. Это дата взятия народом королевской крепости Бастилии и начала Великой французской революции. В Париже центр народного празднества – площадь Бастилии. Правительство отмечает этот день официальными церемониями и военным парадом на Елисейских полях.

Международный праздник трудящихся 1 Мая отмечается во Франции манифестами, французы дарят в этот день друг другу ландыши – на счастье. В этом обычае сохранился отзвук старинных поверий о магической силе растений, собранных в мае.

Непременный элемент празднеств составляют традиционные народные зрелища и игры. На юге страны излюбленным зрелищем, а для части молодежи увлекательным видом спорта издревле являются бои быков и бега коров. Здесь же, на юге, для привлечения туристов устраиваются корриды по испанскому образцу, но они менее популярны в народе.

Французов нельзя считать народом, в жизни которого спорт занимает большое место. Но спортивные зрелища здесь любят и воспринимают с энтузиазмом. Подлинным всенародным праздником становится ежегодный велосипедный кросс, маршрут которого пересекает всю страну.

Популярны здесь также футбол и регби, а из традиционных спортивных игр – игра в кегли и шары, называемые здесь були.

Любимый вид отдыха французов – рыбная ловля. Для жителей небольших городов одна из самых привычных форм досуга – уход за садом, разведение цветов.

Велика во Франции общественная роль кафе, которые для определенных социальных слоев служат местом отдыха, общения с друзьями и знакомыми, своеобразным политическим клубом.

В последние тысячелетия во Франции все большее значение приобретает местный туризм. Французы, считавшиеся домоседами, начали путешествовать. Главным приобретением среднего француза стал автомобиль. Об интересе ко всему, что связано с автомобилем, говорит неизменный успех ежегодно устраиваемого в Париже автомобильного салона, куда приезжают тысячи провинциалов.

Своеобразие историко-культурных традиций Франции отражается на системе образования в стране. Она характеризуется прежде всего строгой централизацией и административным единообразием. Франция разделена на 23 учебных округа, так называемые академии, охватывающие несколько департаментов. Центр академии – город, в котором расположен местный университет. Наряду с государственными учебными заведениями во Франции немало частных школ, большая часть которых принадлежит католической церкви. В частных учебных заведениях Франции обучается около 18% всех учащихся.

Лицей – единственный тип полной средней общеобразовательной школы. Окончившие его получают право сдавать экзамены на звание бакалавра, но выдержать его удается далеко не всем. Тем не менее только диплом бакалавра дает право поступления в высшие учебные заведения.

Высшее образование дают университеты и “большие школы” – специализированные высшие учебные заведения типа наших институтов.

Национальное культурное наследие Франции богато и разнообразно. Во Франции зародились многие течения в области культуры, повлиявшие на ход истории, науки, искусства, литературы. В современной Франции самые крупные достижения в области культуры принадлежат тем ее деятелям, которые продолжают традицию прогрессивной, демократичной культуры. Французская культура наиболее полно выразила себя в живописи. Изобразительное искусство Франции, тесно связанное с общественной жизнью своего времени, уже с XVIII века занимало ведущее место в мировой культуре.

На фоне массы чисто декоративных работ выделяются картины тех художников, которые продолжают национальные традиции, связывают свой труд с общественной жизнью страны, выражают прогрессивные идеи современности. Народ Франции гордится именами пейзажистов Марке, Утрилло, живописцев-патриотов Матисса, Пикассо, Леже, Фужеропа, остроумного рисовальщика Жана Эйфеля – мастера современного плаката.

Франция – страна высокой музыкальной культуры. В историю мировой музыкальной культуры вошли имена Берлиоза, Сен-Санса, Гуано, Бизе, импрессионистов в музыке Дебюсси и Равеля, создателей классической французской оперетты – Оффенбаха, Лек Ока, План хетта.

Совершенно особое явление в музыкальной культуре страны – французская песня (шансон). Немало французских поэтов-певцов, выступающих с исполнением своих песен, известны во всем мире. В историю французской музыки вошло имя Эдит Пиаф – “королевы французской песни”.

В мировой художественной почетное место принадлежит французскому театру. Трагедии Корнеля и Расина, драматургия Мольера, комедии Бомарше служили вехами в истории мирового театра.

Французская культура, получившая признание во всем мире, составляла до недавнего времени социальную привилегию буржуазии и интеллигенции. Основная масса культурных ценностей Франции, ее театры, концертные залы, музеи сосредоточены в Париже.

Французам принадлежит ведущая роль в создании кино и киноискусства, которое в своих лучших произведениях всегда развивало традиции прогрессивной французской культуры. Чисто французский жанр составляют так называемые пародийные фильмы. Имена Жерара Филиппа, Жана

Габона , Ани Жирардо, Фернанделя и других составляют гордость французской культуры.

Велико литературное наследие Франции. Социальная заостренность, присущий французам вкус к абстрактным идеям и совершенству формы составляют его отличительные черты. Первые памятники французского литературного наследия относятся к XII веку. Самым выдающимся из них было произведение героического эпоса “Песнь о Роланде”. Французские романы той эпохи – “Тристан и Изольда”, “Роман о Розе” – принадлежат к шедеврам мировой литературы.

XVI век, ознаменовавшийся рождением новых, капиталистических отношений, в области культуры именуется эпохой Возрождения, или ренессанса. Во Франции понятие “Возрождение” связано с именем Франсуа Рабле, создавшего самый замечательный литературный памятник эпохи – роман “Гаргантюа и Пантагрюэль”, в котором в форме сатирического гротеска подвергнут осмыслению весь феодальный мир.

В XVII веке Франция стала родиной классицизма – художественного течения, одной из важных черт которого является обращение к образам и формам античной литературы и искусства. Классицизм большинством французов воспринимается как явление специфически французское.

XVIII век – эпоха распада феодально-абсолютистских отношений и подготовки революции - носит во Франции название “век Просвещения”. Целая плеяда мыслителей – Вольтер, Шарль Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо и другие, известные под именем просветителей, ставили в своем творчестве самые острые проблемы философии, социологии, искусства, подвергая беспощадной критике феодальную систему, ее религию, государство, нравы, обычаи. Идея всеобщего равенства впервые была предложена просветителями. Под знаком идей французского Просвещения развивалась вся европейская культура XVIII века.

XIX век – период расцвета французской литературы, когда мировая литература обогатилась творчеством В. Гюго, Стендаля, О. де Бальзака, П. Мершие, Э. Золя, Г. Флобера, Ги де Мопассана, А. Франса, Р. Роллана.

К 50-60 годам XIX века относится совместное творчество братьев Эдмона и Жюля Гонкуров, пьесы и романы которых, а также исторические и искусствоведческие исследования являются художественными документами современной им эпохи. Имя Гонкуров носит одна из литературных премий, присуждаемых во Франции за лучшее произведение начинающего писателя.

Писателями мирового значения являются А. Моруа, А. Камю, Симона де Бовуар. Успехом у читателей всего мира пользуются книги Жоржа Сименона.

В последнее десятилетие заметно возросла активность Франции в области международных культурных отношений. Французские театры совершают сотни турне в год, дают в разных странах мира до тысячи представлений.

Более 5 тысяч произведений изобразительного французского искусства демонстрируются на многочисленных выставках во всем мире. Во Франции широко организуются международные театральные, фольклорные фестивали и кинофестивали, например, летний Международный кинофестиваль в Каннах, фольклорный фестиваль в городе Кемпере (Бретань), Международные музыкальные недели, музыкальный конкурс имени Маргариты Лонг и Жака Тибо и так далее.

Культурными центрами Франции являются, безусловно, Париж, в котором находятся главные музеи страны: Лувр (бывший королевский дворец, в котором расположено 225 галерей и около 400000 экспонатов); центр искусств Помпиду; музей Пикассо с коллекцией работ знаменитого художника; музей современного искусства; музей импрессионистов; музей декоративного искусства; музей Родена (коллекция скульптур). Кроме того, в Париже находятся такие знаменитые архитектурные шедевры как Эйфелева башня /см. рис. 16, 17/, собор Нотр-Дам-де-Пари (1163 год), церковь XIII века Сен-Шапель, Триумфальная арка /см. рис. 18/, Пале-Рояль, Елисейский дворец (резиденция президента республики), Версальский дворец (бывшая загородная резиденция французских королей). /см рис. 19, 20/ Популярны среди многочисленных туристов Монмартр, Елисейские поля, Булонский лес, ботанический сад и зоопарк. Под Парижем находятся Евродиснейленд – первый парк развлечений такого масштаба в Европе.

Франция и замки . Во Франции более 4000 замков. Если говорить о замках Франции – это, прежде всего, замки Луары. «Сад Франции», расположившийся на берегах рек Луары, Шер, Эндр и Вьенн – самая лучшая декорация для замков.
и т.д.................