Полезно знать - Автомобильный портал

Государственные символы Республики Казахстан: флаг, герб, гимн. Государственные символы Республики Казахстан: флаг, герб, гимн Придумать гимн и герб музыкальной страны

Конспект урока с использованием ИКТ, технологии развивающего обучения и здоровьесбережения.

Педагог: Донцева М.Н. Предмет: музыка Класс: 2 Тема: «Главная песня страны. Гимн» Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и закрепления ранее изученного. Цель урока: ознакомление детей с главным музыкальным символом страны – гимном. Задачи урока:
    дать понятие «гимна»; познакомить детей с особенностями гимна России; укрепить чувство гражданской гордости за свою Родину и российский народ в процессе обращения к историческому и музыкальному прошлому, а также через знакомство с другими символами России; реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного музицирования (разучивание песни); формировать универсальные учебные действия учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности; расширять эмоционально-образный словарный багаж; закрепить первичные представления об элементах музыкальной грамоты.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, проигрыватель, компьютер, SMART-доска, фортепиано. Материалы к уроку: Гимн России (муз. А.Александрова, слова С.Михалкова); «Патриотическая песня» М.Глинки; «Моя России» Г.Струве; словарь эстетических эмоций В.Ражникова; учебники «Музыка.2 класс» (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина) Начало урока: музыкальное приветствие учителя с учениками и учеников с учителем. Ход урока. Учитель: - Ребята, на предыдущих уроках вы познакомились с некоторыми русскими композиторами и их музыкальными произведениями, воспевающими красоту и величие России. Напомните, о чём шла речь?
(Дети вспоминают М.П.Мусоргского и его произведение «Рассвет на Москве-реке», песню Ю.Чичкова «Здравствуй, Родина моя») Учитель: - Молодцы. Сегодня речь пойдёт о музыкальном символе нашего государства. Что значит символ? Дети: - Это знак отличия. Учитель: - Какие вы знаете государственные символы России? Дети: - Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. (Учитель предлагает воспользоваться страницами 14-15 учебника «Музыка. 2 класс») Учитель: - Правильно. И именно гимн является музыкальным символом любого государства. Можно сказать, что гимн это главная песня страны. А можете сказать почему? Дети: - Наверно, гимн исполняется на каких-нибудь торжественных праздниках, на Новый Год, на спортивных соревнованиях. Учитель: - Всё верно. Гимн это отражение и истории государства, и характера народа, и его жизни. Согласитесь, много разных песен создаётся народом, но именно в гимне должно воспеваться всё самое лучшее, что есть у этого народа и государства. Не сомневаюсь, что Гимн России вы часто слышали, но я предлагаю его ещё раз прослушать и потом ответить на вопрос:
Какими чувствами наполнена музыка и слова гимна России?
Учитель напоминает детям, что гимн слушают стоя, тем самым подчёркивая важность и торжественность этой песни. (Дети слушают музыку гимна) Учитель: - Какими же чувствами наполнена музыка гимна? Дети: - Чувство гордости, величия. Учитель: - Конечно, ребята, слушая наш гимн, ощущаешь чувство единства, патриотизма, уважения к богатой истории нашей страны. Посмотрите на слайд и выберите подходящие слова, отражающие характер звучания гимна.

(Дети выбирают слова: величаво, торжественно, мужественно, горделиво, победно, твёрдо, смело, мощно) Учитель: - Молодцы. Написал этот гимн композитор Александр Александров на слова поэта Сергея Михалкова. Вы знаете ребята, но в истории России был период, когда музыка гимна была другой и исполнялась без слов. Это была «Патриотическая песня» русского композитора XIX века М.И.Глинки.

Давайте послушаем тот гимн и сравним звучание современного гимна с музыкой М.И.Глинки. (Дети слушают «Патриотическую песню» М.И.Глинки) слайд с портретом и названием произведения.) Учитель: - В чём сходство и отличие этой музыки от гимна России? (Дети делятся своими впечатлениями, отмечают общий характер звучания) Учитель: - Молодцы. Знаете, ребята, кроме государственных символов России есть у русских людей и другие дорогие их сердцу, любимые и почитаемые символы. Это и Московский Кремль, и Красная площадь, и Храм Христа Спасителя, Большой Театр оперы и балета.

А для кого-то это просто бескрайние русские просторы – луга, поля, берёзы, широкие реки.
Именно такую Россию можно увидеть на картинах русских художников.


И о такой России поётся и в песне «Моя Россия» композитора Г.Струве.
Послушайте песню и скажите, какие здесь вы услышите символы, с чем и кем сравнивает автор Россию?
(Дети слушают и отвечают на вопросы) Вокально –хоровая работа над песней. Этапы: распевание, разучивание мелодии песни с использованием «ручного нотоносца», разучивание первого куплета песни. Итог урока.
Учитель: - Сегодня на уроке вы познакомились с главной песней нашей страны. Как она называется? Кто автор музыки и слов? Дети: - Гимн. Слова Сергея Михалкова, музыка Александрова. Учитель: - Музыка ещё каких композиторов прозвучала на уроке? Дети: - Михаила Ивановича Глинки, песня «Моя Россия» Г.Струве. Учитель: Молодцы! До новых встреч!

Любое суверенное государство имеет свои официальные символы. Это флаг, герб и гимн. Данная статья посвящена Республики Казахстан. Приведены их описание и расшифровка смыслового значения, а также связанные с ними. Уделено внимание и законодательной базе, регулирующей процедуру принятия и использования национальных символов.

Государственный флаг РК: описание

Описание государственных символов Республики Казахстан начнем с национального флага этой среднеазиатской страны. Он представляет собой полотнище прямоугольной формы. Фон его голубой. По центру расположено изображение лучистого солнца, а под ним парит орел (тоже золотого цвета). Ширина флага относится к его длине как один к двум.

Полотнище традиционным образом крепится к древку. На последнем имеется вертикальная полоска. Она представляет собой национальный орнамент золотистого оттенка.

Расшифровка внешнего вида казахстанского флага

Испокон веков у кочевых народов, населявших современную территорию Казахстана, небесно-голубой цвет ассоциировался со свободой, без которой они не могли представить своей жизни, а также с безупречностью и честностью. Если проанализировать слово «голубой», то в казахском языке оно имеет много однокоренных, связанных с понятиями "счастье", "бытие", "обновление". Нельзя также забывать и о древних тюрках, которые боготворили небо, считая его своим создателем. Их знамя тоже было голубым именно по этой причине.

Таким образом, окрас флага как государственного символа Республики Казахстанговорит о том, что граждане, населяющие эту среднеазиатскую страну, больше всего ценят свободу, мир и счастливую жизнь. Даже одноцветие фона имеет свою смысловую нагрузку. Оно символизирует единство в государстве и равенство всех перед законом.

Солнце всегда ассоциировалось у людей с жизненной энергией. Лучи его на казахстанском флаге изображены в форме зерен. Это символ благополучия и достатка. Есть и еще один важный элемент - орел (точнее беркут). Это грозная птица степей. Когда ее изображают в позах, свидетельствующих о хищных намерениях, возникают ассоциации с силой и властью. Но на гордо расположился орел, широко расправивший крылья. Он находится в полете. И это означает свободу, стремление граждан молодой страны к высоким целям и лучшей жизни. У кочевников беркут вызывал восхищение и благоговение. Они считали эту птицу мужественной, преданной и свободной.

Орнамент, украшающий древко, характеризуется гармонией фигур и линий. Он отражает менталитет казахского народа. Подобные изображения нередко можно встретить на культурных памятках этого государства.

Как выбирали национальный флаг

Практически сразу после провозглашения независимости Республики Казахстан государственные символы РК стали вопросом первостепенной важности. С середины зимы 1992-го власти объявили конкурс, в ходе которого хотели найти лучшего автора флага. Каждый желающий мог поучаствовать в этом грандиозном проекте.

По данным организаторов, на рассмотрение было прислано до 1200 работ. Участие в конкурсе принимали граждане не только Казахстана, но и других стран постсоветского пространства. Авторами эскизов выступили также немцы, турки и монголы.

Оценивала работы конкурсантов специально созданная комиссия. В нее вошли выдающиеся деятели искусства страны, депутаты Верховного Совета Республики и ее глава - Нурсултан Абишевич Назарбаев. Именно он обратил особое внимание на эскиз, разработанный художником Шакеном Ниязбековым.

Немного об авторе государственного флага РК

Об авторе государственного символа Республики Казахстан кратко можно рассказать следующее. Родился Шакен Ниязбеков в 1938 году. В десять лет внезапно остался круглым сиротой. После школы поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище, которое успешно окончил.

Еще студентом принимал участие в реставрации Эрмитажа и других известных культурных памятников. Творческий путь Ниязбекова полон больших достижений. Среди них победы в конкурсах плакатов «Миру мир» и художественного оформления площади в городе Алматы. В 80-х этот человек возглавлял Союз живописцев Казахстана.

Будучи обладателем множества наград и премий, художник всегда оставался скромным. За победу в конкурсе флагов его наградили всего лишь цветным телевизором. Но Шакен Онласынович остался этим доволен и на какие-либо почести, привилегии не претендовал. Скончался автор флага Республики Казахстан четырнадцатого августа 2014 года.

Официальное утверждение и представление флага страны

Принят государственный символ Республики Казахстан (флаг)четвертого июня1992 года.Правда, вариант,утвержденный комиссией, несколько отличался от того, который существует сейчас. В Законе «О Государственном флаге» РК он был описан как трехцветный; форма орнамента являлась иной, а цвет последнего был алым.

Буквально в первые же дни после утверждения Президент поднимал вопрос о внесении изменений в государственный символ, и соответствующее решение приняли. Шестого июня 92-го флаг страны торжественно презентовали, а затем подняли над резиденцией главы республики и ее Парламентом. В том же году несли его на открытии Олимпиады в Барселоне, впервые представив национальное знамя на международном уровне.

Проблемный момент с флагом

Вот уже много лет некоторые публичные деятели обращают внимание на то, что стандарты государственного символа Республики Казахстан (флага) в Конституции прописаны не четко. И это часто становится причиной искажений. В основном законе указано, что фон главного знамени страны - голубой, а изображения птицы, солнца и орнамента должны быть золотыми.

Но в природе существует более восьми десятков оттенков голубого. Что же касается золотого, то их количество переваливает за сотню. В ходе полиграфических работ каждый понимает указанные цвета по-своему. Поэтому флаги на государственных и других учреждениях нередко сильно отличаются друг от друга. Можно увидеть и нежно-голубые варианты, и насыщенно-синие. Оттенки рисунков тоже варьируются. По мнению многих экспертов, это является проблемой, и она требует решения.

Описание государственного герба страны

Следующий государственный символ Республики Казахстан - национальный герб. Он был принят так же, как и флаг, четвертого июня 1992 года и торжественно представлен спустя два дня. Авторы его Ж. Малибеков и Ш. Уалихан - известные казахские архитекторы.

Герб представляет собой колесо, в середине которого изображен шанырак (это крыша традиционного казахского жилища - юрты). От него расходятся опоры (или уыки), напоминающие лучи солнца. По обе стороны шанырака расположены крылатые лошади (тулпары) с рогами изобилия, хорошо известные в казахской национальной мифологии. Над ним нависает пятиконечная звезда (объемная). А под шаныраком написано название республики на казахском языке.

Фон колеса - голубой. Все изображения золотые. Таким образом, выполнен в тех же цветовых решениях, что и национальный флаг.

Расшифровка герба страны

Круг, в форме которого выполнен государственный герб Казахстана, символизирует вечность. Шанырак - это тотемная часть юрты, особо почитаемая кочевниками, которые видели в своем жилище не только практический смысл, но и духовный. Каждый его элемент имел свое философское значение. Шанырак, напоминающий небесный купол, «отвечал» за связь человека с высшими силами. Герб, включающий самый главный элемент юрты, означает то, что Казахстан является уютным домом для всех своих граждан. А опоры - это надежность и устойчивость жилища.

Крылатые лошади-рогоносцы являются символом изобилия и стремления к совершенству. Пятиконечная звезда говорит о том, что казахский народ стремится жить мирно со странами всех пяти континентов планеты. Золотой цвет рисунков символизирует благополучие, а голубой - чистоту и свободу.

Государственный гимн

И третий государственный символ Республики Казахстан - национальный гимн. Первый раз его утвердили в 1992 году вместе с гербом и флагом. Но с самого начала текст песни, выбранной для гимна, казался большинству казахов слишком сложным для восприятия. А мелодия не очень хорошо «ложилась на слух».

Поэтому в 2006 году было принято решение изменить государственный гимн. Новым символом стала популярная песня, хорошо известная казахам еще с пятидесятых годов прошлого века. Автор музыки - Ш. Калдаяков, а слова написал Ж. Нажимеденов. Текст был доработан уже в начале двадцать первого столетия Нурсултаном Назарбаевым.

Песня пропитана духом патриотизма. В ней снова фигурируют золотые колосья и голубое небо. Лирический герой сравнивает себя с цветком, выросшим на благодатной казахской земле и любящим свою Родину.

Законодательная база

Изготовление и применение флага, герба и гимна регулируются Конституционным законом о государственных символах Республики Казахстан, а также соответствующим Указом Президента. Знамя обязательно должно присутствовать на крышах зданий государственных органов страны. На их стенах необходимо и присутствие герба, который размещается и на национальной валюте, а также на паспортах, погранстолбах, страницах официальных средств массовой информации Республики Казахстан и т. д. Использование герба на своих печатях и бланках негосударственными учреждениями запрещено. Гимн необходимо исполнять и слушать стоя, приложив правую руку к верхнему левому участку груди.

Итак, мы рассмотрели государственные символы республики Казахстан: флаг, герб и гимн. Каждый из них имеет важную для граждан этой страны смысловую нагрузку, неразрывно связанную с историей народа. Уважать государственные символы - конституционная обязанность всех людей, проживающих в Казахстане.

Изучая тему «Общество» по программе «Окружающего мира» за 3-й класс, сын очень заинтересовался идеей устройства государства. Ему незамедлительно пришла в голову мысль создать и придумать свою собственную страну, с собственным флагом, с собственной картой, собственными законами и так далее.

Я сама хотела предложить сыну создать такой проект и раздумывала на тем, как бы получше воодушевить его на это. Оказалось, что этого совсем не потребовалось. Все получилось само собой.

С чего начать?

Чего и следовало ожидать, мой юный ученик сразу же пожелал начать создание страны с флага, герба и гимна. Но у меня было другое мнение на этот счет. И при помощи наводящих вопросов и недолгих размышлений мы сошлись на том, что заходить надо с другой стороны.

Флаг, герб и гимн - это символы государства. А символы соответственно должны что-то символизировать. Каждый флаг и герб несут в себе какую-то историю или легенду, цвета и символы что-то означают.

Поскольку мы пока ничего не знаем о нашей новой стране, не знаем ее особенностей, характеристик, уникальных черт - нам очень трудно придумать достойные флаг и герб, которые бы характеризовали именно наше новое государство.

Подумав и поразмыслив, ребенок пришел к выводу, что сначала нужно создать саму страну.

Создаем свою страну

Мы сразу договорились, что не будем сильно стремиться к полной реалистичности в нашем проекте. Климат может не соответствовать климатическому поясу, в котором будет находиться наша страна. То же самое касается флоры и фауны нового государства.

Итак, можно приступать…

1. Где находится страна на карте мира?

Во-первых, определяемся, где на карте мира будет находиться наша страна?

  • Будет ли это остров в океане?
  • Или она чудесным образом появится среди реальных стран на каком-нибудь континенте?
  • Имеет ли она выход к морю, океану?
  • С какими странами граничит?

Наша страна оказалась островом в Индийском океане. Координаты - 32 градуса южной широты и 50 градусов восточной долготы. Имя для страны придумалось сразу - Кавия.

2. Форма страны

3. Формы рельефа, природные зоны и экологические системы в стране

Определитесь с ребенком, будут ли в Вашей стране:

  • горы или горные массивы,
  • пустыни,
  • джунгли,
  • вулканы,
  • большие озера,
  • реки (большие и маленькие),
  • зоны вечной мерзлоты,
  • леса,
  • моря,
  • болота и т.д.

Нанесите всё это на Вашу карту.

4. Цивилизация vs природа

Определитесь, какая часть страны дикая и незаселенная людьми, а какая - разработанная и цивилизованная.

5. Климат и сельское хоз-во

  • Какой климат будет в нашей стране?
  • Длинное ли лето?
  • Есть ли зима и насколько она холодная?
  • Что можно выращивать людям?
  • Сколько урожаев в год можно собирать?
  • Что люди могут делать зимой, а что летом? (пляжный отдых, лыжи, санки и т.д)

6. Населенные пункты и основные достопримечательности.

Придумай и нанеси на карту:

  • столицу государства,
  • 5-10 крупных городов,
  • аэропорт или аэропорты (если есть)
  • морские или речные порты,
  • основные железнодорожные или автомобильные магистрали,
  • основные достопримечательности страны и интересные места для туристов и местных жителей (придумать 5-10 мест)

7. Ресурсы и особенности страны

Придумайте:

  • 3 главных полезных ископаемых (что добывается в стране);
  • 3 главных сельскохозяйственных ресурса (что выращивается в промышленных масштабах);
  • 3 самых известных продукта, которые производятся в стране;
  • 3 любимых праздника;
  • 3 национальных блюда;
  • культура и ремесла (возможно, какой-то особый народный промысел, известный художник или композитор, национальный танец и т.д.)
  • легенды или особые мифы о стране.

У нас вкратце получилось следующее:

В Кавии добывается золото, нефть, железо и камень. Дерева очень мало, поэтому дома и здания преимущественно каменные. В стране растет много всего, но в промышленных масштабах выращивается виноград, пшеница, ананасы, кокосы и бананы. Поэтому Кавия знаменита своим вином, хлебом и экспортирует ананасы, кокосы и бананы по всему миру.

3 национальных блюда - банановая каша, пицца с ананасами и хлеб по-кавски. Приезжающие туристы с удовольствием угощаются этими вкуснейшими блюдами, а сами жители едят их практически каждый день.

3 наиболее популярных, массовых и известных продукта - стекло (так как в Кавии много песка), вино и великолепнейшие золотые украшения.

Любимые праздники кавчан - День Линогора и Новый Год.

Когда-то в Кавии была большая засуха и богатырь Линогор расчистил реку и вода хлынула в долину. Все жители спаслись, богатырь героически погиб, и еще образовалась достопримечательность - Линогорский водопад. В настоящее время это праздник урожая, праздник воды и природы и всего самого хорошего.

Символы государства

Теперь мы располагаем достаточной информацией, чтобы подойти к такой серьезной задаче - разработке символов нашего нового государства. Используя всю имеющуюся информацию, попробуем создать такие флаг и герб, чтобы они характеризовали именно нашу страну. Ну и если у Вас еще не появилось названия для страны, самое время его придумать)))

Что может дать такой проект?

Мне вообще в целом очень нравятся проекты в учебе. Это увлекательно, познавательно, полезно и весело. Это и развивает воображение, и систематизирует знания, и помогает увидеть связи между разными учебными дисциплинами. Это - прекрасный семейный досуг, это возможность пообщаться с ребенком, обсудить с ним важные вещи. Одним словом, мы очень любим проекты.

Именно этот проект тоже был очень интересен и полезен.

  • Ребенок очень четко увидел (не без помощи наводящих вопросов взрослых, предположений и размышлений) взаимосвязи между жизнью человека и местом, где он живет. Что образ жизни человека, его деятельность может зависеть от рельефа местности, климата и природы, которая его окружает.
  • Мы поняли, сколько нужно мудрости правителю, да и каждому человеку, чтобы разумно распорядиться ресурсами, которые даны природой.
  • Мы провели много времени вместе, в совместном творчестве и общении.
  • После завершения проекта, мы пригласили нашего папу на презентацию и сын опробовал себя в роли лектора.
  • Сейчас мы имеем готовую страну для игр и дальнейшего творчества: хоть делай по ней настольные ролевые игры, хоть сочиняй фольклор, хоть пиши книги))))

Государственный гимн РФ — музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом о государственном гимне. Он может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными законом музыкальной редакцией и текстом. Государственный гимн России был утверждён указом президента 30 декабря 2000 года. Автор слов гимна С.В. Михалков, автор музыки А.В. .

Первый гимн России – «Молитва русских» – стал исполняться в 1816 году по указу Александра I при встречах императора. Слова гимна принадлежали В.А. Жуковскому, музыка была позаимствована у Генри Кэрри («Боже, храни короля», 1743 год). Этот гимн просуществовал до 1833 года, после чего его сменил «Боже, царя храни!». В 1917 место его заняла «Рабочая марсельеза», которую через год сменил «Интернационал». В 1944 году появился новый гимн, музыка которого используется в современном гимне. Авторами слов для него были С.В.Михалков и Г.Г. Эль-Регистан. С 1955 по 1977 гимн исполнялся без слов (так как в них упоминалась фамилия опального Сталина), пока теми же авторами не были написаны новые. После распада СССР (в 1991) гимном России стала «Патриотическая песня» композитора Глинки. Этот гимн вплоть до его замены в 2000 не имел слов.

Государственный гимн Российской Федерации исполняется:

  • при вступлении в должность Президента Российской Федерации — после принесения им присяги;
  • при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления;
  • при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и сессий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • во время официальной церемонии подъема Государственного флага Российской Федерации и других официальных церемоний;
  • во время церемоний встреч и проводов посещающих Российскую Федерацию с официальными визитами глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, официальных представителей иностранных государств, а также глав межгосударственных и межправительственных организаций — в соответствии с дипломатическим протоколом;
  • во время проведения воинских ритуалов — в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.
  • Государственный гимн также может исполняться при открытии памятников и памятных знаков, при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации и в других случаях указанных в федеральном конституционном законе о государственном гимне.

Текст Государственного гимна РФ:

— священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!




От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Под гимном понимается торжественное произведение, песнь, в которой восхваляется и прославляется кто-либо или что-либо. В Древней Греции с гимнами соседствовали панегирики и дифирамбы.

Из трех компонентов политической символики (флаг, герб, гимн) именно гимн не имеет многовековой истории, поскольку менялся чаще. Итак, какие гимны были в России?

А кто об этом помнит?!

В истории России конца XVIII века произошло событие, которое вызвало небывалый дотоле подъем патриотических чувств. В 1791 году русские войска под руководством уже прославленного А.В.Суворова взяли считавшуюся до того времени неприступной османскую крепость Измаил. Ликовали все – от императрицы Екатерины II до простого солдата.

Неофициальный гимн Российской Империи времён Екатерины II

Воспоминания о тяжелейшем штурме, о мужестве воинов и таланте полководца должны были остаться в памяти народной. Вот по этому поводу и родился первый русский неофициальный национальный гимн на слова Г.Державина с музыкой О.Козловского – «Гром победы, раздавайся!» Случилось это в 1791 году. Так начиналась история российского гимна.

Не всё подражать!

Император Александр I в 1815 году издал указ об исполнении стихов В.А.Жуковского на музыку британского гимна. Это произведение звучало при встречах императора и вошло в историю как первый официальный государственный гимн России под названием «Молитва русских».

Гимн Российской Империи “Боже, Царя храни…”

В 1833 году наследовавший Александру император Николай I находился в зарубежной поездке. Его сопровождал князь Львов. Везде русский император слышал только звуки британского гимна. Это раздражало. По возвращении Николай Павлович поручил Львову написать новую музыку к гимну на текст Жуковского при участии А.С.Пушкина. Современники пишут, что новый гимн исполнили три раза подряд. По лицу далеко не сентиментального императора текли слезы счастья и гордости за Отечество.

Чтоб ты жил в эпоху перемен!

Рабочая Марсельеза

В 1917 году, в первые месяцы Февральской революции в качестве гимна использовалась так называемая «Рабочая Марсельеза» с музыкой Руже де Лиля и оригинальным текстом Петра Лаврова. «Отречемся от старого мира!» – такой строчкой начинается этот текст, восходящий еще к временам Великой Французской буржуазной революции.

Как международный пролетарский гимн с 1910 года исполнялся «Интернационал». Автор музыки – Пьер Дегейтер, слова – Эжена Потье. С 1918 года «Интернационал» стал гимном победившей в России пролетарской революции, гимном молодого Советского государства, а позднее – и СССР. С 1944 года и до настоящего времени «Интернационал» остается гимном Коммунистической партии. Вот какие гимны были в России периода революционных потрясений.

Всерьез и надолго

В 1944 году, после рассмотрения многочисленных вариантов музыки и текста, был принят Гимн Советского Союза. Под его звуки уходили в бой воины Великой Отечественной войны и возвращались домой с победой. Музыку гимна написал А.В.Александров. Слова – Сергея Михалкова и Г.Эль-Регистана. Однако мало кто сейчас знает, что прообразом этого гимна стал «Гимн партии большевиков» – на ту же мелодию, но со словами поэта В.И.Лебедева-Кумача. Сталин в нем восхваляется просто до небес. Кстати, уже в эпоху «застоя», при Л.И.Брежневе, текст гимна был слегка подретуширован – именно ради изъятия оттуда имени Сталина. Вместо слов о Сталине получилось продолжение о Ленине с добавлением последнего, нового куплета.

Целое десятилетие – без гимна

После политических перемен, наступивших в 1991 году, с развалом СССР, казалось, наступает новая страница в истории под названием «гимны России». Упоминание в гимне о Ленине и коммунизме и даже сама музыка стали раздражать определенные слои российского общества, в том числе, саму политическую верхушку. Вот почему в течение целого десятилетия правления президента Бориса Ельцина гимном стала «Патриотическая песня» композитора М.И.Глинки, написанная в 1833 году. Исполнялась она без слов, т.к. текст согласовать не удавалось.

Закон есть закон!

Подходил к концу ХХ век. Оставались в прошлом гимны России прежнего формата. Стране негоже было вступать в третье тысячелетие без официальных символов государства, в частности, без нового гимна. После общественных опросов вернулись к музыке Александра Александрова с новыми словами Сергея Михалкова.

Государственный гимн Российской Федерации

В настоящее время, согласно Закону о гимне, он обязан транслироваться дважды – в начале и в конце вещания, а при круглосуточной сетке – в 6 часов и в 24 часа. Согласно установившейся традиции, встреча Нового года также проходит по традиционному сценарию: обращение главы государства, затем бой часов на Спасской башне Московского кремля, и, наконец, исполнение гимна. Кроме того, гимн играется и на параде 9 мая, сразу после выступления главы государства. Такова, в самых общих чертах, краткая история российского гимна.