Полезно знать - Автомобильный портал

Ст 14 фз номер 190 о теплоснабжении. Закон о теплоснабжении. Какие были внесены изменения

1. Подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации

2. Указанное в части 1 настоящей статьи подключение

(технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (далее также - договор на подключение

(технологическое присоединение)), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении

(технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению

(технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7643).

3. При наличии технической возможности подключения

(технологического присоединения) к системе теплоснабжения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения

(технологического присоединения) отказ потребителю, в том числе застройщику, в заключении договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается. Нормативные сроки подключения

(технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7643).

4. В случае технической невозможности подключения

(технологического присоединения) к системе теплоснабжения указанного в части 3 настоящей статьи объекта капитального строительства вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) на момент обращения соответствующего потребителя, в том числе застройщика, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения указанного в части 3 настоящей статьи объекта капитального строительства, отказ в заключении договора на его подключение (технологическое присоединение) не допускается. Нормативные сроки его подключения

(технологического присоединения) к системе теплоснабжения устанавливаются в соответствии с инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации в пределах нормативных сроков подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, установленных правилами подключения

(технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7643).

5. В случае технической невозможности подключения

(технологического присоединения) к системе теплоснабжения объекта капитального строительства вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) на момент обращения соответствующего потребителя, в том числе застройщика, и при отсутствии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения

(технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в сроки и в порядке, которые установлены правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения

(технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, в сроки, в порядке и на основании критериев, которые установлены порядком разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации, принимает решение о внесении изменений в схему теплоснабжения или об отказе во внесении в нее таких изменений. В случае, если теплоснабжающая или теплосетевая организация не направит в установленный срок и (или) представит с нарушением установленного порядка в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, предложения о включении в нее соответствующих мероприятий, потребитель, в том числе застройщик, вправе потребовать возмещения убытков, причиненных данным нарушением, и

(или) обратиться в федеральный антимонопольный орган с требованием о выдаче в отношении указанной организации предписания о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам

(в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7643).

6. В случае внесения изменений в схему теплоснабжения теплоснабжающая организация или теплосетевая организация обращается в орган регулирования для внесения изменений в инвестиционную программу. После принятия органом регулирования решения об изменении инвестиционной программы он обязан учесть внесенное в указанную инвестиционную программу изменение при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в сроки и в порядке, которые определяются основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Нормативные сроки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства устанавливаются в соответствии с инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, в которую внесены изменения, с учетом нормативных сроков подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства, установленных правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7643).

7. В случае отказа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления, утвердившего схему теплоснабжения, во внесении изменений в схему теплоснабжения указанные органы обязаны обосновать отказ во внесении в нее таких изменений и предоставить потребителю, в том числе застройщику, информацию об иных возможностях теплоснабжения объекта капитального строительства. К иным возможностям теплоснабжения объекта капитального строительства относится, в частности, возможность его подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения в случае снижения тепловой нагрузки потребителями, объекты которых ранее были подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения в соответствии с положениями части 14 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7643).

8. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7643).

9. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7643).

10. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, устанавливаемая в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, может включать в себя затраты на создание тепловых сетей протяженностью от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения

(технологического присоединения) объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, за исключением расходов, предусмотренных на создание этих тепловых сетей инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо средств, предусмотренных на создание этих тепловых сетей и полученных за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7643).

11. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, установленная в индивидуальном порядке, может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7643).

12. В случае, если объект капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, имеет наивысший класс энергетической эффективности, установленный в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения снижается в порядке и в размерах, которые установлены Правительством Российской Федерации, и соответствующие расходы теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций, финансирование которых не обеспечено за счет платы за подключение

(технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, подлежат возмещению за счет тарифов в сфере теплоснабжения (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7643).

13. (Часть 13 утратила силу на основании Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст. 3263)

14. Потребитель, объекты которого ранее были подключены

(технологически присоединены) к системе теплоснабжения в надлежащем порядке, вправе снижать тепловую нагрузку добровольно и при условии отсутствия технических ограничений уступать право на использование мощности иным потребителям, заинтересованным в подключении

(технологическом присоединении), в порядке, установленном правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7643).

15. Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения

(технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7643).

16. Подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения тепловых сетей и источников тепловой энергии осуществляется в сроки, определенные в соответствии со схемой теплоснабжения (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7643).

17. Запрещается подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения тепловых сетей, на которые не предоставлена гарантия качества в отношении работ по строительству и примененных материалов на срок не менее чем десять лет (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7643).

Один из насущных вопросов граждан Российской Федерации о стоимости услуг теплоснабжения и их качества долгое время не получал правовой основы. В связи с этим в июле 2010 года был принят закон, регламентирующий стоимость тепла и горячей воды, а также обязанности компаний, которые обеспечивают потребителей теплоэнергией.

Что представляет собой закон о теплоснабжении?

Федеральный закон № 190-ФЗ “О теплоснабжении” был принят Государственной Думой в третьем чтении 9 июля 2010 года и одобрен Советом Федерации 14 июля того же года. Закон был подписан президентом Российской Федерации и вступил в силу 27 июля 2010 года.

Закон о теплоснабжении устанавливает и регулирует правовую основу отношений, которые возникают при теплопроизводстве. Текущее законодательство определяет и контролирует следующие сферы:

  • производство, подача и потребление тепловой энергии;
  • регулирование тепловой мощности;
  • определение и установка теплоносителей;
  • использование теплопередающих систем;
  • создание, функционирование и развитие систем теплоснабжения;
  • полномочия государственных и местных органов власти в сфере теплоснабжения;
  • права и обязанности потребителей теплоэнергии и организаций теплоснабжения;
  • подача горячей воды, при которой используются открытые системы теплоснабжения.

При обеспечении горячей водой, законодательство не определяет уровень качества и безопасности её подачи.

Вам будет интересно: ФЗ 126 о связи в последней редакции 2018 года. Подробности

Фз о техническом регулировании в последней редакции. Читайте подробнее

ФЗ-190 осуществляет организацию теплоснабжения в соответствии со следующими принципами:

  • надёжность теплоснабжения в соответствии техническим регламентам безопасности;
  • энергетическая эффективность теплоснабжения;
  • комбинированная выработка электрической и тепловой энергии;
  • совершенствование централизованных систем теплоснабжения;
  • баланс экономических интересов организаций теплоснабжения и интересов потребителей;
  • стабильные условия для предпринимательской деятельности в области теплоснабжения;
  • экономическая обоснованность доходов теплоснабжающих организаций;
  • экологическая безопасность;
  • безопасная эксплуатация теплоснабжающих объектов;

Настоящие положения определяют общую государственную политику в сфере теплообеспечения, которая ставит приоритет на соблюдение данных положений с целью обеспечения безопасного, качественного и экономически прозрачного обеспечения граждан тепловой энергией.

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в законодательство о теплоснабжении были внесены 29.07.2017 с принятием закона № 279-ФЗ. При осуществлении данной редакции были внесены многочисленные поправки в формулировках положений, а также добавлены новые главы и статьи. Рассмотрим самые объёмные и значимые из них.

Введена статья 4.2, которая предусматривает порядок осуществления антимонопольного регулирования и контроля в области снабжения тепловой энергией. Надзор осуществляется соответствующим органом исполнительной власти согласно антимонопольному законодательству и положениям настоящего закона. Целью регулирования является своевременное предупреждение, нахождение, ограничение и предотвращение действия или бездействия, которое может повлечь за собой такие последствия, как нарушение прав организаций, осуществляющих теплоснабжение, и прав потребителей. Для достижения поставленных целей осуществляется контроль над следующими действиями:

  • необоснованный отказ в заключении соглашений о поставке тепловой энергии и контрактов по оказанию услуг, связанных с теплоснабжением, а также договоров по подключению к теплоснабжающей системе;
  • создание дискриминирующих или других неблагоприятных условий для потребителей с целью получения преимуществ теплообеспечивающей организацией;
  • намеренное создание препятствий по отношению к доступности услуг в области снабжения теплоэнергией;

Также антимонопольный контроль осуществляет регулировку:

  • цен на услуги теплового обеспечения;
  • распределения нагрузок в системе;
  • соблюдения порядков оформления контрактов в области теплоснабжения.

Субъекты, которые занимают лидирующие позиции в области обеспечения тепловой энергии, обязаны регулярно предоставлять антимонопольному органу информацию о своей деятельности для проверки на предмет нарушения требования текущего законодательства. При обнаружении правонарушений принимается решение о принудительном лишении теплоснабжающей организации её полномочий.

Вам будет интересно: ФЗ №261 в последней редакции. Подробности

Добавлена глава 5, регулирующая особенности правового регулирования в ценовых зонах теплоснабжения. Глава состоит из следующих статей:

  • Ст. 23.3 даёт определение ценовым зонам и устанавливает порядок их формирования. Такими территориями считаются следующие:
    • городские округи с утверждённой схемой обеспечения тепловой энергией;
    • зона, в которую поставляется более половины теплоэнергии, вырабатываемой комбинированными источниками;
    • отнесение городского округа к ценовой зоне муниципальными властями в результате обращения граждан с соответствующим заявлением.
  • Ст. 23.4 предусматривает порядок установки ценовых значений на тепловые услуги в указанных зонах. После причисления округа к ценовой территории стоимость теплового обслуживания устанавливается государственными органами и не подлежит изменению. К данным услугам относятся следующие:
    • цена тепловой энергии, которая поставляется потребителям;
    • стоимость услуг по передаче теплоэнергии и теплоносителей;
    • цена вырабатываемого тепла, включая комбинированное производство электрической и тепловой энергии;
    • стоимость теплоносителей в виде пара и горячей воды, доставляемых потребителям в открытых и закрытых системах теплоснабжения;
  • Ст. 23.5 гласит, что в переходный период в ценовых зонах стоимость услуг по обеспечению тепловой энергией устанавливается в соответствии со статьями 7-10 и учётом положений п. 7.1 статьи 29 настоящего закона.
  • Ст. 23.6 предусматривает порядок установления предельной стоимости тепловых услуг в ценовых зонах. По завершению переходного периода орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен, утверждает стоимость услуг теплоснабжения для каждой системы с учётом индексов предельных ценовых значений и техническо-экономических условий работы тепловырабатывающих установок и сетей.
  • Ст. 23.7 устанавливает следующие требования к работе единой организации, осуществляющей теплоснабжения в ценовой зоне:
    • теплоснабжающая организация обязана регулярно размещать в интернете на своём официальном сайте информацию о своей деятельности;
    • до окончания переходного периода тепловая компания обязана разработать и опубликовать для общего доступа, а также отправить антимонопольному органу следующую информацию:
      • стандарты качества предоставляемой теплоэнергии пользователям и порядок их обслуживания;
      • особенности взаимодействия с другими теплоснабжающими организациями;
    • единое теплообеспечивающее учреждение обязано осуществлять строительство, реконструкцию и модернизацию теплоснабжающих объектов и систем, для улучшения надёжности и качества.
  • Ст. 23.8 предусматривает особенности заключения договоров о теплоснабжении в ценовых зонах.
    • С началом переходного периода в течение трёх месяцев теплоэнергетическая организация обязана направить всем потребителям уведомление о заключении контракта. Граждане должны в течение тридцати дней с момента получения вышеуказанного уведомления заключить договор или отправить мотивированный отказ.
    • Соглашение между потребителем и единой теплоснабжающей организацией должен обязательно предусматривать следующие положения:
      • способы определения объёмов тепловой энергии, которая доставляется потребителю, мощность теплоносителя, а также используемые для этого приборы учёта;
      • параметры качества тепловой энергии и допустимые отклонения от них и перерывы в обеспечении;
      • снижение тарифов на теплоэнергию при нарушении значений качества и допустимых отклонений;
      • режим потребления теплоресурса;
      • ответственность сторон за нарушение положений контракта;
  • Ст. 23.9 устанавливает порядок обеспечения параметров качества теплоподачи и ответственность за отклонения от них.
    • Единая теплоснабжающая организация обязана соблюдать следующие условия теплообеспечения, предусмотренные в контрактах с потребителями:
      • слежение за параметрами качества и допустимыми перерывами в теплоснабжении и обязательное их соблюдение;
      • публикация на официальном информационном ресурсе информации о нарушениях качества обеспечения тепловой энергией;
      • понижение стоимости на предоставляемые услуги, если нарушается их качество и допустимые отклонения;
    • Если у потребителя есть задолженность по оплате тепловой энергии, тогда снижение стоимости услуг осуществляется только после погашения им долгов.
  • Ст. 23.10 описывает особенности подключения с системе теплоснабжения.
    • Подключение с системе теплообеспечения осуществляется во время переходного периода.
    • Для этого заинтересованное лицо должно обратиться в компанию, которое предоставляет тепловую энергию для заключения договора о подключении. Вся обязательство по установке оборудования берёт теплоснабжающая организация. Подключение производится в соответствии с положениями статьи 14 настоящего закона.
  • Ст. 23.11 определяет особенности и условия распределения тепловой нагрузки, которые осуществляются по принципу уменьшения потери энергии теплоносителем, а также исходя из приоритетов снабжения и технических условий выработки тепла;
  • Ст. 23.12 предусматривает принципы вывода источников тепловой энергии и их сетей, а также порядок проведения ремонтных работ и эксплуатации.
    • Ремонт тепловых сетей производится теплоснабжающей организацией по согласованию с органами местного самоуправления в переходный период. В случае необходимости осуществления ремонтных работ во время отопительного сезона, компания обязана заранее предупредить об этом потребителей.
  • Ст. 23.13 устанавливает правила модернизации систем теплоснабжения и утверждения новых схем.
    • Согласно положениям статьи, разработкой проектов теплообеспечения занимается соответствующая организация или органы местного самоуправления. План проекта должен содержать следующие положения:
      • принципы, предусмотренные частью 3 статьи 23 настоящего законодательства;
      • информация о мощности теплоэнергетических источников;
      • список строительных и восстановительных мероприятий;
      • данные о тепловой нагрузке теплоносителя;
      • цели, которые теплоснабжающая организация должна достичь при реализации проекта;
    • План утверждается в муниципальных органах самоуправления. При положительном решении властей, компании выдаётся соглашение об исполнении схемы теплоснабжения, которое должно содержать следующую информацию:
      • цели, которые должны быть реализованы теплообеспечивающей организацией;
      • обязанности компании по реализации поставленного проекта и соответствующих мероприятий;
      • ответственность за неисполнение или нарушение условий договора;
      • предоставление гарантий теплоэнергетической организацией о выполнении намеченных работ;
      • правила установления прав собственности на объекты теплоснабжения, которые соответственно плану должны быть построены, усовершенствованы или восстановлены.
    • Данное соглашение должно быть опубликовано в общедоступном информационном ресурсе в течение 10 дней с момента его подписания.
  • Глава 6.1 дополнена статьёй 28.5, предусматривающей особенности заключения договоров аренды объектов теплоснабжения:
    • Согласно положениям настоящей статьи, единая теплообеспечивающая организация в ценовых зонах обладает правом на предоставление в аренду тепловых объектов, которые находятся в собственности государства или муниципалитета. При этом данное право является преимущественным и для этого не требуется проводить конкурс среди потенциальных арендаторов;
    • Если теплоэнергетическая компания отказывается от заключения договора аренды или не отвечает на заявку в тридцатидневный срок, орган исполнительной власти, ответственный за передачу прав владения государственными или муниципальными владениями, проводит конкурс на возможность подписания договора аренды;
    • При участи в конкурсе на аренду объектов теплоснабжения, потенциальные арендаторы должны предоставить банковскую гарантию, соответствующую следующим условиям:
      • безотзывность и непередаваемость;
      • срок действия более одного года;
      • сумма банковской гарантии должна быть не меньше установленной конкурсной документацией;
      • соответствие обязательств принципала и арендатора;
    • Все стороны заключенного соглашения об аренде обязаны выполнять требования, предусмотренные частями 23-33 статьи 28.1 настоящего закона.

Закон о теплоснабжении постоянно редактируется и дополняется с целью улучшения качества предоставляемых услуг и их стоимости для обеспечения доступности теплоэнергии и защиты прав потребителей.

Государство ставит перед энергетиками задачу бесперебойного снабжения граждан тепловой энергией. Развитие эффективной системы регулирования отношений между производителями тепла и потребителями невозможно без надёжной правовой основы.

27 июля 2010 года Президент РФ подписал . Этот нормативный акт существенно изменил структуру управления теплоэнергетикой и систему договорных отношений по использованию тепловой энергии.

Сфера регулирования

Действие закона распространяется на все виды экономических взаимосвязей, возникающих при производстве, передаче и потреблении тепла.

Редакции закона

С момента принятия (27 июля 2010 года) в главный нормативный акт в области теплоснабжения внесено множество изменений и дополнений. Поправкам подвергались формулировки положений, были добавлены новые статьи и главы.

Изменения от 29.07.2017

Значительные изменения в внесены с принятием .

Посвящённая порядку антимонопольного контроля.

В качестве объектов регулирования выступают:

  • распределение тепловой нагрузки;
  • заключение контрактов на предоставление услуг потребителям;
  • цены на услуги по отоплению и горячему водоснабжению.

Положения обязывают предприятия, доминирующие в области теплообеспечения, регулярно предоставлять информацию о своей деятельности.

Добавление позволило регламентировать особенности правового регулирования в ценовых зонах.

В главу включено 11 статей, которые закрепляют:

  • условия и порядок формирования ценовых зон;
  • особенности тарифообразования;
  • определение максимальной стоимости тепловой энергии;
  • порядок заключения и исполнения договоров на оказание услуг;
  • правила установление платы за подключение к тепловым сетям;
  • требования к единым теплоснабжающим предприятиям;
  • особенности вывода в ремонт источников тепловой энергии.

Кроме этого, новшества коснулись порядка оформления аренды объектов теплообеспечения, которые принадлежат муниципальному образованию или государству.

Важно! Последние дополнения в внесены в июле 2018 года. Нормативный акт постоянно редактируется с целью совершенствования системы правового регулирования в области теплоснабжения.

Итоги реформирования

Основная цель реформы 2017 года - либерализация экономических отношений в тепловой отрасли. Новый формат рынка предусматривает постепенный переход к свободному образованию тарифов в ценовых зонах. Для этого в больших городах выбирается единое снабжающее предприятие (ЕТО), которое закупает тепло у производителей.

В обязанности поставщика входит:

  • обеспечение бесперебойной подачи тепла;
  • модернизация действующих систем;
  • строительство новых объектов.

Для того чтобы предотвратить появление завышенных тарифов, деятельность ЕТО контролируется Федеральной антимонопольной службой. Законодательство также регламентирует подписание концессионных документов в отношении энергетических объектов и сетей централизованного снабжения горячей водой.

Мнения экспертов

Ещё одно нововведение реформы 2017 года - метод альтернативной котельной. Альтернативная модель тарификации подразумевает, что местные исполнительные органы самостоятельно регулируют цены на услуги теплоснабжения.

(в последней редакции) предоставляет регулятору право устанавливать предельно допустимый тариф. При этом ценовой уровень определяется себестоимостью возведения альтернативного источника теплоснабжения.

Энергетики утверждают, что действующий механизм формирования тарифов невыгоден для долгосрочных инвестиций. Модель альтернативной котельной предоставляет возможность зафиксировать тариф и ежегодно изменять его на величину инфляции. По мнению инвесторов, такой вариант гарантирует возврат капиталов, вложенных в отрасль теплоснабжения. Производители энергии также поддерживают введение нового метода, который позволит привлечь необходимые средства для реконструкции изношенных тепловых сетей.

Однако многие эксперты находят недостатки в методе, предлагаемом энергетиками. Главным минусом специалисты считают резкое повышение стоимости тепловой энергии и горячей воды. Для потребителей это означает увеличение суммы коммунальных платежей, для местных властей - необходимость выделять дополнительные средства на субсидирование льготных категорий граждан.

Статья 14. Подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения

1. Подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

2. Указанное в части 1 настоящей статьи подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (далее также - договор на подключение (технологическое присоединение), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

3. При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) отказ потребителю, в том числе застройщику, в заключении договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается. Нормативные сроки подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

4. В случае технической невозможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения указанного в части 3 настоящей статьи объекта капитального строительства вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) на момент обращения соответствующего потребителя, в том числе застройщика, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения указанного в части 3 настоящей статьи объекта капитального строительства, отказ в заключении договора на его подключение (технологическое присоединение) не допускается. Нормативные сроки его подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения устанавливаются в соответствии с инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации в пределах нормативных сроков подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, установленных правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

5. В случае технической невозможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения объекта капитального строительства вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) на момент обращения соответствующего потребителя, в том числе застройщика, и при отсутствии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в сроки и в порядке, которые установлены правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, в сроки, в порядке и на основании критериев, которые установлены порядком разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации, принимает решение о внесении изменений в схему теплоснабжения или об отказе во внесении в нее таких изменений. В случае, если теплоснабжающая или теплосетевая организация не направит в установленный срок и (или) представит с нарушением установленного порядка в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, предложения о включении в нее соответствующих мероприятий, потребитель, в том числе застройщик, вправе потребовать возмещения убытков, причиненных данным нарушением, и (или) обратиться в федеральный антимонопольный орган с требованием о выдаче в отношении указанной организации предписания о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам.

6. В случае внесения изменений в схему теплоснабжения теплоснабжающая организация или теплосетевая организация обращается в орган регулирования для внесения изменений в инвестиционную программу. После принятия органом регулирования решения об изменении инвестиционной программы он обязан учесть внесенное в указанную инвестиционную программу изменение при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в сроки и в порядке, которые определяются основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Нормативные сроки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства устанавливаются в соответствии с инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, в которую внесены изменения, с учетом нормативных сроков подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства, установленных правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

7. В случае отказа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления, утвердившего схему теплоснабжения, во внесении изменений в схему теплоснабжения указанные органы обязаны обосновать отказ во внесении в нее таких изменений и предоставить потребителю, в том числе застройщику, информацию об иных возможностях теплоснабжения объекта капитального строительства. К иным возможностям теплоснабжения объекта капитального строительства относится, в частности, возможность его подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения в случае снижения тепловой нагрузки потребителями, объекты которых ранее были подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения в соответствии с положениями части 14 настоящей статьи.

8. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

9. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.

10. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, устанавливаемая в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, может включать в себя затраты на создание тепловых сетей протяженностью от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, за исключением расходов, предусмотренных на создание этих тепловых сетей инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо средств, предусмотренных на создание этих тепловых сетей и полученных за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

11. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, установленная в индивидуальном порядке, может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

12. В случае, если объект капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, имеет наивысший класс энергетической эффективности, установленный в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения снижается в порядке и в размерах, которые установлены Правительством Российской Федерации, и соответствующие расходы теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций, финансирование которых не обеспечено за счет платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, подлежат возмещению за счет тарифов в сфере теплоснабжения.

13. Утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2011 N 123-ФЗ.

14. Потребитель, объекты которого ранее были подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения в надлежащем порядке, вправе снижать тепловую нагрузку добровольно и при условии отсутствия технических ограничений уступать право на использование мощности иным потребителям, заинтересованным в подключении (технологическом присоединении), в порядке, установленном правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

15. Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

16. Подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения тепловых сетей и источников тепловой энергии осуществляется в сроки, определенные в соответствии со схемой теплоснабжения.

17. Запрещается подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения тепловых сетей, на которые не предоставлена гарантия качества в отношении работ по строительству и примененных материалов на срок не менее чем десять лет.


Судебная практика по статье 14 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ

    Решение от 16 августа 2019 г. по делу № А33-9467/2018

    Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)

    Отказать. Истцом также заявлено требование к Администрации п. Козулька за потребленные коммунальные ресурсы в жилом помещении: - п. Козулька, ул. Солнечная, 9-10 за период с 14 января 2016 года по декабрь2017 года в сумме 217 678,80 руб. Ответчик (администрация поселка Козулька) не соглашаясь с заявленными исковыми требованиями, представил в материалы дела письменный...

    Решение № 2-842/2019 2-842/2019~М-665/2019 М-665/2019 от 15 августа 2019 г. по делу № 2-842/2019

    Октябрьский районный суд г. Иваново (Ивановская область) - Гражданские и административные

    Коридором и жилой комнатой; устроен арочным проем в коридоре; установлена душевая кабина; перенесена раковина на кухне; установлен газовый теплогенератор (котел-колонка) в кухне (л.д. 14 - 15,136-144). В связи с проведением указанной самовольной перепланировкой и переустройством Бабанова И.Б. Службой государственной жилищной инспекции Ивановской области 24.11.2016 года была привлечена...

    Решение № 2-2389/2019 2-2389/2019~М-1419/2019 М-1419/2019 от 30 июля 2019 г. по делу № 2-2389/2019

    Ленинский районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область) - Гражданские и административные

    Кодексом заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" подключение теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения...

    Решение № 2А-1653/2019 2А-1653/2019~М-1650/2019 М-1650/2019 от 24 июля 2019 г. по делу № 2А-1653/2019

    Новомосковский городской суд (Тульская область) - Гражданские и административные

    Представленном возражении административный иск не признала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку оснований для согласования не имеется, так как в силу п. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении» установка индивидуального источника отопления в отдельно взятой квартире многоквартирного дома не разрешается, и схемой теплоснабжения муниципального образования г. Новомосковск не предусмотрены индивидуальные источники...