Полезно знать - Автомобильный портал

Ст 116 граждан российской федерации. Конституция Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)

Последняя редакция Статьи 116 Конституции РФ гласит:

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Комментарий к Ст. 116 КРФ

Данная статья Конституции, по существу, предопределяет срок полномочий Правительства, который проистекает из срока полномочий Президента. Сложение полномочий Правительством носит безусловный характер и не требует согласия его членов. Федеральный Президент в соответствии с избирается на четыре года и вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов и в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы, - на тридцатый день со дня официального опубликования ЦИК общих результатов выборов Президента (ст. 82 ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"//СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171; с изм.).

Правительство исполняет свои полномочия в течение указанного периода, если не вступают в действие нормы Конституции о его отставке либо о досрочном прекращении исполнения полномочий Президентом, в связи с чем Правительство также досрочно прекращает свои полномочия (п. "в" ст. 83, ст. 92, 93 и 117 Конституции, а также ч. 4 ст. 7, ст. 35 ФКЗ о Правительстве). Решение о сложении Правительством полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента.

Слагая полномочия перед вновь избранным Президентом, Правительство продолжает действовать до сформирования нового Правительства по поручению Президента. Президент вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя Правительства на срок до двух месяцев (ч. 2 ст. 8 ФКЗ о Правительстве).

Конституция РФ, Статья 116

Статья 116
Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Комм. Пронина В.С.

Конституция определяет период, в течение которого может действовать данный состав Правительства Российской Федерации, и устанавливает условия, при которых члены Правительства слагают свои полномочия. Срок функционирования Правительства зависит от сроков полномочий Президента.
Президент избирается на четыре года (ст.81 Конституции). Следовательно, Правительство Российской Федерации данного состава работает четыре года. Однако срок пребывания Президента в должности может быть сокращен при условиях, предусмотренных ст.93 , ч.2,3 ст.92 . При наступлении ситуаций, предусмотренных указанными статьями, сроки прекращения полномочий Правительства могут не совпадать с общими сроками полномочий Президента. Правительство Российской Федерации может исполнять свои обязанности до избрания нового Президента.
Согласно ч.3 ст.92 Конституции, во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Но при этом его полномочия строго ограничены: он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
Срок полномочий Правительства Российской Федерации может быть досрочно прекращен независимо от прекращения президентских полномочий в случаях, предусмотренных ст.117 Конституции. При указанных в статье обстоятельствах Правительство по поручению Президента России может продолжать действовать до сформирования нового состава Правительства Российской Федерации.


Раздел первый


Глава 6. Правительство Российской Федерации


Статья 110
1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 111
1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.


положений части 4 статьи 111

Статья 112
1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании
статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1)

Статья 113
Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Статья 114
1. Правительство Российской Федерации:

А) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Статья 115
1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Статья 116
Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Статья 117
1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Текст Ст. 116 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Комментарий к Ст. 116 Конституции Российской Федерации

Комментируемая статья устанавливает, что перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство слагает свои полномочия. По смыслу данной статьи ясно, что сложение полномочий должно происходить и в случае, если Президент избран на второй срок или состав Правительства при новом Президенте заранее будет объявлен неизменным. В целом срок полномочий Правительства не определен. Но уже в силу того, что Правительство должно слагать полномочия перед вновь избранным Президентом, этот срок не может превышать четырех лет. Решение о сложении полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность нового Президента Российской Федерации.

В целом конструкция данной статьи Конституции была бы вполне ясна, если бы не то обстоятельство, что юридически термин «сложение полномочий» детально не определен. Например, не ясно, означает ли это увольнение членов Правительства? Прекращается ли при этом его существование? Непонятна и дальнейшая судьба членов Правительства, которые, как и другие граждане, не состоящие на государственной службе, до факта сложения полномочий находились с государством в трудовых отношениях.

Внешне красивая и интуитивно понятная формула «сложение полномочий» должна поэтому получить более ясное юридическое содержание. Кстати говоря, все эти вопросы относятся к порядку деятельности Правительства и должны были бы быть урегулированы предусмотренным Конституцией федеральным конституционным законом о порядке деятельности Правительства. Однако в действующем Федеральном конституционном законе «О Правительстве» все эти вопросы остались без ответа. Законодатель предпочел лишь воспроизвести исходные формулировки самой Конституции, не дав им адекватной конкретизации.

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Комментарий к Статье 116 Конституции РФ

Сложение Правительством своих полномочий происходит перед вновь избранным Президентом. Тем самым положениями Конституции определяется максимальный период, в течение которого может действовать данный состав Правительства, и устанавливаются условия, при которых члены Правительства слагают свои полномочия. Срок функционирования Правительства зависит от сроков полномочий Президента. Вновь избранный Президент должен иметь возможность сформировать свое Правительство. Акт сложения полномочий обязателен и при избрании Президента на второй срок, даже если это Правительство будет работать в том же составе. Сложение полномочий носит безусловный характер и не требует согласия членов Правительства. Ни Конституция, ни Закон о Правительстве РФ не содержат порядка и сроков сложения полномочий Правительства. На практике Правительство слагает полномочия в день вступления в должность вновь избранного Президента.