Полезно знать - Автомобильный портал

Национальные символы боливии. Отчёт о современной работе с ламом

Приветствуем тебя, дорогой Читатель. Сегодня мы продолжим знакомство с основами теории буддистской философии и ответим на вопросы – кто такой лама в буддизме и что такое ламаизм.

Число приверженцев буддизма растет год от года. Если верить статистике, в мире насчитывается около одного миллиарда человек, считающих себя последователями Будды. Кто такой лама в буддизме? Понятие это пришло из индо-тибетского и монгольского направлений философского учения, практикующего и . Появление стройной иерархии лам ознаменовало начало ламаизма в буддизме.

Значение основных понятий

В переводе с санскрита «лама » означает понятие наставника, достигшего духовного совершенства, учителя или гуру. «Далай» на монгольском и тибетском языках означает «океан». «Лама» – слово, несущее большую смысловую нагрузку. Имеются особенности его употребления в зависимости от географии применения и отдельных течений буддизма. Вот наиболее распространенные значения этого понятия:

  • Лама – ключевая фигура в жизни человека, считающего себя буддистом. Так называют учителя, наставника, достигшего определенных высот в познании на пути к постижению Просветления. Для верующего он сродни второму отцу, которого следует почитать и беспрекословно слушаться, постигая смысл бытия.
  • В Тибете – это священнослужитель, прошедший определенные обряды, имеющий за плечами опыт духовного пути.
  • В некоторых ответвлениях буддизма ламой называют священнослужителя, справляющего ритуалы в повседневной жизни простых людей.
  • В буддистских тибетских монастырях так называют монаха, посвятившего свою жизнь познанию учения.

Каковы бы ни были различия в понятиях, в любой трактовке «лама» – это глубоко почитаемый и заслуживающий беспрекословного уважения служитель, просветитель, способствующий распространению учения.

Далай-лама сродни понятию «великий». Это верховный руководитель Тибета, выполняющий роль духовного лидера. Понятно, что далеко не каждый лама является Далай-ламой, поскольку тибетский буддизм представляет передачу лидерства через цепь инкарнаций, перерождений.


История ламаизма

Во второй половине 14 века реформатором по имени Цзонхава была предпринята удачная попытка объединения разобщенных в то время различных буддистских школ. Следует сказать, что это стало возможным благодаря симбиозу с местными религиозными учениями, процветавшими в Тибете, в частности были заимствованы некоторые ритуалы древней , имеющей стройную иерархическую структуру.

Подобные реформы способствовали превращению учения Будды в совершенно иной культ, получивший впоследствии название «ламаизм». Отличительной чертой его являются не только иные философские подходы, но и возникновение особого института лам, способствующего повышению авторитета монахов-просветителей, появление мистических обрядов, одним из которых является определение Далай-ламы.

Исследователями отмечается благотворное влияние подобных перемен в буддистском направлении. До настоящего времени монастыри являются центрами культурного, политического просвещения, а среди лам можно встретить врачей, искусных писателей, людей, обладающих художественным даром, высокообразованных духовных служителей.

Выбор Далай-ламы

Это один из самых мистических ритуалов в тибетском и монгольском буддизме. Далай-лама – глава церкви, верховный правитель. Каждый последующий духовный лидер избирается согласно учению инкарнации, перерождения, ведущего свое начало с 1391 года.

После того, когда действующий Далай-лама покидает верующих, уходя в иной мир, начинаются поиски нового воплощения Авалокитешвары. Порой на это уходят долгие годы, поскольку ребенок должен соответствовать определенным требованиям.


Пройдя специальные тесты, найденный мальчик объявляется и признается воплощением на земле Просветленного. С этого момента он воспитывается, обучается, как будущий духовный лидер.

Наш современник считается перевоплощением на земле Далай-ламы V. Одним из признаков подобной инкарнации явились сведения о необычно ярких снах, которые нынешний духовный предводитель Тибета видел в детстве о жизни последнего.

Монахи

В каждом монастыре (и в ламаизме в целом) существует четкая иерархическая лестница. Ламы подразделяются на несколько рангов. Такое деление зависит от количества выполненных обетов, строгих ограничений. В буддийском монастыре выделяют:

  • послушников;
  • монахов;
  • иеромонахов.

Отличия монахов от мирян, выбравших путь духовного развития, состоят не только в выполнении строгих заповедей, взятых на себя обетов. Существуют различия и во внешней атрибутике. Процесс посвящения в монахи предусматривает процедуру отказа от мирских ценностей, в том числе, одним из требований является принцип минимализма в одежде.


Речь идет об особенном монашеском облачении, скрывающем индивидуальные особенности, но подчеркивающем принадлежность к определенной общине. Описание одежды было дано самим Буддой, именно поэтому одеяния являются символом поклонения буддистов.

Духовная роль ламы

«Существ можно освободить, научив их, что надлежит принять, а что отвергнуть. Но чтобы учить, прежде нужно самому это узнать и понять». Далай-лама XIV.

Эти слова, как нельзя лучше отражают суть того, что такое наставник в тибетском буддизме. Следует понимать, что лама – это вовсе не всегда монах. Это может быть мирянин, достигший определенного духовного Просвещения, но не связанный определенным перечнем строгих обетов.

Выбор учителя для буддиста – важный этап его обращения к вере. Авторитет, полное доверие, преданность – основные составляющие успешного наставничества.

Лама – посредник между буддистом и учением, сопровождающий своего ученика на непростом пути духовного Просветления. Интересен тот факт, что последователи многих школ не считают Далай-ламу духовным учителем, а признают его руководящую роль, полученную в результате инкарнации.


Заключение

Что ж, на этом мы сегодня завершим наш рассказ. Если вам понравилась наша статья, поделитесь ею в социальных сетях с друзьями.

Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи про буддизм и культуру восточных стран, мы рады единомышленникам!

Лама является государственным символом Перу, ее изображение находится даже на гербе страны. Огромная часть экспорта государства базируется на продаже шерсти ламы, альпаки, викуньи. Любая модница желает иметь в своем гардеробе кардиган, шарф или пальто из этой волшебной шерсти.

Как живут ламы и чем они питаются? Лама, по сути, водится повсеместно в Перу, это неотъемлемая часть жизни, культуры, животноводства. Когда приезжаешь в Перу, то не встретить лам невозможно, особенно если вы предприняли тур в высокогорье. Именно там мирно пасутся эти забавные млекопитающие, самая высокая плотность лам на квадратных метр гор - на Альтиплано. Езжайте непременно туда, путешествовать по горам Перу безопасно и очень интересно. Именно там встречаешь простых людей, которые хранят традиции, знают фольклор и все-все о жизни лам.

Ламы как вид обильно дополнены своими собратьями - альпаки и викуньи. И если альпак еще как-то можно приручить, то викуньи дикие до сих пор. Всё, что перуанцы могут сделать с ними - согнать в стадо, остричь богатую теплую шерсть да отпустить на все четыре стороны. Альпаки более покладистые и поддаются кое-какой дрессуре (построились, подстриглись, попаслись, ушли за пастухом). Поскольку альпаки меньше ростом, их не используют как вьючное животное - обычно эту функцию выполняют исключительно ламы. Такие вот полезные четвероногие друзья у перуанцев.

Ламы и горы - визитная карточка Перу

Лама как символ Перу притягивает туристов со всего мира, это спокойное и красивое животное используется для переездов. Вам гарантированы яркие впечатления от этой страны, если подниметесь к расположенному высоко в горах древнему городу инков Мачу-Пикчу верхом на ламе: флегматичным и покладистым животным управлять легко.

Кроме шерсти, ламы и альпаки дают и мясо, особенно ценится мясо детеныша альпаки, его можно заказать в любом ресторане, придорожном кафе и закусочной. Некоторые семьи в горах и городах держат альпаку в качестве домашнего животного, как собак или котов.

Мед в Перу исключительно правильный и вкусный

Пчеловодство в Южной Америке до недавнего времени было слабеньким, первой очнулась Колумбия, за ней Перу. Государственные дотации за двадцать лет смогли оживить пчеловодство, ведь пчелы - это не только мед, но и природный опылитель. Кофе и экзотические растения остро нуждаются в такой опылительной поддержке. А мед перуанских пчел стал настоящим прорывом: в условиях тропиков и субтропиков пчела дает на 70% больше меда своих европейских собратьев.

Научное руководство проектами по развитию пчеловодства возложено на университеты и НИИ, там же пчеловоды проходят курсы повышения квалификации. Соседи колумбийцы не отстают: в стране зародилась мелипонокультура - разведение и содержание безжальных пчел Trigona angustula , которую называют angelita (ангелочек) за ее миролюбивый характер. Мед этой пчелы ценится в 10 раз дороже, чем мед Apis mellifera.

Мед от этих пчел по-научному «правильный» и очень вкусный, будете в Перу - непременно увезите с собой баночку.

2Герб Боливии имеет центральный овал, окруженный национальным флагом, мушкетами, лавровыми ветвями и парящим сверху андским кондором. Десять звезд в нижней части символизируют девять департаментов Боливии и десятую бывшую провинцию Litoral (захваченную Чили в 1879 году и переименованную в Антофагаста). В центре герба изображена гора Серро-Рико в Потоси и альпака рядом с хлебным деревом и снопом пшеницы. Альпака (национальное животное Боливии) стоит на равнине на фоне горы. Гора и равнина напоминают о географии Боливии, хлебное дерево и сноп пшеницы символизируют природные богатства страны.

Вокруг щита три боливийских флага с каждой стороны. Две пары скрещенных мушкетов символизируют борьбу за независимость, топор и красный фригийский колпак - свободу, лавровые ветви - мир, андский кондор на щите - готовность защищать независимость страны.

Флаг

Государственный флаг Боливии имеет вид прямоугольника с тремя горизонтальными полосами: красным, желтым и зеленым. Девять маленьких звезд символизируют девять департаментов Боливии, а большая звезда - право нации на доступ к морю (который она потеряла в 1884 году после войны на Тихом океане).

Но национальный флаг Боливии не всегда выглядел так, как сегодня. 17 августа 1825 года, спустя 11 дней после объявления Боливией независимости от Испании, создается первый боливийский флаг и герб. Флаг отображал две зеленые полосы и одну красную (более широкую) посредине. На красной полосе отображались пять звезд – символ пяти провинций страны, существовавших в то время: Ла-Пас , Потоси , Кочабамба, Чукисака и Санта-Крус. Говорят, Симон Боливар сам поднял этот флаг на вершину горы Серро-Рико в Потоси . 17 августа отмечается в Боливии как День прапора (Día de la Bandera).

Версию нового флага приняли 26 июля 1826 года, цвет верхней зеленой полосы изменили на желтый, сделав его желто-красно-зеленым. Пять звезд на красной полосе заменили национальным гербом. Красный олицетворял собой кровь, пролитую во время войны за независимость, желтый - огромное богатство подземных недр страны, зеленый - территорию и пышную растительность.

6 ноября 1851 года, президент Мануэль Бельсу изменил порядок цветных полос, чтобы они соответствовали цвету кантута - боливийского национального цветка: красный, желтый и зеленый (большое фото сверху).

Внесенные в 2009 году поправки в Конституцию учредили радужный флаг (whipala) в качестве второго государственного флага Боливии. Президент Боливии Эво Моралес издал указ, предписывающий поднимать whipala с левой стороны от красно-желто-зеленого боливийского национального флага во всех общественных помещениях, учебных и государственных учреждениях.

Каждый из девяти департаментов Боливии также имеет свой собственный флаг.

Национальный цветок

Растущая в долинах Юнгаса кантута (сantuta) является национальным цветком Перу и одним из двух национальных цветов Боливии. Красные лепестки, желтые цветочные трубки и зеленые чашечки цветка отражают цвета национального флага.

Геликония ростральная (heliconia rostrata) – второй национальный цветок Боливии (также называют patujú). Цветки этого растения обращены вниз, их нектар привлекает птиц, особенно колибри. Благодаря своим уникальным характеристикам ее часто выращивают в тропических садах. Второй цветок также красного, желтого и зеленого цвета. Почему же Боливия имеет два национальных цветка?

Наверное, два национальных цветка возникли по тем же самым причинам, что и две столицы, два флага и тридцать официальных языков. Боливия является родиной многих культур коренных народов. В Западной Боливии расположены Анды и высокое Альтиплано, в этом регионе, в основном, доминирует культура аймара и кечуа. Восток Боливии занимают равнины с тропическим климатом. В этой части страны доминируют совершенно разные группы коренного населения: мохос, айорео, гуарайос, гуарани.

В силу многих исторических и других причин, жители Запада Боливии (их называют kolla) и население Востока страны (местное название сamba) конфликтовали друг с другом. Они слабо связанны между собой культурными связями, разве что общими границами. Когда южноамериканские колонии обрели независимости от Испании, линии границ Боливии очертили произвольно, во многом не обращая внимания на культурные особенности жителей различных регионов. Поэтому исторически сложившиеся отношения между двумя регионами страны трудно назвать дружественными.

Какое это имеет отношение к обоим национальным цветам Боливии? Самое непосредственное. Кантута растет в Западной Боливии, геликония ростральная - в восточных тропических регионах страны. Оба красно-желто-зеленого цвета, как и флаг Боливии. Правительство страны решило, что два национальных цветка будут способствовать укреплению чувств национального единства и гармонии между регионами. 27-го апреля 1990 года правительство приняло закон, объявляющий кантуту и геликонию ростральную национальными цветами Боливии (до 1990 года национальным цветком являлась только кантута).

Лама

Лама - национальное животное Боливии. Коренные народы Анд в течение тысяч лет использовали выносливых лам в качестве вьючных животных. Шерсть ламы очень мягкая и хорошо сохраняет тепло, но практической ценности не имеет. Изготовленная из нее одежда при намокании издает очень неприятный запах, а после стирки сильно садится. Мясо лам используют в некоторых традиционных блюдах боливийской кухни.

Ламы были частью культуры аймара и кечуа в течение тысяч лет. Высушенный плод ламы используют в своих ритуалах целители и предсказатели. Когда строят новый дом, в фундаменте здания хоронят высушенный плод ламы. Считается, что такое пожертвование матери-природе принесет здоровье, богатство, счастье и обезопасит новый дом от несчастных случаев.

Ламы бывают капризны, могут ударить, укусить, а если их разозлить, плюются отвратительно клейким материалом, поэтому будьте осторожны, подходя к ним слишком близко.

Андский кондор

Андский кондор - самая крупная летающая птица в мире (размах крыльев может достигать 3 м в ширину) и один из самых важных национальных символов Боливии. Андский кондор является национальным символом не только Боливии, но и Аргентины, Чили, Колумбии, Эквадора и Перу. Он занимает важное место в фольклоре, мифологии и религии коренных народов Анд, изображен на марках, монетах и банкнотах многих стран Южной Америки, считается символом силы и здоровья.

Национальный камень Боливии

Официально, Боливия не имеет камня в качестве национального символа. Но в этой стране добывают уникальный, и практически не встречаемый больше нигде в мире полудрагоценный камень. Его называют боливианит (bolivianitе) или аметрин.

Боливианит являет собой комбинацию аметрина (фиолетовый цвет) и цитрина (желтый или золотистый). Отдельно их находят во многих местах по всему миру. Но в "сплавленном" состоянии их добывают, в основном, только в Боливии на шахте Анахаи (недалеко от города Пуэрто-Суарес). Ювелирные изделия из боливианита в настоящее время экспортируются и продаются по всему миру. И если Боливия выберет драгоценный камень в качестве нового национального символа, скорее всего, выбор остановят на боливианите.

Национальное дерево

Боливия не имеет национального дерева, но на государственном гербе изображено хлебное дерево.

Тибетский ламаизм обычно называют буддизмом. Но исходная миролюбивая концепция, созданная Буддой Шакьямуни, на самом деле не имеет с тибетской версией ничего общего. В тибетском ламаизме присутствуют элементы шаманизма и даже символика кровавых жертвоприношений. Тибетских лам можно увидеть молящимися перед барельефом, изображающим индуистского кровавого бога войны Ханумана в окружении человеческих черепов.

Тибетские ламы не гнушаются секса и физического труда, считая, что и то и другое необходимо делать очень хорошо.

Основоположник ламаизма: «возникший в лотосе»

В VII веке в Тибете на должность ценпо (правителя) жрецы религии бон и их союзники - аристократы - призвали табгачского принца Туфа Фань Ни. Однако последний не получил никакой реальной власти. Тогда его потомок ценпо Тисонг Децэн в 755 году пригласил учёного буддиста Шантаракшиту и поручил ему создать такую духовную систему взглядов, которая помогла бы Децэну завоевать преданность населения, сделав его опорой правителя. Первая попытка провалилась: народ охотников и скотоводов не понял теорию колеса Сансары, не оценил жизнь в кольце страданий и запрет на любые убийства. Тогда был призван новый лидер: Падмасамбхава, он же гуру Ринпоче. Этот неординарный человек, как сейчас бы сказали, был большим мастером пиара.

По легенде, гуру Падмасамбхава в 8-летнем возрасте материализовался в цветке лотоса. Ребёнок проявлял незаурядные способности, его усыновил бездетный царь и впоследствии женил на своей дочери. Как и царевич Шакьямуни, Падмасамбхава пришёл к выводу, что должен оставить мирскую жизнь ради исполнения своей религиозной миссии. Царь, который воспитывал его в надежде передать ему власть, возражал против такого решения. Тогда юноша убил сына одного из вельмож, и за это преступление был изгнан из страны. Он пустился в странствия, получив тантрическое посвящение от двух дакини - древних богинь.

Первые шаги ламаизма в Тибете: убийства и мистика

Оказавшись в Тибете, Падмасамбхава перешел к воплощению своей миссии. В основу собственного учения он положил древнее тибетское поклонение духам предков и женским божествам, добавил эффектных мистических приёмов, облачил своих последователей в красные плащи, основал монастырь, занялся переводом на тибетский язык религиозной литературы и женился на принцессе. Он построил стройную и оптимистичную концепцию, согласно которой его приверженцы могли достичь многого при жизни, после смерти и в последующих реинкарнациях. Ему удалось не только заинтересовать народ, но и привлечь адептов религии бон. Таким образом, ценпо Тисонг Децэн приобрел в Тибете настоящую власть, подкрепленную религиозными верованиями.

Аристократы и жрецы религии бон поначалу не очень беспокоились, считая, что догматы буддистов недостаточно убедительны по сравнению с их постулатами. Но они недооценили репутацию и широту взглядов гуру Ринпоче.

К примеру, главу оппозиции Машанга, который занимал должность премьер-министра, буддисты заманили в гробницу и замуровали там, оправдав свои действия тем, что они никого не убивали. В то же время устранение предводителя подкосило оппозицию и тибетский вариант буддизма в альянсе с властью ценпо стал могущественной силой в Тибете.

Далай-лама - ставленник монголов

К XIII веку течение тибетского ламаизма разветвилось. Образовались четыре довольно враждебных друг другу ордена: шакья, кагью, ньинма и гелуг. В этот период Тибет уже был вассалом Китая, а Китай был захвачен монгольским ханом Хубилаем, основавшим династию Юань. Монголы проводили политику налаживания сотрудничества с местными властями. Благодаря монголам возвысилась школа Гелуг, из её среды и был выбран религиозный лидер - Далай-лама. Первый Далай-лама получил обозначение III, для эффекта преемственности. Согласно учению, после смерти Далай-лама перевоплощается в ребёнка, которого надо отыскать, а потом воспитать в соответствующем духе, чтобы он мог достойно занять свое место.

Наиболее знаменитые Далай-ламы и их значение для Тибета

Наиболее выдающимся был Далай-лама V - Нгаванг Лобсанг Гьяцо, живший в XVII веке. За огромную работу, проделанную им в течение жизни, его назвали Великий Пятый. Он активно занимался внешней и внутренней политикой, вёл успешные войны, создавал монастыри, систематизировал религиозную литературу, и именно он начал грандиозное строительство знаменитого дворца в Лхасе, пригласив отовсюду мастеров и художников. Личность Далай-ламы V имела такое значение для Тибета, что факт его смерти скрывался 15 лет: во время официальных приемов Великий Пятый не появлялся перед гостями под предлогом того, что он находится в глубокой медитации. Когда же в Лхасу прибывали посольства, их принимал в полумраке комнаты похожий на Далай-ламу монах, лицо которого почти полностью скрывал капюшон.

Следующим, VI, Далай-ламой стал Цан-Ян-Гья-Цо, который меньше всего думал о власти, аскезе и религии, предпочитая носить длинные волосы, наряжаться в голубой шёлковый костюм и предаваться стрельбе из лука вместе с друзьями – молодыми аристократами. Этот юноша был большим любителем женщин, сочинял прекрасные любовные стихи и гордился своим знанием тантры и тибетской сексуальной техники. В одном из своих стихов он писал:

«Я никогда не спал без возлюбленной,

И не пролил при этом ни капли спермы».

Согласно тибетскому учению тантры, удержание спермы способствует мужскому долголетию и свидетельствует о высоком духовном уровне.

Тибетцы были в восторге от своего юного лидера, но монголы и вездесущие иезуиты их восхищения не разделяли. Цан-Ян-Гья-Цо был схвачен и, по-видимому, отравлен по дороге в Китай. Ему было всего 23 года.

Судьба Далай-лам и Тибета

В XX веке в Китае обрушилась императорская династия Цинь. Воспользовавшись британским присутствием в регионе, Непал и Бутан сумели отделиться и получить независимость, но судьба Тибета сложилась иначе.

В конце 1950 года в Тибет вторглась китайская армия. Власти Лхасы не сумели организовать ни военное, ни политическое сопротивление. Началось затяжное противостояние тибетской теократии и китайского режима. В ночь на 17 марта 1959 года Далай-лама XIV бежал в Индию. Спустя два дня народ Тибета поднял восстание против китайцев, но оно было потоплено в крови. Ко всему прочему китайцы вырубили леса, тем самым подорвав основу тибетского хозяйства.

Из Тибета бежали десятки тысяч людей, большинство – в Непал и Северную Индию.

Современный ламаизм: традиции и новшества

В настоящее время ламаизм фактически объединился с тибетской религией бон. Внутреннее убранство монастырей не имеет никаких различий: и в буддистских, и в бонских монастырях выставлены портреты лам и фигурки торма, символизирующие кровавые жертвоприношения (реформированная бонская традиция), скульптуры дакини и великого гуру Падмасамбхавы.

Тибетский ламаизм – и в наше время почитаемая религия, особенно у народа шерпа. Среди молодёжи считается очень престижным пройти обучение в монастыре. В одежде лам можно увидеть даже 7-8 летних детей. Стоимость учебы довольно высока, но родители охотно идут на эти расходы, поскольку «свой» лама улучшает карму семьи.

Молодые послушники-ламы ведут довольно строгий образ жизни. Они несколько раз в сутки читают молитвы в общем зале, медитируют, изучают традиционную медицину, приёмы энергетического воздействия, ряд общеобразовательных предметов, а также обязаны трудиться на благо общества. После землетрясения весной 2015 года тибетские ламы работали на разборе завалов наравне с армией. Они восстанавливали дороги, развозили мешки риса и палатки по разрушенным деревням, оказывали медицинскую помощь, утешали тех, кто потерял родных.

Современные молодые ламы – весёлые и общительные люди, хорошо говорящие по-английски и имеющие аккаунт в "Фейсбуке".

В нынешней форме герб Боливии принят в 1963 году. Перед этим гербы этой страны неоднократно изменялись с 1825 года – даты провозглашения независимости этой страны.

Описание герба

Герб имеет вид овала (щит итальянской формы), который окружен флагом этой страны, мушкетами, ветками лавра, а также кондором, проживающим в Андах. На границе овала имеется десять звезд, а также название страны, написанное красными буквами. Звезды означают девять современных провинций страны, а также историческую провинцию Антофагаста, которая принадлежит в настоящее время Чили. Граница щита – это лента, делимая на две части. Верхняя часть этой ленты имеет цвет в золотистой гамме.

В центре овала находится изображение горы Потоси, альпака, дерево и сноп пшеницы. Эти знаки обозначают природные богатства Боливии. За овалом находятся ружья. Они означают борьбу за суверенитет. На гербе также виден топор, фригийский колпак. Это – символы воли. Ветки лавра – это знак мира, кондор – знак готовности защищать страну.

На щите изображен пейзаж: голубое, ясно-синее небо, сияющее солнце, горы, у подножия которых находится домик. Этот пейзаж – олицетворение погодных условий страны, горнодобывающей отрасли экономики.

Некоторые интересные символы герба

  • Лама. Она изображена пасущейся на траве. Это – представитель животного мира страны. Кроме того, лама – главнейший объект животноводства.
  • Сноп пшеницы. Это – символ сельскохозяйственной отрасли, так как страна славится огромными и щедрыми полями пшеницы.
  • Дерево. Это не просто дерево, а символ произрастающих в Боливии ценных растений. Так, страна славится на весь мир добычей коры хинного дерева, гевеи.
  • Фригийская шапка. В этом регионе такая шапка – распространенный символ свободы.
  • Оливковая ветка. Это также неотъемлемый символ герба. Хотя интересно, что в последнее время на вполне официальном уровне идут дебаты на счет того, менять ли эту ветку на ветку с листьями коки. Ведь это растение также является важной статьей боливийского экспорта.

История герба Боливии

Первый герб был принят в 1825 году, когда страна провозгласила независимость от Испании. Уже через год был утвержден новый герб страны, который практически не отличался от теперешнего. На протяжении 1836 – 1839-х гг. существовал герб Конфедерации Боливии и Перу. В центре этого герба было изображение моря. С 1888 года изображение герба практически не менялось.