Полезно знать - Автомобильный портал

Дидактические игры в логопедической работе с дошкольниками. Дидактические игры в индивидуальной работе логопеда с дошкольниками картотека по логопедии на тему. Дидактическая игра «День рождения»

Предлагаем некоторые дидактические игры, которые можно использовать в работе логопедам на индивидуальных занятиях, а также для закрепления воспитателям и родителям.

Дидактическая игра «Речевой кубик»

На каждой стороне куба расположена группа картинок - наклеек, в названиях которых находится автоматизируемый звук. На одной стороне звуки С,З,Ц, на другой Ш,Ж,Ч на третьей- Л,ЛЬ, далее- звуки Р,РЬ, и две стороны на дифференциацию звуков С -Ш, З-Ж, и Р -Л, РЬ-ЛЬ. Ребёнок рассматривает картинки и проговаривает слова. Задачу можно изменить в зависимости от этапа работы над звуком. Например: Составь предложение с данным предметом и проговори его, чётко выделяя звуки.

Дидактическая игра «Логопедическая гармошка»

Игра выполнена из цветного картона, на каждом сгибе «гармошки» наклеены картинки на автоматизируемый звук. Картинки можно вырезать из не нужных книг и журналов. Ребёнок переворачивает грани гармошки и называет картинку на автоматизируемый звук.



Дидактическая игра «Назови игрушку»

Игрушки небольшого размера подобраны и помещены в коробки по группам: свистящие звуки, шипящие звуки, звуки Л, Ль, звуки Р, Рь. Предназначены для автоматизации звуков в словах, предложениях, рассказах - описаниях игрушек.

Дидактическая игра «Кубик на кубик»

Игра выполнена из картона и цветной бумаги в виде кубика и квадратов с картинками. Детям предлагается разложить картинки по количеству частей в слове. Вверху слово из одного слога, ниже два слова из двух слогов, ниже три слова из трёх, и в самом низу четыре карточки с картинками из четырёх слогов. Можно отрабатывать автоматизацию в словах.

Дидактическая игра: «Кто где живет?»

Цель: углубить и расширить знания детей о животных, об их жилищах;

научиться различать понятия «домашние» и «дикие» животные;

развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: изображение лисы, волка, медведя, зайца, белки, собаки; дома - норы, логова, будки, дупла, берлоги, корни деревьев.

Вариант 1. У каждого ребенка на столе лист бумаги, на котором нужно разместить животных. Логопед читает загадки, а дети разгадывают и подбирают рисунок-отгадку (свободное расположение на листе).

Лает, кусает,

И в дом не пускает. (Собака)

Затаился он, умолк.

Грозный зверь конечно, ... (Волк)

Кто летом гуляет,

А зимой отдыхает. (Медведь)

Зверек маленький,

Зимой беленький,

Летом серенький. (Заяц)

Я рыжая, низкого роста,

Хитрая я и длиннохвостая. (Лиса)

Дети размещают на листе изображения домов. Карандашами разного цвета проводят «дорожки» от зверя к его дому (рассказать, дорожкой какого цвета можно дойти до дома животных).

Вариант 2. На демонстрационном панно на доске дети закрепляют рисунки животных рядом с их домами, отвечают на вопрос в соответствии с темой «Кто, где живет?» (правильное согласование слов в предложении). Рассказывают, каких животных считают дикими, а каких животных домашними.

Дидактическая игра «День рождения»

(для развития грамматического строя речи)

Цель: научить детей использовать в речи простые распространенные предложения с приложением в дательном или родительном падеже. научить правильно строить предложения;

развивать умение логически мыслить, выражать связно свои мысли, наблюдательность, развивать мелкую моторику рук детей.

Оборудование: фланелеграф, рисунки с изображением животных (еж, лось, белка, заяц, медведь, лиса) и лакомства (грибы, яблоко, сено, мед, капуста, морковь, орехи, рыба).

Логопед: Сегодня у ежа день рождения. Он пригласил к себе в гости лесных зверей и хочет угостить их (на фланелеграф прикреплены рисунки). Догадайтесь, кому он приготовил сено, капусту, морковь, грибы, яблоко (еж и себя не забыл!). Для кого еж приготовил мед, орехи, рыбу?

Дидактическая игра «С какого дерева плоды?»

Цель: научить различать понятия «дикорастущие» и «садовые» деревья;

расширять знания воспитанников о природе, воспитывать бережное отношение к ней;

развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук детей.

Оборудование: лото с изображением дикорастущих и садовых деревьев, листьев, плодов.

Кто на зиму раздевается,

А на лето одевается? (Дерево)

Вот и лес, дубы большие,

И березки белоликие,

Рябина, ясень, клен.

Встречайте, люди, нас,

Мы приехали для Вас!

Дети собирают карточки с изображением деревьев, называя логопеду, рассказывают, где растут эти деревья.

Мои листья замысловатые,

И не похожи на кружочки.

Мои листья, как ладони,

Растопырили пять пальцев. (Листья каштана)

Дети рассматривают изображения листьев других деревьев. Логопед обращает внимание детей на «листочки» елки.

Загадки о деревьях и плодах

На «я» начинается,

На «я» кончается,

В саду растет,

Вкусные плоды дает. (Яблоня)

У меня платье зелененькое,

И гибкие, нежные веточки,

Белая кора, тоненькая...

Как зовут меня, ребята (Береза)

Живет себе один отец и тысячи сыновей имеет,

Всем сыновьям шапки раздает. (Дуб и желуди)

Дети работают с карточками (на карточках изображено дерево, с бумажным карманом), детям выдают маленькие карточки с изображением плодов различных деревьев, объясняют, что нужно собрать в карманы плоды соответственно каждому дереву. Далее каждый ребенок выходит к доске, размещает свою картинку и рассказывает о своем дереве.

Дидактическая игра «Смотри-не ошибись»

Цель: обогащать словарный запас, стимулировать речевую уверенность, активность;

развивать умение наблюдать, логически мыслить, анализировать ситуацию, развивать зрительную память и внимание, мелкую моторику рук детей.

Оборудование: ситуационные рисунки, где отсутствует предмет. (Мальчик рубит дрова, а топора нет.

Девочка рисует в альбоме, а карандаша нет.

Дети слепили снеговика, а носа-морковки нет.

Дети играют в футбол, а мяча нет.)

Предметные рисунки: топор, карандаш, морковь.

Найти ошибки, которые сделал художник. (Курица гуляет с утятами.

На дереве растут арбузы.

Стоит автомобиль, а вместо шин - цветные шарики.)

Комплекс логопедических игр, предложенных в данной статье, направлен на развитие у детей фонематического восприятия; фонематического, слогового, звукобуквенного анализа и синтеза.

Для предложенного комплекса игр вам необходимо заранее подготовиться: на плотный цветной картон размером 30 х 30 см наклейте цветок с желтой серединкой диаметром 10 см и семью разноцветными лепестками. Отдельно в пакетах из плотного полиэтилена размером 15 х 15 см положите игровой материал (картинки, вырезанные в соответствии с размером и формой лепестков), на отдельном листочке напишите название и цель игры.

ИГРА «Сколько? Сосчитай!»

Цель: развитие слогового анализа и синтеза.

Вначале в центр цветка кладется полоска картона, разделенная на три квадрата, один из которых заштрихован (один слог в слове). Дети отбирают картинки с изображением предметов, в названии которых один слог, и выкладывают их на лепестки. Аналогично обыгрываются полоски с двумя и тремя заштрихованными квадратами (два и три слога).

ИГРА «Буква – звук»

Цели: закрепление понятий буква, звук; определение наличия данного звука, независимо от его позиции в слове.

В центр цветка кладется буква. Дети находят картинки с изображением предметов, в названии которых есть соответствующий звук, и выкладывают их на лепестки. Звук может занимать в слове любую позицию.

ИГРА «Какой звук?»

Цели: определение первого звука в слове; закрепление понятий гласный, согласный твердый, согласный

мягкий звуки.

В центр цветка помещается карточка с изображением мальчика в зеленой рубашке (согласный мягкий звук). Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, название которых начинается с мягкого согласного звука, обосновывая свое решение. Аналогично обыгрываются картинки, на которых изображена девочка в красном платье (гласный звук) и мальчик в синей рубашке (согласный твердый звук).

Игры на развитие лексико-грамматических категорий

ИГРА «Лето – зима»

Цель: обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.

В центр цветка кладется карточка с изображением солнца (лето) или снежинки (зима). Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов или природных явлений, относящихся к данному времени года, объясняя свое решение. (Я поставил на лепесток изображение стога сена, потому что сено заготавливают летом.)

ИГРА «Он, она, оно, они»

Цель: соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он,

она, оно, они.

В центр цветка по очереди кладутся карточки с изображением девочки - она, мальчика - он, мальчика и девочки - они, солнца - оно. Дети должны выложить на лепестки картинки, про которые можно сказать - она, он, оно или они.

ИГРА «Летит, плывет, ползет»

Цель: активизация предметного, глагольного словаря В центр цветка по очереди кладутся карточки с изображением неба (летает), земли (ползает), воды (плавает). Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, зверей, птиц, насекомых, которые совершают данное действие, обосновывая принятое решение. (Я положил на лепесток картинку со стрекозой, потому что она летает.)

ИГРА «Карлик – великан»

Цель: обучение употреблению слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.

В центр цветка кладется карточка с изображением карлика или великана. Дети выкладывают картинки с изображением различных предметов и называют их ласково (если в центре находится карлик) или называют слово, прибавив к нему суффикс -ищ (если в центре - великан).

ИГРА «Что делает?»

Цели: обучение использованию в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.

В центр цветка кладется карточка с написанным вопросом «Что делает?». Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением действий и говорят, что нарисовано. (Сорока варит вкусную кашу.)

ИГРА «Приготовим сок»

Цель: формирование навыков образования относительных прилагательных.

В центр цветка кладется карточка с нарисованным стаканом. На лепестки по очереди выкладываются картинки с изображением ягод, фруктов, овощей. Дети говорят, какой сок они приготовили. (На картинке вишня. Сок называется - вишневый.)

ИГРА «Сколько?»

Цель: упражнение в согласовании существительного и числительного.

В центр цветка ставится изображение цифры 1 (3, 5). На лепестки выкладываются картинки с изображением различных предметов. Дети называют, каким будет количество предметов в зависимости от поставленной цифры. (Одно дерево, один мяч, одни очки.)

ИГРА «Какой?»

Цель: обучение подбору к предмету нескольких признаков. В центр цветка кладется карточка с написанным вопросом «Какой»?. Дети выкладывают на лепесток картинку с изображением любого предмета и описывают его, используя несколько слов-определений. (Мяч резиновый, круглый, разноцветный, большой.)

ИГРА «Чей хвост?»

Цель: формирование практических навыков образова ния притяжательных прилагательных.

На лепестки по очереди выкладываются карточки с изображением хвостов разных животных. Дети определяют и называют, чей это хвост, находят это животное. Аналогично выкладываются карточки с ушами, ногами, мордами, шерстью, перьями и т.д.

Дидактические игры на логопедических занятиях в школе.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры , используемые на логопедических занятиях, разделены соответственно на четыре группы:

Фонетические,

Графические,

Грамматические,

Игры, развивающие связную устную речь.

Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

Установление изучаемого звука в словах («Чей голосок»), определение места звука («Где спрятался звук?»).Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции:

ра ма, ра на, по ра, ко ра.

Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

Игра «Живые буквы».

Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной).Составление слогам по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых - в начале слова, кот, пот - в конце. Далее проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием «слово». Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова даются разные задания. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая… (лиса).Обобщение понятия: какое слово лишние и почему? (лето, осень, неделя).Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-…).Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-…).Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:а - а - а - о - о - о - о - арак - ра - ма - мо - ло - ко - о - са Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную).

Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница.

Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора.

Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

Игра «Кто быстрее, кто больше?».

Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

Игра «Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?».

Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам). Подбор синонимов, антонимов, анонимов.Труд, работа;День-ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.Лисичка гриб, лисичка животное.

Игра «Сложи словечко».

Какие два слова спрятались в одном? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет).

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей группы, воспитатель может выбрать необходимые для урока упражнение. Такие как: «На что похожа буква», «Учимся, играя», «Занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы и так далее)», «Словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов)».Чтобы дети лучше запоминали букву можно предложить им по фантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж(жук) получается из к, ф - из р, т - из г). Дети дописывают недостающие элементы букв, играя в «Поставь буквы правильно».