Полезно знать - Автомобильный портал

Почему достоевский считал эпилог главной частью романа. В чем смысл эпилога романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»? "Преступление и наказание"

На уроке-практикуме можно обсудить с учащимися ключевые проблемы эпилога романа.

Примерный план анализа эпизода

Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое

Эпизод как часть произведения, звено в общей цепи событий

1. Сюжет эпизода

1. Место эпизода в сюжете и композиции произведения

2. Речевой строй эпизода

2. Герои эпизода в системе образов произведения
Диалог Повествование Описание
основной конфликт события и их динамика что и как описано (портрет, пейзаж, интерьер)
речевые характеристики герои, их поступки чьими глазами дано описание
авторские ремарки взаимосвязь героев и событий; причинно-следственные связи способы описания состояния
подтекст пространственно-временные связи роль художественных деталей

3. Функция эпизода: характерологическая, психологическая, оценочная

3. Отражение в эпизоде особенностей жанра, творческого метода, литературного направления

4. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде

4. Связь проблемы эпизода с общей проблематикой произведения

5. Эмоциональный пафос эпизода

5. Конфликт эпизода в связи со спецификой конфликта всего произведения

6. Мастерство писателя, особенности писательского стиля

6. Развитие в эпизоде темы и идеи произведения. Выражение позиции автора, его идейно-эстетических взглядов

Место эпизода в контексте творчества писателя

Место эпизода в русской и мировой литературе и культуре

Для обсуждения ключевых проблем эпилога классу предлагается система вопросов.

Основные вопросы урока

1. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?

2. В чем выражалась его болезнь?

3. Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее?

4. Как складываются его отношения с окружающими?

5. Почему он отделен от мира, кто в этом виноват?

6. Что для него страшнее каторги?

7. Почему он не раскаялся в своем преступлении?

8. Почему каторжники полюбили Соню?

9. Какую роль в возрождении Раскольникова сыграли болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни?

10. Что помогло возродиться Раскольникову?

11. Как Раскольников помог Соне?

Итог урока. Роль эпилога очень важна в романе, так как это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории. Это воплощение Достоевским библейской темы смирения - «Смирись, гордый человек!». Это воплощение главной идеи романа - только любовь к ближнему способна победить зло.

Уроки 137-138. «Общий дух романа... - это тайна автора »

Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание». Полифонизм романа. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“». Подготовка к домашнему сочинению.

На сдвоенном уроке целесообразно организовать семинарское занятие, на котором будут рассмотрены следующие проблемы:

1. Споры вокруг романа «Преступление и наказание».

2. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“».

3. Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».

4. Полифонизм романа.

Для подготовки к семинару учащимся в качестве опережающего домашнего задания предлагаются блоки вопросов.

Споры вокруг романа «Преступление и наказание»

Почему разгорелись споры вокруг романа «Преступление и наказание»?

Как повлияло время написания романа на такое отношение к нему?

Какие точки зрения высказывались, как в них оценивался роман?

Что не устраивало в героях романа и его проблемах революционных демократов, что не нравилось сторонникам либеральных взглядов?

Какие позиции ближе всего вам?

Выводы. Роман «Преступление и наказание» появился в печати в 1866 г. Это был год выстрела Д. Каракозова в Александра II. Следствием террора стало ужесточение правительственной политики, начались аресты, преследования писателей и журналов, усилились цензурные требования. В частности, в 1866 г. были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово». Главным в России этого периода был вопрос о возможных путях развития, каждый предлагал свой: и западники, и славянофилы, и либералы, и революционные демократы, и многие другие. В основе всех направлений лежали идеи, людьми двигали идеи, поэтому Достоевский и поднимает вопрос об идее, подчинившей себе человека.

Роман и его герои оценивались по-разному. Сторонники революционных преобразований отказывались от Раскольникова. Д. И. Писарев в статье «Борьба за жизнь», рассматривая героя с материалистических позиций, писал: «Теория Раскольникова не имеет ничего общего с теми идеями, из которых складывается миросозерцание современно развитых людей». Противники нигилистических взглядов, например Н. Н. Страхов, видят в Раскольникове страдающего человека. В. В. Розанов оценивает роман и героев с философско-религиозных позиций.

Споры вокруг романа «Преступление и наказание», продолжающиеся до сих пор, свидетельствуют о его сложности и неоднозначности.

2. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“».

Как вы понимаете слова Н. Н. Страхова: «Это не смех над молодым поколением, не укоры и обвинения, это - плач над ним»?

Почему так часто в статье встречается слово «несчастный», в чем, по мнению Страхова, заключается несчастье Раскольникова? Прокомментируйте такие слова: «Несчастный убийца-теоретик, этот честный убийца... выходит тысячекратно несчастнее простых убийц».

Называя идейного преступника нигилистом, тем самым связывая его с тургеневским Базаровым, автор видит различия этих двух героев. В чем оно?

Как оценивается в статье гуманизм Достоевского? Прокомментируйте фразу из статьи: «...представил нам человека в самом убийце, как умел отыскать людей и во всех блудницах, пьяницах и других жалких лицах».

Подтвердите фактами из романа правильность утверждения Страхова: «Показать, как в душе человека борется жизнь и теория, показать эту схватку на том случае, где она доходит до высшей степени силы, и показать, что победа осталась за жизнью, - такова была задача романа».

Как показано противостояние человека, исполненного жажды жизни, и среды, «в которой все помутилось»?

Какую роль в поступках героя играет теория? Как связывается она с убийством?

Что такое «взгляды просвещенного деспотизма»?

Как в статье трактуется идея «горя от ума»?

Почему Страхов называет Раскольникова «истинно русским человеком», говоря о его преступлении?

Выводы. Критик Страхов в романе «Преступление и наказание» отмечает сострадание автора своему герою, так как тот несчастен. «Я себя убил» - приводятся в статье слова Раскольникова. Сам убийца, по мнению автора статьи, страдает от содеянного. Гуманизм Достоевского в том, что он видит человека в преступнике и глубоко переживает за него. В статье обвиняется среда, способствующая рождению безумной теории, которая затем подталкивает к убийству, и люди, разрешающие себе все средства, считая своей целью благо человечества. Страхов так определил основную тему романа «Преступление и наказание»: «Глубочайшее извращение нравственного понимания и затем возвращение души к истинно человеческим чувствам и понятиям».

Эпилог произведения «Преступление и наказание» раскрывает события, произошедшие после суда и приговора. Автор романа описывает преступника, которое меняется на протяжении всего повествования. Делается особый упор на постепенное изменение отношений между Раскольниковым и Духовное вырождение или духовное возрождение - что ждёт преступника в заключении?

Раскольников в остроге

На суде были приняты во внимание обстоятельства, смягчающие вину Раскольникова. Такими обстоятельствами послужили и и некоторые эпизоды из его прошлого, которые свидетельствовали о том, что он не является закоренелым злодеем.

Например, во время учёбы он тратил последние деньги на уход за сокурсником, болевшим чахоткой. Впоследствии свои заботы он перенёс на отца погибшего товарища и даже похоронил его на свои средства.

Рискуя жизнью, спас при пожаре малолетних детей и получил при этом сильные ожоги. Суд не усмотрел корысти в его преступлении, потому что он не воспользовался похищенными у старухи деньгами. Сразу после преступления, чтобы отвязаться от страшных мыслей, он спрятал их под камень, даже не поинтересовавшись, сколько денег было в кошельке убитой процентщицы.

Учитывая все эти обстоятельства, суд посчитал, что на момент совершения преступления подсудимый находился в состоянии временного помешательства. Он получил приговор - 8 лет каторжных работ.

Внутреннее состояние героя

Проведя в заключениии уже почти полтора года, он находился в состоянии беспросветной апатии и равнодушия ко всему, что его окружало.

Его равнодушие распространялось и на него самого. Ему было безразлично, что он ест, что пьёт, он не проявлял никакого интереса к товарищам по несчастью, даже сторонился их.

Целиком отдавая себе отчёт в том, что с ним произошло, он больше не видел в жизни никаких надежд и перспектив на будущее. Поэтому к собственному положению относился без эмоций, наблюдая за собой со стороны, как за кем-то посторонним.

За это время в Петербурге умерла мать Раскольникова, так и не узнав, что случилось с её сыном на самом деле. Предчувствуя что-то неладное, она постоянно ждала вестей от сына, но её уверяли, что он надолго отправился за границу.

Сестра вышла замуж за Разумихина, который впоследствии планировал переселиться поближе к месту, где отбывал наказание Раскольников.

Унаследовав после смерти Свидригайлова его деньги, последовала за любимым человеком. Она поселилась в городе, где располагался острог для заключённых, и стала навещать Раскольникова.

Соня и Раскольников

Сначала он, не желая питать больше никаких иллюзий относительно своего положения, холодно и даже высокомерно относился к визитам Сони. Они его раздражали и казались ненужными и назойливыми.

Но когда Соня по каким-то причинам не могла навестить его, Раскольников начинал чувствовать пустоту и смутную тоску. Анализ эпилога «Преступления и наказания» хорошо показывает изменение отношения Раскольникова к Сонечке.

Из-за состояния отрешённости, в котором пребывал Раскольников в остроге, многое проходило мимо его внимания. Со временем же он отчётливо понял, что каторжники, одним из которых являлся и он сам, совсем не считают его за «своего».

Заключённые, напротив, сторонились его, боялись, называли безбожником. В итоге их отношение к нему вылилось в неосознанную ненависть, что едва не закончилось гибелью Раскольникова.

Каторжники и Соня

Соню же заключённые любили, сами не вполне отдавая себе отчёт, за что именно. Им нравилось в ней всё, начиная от ласковой улыбки и заканчивая маленьким ростиком и худеньким телосложением.

Между тем Соня не могла сделать для них ничего особенно ценного, не имела возможности помочь им деньгами или продуктами. Но каторжники любили её за что - то совершенно другое, за то, что в их положении ценилось больше, чем еда и одежда.

Соня в каторжниках не видела парий общества, отверженных и погибших для мира. В каждом из них она видела человека - Божье создание, достойное любви, сострадания и понимания. Она для многих из них стала близким человеком.

Родственники и жёны заключённых оставляли у нее посылки для передачи своим мужьям и братьям. Тем узникам, которые не владели грамотой, Соня помогала писать письма домой. Анализ эпилога «Преступления и наказания» дает нам возможность увидеть в маленьком и худеньком создании добрую, отзывчивую душу.

Понимание тяжести и бессмысленности совершённого преступления, раскаяние в собственной гордыне и «наполеоновских» амбициях принесло бы ему утешение.

Он страстно желал этого покаяния, потому что тогда бы все его мучения в остроге имели бы смысл. Ему хотелось прийти к пониманию того, что он совершил страшный поступок, переступил через все духовные и нравственные запреты и понёс за это заслуженное наказание.

Но, увы, это понимание не приходило к нему и делало невыносимым существование. Единственное, о чём он сожалел и в чём упрекал себя, так это в том, что он не смог вынести груза вины за преступление и пришёл к следователю с повинной.

Переломный момент

Постоянное нервное напряжение постепенно провоцировало у него развитие психического заболевания. Однажды он в болезненном бреду увидел сон, который напугал его и что-то сдвинул в сознании.

В том сне люди, считавшие себя носителями сходили с ума и погибали. Выживали лишь немногие, те, кто не заразился этим страшным вирусом. Мир катился в пропасть, и не было спасения никому.

Роль эпилога «Преступление и наказание» трудно переоценить после описания такого аллегорического сна, в котором мир раскалывается на грешников и праведников.

Выздоровев и вернувшись к работе, Раскольников узнаёт, что теперь больна Соня, и это вызвало в нём беспокойство и панику. Он начинает смутно осознавать, что Соня - это та невидимая нить, которая ещё связывает его погрузившийся во мрак мир с человеческим началом. Он понимает, что, потеряв её, окончательно и навсегда потеряет и загубит себя.

Они встречаются после болезни Сони, и тогда Раскольников впервые сам берёт её руку в свою и не может отпустить. Непонятный порыв заставляет его в слезах броситься перед Соней на колени.

Соня, испугавшись такого проявления чувств, в первое мгновение была ошарашена. Но почти сразу к ней пришло счастливое осознание того, что Раскольников её бесконечно любит.

Анализ эпилога «Преступление и наказание» заставляет поверить, что теперь судьбы этих людей сплетены в одну. А впереди их ждёт трудный, но радостный путь к воскрешению в новой жизни.

Истоки преступления

Теория в «Преступлении и наказании» высказана Раскольниковым посредством статьи, которую он написал под влиянием окружающей его среды.

Являясь по сути своей настоящим гуманистом, чувствительным к любой несправедливости, он тяжело переживает по поводу всего того, чему является свидетелем.

Крайняя бедность, жалкая мрачная каморка, в которой он чувствует себя похороненным заживо, отсутствие дружеской поддержки и работы, которая бы как-то поддерживала его существование. Всё это постепенно погружает его в тёмный мир собственных иллюзий и представлений.

Петербург со своей духотой, пылью и вонью душит его как мешок, накинутый на голову. На улицах города он сталкивается с социальным «дном» общества: нищие, пьяницы, психически нездоровые люди, задавленные нищетой родители, несчастные обездоленные дети.

Мысль о несправедливом мироустройстве не даёт ему покоя, сводит с ума, порождает в душе отчаяние и непонимание. Глубочайшая грань, которая пролегает между бедными и богатыми, настолько непреодолима, что Раскольников не может смириться с этими ужасными реалиями. Он готов помочь всему человечеству перестать страдать даже ценой собственного благополучия.

Теория в «Преступлении и наказании» из уст героя

Поневоле находясь в эпицентре человеческих страданий, всей душой сочувствуя угнетаемым и обездоленным, он приходит к концепции, пугающей своей сутью, идеей.

В своей статье он развивает мысль о двух противоположных типах людей. Раскольников делит их на «обыкновенных» и на тех, кто не побоится сказать «новое слово» в сложившемся социальном миропорядке.

Идея его основана на «наполеоновском» комплексе и гласит, что великие люди, гениальные одиночки стоят выше людского суда и людских законов. Ради благой цели человек не должен ограничивать себя в средствах её достижения. Подняв себя над человеческой моралью, он выдвигает безумное утверждение. Суть его в том, что даже преступление не считается таковым, если направлено на достижение высшей цели.

Причислив себя к разряду «необыкновенных» людей и находясь под влиянием своей идеи, он задумывает убийство старой процентщицы. Жизнь жадной старухи не имеет в его глазах никакой ценности, зато на её деньги он планирует совершить много хорошего для всех нуждающихся. Мысль вытащить из трясины нищеты свою семью подогревает его решение.

Жизнь после преступления

После совершения убийства старухи и её сестры, признавая все свои действия правильными, преступник обнаруживает, что больше не способен жить жизнью обычного человека. Преодолев ту грань, которая отделяет добро от зла, он обрекает себя на нестерпимые моральные страдания. К нему приходит понимание того, что, совершив насилие, он автоматически причислил себя к той же категории общества, которую так ненавидел. Он сам стал тем, кто может безнаказанно причинять зло более слабым и беззащитным. Анализ эпилога "Преступления и наказания" заставляет понять, как низко пал тот, кто мечтал взлететь так высоко.

Перейдя запретную грань, он мучительно сознаёт, что сломал себя как личность. Раскольников начинает понимать, что насилие, совершённое им в отношении двух сестёр, в первую очередь он совершил над своей внутренней природой и нравственностью.

Именно это - нравственное самоубийство и невозможность включиться в привычную жизнь - сводит его с ума. Он не может избавиться от ощущения совершенной изолированности от «обыкновенного» мира людей. Преступление и наказание - проблемы, которые не оставляют его в покое ни днём, ни ночью.

Он понимает, что, убив старуху, он не решил никаких мировых проблем. Не раскаиваясь в совершённом, он просто терзается осознанием бессмысленности преступления. Ведь получилось так, что если он как-то и изменил мир, то только свой собственный.

Он сам своими руками развернул свой мир от света в сторону кромешной тьмы, в которой ему теперь придётся жить. Не освободив от оков нищеты и отчаяния ни одного человека, он в то же время ввергнул себя в самое сердце тьмы. Заложник собственной идеи, он превратился в живого мертвеца.

«Преступление и наказание» - история о том, как легко можно потерять свою душу, и ценой какого великого подвига человек снова способен обрести себя.

Анализ эпилога: Преступление и наказание

Эпилог может многое прояснить и в самой личности писателя. Достоевскому идея создания «психологического романа» пришла в то время, когда он сам отбывал каторгу и находился под воздействием христианской концепции о том, что только любовь и всепрощение спасут мир. Преступление и наказание - проблемы общества.

Что же хотел вложить в эпилог романа «Преступление и наказание» автор? Почему происходит возрождение Раскольникова к новой жизни? Что даёт этому толчок? Только ли страшный сон про поразивший людей вирус безумия, который толкнул его упасть в колени Сони?

Нет, перерождение героя началось с самого начала романа. Оно рождалось и в те 13 дней, что он грезил убийством, и в те полтора года, которые он провёл в душевных метаниях в остроге. Всё это время душа Раскольникова, как заблудший ребёнок, металась в поисках выхода из лабиринта чёрных, удушающих мыслей и идей.

А потом был следующий толчок - смерть матери. А затем страшная по своей сути и противоестественная для сторонников христианства сцена в церкви. Церковь - святое место, где по определению нельзя поднять руку даже на закоренелого убийцу. Но ведь именно в церкви «собратья - каторжане» готовы были убить Раскольникова, сами не отдавая себе отчёт в том, что такого плохого сделал им этот человек.

Столкнувшись со смертью матери, посмотрев в лицо собственной смерти и панически страшась смерти неожиданно заболевшей Сони, Родион в душе начинает изменяться.

Анализ эпилога «Преступления и наказания» даёт понять, что процесс перерождения зреет где-то в тайниках его души. Зреет долго и трудно, незаметно для него самого. А потом в одно мгновение совершается прозрение: он, плача, бросается перед Соней на колени. И они молчат.

Они только смотрят друг на друга и понимают, что теперь всё плохое позади. Понимают и читатели, что это не Раскольников сделал Соню сторонницей своей «мечты», а Соня обратила его в свою веру.

Не гордыня и презрение к роду человеческому за счёт самовозвышения, а именно всепрощающая христианская любовь должна в итоге преобразить мир. Анализ эпилога позволяет понять, что человек без сигнального маячка внутри очень легко может свернуть в сторону мрачную, попасть под влияние злых сил.

Маячком же, определяющим, где свет, а где тьма, служит Бог - источник всеобъемлющей и всепрощающей любви.

Достоевский."Преступление и наказание": эпилог

Преступление и наказание - смысл произведения. Никогда не бывает одного без другого. И Достоевский хотел донести до читателей ту мысль, что никто не осудит тебя за твоё преступление суровее и беспощаднее, чем твоя совесть. Даже если ты избежишь наказания от людей, то от наказания совести тебя не скроет ни один самый отдалённый закоулок Вселенной.

Смысл эпилога «Преступление и наказание» заключается в том, что ни один злой поступок не может быть совершён во имя добра. Соня, олицетворяющая христианское смирение, беззаветную и к людям противопоставляется Раскольникову с его идеей о неподсудности «необыкновенной» личности.

Опровергается его теория о том, что великая цель, направленная на благое дело, может быть осуществлена недостойными средствами.

Преступление - это не самое страшное. Самое страшное - наказание. Если выразиться точнее - самонаказание, саморазрушение после того, как человек преступит и законы общества, и законы собственной совести. Человек, преступление и наказание - это три основных ключа романа. Самый главный ключ - именно наказание.

Поэтому в романе лишь первая часть посвящена самому преступлению. Все последующие - это описания наказания, которое ждёт преступника не столько от людей, сколько от суда собственной совести.

Спасает же героя не его идея о разделении людей на «две группы», а любовь Сони, которая «заражает» его своей и в то, что каждый человек достоин божественной любви.

Эпилог романа «Преступление и наказание» говорит о том, что Соня и Раскольников теперь - одно целое и неделимое ядро. И вместе они осилят трудную дорогу к обновлению и к счастью. «Преступление и наказание» - история человека, который потерял себя из-за собственной гордыни и обрёл заново благодаря любви.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» - произведение необычное. В нем нет авторского голоса, который указал бы читателям, в чем его смысл, кто из героев прав, а кто виноват, где искать истину, в которую верит писатель. У каждого героя здесь свой голос, своя «идея», которая ведет его. Из столкновения и развития этих идей и возникает та общая мысль, которую стремится донести до нас писатель.

Основу романа составляет борьба двух контрастирующих идей – христианского добра и любви, главным носителем которой является Сонечка Мармеладова, и идеи индивидуализма, бесчеловечной по своей сути, носителем которой и становится Раскольников. Каждую из этих идей уточняют дополнительные линии, которые связаны с «двойниками» этих двух основных героев. Для христианской идеи – это Дуня и Лизавета, для идеи индивидуализма – Лужин и Свидригайлов.

Сложное переплетение и взаимодействие всех этих линий происходит в основной части романа, где рассказана история преступления Раскольникова, совершенного под влиянием захватившей его идеи индивидуализма. Наиболее полно она проявилась в его теории, согласно которой все люди делятся на два разряда – «тварей дрожащих», которые должны покоряться тем, кто во имя высоких целей имеет право даже проливать кровь. Нравственные терзания, охватившие Раскольникова после ужасного преступления, подтверждают то, что его «проба» не прошла: он не смог переступить через кровь. Сонечка помогает ему найти опору в вере в Бога, призывает избавиться от мучений, покаявшись перед всеми на площади. И действительно, в конце основной части романа Раскольников приходит в полицию и признается в содеянном.

Казалось бы, история убийства и его раскрытия завершилась. Но главная мысль Достоевского не в этом. Он считал индивидуализм страшной болезнью, которая может привести к катастрофическим последствиям все человечество. Как справиться с ней? Ведь Раскольников, идя с повинной, не отказывается от своей ужасной идеи. Он лишь утверждается в том, что сам он «вошь эстетическая», а отнюдь не «властелин мира». Ничуть не раскаивается в своей «экономической» теории Лужин, а Свидригайлову уже нет пути назад – потому он и кончает жизнь самоубийством. Так что же происходит в эпилоге? Помогает ли он нам понять, как избавить не только Раскольникова, но и все человечество от «моровой язвы» индивидуализма?

Мы знаем, что в натуре Раскольникова есть много хорошего: он по природе свой добр, отзывчив к страданиям других, готов помогать, выручать из беды. Это известно уже из основной части романа (сон о лошади, помощь семье Мармеладовых) и дополняется новыми сведениями в эпилоге (помощь студенту, спасение детей во время пожара). Именно потому деятельная любовь Сонечки, последовавшей за Раскольниковым на каторгу, ее сострадание ко всем несчастным каторжанам, которые сразу полюбили ее, так сильно воздействует на героя. Увидев во сне страшную картину, воплотившую его идеи, когда все, считая себя «право имеющими», начинают убивать друг друга, Раскольников «исцеляется». Теперь он свободен от своей теории и готов возродиться, вернуться к Богу, к людям. Путь Раскольникова пройден: мы понимаем, что дальше он пойдет рука об руку с Соней, неся вместе с ней в мир христианские идеи любви и добра, милосердия и сострадания. Но готов ли писатель предложить этот «рецепт» для всех, пораженных «болезнью» индивидуализма? Пожалуй, и в эпилоге окончательного ответа на этот вопрос нет. Может быть, в этом и заключен его главный смысл: показав историю Раскольникова, писатель предлагает все новым и новым поколениям читателей задуматься над поставленными проблемами и попытаться найти свое решение.

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь; кто ему помогает на тернистом пути к Богу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня у нас заключительный урок по творчеству Ф.М.Достоевского. Его тема:

«Их воскресила любовь…»

(Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе)

(Работаем, как обычно: в тетрадь записываем эпиграфы, важные цитаты, фиксируем интересные мысли. К концу урока готовимся сделать выводы из того, о чем мы с вами сегодня говорили и для работы над какими темами сочинений по роману мы используем этот материал)

Так совпало, что этот урок у нас проходит на Пасхальной неделе, и воскрешение человека в Раскольникове происходит на «второй неделе после Святой».

В эпилоге мы читаем: «Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные весенние дни(…) Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку (…)Вдруг подле него очутилась Соня. (…) Они были одни, их никто не видел.(…) Как это случилось. Он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватила его и как бы бросило к ее ногам. (…)…в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье: она поняла и для нее уже не было сомнения. Что он любит, что он бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…(…) Они оба были бледны и худы; но в этих худых и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Впереди у них еще трудный путь, «новая жизнь не даром же ему достается. Что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…» Но главное для героев случилось. Раскольников достает из-под подушки Евангелие, то самое, Елизаветино, которое принесла ему Соня. Оно полтора года пролежало там, а Раскольников ни разу не открыл.

Цель урока – осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь; кто ему помогает на тернистом пути к Богу.

Урок сложный, проблемы философские. Урок-беседа, урок-размышление. Приглашаю всех присутствующих тоже принять живое участие в нашем уроке.

(Мы все по-разному можем относиться к понятию веры, религии, но мы сегодня на уроке говорим о Достоевском, самом ярком выразителе христианства в литературе, о глубоко верующем человеке. Мы знаем, насколько сложна была жизнь писателя, и от всех отчаянных поступков его спасала религия. Единственная книга, которую было разрешено читать на каторге, - это Евангелие. Христианство оставило глубокий след в русской культуре, литературе. С этим бессмысленно спорить. Оно дало не только письменность, но и словесность. Первые книги – псалтыри. По ним учились не только читать, они прививали нравственные ценности. Через всю русскую литературу осью проходит христианская тема.)

Итак, вернемся к роману.

Почему Федор Михайлович определяет именно такие временнее рамки для эпилога романа?

« Пасха новозаветная высочайший и вместе с тем древнейший христианский праздник – Воскресение Христово. В событиях крестной смерти и воскресения Господа из мертвых заключается основание и средоточие всего христианства. Во всех песнях святой Пасхи повторяется одна радостная преславная песнь о воскресшем Христе и о победе Его над адом и смертью и нашем избавлении чрез Него от греха… В течение семи дней праздника целодневный красный колокольный звон завершает церковное торжество Пасхи» .

« Библейская энциклопедия » (554 – 555 с.).

От какого же греха избавляется Родион Раскольников?

Что же сделал с собою Раскольников, совершив этот грех? (« Что вы это над собой сделали?» - Соня Мармеладова)

Раскольников. Обратите внимание на семантику слова. Как вы думаете, с каким значением связано это слово?

Расколоть – 2. Расчленить, нарушить единство, внеся разногласия в какую-нибудь среду.

Колоть – 1. Касаться чем-нибудь острым, причиняя боль. 2) Ранить или убивать чем-нибудь острым.

(Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)

Дьявол – гр. «раздвоение»;

Грех – гр. «повреждение души».

Из того, о чем мы уже говорили на уроке, и, опираясь на толкование этих слов, какой вывод можно сделать?

(Вспомните, как и чем убивает Раскольников, – обухом, острие направлено против себя.)

Эпиграф:

Путь к свету лежит через тьму. Величие Достоевского было в том, что он показал, как во тьме возгорается свет. Н.А.Бердяев

Подчеркните ключевые слова, объясните свой выбор. Как они связаны с темой нашего урока?

Какой свет возгорается в этом произведении? (Божий)

Об этом и пойдет речь сегодня на нашем уроке.

В каких эпизодах романа появляется свет? Процитируйте.

«Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедших за чтением вечной книги». (4-4)

«…и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг поступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего».

С каким образом романа связано это появление света?

Где же чудо, которое может спасти Раскольникова?

Найдите описание Сонечки (с.111, 2-7; 3-4;)

Какие эпитеты использует автор для создания образа Сонечки? Выпишите на доску. (скромная, глаза ясные, голубые, девочка,ребенок, худенькая, маленькая, прозрачная, кроткие голубые глаза, «юродивая»,болезненная, вечная).

Кроткий – незлобивый, незлобный, безгневный, ангелоподобный, покорный, всепрощающий, безобидный.

Словарь синонимов (с. 162).

Юродивый – 1. Чудаковатый. Помешанный (разг.)

2. Безумец обладающий даром прорицания.

(Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)

«.. приниженное существо до того уж принижено».

«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»

«Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими… Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают… глядят кротко и тихо… Соня, Соня! Тихая Соня!..»

Как же такой слабый человек может спасти другого?

Где мы видим Сонечку сильной? (Чтение про воскрешение Лазаря) с. 199 (4-4) Зачитайте.

В чем же ее сила?

Почему Раскольников идет к Сонечке (он еще не понимает, в чем ее сила), ведь она, по его теории, «тварь дрожащая»? Найдите доказательства своего ответа в тексте.

(1) она « тоже переступила » (а Свидригайлов?);

Значит, они одинаковые?

Докажите примерами из текста.(4-4.5-4)

«Что ж бы я без Бога-то была?»

«Это человек-то вошь!»

«От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!»

«Убивать? Убивать-то право имеете?»

«Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет».

«Страдание принять и искупить себя им».

«А жить-то, жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь?»

Дуня: «К ней, к Соне, к первой пришел он со своею исповедью; в ней искал он человека, когда ему понадобился человек…»

Итак, человека спасает человек. А когда один человек становится спасением для другого?

« Каждая встреча может быть во спасение или нет и тому и другому . Причём встречи бывают разные: поверхностные, глубокие, истинные, ложные, во спасение, не во спасение, но все они начинаются с того, что человек, у которого есть сознание евангельское или просто острое, живое человеческое сознание, должен научиться видеть, что другой существует.

Надо в себе развить способность каждого человека, кого встречаешь, встретить, каждого человека увидеть, каждого человека услышать. А значит, полюбить. Любить – значит перестать в себе самом видеть центр и цель существования . Любить – значит увидеть другого человека и сказать: «Для меня он драгоценнее меня самого… К тому и должны вести все наши встречи…».

Антоний Сурожский. Из книги « О встрече»

Раскольников нашел, к кому можно пойти, кто его встретит, увидит, услышит, полюбит. (Многие герои произносили слова: «…когда пойти некуда» )

Какую вечную книгу, какой эпизод из нее читают герои? Почему воскресение Лазаря? (надежда на чудо собственного нравственного спасения) (4-4)

Эпиграфы:

Единственный суд – моя совесть, то есть сидящий во мне Бог. Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного. Ф.М.Достоевский

Обрести Христа – значит обрести собственную душу. Ф.М.Достоевский

Подчеркните ключевые слова.

Как вы понимаете эти эпиграфы? Свяжите их с произведением.

Обращаясь к Евангелию, Раскольников пытается избавиться от «ужаса», он уже заблудился, но пока не до «самого безнравственного». Вспомните Свидригайлова. В нем не было Бога, да и совести. Что-то, похожее на совесть, стало пробиваться в нем в конце жизни, но было уже поздно. Он заблудился до «самого безнравственного». У Раскольникова еще есть шанс. Почему мы считаем, что Раскольников может спастись?

Что же привело Раскольникова к греху? (Поставил себя над людьми, попытался отнести себя к «избранным»). Он понимает, что это великий грех? Раскольников считает, что его идея верна. И история это подтверждает. Мучается же он от того, что « не вынес своего шага », и поэтому « Я не имел права разрешить себе этот шаг».

Как к нему относятся каторжане? Зачитайте выдержки из текста.

«Его же самого не любили и избегали все», «Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь!»,

А как они относятся к Соне?

«…все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная. Болезная!»

Как вы понимаете слово « болезная »? (Взявшая чужую боль на себя).

В отличие от Раскольникова, который употребляет в основном одно местоимение Я, т.к. видит в себе центр и цель существования, Соня – они, она, ты …. («А с ними-то что будет…»,)

О какой же любви идет речь в романе? Какая это любовь?

Это та любовь, о которой сказано в Библии, в Новом завете:

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Новый Завет. 1 Послание кор. 13.4 – 8,13.

И мы опять возвращаемся к теории Раскольникова. До последних страниц герой верен своим идеям, сложно Сонечке спасти его душу, медленно, очень медленно происходит воскресение Раскольникова.

Какой эпизод романа подтверждает бесчеловечность этой идей, подтачивает убеждения Раскольникова?(СОН) Выразительно прочитайте.

Кто такие или что такое трихины?

Какие мысли у вас возникли?

Послушайте стихотворение поэта 20 века.

О чем это стихотворение?

Какие цитаты из Достоевского в нем использованы?

1917г М. А Волошин

Трихины

«Появились новые трихины…»

Ф.Достоевский

Исполнилось пророчество: трихины

В тела и дух вселяются людей.

И каждый мнит, что нет его правей.

Ремесла, земледелия, машины

Оставлены. Народы, племена

Безумствуют, кричат, идут полками,

Но армии себя терзают сами,

Казнят и жгут: мор, голод и война.

Ваятель душ, воззвавший к жизни племя

Страстных глубин, провидел наше время:

Пророчественною тоской объят,

Ты говорил, томимый нашей жаждой,

Что мир спасется красотой, что каждый

За всех, во всем, пред всеми виноват.

У Гитлера в кабинете на столе стоял портрет Достоевского. Почему? Гитлер не увидел самого главного – к чему приводит такая теория. Чем закончил Гитлер, вы знаете. Гитлер опирался на теорию философа Ницше, разделившего человечество на людей высшей расы (истинные арийцы) и всех остальных. Ницше закончил свою жизнь в сумасшедшем доме, забыв даже свое имя.

Актуально ли то, о чем говорит Достоевский в наше время?

К сожалению, история, как видим, людей не учит. По-прежнему люди, «зараженные трихинами», ставят себя наравне с Богом, считая, что им, «избранным», позволено решать судьбы людей, решать, кому жить, а кому умирать.

Ч.Айтматов: «В сегодняшнем мире… тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечеству и гуманизму».

Любовь, самопожертвование Сонечки спасли Раскольникова, выжгли из его тела трихины. Человека спасает другой человек. Но много проблем в романе так и остаются нерешенными. Хватит ли на всех любви «вечной Сонечки»? Кто спасет погибающий от безумия мир? Всегда ли находит Бог человека и как быть, если человек не находит его? - эти философские вопросы Достоевский оставил решать нам.

Какие выводы мы сделаем из этого урока?

1. Человек неприкосновенен. Он носитель лика Божьего. И каким бы он ни был – это «божья тварь». Никому не дано право распоряжаться жизнью другого человека.

2. Человека спасает другой человек.

3. Это спасение происходит через любовь. Но эта любовь должна быть истинной, терпеливой, жертвенной («не вздохи на скамейке», «не любовь в горизонтальном положении»).

При работе над какими темами сочинений вы можете использовать материал этого урока?

(Темы сочинений предложены учащимся на первом уроке по изучению творчества Ф.М.Достоевского)

  1. «Их воскресила любовь»
  2. Христианские образы и мотивы в художественном мире романа
  3. Теория идеи Раскольникова и ее крах
  4. Образ Петербурга в романе
  5. Автор и герой в романе
  6. Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа
  7. Как развенчивается в романе теория Раскольникова
  8. Социальные и философские истоки теорий Раскольникова
  9. Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика
  10. О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»
  11. «Правда» Сони Мармеладовой
  12. О каком наказании идет речь в романе?
  13. Смысл названия романа «Преступление и наказание»

Использованная литература:

1. Н.В.Егорова. И.В.Золотарева. Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. М., «ВАКО», 2007.

2. Лекция «Поэтика художественного текста». Доцент кафедры культуро-гуманитарного образования ПАПО Граблина Н.В., г. Москва

« Всякий человек друг другу есть ближний : разумный - невежде, молодой и здоровый – старому, здоровый - немощному, сильный - беззаступному, свободный -заключенному в темнице, имеющий дом - странному должен быть».

«Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» (с. 480)

«… взглянуть в этот день на человека, как на лучшую свою драгоценность, - так обнять и прижать его к себе, как наироднейшего своего брата , так ему обрадоваться, как бы своему наилучшему другу , с которым несколько лет не видались и который вдруг неожиданно к нам приехал … День этот есть тот святой день, в который празднуется святое, небесное своё братство всё человечество до единого, не исключив из него ни одного человека». Н.В.Гоголь Из статьи «Светлое Воскресение»

« В истинно христианском браке любовь очищается, возвышается, укрепляется, одухотворяется. В помощь человеческой немощи благодать Божия подаёт силы к постепенному достижению такого идеального союза».

Феофан Затворник


"Преступление и наказание"

Чтение романа Достоевского «Преступление и наказание» - процесс очень напряженный, требующий постоянной работы мысли. По мере развития событий повествование о судьбе студента Родиона Раскольникова обретает философский смысл. Описание мироощущения человека, совершившего преступление, раскрытие глубин его подсознания, переплетение жизненного пути Раскольникова с судьбами других людей - все это заставляет читать книгу на одном дыхании. Однако, после того как Порфирий окончательно «уличает» Раскольникова и тот признается в убийстве, жгучий интерес к роману как-то теряется, и эпилог прочитывается по инерции, второпях. Но если остановиться и вдуматься, понимаешь, что без эпилога роман до конца непознаваем, и даже может быть понят искаженно.

«чистосердечное раскаяние». Его признание, прежде всего, основано на физической невозможности вынести внутреннюю борьбу, на предельном истощении всех сил, а еще «из выгоды, как предлагал этот... Порфирий». Это похоже на новое преступление: Раскольников раскаялся в том, что признался. Пропасть между ним и другими людьми расширилась и сделалась непроходимой: «Его даже стали под конец ненавидеть - почему? Он не знал этого».

разумеется, его статьи и не знавшие его теории о «двух разрядах», - инстинктивно чувствовали, что себя-то он и на каторге относит к «высшему» разряду, а их, в том числе и Соню, к низшему. За это и убить хотели.

Но все изменилось, когда он молча отрекся от своей «проклятой мечты», когда Соня «поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее... Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого...».

Весь роман перенасыщен шумом. Гудящие улицы, скандал на поминках, сумасшедшая Катерина Ивановна в толпе, истошные, оглушительные крики Раскольникова, даже тогда, когда он не говорит, а лишь думает про себя. Кроме того, сны с гулом споров, с резней, с пожаром, набатом. И вдруг на последней странице абсолютно молчаливая сцена: «что-то как бы подхватило» Раскольникова и бросило к ногам Сони. «Они хотели было говорить, но не могли».

Молчаливое коленопреклонение Раскольникова заставляет вспомнить пушкинского «Пророка»: И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый...

«дико» произнес: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». Соотнесение этой фразы с законами раскольниковской «арифметики» может означать, что и Соню, подобно Лизавете или Миколке, можно принести в жертву «всему человечеству». Не так уж трудно воскликнуть «вечная Сонечка!», но намного труднее исключить ее из «низшего» разряда, и вообще отказаться от всяких разрядов. Прежнее коленопреклонение - это символ боли, замутненной «трихнинами». «Не тебе, а всему страданию...» - слова эти произносил язык еще «грешный», «празднословный» и «лукавый». Но в молчаливом финальном коленопреклонении звучит уже совсем другой мотив. «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе,., отвечали ласково».

«Это человек-то вошь!.. Убивать то право имеете?». Она не спорит с ним, не разоблачает его. она просто его не понимает. И это непонимание оказывается сильнее всякой «казуистики».

«облитой солнцем необозримой степи». Ведь в начале романа Раскольников, готовый «переступить черту», думает: неужели и тогда солнце будет светить? Земной мир без солнца для него все-таки немыслим. Но после совершенного убийства солнце, как ни палит, а как будто погасло, как будто все, что потом происходит с Раскольниковым, происходит в тумане, в кромешной тьме. И Порфирий говорит Родиону: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».

«Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью...», - эта заключительная фраза оставляет финал открытым, давая шанс на спасение души как Раскольникову, так и ему подобным.