Полезно знать - Автомобильный портал

«Нужна ли современному читателю классическая литература? Место чтения в XXI веке Что ждет литературу в будущем

Вечная истина, говорящая о том, что человек перестает мыслить, когда перестает читать, по-моему, является актуальной и в наш такой динамичный и неспокойный ХХІ век.

Конечно же, это касается, прежде всего, настоящей классической литературы, проверенной если не веками, то хотя бы десятилетиями. А не широко разрекламированного «чтива», которое и книгой язык не поворачивается назвать.
Нет никаких сомнений относительно того, что нынешний век требует интеллектуально развитых, грамотных людей. Причем, приобретенные ими знания и сведения не должны быть просто набором определенной информации. Ее необходимо осмыслить, проанализировать. Хочется снова обратиться к мудрой мысли, почерпнутой, кстати, из классической литературы. Она гласит, что дабы стать грамотным человеком, нужно прочитать всего несколько книг. Но чтобы их найти, следует прочитать сотни других.

Вывод первый: читать нужно, чтобы уметь мыслить.
Литература – это источник исторических сведений, преподносимых читателю живо и интересно. Благодаря таланту писателя читатель буквально погружается в описываемую эпоху. Тут и бытовые подробности, и одежда, и интерьер, обычаи и традиции. Немного фантазии – и человек оказывается, к примеру, на средневековом рыцарском турнире вместе с благородным Айвенго В. Скотта или на балу девятнадцатого века с героями произведений русских классиков. Конечно, можно сказать, что в современных фильмах и компьютерных играх это можно увидеть своими глазами, не особо напрягаясь. Почувствуйте разницу. Там подается все красиво, но в готовом виде. Книга же заставляет работать воображение человека, перенося его силой слова в конкретную эпоху.

Вывод второй: читать нужно, чтобы больше знать и развивать фантазию, образность мышления.
Литература – это его величество Слово, эстетичное, многоликое и прекрасное. К сожалению, в ХХІ веке словесная деградация очень заметна. Это, с моей точки зрения, напрямую связано с чтением, а вернее с нежеланием читать классические произведения. Язык классики сочен, ярок, насыщен образами, а самое главное – это истинный литературный язык, которым должен владеть каждый культурный человек. При постоянном чтении обогащается словарный запас. Пословицы, поговорки, крылатые выражения, словесные образы насыщают речь, делая ее по-настоящему красивой и богатой.

Вывод третий: читать нужно, чтобы обогащать свою устную и письменную речь.
Рассуждения не просто о пользе, а о необходимости чтения истинной литературы в веке нынешнем можно продолжить. Но даже то, что сказано, доказывает: «Литература в ХХІ столетии необходима!»

  • Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? - -
  • Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? - -
  • В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») - -
  • Созидателен или разрушителен в своей основе характер Натальи? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон») - -
  • Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (по пьесе М. Горького «На дне») - -
  • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? - -

Читатель 21 века может быть очень разным. Нет единого портрета этого человека и его вкусов. Ведь прошли те времена в истории, когда на все село была одна книга, и та – Библия. Сейчас кругом много самой разнообразной литературы. Бери и покупай на каждом лотке, в каждом магазине.

Одни современные читатели любят классическую литературу. Таких мало. Другие обожают детективы и триллеры. Третьи обожают исторические романы. Девочки часто зачитываются романами любовными. Очень популярно сейчас также фэнтези. Среди парней вы найдете много любителей фантастики. И все читатели 21 века любят спорить между собой.

Гений ли Пелевин или его просто «раскрутили»? Стоит ли смотреть «Турецкий гамбит», что сняли по книге Акунина? Или книга лучше? Правда ли, что братья Стругацкие в одном из своих романов предсказали Чернобыльскую катастрофу и появление «зоны отчуждения»? Все эти вопросы жарко обсуждают читатели 21 века, доказывают свои точки зрения с азартом, даже переругиваются.

Читатели 21 века читают и печатные, и электронные книги. Многие читают книги прямо с мониторов компьютеров и с маленьких экранчиков телефонов. Кто не любил читать раньше – тот и в 21 веке не читает книг. А настоящие любители книг никуда не делись и в век Интернета. Читатель 21 века так же жив и бодр, как любитель книг сто лет назад.

Для чего читателю 21 века устное народное творчество?

Люди часто спорят на тему того, нужно ли что-нибудь читать в 21 веке или это уже устарело? Например, стоит ли читать классику? Или устное народное творчество?

Знать устное народное творчество всегда полезно. Это творчество хранит в себе историю и мудрость самого народа. Народные свадебные песни и сейчас украсят любую свадьбу, а народная колыбельная поможет вечером успокоить ребенка. Многие народные баллады про любовь трогают душу намного сильнее, чем современная кое-как слепленная «попса».

Без любимой народной сказки, которую сложили люди уже лет триста как, и сейчас не засыпают многие дети. О народных сказках нужно сказать больше. Это кладезь мудрости – тут можно найти примеры хитрости, ловкости, милосердия, стойкости перед лицом бед.

Книга всегда играла важную роль в становлении человека, в формировании его характера, определяла его жизненные ценности, его отношение к миру, его поступки. Сохранила ли она свои функции сегодня, является ли влияние книг на детей, подростков, молодёжь таким же, как в 19, 20 веке? Ведь сегодня мы живём в так называемом информационном пространстве...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Судьба книги в 21 веке

«Чтобы не прозевать свою жизнь, человек должен обязательно вовремя прочитать свои главные книги», - мудро заметил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. И это не просто красивые слова: книга действительно всегда играла важную роль в становлении человека, в формировании его характера, определяла его жизненные ценности, его отношение к миру, его поступки.

Насколько справедливы эти слова сегодня, является ли влияние книг на детей, подростков, молодёжь таким же, как в 19, 20 веке? Ведь сегодня мы живём в так называемом информационном пространстве. Может ли Интернет заменить книгу?

Давайте обратимся к истории книги, к научным исследованиям этой проблемы. Изобретение И. Гутенбергом в 16 веке печатного станка ознаменовало начало революции в средствах массовой коммуникации. До изобретения печати рукописные тексты были доступны лишь немногочисленной элите в силу безграмотности большинства населения и дороговизны рукописных книг. И вдруг рынок начал заполняться относительно дешёвыми и более доступными для широких масс книгами. Следующие столетия были периодами наращивания количества продуцируемых текстов. Польский библиограф Ивинский подсчитал, что в с 1600 года до 1900 года количество изданий увеличилось с 6 078 до 158 888.

В связи с развитием машинного книгопечатания и внедрением современных форм капиталистического предпринимательства в конце 19 – начале 20 века начался быстрый рост книгопроизводства. Количество названий книг, выпускаемых в мире, свидетельствовало о темпах и размерах пополнения информационного потенциала общества. Известный книговед Немировский считает, что рост выпуска книг является объективным законом развития современной цивилизации. В 20 веке объём выпуска книжной продукции в мире постоянно возрастает. Так, в 1955 году было выпущено 269 тысяч наименований книг, в 1970 году - 521 тысяча, a 1980 году - 715 тысяч, в 1990 году - 842 тысячи, в 1991году - 863 тысячи наименований. Не всего книг, а наименований! Коммуникации посредством печатного станка приобрели массовый характер. Маршалл Маклюэн назвал эту историко-культурную ситуацию «галактикой Гутенберга».

В то же время 20 век в корне изменил ситуацию и сделал проблематичной будущность книги как своеобразного устройства коллективной памяти. Сегодня вопрос о будущем традиционной печатной книги остаётся открытым. Но всё же высказываются оптимистические предположения о том, что книга будет жить, так как мы привыкли понимать под книгой не просто носитель информации. Одним из ярчайших примеров оптимистического взгляда на будущее книги является суждение известного итальянского семиолога и теоретика культуры Умберто Эко, которое он изложил в своей популярной лекции «От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст». По мнению Эко, вполне реален вариант, что CD-ROM со временем вытеснит книгу, а также другие аудио- и видеоносители. Эко предполагает, что, скорее всего, диск вытеснит книгу-справочник, но навряд ли заменит книгу для чтения. Книга не умрёт, книга останется необходимой, причём не только художественная литература, но и все те книги, когда требуется чтение неторопливое, вдумчивое, то есть не просто получение информации, но и размышление над ней!

Сегодня учёные отмечают удивительный факт, что наиболее активно книги издаются в тех странах, где постоянно растёт число электронных баз данных, действуют современные коммуникационные сети. То есть, вместо вытеснения книги электронными средствами коммуникации, произошло взаимопроникновение этих двух информационных направлений в рамках глобального процесса информатизации. Конечно, время вносит свои коррективы в судьбу книги, но говорить о закате «галактики Гутенберга» безосновательно. Книга сегодня, хотя и не остаётся уже властительницей дум, но всё же оказывает огромное влияние на развитие человека, становление его характера.

То, что эта проблема актуальна сегодня и молодёжь включилась в её решение, доказывает тот факт, что на форуме в Интернете происходит активное обсуждение вопросов «Какое место занимает книга в вашей жизни?», «Какой будет судьба книги в XXI веке?».

Ученые-академики Российской академии наук составили список книг, которые в определённом возрасте должен прочесть каждый ребёнок, подросток. Почему должен? Наверное, вновь следует обратиться к высказыванию Дмитрия Сергеевича: «Чтобы не прозевать свою жизнь, человек должен обязательно вовремя прочитать свои главные книги». Именно, вовремя!

Та же мысль звучит и в стихотворении Владимира Высоцкого «Баллада о борьбе» (другое название «Баллада о книжных детях»).

Если путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почем,

Значит, нужные книги ты в детстве читал.

Замечательный русский поэт Иосиф Бродский предостерегал, что самым страшным преступлением является НЕ-ЧТЕНИЕ книг. «За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью: если же преступление это совершает нация - она платит за это своей историей».

После революции русская интеллигенция с ужасом смотрела на «новых» людей, не прочитавших ни одной книги, лица которых не были освещены великим светом литературы. В июле 1922 года Корней Чуковский рассказывает в письме к Я.Н.Гребенщикову: «Ни одного человечьего, задумчивого, тонкого лица, всё топорно и бревенчато до крайности». Он был раздавлен, но вдруг в нём сказалось «одно тихое слово: книга… Эти колченогие ещё не знают, что у них есть Пушкин и Блок… О, как изменится их походка, как облагородятся их профили, какие новые зазвучат в их речи интонации, если эти люди пройдут, например, через Чехова…. После «Войны и мира» не изменится ли у человека самый цвет его глаз, самоё строение губ? Книги перерождают самый организм человека, изменяют его кровь, его наружность, и… через десять лет… сколько вы увидите прекрасных, мечтательных, истинно человеческих лиц!»

Согласитесь, не хочется, чтобы наши лица, лица наших современников были «топорными» и «бревенчатыми». Лучше, если они будут «прекрасными, мечтательными, истинно человеческими». Как сказал Максим Горький, «… цель литературы – помочь человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нём стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать всё для того, чтобы люди стали благородно-сильными».

Так давайте же сохраним книгу в нашей жизни и в 21 веке, и во все времена.


Этот вопрос всегда вызывает бурный ажиотаж у публики. Вечные дебаты, кажется, никогда не закончатся. Совсем недавно прошел международный день писателя. Наша редакция побеседовала с редактором издательства «Эксмо», преподавателем факультета коммуникативного менеджмента РГСУ, Любовью Романовой. Какая судьба у книг? Почему люди не понимают книги Вадима Панова? Что приятнее: планшет или книга? Узнать ответы на эти вопросы вы можете узнать из нашей статьи. К слову, приятного чтения!

Вагон. Равномерное привычное гудение. Тусклый желтый свет. Спертый воздух. Много людей. Все они зажали маленькие блестящие гаджеты. Их называют телефонами, планшетами, компьютерами, электроникой…Человек, нависший над вами, чихает и поспешно вытирает нос свободной рукой, вторая его занята немаловажным делом - набирает смс. Его лицо безэмоционально. Если заглянуть ему за спину, вы увидите других пассажиров, все они необычайно похожи друг на друга. Отличительных черт не заметите. Пальцы их механически строчат клавиатуре, иногда на лице проскальзывает улыбка, или звучит нервный смех, еле слышное ругательство. Только все это реакции не на реальные вещи. Реальное теперь мало кого интересует. Но посмотрите чуть левее. В самом дальнем углу, на самом дальнем сиденье сидит девушка. Не то, чтобы она отличалась от огромной нависшей толпы. Она не вела себя вызывающе и не кричала на весь вагон. Она лишь перелистывала страницы. Шуршание их вы бы не услышали, а цвет не разглядели. Но она читала.

Стоп. Но были ли вы на этом самом месте в реальной жизни? Так ли все обстоит на самом деле? Попробуем разобраться.

Мир вокруг заполонили новые технологии. Нажав на одну кнопку, погрузившись в интернет, мы можем найти все, что только душе угодно. И это если не считать огромного количества социальных сетей и развлекательных платформ. Где люди говорят то, что думают и делают то, что хотят. В таком мире книгам выжить крайне сложно. Ведь читая, приходится тратить достаточно много своего свободного времени и напрягать мозги. Плюс чтение книг может превратиться в вашу новую зависимость. Может оно того и не стоит. Но…

Это дает эмоции покруче того, что предоставляет нам интернет на данный момент. Ведь не все в виртуальном мире контролируем мы сами, чего не скажешь о собственном воображении.
+ Это абсолютно незаменимый вид удовольствия. И вам придется взять книгу в руки, чтобы осознать это.

Книга развивает не только ваше воображение, но и интеллект. Умение грамотно излагать свои мысли, подбирать синонимы к словам, поддержать беседу. Все это кроется в тексте. Чем больше вы читаете, тем проще вам в жизни.

А что скажет написавший свою трилогию, редактор издательства «Эксмо», преподаватель факультета коммуникативного менеджмента РГСУ, Любовь Романова :

«Нужно ли ходить пешком, когда есть машины? Нужно ли пить чай, когда есть кофе? То же касается книг и интернета. Если есть такая потребность, как «читать», значит нужно читать. А если ее нет, значит нет. Никто не вправе принуждать. Даже преподаватели и учителя.

Если вы можете для себя заменить книги компьютером или телевизором, заменяйте. Но я, как и многие люди, которым не чужда литература, считаю, что удовольствие от чтения уникально. Оно совершенно иное. И очень сильно отличается от того же просмотра сериала».

Синяя или красная? Таблетку в любом случае выбираете вы.

К слову, о прогрессе и выборе.

Что ждет литературу в будущем?

Прогноз Любови Романовой:

«Я как человек, работающий в книгоизданиях, могу сказать, что рынок очень активно растет. На сегодня популярность нон-фикшн литературы возрастает примерно на 40 процентов в год. Именно нон-фикшн рванула в 90 годы, когда внезапно люди изголодавшиеся, получили доступ пусть и к плохо переведенной, но разнообразной литературе.Сейчас читать становится модным. Появился тренд - фотографировать книги и выкладывать их в инстаграм . Покупать для этого печатную литературу. Появилась культура удовольствия потребления книги. У нашего издательства недавно вышла «Girl boss» Софии Аморузо. Не имея ни высшего образования, ни денег, ни богатых родителей она создала самый быстрорастущий ритейл в США . И девочки покупают эти книги, фотографируют их на фоне розовой пены в ванне, перьев, карамелек, дорогих

сумочек в инстаграм. Такая визуальная культура книги. И она, безусловно, делает печатную литературу все более и более популярной. То есть книги удачно сочетаются с фотографированием себя, частей своего тела, съемки еды.

Так же, мне кажется, будет расти интерес к серьезной литературе, ну или той, которая притворяется серьезной. Она выглядит сомнительной с точки зрения качества, но не менее популярна. Почему? Потому что достаточно увлекательна. Я думаю, в будущем этот тренд будет сохраняться и на книги, которые нарочито мрачные, повествуют об ужасах современной действительности. Например: «Щегол» Донны Тарт, «Шантарам» Грегори Дэвида Робертса.

Поэтому я думаю, что рынок будет расти, как и потребление литературы. Но слишком мощный темп, так же может привести к анти тренду. В какой-то момент хайп пройдет. И останутся только те, кто реально читают.

Но, тем не менее, так же как театр никуда не исчез с появлением кино, книги тоже навряд ли куда-то пропадут».

Если книги не уничтожат, как в знаменитом романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Встает новый вопрос.

Вопрос третий. Электронная книга или печатная?

Согласитесь держать в руках легкий гладкий планшет достаточно приятно. Его и носить не тяжело. Он многофункционален и современен. Что же ему противопоставить книге?

Атмосферу. Запах. Тактильные ощущения. Звук. Возможность с легкостью перелистнуть страницу.

Мнение Любови Романовой: «С точки зрения не загромождения своего дома электронная. Свободное место на книжных полках ограниченно. А с точки зрения полноты ощущений, адекватного восприятия текста, конечно,бумажная. Кстати есть такой странный феномен, никто из психологов пока о нем не говорит, но активно рассказывают писатели. Я помню пост Вадима Панова (фантаст, автор цикла «Тайный город»). В котором он рассказывает об одной из встреч со своими читателями. Панов обнаружил, что многие вовсе не поняли его книгу. Что они где-то не дочитали, недосмотрели. Не поняли, как одно с другим стыкуется. И к концу встречи, Панов задумался об этом, ведь обычно его книги ничего подобного не вызывали. И тут Панова осенило: «А как вы читали? На бумаге? Или в электронном виде?». И практически все читали в электронном виде.

Выходит, когда человек смотрит на электронный текст,он улавливает и понимает меньше, читает поверхностно, не углубляясь в суть.

И если мне важно насладиться книгой, если это мой любимый автор, я обязательно куплю его на бумаге, чтобы ничего не упустить. Прочитать все от и до».

Специальные предложения редакции с пометками, почему именно эту книгу вам стоит взять в руки, чтобы уж точно ничего не упустить.

1. «Смерть - дело одинокое» Р. Брэдбери. (Первый детектив известного фантаста и весьма удачный.Главный герой покажется вам родным человеком, пусть его имя ни разу не упоминается в тексте.)

2. «Приглашение на казнь» В. Набоков. (Прекрасный стиль. Много эмоций. Тяжесть.)

3. «Здравствуй, грусть!» Ф. Саган. (Весьма по-французски и очень легко. Саган было всего 19 лет, когда она выпустила свой роман.)

4. «Мизери» С. Кинг. (Жестко. Шокирующе. Захватывающе. Настолько, что автор получил далеко не одну премию. Так же по произведению снял фильм Роб Райнер.)

Надеемся, что теперь ваши руки зачесались, ладони вспотели от нетерпения. А ноги понесли к ближайшему книжному магазину.

Текст: Екатерина Савельева






Сочинение-рассуждение

Не так уж и давно, в конце XX века, ученые прогнозировали исчезновение книжной культуры вообще. Дескать, зачем книги из бумаги, если теперь существует возможность всю Национальную библиотеку записать на один кристалл! Так, возможности информационных технологий сегодня достигли так далеко, как не заглядывали даже научные фантасты. Но книги остаются и еще долго будут оставаться большим достоянием культуры.

Как хорошо пахнет печатной краской новенькая книжка! Какие красивые в ней цветные иллюстрации! Можно полистать ее страницы сюда, пересмотреть комментарии.

Книги уже много тысячелетий сопровождают человеческую цивилизацию. Нас поражают таинственные засечки-надписи из палеолитических пещер, клинописные знаки на черном базальте, которыми записано первые в мире человеческие законы, глиняные дощечки из руин древнего Вавилона, египетские иероглифы, выведенные на папирусах. Древнейшая книга в мире - 13 папирусных томов с нумерованными страницами в кожаной оправе. Они найдены 1946 года в Луксоре, а написанные - в III столетии н.э.

Так долго книги переписывали за высокими стенами монастырей, приковывали книги цепями к церковным стенам, как великую ценность передавали в наследство. Свыше девятисот лет тому монахи-стенописцы изобразили киевского князя-воина Святослава в знак его образованности - с книгой в руках. Всем известная первая на Руси библиотека, созданная Ярославом Мудрым. На Евангелиях, привезенных со своим приданым киевской княжной Анной Ярославной, присягались французские короли в Реймсе. Большим богатством современных библиотек являются старопечатные книги - шедевры Иоганна Гутенберга и Ивана Федорова. Навеки вошли в казну культуры украинского народа «Апостол», «Острожская Библия». В последней было применено шесть печатных шрифтов, двухколонный набор, титульный лист.

Да и сегодня, когда на компьютерных дисках у меня уже собрано столько книжек, сколько в районной библиотеке, я все же иду в библиотеку, чтобы взять книгу, которая уже побывала у многих читателей. Она сохранила их одобрительные надписи, знаки негодования или вопросы. Кто-то уронив под влиянием эмоций на страницу слезу. Кто-то забыл между страницами китайскую закладку с шелковыми кистями. Однажды в библиотеке я просматривала томик Пушкина, выданный 1899 году, в год века со дня рождения поэта, и нашла там засохший цветок. Наверное, в какое-то июньское утро эту книжку читала юная гимназистка - и сделала свою закладку, положив тоненький цветочек, который и сохранилась к началу третьего тысячелетия среди пожелтелых страниц книги.

А какие замечательные золотые, серебряные, кожаные оправы старопечатных книг - прекрасные произведения средневековых художников! Это волшебные изделия голландских, французских, немецких ювелиров.

В отделе редчайших книг и рукописей Харьковской научной библиотеки им. Короленко сохраняется много старопечатных книг, малоформатных, малотиражных книжек, которые давно уже стали библиографической редкостью, книжки с автографами.

Надписи на книгах - это интересный предмет коллекционирования. Стихотворные пожелания, философские сентенции, даже даты с подписями великих людей могут стать в полезными тем, кто изучает их творчество.

Образцом читательской любви к книге есть экслибрис. Буквально это слово означает - «Из книг». Это графический знак, которым владелец намечает свои книги. Экслибрис всегда содержит рисунок на тему литературных или научных вкусов владельца. Первые экслибрисы появились в Германии во второй половине XV ст. их создавали Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн-Младший, Лукас Кранах.

Когда-то, наверное, электронные книги будут распространены, как газеты, будет возможность, сидя в поезде, подключиться к наибольшей в мире библиотеке и листать страницы, нажимая на клавиши, но невозможно будет кому-то подарить это произведение искусства, написать другу несколько трогательных слов или с гордостью показывать друзьям раритет, за которым охотился много лет…