Полезно знать - Автомобильный портал

Журналистика японии. Журналистика японии Японские информационные агентства

Современные СМИ Японии

Литература

1. Камионко В. Ф. Масукоми. Традиции и современность массовой ком­муникации Японии. – Хабаровск, 1991.

2. Камионко В.Ф. Роботы и самураи. Радио и телевидение в современ­ной Японии. – М., 1989.

3. Катасонова Е.Л. Японские корпорации. Культура, благотворительность, бизнес. – М., 1992.

4. Лазарев A.M., Полякова Н. А., Смирнов Б. В. Печать, радио и телеви­дение Японии. – М., 1974.

5. Фирсов Б.М. Средства массовой коммуникации Японии в контексте распространения культуры и информации // Япония: культура и общество в эпоху НТР. – М., 1985.

Основные вопросы, которые рассматриваются в лекции:

Печать Японии: национальные и местные издания;

Структура японского радиовещания и телевидения.

А) Печать Японии

Исторически в Японии сложилось два вида газет: национальные газеты и местные, которые в свою очередь делятся на региональные и префектурные издания.

Национальные газеты

К общенациональным изданиям можно отнести «Асахи», «Иомиурн», «Майнити», «Нихон Кэйдзай Симбун» и «Санкэй». Главные редакции этих газет находятся в Токио, однако печатаются они не только в столице, но и в других городах, например таких, как Осака, Нагоя, Фукуока к Саппоро.

«Асахи Симбун» («Восходящее солнце») – одна из старейших в стране. Первый ее номер вышел в Осака 25 января 1879 г. В то время японские газе­ты в зависимости от тиража делились на две категории: крупные и мелкие. Крупные газеты специализировались на освещении и комментировании политических проблем, а мелкие газеты обычно печатали рассказы и ежед­невную хронику. Вначале «Асахи» принадлежала ко второй категории, но вскоре обрела характерные черты газет обеих категорий, что позволило ей расширить круг читателей.

Отделения «Асахи» в Токио, Осака, Китакюсю и Нагоя считаются го­ловными редакциями. В настоящее время газетный концерн «Асахи» охва­тывает всю Японию. За рубежом газета имеет многочисленные бюро н пред­ставительства.

«Иомиури Симбун». Немногим меньше 130 лет назад в Токио начал издаваться печатным способом небольшой листок с сообщениями о наибо­лее интересных событиях дня, очерками на социально-бытовые темы. Лис­ток печатался с помощью глиняного клише и распространялся на улицах города следующим образом: продавец громко читал заголовки статей и отдельные интересные абзацы и продавал газету тем, кого сумел заинтере­совать. Таких людей стали называть «иомиури» – «читает и продает». Это же название получила и газета. Инициаторами ее издания были члены То­кийского литературного общества. Общенациональной газетой «Иомиури» стала во время второй мировой войны. Пользуясь личными связями в милитаристских кругах и полицейском управлении, владелец газеты Мацутаро Серики сумел отстоять свою газету в условиях военного режима. В настоящее время «Иомиури» одна из влиятельных газет, ее тираж дос­тигает 3 млн. экземпляров.

«Майнити Симбун» («Ежедневная газета»), входит вместе с «Асахи» и «Иомиури» в большую тройку газетного мира Японии и является од­ной из старейших в стране. В 1876 г. в Осака начала выходить «Осака Ниппо» (с 1888 г. – «Осака Майнити»). В 1889 г. владелец «Осака Май-нити» Осаму Ватанабэ реорганизовал газету в акционерную компанию, которая выпускала «Майнити Симбун». Компания имела тесные связи с правящей верхушкой Японии. Акционерами «Майнити» были бизнесме­ны Токио и Осака, в отличие от «Асахи», держатели акций которой в подавляющем большинстве были сотрудниками газеты.

«Нихон Кэйдзай Симбун» (сокращенно «Ннккэн» – «Японская эконо­мическая газета») – еще один представитель крупнейших общенациональ­ных японских газет. Впервые «Нихон Кэйдзай Симбун» вышла 2 декабря 1876 г. в Токио под названием «Тюгай Букка Симпо» («Вестник внутренних и внешних цен на товары»). Газета была основана частным лицом. Этот вестник торговой информации выходил раз в неделю и пользовался боль­шим спросом, так как был единственной тогда в Японии специализирован­ной экономической газетой. С июля 1885 г. газета стала выходить ежеднев­но. В 1912 г. она была преобразована в акционерную компанию. С 1946 г. она уже выходила под названием «Нихон Кэйдзай Симбун». По тиражу «Нихон Кэйдзай Симбун» уступает трем ведущим газетным компаниям стра­ны. Ее тираж составляет примерно 1 млн. экземпляров. «Нихон Кэйдзай Симбун» популярна среди читателей с высоким социальным положением и высоким образовательным уровнем. Ее выписывают все японские прави­тельственные органы и большинство крупных частных предпринимателей.

«Санкэй Симбун» («Промышленно-экономическая газета») – вторая по значению экономическая газета Японии. Она издается ежедневно в Токио и Осака компанией «Санкэй Симбунся». Газета начала выходить в 1933 г. в Осака под названием «Нихон Коге Симбун» («Японская промышленная газета»). В 1950 г. издательский центр газеты переместился из Осака в То­кио. Сегодня во многих крупных городах Японии имеются отделения газе­ты.

Местные издания

Местные издания, как уже отмечалось, подразделяются на региональ­ные и префектурные.

Региональные газеты заполняют нишу между общенациональными и префектурными изданиями. Они распространяют свое влияние на несколь­ко префектур. До второй мировой войны в Японии существовала система «в одной префектуре – одна газета», которая после окончания военных дей­ствий была упразднена. Однако некоторые из объединенных компаний ос­тались. Используя довольно мощную производственную базу, они стреми­лись распространить свое влияние на соседние префектуры, а при случае поглотить или подчинить своему влиянию издательство и в другом районе страны. Так появились три региональные газеты. Одна из них – «Хоккайдо Симбун» была основана 1 ноября 1942 г. владельцами II местных газет, выходивших на Хоккайдо. Другая, «Тюнити Симбун», появилась 1 сентяб­ря 1942 г. в результате слияния компаний «Сии Аити Симбунся» и «Нагоя Симбунся». И, наконец, «Ниси Ниппон Симбун» возникла после объедине­ния редакций и типографий нескольких газет на острове Кюсю 17 апреля 1943 г.

В префектурах газеты издавались по инициативе местных муниципаль­ных органов при финансовой поддержке торгово-промышленных кругов района. Местные газеты в середине XX века совершенно не кооперирова­лись с национальными. Всю международную информацию они получали не из столицы, а от американских информационных агентств «Юнайтед Пресс Интернэшнл» (ЮПИ) и «Ассошиэйтед Пресс» (АП). Влияние этих агентств на информационное дело в Японии было так велико, что они фактически монополизировали всю информацию, поступавшую в японскую провинцию. Дело дошло до того, что из-за конкуренции информационных агентств меж­ду собой местная пресса в Японии разделилась на «ЮПИ-кэй» и «АП-кэй», т.е. газеты клана ЮПИ и клана АП. Очень часто в одних и тех же префекту­рах издавались газеты, принадлежавшие к разным кланам. Так было, на­пример, в Фукуока, где издавались «Кюсю Ниппо» («АП-кэй») и «Фукуока Нитинити» («ЮПИ-кэй»).

Следует также отметить, что вся Япония в то время была разделена на сферы влияния газет. В восточной части Японии, на Хоккайдо и южной части Сахалина доминировали газеты Токийской группы. Осакская пресса распространяла свое влияние на западную часть Японии, Кюсю, Сикоку, Корею и Тайвань. Если сравнивать содержание газет, выходящих в Ура Ниппон («Задняя Япония» – префектуры Западного побережья) и Ометэ Ниппон («Передняя Япония» – префектуры Восточного побережья), то за­метны некоторые различия. Экономика префектур Тихоокеанского побе­режья гораздо больше развита, чем экономика префектур, обращенных в сторону Японского моря. Поэтому газеты Омотэ Ниппон в большей степе­ни, чем газеты Западного побережья, уделяли внимание проблемам окру­жающей среды, а печатные органы Ура Ниппон, в свою очередь, много ме­ста на своих страницах отводили под статьи о необходимости дальнейшего развития этих районов.

Сегодня большинство местных газет издается на префектурном уровне, хотя, как правило, редакции этих газет имеют довольно развитую коррес­пондентскую сеть и в соседних префектурах, а некоторые – и по всей стране. Местные газеты публикуют новости (и, что очень важно, рекламу), относя­щиеся к своим префектурам, гораздо полнее и более оперативно, чем это делают общенациональные или региональные издания. Именно благодаря этому местная пресса выдерживает конкуренцию с национальными издани­ями.

Примерами местных газет являются «Акита Сакигакэ Симпо» – первая газета в городе Акита, вышла в феврале 1874 г.; «Тюгоку Симбун» – начала издаваться в Хиросиме в 1892 г.

Иногда в отдельную группу выделяют газеты, базирующиеся в Токио и Осака, такие как «Хоти», «Осака Симбун». Эти газеты порой называют цен­тральными, поскольку они выходят в крупных, столичных городах. Расклад­ка их полос и содержание похожи на раскладку и содержание общенацио­нальных и региональных газет.

Кроме газет общего назначения существуют специализированные из­дания (спортивные газеты, сельскохозяйственные, газеты для рыбаков, для работников металлургической промышленности и т.д., в том числе и выхо­дящие довольно большими тиражами газеты крупных промышленных ком­паний и концернов).

В японской газетной статистике очень часто фигурирует понятие «совместный утренне-вечерний выпуск» (сэтто). Необходимость подобных выпусков объясняет­ся тем, что они рассчитаны на периферию – мелкие городки и деревни. Обычный утренний выпуск газет попадает в руки читателей в этих местах лишь к полу­дню, а вечерний – поздно ночью. В связи с этим периферийные читатели под­писываются обычно на совместный утренне-вечерний выпуск, который выхо­дит в типографии около 2 часов дня и через 2-3 часа достигает уже самых отдаленных уголков. В этом совместном выпуске публикуются новости, как из утренних, так и из вечерних газет.

Б) Радиовещание и телевидение Японии

Радиовещание

Система японского радиовещания включает в себя общественную Япон-радиовещательную корпорацию («Нихон Хосо Кекай» – Nibon Hoso yokai, или, сокращенно, «Эн-Эйч-Кэй») и коммерческие компании. Общественное вешание – «Эн-Эйч-Кэй».

Впервые в Японии радиовещание начала токийская корпорация «Токио Бродкастинг Стэйшн» 22 марта 1925 г. Эта корпорация была общественной организацией, возникшей при поддержке правительства, и в финансовом от­ношении зависела исключительно от платы слушателей за пользование ра­диоприемниками. В том же году подобные станции возникли в Осака (июнь) и Нагоя (июль). Все эти три станции работали независимо друг от друга. В октябре 1925 г. нагойская станция провела первый в истории японского радиовещания внестудийный репортаж с места события: репортаж о военном параде.

В августе 1926 г. министерство связи объединило эти три станции, н роди­сь Японская радиовещательная корпорация «Эн-Эйч-Кэй». В 1928 г. вступили в строй ее радиостанции в Саппоро, Кумамото, Сэндай и Хиросиме. Этим было положено начало первой общеяпонской радиосети «Эн-Эйч-Кэй», в апреле 1931 г. была создана се вторая радиосеть, а в марте 1969 г. – радиосеть на частотной модуляции (ФМ). Содержание программ трех радиосетей отличает-друг от друга. Если по первой транслируются в основном программы обще­го назначения, по второй – образовательные передачи, то по радиосети на час­тотной модуляции (ФМ) – в основном музыка. В июне 1935г. начались переда­чи службы иновещания корпорации – «Радио Японии», направленные на Ка­наду, США и Гавайи.

Изначально деятельность нового электронного средства массовой инфор­мации находилась под строгим контролем правительства Японии. С началом войны на Тихом океане в декабре 1941 г. правительственный контроль над со­держанием программ корпорации резко усилился. В этих целях было создано правительственное Общество радиопрограмм. Содержание программ в ос­новном сводилось к агрессивной милитаристской пропаганде, критике анг­ло-американского образа жизни и призывам к интенсификации производ­ства в промышленности и сельском хозяйстве.

В августе 1948 г. был принят пятилетний план развития радиосети. Чис­ло радиослушателей стало расти. Только за один 1948 год оно увеличилось на 7,6 млн. человек1.

В июне 1950 г. японский парламент принял «Закон о вещании», кото­рый перестроил всю существовавшую до того времени систему радиопере­дач. Этот закон, действующий по настоящее время, четко определил структуру Эн-Эйч-Кэй. Высшим административным органом «Эн-Эйч-Кэй», на­деленным всей полнотой власти, становился Совет директоров. Был опре­делен его состав: и по сей день Совет директоров состоит из 12 членов, на­значаемых премьер-министром с согласия обеих палат парламента. Вся Япония по территориальному принципу разделена на восемь регионов. Восемь членов Совета директоров представляют интересы каждого регио­на. Четыре члена Совета избираются из людей, пользующихся авторитетом в вопросах культуры, просвещения, науки и экономики. Совет директоров собирается на заседания примерно раз в месяц. В промежутках деятельнос­тью корпорации руководит президент «Эн-Эйч-Кэй». Президент назнача­ется Советом директоров на три года.

В «Эн-Эйч-Кэй» при каждой из восьми региональных радиостанций существует местный совет по радиопрограммам, а в Токио, кроме того, и Центральный совет по радиопрограммам, которые состоят из опытных я высококвалифицированных сотрудников. Собираясь раз в месяц, эти сове­ты вырабатывают предложения для президента «Эн-Эйч-Кэй» о содержа­нии радиопрограмм на ближайший отрезок времени. Советы участвуют и в составлении годичных планов вещания.

Коммерческое радиовещание.

Уже в ходе разработки и предварительного обсуждения нового законо­проекта о вещании министерство связи получило заявки на создание част­ных компаний радиовещания. Вскоре, 1 сентября 1951 года, две станции коммерческого радиовещания в Нагоя и Осака вышли в эфир со своими передачами. К апрелю 1952 г. кроме «Эн-Эйч-Кэй» в стране функциониро­вали десять частных компаний, была создана Ассоциация частного ком­мерческого вещания2. Таким образом, сентябрь 1951 года – это своеобраз­ный рубеж, на котором произошло разделение радиовещания Японии на общественное, осуществляемое «Эн-Эйч-Кэй», и коммерческое.

Коммерческие радиокомпании в мае 1965 г. объединились в две обще­японские сети. Одна из них, Японская радиосеть («Джапан Рэдионетуорк» – «Джей-Эр-Эн»), была образована 30 компаниями, объединившимися вок­руг компании «Токио Хосо» («Токио Бродкастинг Систем» – «Ти-Би-Эс»). Другая, Национальная радиосеть («Нэшнл Рэдионетуорк» – «Эп-Эр-Эн»). была образована из 31 компании, сгруппировавшейся вокруг компании «Буйка Хосо» («Ниппон Калчэрал Бродкастинг» – «Эн-Си-Би») и «Ниппон Хосо».

Телевидение

Первая успешная экспериментальная телевизионная передача в Японии была проведена в мае 1939 г. в Токио. Изображение передавалось из технико-исследовательской лаборатории Японской радиовещательной корпора­ции в ее центральное здание. Вторая мировая война прервала эту работу. Сразу же после ее окончания были предприняты попытки внедрить телеви­дение в быт Японии. 15 октября 1945 г. Институт связи получил разрешение провести пробную телепередачу. Но в то время добиться успеха не удалось. Только в ноябре 1949 г. технико-исследовательская лаборатория «Эн-Эйч-Кэй» вновь вернулась к попыткам провести экспериментальную телепере­дачу.

Общественное вещание – «Эн-Эйч-Кэй».

1 февраля 1953 г. стало днем рождения японского телевидения. С этого дня начались регулярные передачи «Эн-Эйч-Кэй».

В сентябре 1960 г. «Эн-Эйч-Кэй» начала цветные передачи, а в апреле 1968 г. последняя телестанция в Токио, «Токио 12 Тяннэру» («Токио 12 ка­нал»), включила в свою программу цвет.

Телевизионная сеть имеет для «Эн-Эйч-Кэй» особое значение, так как с финансовой точки зрения она зависит только от платы телезрителей за про­смотр программ «Эн-Эйч-Кэй» (плата за радио отменена). В соответствии с «Законом о вещании» корпорация заключает контракты с владельцами те­левизоров по всей стране и собирает с них плату. Подобную плату взимает только «Эн-Эйч-Кэй». Просмотр программ коммерческих телекомпаний бесплатен, так как их доход строится на плате за рекламу, а «Эн-Эйч-Кэй» рекламная деятельность «Законом о вещании» запрещена.

Вещание «Эн-Эйч-Кэй» состоит из двух основных программ – общего и образовательного телевешания. Отчет о деятельности корпорации за 2002 г. дает представление о содержательном наполнении и пропорциональном со­отношении программ. Общее телевещание (всего 168 часов в неделю): ново­сти – 40,5 %, культура – 24,7 %, развлекательные передачи – 23,7 %, образо­вание – 11,1 %. Образовательное телевещание (всего 165 часов S3 минуты в неделю): образование- 81,1 %, культура – 16,3 %, новости – 2,6 %. Наряду с этим «Эн-Эйч-Кэй» осуществляет передачу трех каналов цифрового теле­видения.

Коммерческие телевизионные компании.

В августе 1953 г. начала работу первая коммерческая студия «Нихон Тэрэби Хосо» («Ниппон Телевижн» – «Эн-Ти-Ви»), основным владельцем акций которой является газета «Иомиури». В последующие годы одна за другой начинают телевизионные передачи другие коммерческие компании – «Нихон Тэрэби», «Ти-Би-Эс», в 1959 – «Тэрэби Асахи» и «Фудзи Тэрэби». В 1960 г. уже 43 частные коммерческие компании, располагающие 61 теле­станцией, вели регулярные передачи3.

В Японии нет столь обширных коммерческих теле- и радиосетей, как, например, в США. В то время как «Эн-Эйч-Кэй» располагает сетью телестанций, покрывшей всю страну, в распоряжении коммерческих компаний на­ходятся лишь отдельные местные студии с весьма небольшим радиусом дей­ствия. В Токио работает до десятка телестанций, а в каждой префектуре – по одной – две станции. С начала периода коммерческого телевизионного пред­принимательства конкуренция за вовлечение большего количества местных телестанций в свою сеть шла между токийскими компаниями «Ниппои Телевижн» («Эн-Ти-Ви») и «Токио Бродкастинг Систем» («Ти-Бв-Эс»). Затем в эту гонку включилась «Нихон Эдюкейшня Телевижн» («NET», или «Эн-И-Ти») и «Фудзи Тзрэби».

Характерной особенностью частного коммерческого телерадиовещания Японии является его подразделение на зоны, то есть объединение компа­ний в теле- и радиозоны вещания во главе с ведущими центрами при сохра­нении финансовой самостоятельности отдельных участников. Ведущие те­лерадиоцентры обеспечивают, как правило, участников зон программами вещания (по действующему тарифу), добиваясь синхронного выхода в эфир передач в пределах действия станций и ретрансляторов.

К середине 80-х годов в Японии действовали четыре основные зоны те­левидения и столько же зон радиовещания, объединившие преобладающее число частных компаний. Лишь отдельные из них сохранили свою относи­тельную самостоятельность. Лидерство в зонах телевидения принадлежало «Нвхон Тэрэби» (зона «Эн-Эн-Эн»), «Токио Хосо» («Джэй-Эн-Эн»), «Фуд­зи Тэрэби» («Эф-Эн-Эн»), возглавляющим объединения по 25 и более ком­паний. «Токо Хосо» возглавила радиозону «Джэй-А-Эн»; «Ниппои Хосо» -зону «Эн-А-Эн»; ведущим центром зоны вещания в диапазоне УКВ являет­ся «Токио Эф-Эм Хосо». Значительная часть компаний являются участни­ками двух и более зон.

К коммерческим спутниковым компаниям относится «Sky Perfect TV» с более чем 2 млн. подписчиков. На сегодняшний день она осуществляет ве­щание по 170 каналам и с 1 октября 2000 г. является единственной спутни­ковой компанией, вещающей в Японии (до этого была еще Direct TV).

Представленный материал характеризует главным образом общую структуру системы массовой информации Японии. Однако в стране с ус­тойчивыми давними традициями, СМИ, несомненно, имеют специфичес­кие национальные особенности, отличные от масс-медиа других государств. В частности, исследователи указывают на содержательное единообразие общенациональных изданий. «Асахи», «Майнити», «Иомиури» практичес­ки не отличаются друг от Друга по своему профилю и политической на­правленности4. Причиной тому является стремление каждого из изданий удовлетворить интересы всех категорий читателей. Именно эти газеты качественной информации являются в Японии наиболее многотиражными, в отличие от других стран, где в рейтинге тиражей лидирует массовая пресса. Высокий уровень образования японцев определяет их уровень запросов и в какой-то мере сказывается на том, что общенациональные газеты в той стране имеют большое количество подписчиков (6-8 миллионов). Вместе с тем единообразие ряда японских изданий привело к тому, что в Япо­нии выходит меньшее количество газет большим тиражом в пропорциональ­ном соотношении с другими странами, например, с соседним Китаем.

Лазарев А.М., Полякова Н.А., Смирнов Б.В. Печать, радио и телевидение Японии. – М., 1974. С. 84.

Камионко В.Ф. Масукоми. Традиции и современность массовой коммуникации Японии. – Хабаровск, 1991. С. 17.

Камионко В.Ф. Роботы и самураи. Радио и телевидение современной Японии. – М., 1989. С. 74.

См.: Силантьева О.М. Особенности средств массовой информации Японии в контексте национальных традиций // www.obcom.ru/vjk/statyi/japan-smi.htm

В Японии насчитывается около 1 500 газет и периодических изданий, в том числе 400 ежедневных и 20 выходящих в Токио. Имеется 200 газет национального уровня, самыми известными из них являются: Ёмиури симбун, Майнити симбун, Асахи симбун, Санкэй симбун, Нихон Кэйдзай симбун.

Современная японская газетная индустрия отражает характер японского бизнеса в целом: колоссальные общенациональные газетные организации являются медиакорпорациями. В дополнение к продукции ведущих медиакорпораций, ориентированных на ознакомление публики с новостями так называемого «общего интереса», в стране имеется множество локальных и специализированных газет и журналов. По характеру читательской аудитории японские ежемесячные журналы, суммарный тираж которых превышает 2 миллиарда экз., подразделяются на: детские (27 %), популярные (17 %), для семьи (9,1 %), женские журналы общего назначения (7,2 %) и так далее, а еженедельники с суммарным тиражом почти 2 миллиарда экз. на: журналы общего назначения (31 %), популярные (28 %), детские (25 %), женские (15 %). По данным на 2000 год, в Японии тираж ежедневных газет на 1 000 человек населения составляет 569,69 газеты (наиболее высокий показатель в мире).

В стране существует развитая сеть государственных радиостанций, слушателями которой является большинство населения страны.

Система японского телерадиовещания состоит из корпорации NHK («Ниппон хосо кёкай») и коммерческих компаний. NHK принадлежат 2 телевизионных канала (один из них образовательный), 2 канала спутниковой связи, 2 средневолновых радиоканала (один из них также образовательный), один УКВ (FM) канал. Кроме того, NHK обслуживает разветвлённую сеть зарубежного телерадиовещания.

По данным за 2000 год, в Японии насчитывалось 132 коммерческие телекомпании. В пятёрку ведущих коммерческих каналов входят: NTV (первая коммерческая студия, основной владелец акций — концерн «Ёмиури»); TBS (в её сеть входят 28 телевещательных компаний); TV Tokyo (объединяет 5 телестанций); FT (является крупнейшей коммерческой телерадиовещательной компанией Японии; в системе её вещания — 37 радиостанций с ежедневной аудиторией, превышающей 96 миллионов человек, 27 телевизионных каналов в Японии и 20 за границей); TVAsahi (в её сеть входят 22 телестанции местного и 20 станций зарубежного вещания).

Таким образом, средства массовой информации в Японии представлены довольно широким спектром печатных изданий, радиостанций и телевизионных каналов, которые имеют значительное политическое влияние. Особо отмечается, что доступ на информационное пространство Японии затруднён для иностранцев (как журналистов, так и телерадиовещательных корпораций) и для небольших японских СМИ, не участвующих в деятельности пресс-клубов (кися курабу), а само это пространство довольно монополизированное.

Япония – государство, расположенное на островах в Тихом океане к востоку от Северной и Южной Кореи, РФ и Охотского моря. Площадь - 377 944 км². Население составляет более 127 млн. В Большом Токио, который состоит из столицы страны и префектур, проживает более 30 млн.
Страна имеет очень развитую экономику, занимает 3-е место по объёму ВВП в мире. В Японии чрезвычайно высокий уровень жизни. Средняя продолжительность жизни около 82 лет.
Согласно Конституции, стране запрещается создавать армию и участвовать в войнах. Тем не менее, в стране имеются так называемые силы самообороны. Из-за территориальных споров (Курильские острова) между Японией и отсутствует мирный договор.

Япония технологичная и прогрессивная страна. Здесь происходит множество действительно интересных открытий и разработка прорывных технологий. Многие в мире интересуются последними новостями по Японии. Не всегда их удавалось находить быстро и оперативно. Публикуется достаточно много неинтересных и малоинформативных статей. Появление нашего сайта позволило находить новости по Японии максимально быстро. В данном случае мы предлагаем пользоваться единственным источником информации.

Мы подбираем и публикуем Япония последние новости сегодня в режиме реального времени. Новостная лента обновляется с огромной скоростью и всегда можно подобрать полезные и интересные материалы. Наш сайт доступен не только на персональном ПК, но и на мобильных устройствах. Все новости идут с интересными фотографиями и видеоматериалами. Качество подачи материала на высоком уровне. Посетить наш сайт можно в любое удобное время суток.

В России очень мало информации о современном состоянии японской прессы. Исследование освещает процесс поступления в газетную компанию и знакомит непосредственно с самой газетой, а так же освещает принципы функционирования редакции на примере одной из крупнейших национальных газет в Японии - «Санкей». В этой стране очень трудно поступить в крупную газетную компанию. Если несколько лет назад журналистика имела исключительно мужские черты, то сейчас в газетных компаниях около тридцати процентов - женщины. Всего в «Санкей симбун» работает 2363 человек: 2094 из них - мужчины, и только 269 - женщины, которые занимают должности редакторов или корректоров. Японская «Санкей» каждую весну пополняет свой штат двадцатью новыми сотрудниками. С апреля по май более тысячи японцев и японок сдают экзамены, чтобы поступить на работу. Будущий журналист должен показать, что он всесторонне развит, интересуется международными отношениями, хорошо знает общество. Успешно пройдя все этапы несколько японцев становятся служащими компании, то есть «кайся-но хито», теперь они - часть газетного коллектива. Когда журналист только приходит в компанию, он не опытный и несамостоятельный, его называют «синмай». Буквальный перевод с японского - «новый рис». Поэтому, редакторы рубрик следят за новобранцами, помогают им и подсказывают. Нужно отметить, что сначала новички всегда попадают в отдел «общество», а уже потом, когда ростки окрепнут, могут переходить в другие отделы, которые им более интересны. Начальники тематических отделов сами набирают себе сотрудников, и, конечно, желания журналистов принимаются к сведению. В Японии существует такое понятие, как система пожизненного найма, при которой работники пребывают в одной фирме с момента первого выхода на рынок труда и до выхода на пенсию (в Японии пенсионный возраст составляет 60 лет и для мужчин, и для женщин). Журналисты с первых дней чувствуют стабильность своего положения в жизни. Помимо этого, работник ощущает и материальные блага - его заработная плата постоянно растет. В Японии, как известно, старший по возрасту или ветеран фирмы получает больше младшего или новичка. Например, зарплата начинающего журналиста составляет 2000 долларов, а главный редактор газеты получает более 10000 долларов. Такой подход берет свое начало в традиции японского общества - уважать старших.

Главный редактор (хэнсю: ся) Масао Наюки находится в главной редакции в Токио, он прочитывает и утверждает каждый номер. У него есть пять заместителей (хенсю: тё), которые и отвечают за содержание номеров, то есть выполняют роль сменных редакторов. Каждый день они по очереди отбирают журналистские материалы, редактируют их. В газете несколько тематических рубрик: политика (сейдзи), общество (сякай), культура (бунка), спорт (спо:цу), экономика (кейдзай) и зарубежные новости (кокусай). У каждой рубрики свой редактор дзёси. Значительная часть японских национальных газет издается в виде «сета» - комплекта утреннего и вечернего выпусков. В Японии эти два выпуска тесно связаны между собой, причем вечерний является как бы продолжением утреннего. Это весьма выгодно газетным компаниям, поскольку система распространения по подписке (В Японии свыше 90 % всех газет распространяются не в розницу, а в соответствии с системой месячной подписки через специальные пункты распространения) гарантирует им стабильный тираж вечернего выпуска.

Японские газеты и журналы для европейцев начинаются с конца. Это все особенности японской письменности. С древних времен писали сверху вниз и справа налево. В настоящее время многие книги и учебные пособия издают в «европейском стиле», а периодическая печать до сих пор бережно хранит японские традиции. В связи с этим газетные колонки трудно назвать колонками, это скорее широкие строчки. Большую часть японских газет занимают графики, схемы и таблицы, они есть почти на каждой полосе. Считается, что японцам легче усваивать информацию визуально. К тому же, цифры придают большую достоверность информации. Есть еще одна причина: молодые люди не очень любят читать газетные тексты, и чтобы донести до них хоть какую-то часть информации, журналистские материалы приобретают графическую форму - за счет этого достигается наибольшая информативность.

Исследование показало путь, который проходит журналистский текст от написания его автором до опубликования на газетной полосе. Оказалось, что текст читают несколько редакторов, каждый из них является своеобразным фильтром. Получается, что каждый материал в газете - это работа огромного коллектива. Необычным так же является то, что некоторые должности, которые в других странах разделяются на целых три специальности, в Японии сливаются в одну. Да и сама газета сильно отличается от изданий, которые мы привыкли видеть в российских газетных киосках. Например, несколько полос в газете цветные, а большинство черно-белые. Организация работы редакции устроена таким образом, что у каждого журналиста есть своя тема, своя специализация. Каждый занимают свою рабочую нишу в редакции, и выполняет свои функции. Редакция газеты - это целостный организм, который функционирует на основе принципов свободы печати, порядочности, терпимости и беспристрастности.

Современная Япония - это государство с более чем 127-миллионным населением, где многовековая культура сливается с мировыми глобальными процессами. Японский медиа-рынок - один из самых богатых и развитых. Тиражи японских общенациональных ежедневных газет являются наиболее высокими в мире, ведь недаром Япония заслужила славу одной из самых читающих стран.

В настоящее время в стране издается 107 ежедневных газет, в том числе 4 общенациональных: «Иомиури» («Репортер»), «Асахи» («Восходящее солнце»), «Майнити» («Ежедневная»), «Никкэй». («Японская экономическая газета»). На три крупнейшие из них - «Асахи», «Иомиури» и «Май-нити» - приходится почти половина суммарного тиража всех газет. Важно отметить, что «Асахи» и «Иомиури» являются старейшими газетами азиатского региона. Объем каждой из общенациональных газет 20-40 полос утром и 20 полос вечером. Несколько раз в месяц выходят выпуски со сменными полосами.

Японские общенациональные газеты представляют собой очень качественно-массовые издания. Каждая из них имеет электронную версию, представленную на сайтах в Интернете. Сегодня «Асахи», газету с ярко выраженной либеральной ориентацией, читают интеллектуалы и люди, придерживающиеся современных жизненных принципов и взглядов. В Японии даже существует определение «человек Асахи». В основном это молодежь, среди которой газета пользуется репутацией одной из наиболее объективных. Глобальная компьютерная сеть Интернет, получившая в наши дни широкое применение и распространение во всем мире, затронула практически все сферы общественной деятельности, в том числе журналистику и экономику Японии. История внедрения мультимедиа в Японии началась в 1989 г., когда состоялась пресс-конференция по вопросам мультимедиа, организованная и проведенная рекламным агентством «Дэнцу» совместно с представителями компьютерной индустрии. С тех пор производство мультимедиа в этой стране стало одним из основных производств XX века. В 1994 г. в Интернете появилась реклама. В ноябре 1994 г. в Сети насчитывалось 12 тыс. корпоративных веб-страничек, из которых 2 тыс. зарегистрировали японские компании.

В связи с возрастающей популярностью сети Интернет у многих японских газет появились свои интерактивные службы, представляющие собой, с одной стороны, электронные версии традиционных газет, с другой, являющиеся самостоятельными носителями информации. Вступая в XXI век, Япония провозгласила начало революции в области информационных технологий. По инициативе Ёсиро Мори, возглавлявшего в кабинет министров Японии, в июле 2000 г. был создан Стратегический Совет по информационным технологиям (IT Strategy Council - ITSC), в состав которого вошли министры, чиновники, специалисты различных областей, а также представители ведущих японских компаний. Возглавить Совет премьер пригласил президента корпорации «Sony» Нобуюки. Идеи, который заявил, что Интернет поможет японской экономике войти в новую эру сверхбыстрого развития и экономической экспансии. Главным ключом к быстрому развитию интернет-экономики в Японии должны были стать массированные инвестиции в инфраструктуру высокоскоростного доступа в Сеть и принятие законов для ускоренного развития электронной коммерции в стране. На первом заседании Совета было объявлено о принятии совместного частно-государственного пятилетнего плана, согласно которому правительство введет в эксплуатацию коммуникационную инфраструктуру, позволяющую обеспечить 30 млн. японцев высокоскоростным Интернет-доступом. Кроме этого, 5 млн. жителей страны смогут воспользоваться сверхскоростным Интернетом. Одним из направлений государственной политики в области развития информационного общества явилось образование в Японии так называемого эектронного правительства (e-government). Смысл проекта e-governmen, заключается в более активном применении информационных технологий для организации и планирования государственной и региональной политики. Министерство государственного управления, МВД и Министерство почты и телекоммуникаций также имеют электронную связь с правительством. Сайт www.e-gov.go.jp содержит информацию о деятельности японских министерств и ведомств. Граждане страны тоже могут использовать Интернет для связи с правительственными структурами и в целях получения необходимой административной информации. Согласно намеченной стратегии, японцы планируют сделать Интернет более доступным и, в первую очередь, для домашнего доступа. При этом важно повысить грамотность населения в использовании Интернета. Мобильные телефоны, имеющие доступ в Интернет, коренным образом изменили природу коммуникаций. Теперь появилась возможность выходить на связь практически из любого места в любое время, расширились возможности и границы распространения информации и доступа к информации. Развитие мобильной телефонии вызвало к жизни несколько сопутствующих бизнесов, один из которых - продажа мобильного контента, стабильно набирающего обороты сегодня и в России. На этом рынке активно развиваются мобильный банкинг, мобильный маркетинг, мобильные СМИ, мобильные казино, мобильные библиотеки.

В отличие от интернет-сайтов для пользователей персональных компьютеров, основные доходы которых поступают от рекламы, бизнес-модель мобильного сайта опирается на доходы от подписки. Подписную плату собирает телекоммуникационная компания-провайдер вместе с оплатой услуг связи, что очень удобно для читателей. Широко популярна в Японии технология мобильного доступа? i-mode. Сервис i-mode здесь используют как новые аналитические издания, так и ведущие издания страны? через газету «Никкэй». Развитие и активное распространение новых технологий вызвало к жизни такие деловые онлайновые издания, как «Джейро». Лидером в производстве мобильного контента в Японии на сегодняшний день является медиаконцерн «Асахи», которому, в частности, принадлежит крупнейший мобильный новостной сайт «Асахи-Никкан Спортс» на базе «Никкан Спортс» - спортивной газеты, принадлежащей названной издательской группе. Компания «Асахи» запустила несколько сайтов для мобильных телефонов. Их основная концепция «Новости +». Например, на сайте «News» (совместный проект медиаконцерна «Асахи» и японской экономической газеты «Никкэй») прелоставляют новости и новостные викторины. Другой мобильный сайт называется «Chiezo», его посетителям предлагается поиск по текущим материалам газеты «Асахи», а также архивам. Самые горячие новости, информацию о несчастных случаях и катастрофах, об изменениях в движении транспорта (поездов или самолетов), а также о чрезвычайных событиях вроде землетрясений, тайфунов и снегопадов, предлагает японцам мобильный сайт «Asahi Lifeline News».

По мнению заместителя директора департамента мультимедийного редактирования «Нихон Кэйдзай Симбун» Сюндзи Итаи, в Японии наблюдается движение общественной эволюции по направлению к созданию так называемого мобильного информационного общества. Что касается вопроса о том, будут ли газеты предлагать свою информацию через мобильные телефоны или нет, то, как считает С. Итаи, это уже неактуально. Сегодня куда более актуален другой вопрос: смогут ли газеты предложить качественное и полезное содержание такой информации? Так, японская экономическая газета «Никкэй» создала службу для публикации котировок акций и прочей финансовой информации. С широким распространением новых технологий японцы не перестают быть самой читающей нацией в мире. В Японии часто можно увидеть, как многие люди что-то читают на своих мобильных телефонах в метро или автобусах. Так они превращают «время простоя» в «продуктивное время», получая новую информацию. Причем основная масса «читателей» с мобильных телефонов представлена молодежью в возрасте от 20 до 30 лет. Традиционные же газеты на бумаге по-прежнему популярны, прежде всего, у тех, кому от 30 и выше. В Токио и других городах страны открыты «компьютерные кафе» и «компьютерные чайные дома», где японцы проводят свободное время, обеденный перерыв или вечер после работы. Здесь можно ознакомиться через Интернет с наиболее интересными материалами японских газет и журналов, узнать график распродаж в ближайших универмагах, новости спортивной жизни, перелистать каталоги с последними модными коллекциями, посетить музеи мира, отправить деловое послание или узнать новости с биржи.

Есть также специализированные «электронные кафе», предоставляющие своим клиентам специфическую информацию из мира театра, музыки, фотоискусства. Имея основательную государственную поддержку, японское информационное общество развивается действительно быстрыми темпами.

Все, что пишут в газетах, абсолютная правда, за исключением тех редких происшествий, которые вам довелось наблюдать лично .

Эрвин Ноулл

Японские печатные газеты внешне очень отличаются от привычного нам западного формата, да и история их развития довольно интересна и необычна для европейца. Как и в случае со многими другими странами, газеты стали первыми СМИ в Японии и подтолкнули общество к созданию новых средств распространения информации. Какой же путь прошла японская пресса за несколько веков своего развития?

Период Эдо. Каварабан

История газет началась еще до нашей эры. Тогда существовало лишь их некое подобие печатных СМИ, которое распространяло социальную информацию и значительно отличалось от современного представления о газетах. Первой в мире газетой считается «Acta diurna populi romani» или «Ежедневные дела римского народа», которая появилась в Древнем Риме во времена правления Цезаря (59 г. до н.э.). Она повествовала о событиях, которые произошли в городе, и представляла собой переписываемые от руки свитки. Такие «листовки» вывешивались на площадях и могли доставляться политикам или знатным горожанам.

Первая бумажная газета появилась в Китае во времена династии Тан (713-734 гг.) и назвалась «Dibao», что переводится как «Известия из столицы». В ней содержалась информация о самых важных событиях, а также излагались указы императора. Сначала газета писалась вручную, а затем отпечатывалась с помощью деревянной доски.

В Японии же в эпоху Эдо (1603-1868 гг.) распространились так называемые «каварабан» («черепичные листовки») - одностраничные листовки. Такие прототипы газет изготавливались по принципу гравюры, но качество печати было низким: формы для печати делали из глины, а не из дерева, чтобы ускорить процесс подготовки газеты. Каварабан появились в 1617 г. в городе Осака - именно с помощью листовок горожане могли быстро узнавать о крупнейших политических событиях и стихийных бедствиях. Современники называли их «ёмиури» (дословно переводится «продаваемое чтение вслух»), поскольку разносчики для привлечения покупателей зачитывали завлекательные отрывки из опубликованных новостей.

Каварабан. Прибытие коммодора Перри в Японию

Конец Эдо - начало периода Мэйдзи

Печатная пресса в современном понимании появилась в Японии в XIX в., когда иностранцы, которые временно проживали на островах, начали выпускать небольшие англоязычные издания, содержавшие новости из жизни японского общества и из-за рубежа.

В 1862 г. была выпущена первая газета на японском языке «Канбан Батабия Симбун» - это была брошюра, содержавшая перевод голландского журнала, выпускаемого в Яве (Индонезия), на японский язык. Перевод, кстати, осуществлялся при японском правительстве - сёгунате. Сама газета представляла собой книжку с листами японской бумаги, на которой текст был напечатан типографическим шрифтом, и внешне довольно сильно отличалась от современной прессы.

В 1868-1869 гг. в печатных изданиях возникла по-настоящему серьезная необходимость: из-за войны Босин в стране творился беспорядок и люди хотели быть в курсе хода конфликта, поэтому в каждом регионе страны появились газетные компании.

После реставрации Мэйдзи в 1868 г. новое правительство было обеспокоено потоком критики со стороны общества на его действия - появилось много антиправительственных газет. В качестве противовеса этим изданиям руководство страны начало выпускать собственную газету под названием «Дайокан нисси» («Совет государственного журнала»). Такой шаг способствовал новой волне возмущений, и антиправительственные газеты начали публиковать еще больше критики в адрес руководства страны. В результате последовала реакция: 28 апреля 1868 г. власти издали закон «О прессе», который запрещал издание всех газет антиправительственной направленности в течение 10 месяцев, а в феврале 1869 г. правительство приняло указ «О печати и публикации газет», согласно которому право издаваться имели лишь те газеты, которые прошли проверку и получили на это разрешение.

Нисики-э симбун

С наступлением эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.) появилась форма «Нисики-э симбун» - одностраничной листовки, содержавшей какую-либо новостную статью, она стала популярным городским сувениром. Изначально газета была направлена на слой образованной интеллигенции и не имела фуригана (т.е. чтения иероглифов не подписывались) и изображений, что делало ее недоступной для широких слоев населения ввиду своей сложности. Эта газета уже больше походила на современную и знакомую всем печатную прессу и отличалась большей информативностью, чем её предшественницы. Скорость донесения информации, к слову, у газет была минимальной и, в зависимости от материала, задержка информирования могла составить от пары дней до нескольких месяцев.

Большинство таких газет выпускались с 1874 г. по 1881 г., после чего формат газеты претерпел некоторые изменения: в Нисики-э были добавлены ксилографические иллюстрации укиё-э, а язык статей стал проще. Изменился и контент: основной составляющей содержания стали выступать сплетни, что подтолкнуло широкую общественность к тому, чтобы начать читать газеты. К тому же, теперь новостной текст имел фуригана, и его могли легко прочитать даже люди, которые почти не знали иероглифов - это послужило еще одной причиной скорой популярности нового стиля газет. Первая газета обновленного формата - «Токио Нити-Нити Симбун» - вышла в печать в 1874 г. и пользовалась большой популярностью благодаря своей красочности и простоте восприятия.

№ 111 "Токё нити-нити симбун". Два бойца сумо тушат пожар​

Взяв «Токио Нити Нити Симбун» за пример, множество издателей в разных городах запустили свои издания, в результате чего появились около 40 газет (например, «Ю:бин Хо:ти Симбун» издателя Ёситоси Цукиока и другие). Нисики-э, как и изначальный ее вид, была популярна не только в качестве газеты, но и как токийский сувенир. Новый стиль печатных газет стал отправной точной средства массовой информации, а его развитие привело к появлению еженедельных фотожурналов (сясин сю:канси) и телевизионного вещания.

Косимбун и О:симбун

Спустя некоторое время после появления Нисики-э симбун начали выпускаться газеты в чуть отличном стиле, которые назывались «косимбун»: схожие по простоте изложения и содержанию, но иллюстрация, которая сопровождала статью, была монохромной (т.е. одноцветной). Изготовление таких картинок не занимало большого количества времени, в отличие от красочных цветных изображений нисики-э, поэтому у таких газет скорость донесения информация была в разы быстрее. По этой причине началось постепенное вытеснение стиля с красочной гравюрой и примерно через 10 лет форма нисики-э практически вышла из оборота.

Смена формата вынудила сотрудников изменить свой статус: в ходе перехода от одного стиля к другому было немало случаев, когда художник нисики-э становился художником-иллюстратором косимбун, а автор литературной прозы - журналистом, автором статей. Издатели японских гравюр стали ответственными за продажу газет. Стоит отметить, что первыми журналистами первых японских газет были ронины - бывшие самураи, которые потеряли политическую власть и социальный статус. В основном они занимали должность главного редактора газеты. Обычные журналисты были из невысокого социального сословия и получали за свою работу 30 йен в месяц и 20 йен на дорожные расходы, в то время как редактор получал 500 йен.

Вместе с косимбун появились «о:симбун» - газеты в основном политической направленности и большего, чем косимбун, формата. Примером о:симбун могут послужить газеты «Иокогама», «Токио Нити Нити Симбун», «Ю:бин Хо:ти Симбун». О:симбун печатались для интеллигенции и стоили в два раза больше, чем косимбун, например, «Ёмиури» и «Канаёми Симбун», которые позиционировались скорее как издания для простого народа и содержали развлекательные статьи с иллюстрациями.

В дальнейшем пути развития двух форматов продолжали расходиться. С появлением политических партий о:симбун начали примыкать к тем или иным политическим направлениям; впрочем, сами партии тоже выпускали собственные газеты, как, например, партия «Дзию». В целом формат о:симбун практически не менялся, и это впоследствии привело к необходимости слияния развлекательного и информационного контента.

В это время косимбун расширялись и выделяли место в газете под статьи для широкой аудитории, стараясь затронуть как можно больше тем и сфер, которыми интересовались читатели и общество в целом. Первая попытка к объединению серьезного и развлекательного контента под одной обложкой была предпринята в 1886 году: «Ю:бин Хо:ти Симбун» помимо политических статей начала публиковать развлекательную рубрику, рассказывать о происшествиях, вести светскую хронику. В этот же период начались эксперименты с версткой: «Ёмиури» и «Майнити» уже с 1879 г. выпускали газету, где статьи были оформлены в колонки - подобная организация статей далее распространилась и среди других печатных изданий. О:симбун, по-прежнему поддерживающие прежний стиль и направление публикации, пришли в упадок, и в итоге о:симбун и косимбун соединились, перестав существовать по отдельности.