Полезно знать - Автомобильный портал

П.2.4. Психологический мониторинг в практике психологической службы образования. Формирование системы мониторинга работы психологической службы Мониторинг по психологии в школе

Бобкова Алена Станиславовна, педагог-психолог МОУ «СОШ№2 г. Коряжмы».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

«Педагогика слепа без психологии,

а психология мертва без педагогики».

(Евгений Александрович Ямбург)

Введение ФГОС существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды учреждения, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса .

Согласно требованиям нового стандарта, метапредметные и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – оценке. УУД формируются постепенно и поэтапно. Вывести учащихся на высокий метапредметный и личностный результат педагог может только в результате систематической, постоянной работы над формированием универсальных учебных действий в течение всего периода обучения детей в основной школе. Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути формирования УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг .

Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения .

Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель .

Психологический мониторинг в школе реализует следующие задачи: получение максимально полной психологической информации, характеризующей интеллектуально-познавательный, мотивационно-личностный потенциал ребенка, а так же межличностное взаимодействие участников образовательного процесса; предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня; структурирование системы психолого-педагогических коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий.

Реализация задач в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям: психологическая диагностика -> анализ результатов -> рекомендации, консультация -> коррекционно-развивающие и профилактические мероприятия.

При помощи психологического мониторинга отслеживается формирование универсальных учебных действий учащихся :

Познавательных;

Личностных;

Регулятивных;

Коммуникативных.

Для изучения процесса развития УУД необходим диагностический инструмент (методики).

В ФГОС прописано, чему должен научиться ребенок на каждом этапе обучения. Стандарт устанавливает три группы образовательных результатов: личностные, метапредметные, предметные. Изучением предметных результатов занимается учитель, изучением личностных и метапредметных – психолог .

Параметры психологического мониторинга есть единые с 1 по 6 класс, а есть отличающиеся, в зависимости от задач развития: -единые – н-р, «Психологический климат в классных коллективах»;

Отличающиеся – н-р, «Адаптация учащихся 1,5 классов».

Периодичность проведения психологического мониторинга - на всех ступенях обучения.

Психологическим мониторингом охватываем всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

Итоговый результат психологического мониторинга предоставляется на различных уровнях : 1 уровень – информация для ученика. 2 уровень – информация для учителя. 3 уровень – информация для управленческого звена.

В рамках психологического мониторинга в условиях реализации ФГОС осуществляется психологическое сопровождение различных категорий учащихся (одаренных детей и детей с высоким уровнем интеллектуального развития, детей с ОВЗ и детей – инвалидов, учащихся СКК VII вида, подростков «группы риска»).

Работа с учащимися СКК VII вида, в режиме психологического мониторинга позволяет осуществлять:

Систематическую диагностику развития детей в данных классах; - отслеживать эффективность обучения детей по программам СКК VII вида;

Разрабатывать специальные индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, индивидуальные образовательные маршруты.

Психологический мониторинг в специальных (коррекционных) классах выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, социализации. На основе детального анализа психологических особенностей учащихся - специфики их познавательной деятельности, интеллектуальной сферы, а также ряда личностных особенностей возможно определить некоторые пути предупреждения и преодоления стойкой неуспеваемости, оптимальные пути их обучения. Смысл психологического мониторинга - это раскрытие потенциальных возможностей ребёнка, использование их как опоры в работе с ним .

Работа с одаренными детьми в режиме психологического мониторинга позволяет решить задачи:

Систематическая диагностика развития интеллекта (мыслительных процессов учащихся;

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов; - формирование адекватной самооценки; - охрана и укрепление физического и психологического здоровья; - профилактика неврозов;

Предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;

Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей .

Сегодня большинство педагогов нашей школы считают мониторинг неотъемлемой частью образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть:

Динамику изменения УУД ученика;

Проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, - приводит к пониманию закономерностей возрастного развития; - позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательного процесса;

Помогает оценить успешность проведенных коррекционных и профилактических мероприятий .

Таким образом, можно отметить, что психологический мониторинг делает работу педагога – психолога и каждого педагога образовательного учреждения более целенаправленной, систематизированной и эффективной в условиях реализации ФГОС .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алехина С.В. Психологический мониторинг – инструмент развития образования. Пособие для студентов психологического факультета. – М.: МГППУ, 2007.

2.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2008. - 151с.

3.Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – Москва, 2001.

4.Серякина А.В. Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО: методическое пособие для образовательных учреждений. Изд-во Саратов:

ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. – 346 с.

Комплексный подход в социально-психологическом сопровождении привел к выделению такого понятия, как социально-психологический мониторинг, который выступает отправной точкой в разработке не только психологических форм работы, но и педагогических, и управленческих.

Социально-психологический мониторинг – специально организованное систематическое наблюдение за интеллектуальным, личностным, социальным развитием обучающихся, с учетом влияния образовательной среды учреждения, позволяющее осуществлять анализ воздействия традиционных и инновационных образовательных и психолого-педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, основываясь на объективных данных.

Социально-психологический мониторинг представляет собой систему анкетирования и тестирования учащихся. С помощью социально-психологического мониторинга осуществляется сбор, хранение, анализ и представление информации об уровне развития учащихся.

Основными целями мониторинга выступают:

1. Сохранение психического и психологического здоровья школьников за счет своевременной диагностики возникающих в процессе обучения трудностей.

2. Контроль за ходом развития для предупреждения и преодоления имеющихся или возможных отклонений в развитии школьника.

3. Создание оптимальных условий школьного обучения для каждого ребенка, обеспечивающих эффективное развитие его личности.

4. Раннее вмешательство, подразумевающее выявление минимальных отклонений, когда дезадаптивные механизмы еще не сформированы.

5. Создание целостной системы изучения ребенка как развивающейся личности в образовательной системе, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося.

Мониторинг реализует следующие задачи:

    получение максимально полной информации, характеризующей образовательный процесс в школе;

    предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;

    структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

В систему деятельности под названием «мониторинг» входят: сбор, обработка, хранение и распространение информации о состоянии изучаемого объекта или явления и прогнозе его развития.

Мониторинг может выполнять три функции:

    Диагностическую, т.е. измерять параметры объекта;

    Контрольную, т.е. дать возможность осуществлять контроль отклонений от нормативных параметров;

    Оценочную.

К мониторингу должны предъявляться определенные требования , которые можно сформулировать в виде принципов.

Первый – объективность информации. Запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверены. Информация должна быть конкретной и полезной для работников школы.

Второй – сравнимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект на основе одинаковых эмпирических показателей.

Третий – адекватность; он предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий. Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешних факторов на ученика.

Четвертый – прогностичность; имеется в виду получение данных, позволяющих прогнозировать будущее, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций.

Пятый – целевое назначение, которое предполагает получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели деятельности.

В инструментарии практического психолога существует разнообразный комплекс методов и методик, позволяющие выявить все необходимые показатели психического развития детей, которые могут быть учтены в процессе обучения. Как правило, причины снижения успеваемости учащихся обнаруживаются в низкой и негативной школьной мотивации в целом, и интересов к отдельным предметам в частности или же в трудностях социальной адаптации детей в ученическом коллективе из-за особенностей своего поведения.

Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.

Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося, создания банка психологических данных на каждого учащегося, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося.

Психологический мониторинг, как режим наблюдения за каким-либо процессом с целью изучения его динамики и сравнения с ожидаемыми результатами, позволяет эффективно контролировать реализацию образовательной программы, постоянно изучать состояние коллектива, замерять индивидуальные основные параметры, вовремя замечать возникающие проблемы.

Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям:

психологическая диагностика -> анализ результатов -> рекомендации, консультация -> коррекционные мероприятия -> психологическая диагностика -> анализ результатов -> рекомендации, консультация -> коррекционные мероприятия и т.д.

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

    познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;

    мотивационная сфера и динамика ее развития;

    эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;

    личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность:

    провести ранжирование учащихся по заданному параметру;

    выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;

    отследить динамику изменений результатов от года к году;

    вовремя заметить отставание развития определенного признака

Данные психологического мониторинга служат для разработки рекомендаций и основой коррекции взаимодействия учителя и учащегося, чтобы оптимизировать процесс обучения. Поэтому можно выделить несколько сфер применения данных социально-психологического мониторинга.

информация для ученика. Интерпретация выдержана в положительном ключе и сообщает учащимся об особенностях их мышления, внимания, памяти, мотивации и т.д. Эти результаты служат основой для формирования рефлексии учащихся (особенно в старших классах), и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога с учеником.

Для родителей более информативными являются сведения о каждом учащимся, полученные в ходе исследования. Зная сильные и слабые стороны своего ребенка родители смогут больше уделять внимание психическому развитию детей, организовывая досуг, режим дня и выполнение учебных заданий.

информация для учителя. Здесь информация представлена в наиболее развернутой форме. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учитель может получить информацию об отдельном ученике или целом классе. Результат предоставляется в таблицах, в виде графиков. Эти комплексные сведения позволяют не только оценить возможности ученика на текущий момент, но и своевременно выявить намечающиеся нарушения.

Для администрации и других учителей в социально-психологическом мониторинге полезным является сравнительная характеристика классов. Такая и нформация представлена в наиболее обобщенных результатах, так, чтобы на их основе можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса, что позволяет корректировать тематический план, уровень сложности учебных заданий.

Для методической работы школы в социально-психологическом мониторинге важен анализ динамики психического развития учащихся за год или несколько лет для выявления недостатков в качестве обучения и разработке новых педагогических технологий.

Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития, позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательной системы, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий. Данные психологического мониторинга служат для разработки рекомендаций и основой коррекции взаимодействия учителя и учащегося, чтобы оптимизировать процесс обучения.

В последние годы, несмотря на неблагоприятную социаль­но-экономическую ситуацию в стране, наметилась положи­тельная динамика в изменении отношения общества к инва­лидам. Изменение отношения к людям с особыми нуждами связано со степенью информированности общества о пробле­мах инвалидов, а также с развитием общечеловеческих цен­ностей, милосердия, гуманизма; с переходом от государст­венно-центристской к детоцентристской образовательной политике, с вытеснением коммунистической парадигмы в пе­дагогике гуманистической. В связи с изменением отношения


В качестве объекта исследования были выбраны следующие социальные группы:

Подростки и молодые люди, страдающие церебральным
параличом (I группа);

Специалисты (II группа);

Обыватели (III группа), а именно: молодежь (граждане
в возрасте до 30 лет); интеллигенция (люди с высшим об­
разованием); пенсионеры (лица пенсионного возраста).

Каждую из перечисленных групп можно рассматривать как часть общества и как некое единое целое, состоящее из отдельных представителей. Следовательно, каждая группа может быть охарактеризована многочисленными внешними и внутренними связями, из которых нами были учтены лишь наиболее важные.


Целостность групп определялась их значимостью (отводимой ролью) для данного ис­следования:

Молодежь и пенсионеры, представители нового и стар­
шего поколений, живущие и жившие при разном общест­
венном управлении (тоталитарном и демократическом);

Специалисты - люди, наиболее информированные о про­
блемах инвалидов, знающие положение дел изнутри;

Интеллигенция - наиболее образованная часть общест­
ва, отражающая вектор изменения отношения к интегра­
ции инвалидов в социум.

В первую группу вошли учащиеся 9-11 классов школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита и дет­ским церебральным параличом; инвалиды-опорники, уже имеющие общее (полное), общее специальное или высшее образование, проживающие в Санкт-Петербурге. Всего опро­шены 100 человек. Возрастной диапазон опрашиваемых - от 15 до 20 лет.

Вторая группа включала в себя людей, связанных по ро­ду своей деятельности с инвалидами-опорниками. Ее со­ставили учителя, воспитатели, медицинские и социальные работники соответствующих учебных заведений, сотрудни­ки психолого-медико-педагогических центров, представи­тели общественных организаций, оказывающих помощь и поддержку детям-инвалидам и их родителям, студенты ве­чернего отделения Института специальной педагогики и пси­хологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга. Численность группы - 180 че­ловек.

Б третью группу вошли представители пяти государст­венных и семи частных организаций и предприятий различ­ных форм собственности, студенты десяти учебных заведе­ний различного профиля, неработающие пенсионеры, люди с различным уровнем материального достатка.


Количественно группа обывателей выглядит следующим образом:

Молодежь - 130 человек;

Интеллигенция - 100 человек;

Пенсионеры - 170 человек.

Процедура исследования

Проведение мониторингового исследования в пределах да­же одного города по проблеме социальной интеграции инва­лидов-опорников является дорогостоящей и долговременной процедурой. В связи с этим исследование проведено выбороч­но. Выборочное исследование также может дать реальную картину результатов при соблюдении определенных требо­ваний к совокупной выборке.

Главные критерии корректности выборки в исследовании: случайность отбора респондентов; формиро­вание групп в соответствии с общей возрастно-половой струк­турой населения.

Основой исследования стали анкеты, разработанные Л.М. Шипицыной. Вопросы, пред­лагаемые в анкетах, были составлены так, что­бы удовлетворять следующим основным тр е-бованиям:

1. Однозначность формулировок и смысла вопросов.

2. Отсутствие непонятных респонденту терминов, оценок
и единиц измерения.

3. Ограничение количества вариантов ответа на вопрос (не
более пяти).

4. Сбалансированность шкал оценок. (Отсутствие смещений
к положительному или отрицательному полюсу шкалы.)

5. Исключение непосильных требований к памяти опраши­
ваемого.

Глава XII. Социализация детей с нарушением ОДА


§ 3. Отношение разных слоев общества к интеграции инвалидов

Анкетирование инвалидов-опорников проводилось орга­низатором в форме индивидуальных бесед. Индивидуальный подход использован для исключения влияния опрашивае­мых друг на друга. Мнение представителей остальных групп выявлено в процессе индивидуального и группового анкети­рования.

Целью проведения анкеты 1 (см. приложение 1) являет­ся оценка информированности общества об инвалидах. Ан­кета включает в себя вопрос о достаточности освещения проблем инвалидов в средствах массовой информации (СМИ) с последующим уточнением источников информации, где предоставляется возможность выбора из перечисленных ис­точников и возможность указания другого варианта ответа. Качественный вопрос о наличии в России законов, защищаю­щих права инвалидов, служб и организаций, оказывающих им помощь и поддержку, конкретизируется просьбой пе­речислить известные организации.

Вопросы анкеты носят содержательный характер и позво­ляют выяснить осведомленность, мнение и предпочитаемые респондентом источники информации.

Анкета 2 (приложение 2) позволяет дать оценку отноше­ния общества к инвалидам. Опрашиваемому предлагается выказать свое отношение к людям с различными видами про­блем здоровья, отметить положительные и отрицательные качества инвалидов, определить позицию по вопросу педа­гогической интеграции детей-инвалидов. Вторая часть анке­ты позволяет выявить готовность респондента к социальной интеграции с инвалидами, предлагая различные ситуации социальных отношений; выясняет мнение о необходимости льгот и государственной программы трудоустройства инва­лидов.

Вопросы 2 и 3, предлагающие назвать положительные и отрицательные качества инвалидов, позволяют выяс­нить возможные причины того или иного отношения к инва­лидам.

Вопросы 4-6 позволяют определить место в обществе, ко­торое опрашиваемый отводит инвалидам. Эти вопросы несут в себе достаточно высокую степень социального давления, их можно считать основной частью анкеты. Перечисленные


вопросы дают возможность оценить уровень готовности респондента к интеграции с инвалидами. Если, например, респондент считает, что дети-инвалиды должны обучаться только в специальных учреждениях и при этом «разрешает» инвалиду быть не более чем соседом по дому, то степень его готовности к интеграции чрезвычайно низка.

В целом анкета 2 построена на использовании прямых во­просов, так как они психологически нейтральны к личности респондента.

Анкета 3 (приложение 3) предназначена для самих ин­валидов-опорников. Им предлагается качественно оценить отношение к себе со стороны общества, свою жизнь и жизнь здоровых людей. Анкета позволяет сделать выводы о труд­ностях общения и психологической устойчивости при кон­тактах с родителями, учителями, воспитателями, друзьями и посторонними людьми. Сюда включены также вопросы о значении образования в жизни респондента, о готовности к интеграции, о трудоустройстве - как важнейшем элемен­те социальной реабилитации. Заканчивается анкета оценкой уровня тревоги о своей будущей жизни и работе с указанием причин беспокойства.

Выявление трудностей в общении позволяет сделать вы­воды о степени социализации подростков, страдающих це­ребральным параличом, и круге их общения. Отсутствие трудностей в общении далеко не всегда говорит о высоком уровне социализации, так как при узком круге общения, зачастую, трудностей тоже нет. Очевидна взаимосвязь вопро­са 5, определяющего частоту конфликтов, с вопросом 4. По совокупности ответов на эти вопросы можно судить об эмо­циональной устойчивости респондентов.

Вопрос 6 о значении образования показывает взгляд оп­рашиваемого на окружающий мир и ощущение своего поло­жения в нем. Седьмой вопрос выясняет готовность детей с ДЦП обучаться вместе со здоровыми детьми.

Заключительные вопросы анкеты - 9 и 10 - позволяют оценить уровень тревожности. Значимыми являются причи­ны неуверенности в будущем,-которые предлагается указать респонденту.

Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося, создания банка психологических данных на каждого учащегося, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося.

Психологический мониторинг реализует следующие задачи:

  • получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в ОУ;
  • предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;
  • структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям:

психологическая диагностика -> анализ результатов -> рекомендации, консультация -> коррекционные мероприятия -> психологическая диагностика -> анализ результатов -> рекомендации, консультация -> коррекционные мероприятия и т.д.

Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.

При помощи психологического мониторинга оценивается процессуальная сторона обучения и, прежде всего, качественные характеристики восприятия и усвоения знаний учащимися. Следовательно, в качестве показателя результативности нами рассматривается динамика психологического развития ребенка (то есть возникновение и развитие психических новообразований – познавательной мотивации, расширения зоны ближайшего развития, субъективной позиции в деятельности, произвольности и др.).

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

  • познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
  • мотивационная сфера и динамика ее развития;
  • эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
  • личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

Периодичность проведения психологической диагностики на различных ступенях обучения:

1. Диагностика познавательной сферы учащихся. В соответствии со спецификой качественных изменений в умственном развитии школьников и закономерностей становления учебной деятельности можно выделить особые “показательные” этапы школьного образования. Психологическая диагностика, проведенная на этих этапах, выявляет качественные изменения и определяет общие тенденции в умственном развитии и формировании учебной деятельности у школьников, т.е. наиболее достоверно представляет результаты образовательного процесса с точки зрения общей образованности учащегося.

1 этап – поступление в школу . Задачи этапа: выявить фоновый уровень умственного развития и сформированность предпосылок к участию в учебной деятельности.

2 этап – обучение в первом классе. Задачи этапа: обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии в школьных ситуациях, оказание им необходимой помощи.

3 этап - обучение во втором – третьем классах начальной школы. Задачи этапа: выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.

4 этап переход из начальной школы в среднюю. Задачи: выявить изменения в умственном развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития, спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе; выделить учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития.

5 этап – обучение в среднем звене школы. Задачи: изучение и отслеживание уровня обученности школьников и развития умственных способностей.

6 этап – интеллектуальное и познавательное самоопределение. Задачи: определить умственный “профиль” и изучить качество и уровень усвоения базовых учебных предметов учащимися; выявить уровень развития теоретического и практического интеллекта; определить приоритетное развитие гуманитарных, математических и технических способностей; измерить развитие различных функций интеллекта.

7 этап – итоговый. Задачи: изучить общий уровень умственного развития и сформированности учебной деятельности у выпускников средней школы, проанализировать качество овладения понятиями и логическими операциями на материале основных учебных дисциплин, оценить способность к наглядному и образному мышлению, а также получить характеристику общей образованности учащихся.

2. Диагностика мотивационной сферы учащихся. Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности.

Чтобы проследить динамику развития учебной мотивации, необходимо провести изучение ее в следующих “контрольных” точках возрастов:

  • перед поступлением в 1-й класс;
  • по окончании 1-го класса;
  • по окончании начальной школы или в период поступления в 5-й класс;
  • в период обучения в 7-м классе;
  • по окончании 9-го класса;
  • по окончании 11-го класса.

3. Диагностика эмоционально-волевая и личностной сферы. Так как особенности эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка в достаточно высокой степени влияют на уровень адаптации и процесс обучения ребенка в школе, поэтому особенно целесообразно ее изучение в “критические” возрастные адаптационные периоды:

  • поступление в первый класс и период обучения в первом классе;
  • период перехода из начального звена в среднее и обучение в 5-ом классе;
  • период обучения в 10-м классе.

Для реализации поставленных задач пользуемся специально подобранным инструментарием, который подбирается по следующим основным критериям:

  • валидность по отношению к измеряемым показателям; психодиагностические методики должны быть направлены именно на измерения заданных параметров;
  • стандартизированность исследовательских процедур; подобранные психодиагностические методики должны предусматривать в своем содержании унифицированные процедуры проведения, обработки и интерпретации полученных данных, так как возникает необходимость сравнения результатов;
  • сопоставимость тестовых показателей методик, используемых на различных этапах возрастного становления учащегося; необходимо использовать психодиагностические методики, дающие сопоставимые показатели, но с учетом возрастного аспекта;
  • экономичность; в связи с загруженностью психологов необходим пакет методик, требующий минимальных временных, организационных и материальных затрат, но в то же время дающих возможно полную информацию о всех сторонах диагностируемых процессов.

Например, при проведении психологической скрининговой диагностики (в рамках проведения психологического мониторинга) с учащимися в адаптационные периоды школьного обучения (1, 5 и 10 классы) используется следующий психодиагностический инструментарий:

Диагностируемые параметры

Диагностический инструментарий

Учащиеся первого года обучения

Уровень развития произвольной сферы

Уровень сформированности предпосылок учебной деятельности

Методика Д. Б. Эльконина “Графический диктант”

Степень самостоятельности в учебной деятельности

Методика Д.Б. Эльконина “Графический диктант”

Уровень развития визуального восприятия и памяти

Методика “Клоун”, Методика “Домик”

Уровень развития аудиального восприятия и памяти

Методика “Домик Пяточка”, Методика “Погодные картинки”

Уровень умственной работоспособности, темп психической деятельности

Методика “Корректурная проба”

Анкета Н.Г. Лускановой, Проективная методика “Что мне нравится в школе”

Уровень школьной тревожности

Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан,

Проективная методика “Школа зверей”

Характер дезадаптационных нарушений

Опросник по дезадаптации Л.М. Коваленко, Н.Н. Тарасенко

Учащиеся 5-ых классов

Уровень умственного развития

Уровень сформированности учебной деятельности

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)

Уровень и характер школьной тревожности

Тест школьной тревожности Филлипса

Уровень сформированности учебной мотивации

Методика изучения мотивации обучения у учащихся 5-ых классов М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой

Учащиеся 10-ых классов

Уровень тревожности (школьной, самооценочной, межличностной)

Шкала тревожности Прихожан

Уровень агрессивности

Опросник Басса-Дарки

Уровень сформированности адекватной самооценки

Методика Дембо-Рубинштейна

Уровень сформированности учебной мотивации

Методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой

Особенности акцентуации характера

Опросник Шмишека

Комплексное, всестороннее психолого-педагогическое изучение процесса личностного развития учащихся (детей) посредством психологической диагностики (психодиагностических обследований) включающее в себя

  • познавательную сферу;
  • эмоционально-волевую сферу;
  • мотивационную сферу;
  • поведенческую сферу;
  • личностные особенности и черты характера;

проводится вместе с планомерным изучением личностного развития ученика (ребенка) методом экспертного наблюдения (учителя, родители).

В результате параллельного использования двух направлений деятельности (психолога–психодиагностическое обследование, педагога–метод экспертного наблюдения) получаем два ряда данных, отражающих одни и те же явления, что значительно расширяет возможности интерпретации результатов. Так, если по оценкам учителя ребенок недостаточно успешен в обучении, но при этом хорошо справляется с заданиями интеллектуальных тестов, это свидетельствует о том, что потенциальные возможности ребенка используются не полностью. Диагностика личностной сферы позволяет уточнить причины создавшейся ситуации и верно определить направление коррекции.

Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность:

  • определить относительное место учащегося в классе и параллели;
  • провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;
  • выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;
  • отследить динамику изменений результатов от года к году;
  • провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам;
  • получить сравнительную оценку качества работы учителей.

Итоговый результат психологической диагностики предоставляется на различных уровнях:

1 уровень – информация для ученика. Интерпретация выдержана в положительном ключе и сообщает учащимся об особенностях их мышления, внимания, памяти, мотивации и т.д. Эти результаты служат основой для формирования рефлексии учащихся (особенно в старших классах), и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога или учителя с учеником.

2 уровень – информация для учителя. Здесь информация представлена в наиболее развернутой форме. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учитель может получить информацию об отдельном ученике, целом классе или параллели. Результат предоставляется в таблицах, в виде графиков, гистограмм. Эти комплексные сведения позволяют не только оценить возможности ученика на текущий момент, но и своевременно выявить намечающиеся нарушения.

3 уровень – информация для управленческого звена (администрации школы, районных и городских управлений образования). Информация представлена в наиболее обобщенных результатах, так, чтобы на их основе можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса.

Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика (ребенка), проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития, позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательной системы, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.

В рамках психологического мониторинга также осуществляется психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения, одаренных детей и детей с высоким уровнем интеллектуального развития, учащихся, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения.

Работа с данными классами в режиме психологического мониторинга позволяет осуществлять:

  • систематическую диагностику развития детей в данных классах;
  • отслеживать эффективность обучения детей по программам классов КРО;
  • разрабатывать специальные индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, индивидуальные образовательные маршруты.

Работа с одаренными детьми в режиме психологического мониторинга позволяет решить такие задачи, как:

  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
  • формирование адекватной самооценки;
  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
  • профилактика неврозов;
  • предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;
  • развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

В 5-11 классах проводится компьютерная диагностика обучающихся по двум направлениям: интеллект и личность.

Тест «Интеллект» состоит из шести субтестов, которые были направлены на:

ü Выявление реакции

ü Выявления уровня внимания:

ü Выявление уровня памяти (вербальной, невербальной);

ü Выявления умения устанавливать аналогии;

ü Выявления сформированности такой операциональной стороны мышления, как логические классификации;

ü Нахождение правила построения числового ряда

Анализ результатов позволяет дать характеристику обучающихся в отношении наиболее и наименее освоенных понятий, об уровне развития психических процессов в динамике. Тест «Личность» направлен на выявление:

ü Наличия и характера учебной мотивации;

ü Устойчивого эмоционального состояния (уровня тревожности);

ü Уровня самооценки;

ü Отношению к себе (Позитивная «Я-концепция»)

ü Отношению со сверстниками (социометрия)

ü Отношения с педагогами

Результаты диагностики позволяют классным руководителям, педагогам-предметникам проводить индивидуальную и групповую работу с обучающимися.

Продолжается диагностическая работа по формированию компонентов учебной деятельности детей, обучающихся по системе РО Д.Б.Эльконина –В.В Давыдова: начальные классы, 5-е классы, 6-е классы, 8 класс. В целом уровень формирования учебной деятельности у большинства учащихся находится в норме.

Показатели:

· Тип мотивации учебной деятельности (преобладают внутренние мотивы учения – 53%);

· Наблюдается высокий уровень развития познавательного интереса, учебной активности (74%)

· Особенности целеполагания: высокая степень совпадения фактической цели учащихся с целью, заданной учителем (48%)

· Недостаточный уровень оценки действий контроля (32%)

· Недостаточный уровень способностей учащихся содержательно оценивать свои возможности, самостоятельно решать новые учебные задачи (31%)

Продолжается диагностика интеллектуального развития учащихся:

· Средний уровень эмпирического обобщения;

· Высокий уровень содержательного обобщения грамматического материала;

· Достаточно высокий уровень содержательного обобщения математического материала;

· Высокий уровень интеллектуальной рефлексии;

· Достаточно высокий уровень вербального и невербального интеллекта.

Диагностировались особенности развития ученических коллективов:

· Высокий уровень сплоченности коллективов;

· Непосредственная роль совместной учебной деятельности в межличностных отношениях;

· Индивидуально- психологические особенности учащихся (уверенность в себе, достаточно высокая эмоциональная устойчивость, низкий уровень агрессивности в отношениях со сверстниками и взрослыми, отсутствие демонстративности в поведении, отсутствие трудностей в общении).

Диагностировался уровень умений и навыков учащихся:

· Орфографический навык;

· Грамматические умения;

· Уровень математических умений:

· Вычислительный навык

В 5 – 10 – ых классах изучаются мотивы обучения, их взаимосвязь с уровнем притязаний, выявляются уровни ведущих мотивов, уровни учебной мотивации, уровни личностной и ситуативной тревожности.

Проводится диагностика потребностно-эмоциональной сферы учащихся для выявления эмоционального состояния учащихся в школе, нарушений в аффективно- эмоциональной сфере детей.

Используется социометрический метод для изучения структуры эмоциональных отношений в группах, для получения адекватных представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре класса, для выявления референтных лиц класса, обладающих ценностной привлекательностью психологическим влиянием в классе. Исследуется самооценка и уровень притязаний школьников в учебной деятельности, ценностный потенциал учащихся, жизненные и моральные установки школьников.

У учащихся в рамках предпрофильного обучения (8-е, 9-е классов) исследуется интеллектуальная сфера, определяются способности, склонности учеников к определенному типу профессии, изучаются творческие способности ребят. На учащихся 9-х классов составляются полные психолого-педагогические характеристики («портфолио» ученика), что позволяет учащимся делать осознанный выбор профиля.

Учебная литература по юридической психологии

Пастушеня А.Н.
Криминальная психология.

Учебно-методическое пособие.
Мн., 2007.


Тема 22. Мониторинг социально-психологических предпосылок преступности

3. Методические требования к проведению социально-психологического мониторинга.

1. Сущность и задачи мониторинга социально-психологических предпосылок преступности.

Эффективное предупреждение преступности может осуществляться лишь на основе адекватной прогностической оценки тенденций изменения ее состояния и причинного комплекса. В современной криминологической литературе прогнозирование преступности определяется как основанное на анализе вероятное суждение о вариантах будущего состояния преступности. При прогнозировании преступности необходим комплексный подход, который должен охватывать тенденции: а) изменения социальных условий и процессов, влияющих на состояние правопорядка (и преступность как его противоположное явление); б) принимаемые меры борьбы с преступностью и ее профилактики; в) изменения самой преступности как явления, способного к самодетерминации.

В криминологии сформирован комплекс исходных оснований прогнозирования преступности:

  • прогноз преступности - это прежде всего оценка тенденций, которая всегда носит вероятностный характер. Необходимое условие этой оценки - допущение, что об устойчивости проявившейся в прошлом тенденции в динамике и структуре преступности;
  • преступность рассматривается как явление, вторичное по отношению к другим социальным явлениям, которые могут выступать как ее причинами, так и факторами, снижающими ее уровень;
  • между преступностью и ее факторами нет линейной причин – но-следственной связи: возможно запаздывание изменений в преступности при произошедших изменениях социальных условий, выступающих факторами ее роста или снижения. Это связано с инертностью социальных процессов –накоплением потенциала для изменений.

Криминологическое прогнозирование, основанное на этих положениях, может осуществляться при относительно высокой стабильности социальных условий общественного бытия или тенденций их изменения, а также при наличии необходимой информационной базы, включающей данные о широком спектре социальных явлений. При отсутствии этих условий прогнозирование преступности на определенный срок становится практически невозможным.

Решение проблемы прогнозирования тенденций преступности может быть осуществлено, исходя из положения о том, что факторы преступности различаются по степени непосредственности и интенсивности своего причинного влияния на правопорядок (преступность). Среди них есть внутренние причины, которые представляют собой явления индивидуального и общественного сознания, т.е. духовной сущности общества и отдельного человека. Эти внутренние причины являются наиболее существенными и поэтому изучение тенденций их изменения может позволить осуществлять краткосрочный прогноз тенденций изменения правопорядка и его альтернативного явления – преступности. Эти внутренние факторы формируются и изменяются под влиянием условий социального бытия, которые можно рассматривать как внешние факторы преступности, влияющие на изменение внутренних.

Постоянное изучение общественного правосознания и других социально-психологических предпосылок преступности (нравственного сознания, социально-правовых преставлений) через определенный промежуток времени, (например, годовой), оценка его состояния и происходящих изменений по сравнению с предыдущими периодами времени является социально-психологическим мониторингом тенденций изменения внутренних предпосылок правопорядка (преступности). Мониторинг означает слежение, систематическое изучение и оценка состояния явления и тенденций его изменения. Мониторинг должен осуществляться как систематическое изучение и оценка социально-психологических предпосылок преступности в соотнесении с анализом социальных условий, выступающих наиболее существенными внешними факторами и влияющих на формирование внутренних предпосылок. Анализ влияния социальных условий как внешних факторов, также может быть осуществлен на основе изучения общественных представлений, мнения, умонастроений по отношению к определенным социальным условиям. Ведь влияние социальных условий на поведение людей опосредствуется их субъективным восприятием, в зависимости от которого формируется отношение к ним людей, и связанным с таким отношением структурные элементы правосознания. Поэтому анализ общественного восприятия социальных условий и влияний, преломление этого восприятия в общественном правосознании позволит не только констатировать тенденции его изменения, но и определить наиболее главные направления усилий по изменению его социальных факторов.

2. Содержание мониторинга социально-психологических предпосылок преступности.

Схема мониторинга социально-психологических предпосылок преступности по логике его задач и возможностей включает следующие составляющие.

Первоначально изучаются те свойства общественного сознания и правовой психологии, которые выступают внутренними факторами появления и развития тенденций ухудшения состояния правопорядка. По результатам их анализа делаются выводы о внутренних предпосылках изменений преступности в обществе (в конкретном регионе, общности людей) в текущее время.

Далее проводится анализ социально-психологических предпосылок преступности, направленный на выявление условий социального бытия и социальных влияний, которые обусловливают криминогенно значимые изменения общественного сознания и правовой психологии, т.е. усиливают их дефекты. Установление этих факторов выступает основанием для принятия мер по их устранению или нейтрализации их негативного влияния.

Социально-психологический мониторинг может ориентироваться на разные социальные субъекты (территориальные общности населения, коллективы организаций, социальные группы) и по отношению к различным сферам юридически значимого поведения, соотносимого с уголовно-правовым запретом. К основным из этих сфер относятся: 1) сфера обеспечения удовлетворения материальных потребностей человека (эта сфера охватывает корыстные преступления); 2) сфера взаимодействия человека с другими людьми в связи с удовлетворением своих потребностей и интересов (данная сфера охватывает насильственные преступные деяния). Другие сферы юридически значимого поведения определяют специфические направления мониторинга. К ним относятся, например, сфера взаимодействия граждан с государством и его органами, сфера выполнения воинского долга, сфера досуга и потребления и др.

Социально-психологический мониторинг предполагает изучение общественного правосознания на основе распределение различных по своей направленности индивидуальных правовых позиций членов общества, их представлений о приемлемости совершения противоправных деяний, субъективного восприятия влияния общества на его членов: криминогенного («общество поддерживает преступное поведение»), антикриминогенного («общество препятствует преступным посягательствам») и противоречивого («общество в чем-то способствует, и в чем-то препятствует преступным деяниям»). Мониторинг социально-психологических предпосылок преступности предполагает использование комплекса показателей, описывающих те стороны правовых позиций членов общества, которые являются существенными в детерминации правопорядка и его альтернативы – преступности.

Первая сторона правовой позиции выражает субъективную представленность преступного способа действий – его приемлемость или неприятие. Эта представленность выражается в представлениях о значении преступного способа, отношении к нему, в личностных нормах и установках на его использование или неприемлемость. Данная сторона индивидуальной позиции может быть выражена следующей типологией:

  • позиция выражающая безусловную приемлемость преступного способа и решимость его использовать для удовлетворения определенных потребностей и интересов;
  • позиция представляющая условную приемлемость преступного способа, в проблемных случаях или при наличии благоприятных возможностей;
  • позиция характеризующаяся противоречивым либо индифферентным отношением к преступному способу при отсутствии как решимости его использовать, так и внутреннего запрета на совершении противоправных действий;
  • позиция проявляется в неприятии преступного способа и решимости отказаться от его использования при даже вынуждающем характере обстоятельств.

Вторая важнейшая для социально-психологического мониторинга сторона правовой позиции личности выражает представленность в ней правомерного способа удовлетворения потребности или разрешения проблемной ситуации. Основными типами позиции личности по отношению к правомерному способу являются следующие:

  • позиция, выражающая приемлемость правомерного способа и решимость его использовать постоянно, сочетающаяся с удовлетворенностью его результатами;
  • позиция, представляющая приемлемость правомерного способа, однако сочетающаяся с неудовлетворенностью его результативностью либо содержанием;
  • позиция, характеризующаяся противоречивым либо индифферентным отношением к правомерному способу и отсутствием как стремления его использовать, так и отказаться от его использования;
  • позиция, проявляющаяся в безусловном неприятии правомерного способа.

Третья основная сторона правовой позиции личности выражается в отношении к борьбе с преступностью. Она проявляется в отношении к противозаконному поведению других людей для удовлетворения их потребностей и интересов. Это отношение к противоправному поведению других лиц может быть следующим:

  • солидарное – оправдывающее, лояльное, как к должному или вполне нормальному явлению;
  • противоречивое – содержащее элементы и оправдания и осуждения противозаконных действий других лиц, проявляемое избирательно, (например, в зависимости от мотивов противозаконных действий, объекта посягательства или субъекта преступного деяния), либо индифферентное – неопределенное, неясное, несформированное отношение;
  • умеренно отрицательное – проявляющееся как сожаление в связи с тем, что люди совершают преступные деяния;
  • обостренно отрицательное – выражающееся в однозначном осуждении противозаконных действий.

Четвертая сторона позиции – выражает отношение к выполнению гражданского долга по поддержанию (укреплению) правопорядка. В ней

может выражается отношение к таким формам выполнения гражданского долга как извещение органов правопорядка о преступлениях, изобличающее свидетельство в уголовном процессе, проявление активности в пресечении преступлений и помощи потерпевшим. Эта сторона позиции может быть

дифференцирована следующим образом:

  • позиция неучастия – проявляется как личностная норма, например: «не следует участвовать в судебном преследовании человека, совершившего преступление»;
  • позиция участия при затрагивании личных интересов – выражается в личностной норме: «необходимо участвовать в судебном преследовании преступника лишь в случае, если преступление затронуло собственные интересы или потерпевшими оказались родные и близкие люди»;
  • позиция избирательного участия в зависимости от того, кто является субъектом преступления, потерпевшим, какое преступление совершено и т.п., например: «можно участвовать в судебном преследовании преступника, если нет угрозы мести с его стороны и если потерпевший заслуживает сочувствия» или «необходимо участвовать в судебном преследовании преступника, когда потерпевшим является человек, заслуживающий сочувствия и помощи (ребенок, женщина, пожилой человек, малоимущий, инвалид и т.п.)»;
  • позиция обязательного участия - «необходимо участвовать в судебном преследовании преступника в любом случае».

Наряду с изучением статистического распределения правовых позиций членов общества необходимо изучение социальных представлений, в которых выражается влияние общества на индивидуальное правосознание. В них, в частности отражается степень социальной приемлемости (или неприятия) совершения определенных противоправных деяний, а также социальное реагирование на совершение этих деяний. К числу основных социальных представлений необходимо отнести:

  • представление о характере и уровне потребностей «успешных» представителей той социальной группы, к которой себя относит индивид или к которой он стремится принадлежать, и о реальной возможности удовлетворить эти потребности правомерным способом;
  • представление о распространенности использования противозаконного способа действий (и о готовности его использовать другими людьми) среди лиц, представляющих социальное окружение индивида или референтную социальную группу, т.е. представление о «нормальности», «традиционности» этого способа в обществе или напротив о его «ненормальности», «нетрадиционности»;
  • представление о распределении в обществе, в ближайшем социальном окружении, а также среди лиц референтной группы различных правовых позиций (указанных в приведенной выше их типологии);
  • представление (ожидание) о благоприятности либо неблагоприятности последствий для тех, кто использует противоправный способ для в целях удовлетворения определенных потребностей или разрешения проблемных ситуаций. Это представление может связываться с результатом удовлетворения потребности либо с возможными последствиями для близких им людей, с последствиями для душевного самочувствия (угрызение совести, чувство вины), с возможным воздаянием за совершенное преступление (юридическая ответственность, расправа со стороны потерпевшего, потеря уважения среди людей, божья кара и т.п.);
  • представление (ожидание) о социальном реагировании на совершение определенного рода противоправных деяний и о вероятности наступления отрицательных последствий (юридической ответственности, расправы, необходимости материально компенсировать вред и др.). При этом представление о наступлении ответственности при использовании противозаконного способа может иметь различный когнитивный акцент: выражаться в осознании опасности последствий, либо в уверенности, что они неизбежны, либо проявляться в противоположных феноменах – в уверенности, что избежать отрицательные последствия возможно, уверенности положительном результате и исходе;
  • представление о благоприятности или неблагоприятности использования правомерного способа для обеспечения удовлетворения потребностей или разрешения проблемных ситуаций;
  • представление о реагировании ближайшего социального окружения на использование правомерного способа действий для обеспечения удовлетворения потребности или разрешения проблемной ситуации, т. Е. при принципиальном отказе от использования способа противоправного.

Представленная выше дифференциация правовых позиций, а также виды социально-правовых представлений и ожиданий могут быть использованы в качестве основы для разработки методики мониторинга социально-психологических предпосылок преступности. Наиболее приемлемым методом такого исследования является анкетный опрос, имеющий преимущество экономичности, охвата большого количества респондентов, а также возможности количественного анализа результатов.

3. Методические требования к проведению мониторинга социально-психологических предпосылок преступности.

Социально-психологический мониторинг в целях рациональных затрат на его проведение требует охвата наиболее социально активной части населения и демографических, социальных групп, представляющих наибольшую долю среди лиц совершающих виды преступлений, в отношении которых выявляются тенденции и предпосылки. При этом необходимо учитывать, что большую доля преступлений совершается лицами не учащимися и неработающими, однако опрос такой социальной группы в целях мониторинга организационно затруднителен.

К криминогенно "показательным" социальным группам можно отнести лиц мужского пола в возрасте от 16 до 40 лет со следующей их дифференциацией:

  • несовершеннолетние - учащиеся школ и ПТУ;
  • взрослые, работающие на предприятиях наиболее распространенных в регионе отраслей (сельскохозяйственных, промышленных);
  • взрослые, занимающиеся наиболее распространенным видами предпринимательства;
  • взрослые и несовершеннолетние, завершающие отбывание наказаний, не связанных с лишением свободы.
  • лица, завершающие отбывание наказания в виде лишения свободы.

Разработка методики анкетного опроса должна подчиняться ряду требований:

  • формулировка вопросов должна быть доступной для понимания опрашиваемыми, т.е. осуществляться на языке опрашиваемых (в отличие от научного языка), а также не выражать влияние на выбор ответов;
  • значение вопроса определяется не только его содержанием, но и местом в опросном листе, поэтому важна логическая их последовательность, исключающая при этом влияние одних вопросов и ответов на другие («эффект излучения»);
  • целесообразно использование компоновки вопросов от общего к конкретному по определенной теме;
  • при формулировке вопросов необходимо учитывать возможную неосведомленность респондентов или отсутствие мнения;
  • вопросы и ответы должны быть достаточно конкретными и корректными, чтобы не вызывать у респондентов неопределенность и отрицательные предубеждения;
  • количество вопросов должно ограничиваться достаточным минимумом, не требовать много времени для заполнения (примерно около 20 минут);
  • опрос должен проводиться ананимно, с указанием лишь некоторых общих данных о социальном статусе респондента, требуемых для анализа и выводов;
  • структура опросного листа должна отражать основные фазы опроса: вводную (адаптацию), основную часть, завершающую и общие данные о респонденте и другие.

Для примера приведем перечень некоторых вопросов и вариантов ответов для мониторинга общественного правосознания и других социальнопсихологических предпосылок преступности.

Хорошо ли вы знаете какие действия и поступки, если их совершить, считаются преступлениями (подлежат уголовному наказанию) ?

  • Уверен, что знаю достаточно хорошо.
  • Не совсем в уверен, что знаю достаточно хорошо.
  • Думаю, что не имею достаточных знаний.

Считаете ли вы, что некоторые люди могут оказаться на скамье подсудимых потому, что не знали, что совершенные ими действия считаются преступлениями?

  • Да, это вполне возможно.
  • Может быть это возможно, но в основном люди знают, что совершают незаконные действия.

Имеются ли на ваш законные возможности обеспечить свой материальный достаток, который вы можете иметь с учетом ваших реальных способностей?

  • Законные возможности позволяют обеспечить тот материальный достаток, на который я реально могу претендовать.
  • Законные возможности не вполне позволяют обеспечить такой материальный достаток.
  • Законные возможности явно не позволяют обеспечить материальный достаток, который соответствует моим способностям.

Испытываете ли вы отрицательные переживания по поводу невозможности обеспечить свой материальный достаток?

  • У меня такая мысль не возникает.
  • Иногда такая мысль возникает, но отрицательных переживаний я не испытываю
  • Иногда я испытывают такие переживания.
  • Эта мысль меня периодически посещает и действительно вызывает отрицательные переживания.

Как вы предполагаете, какая часть людей, имеющих примерно ваше положение, совершают незаконные действия для решения материальных проблем?

  • Думаю, что около четверти иногда это делают.
  • Думаю, что около половины это совершают.
  • Думаю, что большинство так поступают.
  • Думаю, что почти все это допускают.

Как вы предполагаете, какая часть людей, совершающих незаконные действия материального характера, привлекаются к уголовной ответственности?

  • Скорее всего незначительная часть.
  • Думаю, что около четверти.
  • Наверное около половины.
  • Думаю, что большинство.

Как вы предполагаете, можно ли совершив незаконные действия материального характера, не быть привлеченным к уголовной ответственности?

  • Думаю, что вполне можно избежать, если все делать предусмотрительно.
  • Думаю, что возможность избежать ответственности выше, чем риск наказания.
  • Думаю, что вероятность наказания наполовину.
  • Думаю, что вероятность наказания выше, чем вероятность его избежания.
  • Думаю, что избежать наказания маловероятно, его опасность очень высокая.

Как вы предполагаете, какая часть людей не допускает незаконных действий материального характера, которые считаются преступлениями.

  • Думаю, что незначительная часть.
  • Думаю, что около четверти.
  • Думаю, что около половины.

Какой человек как правило живет более удовлетворенно своей жизнью - тот, который незаконно решает материальные проблемы, или тот, который этого не допускает?

  • Как правило, живет более удовлетворенно тот, кто не допускает незаконных действий.
  • Трудно сказать - и тот и другой.
  • Как правило, живет более удовлетворенно тот, кто незаконно решает материальные проблемы.

Какой человек, на ваш взгляд, проживет жизнь в целом более счастливо - тот, который использует возможность незаконного решения материальных проблем, или тот, который этого не допускает?

  • В большинстве случаев тот, кто не допускает незаконных действий.
  • Думаю, что примерно одинаковое количество и тех и других.
  • В большинстве случаев тот, кто незаконно решает материальные проблемы.

Как вы считаете, многие ли люди, удовлетворены своим материальным положением?

  • Думаю, что незначительная часть.
  • Думаю, что около четверти.
  • Думаю, что около половины.
  • Думаю, что больше половины (большинство).
  • Думаю, что подавляющее большинство.

Каким образом, на ваш взгляд, обеспечивают свой материальный достаток люди, которые удовлетворены своим материальным положением?

  • Однозначно считаю, что обеспечивают незаконно.
  • В основном незаконно за исключением небольшой части талантливых и способных людей.
  • Наверное половина законным путем, а половина незаконным.
  • В большинстве случаев законным путем.

Вопросы для самоконтроля и практических занятий.

В чем заключаются теоретические основания прогнозирования преступности?

Какая идея положена в основу изучения правосознания в целях оценки тенденций правопорядка (преступности) ?

В чем заключается мониторинг социально-психологических предпосылок преступности?

Какая методическая схема построения мониторинга социально-психологических предпосылок преступности?

Какие сферы юридически значимого поведения может затрагивать социально-психологический мониторинг?

Какие стороны правовой позиции людей являются показательными для социально-психологического мониторинга?

Какая дифференциация позиций может быть использована в социально-психологическом мониторинге?

Какие социально-правовые представления необходимо изучать в целях мониторинга субъективных предпосылок преступности?

Какие группы населения относятся к «показательным» при изучении социально-психологических предпосылок преступности?

Какие требования предъявляются для разработки методики анкетного опроса в целях мониторинга социально-психологических предпосылок преступности?