Полезно знать - Автомобильный портал

Основы делопроизводства в органах прокуратуры. I. Компьютеризация органов прокуратуры  I.6.2. Организация работ по компьютеризации органов прокуратуры

В рамках Программы правовой информатизации России в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ на основе методологии системного структурного анализа разработана также Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО-Прокуратура). Целью данной программы является создание на всей территории Российской Федерации единой автоматизированной информационной среды, которая способна наиболее полно и оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех уровней при осуществлении ими своих функций. Единая информационная среда создается для органов прокуратуры, распределенных по всей территории России и образующих трехуровневую систему:

  • 1 уровень - Генеральная прокуратура РФ;
  • 2 уровень - прокуратуры республик в составе Российской Федерации; прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; иные территориальные прокуратуры; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей;
  • 3 уровень - прокуратуры городов и районов; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов.

В рамках создания АСИО-Прокуратура Программой предусматривается решение следующих основных задач:

организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) по каждому виду деятельности органов прокуратуры и формирование локальных проблемно-ориентированных баз данных и программно-технических средств для решения определенной логически полной группы задач по каждому направлению деятельности (надзору за исполнением законов, защите прав и свобод граждан, расследованию преступлений и др.);

объединение локальных баз данных на каждом из уровней управления (районном, межрайонном, городском, областном, республиканском, федеральном) в интегрированный банк данных и формирование программно-технических средств, обеспечивающих возможность коллективного использования данных, содержащихся в интегрированном банке;

объединение вычислительных и информационных ресурсов органов прокуратуры в единую информационно-вычислительную сеть с адаптацией к существующей в стране информационной инфраструктуре;

обеспечение информационного взаимодействия с автоматизированными информационными системами и базами данных, созданными в органах государственной власти и управления, министерствах и ведомствах правовой сферы, других министерствах и ведомствах.

Системы, используемые в деятельности органов прокуратуры

В рамках реализации АСИО-Прокуратура сегодня созданы и развиваются следующие информационные технологии и системы.

Информационные системы в сфере делопроизводства представлены в настоящее время автоматизированными рабочими местами, обеспечивающими те или иные направления работы с документами, которые могут действовать и в составе локальной вычислительной сети.

К действующим системам регистрации и контроля исполнения документов можно отнести:

  • 1. автоматизированную систему информационного обеспечения деятельности секретариата Генерального прокурора РФ и его заместителей;
  • 2. системы учета и анализа жалоб, поступающих в центральный аппарат Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные и городские прокуратуры;
  • 3. систему обеспечения работы приемной Генеральной прокуратуры РФ;
  • 4. системы учета и контроля поступающей в прокуратуры разных уровней информации.

Система ведомственного электронного документооборота является основой информационной системы органов прокуратуры и относится к системам общего назначения.

Автоматизация документооборота предполагает охват всех подразделений органов прокуратуры вычислительной сетью и образованием автоматизированных рабочих мест в канцелярии каждого подразделения, а в дальнейшем - у каждого прокурора. Автоматизированный документооборот должен быть защищен специальными программно-техническими средствами, системами разграничения доступа к информации. В рамках проекта первой очереди система с такими требованиями определена к разработке.

Интегрированная база данных статистики. Возложение на органы прокуратуры функций координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью повысило значение обобщающей и аналитической работы со статистической информацией, что вызвало необходимость построения в органах прокуратуры интегрированного банка данных статистических показателей о состоянии законности и состоянии преступности в Российской Федерации. Этот банк данных, наряду с учетными данными правоохранительной статистики, должен содержать и обобщенные показатели. Обновленное программное обеспечение в виде АРМ-"Статистика" является основой для проведения аналитической работы. Информационно-правовые фонды. Насущной задачей универсального назначения является обеспечение органов прокуратуры всех уровней правовыми базами данных. Она решается в рамках самостоятельного направления в АСИО "Прокуратура" - создание и использование ведомственных информационно-правовых фондов в органах прокуратуры.

Такие фонды предназначаются главным образом для организации межведомственного информационного обмена и для обеспечения "электронными оригиналами" нормативных правовых актов из официального источника.

Для доставки в органы прокуратуры электронных документов, имеющих статус официальной копии, применяется механизм электронной почты с использованием криптографической защиты и электронной подписи. Большое распространение в органах прокуратуры получили также справочные правовые системы "Консультант-Плюс", "Гарант", "Кодекс".

Информационное обеспечение кадровых подразделений органов прокуратуры.

Основной компонентой информационного обеспечения деятельности кадровых подразделений является автоматизированная информационная система "Кадры". Она построена и технологически увязана с документами личного дела сотрудника: личным листком по учету кадров, анкетой, личной карточкой сотрудника, приказами. Информация об аттестации заносится в аттестационную карточку, а о резерве - в карточку резерва. После ввода данных полная информация содержится в удобной для работы электронной карточке сотрудника. Такая база данных дает возможность получить списки сотрудников, подлежащих аттестации, или представления к очередному классному чину на определенную дату.

Информационное обеспечение надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Важное место в деятельности прокуратуры занимает надзор за исполнением законов при регистрации, учете и расследовании преступлений. Для информационного обеспечения этой деятельности НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации разработан и внедрен в практику работы органов прокуратуры ряд автоматизированных систем и комплексов задач, которые постоянно модернизируются, а в настоящее время требуют приведения в соответствие с нормами УПК РФ. Для надзора за исполнением закона на стадии возбуждения уголовного дела разработан и функционирует комплекс задач "Надзор за законностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях". Сведения, содержащиеся в базе данных, позволяют постоянно осуществлять надзор за своевременностью и обоснованностью принятия решений по заявлениям и сообщениям о преступлении, выявлять и пресекать нарушения, проводить анализ и обобщения. Стадию расследования по уголовному делу информационно сопровождают комплексы задач "Учет уголовных дел" и "Надзор за сроками следствия и содержания обвиняемых под стражей". В каждом из этих комплексов задач содержатся две базы данных: движение по уголовному делу от момента его возбуждения и до принятия окончательного решения; сведения по обвиняемым - даты задержания и ареста, квалификация совершенного преступления, сроки следствия и содержания обвиняемых под стражей; результаты расследования по делу и рассмотрения его в суде, причины освобождения из-под стражи и другие процессуальные решения. К сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, относится действующая автоматизированная система "Учет нераскрытых убийств". Ее информационной основой служит формализованный бланк спецдонесения об умышленных убийствах.

В целях обеспечения конституционных прав граждан, совершенствования прокурорского надзора за разрешением заявлений и сообщений о без вести пропавших и об обнаружении неопознанных трупов создана справочно-информационная система с условным наименованием "Опознание". В данной системе реализованы такие функции, как ввод информации о без вести пропавших; неопознанных трупах и больных, не могущих о себе сообщить; поиск (отбор) информации по материалам и уголовным делам данной категории; получение аналитических справок и т.д.

"АРМ-следователя". Целью создания этой системы является оптимизация работы следователя, сокращение сроков и повышение качества следствия за счет:

сокращения временных затрат на поиск информации, передачи и получения информации по каналам связи, включая доступ к законодательной и справочной информации, к оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам органов внутренних дел, к материалам конкретного уголовного дела;

исключения или минимизации ошибок при применении законодательства в ходе предварительного следствия (например, при подготовке процессуальных документов);

выработки обоснованных и рациональных решений в ходе расследования преступлений, при проведении комплексного анализа доказательственной, оперативной, нормативной, справочной и иной информации;

использования автоматизированных методик при проведении отдельных следственных действий и при расследовании некоторых видов преступлений и "экспертных" систем принятия уголовно-правовых и уголовно-процессуальных решений.

В структуру "АРМ-следователя" входит три функциональных блока. Первый (условное наименование "Правовая информация") включает нормативную правовую базу, обеспечивающую предварительное следствие. Второй блок ("Функциональные АИСС") содержит методические рекомендации, созданные в помощь следователю, автоматизированные системы, несущие элементы обучения (типовые образцы документов, постатейный материал УПК к следственным действиям). Этот блок автоматизированных систем также позволяет следователю выполнять отдельные поручения иных правоохранительных органов вне рамок расследуемых им преступлений. Третий блок автоматизированных систем ("Ведение уголовного дела") предназначен для подготовки, систематизированного хранения и выдачи информации по уголовным делам, находящимся в стадии производства, а также приостановленным или оконченным производством делам, которые будут храниться в базе данных до принятия по ним судебных решений.

В рамках реализации АСИО-ПРОКУРАТУРА сегодня созданы и развиваются следующие информационные технологии и системы.

Информационные системы в сфере делопроизводства представлены в настоящее время автоматизированными рабочими местами, обеспечивающими те или иные направления работы с документами, которые могут действовать и в составе локальной вычислительной сети.

К действующим системам регистрации и контроля исполнения документов можно отнести:

1. Автоматизированную систему информационного обеспечения деятельности секретариата Генерального прокурора РФ и его заместителей.

2. Системы учета и анализа жалоб, поступающих в центральный аппарат Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные и городские прокуратуры.

3. Систему обеспечения работы приемной Генеральной прокуратуры РФ.

4. Системы учета и контроля поступающей в прокуратуры разных уровней информации.

Система ведомственного электронного документооборота является основой информационной системы органов прокуратуры и относится к системам общего назначения.

Автоматизация документооборота предполагает охват всех подразделений органов прокуратуры вычислительной сетью и образованием автоматизированных рабочих мест в канцелярии каждого подразделения, а в дальнейшем – у каждого прокурора. Автоматизированный документооборот должен быть защищен специальными программно-техническими средствами, системами разграничения доступа к информации.

В рамках проекта первой очереди система с такими требованиями определена к разработке.

Интегрированная база данных статистики. Возложение на органы прокуратуры функций координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью повысило значение обобщающей и аналитической работы со статистической информацией, что вызвало необходимость построения в органах прокуратуры интегрированного банка данных статистических показателей о состоянии законности и состоянии преступности в Российской Федерации. Этот банк данных, наряду с учетными данными правоохранительной статистики, должен содержать и обобщенные показатели.

Обновленное программное обеспечение в виде «АРМ-СТАТИСТИКА» является основой для проведения аналитической работы.

Информационно-правовые фонды. Насущной задачей универсального назначения является обеспечение органов прокуратуры всех уровней правовыми базами данных. Она решается в рамках самостоятельного направления в АСИО «ПРОКУРАТУРА» – создание и использование ведомственных информационно-правовых фондов в органах прокуратуры.

Такие фонды предназначаются главным образом для организации межведомственного информационного обмена и для обеспечения «электронными оригиналами» нормативных правовых актов из официального источника.

Для доставки в органы прокуратуры электронных документов, имеющих статус официальной копии, применяется механизм электронной почты с использованием криптографической защиты и электронной подписи.

Информационное обеспечение кадровых подразделений органов прокуратуры. Основной компонентой информационного обеспечения деятельности кадровых подразделений является автоматизированная информационная система «КАДРЫ». Она построена и технологически увязана с документами личного дела сотрудника: личным листком по учету кадров, анкетой, личной карточкой сотрудника, приказами.

Информационное обеспечение надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Важное место в деятельности прокуратуры занимает надзор за исполнением законов при регистрации, учете и расследовании преступлений. Для информационного обеспечения этой деятельности НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации разработан и внедрен в практику работы органов прокуратуры ряд автоматизированных систем и комплексов задач, которые постоянно модернизируются, а в настоящее время требуют приведения в соответствие с нормами УПК РФ.

Для надзора за исполнением закона на стадии возбуждения уголовного дела разработан и функционирует комплекс задач «НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ». Сведения, содержащиеся в базе данных, позволяют постоянно осуществлять надзор за своевременностью и обоснованностью принятия решений по заявлениям и сообщениям о преступлении, выявлять и пресекать нарушения, проводить анализ и обобщения.

Стадию расследования по уголовному делу информационно сопровождают комплексы задач «Учет уголовных дел» и «Надзор за сроками следствия и содержания обвиняемых под стражей». В каждом из этих комплексов задач содержатся две базы данных: движение по уголовному делу от момента его возбуждения и до принятия окончательного решения; сведения по обвиняемым – даты задержания и ареста, квалификация совершенного преступления, сроки следствия и содержания обвиняемых под стражей; результаты расследования по делу и рассмотрения его в суде, причины освобождения из-под стражи и другие процессуальные решения.

К сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, относится действующая автоматизированная система «УЧЕТ НЕРАСКРЫТЫХ УБИЙСТВ». Ее информационной основой служит формализованный бланк спецдонесения об умышленных убийствах.

В целях обеспечения конституционных прав граждан, совершенствования прокурорского надзора за разрешением заявлений и сообщений о без вести пропавших и об обнаружении неопознанных трупов создана справочно-информационная система с условным наименованием «ОПОЗНАНИЕ». В данной системе реализованы такие функции, как ввод информации о без вести пропавших; неопознанных трупах и больных, не могущих о себе сообщить; поиск (отбор) информации по материалам и уголовным делам данной категории; получение аналитических справок и т.д.

«АРМ-СЛЕДОВАТЕЛЯ». Одной из функций, возложенных на органы прокуратуры, является расследование преступлений, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их подследственности. Специфика деятельности следователя, широкий круг и сложность решаемых им задач, большой объем составляемых процессуальных и иных документов требуют совершенной системы информационного обеспечения.

Для реализации данной цели в помощь следователям Институтом разработаны и продолжают разрабатываться автоматизированные системы, объединенные в функциональный единый блок «АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО СЛЕДОВАТЕЛЯ». Таким образом, «АРМ-СЛЕДОВАТЕЛЯ» – это комплексы индивидуальных технических и программных средств, предназначенных для автоматизации информационной поддержки процесса предварительного следствия.

Целью создания этой системы является оптимизация работы следователя, сокращение сроков и повышение качества следствия за счет:

· сокращения временных затрат на поиск информации, передачи и получения информации по каналам связи, включая доступ к законодательной и справочной информации, к оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам органов внутренних дел, к материалам конкретного уголовного дела;

· исключения или минимизации ошибок при применении законодательства в ходе предварительного следствия (например, при подготовке процессуальных документов);

· выработки обоснованных и рациональных решений в ходе расследования преступлений, при проведении комплексного анализа доказательственной, оперативной, нормативной, справочной и иной информации;

· использования автоматизированных методик при проведении отдельных следственных действий и при расследовании некоторых видов преступлений и «экспертных» систем принятия уголовно-правовых и уголовно-процессуальных решений.

В структуру «АРМ-СЛЕДОВАТЕЛЯ» входит три функциональных блока.

Первый (условное наименование «ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ») включает нормативную правовую базу, обеспечивающую предварительное следствие.

Второй блок («ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АИСС») содержит методические рекомендации, созданные в помощь следователю, автоматизированные системы, несущие элементы обучения (типовые образцы документов, постатейный материал УПК к следственным действиям). Этот блок автоматизированных систем также позволяет следователю выполнять отдельные поручения иных правоохранительных органов вне рамок расследуемых им преступлений.

Третий блок автоматизированных систем («ВЕДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА») предназначен для подготовки, систематизированного хранения и выдачи информации по уголовным делам, находящимся в стадии производства, а также приостановленным или оконченным производством делам, которые будут храниться в базе данных до принятия по ним судебных решений.

Комплекс задач «ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ» позволяет реализовывать доступ в подсистему ведомственных информационно-правовых фондов (ИПФ), которая предназначена, в частности, для обеспечения федеральных ведомств «электронными оригиналами» нормативных правовых актов из официального источника.


На федеральном уровне задача обеспечения такими фондами решается специализированными подразделениями (Управлением правовой информации и Научно-техническим центром «Система»). Принципиальный подход состоит не в создании собственных (дублирующих) информационных ресурсов, а в порядке использования федеральных фондов в интересах органов прокуратуры (предварительного следствия). Часть содержимого информационно-правовых фондов является данными ограниченного пользования, поэтому в составе банка данных ИПФ может быть организовано ведение базы данных ограниченного доступа (приказы и указания Генерального прокурора РФ, решения коллегий Генеральной прокуратуры РФ, постановления пленумов Верховного Суда РФ и др.).

В связи с тем, что такое ограничение потребует использования специальных технических и программных средств, перспективы внедрения подсистемы ведомственных информационно-правовых фондов в полном объеме в практику работы следователей связаны с материально-техническим обеспечением органов прокуратуры.

Блок «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АИСС» включает автоматизированные информационно-справочные системы:

1. «Шаблоны документов предварительного следствия, постатейный материал УПК к процессуальному действию, образцы документов досудебного производства» (условное наименование АИСС «БЛАНК»);

2. «Судебные экспертизы»;

5. «Планирование».

Последовательно рассмотрим задачи и функции АИСС, включенные во второй блок.

АИСС «БЛАНК» предназначена для оказания помощи пользователю при подготовке им процессуальных документов. Структура АИСС обеспечивает необходимую последовательность выбора процессуального действия и соответствующего шаблона документа.

Пользователь с помощью автоматизированной системы в редакторе Word может:

1. Подготовить процессуальный документ либо изготовить на принтере компьютера типографский бланк процессуального документа, с последующим внесением в него текста от руки или на пишущей машинке.

2. Изучить типовой образец документа, представленный в АИСС.

1. Просмотреть представленный постатейный материал УПК к данному процессуальному действию.

АИСС «СУДЕБНЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ» включает перечень экспертных учреждений Российской Федерации, объекты экспертных исследований, виды назначаемых экспертиз и вопросы к ним, типовые постановления о назначении экспертиз. В основу этой системы положен опыт, накопленный по предварительному следствию, и рекомендации сотрудников экспертных учреждений Российской Федерации.

Создание АИСС «СУДЕБНЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ» способствует усовершенствованию информационного обеспечения следователей при подготовке и вынесении постановлений о назначении судебных экспертиз. Структура АИСС обеспечивает:

1. Выбор задаваемого оператором режима (объект, экспертиза, экспертное учреждение) поиска, соответствующего его информационной потребности.

2. Выбор заданного оператором шаблона постановления о назначении экспертизы с включенным перечнем типовых вопросов эксперту и подготовка документа в редакторе «Word».

3. Выбор заданного оператором соответствующего экспертного учреждения и получение справочной информации об экспертном учреждении.

4. Выбор заданного оператором шаблона сопроводительного письма в экспертное учреждение к постановлению о назначении экспертизы и подготовка документа в редакторе «Word».

5. Сохранение подготовленного документа в указанной оператором папке (возможно многократное обращение к сохраненной электронной копии).

6. Выдачу на печать подготовленного документа при направлении адресату или необходимости его сохранения в виде твердой копии.

АИСС «УЧЕТЫ» содержит сведения об иерархической структуре оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, о картотеках и коллекциях органов внутренних дел Российской Федерации, о наименованиях ведущихся в подразделениях и службах учетов, а также адресно сформулированные запросы при обращении следователя к учету.

Система «УЧЕТЫ» позволит следователю подготовить запрос на необходимый ему уровень централизации учетов, в службу или к виду учета («Запрос»). Используя подсистему «Типовой запрос», следователь может удовлетворить свою информационную потребность и получить сведения, какие именно учеты, в каких подразделениях и на каком уровне смогут ответить на поставленные им вопросы, и подготовить адресный запрос.

Эта система обеспечивает также подготовку сопроводительных писем при направлении учетных документов при формировании учетов, подскажет следователю, в каких случаях и куда необходимо направить учетные документы по расследуемому уголовному делу.

АИСС «ПЛАНИРОВАНИЕ» предлагает пользователю перечень шаблонов документов, соответствующих требованиям УПК РФ, которые можно использовать как при составлении плана расследования преступления, выполнения отдельных следственных действий, так и для осуществления функций самоконтроля (например, сроков предварительного следствия, сроков содержания под стражей, установления и допроса свидетелей и проч.).

Эта система учитывает различные ситуации по расследуемому преступлению, например планирование расследования преступления:

1. По одноэпизодному делу с одним обвиняемым.

2. По многоэпизодному делу с одним обвиняемым.

1. По одноэпизодному делу с несколькими обвиняемыми.

2. По многоэпизодному делу с несколькими обвиняемыми.

Заполненные шаблоны могут храниться в виде твердых копий или обрабатываться в рамках АИСС. В этом случае следователь будет получать уведомления об истечении контролируемых им сроков (например, сроков предварительного следствия, выполнения допросов, отдельных поручений органу дознания и др.).

Для повышения эффективности деятельности следователя большое значение имеет использование методических рекомендаций по планированию расследования отдельных составов преступлений. Методика дает систематизированное описание механизма, технологий действий следователя при решении какой-либо задачи, определенной группы и всего комплекса поисково-познавательных задач предварительного расследования. Такие методики выступают в качестве источника информации, указывающего на то, что должно быть сделано по той или иной категории дел, в той или иной ситуации и каким образом это должно делаться.

Третий блок автоматизированной системы «АРМ-СЛЕДОВАТЕЛЯ» – «ВЕДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА» предназначен для информационно-аналитического сопровождения деятельности следователя при расследовании уголовных дел, находящихся у него в производстве. По каждому уголовному делу (и даже по отдельному эпизоду) можно получить установочные данные: обвиняемых, потерпевших, свидетелей и иных субъектов процесса предварительного следствия; получить сведения обо всех проведенных следственных действиях по делу и дате их проведения. Система позволяет в автоматизированном режиме контролировать сроки предварительного следствия, содержания обвиняемых под стражей, выполнения плана расследования и др.

Подготовка и систематизированное хранение документов следственных действий в рамках уголовного дела позволит, используя шаблоны документов, получать твердые копии процессуальных документов для помещения в уголовное дело, а также хранить эти документы на магнитных носителях, что обеспечит не только быстроту их отыскания, но и неоднократность использования (например, при подготовке обвинительного заключения). Следует отметить, что использование в «АРМ-СЛЕДОВАТЕЛЯ» системы паролей должно обеспечивать защиту информации по уголовным делам, находящуюся на магнитном носителе, от несанкционированного доступа.

Созданные и разрабатываемые в рамках «АРМ-СЛЕДОВАТЕЛЯ» автоматизированные системы являются системами открытого типа, т.е. позволяют включать по мере создания дополнительные функциональные подсистемы или комплексы задач, включать в уже функционирующие системы новые документы, а также корректировать имеющиеся документы.

Развитие системы информационного обеспечения органов прокуратуры и, прежде всего, следственного аппарата предполагает решение следующих первоочередных задач:

· централизованное оснащение всех звеньев прокуратуры современной вычислительной техникой и коммуникационным оборудованием;

· создание информационно-коммуникационной инфраструктуры;

· обеспечение на этой базе выхода во внешние информационные системы;

· внедрение информационно-аналитических технологий в деятельность прокуратуры, в частности, создание электронных носителей по применению норм УПК РФ.

Информационное обеспечение деятельности Совета Федерации осуществляется на основании информационно-коммуникационной системы Совета Федерации, созданной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации. В дальнейшем наращивание информационных технологий и информационных систем осуществлялось на основании Концепции развития информационно-коммуникационной системы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации до 2010 года. Реализация концепции позволила Совету Федерации достичь конкретных результатов в информационном обеспечении законодательной деятельности, особенно с учетом перехода страны на трехгодичное бюджетное планирование. В рамках Концепции развития информационно-коммуникационной системы Совета Федерации осуществлено внедрение различных информационных систем (типа «Парламентский портал» в сети интернет или "Электронная версия сборника нормативных правовых актов по вопросам государственной службы и кадровой политики"), автоматизированных информационных систем (типа "Материальные и инженерные ресурсы Совета Федерации", "Кадры Совета Федерации"), систем электронного документооборота в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, технологических систем обеспечения информационной и документационной поддержки заседаний Совета Федерации и Совета палаты на базе автоматизированных рабочих мест членов Совета Федерации в залах заседаний Совета Федерации и Совета палаты.

Информатизация нормотворческого процесса в Думе включает следующие этапы:

    информационное обеспечение процесса разработки, подготовки и формирования текстов законопроектов и необходимыми к ним приложениями

    автоматизированный контроль за соблюдением всех необходимых для прохождения документа условий

    информационное обеспечение процесса обсуждения законопроекта до его рассмотрения на пленарном заседании

    распространение текстов правовой и иной информации среди депутатов

    информационное обеспечение работы пленарного заседания Думы, в том числе компьютерно-техническое

    электронно-техническое и технологическое обеспечение пленарных заседаний и голосования

    подготовка текста принятого закона для передачи его в Совет Федерации.

Для обеспечения работы ГД служат информационные системы:

    Для лингвистической работы с текстами законопроектов служат различные тезаурусы (вспомогательные лингвистические системы), различные словари терминов и определений, алфавитные указатели к важнейшим законам и др.

    С целью получить оперативную информацию о состоянии и динамике всей массы законопроектов, о соблюдении установленных Конституцией РФ сроков выполнения тех или иных действий применяется компютерный мониторинг

    Электронная система информационного обеспечения заседаний Государственной Думы служит для:

    регистрации депутатов Государственной Думы

    записи депутатов на выступления, регистрации, внесения ими предложений и поправок

Автоматизированную обработку всех документов Госдумы обеспечивает электронная система документооборота (система управления электронным документооборотом), которая представляет собой совокупность программных устройств, с помощью которых организована процедура оборота документов в электронном виде.

Прокуратура

Деятельность прокурора включает в себя:

    надзор за расследованием уголовных дел

    поддержание обвинения по уголовным делам и участие в рассмотрении гражданских дел судами

    надзор за исполнением законов и законностью правовых актов

    разрешение большого количества жалоб и заявлений граждан и другие аспекты.

Очевидно, что содержание прокурорского надзора по всем его направлениям непосредственно связано с анализом разнообразной информации. Чем более полная и достоверная информация находится в распоряжении прокурора, тем выше вероятность принятия верного решения, причем закон отводит прокурору определенное, а зачастую весьма ограниченное время для выбора решения.

Информационные технологии Прокуратуры РФ

В рамках Программы правовой информатизации России в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ на основе методологии системного структурного анализа разработана также Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО-Прокуратура).

Целью данной программы является создание на всей территории Российской Федерации единой автоматизированной информационной среды, которая способна наиболее полно и оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех уровней при осуществлении ими своих функций.

Единая информационная среда создается для органов прокуратуры, распределенных по всей территории России и образующих трехуровневую систему:

    1 уровень - Генеральная прокуратура РФ

    2 уровень - прокуратуры республик в составе Российской Федерации; прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; иные территориальные прокуратуры; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей

    3 уровень - прокуратуры городов и районов; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов.

В настоящее время в Генеральной прокуратуре РФ функционируют:

    отдел писем для решения задачи «Жалоба»

    управление кадров

    отдел статистики

    отдел по законодательству Российской Федерации для информационного обслуживания сотрудников Генеральной прокуратуры РФ.

На региональном уровне действуют:

    АСИО «Надзор за следствием и дознанием», включающая подсистемы обработки информации по уголовным делам с продленными сроками следствия и содержания обвиняемых под стражей, по делам о преступлениях, совершенных организованными группами

    АСИО о кадровом составе органов прокуратуры, где существует персональный учет кадров, контроль за проведением аттестации сотрудников прокуратуры и реализацией результатов ее проведения

    АСИО по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам

    АСИО по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам

    автоматизированная система обработки статистически информации о работе прокурора, отчета о следственной работе, о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях

    автоматизированные системы информационного обеспечения расследования преступлений

    автоматизированная система учета нераскрытых убийств.

Содержание прокурорского надзора по всем его направлениям связано с информационной работой. На основании сбора, систематизации, анализа и обобщения разного рода информации прокурор, используя свои полномочия, принимает решение и действует. Очевидно, что чем более полная и достоверная информация находится в распоряжении прокурора, тем выше вероятность принятия верного решения, причем закон отводит прокурору определенное, а зачастую, весьма ограниченное время для выбора решения.

Работа прокурора с информацией характеризуется большим объемом и разнохарактерностью. Деятельность прокурора включает в себя: надзор за расследованием уголовных дел; поддержание обвинения по уголовным делам и участие в рассмотрении гражданских дел судами; надзор за исполнением законов и законностью правовых актов; разрешение большого количества жалоб и заявлений граждан; другие аспекты. Нередко информация, которой располагает прокурор, противоречива и недостаточна, что существенно осложняет его работу.

Исследования существующего порядка информационного обеспечения деятельности прокуратуры показали, что, несмотря на значительное количество учетных документов, единая система регистрации, сбора, обработки и хранения информации, которая характеризовала бы с исчерпывающей полнотой то или иное направление деятельности прокуратуры, отсутствует.

Информативность учетных документов, предусмотренных Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, относительно низкая, что вынуждает сотрудников прокуратуры вести значительное количество дополнительных книг и журналов учета, на что уходит значительное время из-за их трудоемкости и ручной обработки. Показатели различных учетных документов многократно дублируются; сведения, разбросанные по разным учетным документам, плохо поддаются систематизации при накоплении справочных массивов. Сложно получить сведения в их динамике за определенные промежутки времени, не предусмотренные статистическими отчетами.

В современном, часто меняющемся законодательстве со всеми его институтами, судебной и арбитражной практикой специалистам стало трудно ориентироваться даже в пределах отдельной отрасли права.

Проводимая компьютеризация органов прокуратуры, внедрение в практику работы прокуроров и следователей автоматизированных систем информационного обеспечения несколько снизило проблему информационного «голода» в процессе принятия решений, но не решило ее полностью, и в свою очередь, вызвало новые проблемы. Эти проблемы касаются и повсеместного распространения компьютеров, наличия их в каждой прокуратуре, и обновления компьютерной базы в органах прокуратуры, систематического оснащения ее высокоэффективными программными продуктами, совместимыми друг с другом, перевода на современные информационные технологии, позволяющие осуществлять аналитическую поддержку принимаемых решений.

I.6.2. Организация работ по компьютеризации органов прокуратуры.

Анализ накопленного опыта и современных тенденций в создании и развитии систем обработки информации предопределяет целесообразность разработки автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры (АСИО «Прокуратура») как специализированной системы с использованием концепции автоматизированных банков данных и телекоммуникационной среды.

Целесообразно при построении системы информационного обеспечения органов прокуратуры использовать создаваемую Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ) информационно-телекоммуникационную систему (ИТКС) специального назначения в интересах органов государственной власти.

Основными ц е л я м и к о м п ь ю т е р и з а ц и и прокуратуры являются:

1) качественное расширение возможностей анализа состояния законности и правопорядка, защиты прав и интересов граждан путем расширения номенклатуры учетных показателей, систематизации и обобщения накопленной информации;

2) повышение достоверности обрабатываемой информации за счет автоматизированного сопоставления и контроля однотипных данных, полученных из разных источников;

3) упрощение существующей системы делопроизводства, главным образом за счет упорядочения документооборота;

4) обеспечение поддержки принятия решений по основным направлениям деятельности прокуратуры, заключающейся в реализации единой методологии автоматизированного сбора, учета, интегрированного хранения и многоцелевой обработки информации, необходимой для решения всех типов функциональных задач;

5) освобождение сотрудников прокуратуры от рутинного непроизводительного труда, улучшение их информированности;

6) значительное сокращение сроков обработки информации и обеспечение высокой оперативности требуемых сведений;

7) использование ЭВМ для обеспечения некоторых контрольных функций за соблюдением сроков исполнения различных документов, разрешаемых сотрудниками прокуратуры.

При явной недостаточности оснащения прокуратур компьютерами каждый третий компьютер относится к поколению младших моделей ПЭВМ и к настоящему времени физически и морально устарел. Все они используются для решения простейших задач и подлежат замене в течение ближайших двух лет на более высокие модели ПЭВМ, поскольку на устаревших компьютерах не могут быть установлены современные программные средства и внедрены сетевые информационные технологии.

Лишь в единичных случаях в прокуратурах созданы локальные вычислительные сети.

По мнению пользователей компьютерных систем в прокуратурах субъектов Российской Федерации, городских и районных прокуратурах, основными п р и ч и н а м и недостаточно высокой эффективности информатизации данного звена являются:

1) отсутствие централизованных закупок средств вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования;

2) невысокая надежность ряда устройств компьютера и невозможность на местах быстрого устранения неисправностей;

3) отсутствие достаточного количества эффективных типовых программных средств, ориентированных на решение функциональных задач по основным направлениям деятельности органов прокуратуры;

4) недостаточная подготовленность прокурорско-следственных работников в области использования информационных технологий;

5) внедрение предлагаемых различными фирмами и организациями автоматизированных систем и комплексов задач, не обеспечивающих функциональную полноту, надежность и защищенность вводимой информации;

6) отсутствие до настоящего времени возможности организовать надежный обмен информацией в электронном виде как с Генеральной прокуратурой РФ, так и с прокуратурами субъектов Федерации.

В наш информационно-технологический век трудно представить работу юриста без использования компьютера. Умение пользоваться необходимым набором программ - это обязательное условие для современного юриста, и, конечно, прокурора Гурулев Д.В. Использование компьютерных технологий. «Законность», 2011, №1. // Правовая система «Консультант Плюс»..

Указом Президента РФ от 28.06.93 Указ Президента РФ от 28.06.1993 №966 (ред. от 22.03.2005) «О Концепции правовой информатизации России». // Правовая система «Консультант Плюс». утверждена Концепция правовой информатизации России -- процесса создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий. Главной целью правовой информатизации является информационно-правовое обеспечение внутренней деятельности органов государства.

Базовая на сегодняшний день норма, регулирующая использование компьютерных технологий в прокуратуре, прописана в п. 2.3.7 Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Приказ Генпрокуратуры РФ от 21.10.2003 №45 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федеарции сообщений о преступлениях».. Она позволяет вести обработку документов на компьютерах при условии обеспечения полной надежности и защищенности информации.

В настоящее время в системе органов прокуратуры Российской Федерации можно выделить два основных уровня использования компьютерных технологий. Первым из них является использование компьютерной техники на персональном рабочем месте работника прокуратуры. Второй уровень предполагает использование компьютерной техники в аппарате конкретной прокуратуры и в целом в системе органов прокуратурыКебеков Т. Внедрение информационных технологий в организацию прокурорского надзора. «Законность», 2010, №11.// Правовая система «Консультатн Плюс»..

К важнейшим мерам по совершенствованию организации работы в органах прокуратуры относится внедрение в повседневную деятельность всех звеньев прокуратуры, в том числе городской прокуратуры, вычислительной техники.

Большинство практических работников уже преодолели бытовавшую некогда боязнь вычислительной техники. Компьютеры, принтеры, сканеры и другие когда-то загадочные устройства ныне активно используются работниками прокуратуры - от секретарей до руководителей. Тому несколько причин. Пришло понимание, что компьютер на рабочем столе - это не игрушка и не дань моде, а насущная необходимость, поскольку в противном случае можно, как говорится, отстать навсегда. Кроме того, качественно изменилась и сама электронно-вычислительная техника, причем меняется она стремительно. Всего лишь пять-шесть лет назад в прокуратурах разных уровней можно было встретить, пусть даже и в единичных экземплярах, разнообразные "персональные электронно-вычислительные машины", которые таковыми можно было назвать с большой натяжкой, а именно - отечественные "Искры", минские "ЕС-1840" и "ЕС-1841", "Роботроны" из бывшей ГДР и многие другие. Вся эта ненадлежащая маломощная техника доставляла больше хлопот, нежели давала положительный эффект, редко была совместима между собой и другими моделями.

Сейчас ситуация совсем иная. К сожалению, отечественный производитель пока не смог занять достойного места на рынке компьютеров, но это тема отдельного разговора. Сейчас грамотные (и не очень) пользователи стремятся работать на технике хорошего качества и хороших возможностей. Прокуроры и следователи быстро оценили отличия техники класса "пентиум" от 386-х до 486. Обычным делом стало, например, вполне профессиональное обсуждение между прокурорскими работниками положительных сторон и недостатков работы с редакторами текстов "Ворд" в среде "Виндоуз" и "Лексикон", "Слово и Дело" в среде "Дос", или, скажем, преимущества различных справочно - информационных систем, таких, как "Гарант" или "Консультант-плюс".

Но само по себе наличие компьютеров - еще не решение проблемы. Отдельные разрозненные машины, не обеспеченные надлежащим программным продуктом, не объединенные в локальные компьютерные сети, не имеющие грамотных пользователей, не принесут и доли потенциально возможного эффекта.

Прокуратуры субъектов Федерации оснащались компьютерами в основном за счет средств местной администрации, что имело как положительные моменты (ускорение компьютеризации), так и отрицательные (большая разнотипность компьютеров в системе органов прокуратуры). Ряд горрайпрокуратур установил модемную связь с вышестоящими прокуратурамиОрганизация работы органов прокуратуры по правовому просвещению граждан: методические рекомендации. М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2010. С. 34..

Позитивное влияние компьтеризации на работу системы прокуратуры бесспорно. Однако пока средствами электорно-вычислительной техники в необходимом объеме не обеспечены все органы прокуратуры и Следственного комитета (в органах районного звена сотрудники используют преимущественно собственные персональные компьютеры), и следовательно, не сформирована до конца локальная сеть. Компьютер применяется в основном как печатная машинка. Лишь отдельные сотрудники владеют профессиональным десятипальцовым методом печатания «вслепую», существенно ускоряющим набор текста. Обучение студентов и действующих сотрудников в массовом порядке даже только такому навыку на порядок повысит скорость и результативность их работыЛазутин Л.А., Шобухин В.Ю. Подготовка кадров для органов прокуратуры в условиях образвоания Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации: материалы научно-практической конференции. - Екатеринбург: УрГЮА, 2008. С. 54.

Однако есть прокуратуры, с которых, по моему мнению, надо брать пример. Прокуратура Рязанской области, помимо количественного наращивания и качественного улучшения компьютерной техники, ведет активную работу по применению новых информационных технологий как в аппарате прокуратуры области, так и в подчиненных прокуратурах.

В кабинете криминалистики прокуратуры области в постоянную эксплуатацию сдан комплекс ввода и распечатки изображений с видеопленки в черно - белом и цветном вариантах. Возможные достоинства этой технологии были известны, но эффект превзошел ожидания. Прокуроры - криминалисты и следователи все чаще обращаются к этому методу фиксации действий обвиняемых, например, при проведении следственного эксперимента, при осмотре места происшествия и т.п.

С 1995 г. прокуратура Рязанской области имеет доступ к информационным ресурсам областного УВД посредством модемной связи, что позволяет, в частности, получать оперативные сводки дежурной части УВД сразу же после их подготовки. На первых порах такая связь казалась чуть ли не вершиной технической мысли, но скоро выяснилось, что модемное соединение не позволяет в полной мере использовать всю мощь и возможности территориальной вычислительной сети УВД.

Существующая модемная связь низкоскоростная и достаточно эффективна лишь при обмене информацией посредством электронной почты, доступ же ко всему массиву информации сети УВД в данном случае весьма затруднен. В связи с этим в сентябре 1997 г. прокуратурой области по проекту, разработанному совместно с техническими службами УВД, произведено соединение локальной вычислительной сети облпрокуратуры и территориальной вычислительной сети УВД путем прокладки оптоволоконного (световодного) кабеля. Кабель проложен между зданиями прокуратуры и УВД области, расположенными недалеко друг от друга (450 м). Выбор такого способа соединения обусловлен тем, что этот тип кабеля позволяет передавать данные с очень высокими скоростями, кроме того к оптоволоконному кабелю практически невозможно подключение посторонних лиц, что предотвращает несанкционированный доступ и обеспечивает конфиденциальность и надежную защиту передаваемой информации.

В перспективе, с развитием вычислительных сетей, в том числе в прокуратурах районов, станет возможным проведение телеконференций, оперативных совещаний руководства и сотрудников различных правоохранительных органов, администраций области и города, экспертных учреждений и т.д.

Уже сейчас кроме подключения к сети УВД прокуратура области подключена также к системе электронной почты областной избирательной комиссии, что предоставляет дополнительные коммуникационные возможности (незамедлительная передача текстовой информации в каждый районный центр области, а также в столицу, областные, краевые и республиканские центры РФ).

Прокуратура области принимает меры и к надлежащему программному обеспечению. С привлечением специалистов рязанских вузов разработаны оригинальные программы учета и анализа уголовных дел по нераскрытым убийствам, по учету форменного обмундирования, которые активно используются. В бухгалтерии прокуратуры области компьютеры соединены в локальную сеть с использованием сервера, произведен переход на работу с автоматизированной системой бухгалтерского учета "Парус". Большая помощь в обеспечении программными продуктами прокурорско-следственной тематики оказана отделом криминалистики Генеральной прокуратуры РФ.

Если такой подход будет реализован во всех городских прокуратурах страны, то это позволило бы создать, на мой взгляд, благоприятные условия для совершенствования системы управления органов прокуратуры, повышение прозрачности их работы, эффективности и результативности прокурорского надзора.

Вместе с тем еще остро ощущается нехватка специализированных программ по таким отраслям надзора, как надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, надзор за законностью судебных постановлений по уголовным и гражданским делам и ряду других. Если бы такие программы разрабатывались и централизованно направлялись в регионы, была бы весьма ощутимая польза на территориях.

Хотелось бы также, чтобы прокурорские работники активно использовали все имеющиеся возможности распространения правовых знаний: выступления перед гражданами с чтением лекций и докладов, проведение бесед, тематических вечеров и вечеров вопросов и ответов, недель, декад и месячников правовых знаний по месту жительства и работы. В связи с эти предлагаю размещать большое количество материалов в средствах массовой информации и в сети Интернет, во всех прокуратурах страны организовать телефонные прямые линии по вопросам разъяснении законодательства.