Полезно знать - Автомобильный портал

Нелегальная продукция. Сухой закон по-татарстански: за незаконный оборот алкоголя будут сажать Механизм получения лицензии

Теперь УК РФ дополняется новыми статьями "Незаконные производства и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и "Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции".

По первой статье предусмотрено наказание в виде штрафа на сумму от 2 до 3 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет. Виновный также может быть приговорен к принудительным работам на срок до трех лет или лишен свободы на тот же срок с запретом занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет либо без такового.

В случае совершения преступления группой лиц или в особо крупном размере наказание будет жестче: штраф может составить от 3 до 4 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет. Также могут грозить принудительные работы и лишение свободы до пяти лет. Запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью также может составить пять лет. Крупным размером признается стоимость, превышающая 300 тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.

Вторая статья - "Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции" - в случае неоднократного совершения преступления предусматривает штраф в размере от 50 до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы, а также иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года.

Сбыт поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия либо их использование, будь то алкоголь или табак, карается штрафом в размере от 300 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, а также принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от 700 тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. Такие же санкции предусмотрены за использование для маркировки алкогольной продукции и табачных изделий заведомо поддельных акцизных марок.

Если поддельные марки привели к крупному ущербу или подобные действия были сопряжены с извлечением дохода в крупном размере или совершены группой лиц по предварительному сговору, штраф будет выше - от 500 до 800 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет. За подделку акцизных марок виновный также может быть приговорен к принудительным работам на срок до пяти лет, лишению свободы на срок 12 лет со штрафом в размере от 700 тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Госдума приняла в первом чтении два законопроекта, связанных с нелегальным оборотом алкоголя

От незаконной продажи спиртного страдает и федеральный бюджет, и здоровье россиян. Депутаты и сенаторы считают, что нужно увеличить штрафы и установить уголовную ответственность за нелегальный бизнес при продаже алкоголя.

Юридические лица поплатятся годовой выручкой

Первый законопроект с поправками в в КоАП внесли единороссы. По словам одного из авторов инициативы Ильдара Гильмутдинова , было несколько подобных инициатив, одну из которых вносил Госсовет Татарстана. Авторы законопроекта отмечают, что основными причинами роста числа правонарушений является, прежде всего, высокая доходность незаконной деятельности и относительно низкие штрафы.

Физические лица, которые нелегально торгуют алкоголем, могут быть привлечены к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, и штраф за это составляет от 2000 до 2500 рублей. Организацию за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии могут оштрафовать в размере от 200 до 300 тысяч рублей.

Но эти штрафы не работают как превентивная мера, что подтверждает статистика. По данным Росстата, количество правонарушений, связанных с незаконной деятельностью по продаже спиртного, в последние годы увеличивается. За 9 месяцев 2013 года выявлено около 11 тысяч правонарушений, а в 2015 году - уже почти 14 тысяч.

Законопроект предлагает усилить административную ответственность за продажу алкоголя без лицензии. КоАП также решено дополнить новой статьёй, устанавливающей административную ответственность за незаконную продажу алкогольной продукции физическими лицами. Штраф для физлиц хотят увеличить до 200-300 тысяч рублей, а юридическим лицам незаконная торговля алкоголем будет грозить штрафом в виде совокупной выручки при реализации товара за год.

Комитет Госдумы по госстроительству поддерживает инициативу, но к законопроекту есть ряд замечаний. «Вызывает сомнения соразмерность наказания и правонарушений физлиц, - сказал заместитель председателя комитета единоросс Александр Грибов . - Может возникнуть ситуация, что предполагаемое увеличение наказаний приведёт к дисбалансу штрафов в КоАП».

Член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Валентина Рудченко спросила, будут ли устанавливать ответственность за продажу самогона. «Берите лицензию, и продавайте самогон, но без лицензии ничего не должно продаваться: ни самогон, ни пиво», - сказал Гильмутдинов.

Комментируя инициативу, лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский отметил, что Госдума много лет занимается проблемой суррогатного алкоголя, но пока что нет результата. «Сто лет назад, в 1916 году, царь ввёл сухой закон, и его отменили те, кто предлагают отметить со стаканом в руке столетие революции», - сказал Жириновский. Он считает, что нужна госмонополия на алкоголь - конкретное количество заводов, производящих алкоголь, и жёсткий контроль над ними.

За незаконную продажу алкоголя - уголовная статья

Второй законопроект разработан сенаторами, которые предлагают внести изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Авторы отмечают, что с 2012 года началась акцизная реформа, которая вызвала двукратный рост цен на легальную водку. Если в 2010 году самая дешёвая легальная водка в магазине стоила 100-110 рублей, то в 2015 году - от 200 - 220 рублей за 0,5 л. При этом бутылка нелегальной водки обойдётся в 100 рублей. При такой разнице в ценах началось резкое падение уровня продаж легальной алкогольной продукции, и при этом уровень потребления спиртного в стране не снижается.

Объём розничной продажи крепкого спиртного с 2012 по 2015 год снизился более чем на 40 процентов, а количество лицензированных точек продаж алкоголя - на 25 процентов. Многие предприниматели перешли в теневой сектор. По оценкам экспертов, около 30 процентов розничных точек, реализующих алкоголь, работает без лицензии. Алкоголь продают на рынке, с машин, в Интернете.

Количество правонарушений на алкогольном рынке, связанных с незаконной деятельностью, увеличилось с 14 тысяч в 2013 году до 18 тысяч в 2016 году. За первое полугодие 2016 года выявлено 85 подпольных цехов по производству алкоголя. Нелегальный алкогольный рынок приносит ежегодно более 100 миллиардов рублей доходов его участникам в денежном эквиваленте.

По словам главы Комитета Совета Федерацию по бюджету Сергея Рябухина , существующие штрафы в 200-300 тысяч не пугают юридических лиц, прибыль которых гораздо больше. Законопроектом предлагается выделить незаконную продажу алкоголя, если преступление совершено в крупном размере, в качестве специального состава преступления в Уголовном кодексе, установив повышенный размер штрафа за его совершение - до 2 миллионов рублей. Крупным размером признается стоимость этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выше триста тысяч рублей. За изготовление или сбыт поддельных акцизных марок для маркировки алкогольной продукции предусматривается ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет. Альтернативное наказание - принудительные работы или лишение свободы на срок до трёх лет.

Бороться надо не только с суррогатным алкоголем

Депутаты поддержали этот законопроект в первом чтении, но предложили внести в него ряд поправок. Член Комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный отметил, что основной источник отравления граждан - спиртосодержащие жидкости, которые употребляют около 10 миллионов граждан.

Ограничение доступа к легальному алкоголю и дешёвому нелегальному алкоголю приведёт к тому, что часть людей станет варить самогон, считает Куринный. Но часть граждан, которые пили дешёвый суррогат, могут перейти на спиртосодержащие жидкости. Так что ещё одним законопроектом надо ограничить продажу последних и ввести более жёсткую ответственность за их производство без лицензии. Такую поправку он предложил внести ко второму чтению законопроекта.

На территории РФ реализации подлежит только акцизная сигаретная продукция. Если маркировки нет, товар считается контрабандным. Нарушение условий торговли сигаретами чревато для предпринимателя привлечением к уголовной или административной ответственности. Санкции законодательства и ответственность за продажу сигарет без акциза рассмотрим в нашем материале.

Привлечение к уголовной ответственности

В соответствии со ст. 171.1 УК РФ запрещен сбыт немаркированной табачной продукции, подлежащей обязательному . Законодательством предусмотрено наказание за торговлю сигаретами без акциза в особо крупном размере или группой:

  • Штрафные санкции в размере от 400 до 800 тысяч рублей.
  • Принудительные социальные работы (на период до 5 лет).
  • Штраф в размере дохода (заработной платы) гражданина за последние 1-3 года.
  • Штраф в размере 1 млн руб. (в размере дохода предпринимателя за 5 лет) и лишение свободы до 6 лет.

При нарушении акцизного законодательства в особо крупном размере предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 1 млн руб. (или дохода предпринимателя за 5 лет) и лишения свободы до 6 лет.

К ответственности привлекаются граждане, совершившие торговлю табачной продукцией без акциза в крупном размере (свыше 100 тыс. руб.):

  • Штраф до 500 тыс. руб. (или в размере дохода за 24 месяца).
  • Принудительные социальные работы до 3 лет.
  • Штраф в объеме до 120 тыс. руб. (или в размере дохода за 6 месяцев) с последующим тюремным заключением на срок до 3 лет.

Штраф за продажу сигарет без акциза и законодательные санкции зависят от объема изъятой продукции. Определяется крупный размер нелегальной продукции (в размере более 100 тыс. руб.) и особо крупный (в объеме 1 млн руб. и более).

Административная ответственность

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 15.12), к административной ответственности привлекаются граждане, совершившие продажу немаркированной продукции в небольшом объеме.

За продажу безакцизной табачной продукции налагаются следующие санкции:

  • К гражданам, совершившим продажу, – штраф от 2 до 4 тыс. руб. с изъятием предметов правонарушения.
  • Штраф от 5 до 10 тыс. руб. с конфискацией товара (применяется к должностным лицам).
  • Штраф в объеме от 50 до 300 тыс. руб. с изъятием продукции (применяется к юридическим лицам).

За оборот сигарет без акциза предусмотрены санкции:

  • К гражданам – штраф от 4 до 5 тыс. руб.
  • К должностным лицам – штраф от 10 до 15 тыс. руб.
  • К юридическим лицам – штраф от 200 до 300 тыс. руб.

За продажу и оборот сигарет без акциза предусматриваются не только штрафные санкции, но и полное изъятие контрабандного товара.

В итоге

Табачный бизнес – прибыльный и популярный вид деятельности. Однако эта продукция подлежит обязательной маркировке. В противном случае правонарушителя ждут немалые штрафные санкции вплоть до лишения свободы.

С каждым годом санкции за торговлю контрабандным табаком ужесточаются. Такие меры позволяют уберечь потребителей от вреда, который может причинить контрафактный товар, и уменьшить развитие теневого рынка по распространению и сбыту немаркированной табачной продукции.

Разъясняет старший помощник прокурора города Стерлитамака Нафикова Г.Ф.

Государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ), иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.10.2 Федерального закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за незаконный оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Так, ч.2 ст.14.16 КоАП РФ установлена санкция за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Статьей 14.17 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, например, производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции влечет в соответствии со ст.14.18 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией произведенной продукции; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией произведенной продукции или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 14.19 КоАП РФ содержит нормы об ответственности за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте, ст.15.13 КоАП РФ – за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Следует отметить, что в уголовном законодательстве также присутствует ряд статей, которые закрепляют ответственность за нарушения в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Так, ст.171 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) регламентирует ответственность за незаконное предпринимательство, ст.171.1 УК РФ – за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции, ст.238 УК РФ установлено наказание за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

26 августа 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 203-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ», кроме того, еще 31 июля 2017 года вступил в законную силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

«В совокупности законодателем значительно ужесточена административная ответственность за правонарушения, связанные с оборотом и реализацией алкогольной и спиртосодержащей продукцией, а также предусмотрена уголовная ответственность за данные деяния, совершенные в крупном и особо крупном размерах» , - сообщил начальник отдела исполнения административного законодательства УМВД России по г. Ижевску Сергей Денников .

Так, Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 171.3 («Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»). Ранее за нарушение лицензионных требований к производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции была предусмотрена только административная ответственность по ст. 14.1, 14.16, 14.17 КоАП РФ. С 26 августа 2017 года в случае таких нарушений, совершенных в крупном и особо крупном размерах, а равно организованной группой, предусматривается уголовная ответственность. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство и (или) оборот которых осуществляются без соответствующей лицензии, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей. «Санкциями ст. 171.3 УК РФ кроме крупных штрафов в размере до 4 млн. рублей предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет» , - подчеркнул руководитель профильного подразделения УМВД России по г. Ижевску.

Также ранее за нарушение правил продажи, в том числе розничной, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусматривалось привлечение к административной ответственности по ст. 14.16 КоАП РФ. С 26 августа 2017 года Уголовный кодекс РФ дополнен ст. 171.4 «Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции».

«Указанная статья уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность при неоднократностирозничной продажей алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию» , - рассказал Сергей Денников . В свою очередь, с 31 июля 2017 года Кодекс об административных правонарушениях дополнен ст. 14.17.1 «Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами». Под действие данной статьи Уголовного кодекса не подпадает розничная реализация пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи, а также розничная продажа вина, игристого вина, осуществляемая сельскохозяйственными товаропроизводителями (индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").Санкции ст. 171.4 УК РФ предусматривают наказание в виде штрафов в размере от 50 000 до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо исправительных работ на срок до одного года

Как напомнил Сергей Денников , ранее уголовная ответственность предусматривалась только при неоднократности розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетнему (ст. 151.1 УК РФ).

Санкции указанных выше статей Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривают и конфискацию алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Также ст. 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации» дополнена частью 8 « Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». «Таким образом, розничная продажа в сети Интернет алкогольной и спиртосодержащей продукции с 31 июля 2017 года является административным правонарушением, влекущим наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 20 000 до 40 000 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 300 000 рублей» , - пояснил Сергей Денников .

Представитель УМВД России по г. Ижевску рассказал и о новеллах, вступающих в силу с начала следующего 2018 года.

Так, в соответствии с указанными выше Федеральными законами РФ вступят в законную силу с 1 января 2018 года вступят следующие изменения:

Будет запрещено перемещение по территории Российской Федерации физическими лицами немаркированной алкогольной продукции в объеме более 10 литров на одного человека (ответственность предусмотрена ст. 14.17.2 КоАП РФ – наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения);

Будут запрещены перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции автомобильным транспортом и железнодорожным подвижным составом без использования средств ГЛОНАСС/GPS (ответственность за неисполнение данного требования наступает с 1 июня 2019 года).

Пресс-служба УМВД России по г. Ижевску