Полезно знать - Автомобильный портал

Гуманитарная соционика. Мифы и заблуждения в соционике По каким функциям человек может игнорировать общественное мнение


№10: Всем людям, не зависимо от ТИМа, одинаково легко изучить и понять соционику
№ 11: ТИМ можно определить по «внутреннему самоощущению»
№ 12: «Методики у меня никакой нет и теорией соционической я не увлекаюсь, а просто вижу типы, как Ванга»
№ 13: «Я не логик потому, что не умею логически мыслить»
№ 14: «Раз мне не подходит описание данного типа, значит вы мне неправильно его определили»
№ 16: «Я этик потому, что меня интересуют люди и для меня важны отношения между людьми»
№ 15: «Я этик потому, что для меня важно моё настроение и настроение других людей»
№ 17: «Я амбиверт»
№ 18: «Знакомые соционики и мои друзья меня чаще типируют в …»
№ 19: ТИМы наследуются от родителей к детям
№ 20: ТИМы связаны с активностью полушарий головного мозга
№ 21: Типировщик может правильно определять только те функции, которые сильны у него самого
№ 22: «Постоянно ссорюсь с одним человеком, видимо у нас плохие интертипные отношения»

Лахаев А.В.

Статья посвящена рассмотрению способов практического применения соционики типом ЛИЭ в жизни: дома, на работе, с родными и друзьями.
Ключевые слова: соционика, тип информационного метаболизма (ТИМ), модель А, сильные функции, интертипные отношения, ЛИЭ, СЛЭ.

Начало
Впервые о соционике я услышал в 2011 году. Коллега по работе как раз только закончила недельные курсы и считала себя знатоком в этом деле. Пообщавшись некоторое время со мной, она вынесла свой вердикт: «Вы являетесь рациональным этико-сенсорным экстравертом (ЭСЭ), или Гюго», и скинула мне ссылку для самостоятельного прочтения. В тот момент я ещё ничего не знал об этой науке и решил немного прочитать про неё. Как человек, который приходит к гадалке и выискивает в её словах подтверждение своих опасений, так же и я находил в описании типа «Гюго» то, что свойственно мне. На тот момент мне показалось, что она попала в точку, и я действительно являюсь представителем этого ТИМа. Тогда я сказал ей: «Здесь правда на 99%». Меня эта тема заинтересовала, и я стал глубже изучать этот предмет.

Первые шаги

Практически каждый день я начинал с прочтения описаний того или иного типа. Мне были не совсем понятны термины «волевая сенсорика» или «логика отношений», но почти каждый ТИМ был на меня похож. Меня подстегнул исследовательский интерес, и я скинул описание одного и того же типа нескольким моим знакомым, которые подтвердили, что это про них. Стало ясно, что всё это очень похоже на астрологические портреты с максимально размытыми фразами типа «...иногда вы чувствуете себя неуверенно...» или «...периодически Вам нужно побыть одному, чтобы прийти в себя...». Я тогда решил, что слепо верить тому, что написано общим языком, нельзя, и для того, чтобы определять себя и других правильно, необходимо постичь азы диагностики и вообще глубже изучить эту науку.
Всемирная паутина – кладезь информации, на любой вопрос можно найти ответ, только как определить, что именно этот ответ правильный, если не разбираешься в самом предмете? Тогда я этого не осознавал и черпал знания со всех сайтов по соционике, какие только мог найти. Естественно, это привело к тому, что я вконец запутался и голова моя была засорена. Многие сайты пестрили красивыми баннерами, заманивали статьями «известных» социоников, но единого мнения я не смог составить, слишком разнородной была информация. И, как это обычно делается, я выбрал наиболее приятный для меня источник и доверился ему.

Как я был своим дуалом

На том сайте я вновь стал изучать все аспекты информационного метаболизма, понял предмет изучения соционики, узнал про Модель А и признаки Аугустинавичюте-Рейнина. Ещё раз прочитав описание всех типов я, наконец, пришёл к логическому заключению – я рациональный этико-сенсорный интроверт (ЭСИ), или «Драйзер». Описание этого ТИМа было мне наиболее близко, мне было интересно про него читать, изучать его сильные и слабые стороны и, естественно, я находил в чертах «Драйзера» отражение моей повседневной жизни. Мне не был понятен принцип построения Модели А, что такое суггестивная или референтная функции, но зато я с удовольствием читал всё про свой «новый» тип информационного метаболизма.

Заблуждения

Был уже 2012 год, работа была объёмной и отнимала почти всё моё время, поэтому неудивительно, что мне так по душе пришёлся мой дуал. Со временем моя убеждённость в верной оценке себя окрепла, я довольно много прочитал и считал себя неплохим экспертом. Я продиагностировал всё своё окружение, рассказывал друзьям про эту науку и думал, что пора теперь найти своё место в этой жизни, исходя из своего соционического типа. Хорошо, что я не стал резко менять направление своей деятельности, поскольку внутри чувствовалась некая неудовлетворённость. Что-то мне подсказывало, что информации всё равно недостаточно. После четырехлетней рефлексии я принял решение пройти обучение и получить документ, который подтверждал бы, что я являюсь экспертом в области соционики. И я начал свои поиски.

Ученье – свет

Изучив места, где можно пройти обучение, я доверился своей интуиции, сделал свой выбор и начал путь в освоении этой науки в НИИ Соционики. Каково же было моё удивление, когда на первой встрече с преподавателем я не смог толком ничего рассказать о том, что я якобы уже знал. Элементарные вопросы ставили меня в тупик, я пытался вспомнить определения и проговаривал их, но сути их не понимал. И в тот момент я осознал, что все эти интернет-знания можно смело «выделить и удалить без возможности восстановления». Недолго думая, я оплатил первые занятия и стал учиться. С первых дней учёбы стало ясно, насколько сильно был засорён мой мозг соционическими шаблонами, которые гуляют на просторах интернета. Всего лишь через месяц занятий я знал намного больше, чем за 5 лет самообучения. Мне очень понравился профессиональный подход к изложению материала, и информация стала структурироваться у меня в голове. Я уже с уверенностью мог сказать, что такое сенсорика или интуиция, в чём отличие рационалов от иррационалов и почему не все логики умные, а этики добрые.

Кто я

Но больше всего меня волновал вопрос «кто же я?». Уверенность в правильности моего вердикта касательно себя стремительно исчезала, у преподавателей была версия, но они её не озвучивали, поскольку целенаправленно меня не типировали. Как оказалось, наличие у меня маски другого типа искажало мои собственные ТИМные проявления. И когда я прошёл полную диагностику, мне озвучили вердикт: мой тип информационного метаболизма – рациональный логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ), или «Джек Лондон». Сказать, что я был сильно озадачен и удивлён, - ничего не сказать. Шаблоны ещё полностью не вышли из моей головы, много информации я до этого читал про «Джеков», и их характеристика оставляла желать лучшего. Очень часто я находил их описание как циничных, хитрых и подлых людей. Почему-то многие «профессиональные» и не очень эксперты в области соционики личные качества отдельно-взятых людей приписывали как соционические проявления ТИМа Джека Лондона. По их мнению, если он обладает коммерческой жилкой и является логиком, то обязательно должен обманывать или использовать все возможности для получения выгоды, зачастую в корыстных целях. Взгляд абсолютно непрофессиональный и не имеющий ничего общего с реальностью. Но при этом мне всё равно нравился «Джек» своей энергичностью, эффективностью в работе, скоростью и удачей, я считал его хорошим и мужским ТИМом. Тогда же мне объяснили наличие маски своего конфликтёра («Дюма») и как это отражается на мне.

Моя базовая сработала быстро, я понял и заметил неэффективность и нецелесообразность ношения этой маски, поскольку она портила моё восприятие действительности и вносила разлад во внутреннее состояние. Избавился я от маски достаточно быстро и буквально сразу заметил явный прогресс. Во-первых, ушёл внутренний конфликт, поскольку смотреть на мир через призму своего конфликтёра не приносило мне удовольствия (действительно, эмоциональное состояние было не совсем стабильным и внутренний конфликт мог периодически вырываться наружу). Во-вторых, повысилась эффективность моей работы, я стал предлагать пути решения тех или иных проблем, рационализировал некоторые трудозатраты в своём отделе, стал доверять своему уму и это пошло на пользу. В-третьих, это отразилось и на моей уверенности в себе, теперь я понимал возможности своих сильных функций и стал работать в основном именно по ним, прикрывая при этом слабые. В-четвёртых, это помогло моим отношениям с друзьями и близкими, поскольку я стал «человеком в себе» и заметил, что люди чаще стали обращаться ко мне за советом или помощью как раз по моим сильным функциям.

Тип информационного метаболизма и ИО

Соционический тип нам даётся с рождения и остаётся на всю жизнь. Пока что это теория, но достоверных фактов, опровергающих эту позицию, ещё нет. Поскольку всё наше общение базируется на обмене информацией, то знание ТИМа как своего, так и собеседника помогает выстраивать отношения наилучшим образом. Интертипные отношения (ИО) работают всегда, даже когда мы не общаемся с человеком напрямую, информация передаётся по огромному количеству каналов, не только вербально или не вербально. Например, почему встреча взглядом со своим дуалом зачастую вызывает немотивированную улыбку? По Г.А. Шульману – это один из признаков дуального контакта. Каким образом в этом случае передаётся информация? Мы смотрим на него, мы с этим человеком ещё не разговаривали, он нам не знаком, первый раз видим его, но улыбка уже сама расплывается на лице. Почему так? Видимо, всё дело в отдыхе. Рискну предположить, что отдых нравится всем, он вызывает приятные ощущения, нам становится хорошо, настроение поднимается, выделяются гормоны счастья и радости и мы улыбаемся чаще. Может, именно это и происходит в тот момент, когда наши взгляды встречаются? Может, у нас подсознательно всплывают приятные воспоминания, связанные с отдыхом, или мы предвкушаем хороший отдых? А возможно, наша болевая функция улавливает фон от реализующей своего дуала? Причин может быть великое множество, а может быть одна, пока ещё это неизвестно (дуальные отношения как раз и характеризуют отдых, с кем, как не с дуалом приятнее всего проводить минуты свободного времени?). Такое наше поведение означает, что существуют другие способы передачи информации, невидимые глазу.
Пример ИО в моей практике: пришёл я на занятия раньше времени на полчаса, захожу в здание, а на пороге стоит моя коллега (ИЛЭ). На вопрос, «Почему ты не поднимаешься в аудиторию» она мне отвечает: «Меня охранник не пускает, преподаватели пока не пришли, без них нельзя». Я подхожу, улыбаюсь и говорю всего несколько слов: «Здравствуйте, мы на соционику». Охранник расплывается в улыбке и молча открывает турникет. Несложно понять, что на проходной сидел «Драйзер». Не знай я соционики раньше, возможно, так бы мы и остались стоять в дверях, ожидая учителей. На этом примере ярко видны проявления ИО (конфликтёр был вынужден стоять в дверях, а дуалу сложно было отказать). Но важно знать, что дуальные отношения не являются гарантией безоблачной жизни и абсолютной гармонии в паре. Качество информации может быть неподходящим, те же воспитание, образование, уровень интеллекта, личные предпочтения и т.д. также играют большую роль. К тому же существуют другие типологии, которые накладывают отпечаток на комфортность отношений. Просто при прочих равных дуальные отношения будут наиболее приятными.

Применение в жизни

Разберём интертипные отношения. В моём личном примере это отношения Заказа . Эти отношения несимметричные, Заказчик (З>) порой не замечает Подзаказного (З<), не слышит его и не воспринимает всерьёз. А самое неприятное – он не всегда замечает то, что делает З< и сколько своих сил на это тратит. Контактный блок З> (функции 3-2) как раз приходится на СуперИД З< (функции 6-5), поэтому он всегда кажется человеком значительным, интересным и привлекает внимание. Но обратного эффекта не происходит. Рассмотрим рисунок 1, где изображены модели А (ЛИЭ, ENTJ, «Джек Лондон») и (СЛЭ, ESTP, «Жуков»).

Рисунок 1. Модель А (ЛИЭ, ENTJ, «Джек Лондон») и (СЛЭ, ESTP, «Жуков»)

Начав с вход в ситуацию с ролевой и далее подключив творческую ЛИЭ даёт энергию и активирует СЛЭ. поскольку обе функции попадают «Жукову» в детский блок. А далее базовая , попадая на реализующую функцию СЛЭ, даёт указания, что и как делать. В этом и состоит смысл отношений Заказа . Обратного эффекта не происходит, поскольку, как мы видим из рисунка, контактный блок «Жукова» ( и ) попадает в ИД «Джеку», потому СЛЭ и остаётся незамеченным. Единственный выход для Подзаказного – это использовать свою базовую функцию. Резонанс 1-5 является благоприятным, и «Жуков», как эксперт в области , с лёгкостью может активировать «Джека». Например, красиво и эффектно одевшись, «Жуков» произведёт впечатление на своего Заказчика . Или, как вариант, сделав престижный подарок, подчёркивающий статус, тоже будет по душе «Джеку». Но, как и в отношениях активации, которым также присущ резонанс 1-5, может наступить переизбыток энергии, поэтому периодически нужно отдыхать друг от друга.
Теперь рассмотрим, каким образом ЛИЭ может помочь своему Подзаказному. Первое – это планирование. Зная слабость суггестивной функции «Жукова» (), я перестал поторапливать свою девушку, а также начал сам прописывать график совместных дел. Раньше возникали ссоры из-за того, что мы часто опаздываем. Теперь же, вместо того, чтобы учить и высказывать недовольство, я стал закладывать больше времени на сборы. Если нам надо выезжать в 10.00, то я говорю, что к 9.30 нужно быть готовым, и эти полчаса я спокойно жду, занимаясь своими делами. Второе – это отдых. Сходить вместе в театр или в кино на комедию, весело () провести время (). Получив такой заряд бодрости, девушка СЛЭ сможет в полной мере использовать свою волевую сенсорику, активируя при этом «Джека». Третье – выбор. Когда перед нами стоит выбор куда поехать на выходные, какую одежду купить или где отдохнуть летом, то девушка накидывает мне несколько вариантов, а я уже делаю окончательный выбор. Фоновая функция, в отличие от Ролевой, сильная, 4-х мерная, поэтому определить по , какой из предложенных вариантов самый оптимальный, мне не составляет труда.

Применение на работе

На работе мне стало проще руководить коллективом. Если раньше я старался договориться или уговорить сделать работу (маска СЭИ мешала), то теперь я стал управлять согласно своему типу личности. Являясь представителем делового стиля общения (малая группа на пересечении логики-экстраверсии-уступчивости), я без лишних слов стал давать указания, что и как нужно делать, ставить чёткие сроки и требовать результата. Я был удивлён, что моя «новая» манера руководства оказалась более эффективной, хотя я думал, что это может выглядеть жёстко, но мои коллеги восприняли это спокойно. Когда находишься в своём типе и ведёшь себя соответственно, то и окружающими это воспринимается естественно.
Одна из моих коллег является носителем ТИМа (ЭИЭ, ENFJ, «Гамлет»), который относится к процессным типам. Мой руководитель давал ей указания по подготовке внутренних документов и всё время требовал промежуточных результатов, несколько раз в день отвлекал и просил указать процент выполненной работы. Это, несомненно, её постоянно сбивало и вводило в стресс, что сказывалось на её эмоциональном состоянии. Тогда я договорился с начальником, взял под контроль ход её работы, поставил временные рамки и дал ей свободу: есть такая задача, нужен такой результат к такому сроку, и перестал вмешиваться. Работа была выполнена к нужной дате. Процессным типам необходимо больше времени для того, чтобы включиться в работу и набрать необходимый темп, а постоянное требование промежуточных результатов выводит их из равновесия и серьёзно снижает скорость. К тому же творческая функция «Гамлета» () без вмешательства извне способна грамотно распределять время на свои дела. Знание соционики в данном случае позволило мне устранить конфликт и в то же время качественно выполнить работу. Процесс и результат – конфликтогенные признаки, и для того, чтобы эффективно управлять коллективом, необходимо это понимать.
Теперь меня чаще стали привлекать на работе для решения новых задач, с которыми ранее мы не сталкивались. Здесь мне «помогают» сразу две малые группы:

  • Клуб «Исследователей» (из МГ "Клубы") для поиска необходимой информации (что я делаю с удовольствием),
  • «Рыцари» (уникальность) (МГ "Стимулы к деятельности"): «никто ещё такое не делал!». А когда работу делаешь с удовольствием, то и результат будет соответствующий.

Раскрыв в себе свой ТИМ, я в буквальном смысле слова повысил качество жизни. Осталось добиться повышения и продолжать дальше двигаться по карьерной лестнице, поскольку для группы

  • «Пентаклей» (логики-рационалы-эмотивисты) (МГ "Масти") важно не только работать, но и получать за это «овеществлённый результат».

Я не ТИМ, я Человек

Тип информационного метаболизма не ограничивает человека в чём-либо и не заставляет его делать или не делать те или иные вещи. ТИМ – это всего лишь каркас, на который наслаиваются наш личный опыт, воспитание, образование, интеллект, индивидуальные качества и т.д. Во всемирной паутине много шаблонов, например, «Ты толстый и такой добрый – значит ты Драйзер», или «Ты интуит, ты же не можешь готовить». К сожалению, такое невежество пока ещё широко распространено и не быстро искореняется с просторов интернета или из головы простых обывателей. В этом помогут системный подход к изложению материала и грамотно выстроенная система обучения.
Нужно просто принять себя таким, какой ты есть, со всеми своими сильными и слабыми сторонами, быть собой и, главное, всегда оставаться человеком.

Литература:
1. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека. // Соционика, ментология и психология личности. - 1996. - №№ 1–3.
2. Аугустинавичюте А. Соционика. - М.: Чёрная белка, 2008.
3. Букалов А.В., Карпенко О.Б., Чикирисова Г.В. Эффективный менеджмент и кадровый консалтинг с использованием соционических технологий. // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. - 2003. - № 8.
4. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих отношений. – М.: Алмаз, 2005.
5. Прокофьева Т.Н. Семантика аспектов. // Психология и соционика межличностных отношений. № 2 – 2004.
6. Шепетько Е. Анализ и классификация интертипных отношений // СМиПЛ, 1997, № 1.
7. Прокофьева Т.Н. Соционика в построении стратегии успешного взаимодействия: умение разбираться в людях и предсказывать их поведение. – М., 2004.
8. Прокофьева Т.Н., Девяткин А.С., Исаев Ю.В. Практическое применение горизонтальных блоков модели А. // Соционика, ментология и психология личности. 2012. №2.
9. Прокофьева Т.Н. Психологические типы и способности к профессии. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2.
10. Исаев Ю.В., Прокофьева Т.Н. Деловой стиль общения. //Соционика, ментология и психология личности. – 2011. – №1.
11. Соционические «маски»: как они нам мешают и чем помогают. //Соционика, ментология и психология личности. – 2009. – №6.
12. Каменева С.К., Прокофьева Т.Н. «Маски» соционических типов //Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2011. – N 3.

Это наука, которая досконально изучает структуру мышления каждого индивидуума. С помощью этой науки можно определить, какой у человека тип личности . Это не просто развлечение. Узнав себя, можно определиться со своим будущим, найти подходящих друзей и вторую половинку. Всего соционический тип насчитывает 16 характеров. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны. Каждый из них по-своему смотрит на окружающий мир. Из одних получаются прекрасные политики, а другие станут великолепными врачами.

Соционика гласит, что психотип человека никогда не меняется, однако не стоит забывать, что по мере взросления некоторые функции могут измениться.

Нельзя точно сказать, какой тип личности раздражает больше всего. У каждого из них разный характер, да и взаимоотношения между ними тоже разные. В любом случае, определив свой соционический тип, можно понять, какие ТИМы будут больше всего вас раздражать.

Как видите, соционика предлагает 16 социотипов. Какой из них раздражает больше других - очень трудно понять. Зато можно определиться, кто раздражает конкретно вас. Для этого нужно определить тип личности ваш, людей, которые вас окружают, сравнить все полученные социотипы.

Возможно, проводя анализ, вы сможете найти новых друзей или понять, что некоторые люди вам вовсе не друзья.

В повседневной жизни каждому из нас постоянно приходится сталкиваться с жаргонизмами и сленговыми выражениями. Русский язык в последнее время очень много позаимствовал терминов из английского, особенно сильно сленговый англицизм наблюдается в сфере компьютерных технологий и среди геймеров. Многие сленговые слова появляются в речи настолько быстро, что многие не успевают разобраться в их значении. Есть очень интересное слово «тим», которое часто встречается на просторах игровых чатов или на геймерских форумах. В статье пойдет речь о понятии «тим». Что это такое? Что оно значит? Откуда было заимствовано?

Определение понятия

«Тим» - это англицизм, то есть произошел от английского слова, которое переводится на русский язык как «команда», «сплоченная группа». В нашем языке это выражение приобрело более узкое значение - «сплоченный коллектив». «Тим» - это типичный жаргонизм, такого слова официально не существует, оно не является нормой литературного языка. Его используют геймеры в чатах и на форумах, а также в разговорной речи.

Значение понятия у геймеров

Итак, что такое тим у геймеров? Какое оно имеет значение?

Люди во многих онлайн-играх стараются сплотиться в коллективы, объединиться, сбиться в «стаи», и тогда одолеть противника значительно легче. И если прочитать на форуме переписку игроков, то они именно это значение понятия они и имеют в виду.

Тим - это команда, группа, за которую играет геймер. Например, в переписке можно встретить выражение: «тима раков», что значит коллектив или группа, персонажи которой играют очень плохо.

В некоторых ситуациях тим имеет значение «коллектив сплоченных единомышленников» или «коллектив заговорщиков». У игроков "Доты-2" есть распространенное выражение «дримтим», что означает «команда неудачников», то есть понятие используется в слегка ироничном значении.

Неважно, в какой игре используется тим, смысл один и тот же - это команда, к которой принадлежит игрок.

Некоторые геймеры считают, что тим - это когда некоторые нубы (неудачники, не умеющие играть) группируются в команду, чтобы не было так страшно.

Значение понятия в соционике

Но понятие используется еще и в соционике. Что такое тим в соционической концепции? Какое значение имеет понятие?

Тим - это суть информационного обмена между человеком и окружающей средой, это то, как и какого рода информацию человек выдает в мир или воспринимает сам.

Данное понятие выдумали в соционике - это концепция типов личности и взаимоотношений, которые возникают между ними. Основоположницей этой теории была в 1970 году Аугустинавичюте Аушра, а основывалась она на типологии Юнга и теории Кемпинского А. Согласно этой теории, существует в мире 16 соционических типов личности человека, в зависимости от восприятия мира и отношения к нему, а также от реакции на действительность.

Но следует отметить, что соционика до сих пор не имеет общепризнанного научного статуса.

Основные положения о тиме в соционике

Итак, что такое тим в соционике?

В мире все люди делятся на 16 тимов. Считается, что это основа психики человека, она заложена с рождения, и именно на нее накладываются воспитание, модели поведения, опыт. До 21 года происходит постоянное наполнение тима.

Психотип, или тим, определяет способы получения информации, особенности взаимодействия человека с миром и с людьми, определяет слабые и сильные стороны человка.

У представителя каждого отдельного психотипа есть свои сильные и слабые стороны, особенности поведения, способы мышления, собственные ценности. Конечно, характер человека зависит от воспитания, образования, окружения и многих других факторов. Но существуют и особенности устройства нашей психики, которые заложены природой. К одинаковым психотипам относятся люди из совершенно разных слоев общества: политики, беспризорники, ученые, домохозяйки. Их всех объединяют похожие реакции на какие-либо жизненные ситуации, близкие взгляды на жизнь, общество, мир и людей.

Согласно соционике, тим человека не меняется в течение жизни, однако информационное наполнение личности с годами изменяется.

Зачем необходимо знать свой тим?

Свой психотип необходимо знать, чтобы иметь представление о своих слабых и сильных сторонах устройства психики. Используя свои сильные функции, можно избежать депрессий и перегрузок. Зная свой психотип, можно найти человека с подходящим тимом для дружбы, семейных отношений. Следует также отметить, что межтимные отношения делятся, согласно теории социоников, на плохие, нормальные и хорошие. Все отношения в обществе - это фон, на котором происходит общение между людьми. Мы даже не задумываемся о том, что умеем чувствовать его, у каждого в жизни была такая ситуация, когда видим вроде бы человека первый раз, а внутри ощущаем, что он нам не нравится.

В сети интернет очень много информации на данную тему, в мире существует огромное количество школ, которые изучают данную тематику, но многие из них между собой совершено не дружат, а иногда и откровенно враждуют.

«Вся наша жизнь театр и немного маскарад.»

Тип информационного метаболизма у каждого человека один, и в течение жизни он не меняется, от него зависит очень многое в нас, в том числе и в нашем поведении. Однако, даже если отвлечься от стереотипных представлений, мы часто ведём себя так, как теоретически «должны» вести себя представители других ТИМов. Происходит это по ряду объективных и не очень причин.

1. Отыгрыш.
Отыгрыш – это не когда человек играет другой ТИМ специально, нет. Это когда человек протипирован или протипировался сам неверно, то есть человек верит (или хочет верить) в то, что принадлежит к ТИМу, маску которого надевает. В этом случае искренность, честность, с которой человек доказывает и показывает, что он именно такого типа, а не другого, может смутить даже опытных типировщиков, не говоря уже о просто увлекающихся. Стоит помнить, что человек изображает другой ТИМ… в соответствии со своим ТИМом, на чём его и можно «словить». Например, среди Гамлетов есть тенденция типировать себя в Бальзаков, при этом, если сказать такому Гамлету, что он не Баль, то его возмущение будет истинно Гамовским 🙂 Ещё влияет и разница между реальностью и стереотипными представлениями, отыгрыш это изображение не ТИМа, а того, как человек его себе представляет, а потому отыгрыш часто выделяется стереотипностью и очевидностью.

2. Соционическая акцентуация.
В соционике под «акцентуацией» понимается своеобразный налёт другого ТИМа, появившийся в результате общения с его, другого ТИМа, представителями. При этом на то, у кого черты ТИМа перенимать, влияет воспитание. Люди воспитанные по принципу «надо — не надо» перенимают черты тех, кто их воспитывал, воспитанные по принципу «хочу — не хочу» перенимают черты ТИМов тех, кого любят, а воспитанные по принципу «хорошо-плохо» считаются маловосприимчивыми к акцентуациям и фактически накладывают поверх свой же тип. Соционическая акцентуация неглубока, не затрагивает сами функции, ценности, интертипные отношения. Но при этом людей, у которых таких акцентуаций нет, практически не бывает.

3. Ролевая функция.
Третья функция в ТИМе, ролевая, во многом изображает то, чего нет, фактически она сама по себе – маска. Часто самого человека вводит в заблуждение его собственная ролевая и он начинает верить в её силу. Из-за этого люди часто типируют себя в деловиков или супер-эго, и искренне веря, ведут себя соответствующе. Однако такие маски редко держаться долго, просто потому что столкновение с суровой реальностью обычно быстро даёт понять, где сила, а где слабость, иногда с тяжёлыми последствиями для самого носителя этой маски. Больше всего эта проблема актуальна для незрелых личностей, которые зависят от мнения общества и в принципе много врут.

4. Желание понравиться.
Бывает так, что человек привлекает наше внимание, нам хочется ему понравиться, и мы стараемся вести себя так, как этому человеку бы от нас хотелось. К соционике это имеет опосредованное отношение, но ведь у человека, которому хочется понравиться, тоже есть ТИМ, и он влияет на вкусы и предпочтения. Поэтому попытка понравиться кому-то часто превращается в маску дуала или активатора этого человека.

5. Сознательная игра.
Бывает намного реже, чем кажется и не поддаётся однозначному описанию: люди могут изображать свой ТИМ ради эксперимента, чтобы не приставали дуалы (да-да, бывает…), чтобы проверить что-то в себе и других и т.д. Сознательная игра бывает очень талантливой, но играть не веря невозможно долго. А потому сознательную маску с человека обычно снимает обыкновенная усталость.

В конце хочу подчеркнуть, что в принципе некорректно говорить о соответствии поведения какому-либо ТИМу, такого соответствия нет. Ведь соционика изучает не поведение, а сам процесс обмена информации, механизм её переработки в человеке. Поведение от этого механизма зависит не всегда и не напрямую.